Operation Flashpoint-ArmA

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

(link)

Песня про ARMу с точки зрения новичка

Operation Flashpoint/ArmA — серия тактических шутеров от чешской компании Bohemia Interactive Studio, изданная британской Codemasters. Впоследствии Codemasters оставила себе права на бренд Operation Flashpoint и начала пилить собственную серию под таким названием. Чехи же также ушли в сторону, переименовав имеющиеся наработки по сиквелу в Arma: Armed Assault (а оставшийся за ними оригинал в Arma: Cold War Assault) и также принялись пилить собственную вселенную. Также, на движке ARMA 2 сделан симулятор выживальщика — DayZ, популяризировавший жанр Survival MMO.

Что здесь есть

В первую очередь — максимальный реализм происходящего, в частности, полноценная симуляция снайперского боя и пробежек, длящихся несколько часов.

В политическом отношении, базовый набор чешских игр — злобная Россия, населенная идиотами, которые сами не знают, чего хотят, и никак не могут понять, они грозные или трусливые или всё это одновременно; маленькая, но гордая страна, основанная на Чехии, становящаяся объектом агрессии со стороны СССР/России; ну и империя добра в лице США. Американцы делятся на два типа — бесхребетные искатели компромиссов и крутые даватели по морде. Последние по ходу сюжета берут верх.

В последних играх появляются модные сегодня разборки где-то в Кураке.

Cold War Crisis/Cold War Assault

В 1985 году фанатичный генерал Алексей Васильевич Губа намеревается свергнуть генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва и взять власть над СССР в свои руки. Губа командует армией на расположенном где-то в Балтийском море острове Колгуев, рядом с которым находятся острова Малден (на котором дислоцируются войска НАТО), Эверон (никем не признанное территориальное образование без признаков государства) и Ноговия (суверенное государство).

Дислоцированные на острове Малден части американской армии перебрасываются на соседний остров Эверон, на который напали советские войска. Американцы пытаются там укрепиться, однако из-за недостатка сил это невозможно. Наконец, американские войска пытаются переломить ситуацию, нанеся один мощный удар по столице Эверона — Монтиньяку. Однако контрудар проваливается, американские силы вынуждены эвакуироваться с острова. Затем советские войска вторгаются и на Малден, однако американцам удается выбить их оттуда. Кроме того, становится известно, что правительство СССР непричастно к конфликту: это «самодеятельность» Губы, а сообщения о подкреплении — блеф.

Американский спецназ направляется на Эверон, чтобы договориться о совместных действиях с партизанами. Затем американцы добивают остатки советских войск на Малдене. Начинается подготовка к десанту на Эверон. Благодаря совместным действиям пехоты, бронетехники, авиации, спецназа и партизан американцам удаётся отбить остров.

Американское командование не собирается останавливаться на освобождении Аверона. Узнав, что к Колгуеву идут силы советской армии, чтобы «арестовать» генерала за самовольное развязывание боевых действий, они приходят к выводу, что на самом деле для Губы все ограничится порицанием в прессе, а на деле он получит награды и дачу в Крыму. Американцы решают сами арестовать Губу и ради этого вторгнуться на советскую территорию.

Группа спецназа уничтожает советскую ПВО, а затем американцы наносят по острову удар. Американцы получают видеопослание, в котором Губа угрожает применением ядерного оружия. Наконец становится понятной цель Губы: спровоцировать американцев на вторжение на советскую территорию, представить это как агрессию, затем советский народ увидит неспособность Горбачева вести военные действия и потянется к генералу как к харизматичному лидеру. В ходе тяжёлого боя американскому спецназу удаётся уничтожить одну из ракетных установок. Губа в бешенстве убивает свою помощницу Ангелину Малевич, после чего вместе с полковником Еусевым пытается эвакуироваться с острова и выпустить ракету из второго «Скада». Однако группе спецназа удаётся уничтожить «Скад» и затем захватить (или убить) Губу.

Американские войска выводятся с Колгуева. Официально было объявлено, что неизвестные террористы, возможно, возглавляемые бывшим советским генералом, напали на тренировочный лагерь армии США на Малдене. Атака была отбита без серьёзных потерь.

Red Hammer («Красный молот»)

Взгляд на события с советской стороны, но не с советской точки зрения. Дмитрий Лукин — бывший офицер советского спецназа, которого разжаловали в рядовые за невыполнение приказа о расстреле мирных жителей в Афганистане. Действие кампании начинается с того, что отряд, в котором служит Лукин, в числе прочих сил советской армии начинает вторжение на Эверон. Во время вторжения Дмитрий проявляет героизм и получает звание сержанта. В этом звании он участвует во вторжении на Малден. При эвакуации советских войск с острова Лукин прикрывает отход советских войск, но не успевает эвакуироваться сам. Однако затем вместе с группой советских солдат он угоняет вертолёт и возвращается на Эверон. После этого Дмитрий получает звание лейтенанта и возможность вернуться в спецназ. Во время операции по ликвидации повстанцев на Эвероне он встречается с их лидером — своим бывшим сослуживцем Сергеем, который объясняет Лукину, что действия Губы — авантюра. Лукин присоединяется к повстанцам и принимает участие в ряде операций против советских войск на Колгуеве. Незадолго до вторжения американцев на Колгуев Дмитрий покидает этот остров, захватив двух офицеров из штаба, чтобы те рассказали правду на «большой земле».

Таким образом, Лукин за всю кампанию успевает побывать простым пехотинцем, командиром, экипажем танка, пилотом вертолёта, спецназовцем и становится единственным протагонистом, воевавшим против всех трёх сторон конфликта.

Resistance

Кампания повествует о происшествиях, имевших место в 1982 году, за три года до событий оригинальной игры. Игрок берет на себя роль бывшего бойца специального назначения Виктора Трошки, который вернулся на родной остров Ноговия после длительной службы. На Ноговии 30 лет существовал социалистический режим, однако незадолго до приезда Трошки начались либерализация и рыночные преобразования. В 1982 году на Ноговии вспыхивает правительственный кризис: остатки коммунистической фракции в парламенте выходят из его состава и обращаются за помощью к СССР. С Колгуева на остров вторгаются силы советской армии под командованием еще полковника Губы.

Партизаны обращаются за помощью к Трошке как к имеющему опыт войны с советской армией, но сначала тот отказывается. Однако после того как Губа приказал расстрелять нескольких его друзей, если те не выдадут скрывающегося партизана, Трошке приходится вмешаться. Он вынужденно принимает командование над образовавшимся Сопротивлением (или можно выбрать сторону СССР и выдать повстанцев, но после этого Трошку расстреляют вместе с лидерами Сопротивления).

В ходе боев партизанам удаётся захватить у советской армии оружие и бронетехнику, а также воспользоваться остатками оружия местной армии. Партизаны захватывают контроль над севером острова и успешно отражают атаки советской армии. Вскоре они начинают наступление, но войска Губы впервые задействуют вертолёты и наносят партизанам крупное поражение.

На остров с Малдена прибывает диверсионная группа майора Джеймса Гастовски, доставившая партию оружия и ПЗРК. Партизаны наносят удар по советскому аэродрому, уничтожая вертолёты. После этого Губа идет на переговоры, захватив группу заложников из родной деревни Трошки, Долины, в том числе его возлюбленную Лиз. Однако переговоры оказываются ловушкой, между партизанами и советской армией вспыхивает бой, Губа сбегает, а все заложники погибают.

После этого Трошка переходит к широкомасштабным действиям по полному вытеснению советских войск с Ноговии. Взорвав мост, делящий остров практически на две части, и блокировав единственную обходную дорогу, партизаны наносят удар по столице острова Липани, затем уничтожая советские силы во втором городе — Петровиче.

За советской армией остаётся лишь аэродром на юго-западе острова. Советские силы начали покидать остров, однако Губа решил перед уходом уничтожить всё население острова и вызвал для этого три штурмовика Су-25 с напалмовыми бомбами. США выслали к острову крейсер, однако он не может успеть. Командующий войсками на Малдене генерал Уильямс отказывается от прямого вмешательства. Пробравшиеся к аэродрому бойцы Гастовски погибают при попытке взорвать самолёты — выживает лишь сам тяжело раненный майор. Трошка решает сам уничтожать самолёты. Ему это удаётся, однако Губа, лично возглавив отряд советских танков и пехоты, преследует Трошку. Трошка оказывается блокирован в ущелье и расстрелян из танковых орудий. Советские танки атакуют главные силы партизан, однако в этот момент их уничтожают американские вертолёты. Губа успевает покинуть остров на вертолёте, остатки советских войск попадают в плен.

Ноговия возвращается к мирной жизни. Полковник Блэйк, на свой страх и риск отправивший вертолёты, становится командующим войсками на Малдене. Гастовски уходит в отставку и остаётся в Ноговии, где создаёт небольшую авиакомпанию. Тело Виктора Трошки так и не было найдено.

Arma

Armed Assault

На острове Сахрани, расположенном где-то в Атлантике к западу от Азорских островов, напоминающем помесь Кореи с Кипром (бывшая колония Великобритании, хотя говорят на испанском и носят испанские имена; разделен узким перешейком на две части, причем прямо по столице), соседствуют банановое оффшорно-туристическое Королевство Сахрани на южной половине и индустриальная социалистическая Демократическая Республика Сахрани на северной половине). В 2002 году Королевство приглашает на свою территорию американские войска для обучения местной армии и рассматривает вопрос о создании базы. В 2006 американцы выводят войска с Сахрани, и северяне решают этим воспользоваться, чтобы захватить юг. Их стремительное наступление загоняет Южан в последний опорный пункт — международный аэропорт, но тут возвращаются американцы, и Северяне отползают обратно на свою территорию. На деоккупированной территории немедленно обнаруживается достаточное число свидетельств зверств, после чего Прогрессивное Человечество одобряет операцию по ликвидации ДРС. За шесть дней, включая провалившийся блицкриг, оная получает по рогам и прекращает существование.

ArmA: Queen's Gambit

Первый официальный аддон. 2007 год. На ныне едином Сахрани резко осложнилась оперативная обстановка. Недобитки Армии Освобождения Сахрани безобразничают с соседнего острова Рамади, так еще и король Иосиф III начал тиранить, на почве того, что не все были рады объединению… Да вот только недавно разбился вместе с наследником на вертолете. Власть нежданно-негаданно свалилась на принцессу Изабеллу, которая нанимает для ликвидации опасных партизан на севере острова, угрожающих захватить химическое оружие бывшей АОС, ЧВК, в том числе и главного героя. Что весьма странно, ибо армия у нее и так вроде бы неслабая… Вот только глупенькая принцесса-то, оказывается, папу-то с братом и разбила, а наемников наняла потому, что «террористов» возглавляет выживший брат принц Орландо, которого надо ликвидировать, не привлекая внимания. По ходу игры можно решить эту мыльную оперу в пользу королевы (которую можно оставить у власти, дать сбежать или убить) или ее брата. Внезапно, канон — королева остается у власти, Орландо гибнет, наемники валят с острова по-тихому. Единственная игра, в которой антагонист побеждает, а еще является женщиной (впрочем, в самой игре как таковая она не появляется). Даже в варианте «убить» можно только взорвать ее «Хаммер», остановить его, вытащить королеву и отыметь на капоте технически невозможно.

Arma 2

В условной постсоветской стране Черноруссии разгорается гражданская война между прозападным правительством и русскими национал-коммунистами — «чедаками», Чернорусским Движением Красной Звезды под командованием Андрея Лопотева по кличке «Акула». А еще он носит синий спортивный костюм и вооружен золоченым АКМС. Правительственные войска на грани поражения, и на помощь им приходит американская морская пехота вообще, и группа специального назначения «Лезвие», за одного из бойцов, а потом командира, и предстоит играть. А на помощь повстанцам российские военные, так как чернорусские непримиримые из третьей фракции — Националистической Партии (НАПА) очень вовремя взорвали аж Собор Василия Блаженного. Дело может кончиться как уходом российских войск, если разоблачить, с кем они связались (взрывало ЧДКЗ, а обеспечивала ФСБ, конечно), либо победой ЧДКЗ и РФ, а то и вовсе ядерной войной.

Из фишек можно отменить крайне странно реализованную попытку создать на базе игры стратегию с классическим получением ресурсов и постройкой на них заводов, производящих технику и пехоту.

Примечательно, что американскими войсками, а конкретно, 27-м Экспедиционным отрядом Морской пехоты командует генерал Дэвид Армстронг (разумеется, случайный полный тёзка протагониста Operation Flashpoint), а местами можно встретить рекламные щиты, рекламирующие туры на Сахрани.

Arma 2: Operation Arrowhead

В расположенном к западу от Черноруссии и основанном на сочетании как афганских, так и иракских мотивов государстве Такистан резко осложнилась оперативная обстановка. Очередной обладатель золоченого, на этот раз револьвера, полковник Азиз устремил жадные волосатые щупальца на соседкий Карзегистан, завел себе три «Скада» с ядерными боеголовками, и вообще расположил свою страну на богатых залежах американской нефти. Разумеется, Армия Добра и Света не может оставить это просто так. Добавлены пустынные карты, новые фракции — Армия (а не морская пехота) США, армия Великобритании, армия Чехии и немецкий спецназ KSK для синих, такистанская армия и ополчение для красных, миротворцы ООН (которые, впрочем, из ЧСО), такистанские повстанцы и международные ЧВК для зеленых.

Arma 2: Combined Operation

Объединение игр в одну с привнесением в ArmA 2 фишек Operation Arrowhead — новой техники, фракций, тепловизоров, возможности регулировки прицела по дальности.

Arma 3

2035 год. На фоне экономического кризиса в Западной Европе и противостояния США с Китаем в Тихом океане, набирает силу вымышленный военно-политический союз, известный как Canton Protocol Strategic Alliance Treaty (CSAT), основанный Китаем и Ираном, в который входят также много стран Азии, Ближнего Востока и Африки. Внезапно, Россия здесь появляется только в одном из DLC, и не является красным злом, а немного оглядывается на CSAT, но боится связываться (хотя российские войска в дополнении «Contact» технически REDFOR (см.ниже), как и CSAT). А еще у нее президент женщина.

На островах Алтис и Стратис в Средиземном море, очень похожих на греческий[1] происходит военный переворот и приходит к власти хунта. На острова вводятся миротворческие силы НАТО и CSAT, очень скоро оказывающиеся в крайне напряженных отношениях как друг с другом, так и с местными. В 2035 году перед выводом НАТО-вских войск вспыхивает конфликт. А все из-за геофизического оружия CSAT.

Показательно, что игру запретили в Иране за то, что иранцы в оной враги, а в Греции членов команды разработчиков чуть не посадили на 20 лет за шпионаж при разведке видов для создания карт.

  • «Протокол Apex»

Войска НАТО направляются на остров Таноа в Тихом океане для оказания помощи в разрешении гуманитарной катастрофы после цунами. Добавляются новые фракции: Жандармерия Таноа и Синдикат — преступная организация, действующая под командованием Соломона Мару. Выясняется, что цунами было вызвано тем самым геофизическим оружием в рамках новой стратегии CSAT: провоцировать природные катастрофы, предлагать помощь и закабалять под эту тему.

  • «Contact»

В вымышленную страну Ливонию (все литовское левобережье Немана и кусок Польши, а также совсем немного Белоруссии) прилетело НЛО и русские. Внезапно, они тут не злые (гораздо дурнее местные же Ливонские войска, чуть не устроившие килдыкс мирового масштаба), а уже сталкивались с инопланетянами и помогают предотвратить наихудшее. Но вы не думайте, это неканон. Все это иллюзия.

Operation Flashpoint от Codemasters

В XV веке остров Скира был присоединён к Китаю, однако вскоре его начали колонизировать Япония и Россия. В 1905 году остров отошел к Японии, а в 1945 году — к СССР. На острове были обнаружены крупные залежи нефти и газа, однако СССР не обладал технологиями, позволяющими вести их добычу. В 2002 году Россия получила эти технологии в результате союза с США. В 2010 году, после экономического кризиса 2008—2009 экономика Китая на грани коллапса — упал спрос на их товары и в результате Китаю не на что купить нефть. Китайские войска вторгаются на Скиру, правительство России не в состоянии выдворить их дипломатическими методами. Россия, предвещая полномасштабную войну на суше на Дальнем Востоке, обращается за помощью к США для выдворения китайских сил со Скиры.

Игра известна долгой разработкой и много раз менявшимся сюжетом — от игры за солдат российской армии, борющихся с китайцами, до игры за американского солдата из контингента, введенного на российский остров для охраны нефтяных месторождений, разрабатываемых американской компанией.

С точки зрения фанатов классической серии — кошмарная пытка увеболлом. С точки зрения остальных — тоже барахло.

Американцы пытаются принести мир и порядок в Таджикистан, раздираемый гражданской войной между пророссийским правительством и исламистами. Это очень не нравится Китаю, который вежливо просит их удалиться, а потому, что нет вводит войска. А Россия так, в сторонке постоит и покурит. На этом, собственно, все и заглохло.

Virtual battlespace и симуляция боевых действий

К тематике сайта это относится поскольку-постольку, так как данное ПО не является видеоигрой и в целом не рассчитано на широкого пользователя, но все-же достойно упоминания.

На том-же (с небольшими модификациями) движке построена система симуляции боевых действий для тренировок военных, на данный момент поддерживаемая Bohemia Interactive Simulations (в историю взаимоотношений Bohemia Interactive Studio и Bohemia Interactive Simulations автор правки не вдавалась, но знает, что разработка системы началась еще когда это была одна компания; по некоторым данным, ради симулятора все изначально и было задумано, а игры наросли уже как побочный заработок). В соответствующих кругах является стандартом. Дополнить раздел, чем Virtual Battlespace отличается от обычной Arm’ы.

Значимые моды и мододелы

Red Hammer Studios (RHS)

Студия, выпускающая моды, посвящённые стороне OPFOR. Однако для третьей Arma они выпустили не только мод о российских вооружённых силах (AFRF), но и моды про вооружённые силы США и вооружённые силы Сербии.

Community Update Project (CUP)

Еще одна крупная студия, которая изначально начинала с переноса контента из ArmA 2 в третью часть. Однако, со временем стала создавать и собственный контент, включая добавление боевой экипировки «Ратник» в последней версии.

Finnish Defense Force (FDF)

Студия, как ни странно, из Финляндии, не поленившаяся сделать не только финскую армию, но и полноценную озвучку (помимо них на это решились только китайцы из команды VME) на финском, а также вымышленный чернорусский полуостров Подагорск и кампанию за расквартированных там финских миротворцев. 2010 год, Черноруссия находится в полном развале и деградации, каждый лидер банды сам страна хозяин. Полуостров Подагорск почти полностью занят ЧДКЗ, только на отделенном единственным мостом острове с аэродромом на самом юге сидят НАТО-вские миротворцы и примкнувшие к ним финны (сами финны Зеленые). Начинается все с того, что прямо на блокпосту на пограничном мосту, прямо на виду у миротворцев НАТО, ЧДКЗ-шники внезапно расстреливают офицера ООН, вывозящего с территории полуострова автобус гражданских, и автобус гражданских тоже, вынуждая воинов света вмешаться. А прямо на блокпосту, у 50 метрах от НАТО-вцев обустроено массовое захоронение, чтобы далеко не бегать. После этого силы Добра успешно зачищают полустров от ЧДКЗ-шной нечисти. А во время торжественного построения по случаю дембеля их накрывает ядерный удар.

Студия АрмаТворчества (САРМАТ)

Некогда известная на просторах СНГ студия, выпускавшая кампании для первой и второй ArmA, а также моды для них. Кампании, миссии и моды как правило были посвящены Вооружённым силам России. В частности, часть миссий посвящена «пятидневной войне» в Южной Осетии и чеченским кампаниям. Кроме того, они являются авторами мода для ArmA 2, посвящённого Воздушно-десантным войскам.

Тропы

Общие

  • Атомная хлопушка — от тактического ядерного оружия взрыв-то получается большой и разрушительный, но ни радиации, ни выгорания и остекленения окружающей местности, ни огненной волны, ни ЭМИ, ни порушенного и сломанного ландшафта и расплавненной/испарённой техники от взрыва нет. Радиации на месте взрыва не наблюдается (а если и есть, то она представляет из себя сферу, и не сдувается ветром в сторону, исчезает за 3-4 минуты, а радиоактивных осадков, опасного дыма, радиоактивной пыли нет), флора и дома стоят как ни в чем не бывало, только четверть деревьев покосилась на бок маленько, а так — все как и было, земля выглядит как земля, а не стекло, а на месте, где был наш танк, вместо большой остывшей металлической лужи лежат на удивление хорошо сохранившиеся обломки и целые тела солдат с полностью рабочим оружием и снаряжением, которое можно при желании взять и идти с ним воевать дальше. Вспышка есть, но ограничивается лишь закрыванием всего экрана белым цветом; не может сжечь даже незащищённые глаза. Воронки тоже нет. Звуковая волна опять же только декоративная, порвать барабанные перепонки не может. В общем, какой-то недостаточно страшной у разработчиков ракета получилась.
    • Это про который ядерный взрыв имеется в виду? Их много, и по эффектам они разные. Есть и те, где есть радиация и прочие побочки.
  • Непроходимая забагованность — обязательный элемент в каждой игре.
  • Унылое ожидание — всегда когда идёшь/едешь из точки А в точку Б.
  • Армия из одного человека — в условиях игры требует реальной крутизны, но встречается часто. Главным образом Дмитрий Лукин и Виктор Трошка.
  • Пиво, кнедлики и Швейк — игра познакомила русскоязычных и не только с такими понятиями как летадло (самолет), вртулек (вертолет), накладак (грузовик) и, конечно, козлице, оно же козлиЩЩе (ружье)
  • Красная угроза — СССР.
  • Ангелы, демоны и эльфы — во всех играх стороны делятся на три фракции:
    • Синие (BLUFOR) — обычно США и их союзники. Силы добра, если и делают что-то неправильное, то ради благого дела. Потому что благо — это то, что в интересах США и их союзников.
    • Красные (REDFOR) — войска мятежного советского генерала, тиранской народно-демократической республики, России и прочая нечисть. Начинают конфликт и творят разнообразные зверства, поиск свидетельств которых составляет важную часть геймплея и сюжета. После обнаружения достаточного количества зверств хорошие таки вынуждены вломить им по полной программе. Синие и Красные — враги по определению
    • Независимые (INDFOR или зеленые) — как правило, настоящие, «народные» партизаны, потому всегда на стороне Гражданских (тоже фракция, хотя ими можно играть, служат массовкой и не воспринимаются военными сторонами как угроза без особого хотения игрока). Впрочем, на этой же стороне находятся войска королевства Сахрани. Как правило, в союзе с Синими, но себе на уме, так что могут быть в союзе с Красными (не столько в союзе с красными, сколько враждебны синим в оригинальных играх, в модах, понятно, встречается разное, зелеными могут сделать и Китай[2]. А вообще любую группу юнитов любой стороны можно перевести на любую сторону весьма нехитрым методом: поставить им в группу главным юнит нужной стороны и выставить ему вероятность присутствия 0 %. Вуаля, вот вам синие русские, зеленые американцы и красные ЧСО), или дружественны обоим, или враждебны обоим.

Operation Flashpoint

  • Я этого не просил — вдоволь навоевавшийся Виктор Трошка отнюдь не хотел становиться главным партизаном. Но когда советские эсэсовцы потребовали у него выдать раненого партизана, угрожая расстреливать по одному троих его друзей… А уж после того, как в результате захвата советскими войсками заложников погибла его возлюбленная, у него и вовсе включился режим берсерка.
  • Наемник — и в каком-таком «спецназе» воевал, в том числе с советской армией гражданин отдаленного, но самостоятельного просоветского государства Республика Ногова Трошка? Да наемничал он, сто пудов.
  • Кармический Гудини — полковник тогда еще Губа. С треском провалил вторжение на Ногову, но в результате был повышен до генерала.
  • Хуцпа — официально события OFP были объяснены тем, что террористы, возможно, возглавляемые бывшим советским генералом, напали на тренировочный лагерь армии США на Малдене. Атака была отбита без существенных потерь. Поневоле задумаешься, что реальнее — это объяснение, или то, что было «на самом деле».
  • Не в ладах с политологией — 1982 год, советские войска в наглую вторгаются в соседнюю страну… И через весьма короткое время выгоняются вениками местными повстанцами, безо всяких перестройки и гласности, не уйдя, а позорно бежав под конвоем американского крейсера c подсрачниками американских же вертолётов. Мировая реакция? А ее нет. А ведь это был бы вотэтоповорот международной обстановки, такой, что мама дорогая…
  • Мелькор был хорошим — сопоставимая с официальным аддонами фанатская кампания «Миротворец» целиком строится на тропе. Вплоть до того, что фамилия командарма — Губин, блин.
  • Награда, достойная предателя — если в «Сопротивлении» согласиться помочь советским войскам найти лагерь партизан, Трошку расстреляют вместе с остальными пленными.
  • Не в ладах с оружием — в первой игре порядочно анахронического оружия, вроде G-36, советские войска используют чешские гранатометы РПГ-75, а все корабли, от сухогруза до крейсера, представлены одной моделью десантного корабля. В качестве тяжелого советского гранатомета используется нечто под названием АТ-4 - судя по всему, туба с ракетой от ПТРК «Фагот» без системы управления.
  • Красные с ракетами — в этом образе русские предстают в первой игре.
  • Знать, где упадёшь — когда нужно делать выбор, нужно бежать не за ружьем, а в сарай, потому что партизан скончался, но оставил автомат, а с ним гораздо проще сражаться, к тому же эта позиция удобней.
  • Не в ладах с униформистикой/Не в ладах с бюрократией/Гулаги и рабы — генерал Губа выглядит как тот сумасшедший, что нарисовал себе удостоверение трижды героя мира, выданное штабом дивизии тяжелых пулеметов… Сине-красная фуражка войск НКВД 1943 года, немыслимый китель без воротника, синие штаны, почему-то заправленные в солдатские берцы, и куча орденов с медалями. А еще он, армейский генерал, каким-то образом служил в тюремной охране, где заработал кличку «дантист» за выбивание заключенным зубов.
    • Каким образом Дмитрий Лукин, персонаж «Красного молота» из офицеров спецназа стал рядовым в мотострелковых войсках, лучше даже не спрашивать. Нет, «за что» мы поняли, а вот «как»?

Arma

  • Не в ладах с политологией — Остров Сахрани получил независимость от Великобритании в 1898 году. Это в самый разгар колониализма и захватов всего, чего только можно, зачастую из принципа. А тут совершенно никому не нужный опорный пункт посреди Атлантики. И никто на него не посягнул.
  • Не знает языка — само слово Sahrani испанским быть не может. H может стоять только перед гласной и не читается, а I на конце крайне маловероятно. Как оно читатется по-испански человек, владеющий испанским языком (взятым в войну 1936-39 годов) сказать не смог.
  • Не в ладах с именами — правит королевством Южного Сахрани династия Хименес. Уже занятно, это баскского происхождения фамилия, и, хотя в 10-м веке Хименесы правили страной Басков, с тех пор ни с какой аристократией не ассоциируется. Короля при этом зовут Джозеф III. Нет, не Хосе, хотя на русский королей принято транслитерировать, и Иосиф III ляпом не будет. Наследник при этом принц Орландо — то есть обладатель итальянского имени, представляющего собой итальянскую версию имени Роланд (хотя по-испански должно быть Роландо, если уж на то пошло)
  • Граница проходит по Андуину — Сахрани разделен на Королевство Сахрани и Демократическую Республику Сахрани глубоким заливом, почти проливом, соединяет их только узкий перешеек, на котором стоит бывшая столица, поделенная на две части разделительной зоной с разрушенным домами (привет, Никосия!), но и климатом: юг средиземноморско-тропический, север почти среднеевропейский. Хотя весь остров гористый, север более изрезан ущельями, там меньше сельзохугодий, и вообще он выглядит менее пригодным для жизни.

ArmA 2

  • Руритания — Черноруссия.
  • Чекистско-бандитский мордор — ФСБ в сговоре с ЧДКЗ взрывает собор Василия Блаженного, дабы свалить на НАПА и оправдать ввод войск в Черноруссию. Майор спецназа Карелин любит лично убивать ножом пленных и пытается убить генерала Шагарова, чтобы не дать ему заполучить главу ЧДКЗ Лопотева, который может рассказать, как все было на самом деле.
    • Но в одной из «плохих» концовок все может кончиться тем, что заговор будет раскрыт и виновных даже расстреляют. В России в 2011 году, угу.
  • Триколоры с ракетами — в ArmA 2. Вооружены свежим оружием, включая автоматами АК-107
  • Эффект телепорно — по-такистански (виноват, не знаю, это арабский, фарси или вовсе дари) команда «произвести выстрел» слышится как — «Шлик Куни!». Куни уже смешно, а учитывая, какой процесс в наших краях именуют шликом…
  • Ужас у холодильника — в первой же миссии чернорусской кампании Купер в одиночку обнаруживает массовое захоронение, о котором ему рассказали спасенные в деревне Валентина и доктор Сова. После чего командир группы Майлз докладывает в штаб о найденных жертвах ЧДКЗ, и упоминает ожоги, следы пыток и пробитые головы, хотя Купер такого не докладывал, а сам он ничего не видел. И зачем?
    • В каком-то фанатском переосмыслении трупы в лесу принадлежали убитым НАПА местным русским, а те, кого бойцы ЧДКЗ расстреляли в деревне, собственно, ту расправу и устроили (в том числе Валентина и доктор Сова)… И это ничему не противоречит, кроме установки чернорусы хорошие, русские плохие.
  • Не в ладах с оружием — российский спецназ использует в качестве бесшумного оружия милицейский и совершенно не распространенный (но почему-то дико любимый в клюквенном жанре) ПП «Бизон».
    • Все танки имеют дистанционно-управляемый зенитный пулемет на месте командира, что неверно в отношении Т-72 и «Абрамс» М1А1. При этом, если запретить в конфиге огонь из зенитного пулемета изнутри танка, у командира танка исчезает возможность перемещать прицел в вертикальной плоскости (он будет стоять на том угле, на который поставлен пулемет, по-умолчанию 0, но если высунуться, пострелять из пулемета и бросить, как попало, то и в танке прицел останется на том же угле) и менять прицельную сетку (что используется для симуляции переключения прицела в другой режим. Ночной или тепловизионный канал при этом оставить можно, но включаться они будут только с кнопки «ночное видение» на том же прицеле). Также все танки имеют автомат заряжания и три человека в экипаже — кроме М1А2, где заряжающий, впрочем, является лишь стрелком для второго зенитного пулемета, и его отсутствие или занятость стрельбой никак не сказывается на возможности перезарядки орудия. Также вряд ли возможно отобразить некоторые особенности танков — например, на М1А1 командир не имеет независимого тепловизора, а только триплекс и дублирующий экран с прицела наводчика (и не может менять режим прицела или увеличение).
  • Альтернативная география — то, что разработчики накрутили вокруг Черноруссии без бутылки не понять. Она находится южнее России и восточнее местного Курака, с юга омывается морем, но не имеет никаких кавказских или тюркских черт, при этом имеет отличный от русского до степени другой языковой группы чернорусский язык (чешский), и при этом умудрилась побывать в составе России с 1631 года, под Белыми из ВСЮР и под немецкой оккупацией в ВОВ (то есть находится не восточнее западной части Кавказа)!
    • Впервые действие происходит не на острове, где границей карты была вода… Теперь если вылететь за территорию Черноруссии, то все дороги вдруг обрываются, а территория превращается в сплошную зеленую текстуру без каких-либо объектов. Выглядит эпично. Позволяло отдельным авторам лепить антироссийские моменты.
  • Не в ладах с бюрократией — российские войска в Arma 2 представлены частями Загорского военного округа. На 2009 год в РФ имелось Московский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский и Дальневосточный военные округа. В военное время округ преобразуется во фронт — группу армий, а значит, их в округе должно быть как минимум, две. Сколько же территорий России прилегает к этой самой Черноруссии, чтобы городить целый военный округ?
  • Не женское это дело — в OFP была ровно одна женщина — майор Ангелина Малевич. В ArmA есть королева Изабелла, целый главный антагонист, но как NPC она не появляется. В ArmA 2 появилось много моделей гражданских женщин, от бабок до девушек низкой социальной ответственности, однако в отличие от мужчин-гражданских они не могут пользоваться оружием (в инвентаре только две ячейки под патроны или гранаты, которые можно взять, но не бросить) и техникой.
    • Шрамы от цензуры — в Combined Operation гражданский NPC «проститутка» (черноруска или русская, в 5 вариантах одежды) отчего-то назван просто «женщина». Притом, что просто «женщина» тоже есть (тоже черноруска или русская в пяти вариантах). Вот и думай, какая.
    • Что касается моддинга, то прикрутить женскую голову к мужскому телу не так уж и сложно, особенно с модом BB Female, где есть готовые женские головы (и тела для армии США), но останется проблема телосложения и походки, а также то, что полноценная «военная» женская озвучка есть только на английском (для сюжетных женских NPC в Operation Arrowhead). На русском и чешском есть только озвучка для женщин-гражданских, с которой те лишь невразумительно мямлят «…ээээ…. мээээ… танк…» увидев вражеский танк.
    • Что касается женских имен, то согласно генератору оных Лена и Елена, Екатерина и Катя, а также Наталья и Наташа — это разные имена.
  • Издалека сойдёт — в OA добавили немецкий спецназ, но городить ради такой важной фракции немецкую озвучку не стали. Так что говорят немцы по-английски (хотя для сравнения, речь британских и американских военных весьма различима, то есть озвучка разная)
    • 100-мм в реальности пушка танка Т-55 стреляет кумулятивными снарядами (бронебойных нет) от 122-мм гаубицы д-30, а в качестве осколочных — снарядами от БМП-3. Которые хотя бы все же тоже 100 мм.
  • Пастырь недобрый — священник из чернорусской деревни Горка Отец Федор, он же Федор Коноваленко, он же лидер НАПА Призрак. Его ликвидация — необходимое условие объединения ЧСО и НАПА, ибо слишком радикален.
  • Не в ладах с богословием — в православных, вроде бы, церквях в Черноруссии стоят скамейки, как в костелах, а костюм обычного священника включает камилавку, которую носят иеромонахи и выше, и только во время богослужений. Также не соблюдаются правила ориентации церквей по сторонам света, и по ним нельзя ориентироваться (алтарь должен быть на востоке, колокольня на западе, косая перекладина креста верхней частью и указывает на север)
  • Офигенно находчивые разработчики — как сделать одноразовые гранатометы РПГ-18 и М-136 не перезаряжаемыми? Выстрел к ним будет занимать шесть из двенадцати ячеек инвентаря, чтобы игрок не мог взять два, не оставшись без боезапаса (столько же занимает выстрел к несравнимо более тяжелым и мощным ПТРК «Джавелин» и «Метис»). При этом более мощные выстрелы к РПГ-7 или SMAW занимают две или три ячейки, и можно взять два или три выстрела на те же деньги, а то и четыре. Хотя выстрел вообще не должен занимать место в инвентаре, он забит в тубу на заводе и может быть извлечен только выстрелом или аккуратной разборкой, крестясь и матюгаясь. У моддеров были попытки ограничить перезарядку скриптами.
    • Притом, что сделать все правильно вообще проще пареной репы (открыл Америку на 15 году выхода игры и на волне вдруг вспыхнувшего интереса спустя 12 лет активного ею увлечения, называется): 1. В конфиге гранатомета убираем анимацию перезарядки (ставим пусто вместо названия анимации). 2. В конфиге магазина ставим 0 ячеек на выстрел. 3. В конфиге гранатомета ставим время перезарядки… Любое число секунд, которое вы точно не согласитесь ждать перезарядки несчастной «Мухи». Например, 86400. Все, после выстрела скольку угодно жмем на перезарядку, и ничего, остается только выбросить тубу и пойти искать новую.
    • Танковые ракеты у Т-90 и БМП-3 сделаны не выстрелом к орудию, а отдельной пусковой установкой с отдельной перезарядкой — чтобы ИИ тоже мог их применять. Он и мигом полюбил «дуплет» снарядом и ракетой…
  • Смердяковщина — страшных русских националистов, ненавидящих все чернорусское, зовут Андрей (или Григорий) Лопотев, Костей, Микола Бардак (в некоторых модах это прозвище) и Никола Никитин. В свою очередь, лидер чернорусских националистов — Федор Коноваленко.
  • Флот Её Величества — появился в дополнении «Вооруженные силы Великобритании»
    • Имба, вплоть до «что за фигня, автор?» — нет, мы понимаем, что европейские БМП пошли по пути перебронирования в мамонт-БМП, а CTAI CT40 — орудие, без дураков, серьёзное. Но извините, БМП «Уорриор» имеет больше очков брони, что Т-90 (850 против 800) и ровно столько же, сколько «Абрамс» М1А1 (А2 — 900), значительно сильнее бронирована, чем Т-72 (690), а столкновение с ней на танке смертельно опасно при малейшем зазевательстве, при том, что по-умолчанию выставлены фугасные снаряды, которыми она может тот же Т-72 вынести 5-6 попаданиями, притом, что сама из танкового орудия калибром 125 мм (650 урона) убивается далеко не с первого раза. Ну и да, программа Warrior CSP как бы была свернута, но да, это случилось через 7 лет после выхода игры…
  • Технология Шрёдингера — артиллерия. Представлена в оригинальной игре очень куцо (М-119 для США и Д-30 для постсоветских фракций), хотя, по хорошему, игра позволяет полноценно реализовать ее во всей красе. САУ нет вообще (моддером Vilas были выпущены САУ 2С1 «Гвоздика», 2С3 «Акация», 2С7 «Пион», а также М-109 (А3 и А6), однако что-то с ними недоработано, и снаряды у них ложатся с точностью +/- два километра от цели при загоризонтальной стрельбе[3]. В моде PRACS, внезапно, без всякой обещающей это инфы, были обнаружены полноценно доработанные «Гвоздика» и «Паладин», а также недоделанная, к сожалению, «Акация», плюс стационарная гаубица Д-20 (модель взята из мода на китайскую армию от VME, где Д-20 проходит как «Тип-66»). А ведь как артиллерия преображает игру… Скажем, насколько меняется к лучшему жизнь спецназовца, когда на миссию по подрыву вражеской бронетехники получаешь не три взрывпакета и бесшумный автомат, а бинокль и связь с гаубичной батареей…

ArmA 3

  • Кровавая рана в культуре — сколько лет прошло, сколько всего произошло, сколько всего нового выдумано и здесь и в жизни… А отечественные фанаты все еще пилят под Арму 3 кампании про Первую Чеченскую, радостно теребя все болевые точки.
  • Горные орлы, фета и туристы — острова Актис и Стратис. В принципе, типаягреция (с хунтой черных полковников, вы не думайте, они не романтизируют) — достаточно типичный для игры клюкволэнд, Сарани тоже отдает Кипром.
  • Китай захватит мир — CSAT. Стандартное демпартийное нытье про то, что Китай всех скупит и закабалит (устроив землетрясение геофизическим оружием, а потом предложив помощь под конские проценты и оккупацию, например), а остальных захватит, если только сияющий Запад не выйдет из изоляции и не покажет всему миру, что так имеет право делать только он.
  • Эти злобные русские… — их здесь нет! Заменены злыми иранцами на побегушках у злых китайцев, к которым Россия относится с подозрением. Сами по себе русские появляются только в дополнении Contact (не считается каноническим), где помогают избежать худшего с инопланетянами, а настоящей проблемой становятся кичливые ляхи из Ливонских вооруженных сил, которые едва не устроили глобальную катастрофу.
    • Но техника CSAT, в основном, российская.
  • Франкенштейн — вертолет Ми-48 «Кайман». Натуральный плод противоестественной связи Ка-52 и Ми-28, которые как будто пропустили через кривой телепортатор, который собрал их в нечто среднее. Иными словами не описать. И название тоже.
    • Аналогично истребитель To-201 Shikra представляет собой потомка Су-35С от внебрачной связи с Су-57.
    • А вот танки Т-100 «Варсук» и Т-140 «Ангара» это вполне определенные Т-95 и «Армата»

Примечания

  1. В игровом редакторе есть объект «карта на подставке». Выглядит как называется — растянутая на трехногом штативе крупномасштабная карта. Так вот судя по ней, два этих островка (Алтис и Стратис) располагаются немного юго-западнее Мальты. В реальности там море без малейших признаков суши)
  2. В модах на Вторую Мировую обычно Синие все те же американцы и их пристяжь, Красные — немцы, СССР — зеленые. Угу, наши с немцами, значит, могут в мире быть. А американцы никогда. А почему не СССР красные, немцы синие, а Союзники зеленые?
  3. Были также обнаружены доработанные Vilas версии с прикрученными таблицами баллистики и скриптами управления артиллерийским огнем… Все равно требующие доработки напильником, так как баллистический вычислитель без добавления вручную не открывается, а диапазон при стрельбе составляет 100 метров — то есть, минимальная дистанция стрельбы 6100 метров, максимальная 6200. Потому, что гаубицы стали жертвой реализма: углы возвышения орудий у моделей реалистичные, но в игре гаубицы работают на углах от 45 градусов — максимальная дальность — до 90 — снаряд падает обратно на гаубицу. А у этих угол возвышения до плюс 50, вот и получается разница в сто метров между максимальной и минимальной дистанцией стрельбы. «В реальности» проблема решается работой на углах ДО 45 градусов, а также переменными метательными зарядами