 | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Press X To Die. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Нажми X, чтобы умереть — это подтроп запрещённого чеховского ружья, а также инверсия тропа «Нажми X, чтобы не умереть».
В некоторых случаях игроку дают возможность выполнить действие, которое либо приведёт к провалу, либо помешает в дальнейшем прохождении. Иногда бывает, что игроку ничего не мешает что-то сделать, но разработчики не просто не отключают эту возможность, а наказывают за её использование. В основном это ловушки для любопытных игроков, которые являются шуткой. Но часть разработчиков вплетают троп в игру в виде метода проб и ошибок или в виде кнопки перезапуска уровня, если таковой стал непроходимым по тем или иным причинам.
Иногда пересекается с Античитерской фичей.
Иногда вытекает из известного всем Прыжка Веры, перетекая в весьма глупую смерть или в нестандартный геймовер.
Примеры
Видеоигры
- Operation Wolf — у главного героя совершенно официально есть возможность застрелиться (на родной раскладке — кнопка Select). Если сделать так — покажут тот же экран с изображением умирающего бойца, что и при геймовере: «Вы получили смертельное ранение. Ваша миссия осталась невыполненной».
- Lode Runner — в большинстве реализаций есть функция самоубийства. Ведь можно закопаться так, что дальше непроходимо.
- Pokemon — атака «Самоуничтожение» у покемона. Угадайте, что она сделает с вашим покемоном. Но не бойтесь, он не умрёт и из команды не исчезнет. Просто впадёт в бессознательное состояние.
- То же самое, только мощнее, делает «Взрыв», а ещё покемон может самоубиться через «Мементо» и другие приёмы.
- «Return to castle Wolfenstein» — у Бласковица, как у всякого стандартного суперагента, есть при себе ампула с цианидом. Можно ее принять и мгновенно помереть. Зачем эта функция, не очень понятно, враги все равно пленных не берут.
- Apollo Justice: Ace Attorney — просто в конце последнего дела, нажмите «ВИНОВЕН», когда вы управляете присяжным. Плохая концовка обеспечена.
- The Binding of Isaac — обладает несколькими примерами
- Предмет Plan C, который нанесёт всем урон в 99999999999 единиц. Только подвох в том, что спустя 3 секунды он убьёт вас
- Если вы используете Библию во время боя с Сатаной, Айзеком или ???, умрёте вы моментально.
- Карта «Король Суицида» дающая 10 пикапов, предметов, но убивающая вас.
- Всё это с фитильком — у Айзека могут быть дополнительные жизни.
- Scribblenauts — педаль в пол. Вы можете в любой момент призывать ядерную бомбу, метеорит, цунами и прочее, что убьёт вас и ближайших NPC.
- Godzilla 2: War of the Monsters — в самой первой миссии, можно заполучить атомную бомбу, которую нужно использовать чтобы заманить Годзиллу в воду, для использования кислорода-разрушителя. В меню бомбы есть пункт «Deploy», и если выбрать его, то вам покажут картинку с ядерным взрывом, где написано что это было глупо. Game Over.
- Nier: Automata — зигзаг: обычно self-destruct не является самоубийством, а всего лишь уничтожает врагов вокруг и… юбку! Но, если это проделать на Станции, то будет game-over с уничтожением всех сейвов и… получением ачивки за нестандартную концовку!
- Lost Planet 2 — у ряда БМ есть кнопка самоуничтожения, хотя пилота катапультирует перед взрывом. А вот некоторые образчики оружия для таких машин из многопользовательского режима не знают пощады. Так, можно жахнуть ядерной бомбой, выпилив с карты всё, что может быть выпилено. Или создать эмуляцию чёрной дыры, которая прикончит как БМ игрока, так и всех в радиусе поражения.
- «Серп и Молот» — несколько кнопок, на которые лучше не жать: в Хрендорфе лучше не лазить по ящикам Конрада — один из них оборудован ловушкой. Также не стоит пытаться сделать немецкий схрон бонусом для переигрывающих: да, в нём полно ништяков, особенно вкусных в начале игры, но скелет перед входом ни о чём не говорит? Скелет человека, который знал пароль. Угу, там тоже ловушка. После встречи с агентом завяжется перестрелка между американским гарнизоном и молотовцами — не вздумайте влезать в неё. Бегите через водозабор.
- Wasteland 2 — не играйте с ядерной боеголовкой в музее рейнджеров… Результатом всех попыток починить будет ослепительно белая вспышка… И с ядерными монахами в Ущелье Титанов может получиться очень нехорошо.
- Postal — есть специальная кнопка для самоубийства. При её нажатии герой произносит «Я ни о чем не жалею», достаёт гранату (даже если в инвентаре её нет), выдергивает чеку, засовывает себе в рот и разводит руки в стороны
- Worms — все червячки при гибели взрываются, нанося небольшой урон всем вокруг, но в том числе предусмотрены специальные умения/оружия для эффектного и эффективного самоубийства, вроде «Камикадзе».
- The Consuming Shadow — вездесущая кнопка «убить себя».
- Warcraft 2 — есть кнопка «Сдаться», завершающая миссию поражением, даже если у противника осталось всего одно полуразрушенное здание.
- Dune II — функция самоуничтожения, встроенная в харконненский «Девастатор». Символизирует суровость и беспощадность этого Дома.
- Tobal № 1 — не на всю игру, а только на текущий бой, если играете за робота по кличке Хом (Hom). У этого персонажа есть функция самоотключения. Нажмёте вместе определённые кнопки — и ваш Хом потянется
рукой манипулятором к собственной спине, что-то там переключит… Бой прерван досрочно.
- Неизвестно только, на кой ляд это нужно. Видимо, чисто по приколу. Ну, или чтобы гордиться целых пять минут: «Я успел это сделать раньше, чем фатально проиграл бы противнику, оказавшемуся супер-мастером!».
- Mass Effect 2 — трахнуть Моринт, конечно же. По крайней мере, Шепард умрёт счастливым/-ой.
- Выстрелить в Катализатор, нет?
- Тогда уж и Синяя с Зеленой концовками
- Grand Theft Auto San Andreas — во второй миссии Зеро, где нужно самолётиком с пулемётами истребить все доставочные фургоны, у самолётика есть функция самоуничтожения, которая активируется при нажатии на левую кнопку мышки, когда самолётик во что-то врезается, будучи на земле. Застаёт игрока такая функция врасплох, а потому способна доставить немало приятных ощущений тому, кто машинально пытается произвести очередной выстрел — миссия так-то довольно непроста и перепроходить её по новой мало кому захочется.
- 7 дней лета — в прологе есть выбор, пойти с неизвестной девушкой или остаться на месте. Если игрок выбирает второй, протагонист медленно умирает и игра выводит экран «Игра окончена».
- Там же, но гораздо позже, есть возможность выйти на «катапульту» с возвращением протагониста в родной мир и тем же исходом.
Видеоигры |
---|
Жанры |
Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны
Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like) • Тактическая • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • 'Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • тактическая стратегия • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
---|
Геймплейные архетипы |
Все видеоигры — это 8-битки • Суповой набор от Bioware • Геймплей от X-COM • Лутоцентричная игра • Песочница |
---|
Амплуа |
Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неиграбельная вражеская фракция • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
---|
Тактические роли |
Буквальный джаггернаут • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
---|
Боссы |
Арена для босса vs Арена против босса • 3872 орка • Бонусный босс • Босс-антипод • Блуждающий босс • Босс-будильник • Босс-головоломка • Босс-головорез • Босс в головорезьей шкуре • Босс-дуэлянт • Босс за рулём • Босс, который ни при чём • Босс-ментор • Босс-недобиток • Босс не для битья (Босс-препятствие)• Босс — ранняя пташка • Босс-раш (Игра про боссов) • Босс со свитой (Босс не вмешивается) • Головорез в боссьей шкуре • Два босса (двойной босс • босс-сменщик) • Игра за босса • Истинный Финальный Босс • Марафонский босс (Босс — губка для пуль) • Минибосс • Многоглавый босс • Мясные ворота • Непобеждаемый босс • Неподвижный босс • Никакой не босс • Психоделичная босс-арена • Повторяющийся босс • Последний Босс Первого Диска • Секретный босс • Синдром босса SNK • Скальный босс • Теперь босс разозлился vs Однокрылый ангел не взлетел • Фальшивый босс • Финальный босс (в начале) • Этот гадкий босс |
---|
Персонажи |
Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим! (игра за злодея • игра за зверя • игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
---|
Уровни/архитектура |
Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно Зловещий Последний Данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Проскочить в сейв-поинт • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Совсем не уникальная задача • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
---|
Графика |
HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
---|
Физика |
Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся транспорт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Капюшон мгновенного облысения • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хлипкий всадник • Хитбокс |
---|
ИИ |
Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
---|
Сетевая и онлайн |
Deathmatch • Free to Play/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
---|
Движки |
Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
---|
Критика |
Angry Video Game Nerd • Игрожур |
---|
← |
Навигация |
---|
Видеоигровые термины |
---|
Игры и
приложения |
DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах |
---|
Баланс |
Асимметричный конфликт • Классификация фракций (Быстрый, сильный и хитрый) • Золотой снитч • Имба (Временная имба • Запоздалая имба • Намеренная имба (Гейм-эндер • Терминаторизатор) • Ненужная фича (Имба у врага — пустышка у игрока • Резиновый нож) vs Добровольно-принудительное умение (Запоздалое принуждение • Обыденная имба • Трудно, но не невозможно) • супероружие в RTS) • Камень-ножницы-бумага • Нубская труба vs. Нубская имба (Убийца ИИ) • Сверхбыстрое моральное устаревание • Святой Рандомий • Синдром орка • Синдром протосса • Сила Мэджикарпа vs Стартовый ускоритель • Эти гадкие… (Атака • Ачивка • Босс • Карта • Механика • Моб (hitscan-пулемётчик) • Уровень) |
---|
Геймплей |
Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Буллет-тайм • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Геймплей вразрез с сюжетом (Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт (Ручная перемотка времени) • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Заявленное проклятие • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки командования • Нам не помешает лишний ствол (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить корованы • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Невозможный выбор • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Совсем не уникальная задача • Прокачка удачи • Проклятие — всегда проклятие • Поражение неприемлемо • Рандом • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы |
---|
Условности |
Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд на побегушках • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов |
---|
Сложность |
Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник (Этот гадкий hitscan-пулемётчик) • Эта гадкая атака • Эта гадкая ачивка • Эта гадкая карта • Эта гадкая механика • Этот гадкий босс • Этот гадкий ивент • Этот гадкий ресурс • Этот гадкий сайдквест • Этот гадкий уровень) • Никаких тебе подсказок • Фальшивая сложность vs Хардкор |
---|
Реиграбельность |
Взаимоисключающий контент • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка • Перенос прогресса |
---|
Баги, фичи и
читы |
Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича •Антизастревательное маклаудство• Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича)
|
---|
Тактика и стратегия |
Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Тактика булавочных уколов • Чиз |
---|
Игровая механика |
Внутриигровой конструктор • Квест (геймплей)(Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) |
---|
Разное |
Acknowledgement (Исследование завершено • Никто не смеет мне приказывать! • Нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Концовки (быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная) • Первый напарник — воин • Пик сложности (Ад в начале игры • Кризис среднего уровня • Зубодробительный эндшпиль) • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Нам не помешает лишний ствол • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Степени двойки • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Публика — сволочь • Это плохо, понятно?
Городской портал |
---|
← |
Видеоигры |
---|
|