Песнь Льда и Пламени: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 179: Строка 179:
** Григор Клиган и [[Бой-баба|Бриенна Тарт]] [[реактивный громила|гораздо быстрее, чем может показаться при их росте и толщине]] и способны разрубить человека повдоль.
** Григор Клиган и [[Бой-баба|Бриенна Тарт]] [[реактивный громила|гораздо быстрее, чем может показаться при их росте и толщине]] и способны разрубить человека повдоль.
** Сирио Форель — мастер того меча, который уже готов эволюционировать в шпагу.
** Сирио Форель — мастер того меча, который уже готов эволюционировать в шпагу.
* [[Кто кого перепьёт]]
** Тормунд похваляется, что в такого рода состязаниях ему нет равных.
** Морс и Хозер Амберы играли в эту игру на Празднике урожая в «Битве Королей».
** Большой Джон Амбер во время Красной свадьбы затеял подобное соревнование с тремя Фреями. Выиграл, как ни странно, Меррет Фрей.
* [[Леди с замашками пацанки]]
* [[Леди с замашками пацанки]]
** Серсея Ланнистер. Автор, похоже, даже сам согласен с её бравадой, что-де из неё рыцарь (типичный такой вестеросский рыцарь) получился бы лучше, чем [[злая королева|то, чем ей пришлось стать]] — и уж подавно лучше, чем некоторые рыцари в её окружении. А ведь если бы не марксистская упёртость лорда Тайвина, насмерть уверенного в том, что женщине дозволены только киндер-кюхе-кирхе, могла бы вырасти [[пацанка с замашками леди|второй Лианной]] — и как знать, не польстился ли бы тогда на неё Рейгар, как это мечталось им обоим?
** Серсея Ланнистер. Автор, похоже, даже сам согласен с её бравадой, что-де из неё рыцарь (типичный такой вестеросский рыцарь) получился бы лучше, чем [[злая королева|то, чем ей пришлось стать]] — и уж подавно лучше, чем некоторые рыцари в её окружении. А ведь если бы не марксистская упёртость лорда Тайвина, насмерть уверенного в том, что женщине дозволены только киндер-кюхе-кирхе, могла бы вырасти [[пацанка с замашками леди|второй Лианной]] — и как знать, не польстился ли бы тогда на неё Рейгар, как это мечталось им обоим?

Версия 21:42, 17 сентября 2024

Wikitropes.jpgДля особо любопытных
Статья с Wikitropes Песнь Льда и Пламени – это прекрасное дополнение к нашему весьма экспрессивному мнению.
Считаешь, что нам не хватает примеров? Можешь перенести и адаптировать! Твой орлиный глаз служит нам верой и правдой!
« Невинность и инцест,
Гоморра и Содом,
Предательство и честь,
И карлик с топором.
»
«Агата Кристи»

Для этой страницы есть Непонятки и Необузданные догадки.

A Song of Ice and Fire
Обложки первых четырёх томов серии
Общая информация
НазваниеПеснь Льда и Пламени
Оригинальное названиеA Song of Ice and Fire
АвторДжордж Р.Р. Мартин
Иллюстратор
ИздательствоRandom House
Подразделение издательстваBatman Books
Языканглийский
Первая публикация1996 год - н.в.
Типсерия романов
ЖанрТёмное фэнтези, эпическое фэнтези
Томов5 вышедших, 2 в работе
Возрастное ограничение18+

«Песнь Льда и Пламени», она же «Песнь Льда и Огня» (англ. A Song of Ice and Fire), сокр. ПЛиО — цикл романов в жанре фэнтези, выходящий из-под пера американского писателя Джорджа Р. Р. Мартина[1]. Также по мотивам книг был поставлен телесериал «Игра престолов».

История создания

Джордж Мартин начал работу над сагой в 1991 году; первая из опубликованных книг — «Игра престолов» (A Game of Thrones) — пришлась на 1996-й. Запланированная поначалу как трилогия, эпопея с годами разрасталась в масштабе — планы автора изменились сначала на четыре, пять книг, затем и вовсе на семь. Последний к этому времени том, «Танец с драконами» (A Dance with Dragons), вышел в 2011-м году после долгих пяти лет работы Джорджа Мартина над ним, сейчас пишется шестой том, «Ветра зимы» (The Winds of Winter).

Популярность и критика

Серия, в самом начале публикации отнюдь не ставшая бомбой, постепенно приобрела свою аудиторию. И даже более чем: к настоящему моменту продано суммарным тиражом за 22 миллиона копий, книги переведены более чем на 20 языков. Самые свежие на сегодня тома саги — четвёртый и пятый — стабильно достигали вершины хит-парада бестселлеров по версии The New York Times. На волне успеха романов франшиза, помимо упомянутого сериала, разрослась до комикс-адаптации, а также нескольких настольных, карточных и видеоигр.

Теперь критика. Существует как позитивная (Мартин не стесняется порева и мочилова и не гнушается наказывать персонажей за потенциально самоубийственные действия, идущие вразрез со здравым смыслом), так и негативная (большинство этих персонажей либо полюбились публике, ибо поступают благородно, или появляются, описываются и вносятся в сюжет только для того, чтобы в следующий момент их убили, дабы показать, что это типа серьёзная книжка, but man, it’s f*ckin' FANTASY!). Последней больше — в основном по причине того, что содержание книг поначалу составляли красноречивые иллюстрации всего того, что у нас на ресурсе помечено как «так делают только МТА» — боевые доспехи, усыпанные драгоценными камнями[2], плавка золота в котелке[3] aбсурдные события, эпичная ледяная стена с полутора стражниками на километр длины, да которые ещё и являются боевым отрядом осуждённых на целибат некрозоопедофилов, и тому подобное. Однако, видимо, до Мартина эта критика тоже дошла, поэтому такого бреда в книгах становится всё меньше, как и наполнителя в виде бесконечных описаний шмотья и гербов — видимо, поэтому он валит дедлайны один за другим, ведь писать сюжет — это вам не шмотьё на три страницы расписывать.

Тем не менее, даже при всём вышесказанном, Джордж Мартин — автор эпичного фэнтези, с кучей бабла и армией фанатов. Тоже результат.

И всё же, если присмотреться, то Мартин пишет вполне традиционное фэнтези. Больше того, при ближайшем рассмотрении ПЛиО — это всё-таки сказка. Да, недетская, да, вымазанная изрядным количеством грязи, но всё же сказка. Посудите сами: есть и добрый благородный герой Джон Сноу, и сестра его Арья, которая учится в ордене элитных супер-убийц, и прекрасная принцесса Дейенерис, которая умеет летать на драконах, и Древнее Зло, которое пробудилось… Есть даже пророчество об Избранном (легенда об Азоре Ахае), само наличие которого в сюжете когда-то было практически обязательным элементом любого дешёвого фэнтези. А дело всё просто в том, что Мартин — последователь Толкина, и многие элементы сюжета саги написаны в дань уважения ему. А сам сюжет просто не так жутко заштампован, как тот низкопробный шлак, являющийся очередным закосом под Dungeons&Dragons. Да и герои Мартина — явно не плоские безликие болванчики, которые действуют в эскапистских опусах МТА, а люди со своими достоинствами и недостатками.

Исторические параллели и аналогии

Вестерос — основное место действия

Сага «Песнь Льда и Пламени» — исторический эпос с элементами фэнтези. Действие происходит на вымышленных континентах, фигуранты — вымышленные же государства, но в целом сеттинг вдохновлён историей средневековой Европы, в частности, периодом междоусобиц в Англии, известном как Война Алой и Белой Розы[4]. Фэнтезийные элементы не главенствуют в повествовании — несмотря на то, что в этом мире явно действуют магические силы, промышленного использования волшебства, характерного для жанра, здесь нет. Читателю скорее демонстрируют вариант, когда страхи и суеверия средневекового населения действительно существуют, и максимум, что можно с этим сделать — мириться, бороться или понемногу учиться контролировать.

Королевство Грейджоев = скандинавы-викинги, основавшие на островах у берегов Шотландии даже свое независимое w: Королевство Островов, просуществовавшее несколько столетий.

Основной акцент сделан на масштабных полотнах битв (которых, правда, две-три на целую книгу), а также не менее (если не более) масштабных подковёрных интригах в борьбе за главный трон и прочие важные сферы влияния. Следует быть готовым к обилию сцен насилия, секса и не самых приятных атрибутов средневекового быта, однако всё это естественно вплетается в сюжетную канву, только добавляя колорита, достоверности и объёма происходящему. Автор не гнушается при необходимости и убивать своих персонажей — благо, героев в «Песни Льда и Пламени» действует огромное количество.

Помимо исторических параллелей, «Песнь Льда и Пламени» имеет очень много параллелей с циклом Тэда Уильямса «Орден манускрипта». Причём не столько сюжетных, сколько на уровне похожих персонажей, предметов и атмосферы. В каком другом случае это могло бы привести к обвинению в чём-нибудь нехорошем, но не здесь: Мартин охотно признаёт, что среди прочего вдохновлялся Уильямсом, а Уильямс к нему хорошо относится, так что получились дружественные фэндомы.

Также на «Песнь Льда и Пламени» оказало большое влияние творчество Майкла Муркока, в частности его Элрик из Мелнибонэ.

Сюжетная канва

Внимание сосредоточено на борьбе за главный интерес фактически всех основных действующих лиц саги — Железный Трон. Занимающий трон является правителем конгломерата стран в рамках континента Вестерос — Семи Королевств, могущественного альянса, по сути, главной силы континента. Правда, это положение дел со временем меняется — постепенно Семь Королевств начинают раздирать междоусобные войны. Происходит это после того, как свергший предыдущую династию король Роберт, державший поначалу бразды правления железной рукой, с течением лет сдал, а потом и вовсе погиб при подозрительных обстоятельствах. Все сильные мира сего — кланы, так или иначе приближённые ко двору и родственные королевской династии, — начинают где дипломатией, где интригами, а где огнём и мечом, свои игры в сражении за власть.

Тем временем на континенте Эссос, куда бежали опальные дети бывшей царствующей семьи, свои интриги: дети выросли и мечтают отправиться домой, за море, чтобы законно вернуть трон предков. Но для этого надо стать конкурентоспособной силой — на пути домой юная Дейнерис Таргариен из робкой девочки превратится в стальную леди-правительницу и обзаведётся главным оружием прошлого — легендарными, считавшимися исчезнувшими с лица земли драконами.

Ещё одна важная сюжетная линия рассказывает о службе Ночного Дозора — пограничников на великой Стене, охраняющей самые северные рубежи Семи Королевств от всего, что обитает и пробуждается в диких землях: вместе с начинающейся затяжной зимой возвращается давно забытое древнее зло, грозящее смертью всему живому.

Более подробно — в подстатьях:

Список книг серии

(link)

Песня-трибьют по первому сезону телесериала
  • Игра престолов (A Game of Thrones) — дебютная книга саги. Вышла в августе 1996 года. Автор знакомит читателя с главными влиятельными семьями серии, уделяя внимание как многочисленным кланам Вестероса, так и детям бывших правителей Таргариенов. Раскрывается тема Стены на северных границах и несущих на ней службу дозорных. Книга экранизирована в 2011 году.
  • Битва королей (A Clash of Kings) — вторая книга цикла, датирована ноябрём 1998 года. Здесь продолжается история политической борьбы кланов Семи Королевств, дело идёт к междоусобной войне. За океаном Дейнерис учится править и растит своих драконов. Патрульные Стены устраивают рейд вглубь Диких земель, где понимают, что дикари объединяются под предводительством самозваного правителя. Книга стала основой для второго сезона сериала-экранизации (2012).
  • Буря мечей (A Storm of Swords) — третий том саги. Вышел из печати в августе 2000 года. В Семи Королевствах разгорается гражданская война, за Стеной пробуждается и готовится вступить в игру древний ужас, а за океаном Дейнерис не без помощи подросших драконов покоряет всё новые города, не забывая, однако, своей конечной цели — вернуться на берега Вестероса. Третий и четвертый сезоны телесериала: 2013—2014 годы.
  • Пир стервятников (A Feast for Crows) — четвёртая книга цикла. Выпущена в ноябре 2005 года. Северное королевство пало, и война идёт на спад, но её последствия тяжелы. В книге мало экшена, она посвящена в основном теме «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала»: персонажи путешествуют по разорённой стране и ужасаются масштабу разрушений. Пятый и шестой сезоны сериала: 2015—2016 годы. Да-да, фрагменты из четвёртой книги (осада Риверрана, борьба за власть на Железных островах) введены в сериал после событий пятой: хронология, а пошла ты к грамкинам!
  • Танец с драконами (A Dance with Dragons) — пятая книга серии. Вышла в июле 2011 года. Сюжет сгущается; хотя основные сражения гражданской войны позади, под ногами почти победивших горит земля. В игру престолов вступают новые игроки: церковь обзаводится своей армией, ещё один претендент на престол показывает себя в Восточных землях, Ночной Дозор воленс-неволенс оказывается втянут в войну. А магические силы проявляются всё чётче и явственней; Дейнерис летает на драконе, король Станнис, которому помогает культ Рглора, показывает, что он ещё далеко не разгромлен, древний ужас всё топает и топает к Стене, и Зима медленно вступает в свои права. Тоже пятый сезон сериала: 2015 год.
  • The Winds of Winter — шестой том серии, пока не опубликован. Отдельные фрагменты этой книги вошли и в пятый сезон, но основная масса ожидаемых событий была показана в шестом и седьмом сезонах сериала: 2016—2017 годы.
  • A Dream of Spring — седьмая книга серии. Ожидается. Её финал по идее должен совпасть с финалом сериала, и получается, что хотя бы канву событий, описанных в ней, мы увидели в 2019 году.

Дополнительные книги

(link)

Презентация книги-раскладушки по мотивам сериала
  • Сборник повестей «Рыцарь Семи Королевств» о приключениях молодого межевого рыцаря Дунка и его оруженосца Эгга, развивающихся примерно за сто лет до событий основного цикла. Включает в себя три книги: «Межевой рыцарь», «Присяжный рыцарь», «Таинственный рыцарь»; впрочем, Мартин говорит, что идей у него хватит ещё как минимум на пять-шесть историй. Как бы то ни было, работа над ними (в том числе и над анонсированной четвёртой, «Винтерфелльские волчицы») отложена до завершения шестого тома главной саги.
  • Две повести, стилизованные под исторические хроники — «Принц-разбойник» (он же «Принц-негодяй», «Порочный принц» — общепризнанного варианта пока не устоялось) и «Принцесса и королева». Повествуют о драматических событиях междоусобной войны под названием «Танец драконов», случившейся примерно за 150 лет до действия основного цикла.
    • В начале 2017 года было объявлено, что скоро в этом цикле выйдет ещё одна книга. Нет, Мартину не пришлось отвлекаться от основной работы — он сочинил эту повесть ещё тогда, когда готовил материалы для «Мира льда и пламени» (см. следующий пункт).
    • Книга вышла в 2018 году и называется «Пламя и Кровь. Том 1» и рассказывает об истории династии Таргариенов от завоевания Вестероса до полновластия Эйгона III. Многое рассказано уже в опубликованных ранее повестях, но Мартин добавил подробностей, и история Таргариенов заиграла дополнительными красками.
  • Иллюстрированный путеводитель «Мир льда и пламени», написанный от лица мейстера, предназначавшего свою работу в дар действующему королю. Представляет собой сжатое изложение истории и географии мира, известного в Семи Королевствах, причём вырисовывающаяся картина далеко не всегда является объективной: что-то подаётся сквозь призму легенд и преданий, что-то остаётся неизвестным, о чём-то просто умалчивается. А местами хронист врёт как старый сивый мерин (Джордж Мартин признал и подсветил!).
  • книжка-раскладушка
  • набор карт
  • комикс

Видеоигры

  • Игра Game of Thrones RPG.
  • Игра Game of Thrones: Telltale Series. У первого сезона был открытый финал, и планировалось продолжение. Но, увы, в связи с закрытием студии Telltale Games второй сезон был отменён, и узнать о судьбе дома Форрестеров уже не суждено.
  • Reigns: Game of Thrones: третья игра серии Reigns и отличный заменитель восьмого сезона сериала.

Стратегия

Рабочий процесс, планы и текущее состояние дел

Несмотря на то, что (как уже упоминалось) поначалу сага планировалась автором как трилогия, на настоящий момент цикл обещает стать семитомным. При этом последние две книги серии будут, по уверениям Мартина, внушительных размеров произведениями. Он не отрицает также гипотетическую возможность продолжения, намекая, что оставит некоторые вопросы открытыми и в завершающем романе эпопеи (под рабочим названием A Dream of Spring). Доходит даже до того, что на случай собственной внезапной кончины (Мартин пожилой человек) у него существуют заготовки сценария для продолжения тв-сериала. Озаботился Мартин и вопросами авторского права: никому, кроме него самого, не будет позволено писать продолжение, останься «Песнь Льда и Пламени» неоконченной. Эта сага, утверждает (и не без оснований) писатель, его программное произведение, и вряд ли он сподобится создать что-либо столь же масштабное по завершении работы над ней.

В настоящий момент Мартин трудится над The Winds of Winter, несколько глав из которой были доступны на сайте писателя и включены в оригинальное издание «Танца с драконами». Он также выражал надежду, что работа над этой частью завершится быстрее написания предыдущей, что заняло у него пять лет. Однако зимой 2016 года Мартин опубликовал в своём ЖЖ эмоциональное заявление «Ну не шмог я, не шмог», и выход шестой книги в очередной раз отложился.

Сериал завершился в мае 2019 г. По состоянию на 2021 г, книга так и не вышла. Мартин утверждает, что он что-то там пишет, но впереди ещё долгий путь… Но вы и сами все знаете.

Что здесь есть?

  • Альбус Мерлинович Один — великий мейстер Пицель. С магией у мейстеров всё очень плохо, но роль придворных магов они выполняют исправно — и уж Пицель постарался выглядеть наиболее волшебно из всех.
  • Благородный козёл
    • Варис. Может далеко зайти в своих кознях, но у него есть железный принцип служения государству. Причём, на первый взгляд, любому, вне зависимости от персоны на троне. И людей (народ) он не шутя жалеет и всерьёз намерен облегчить их жизнь. Получится ли — другой вопрос.
      • Служит ли исключительно государству? Спорно. В пятой книге он раскрыл свои планы. Но может быть, в его понимании это и есть «правильное служение нуждам государства, а не конкретным лицам-правителям», в частности участие в заговоре ради возведения на престол такого короля, которого он сам одобряет (и которого он сам помогал готовить к правлению).
    • Станнис Баратеон же. Принципиален до песка на зубах, чем и отвращает от себя всех, кроме кровно обязанных ему, вроде Давоса.
  • Гардероб из костей — Гремучая Рубашка, он же Костяной Лорд из одичалых, носил доспех из костей всевозможных животных (включая мамонтов и, кто бы сомневался, людей), а также шлем из великаньего черепа.
  • Давид против Голиафа
    • Бронн в лёгких доспехах и без щита (Давид) против полностью экипированного рыцаря Вардиса Игена (Голиафа). Троп сыгран прямо.
    • Пеший Даарио против конного Ознака зо Паля.
    • Джон Сноу против здоровяка Стира.
    • Победы Сэма и Джона над Белыми Ходоками.
    • Жестокая субверсия: Оберин Мартелл (Давид) против Горы (Голиафа). Когда аудитории уже кажется, что троп вот-вот будет отыгран, происходит страшное.
      • Однако с фитильком: хоть Гора более могуч и грозен с виду, Оберин тоже один из опаснейших бойцов Вестероса. И если в книге описано, что Гора очень быстр для своих размеров, а Оберину приходилось нелегко, то сериальный Клиган двигается довольно неуклюже, и может даже показаться Давидом по сравнению с Оберином, демонстрирующим незаурядное воинское мастерство.
        • Но здесь чистейший Дойл: во-первых, Хафтор Бьёрнссон по жизни именно силач-пауэрлифтер, а не борец и не боксёр — то есть, не натренирован безопасно применять силу к живому противнику. Это уже не первый раз, когда он всерьёз очковал покалечить спарринг-партнёра. А во-вторых, бейся он на эффективность, как ИСБшник — это банально не смотрелось бы на экране.
      • И ещё одна в сцене поединка в бойцовой яме Миэрина: Даарио уверяет, что мелкий гладиатор победит крупного, но оказывается наоборот.
      • И «Клиганбоул» — Сандор не смог одолеть неуязвимого зомби Григора и сбросился вместе с ним со стены.
    • Коллективный пример — битва при Винтерфелле против Белых Ходоков с их бесчисленной ордой мертвецов.
    • Нелетальные примеры: победа сира Лораса над тем же Горой на турнире и поединок Арьи с намного более крупной и сильной Бриенной.
    • Бой однорукого Донала Нойе с вождём великанов Мегом Могучим. Погибли оба, но при таком раскладе для Донала это великая победа.
  • Дева в беде
    • Санса Старк оказалась заложницей при королевском дворе сразу же после казни её отца — спасение приходит к ней благодаря не прекрасному принцу и не рыцарю в сияющих доспехах, а другому, более хитрому и коварному злодею. Впрочем, неясно, можно ли вообще назвать это спасением: по крайней мере, в сериале вскоре после этого спаситель насильно отдал её в жёны ещё более отвратительному человеку.
    • Лианна Старк была похищена и, предположительно, изнасилована принцем Рейгаром — собственно, с этого и началось восстание Роберта и последующее падение дома Таргариенов. Автор даёт намёки, что на самом деле эта дева была явно не в беде, а вовсе даже в любви и сбежала со своим «похитителем» добровольно.
  • Дева не в беде — Лианна Старк, ядрёная деконструкция образа красавицы, похищаемой драконом. Ибо она в эту «беду» поскакала добровольно и с песней, потому что рыцарь никакого сравнения с «драконом» не выдерживал. А в то время, когда она в беде таки действительно была, её спасали не от настоящей, а от вымышленной.
  • Добрая королева
    • Алисанна Таргариен, сестра, жена и крайне деятельная соправительница Джейхейриса Миротворца, которую так и прозвали — Добрая Королева. Отменила право первой ночи, законодательно защитила права вдов и активно «торговала лицом», поднимая престиж короны.
    • Принцесса Элия Мартелл королевой, к несчастью, так и не стала, но задатки проявляла.
    • Маргери Тирелл — зигзаг. С одной стороны, реально добрая и сострадательная девушка. С другой — грамотно и расчётливо выбирает, когда и кому свою доброту демонстрировать, выстраивая имидж сабжа в противовес отмороженным муженьку и свекрови.
    • Дейнерис — ещё один зигзаг. Искренне старается быть такой, но по неопытности её доброта регулярно выходит облагодетельствованным боком.
  • Дружба начинается с поражения
    • Именно такой способностью обладал покойный Роберт Баратеон. Разобьёт чью-нибудь армию на поле боя, возьмёт полководца в плен, а потом мирно (!) побеседует с ним и выпьет вместе — и вражеский командующий (еще недавно сторонник короны) уже очарован великодушием, простотой и общительностью Роберта и добровольно, а то вдобавок и ввиду поменявшихся убеждений (!!) присоединяется к повстанцам. Самый ядрёный пример — Барристан Селми, кабы не единственный на весь Вестерос рыцарь в сияющих доспехах. К сожалению, на этом список достоинств Роберта почти заканчивается
    • Робб Старк захватил в плен Ошу и перебил её товарищей-Одичалых. В плену в Винтерфелле Оша прижилась, стала служанкой и и осталась верна Старкам даже после захвата замка Теоном, когда спасла Брана и Рикона от железнорождённых.
    • Там же — Большой Джон Амбер на пиру признал главенство над ним Робба Старка только после того, как лютоволк Робба отгрыз ему два пальца.
    • Очень тонко отыграно: Тириона со случайным приятелем захватили было в плен дикие горцы и поначалу собрались Тириона поработить, а случайного приятеля Брона (только он и выглядел как воин, которым и был) без затей убить (Лиза Аррен рассчитывала именно на это!) Но карлик Тирион «морально победил» здоровенных дикарей (потроллил, насмешил, восхитил своей дерзостью и отвагой, прельстил хорошими перспективами), и… они фактически присягнули ему (а тем самым и его клану) на верность, а уж дальше шли с ним до конца (пока сам их не отпустил по домам), очень его любя и уважая.
  • Зловещий ворон
    • В Вестеросе бытует поговорка «Чёрные крылья — чёрные вести»: по хорошим поводам врановую почту посылают редко, да и не так много в Семи Королевствах этих хороших поводов. Впрочем, белые крылья — ещё более чёрные вести: белых воронов рассылают в ознаменование того, что астрологи объявили начало зимы.
    • Бринден «Кровавый Ворон» Риверс — не только весьма компетентный, хотя и бессовестный, политик и полководец, но и могущественный варг, и, предположительно, мраккультист, знающий многие вещи, которые лучше не знать.
  • Иван, Джон и Леголас — почти все имена в Вестеросе либо полностью реальные, либо образованы от таковых (Эддард вместо Эдвард, Петир вместо Питер, Джонотор вместо Джонатан) а вот в других странах — в основном откровенно вымышленные.
  • Корнет Шурочка
    • Довольно недолго пробыла таковой Арья Старк, покинувшая Королевскую Гавань под видом мальчика Арри, рекрута в Ночной Дозор. Мужскую одежду она надела для удобства путешествия вместе с командой новобранцев для Ночного Дозора. А позднее объяснила это ещё и защитой от насильников — видимо, по малости лет ещё не знала о существовании таких, которых бы это не остановило.
    • Её тётушка Лианна, если верить версии, согласно которой Рыцарем Смеющегося Древа была именно она.
    • Аверсия: Бриенна Тарт, женщина-воин, которая пошла по трудному пути, ни от кого не скрывает, что она женщина, и тем не менее живет по рыцарскому кодексу. Хотя выдать себя за мужика для нее было бы намного проще, учитывая ее характерную внешность. Но живи она на Медвежьем острове, никто косо не посмотрел — все леди дома Мормонт и их подданные женского пола в обязательном порядке обучаются военному делу, поскольку, пока мужья бьют морского зверя, кому-то надо защищать дом от одичалых и железнорожденных. Мейдж Мормонт, похожая на пожилую Бриенну, и её дочери Алисанна и Дейзи (вполне миловидная особа, предпочитающая вареную кожу и кольчугу прочим нарядам) — и воины, и командиры. Правда, как ярые почитательницы Старых Богов Мормонты рыцарским кодексом не заморачиваются, да и мужчинами не притворялись.
    • Стать учёным для женщины в этой вселенной еще сложнее, чем стать воином. Но и это не останавливает некую Сареллу, которая становится школяром Цитадели Староместа под именем Аллерас.
    • И деконструкция: для Шурочки по имени «Отважный Дэнни Флинт» служба в Ночном Дозоре закончилась групповым изнасилованием и убийством. Даже заслуги по части рейдов за Стену не спасли. Что предсказуемо, учитывая, какой контингент бывает в Ночном Дозоре.
    • Вообще комплексы насчёт «не женское это дело», порождающие данный троп — чисто андальские. Потомки ройнаров (дорнийцы) и Первых людей (северяне), и уж тем более царственные валирийцы больше уважают троп другой.
  • Коронная фраза — цикл богат на таковые:
    • Многие запоминающиеся фразы на самом деле являются ключевыми для идеологии персонажей, девизами их домов или их веры. Считать их личными кэтч-фразами можно с таким же успехом, как «Аллах Акбар» — кэтч-фразой любого мусульманина.
      • Родовой девиз Старков, в связи с актуальностью упоминаемый и другими персонажами, и чуть ли не кэтч-фраза всей книги (и сериала) в целом: «Зима близко». Да, она действительно близко. И Белые Ходоки тоже.
        • Для северян в целом ещё можно вспомнить: «Север помнит!».
      • Тирион Ланнистер и другие представители его рода: «Ланнистеры всегда платят свои долги» (поговорка, популярностью затмившая «официальный» девиз дома).
      • Мелисандра Асшайская: «Ночь темна и полна ужасов». (Хоть это и расхожее высказывание для всей рглорианской веры, но ассоциируется прежде всего именно с Мелисандрой.)
      • Разные представители железнорождённых, исповедующих веру в Утонувшего бога: «То, что мертво, умереть не может». В ответ обязательно нужно повторить эти слова — а лучше ещё и добавить: «Оно лишь восстаёт вновь, сильнее и крепче, чем прежде».
    • Дейнерис Таргариен: «Я юная девушка и ничего не понимаю в…» (далее следует что-то умное по той теме, в которой Дени якобы ничего не понимает). Произнося эту фразу, она хочет, чтобы ее опытные советники оценили идею. Или снисходительно произносит перед врагами, которые ее недооценивают из-за пола и возраста.
      • Она же: «Если я оглянусь назад — я пропала» (произносится в основном во внутреннем монологе).
    • Тирион после своей вынужденной эмиграции: «Куда отправляются все шлюхи?» (пережёвывает в голове презрительную реплику отца о его пропавшей жене Тише). А отправляются шлюхи в Эссос, в один из тамошних борделей. Куда Тайвин услал и Тишу.
    • Ирри и Чхику (служанки Дени): «Это все знают!» (после произнесения какого-нибудь трюизма или дикарского суеверия).
    • Игритт: «Ничего ты не знаешь, Джон Сноу!» (Эту фразу и другие персонажи употребляют независимо от Игритт, но только у неё это catch phrase.)
    • Шагга, сын Дольфа: «Я отрежу твои мужские части и скормлю их козлу!»
    • Сирио Форель: «Именно так!» (Just so!). Фраза довольно популярна в Вестеросе и Эссосе — её произносят и некоторые другие персонажи.
    • Ходор: «Ходор!» (кроме этого, он ничего и не говорит).
    • Пестряк: «Я знаю! Уж я-то знаю!»
    • «Слова — это ветер». Произносят многие персонажи.
  • Крутая бабуля
    • Оленна Тирелл. Да, она не может врезать между глаз — Тиреллы слишком культурны для этого. Но она очень умна, необычайно обаятельна и совершенно беспощадна.
    • А вот Мейдж Мормонт — ещё как может врезать. Топором.
    • Как выясняется, Мелисандра. Сколько ей лет на самом деле, сказать сложно, но очень много, и её настоящая внешность — душераздирающее зрелище. Однако она не только маскирует свою внешность иллюзорным образом р-роковой Мелисисяндры, но и на самом деле физически достаточно крепка, чтобы не начать при всех «необъяснимо» страдать от давления, радикулита или ещё чего старческого. Врезать топором не может, но может так заколдовать, что отправишься прямиком туда, где темно и полно ужасов.
  • Крутая королева
    • Дейенерис наша, с дурью рождённая, Таргариен. Некрутых драконы к себе не подпускают. С некоторой добавкой железной леди, потому что трон Таргариены утратили, и Дени пришлось всё, что она имела, собирать с нуля. Ну и с некоторой добавкой неискушенной девочки-подростка, потому что, ну в общем, такая она и есть.
    • Оленна Тирелл, может, и не буквальная королева, а всего лишь известна под прозвищем Королева Шипов — но влияния у ней поболее, чем у иных полноправных королев. И у кого повернётся язык сказать, что она не крутая?
    • А если обратиться к истории, то:
      • Нимерия, пришедшая в Вестерос из-за моря с народом ройнаров, вышедшая за не самого видного местного аристократа Морса Мартелла, и ставшая, сперва на пару с мужем, а потом и без него «собирательницей земель Дорнийских» и сильно повлиявшая на всю дорнийскую культуру в целом. При этом титуловалась Нимерия не королевой, а княгиней (в надмозговатом русском переводе — принцессой), и утвердила правило: «У нас в Дорне нет королей, нам в Дорне не нужны короли». До неё там было несколько мелких королей, после — не осталось ни одного; только один вассальный дом продолжил называть себя «потомками королей», но только потомками.
      • Сёстры-жёны Эйгона Завоевателя — Висенья и Рейнис. Леди-воительницы и драконьи наездницы, первая — суровая бой-баба с репутацией ведьмы и талантом договариваться, вторая — авиатрисса-ас.
  • Крутой фехтовальщик — было бы удивительно, если бы в такой вселенной крутых фехтовальщиков было мало.
  • Кто кого перепьёт
    • Тормунд похваляется, что в такого рода состязаниях ему нет равных.
    • Морс и Хозер Амберы играли в эту игру на Празднике урожая в «Битве Королей».
    • Большой Джон Амбер во время Красной свадьбы затеял подобное соревнование с тремя Фреями. Выиграл, как ни странно, Меррет Фрей.
  • Леди с замашками пацанки
    • Серсея Ланнистер. Автор, похоже, даже сам согласен с её бравадой, что-де из неё рыцарь (типичный такой вестеросский рыцарь) получился бы лучше, чем то, чем ей пришлось стать — и уж подавно лучше, чем некоторые рыцари в её окружении. А ведь если бы не марксистская упёртость лорда Тайвина, насмерть уверенного в том, что женщине дозволены только киндер-кюхе-кирхе, могла бы вырасти второй Лианной — и как знать, не польстился ли бы тогда на неё Рейгар, как это мечталось им обоим?
    • Серсея 15 лет прожила вдали от отца, лишь изредка наезжая к нему в гости. За эти годы она могла попросить Джейме научить ее владеть мечом, если ей так этого хотелось. Находили же они время и место на то, чтобы наставлять Роберту рога? Пресловутая Лианна училась владеть мечом втихаря от отца, который тоже не позволял ей это. Просто Серсея из тех женщин, которые приосаниваются на фоне других женщин: я, мол, не такая как эти клуши, им бы рядиться в красивые платьички и вышивать, а я нитакая, мне бы саблю, да коня, да на линию огня! А по факту во время битвы на Черноводной она весь вечер насмехалась над «перепуганными клушами», которых сама же и пригласила под свою защиту, а как услышала, что замок пал, сбежала куда-то, оставив «перепуганных клуш» на не менее перепуганную Сансу. Это раз. Два: если верить, что Рейгар польстился на Лианну из-за того, что она оказалась Рыцарем Смеющегося Древа, то Рейгар тем более не польстился бы на Серсею, которая ярая приверженка сословной морали и не стала бы наказывать рыцарей, плохо воспитавших оруженосцев, что обидели Хоуленда Рида. Так что Рейгар польстился не на факт владения мечом, а на душевные качества, ну и «химия» могла пойти. Плюс Серсею он знал ещё десятилетней, когда ее представили ему во время попытки Тайвина ее сосватать. А Лианну встретил уже когда она вступила в возраст согласия.
  • Меня будить?! — незначительный дом Грандисонов из Штормовых Земель имеет на гербе спящего чёрного льва в золотом поле и характерный девиз «Не буди меня».
  • Несовместимая ориентация
    • Бриенна Тарт влюблена в гомосексуала Ренли. Вот только сама она малопривлекательна даже для натуралов.
    • Джон Коннингтон был влюблён в принца Рейгара Таргариена. Впрочем, мы теперь уже не узнаем, действительно ли дело было в несовместимости.
  • Очищение огнём
    • Единственный действенный способ упокоить упыря/вихта, поднятого Иными aka Белыми Ходоками, — это сжечь его до Седьмого пекла. Именно поэтому у Вольного Народа за Стеной принято кремировать своих покойников в превентивном порядке.
    • Тащем-та, Мелисандра тоже любит время от времени подвергнуть такой процедуре какого-нибудь еретика, например. Во славу Владыки Света!
    • «Дракарис!» же.
    • Кстати, Дени вполне в состоянии отжечь и без драконов — был бы огонь, а у неё к нему частичный резист. Сборище дотракийских кхалов (из 6-го сезона), ни во что её не ставивших (даже когда выяснилось, что она — вдова великого кхала Дрого) и активно подкатывавших к ней с очень непристойными предложениями, подтвердит. И похоже, это у них таки семейное. Старина Эйрис II Безумный (отец Дени) ближе к закату жизни тоже… эммм… любил позажигать.
  • Ошибка Ботвинника — Оберин Мартелл побеждает в поединке Грегора «Скачущую Гору» Клигана, нанеся ему смертельную рану отравленным копьём, но в попытке выбить из поверженного врага признание на публику подходит к нему слишком близко — Гора хватает его и убивает голыми руками.
  • Пацанка с замашками леди
    • Лианна Старк, паркурщица и мало-мало фехтовальщица, будучи по характеру похожей на свою племяшку Арью, тем не менее, комфортно чувствовала себя в платьях, любила синие зимние розы и могла прослезиться над трогательной песней.
    • Дейси Мормонт, с детства игравшаяся с шестопёром и в ходе Войны Пяти Королей проломившая им немало лбов, любит танцы и имеет очень милую застенчивую улыбку. А её младшая сестра Лианна (названная в честь предыдущего пункта, что намекает), в сериале проявила себя как умная и жёсткая правящая леди.
    • Нимерия Сэнд, женственная и элегантная фанатка ножей. Этакая золотая середина между мужиковатой Обарой и хрупкой отравительницей Тиеной.
  • Прекрасная волшебница
    • Мелисандра. Субверсия: её красивая (но неуловимо жутковатая) внешность на самом деле представляет собой иллюзию, под которой скрывается сморщенное от возраста тельце, костяная нога и «вот такой нос». Или только в сериале?
    • А вот Шира Морская Звезда, дочь одного из предыдущих королей и предположительно мать Мелисандры, уже безо всякой субверсии. Колдунья и первая красавица королевства, мужчины дрались за право сидеть рядом с ней, самоубивались из-за утраты ее расположения, а два ее брата из-за нее чуть не порвали друг друга на ленточки. Шира осталась с младшим; старший крепко обиделся и сорок лет кошмарил страну гражданской войной.
    • Висенья Таргариен, одна из трио Завоевателей, тоже слыла колдуньей. И тоже была красавицей.
    • И Алис Риверс, самозванная королева-ведьма Харренхолла и любовница Эймонда Таргариена.
  • Утопленник  — адепты Утонувшего Бога принимаются в культ именно через ритуальное утопление — нет, не просто погружение с головой, как в христианстве, а именно через вдыхание воды — и последующее откачивание. Себя они называют утопленниками даже с некоторой бравадой.
  • Чёрные волосы, чёрное сердце — начисто отбитый «морской конунг» Эурон Грейджой в книгах худощавый высокий брюнет. А в сериале его сделали коренастым и русым.
  • Язык Эллочки-людоедки — Ходор. Произносит только «Ходор». В сериале стал таким, когда Бран, псионически требуя от него «держать дверь!» («Hold the door!») от упырей, как-то проник в юного Ходора прошлого, и тот внезапно увидел, как его в будущем живьем растерзает толпа полуразложившихся зомби. Разум не вынес. В книгах этого пока нет.

Ссылки

Примечания

  1. Полное имя писателя — Джордж Рэймонд Ричард Мартин. Средние инициалы Р. Р. на всех его книгах — это одновременно и предотвращение путаницы с другими тёзками-однофамильцами (среди которых, на минуточку, продюсер «битлов»), и оммаж в сторону великого предшественника, Джона Р. Р. Толкина.
  2. Воины почти всегда стремились выглядеть красиво и дорого, потому оружие и доспехи при любой возможности украшались. С учетом, что у многих то, что на нем надето, составляло, фактически, всё, что он имел в этом мире — украшались по-максимуму, реальных примеров тьма. Кроме того, речь идет про принца — ничто не мешает украшенному драгоценными камнями доспеху быть и максимально прочным, а то, что украшательство от ударов разлетится, станет проблемой когда/если ты переживёшь бой. Тем более, средневековый военачальник для эффективного командования должен был находиться вместе со своими войсками и лично участвовать в битве. И чтобы он мог руководить, он должен был быть заметным на поле боя, дабы воины всегда видели, что он делает и куда указывает. Поэтому все эти украшательства полководцу просто необходимы. Да, при этом его заметят и враги, но что поделать — профессиональный риск. В реальности всё было именно так.
  3. Вот этот вопрос не обсуждался только ленивыми. Сплав, содержащий 80 % золота и 20 % олова, имеет температуру плавления меньше 300 градусов и с лёгкостью расплавится на костре из дров. При этом такой сплав любой ювелир с чистой совестью назовёт золотом, ибо золото самой популярной 585 пробы имеет в своём составе 58,5 % собственно золота. Ну а 80 % — это уже практически чистое золото. Собственно, из такого сплава (80/20 золото-олово) и были, по всей вероятности, сделаны медальоны Дрого. А 100%-ное золото при том уровне технологий получить невозможно, да и украшения из него никто никогда не делает — слишком уж мягкое.
  4. Вдохновлён настолько, что почти подчистую списан. Старки и Ланнистеры — дома Йорков и Ланкастеров (классически по Свифту обменявшиеся названиями и вывесками-гербами), Таргариены — Плантагенеты, Тиреллы — Тюдоры, Мормонты — Мортимеры (Марчи), Стена — Адрианов вал, Тирион — Ричард Третий, Роберт Баратеон — Эдуард IV и т. д. Но среднего по палате фаната это никоим образом не интересует, разве что в качестве Бонуса для гениев. Справедливости ради, откровенно копипастил Мартин только самых ранних персонажей, с которых начался сюжет. Чем дальше, тем больше становится своего. Например, образ Серсеи изначально собирательный, а позже эволюционировал. Красная Свадьба вдохновлена Резней в Гленко и Чёрным Обедом Дугласов, но по сути не имеет почти ничего общего с первоисточниками. Итд