Исторические мелодии: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Метка: отменено
 
(не показано 5 промежуточных версий 2 участников)
Строка 15: Строка 15:
== Древний мир ==
== Древний мир ==
{{video|Gx-BnTqGq5Y|Древнейшая записанная нотами композиция — [[Клинопись и зиккураты|хурритский]] гимн богине Никкал — в исполнении, внезапно, группы [[Nightwish]]}}
{{video|Gx-BnTqGq5Y|Древнейшая записанная нотами композиция — [[Клинопись и зиккураты|хурритский]] гимн богине Никкал — в исполнении, внезапно, группы [[Nightwish]]}}
* [[Фараоны и пирамиды|Древний Египет]] — барабаны, бубен (не такой, как у [[От каменного пояса до Тихого океана|якутов]], а как в симфоническом оркестре), гобой, характерная мелодия, известная ещё с [[опера|«Аиды» Верди]]. <ref>Человеку-без-пробелов большая просьба пробить сюда ссылочку на ютюб или википедию. В таком формате, как это сделано в «Географических напевах» для «Азиатского музыкального эффекта»</ref>
* [[Фараоны и пирамиды|Древний Египет]] — барабаны, бубен (не такой, как у [[От каменного пояса до Тихого океана|якутов]], а как в симфоническом оркестре), аргул (древний предок кларнета); характерная мелодия, известная ещё с [[опера|«Аиды» Верди]].<ref>Человеку-без-пробелов большая просьба пробить сюда ссылочку на ютюб или википедию. В таком формате, как это сделано в «Географических напевах» для «Азиатского музыкального эффекта»</ref>
** Очень часто древний Египет изображается под арабскую народную музыку, что формально неправильно, но неизбежно — ну, не знаем мы, что они там играли в этом древнем Египте. А так хоть географическая привязка есть.
** Очень часто древний Египет изображается под арабскую народную музыку, что формально неправильно, но неизбежно — ну, не знаем мы, что они там играли в этом древнем Египте. А так хоть географическая привязка есть.
* [[Герои и философы|Древняя Греция]] — кифара, арфа, клюквенно-древний вариант сиртаки. (На самом деле никакого сиртаки в Древней Греции не было, но у аудитории данная мелодия однозначно ассоциируется с Грецией, новой или древней).
* [[Герои и философы|Древняя Греция]] — кифара, авлос, бузуки; играть всё это будет клюквенно-древний вариант сиртаки.
* [[Императоры и гладиаторы|Древний Рим]] — [[Высокая чистая медь|торжественные марши]] под звуки труб и/или торжественный [[Триумфальный хор|хор на латыни]]. Ну ещё немного что-то струнное.
** На самом деле бузуки завезли в Грецию где-то в начале XX века из тюркоязычных стран. А сиртаки и вообще придумали в 1964 году, и в Древней Греции его — ни мелодии, ни танца, — ещё не было. Но у аудитории данная мелодия однозначно ассоциируется с Грецией, новой или древней.
* [[Кельты в килтах|Кельты]] — кельтская арфа, скрипка, волынка.
* [[Императоры и гладиаторы|Древний Рим]] — [[Высокая чистая медь|торжественные марши]] под звуки труб и/или торжественный [[Триумфальный хор|хор на латыни]]. Ну, и ещё немного что-то струнное.
** На самом деле кельтская музыка в современном виде сформировалась в Средневековье, но некоторые её элементы существовали ещё во времена римлян. Например, джига сейчас — это весёлая пляска, которую обычно танцуют на праздниках, но у древних кельтов джига была ритуальным танцем<ref>Да ну? Это на какие источники вы ссылаться изволите? Например, в древнеирландском не то, что ритуальных танцев не было, там и слова-то «танцевать» не имелось.</ref>. А ещё кельты изобрели психотронное оружие, вернее, использовали в этом качестве музыкальный инструмент-рог, который римляне называли карниксом. По свидетельствам древнегреческих историков, в битве при Теламоне, когда наиболее активно использовался карникс, римляне впадали в ужас. Сейчас [http://www.youtube.com/watch?v=EOR7VKcSb9k звук карникса] не вызывает такой ужас, как две тысячи лет назад, но всё равно немножко пугает.
* [[Кельты в килтах|Кельты]] — кельтская арфа, скрипка, волынка и ирландский бузуки, всё под ритм бойрана.
** Настоящая кельтская музыка в современном виде сформировалась в Средневековье, но некоторые её элементы существовали ещё во времена римлян. Например, джига сейчас — это весёлая пляска, которую обычно танцуют на праздниках, но у древних кельтов джига была ритуальным танцем<ref>Да ну? Это на какие источники вы ссылаться изволите? Например, в древнеирландском не то, что ритуальных танцев не было, там и слова-то «танцевать» не имелось.</ref>. А ещё кельты изобрели психотронное оружие, вернее, использовали в этом качестве музыкальный инструмент-рог, который римляне называли карниксом. По свидетельствам древнегреческих историков, в битве при Теламоне, когда наиболее активно использовался карникс, римляне впадали в ужас. Сейчас [http://www.youtube.com/watch?v=EOR7VKcSb9k звук карникса] не вызывает такой ужас, как две тысячи лет назад, но всё равно немножко пугает. С происхождением бойрана история путаная: одни говорят, что древние кельты на самом деле били в такой бубен, а другие — что его завезли из материковой Европы где-то в середине XIX века. А бузуки — мало того, что было выше в пункте про Древнюю Грецию, так ещё и ирландская (плоскодонная) разновидность появилась только в районе 1960-х годов.


== [[Средневековье|Средние века]] ==
== [[Средневековье|Средние века]] ==
* В Западной Европе — два основных лейтмотива: католические церковные песнопения на латыни и некая усреднённая «средневековая народная музыка». Реже используются подлинные средневековые песни и мелодии [[бард]]ов, менестрелей и трубадуров. Но поскольку среди них тех, которые пользовались бы всеобщей узнаваемостью, кроме [[w:Зелёные рукава|Зелёных рукавов]] и [[w:Pastime with Good Company|аутентичной песенки за авторством самого Генриха VIII]], почитай, нет, то можно подложить клюковку — и пипл не заметит подмены.
* В Западной Европе — два основных лейтмотива: католические церковные песнопения на латыни и некая усреднённая «средневековая народная музыка», под которую подпихивают и музыку эпохи Возрождения. Реже используются подлинные средневековые песни и мелодии [[бард]]ов, менестрелей и трубадуров. Но поскольку среди них тех, которые пользовались бы всеобщей узнаваемостью, кроме [[w:Зелёные рукава|Зелёных рукавов]] и [[w:Pastime with Good Company|аутентичной песенки за авторством самого Генриха VIII]], почитай, нет, то можно подложить клюковку — и пипл не заметит подмены.
** Ближе к Ренессансу — «Wir sind der Geyer Schwarze Haufen!» и прочие походные песни. Что интересно, характерную маршевую мелодию к означенной песне прикрутили только в начале ХХ в.
** Инструменты: если играет бард, 99,9 % шанса, что у него будет лютня. Вместе с другими обычно не играет — инструмент ''очень'' тихий. Если ансамбль — блокфлейты, бубны с тарелочками, большой барабан, и всякие жужжащие и/или гундящие тростевые инструменты (от крумхорнов до ракеттов). Трубы тоже могут появиться, но, с большой вероятностью, встретите либо деревянный корнет-а-букен (с отверстиями под пальцы, не очень звонкий и мажущий мимо нот), либо простенькие медные фанфары, для которых тогда ещё не придумали механику с вентилями и играли как есть, в натуральном звукоряде.
** В позднем Средневековье — «Wir sind der Geyer Schwarze Haufen!» и прочие походные песни. Что интересно, характерную маршевую мелодию к означенной песне прикрутили только в начале ХХ в.
** Самый важный момент: если вам кажется, что музыка не попадает в ноты — значит, композиторы молодцы и сделали всё правильно. В Средние Века ещё не придумали единую систему строя!
* [[Базилевсы, порфира и еретики|Византия]] — православные молитвы и литургии на греческом. Иногда музыка такая же, как и в Древнем Риме. Наследница Римской империи, чо.
* [[Базилевсы, порфира и еретики|Византия]] — православные молитвы и литургии на греческом. Иногда музыка такая же, как и в Древнем Риме. Наследница Римской империи, чо.
* [[Богатыри и чудища лесные|Русь]] — русская народная музыка. Причём не просто образца Средневековья (в отличие от Западной Европы, у нас средневековой светской и народной музыки, кроме разве что былин, не сохранилось), а именно та «классическая» народная музыка а-ля ансамбль Александрова, которая к настоящей русской народной музыкой имеет отдалённое отношение.
* [[Богатыри и чудища лесные|Русь]] — русская народная музыка. Причём не просто образца Средневековья (в отличие от Западной Европы, у нас средневековой светской и народной музыки, кроме разве что былин, не сохранилось), а именно та «академизированная» народная музыка в исполнении ансамбля Александрова и его аналогов, которая к настоящей русской народной музыке имеет отдалённое отношение.
* [[Викинги]] — различные варианты духового рога. Барабаны. Хор даёт +50 к викингнутости, если он на каком-то из германских языков, ещё +25 — если в тексте упоминаются Один, Вальгалла, Иггдрасиль и Фенрир. Сегодня существует такой жанр, как дарк-фолк, в котором скандинавские мотивы очень распространены, причем исполняются в случае наличия вокала — на аутентичных языках, на худой конец — на современных скандинавских.
* [[Викинги]] — [[Давящий бурдон|бурдонящая]] тальхарпа, конечно же! Ещё будут трубить в рога разных форм и размеров. Барабаны и/или бубны. Хор даёт +50 к викингнутости, если он на каком-то из германских языков, ещё +25 — если в тексте упоминаются Один, Вальгалла, Иггдрасиль и Фенрир. Сегодня существует такой жанр, как дарк-фолк, в котором скандинавские мотивы очень распространены, причем исполняются в случае наличия вокала — на аутентичных языках, на худой конец — на современных скандинавских.
* [[Курак|Ближний восток]] — см. [[Географические напевы]].
* [[Курак|Ближний восток]] — см. [[Географические напевы]].


Строка 120: Строка 123:
* 1970-е — электронная музыка, бардовские песни, сёрф-рок а-ля Григорий Гладков. Лейтмотив — «Трус не играет в хоккей» и «Как я рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» (она же «Мистер Трололо») Эдуарда Хиля, электронная музыка ВИА «Зодиак» и «Бумеранг». Часто встречается советское пианино «Сонет», по звуку напоминающая клавесин.
* 1970-е — электронная музыка, бардовские песни, сёрф-рок а-ля Григорий Гладков. Лейтмотив — «Трус не играет в хоккей» и «Как я рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» (она же «Мистер Трололо») Эдуарда Хиля, электронная музыка ВИА «Зодиак» и «Бумеранг». Часто встречается советское пианино «Сонет», по звуку напоминающая клавесин.
* 1980-е — засилье электронной музыки, диско и [[русский рок|русского рока]]. Лейтмотив — «Белые розы» гр. «Ласковый май», «Всё идёт по плану» [[Гражданская оборона|Летова]] и «Группа крови» «[[Кино (группа)|Кино]]».
* 1980-е — засилье электронной музыки, диско и [[русский рок|русского рока]]. Лейтмотив — «Белые розы» гр. «Ласковый май», «Всё идёт по плану» [[Гражданская оборона|Летова]] и «Группа крови» «[[Кино (группа)|Кино]]».
* [[Бесславные девяностые|1990-е]] — русский рок, русская попса, блатная песня, шансон.
* [[Бесславные девяностые|1990-е]] — русский рок, русская попса, блатная песня. Два последних жанра зачастую смешиваются и потихоньку рождают прото-шансон<ref>Достаточно вспомнить, что играла группа «Дюна» в ту пору: это всё ещё считалось попсой, хотя звучало как блатняк.</ref>.
* 2000-е — рок а-ля «[[Сплин]]» или «Ранетки»
* 2000-е — рок а-ля «[[Сплин]]» или «Ранетки», и как раз в эту пору наклёвывается стереотипный шансон.
* 2010-е — андерграундный рэп а-ля Pharaoh или Оксимирон, пост-панк и поп-панк
* 2010-е — андерграундный рэп а-ля Pharaoh или Оксимирон, пост-панк и поп-панк.


yugoslavia
african union
nato
arabs
easter island
confederate states
houston
northern ireland
polish underground state
free france
african union (africa)
german regions
roman empire
moon
belgian congo
baathist iraq
латиноамериканские страны
colombian regions
empire of japan
африканские страны
russian empire
warsaw pact
moon photo
zanzibar
beverly-hills
africa drawing
siberia
asean
sub-saharan africa
north africa
ancient egypt
apartheid
aztecs
biafra
libya islam
salo
mali empire
assyria
mongol empire
ottoman
south yemen
persia
prussia
pirate republic
rif
rhodesia
tanganyica
tripolitania
austrian empire
africa afro
cree
mohicans
navajo
creek
apache
mayas
incas
mapuche
kingdom of italy
spain 1938
the carribean photo
africa drawing2
hispanic, south asian, southeast, east asia
north ossetia - alania
austro-hungary
serbia x2
karelia x2
ingria
commonwealth
russia, china, australia, canada, united states, brazil
flanders
darfur
brittany
kashmir
indian regions
transylvania
south macedonia
orthodoxy
buddhism
sunni islam
russian orthodox
romuva
lutheranism
phoenicia
french regions
mongol empire
empire of brazil
maori
hungarian
nubia
canada x2
gran colombia
holy roman empire
scythia
swedish
ethiopian
sumeria
egyptian
spanish empire
vietnamese
byzantine
the arab leaque
kirati
port said
new england
cherokee nation
csa
polish-lithuanian commonwealth
french empire
scotland x2
portugal, castile, granada, aragon, france, england, kalmar union, venice, papal state, naples, ottoman empire, hungary, lithuania, teutonic order, muscovy
nogai
kvens
livonia
ludizs
tornedalians
setos
vepsland
veros
votes
khanty
mansi
permyaks
hill mary
mari
mokshas
erzyas
taimyr
csangos
szekelys
apache nation
karakalpakstan
voidodeships
kingdom of poland
congress of poland
polish-lithuanian-ruthenian commonwealth
quin dynasty
cornwall
miami
zaire
portugal empire
south african republic
byzantine empire
taliban
kingdom of spain
kingdom of two sicilies
france
tuscany
genoa
sardinia
joseon
thailand x2
vietnam x2
donetsk
lugansk
republika srpska
bougainville
vichy france
new york city
dutch republic
ottoman empire
russian tsardom
kingdom of england
papal state
byzantium
sassania
mauryan empire
han dynasty
champa
nazca peoples
soviet socialistic republics
south american countries
balkans
bosnia x2
kashubia
sorbia
silesia
moravia
masuria
mughal empire
world socialist republic
spain x2
rio de janeiro
high-pyrenees
alsace-lorraine
wallonia
svalbard
voevodina
crete
new dehli
azad kashmir
jeiu-do island
judaism
hinduism
anglican christianity
greek mythology
jehovah s withesses
shintoism
coptic christianity
finnish paganism
tengrism
shia islam
old norse paganism
mormonism
ausse regions
wake island
bohemia
burma
kampuchea
british newfoundland, aden, angloegyptian sudan, gold coast, british nigeria, somaliland, uganda, kenya, tanganyika, nyasaland, northern rhodesia, southern rhodesia, british swaziland, buchuanaland, british cyprus, palestine, india, ceylone, british burma, malay, north borneo, sarawak, british papua, new guinea, guyana, trinidad and tobago, honduras, jamaica, bahamas
indochina, greater lebanon
british sierra leone, sudan, basutoland, british south africa, solomon islands, fiji, gambia
togoland, kamerun, southwest africa, east africa, german papua
albanian kingdom
kingdom of greece
tuvan people s republic
mongolian people republic
manchukuo
danzig
kingdom of egypt
kingdom of iraq
kingdom of kuwait
sultanate of muscat
murawakkikite yemen
tricial states
british malta
tanqiuer
mexico x2
sultanate of egypt
emirate of kuwait
jabal shammar
kingdom of kalba
republic of china
british weichaiwei
kiautschay bay
kingdom of montenegro
nquyen
burmese empire
ashanti
zand, afsharid
lower saxony
kalat
protestantism
sikhism
babylonia
inner mongolia
wessex
state of moon
liberland
mongolia, south korea, japan, indonesia, brazil, france, australia, united states of america, canada, mexico, angola, south africa, egypt, united kingdom, argentina, italy, turkey, india, sweden, germany, colombia, afghanistan, finland, romania, world
sealand
tokugawa shogunate
batavian republic
duvalier dynasty
caliphate of cordoba
kingdom of laos
vermont republic
kingdom of jerusalem
northern epirus
russia, ukraine
islam
east midlands, east of england, london, northeast, north west, south east, south west, west midlands, yorkshire and the humber, glasqow, highlands and islands, lothian, mid scotland and fife
weimar republic
california republic
west indies federation
republic of anquilla
cascadia
massachusetts bay colony
iroquois confederation
oxford
cardiff
llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogigoch
birmingham
sheffield
manchester
liverpool
leeds
edinburgh
belfast
shetland
spain 1977
spain 1945
nationalist spain
2nd spanish republic
first spanish republic
napoleonic spain
emirate of granada
almohad caliphate
almoravid dynasty
caliphate of cordoba x2
umayyad caliphate
carthage
calmar union
tsardom of russia
japan
ming dynasty
sultanate of bengali
safavid dynasty
thrace
esperanto
ile clipperton
berbers
mesopotamia
ancient egypt x2
achaemenid empire
inca empire
inuits
bouvert island
peter 1 island
prince edward islands
heard and mcdonalds islands
kurquelen islands
adelie land
ross dependency
chilean antarctic territory
argentine antarctic
british antarctic territory
queen maud land
australian antarctic territory
turkiye map
nazi germany
johor
kudah
kelantan
malacca
negeri sembilan
pahang
perang
perik
perlis
sabah
selangor
terengganu
song
khmer
pueblo
abbasid caliphate
orkney
alba
delhi sultinate
grand union
golden horde
yuan
phagmodrupa
lhasa
american west, american east
3th reich
== Примечания ==
== Примечания ==
<references/>
<references/>


{{Nav/Музыка}}
{{Nav/Музыка}}

Текущая версия на 17:30, 28 февраля 2025

« В магазине:


— Бутылку пива, пожалуйста.
— Паспорт есть?
— Нет.
— Тополиный пух?
— Жара, июль.
— Понятно. Вам какое?

»
— Креативный способ определения возраста человека

Исторические мелодии — это те же географические напевы, только вышедшие из употребления и ассоциирующиеся с какой-то из известных эпох прошлого. Музыка, присвоенная определённой исторической эпохе и ставшая её музыкальным лейтмотивом.

Доисторическая эпоха[править]

Древний мир[править]

(link)

Древнейшая записанная нотами композиция — хурритский гимн богине Никкал — в исполнении, внезапно, группы Nightwish
  • Древний Египет — барабаны, бубен (не такой, как у якутов, а как в симфоническом оркестре), аргул (древний предок кларнета); характерная мелодия, известная ещё с «Аиды» Верди.[1]
    • Очень часто древний Египет изображается под арабскую народную музыку, что формально неправильно, но неизбежно — ну, не знаем мы, что они там играли в этом древнем Египте. А так хоть географическая привязка есть.
  • Древняя Греция — кифара, авлос, бузуки; играть всё это будет клюквенно-древний вариант сиртаки.
    • На самом деле бузуки завезли в Грецию где-то в начале XX века из тюркоязычных стран. А сиртаки и вообще придумали в 1964 году, и в Древней Греции его — ни мелодии, ни танца, — ещё не было. Но у аудитории данная мелодия однозначно ассоциируется с Грецией, новой или древней.
  • Древний Рим — торжественные марши под звуки труб и/или торжественный хор на латыни. Ну, и ещё немного что-то струнное.
  • Кельты — кельтская арфа, скрипка, волынка и ирландский бузуки, всё под ритм бойрана.
    • Настоящая кельтская музыка в современном виде сформировалась в Средневековье, но некоторые её элементы существовали ещё во времена римлян. Например, джига сейчас — это весёлая пляска, которую обычно танцуют на праздниках, но у древних кельтов джига была ритуальным танцем[2]. А ещё кельты изобрели психотронное оружие, вернее, использовали в этом качестве музыкальный инструмент-рог, который римляне называли карниксом. По свидетельствам древнегреческих историков, в битве при Теламоне, когда наиболее активно использовался карникс, римляне впадали в ужас. Сейчас звук карникса не вызывает такой ужас, как две тысячи лет назад, но всё равно немножко пугает. С происхождением бойрана история путаная: одни говорят, что древние кельты на самом деле били в такой бубен, а другие — что его завезли из материковой Европы где-то в середине XIX века. А бузуки — мало того, что было выше в пункте про Древнюю Грецию, так ещё и ирландская (плоскодонная) разновидность появилась только в районе 1960-х годов.

Средние века[править]

  • В Западной Европе — два основных лейтмотива: католические церковные песнопения на латыни и некая усреднённая «средневековая народная музыка», под которую подпихивают и музыку эпохи Возрождения. Реже используются подлинные средневековые песни и мелодии бардов, менестрелей и трубадуров. Но поскольку среди них тех, которые пользовались бы всеобщей узнаваемостью, кроме Зелёных рукавов и аутентичной песенки за авторством самого Генриха VIII, почитай, нет, то можно подложить клюковку — и пипл не заметит подмены.
    • Инструменты: если играет бард, 99,9 % шанса, что у него будет лютня. Вместе с другими обычно не играет — инструмент очень тихий. Если ансамбль — блокфлейты, бубны с тарелочками, большой барабан, и всякие жужжащие и/или гундящие тростевые инструменты (от крумхорнов до ракеттов). Трубы тоже могут появиться, но, с большой вероятностью, встретите либо деревянный корнет-а-букен (с отверстиями под пальцы, не очень звонкий и мажущий мимо нот), либо простенькие медные фанфары, для которых тогда ещё не придумали механику с вентилями и играли как есть, в натуральном звукоряде.
    • В позднем Средневековье — «Wir sind der Geyer Schwarze Haufen!» и прочие походные песни. Что интересно, характерную маршевую мелодию к означенной песне прикрутили только в начале ХХ в.
    • Самый важный момент: если вам кажется, что музыка не попадает в ноты — значит, композиторы молодцы и сделали всё правильно. В Средние Века ещё не придумали единую систему строя!
  • Византия — православные молитвы и литургии на греческом. Иногда музыка такая же, как и в Древнем Риме. Наследница Римской империи, чо.
  • Русь — русская народная музыка. Причём не просто образца Средневековья (в отличие от Западной Европы, у нас средневековой светской и народной музыки, кроме разве что былин, не сохранилось), а именно та «академизированная» народная музыка в исполнении ансамбля Александрова и его аналогов, которая к настоящей русской народной музыке имеет отдалённое отношение.
  • Викинги — бурдонящая тальхарпа, конечно же! Ещё будут трубить в рога разных форм и размеров. Барабаны и/или бубны. Хор даёт +50 к викингнутости, если он на каком-то из германских языков, ещё +25 — если в тексте упоминаются Один, Вальгалла, Иггдрасиль и Фенрир. Сегодня существует такой жанр, как дарк-фолк, в котором скандинавские мотивы очень распространены, причем исполняются в случае наличия вокала — на аутентичных языках, на худой конец — на современных скандинавских.
  • Ближний восток — см. Географические напевы.

Новое время[править]

С этого раздела уже начинаются знаменитые и узнаваемые музыкальные произведения, ассоциирующиеся с историческими событиями.

  • C начала XVII века, на протяжении Золотого (1650—1697) и Серебряного (1697—1722) века пиратства и примерно до конца XIX века появляется основная масса сохранившихся морских шанти. Точнее, не появляется, а записывается и публикуется — сколько они до этого ходили в изустной передаче, одному Богу известно.
    • «Maid of Amsterdam» — самое начало XVII века.
    • «The Sweet Trinity» — 1635.
    • «Spanish Ladies» — 1796.
    • «Drunken Sailor» — 1839.
    • «Blow the man down» — 1860-е.
  • Война за независимость США — «Янки дудль».
  • Великая Французская революция — «Марсельеза».
  • Царская Россия — «Боже, царя храни», «На сопках Маньчжурии» (см. ниже) или подобный вальс. «Весна священная», конкретнее «Пляски щеголих». Они используются, когда надо показать индустриализацию. Да не только в России, но и в мире вообще.
  • Отечественная война 1812 года — «Солдатушки, бравы ребятушки», «Взвейтесь, соколы, орлами» и другие солдатские песни того времени.
  • Гражданская война в США:
    • С синей стороны — «Боевой гимн Республики».
    • С серой стороны — «Dixie».
  • Япония (условно-музейная, но особенно начиная с периода Мэйдзи) — Sakura, sakura.

Новейшее время[править]

Царская Россия/Революции 1917 г./Гражданская война в России[править]

  • Русско-японская война:
    • Марш «Тоска по Родине».
    • Казачья песня «За рекой Ляохэ», в Гражданскую переделанная в «Там, вдали, за рекой».
      • Разве есть доказательства, что «За рекой Ляохэ» действительно появилась раньше, чем «Там, вдали, за рекой»? Вот, например, про «Смело мы в бой пойдём» известно, что это переделка, и автор правки еще в детстве, в 1980-е, слышал от деда оригинал — «Смело мы в бой пойдем за Русь святую». А про песню «За рекой Ляохэ» не только автор правки, но и, похоже, никто не слышал до 2000 года.
    • Вальс «На сопках Маньчжурии» (ассоциируется с русско-японской, хотя написан после нее).
    • «Варяг» же!
  • Революция 1905 года и Февральская революция — снова «Марсельеза», но уже с русскими словами.
  • Октябрьская революция и Гражданская война. Оооо, тут не на один альбом наберётся…
    • С красной стороны:
      • «Интернационал».
      • «Варшавянка» (aka «Вихри враждебные»).
      • «Смело, товарищи, в ногу».
      • «Как родная меня мать провожала».
      • «Яблочко».
      • «По долинам и по взгорьям».
      • «Там, вдали, за рекой».
    • С белой стороны… (кстати, многие известные песни с обеих сторон имеют одну и ту же мелодию):
      • «Прощание славянки».
      • «Марш дроздовцев» (та же мелодия, что у «По долинам и по взгорьям»).
      • «Марш сибирских стрелков» (опять эта же).
      • «Песнь о Вещем Олеге».

Страны Запада[править]

  • Рубеж XIX—XX вв. — регтайм. Лейтмотив — «Артист эстрады» Скотта Джоплина (не имеет с Фредериком Шопеном ничего общего), а также «Диксиленд».
  • Очень большой отрезок времени с 1920-х по начало 1960-х — джаз. Естественно, в разное время джаз будет различаться. В 1920-30-е также встречаются свинг и чарльстон, а в 1950-е — лёгкая симфоническая музыка, которая у американцев вызывает ассоциацию с рекламой, показывавшейся тогда перед киносеансом.
    • Для Латинской Америки и Восточной Европы с ними смело конкурировали танго. Начало «La Cumparsita» Херардо Эрнана Матоса Родригеса куда только не вставляли (хотя ему принадлежит только первая часть: вторую буквально за один вечер склеил из наработок Роберто Фирпо, а третья и вовсе попытка сыграть по памяти отрывок из оперы Верди «Трубадур»).
  • 1950-е — ранний рок-н-ролл, ритм-энд-блюз.
  • 1960-е — психоделический рок в исполнении цветастых хиппи.
  • 1970-е — диско и фанк (и у исполнителей непременно причёска «афро»), реже прог-рок, хард-рок (в исполнении повзрослевших хиппи), ранняя электронная музыка,.
    • Латинская Америка 1960-80-е гг. — «Команданте Че Гевара», «Эль пуэбло унидо, хамас сера венсидо» и другие революционные песни.
  • 1980-е — новая волна, синтипоп (и вообще всё, что с синтезаторами), глэм-метал и хэви-металл. Для американцев еще и непременно AOR (Adult Orient Rock).
  • 1990-е — хип-хоп, рэп, техно и гранж.
  • 2000-е — альтернативный рок, бритпоп, рэп.
  • 2010-е — синтвейв, дабстеп, разные виды рэпа.

Германия, 1933-45[править]

Самое удивительное, что большинство песен, звучавших в Германии при Гитлере и воспринимаемых нами как «однозначно фашистские», таковыми не являются. Тем не менее традиции-ассоциации-штампы никуда не денешь.

  • «Песня Хорста Весселя» — гимн НСДАП. До сих пор запрещена в Германии.
  • «Ein Heller und ein Batzen», «Wenn die Soldaten durch die Stadt marschieren…» и «Schwarzbraun ist die Haselnuss…». Золотая тройка старых солдатских песен. Все три известны задолго до Гитлера. В словах, само собой нет ничего нацистского — и даже ничего агрессивного. Обычные солдатские марши с простой мелодией, незамысловатыми словами и бесконечными «люли-люли» в припеве — надо же как-то коротать долгую дорогу… Но когда в памяти возникает одна из этих песен, то невольно представляешь себе беспощадное июльское солнце, пыльную степную дорогу, сожжённую траву, сожжённые дома, шагающих бодрых молодчиков с закатанными рукавами и со «шмайсерами» наперевес… Ассоциации вещь живучая.
  • Еще более зловещая слава у песни «Erika». Какой-то умник поставил ее звуковым фоном к кинохронике штурма Варшавы в 1939. С тех пор она воспринимается только как Марш кованых сапог. В то время как в тексте одна сплошная лирика.

Позитивная версия «Ein Heller und ein Batzen» номер раз

…и номер два

  • «Лили Марлен» — похабная, по выражению Геббельса, песня. Ее исполняли по-разному. Вначале как сентиментальную любовную песенку — мягко и лирично. Потом ей придали ритм военного марша.
  • «Herbei zum Kampf…», он же «Авиамарш». Парадокс: мелодия написанная в СССР евреем Хайтом, стала одной из любимых песен в нацистской Германии.
  • «Ich hatt' einen kameraden» — «Был у меня товарищ» — грустная песня, написанная еще в годы Наполеоновских войн. Слова почти дословно совпадают с нашей «Служили два товарища, ага…».

СССР/Россия[править]

  • 1920-1930-е — как и на Западе, джаз. Особенно если исполняет оркестр Цфасмана, а на вокале — Леонид Утёсов. Важное отличие — присутствие патриотических песен. Лейтмотив — «Широка страна моя родная» или «Утомлённое солнце»[3].
    • Если речь идет о более лихой и разгульной стороне НЭПовского СССР (что-то типа «Двенадцати стульев»), то популярный тогда городской романс, аналог и предок нынешнего шансона («Бублички», «Кирпичики», «Шарабан-американка»), или стилизация под него («А впрочем, для здоровия полезны холода»).
  • Предвоенные годы: «Если завтра война», «Принимай нас, Суоми-красавица», «Njet, Molotoff!», «Три танкиста», «Броня крепка…».
  • Великая Отечественная Война — вой сирены, симфония № 7 и № 8 Шостаковича. «Вставай, страна огромная», «Песня защитников Москвы». Фронтовые песни «В землянке», «Смуглянка», «Давно мы дома не были», «Эх, дороги», «Песня артиллеристов».
  • По поводу марша «Прощание славянки» всё сложнее. В 1930-е годы он практически не звучал, потому что на нём всё ещё висела стигма белогвардейского. Сам Агапкин дирижировал оркестром на параде 7 ноября 1941 г — но ЕГО марш не исполнялся (во всяком случае в хронику Парада не попал). То же и на Параде Победы, когда оркестр Агапкина входил в состав Сводного оркестра. Реально известность к маршу пришла уже в 1950-е годы.
  • Послевоенные 1940-е и 1950-е — легкая симфоническая музычка. Лейтмотив — «Футбольный марш» Матвея Блантера.
  • «Оттепель» — лёгкая поп-музыка и ранняя электроника от Вячеслава Мещерина. Практически обязательно звучит фоном в фильмах про эпоху (да и в фильмах эпохи).
  • 1960-е — с полётом человека в космос симфоническая музыка становится увереннее и пафоснее, а в плане лёгкой музыки доминирует джаз или авторские песни под гитару. Появляются первые рок-группы: как и подпольные/самодеятельные, так и официальные, они же ВИА. Также появляется электронная музыка: в 1958 году заканчивается разработка АНС — первого советского синтезатора в современном понимании. Именно его можно услышать во многих советских фильмах 1960-х-начала 1970-х. Лейтмотивы — «Время, вперёд» и «А нам всё равно» Ю. Никулина.
  • 1970-е — электронная музыка, бардовские песни, сёрф-рок а-ля Григорий Гладков. Лейтмотив — «Трус не играет в хоккей» и «Как я рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» (она же «Мистер Трололо») Эдуарда Хиля, электронная музыка ВИА «Зодиак» и «Бумеранг». Часто встречается советское пианино «Сонет», по звуку напоминающая клавесин.
  • 1980-е — засилье электронной музыки, диско и русского рока. Лейтмотив — «Белые розы» гр. «Ласковый май», «Всё идёт по плану» Летова и «Группа крови» «Кино».
  • 1990-е — русский рок, русская попса, блатная песня. Два последних жанра зачастую смешиваются и потихоньку рождают прото-шансон[4].
  • 2000-е — рок а-ля «Сплин» или «Ранетки», и как раз в эту пору наклёвывается стереотипный шансон.
  • 2010-е — андерграундный рэп а-ля Pharaoh или Оксимирон, пост-панк и поп-панк.

Примечания[править]

  1. Человеку-без-пробелов большая просьба пробить сюда ссылочку на ютюб или википедию. В таком формате, как это сделано в «Географических напевах» для «Азиатского музыкального эффекта»
  2. Да ну? Это на какие источники вы ссылаться изволите? Например, в древнеирландском не то, что ритуальных танцев не было, там и слова-то «танцевать» не имелось.
  3. В оригинале — «To ostatnia niedzelia», польская песня, написанная в 1935 г. К слову сказать, это и было то самое «танго смерти», под которое в лагерях уничтожения евреев гнали в газовые камеры (а вовсе не тема из «Реквиема по мечте»)
  4. Достаточно вспомнить, что играла группа «Дюна» в ту пору: это всё ещё считалось попсой, хотя звучало как блатняк.