Beowulf: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «thumb|right|Последний бой Беовульфа '''«Бе́овульф»''' (др.-англ. Beoƿulf) — эпическая англосаксонская поэма, являющая собой старейшее художественное произведение на английском языке. Поэма настолько древняя, что этот самый английский в ней ед...»)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Beowulf vs Dragon.jpg|thumb|right|Последний бой Беовульфа]]
[[Файл:Beowulf vs Dragon.jpg|thumb|right|Последний бой Беовульфа]]
'''«Бе́овульф»''' (др.-англ. Beoƿulf) — эпическая англосаксонская поэма, являющая собой старейшее художественное произведение на английском языке. Поэма настолько древняя, что этот самый английский в ней едва узнаваем. Она содержит две истории из жизни одноимённого гаутского воина. Первая повествует о том, как Беовульф, будучи ещё молодым человеком, посетил [[Гамлет, Андерсен и LEGO|Данию]] и сразил монстра Гренделя, а затем столкнулся с гневом ещё более опасной твари — его матери. Во второй Беовульф предстаёт перед читателем уже пожилым конунгом, в одиночку выходящим на бой с [[дракон]]ом, который разоряет земли '''гаутов'''.
'''«Бе́овульф»''' (др.-англ. Beoƿulf) эпическая англосаксонская поэма, являющая собой старейшее художественное произведение на английском языке. Поэма настолько древняя, что этот самый английский в ней едва узнаваем. Она содержит две истории из жизни одноимённого гаутского воина. Первая повествует о том, как Беовульф, будучи ещё молодым человеком, посетил [[Гамлет, Андерсен и LEGO|Данию]] и сразил монстра Гренделя, а затем столкнулся с гневом ещё более опасной твари — его матери. Во второй Беовульф предстаёт перед читателем уже пожилым конунгом, в одиночку выходящим на бой с [[дракон]]ом, который разоряет земли '''гаутов'''.


Точная дата написания поэмы осталась неизвестной, как и истоки её возникновения. За некоторыми строками определённо скрывается христианский рассказчик, явно осуждающий дохристианское язычество. Это даёт основания предположить, что поэму написал монах, который пересказал более древнюю историю. Автор, как и его герои, часто поминает Господа Бога, также встречаются намёки на библейские сюжеты вроде потомков Каина. В то же время в поэме немало и языческих элементов — таких, как вера в Судьбу, занимавшая центральное место в дохристианской идеологии древнегерманских народов, и кровная месть, которая прославляется и считается обязательным долгом, несмотря на то, что христианская церковь относилась к ней с осуждением. Это свидетельствует, что христианство ещё не до конца вытеснило языческое мировосприятие англосаксов того времени. Рукопись поэмы была повреждена во время пожара 1731 г., из-за чего некоторые строки были утрачены навсегда.
Точная дата написания поэмы осталась неизвестной, как и истоки её возникновения. За некоторыми строками определённо скрывается христианский рассказчик, явно осуждающий дохристианское язычество. Это даёт основания предположить, что поэму написал монах, который пересказал более древнюю историю. Автор, как и его герои, часто поминает Господа Бога, также встречаются намёки на библейские сюжеты вроде потомков Каина. В то же время в поэме немало и языческих элементов — таких, как вера в Судьбу, занимавшая центральное место в дохристианской идеологии древнегерманских народов, и кровная месть, которая прославляется и считается обязательным долгом, несмотря на то, что христианская церковь относилась к ней с осуждением. Это свидетельствует, что христианство ещё не до конца вытеснило языческое мировосприятие англосаксов того времени. Рукопись поэмы была повреждена во время пожара 1731 г., из-за чего некоторые строки были утрачены навсегда.


В 1936 г. Джон Рональд Руэл Толкин статьёй «„Беовульф“: чудовища и критики» оказал значительное влияние на исследования поэмы, обозначив преимущество поэтических элементов произведения над лингвистическими (например, слово «orcneas» — «орк» — заимствовано отсюда). В эссе он отметил, как высоко он ценит Беовульфа, назвав поэму одним из своих главных источников своего [[Легендариум Толкина|Легендариума]].
В 1936 г. Джон Рональд Руэл Толкин статьёй «„Беовульф“: чудовища и критики» оказал значительное влияние на исследования поэмы, обозначив преимущество поэтических элементов произведения над лингвистическими (например, слово «orcneas» — «орк» — заимствовано отсюда). В эссе он отметил, как высоко он ценит Беовульфа, назвав поэму одним из своих главных источников своего [[Легендариум Толкина|Легендариума]].


В романе В. Скотта «[[Айвенго]]» так зовут отца одного из главных героев, раба. В повести [[Братья Стругацкие|АБС]] «[[Сказка о Тройке]]» [[вампир]] Беовульф упомянут как участники сражения за Старую крепость со стороны иностранцев.
В романе В. Скотта «[[Айвенго]]» так зовут отца одного из главных героев, раба. В повести [[Братья Стругацкие|АБС]] «[[Сказка о Тройке]]» [[вампир]] Беовульф упомянут как участники сражения за Старую крепость со стороны иностранцев.
Строка 10: Строка 10:
== Адаптации ==
== Адаптации ==
Поэма пережила множество адаптаций. Некоторые из них весьма необычны.
Поэма пережила множество адаптаций. Некоторые из них весьма необычны.
* Пожалуй, самая необычная адаптация — пьеса «Брат Вульф», действие которой переносится в начало XX в., в горы Аппалачи. Беовульф здесь — странствующий проповедник Брат Вульф, а Грендель — демон, разоряющий небольшой городок.
* Пожалуй, самая необычная адаптация — пьеса «Брат Вульф», действие которой переносится в начало XX в., в горы Аппалачи. Беовульф здесь — странствующий проповедник Брат Вульф, а Грендель — демон, разоряющий небольшой городок.
* «Грендель» Джона Гарднера, где события поэмы описываются с точки зрения Гренделя.
* «Грендель» Джона Гарднера, где события поэмы описываются с точки зрения Гренделя.
* Роман Майкла Крайтона «Пожиратели мёртвых», повествующий об [[История без мистики|исторических событиях]], повлиявших на сюжет «Гренделя», и о путешествии [[w:Ибн Фадлан|Ахмада ибн Фадлана]].
* Роман Майкла Крайтона «Пожиратели мёртвых», повествующий об [[История без мистики|исторических событиях]], повлиявших на сюжет «Гренделя», и о путешествии [[w:Ибн Фадлан|Ахмада ибн Фадлана]].
** И его псевдореалистическая экранизизация «Тринадцатый воин»: [[викинг]]и и араб против последних неандертальцев. Миланский доспех на лидере викингов — [[Анахронизм|это сильно]].
** И его псевдореалистическая экранизизация «Тринадцатый воин»: [[викинг]]и и араб против последних неандертальцев. Миланский доспех на лидере викингов — [[Анахронизм|это сильно]].
* «Беовульф и Грендель»: [[История без мистики|наиболее реалистичная]] экранизация, где Грендель — просто местный [[дикарь]], облачённый в шкуры, только крайне сильный и высокий; настолько, что способен легко убить голыми руками. Снято как исторический фильм с викингами.
* «Беовульф и Грендель»: [[История без мистики|наиболее реалистичная]] экранизация, где Грендель — просто местный [[дикарь]], облачённый в шкуры, только крайне сильный и высокий; настолько, что способен легко убить голыми руками. Снято как исторический фильм с викингами.
* «[[Beowulf (2007)|Беовульф]]» — фильм Роберта Земекиса, снятый как [[фэнтези]], но тоже с викингами. с оцифрованными актёрами, созданный [[Актёры с мультяшками|с помощью технологии захвата движения, с полностью компьютерным видеорядом, движениями и мимикой живых актёров]], взятыми за основу. Примечателен тем, что мать Гренделя тут [[Похорошеть в адаптации|играет Анджелина Джоли]].
* «[[Beowulf (2007)|Беовульф]]» — фильм Роберта Земекиса, снятый как [[фэнтези]], но тоже с викингами. с оцифрованными актёрами, созданный [[Актёры с мультяшками|с помощью технологии захвата движения, с полностью компьютерным видеорядом, движениями и мимикой живых актёров]], взятыми за основу. Примечателен тем, что мать Гренделя тут [[Похорошеть в адаптации|играет Анджелина Джоли]].
** [[Конечность или жизнь]] — о время битвы герою не хватает длины руки, чтоб дотянуться до противника. Тогда он рубит руку, повисает на рукаве и уже с этого расстояния врага убивает.
** [[Конечность или жизнь]] — о время битвы герою не хватает длины руки, чтоб дотянуться до противника. Тогда он рубит руку, повисает на рукаве и уже с этого расстояния врага убивает.
* Постапокалиптическая экранизация с Кристофером Ламбертом в главной роли, название которой [[надмозги]] перевели как… «Био-волк»!
* Постапокалиптическая экранизация с Кристофером Ламбертом в главной роли, название которой [[надмозги]] перевели как… «Био-волк»!
* Научно-фантастическая «Outlander» ([[Йопт In Translation|«Викинги против пришельцев»]]) с инопланетянином в роли Гренделя. Викинги и Грендель против обиженного на людей монстра под названием мурвин.
* Научно-фантастическая «Outlander» ([[Йопт In Translation|«Викинги против пришельцев»]]) с инопланетянином в роли Гренделя. Викинги и Грендель против обиженного на людей монстра под названием мурвин.
* Мультсериал «Зигфрид и Рой» (1996, The Legend of Sarmoti: Siegfried & Roy). Грендель и его мать [[Сменить сторону в адаптации|внезапно стали добрыми]].
* Мультсериал «Зигфрид и Рой» (1996, The Legend of Sarmoti: Siegfried & Roy). Грендель и его мать [[Сменить сторону в адаптации|внезапно стали добрыми]].
* [[Комикс]] от DC.
* [[Комикс]] от DC.


== Тропы и штампы ==
== Тропы и штампы ==
* [[Викинги]] — события происходят в Дании в эпоху викингов, а англосаксы той эпохи называли всех викингов «данами», то есть «датчанами».
* [[Викинги]] события происходят в Дании в эпоху викингов, а англосаксы той эпохи называли всех викингов «данами», то есть «датчанами».
* [[Добрый король]] — таким были Скильд и его потомок Хродгар, а также и сам Беовульф.
* [[Добрый король]] таким были Скильд и его потомок Хродгар, а также и сам Беовульф.
* [[Мама-медведица]] — мать Гренделя была ОЧЕНЬ недовольна, когда узнала, что Беовульф убил её сына.
* [[Мама-медведица]] мать Гренделя была ОЧЕНЬ недовольна, когда узнала, что Беовульф убил её сына.
* [[Ментор]] — датский конунг Хродгар, ставший для Беовульфа кем-то наподобие отца.
* [[Ментор]] датский конунг Хродгар, ставший для Беовульфа кем-то наподобие отца.
* [[Неизвестность пугает больше]] — внешность Гренделя и его Матери почти не описывается в тексте (в отличие от дракона, который обладал длинным змееобразным телом и не имел крыльев, то есть фактически был морским змеем).
* [[Неизвестность пугает больше]] внешность Гренделя и его Матери почти не описывается в тексте (в отличие от дракона, который обладал длинным змееобразным телом и не имел крыльев, то есть фактически был морским змеем).
* [[Последний выживший]] — гордый воин-язычник, чей народ сгинул, прячет сокровища своих родичей, которыми позже завладеет дракон.
* [[Последний выживший]] гордый воин-язычник, чей народ сгинул, прячет сокровища своих родичей, которыми позже завладеет дракон.
* [[Посмертный персонаж]] — Скильд Скеванг мертв в начале истории. Он, по сути, Беовульф прошлого поколения.
* [[Посмертный персонаж]] Скильд Скеванг мертв в начале истории. Он, по сути, Беовульф прошлого поколения.
* [[Пост-человек]] — Грендель и его мать являются потомками Каина, однако людьми они никогда не были.
* [[Пост-человек]] Грендель и его мать являются потомками Каина, однако людьми они никогда не были.
* [[Супер-броня]] — кольчуга Беовульфа свела на нет и укусы морских тварей, и удары матери Гренделя (удары ножом, между прочим!)
* [[Супер-броня]] кольчуга Беовульфа свела на нет и укусы морских тварей, и удары матери Гренделя (удары ножом, между прочим!)
* [[Трусу оружие не впрок]] (фильм Земекиса) — король предложил пленнику попробовать убить его и прославиться убийством короля, но тот выронил из рук топор и оправдался тем, что не хочет ославиться тем, что убил безоружного.
* [[Трусу оружие не впрок]] (фильм Земекиса) король предложил пленнику попробовать убить его и прославиться убийством короля, но тот выронил из рук топор и оправдался тем, что не хочет ославиться тем, что убил безоружного.
* [[У нас не такие драконы]]: дракон соответствует распространенному описанию огнедышащей, крылатой, любящей золото и обитающей в пещерах рептилии, но при этом имеет несколько уникальных особенностей — таких, как ночной образ жизни и [[отрава|ядовитый]] укус.
* [[У нас не такие драконы]]: дракон соответствует распространенному описанию огнедышащей, крылатой, любящей золото и обитающей в пещерах рептилии, но при этом имеет несколько уникальных особенностей — таких, как ночной образ жизни и [[отрава|ядовитый]] укус.
** Уникальных? Уникальными-то как раз были огненное дыхание и любовь к деньгам, а ядовитый укус для драконов был практически неотъемлимой характеристикой.
** Уникальных? Уникальными-то как раз были огненное дыхание и любовь к деньгам, а ядовитый укус для драконов был практически неотъемлимой характеристикой.
** [[Деньги — фетиш]] — этот дракон явно был литературный предшественником толкиновского Смога. Лежал и спал на куче сокровищ, пока в его пещеру не пробрался случайный воришка и не украл одну золотую чашу. Из-за этого дракон разъярился настолько, что начал вылетать из пещеры и жечь людские постройки без разбора.
** [[Деньги — фетиш]] этот дракон явно был литературный предшественником толкиновского Смога. Лежал и спал на куче сокровищ, пока в его пещеру не пробрался случайный воришка и не украл одну золотую чашу. Из-за этого дракон разъярился настолько, что начал вылетать из пещеры и жечь людские постройки без разбора.
* [[Чем старше, тем лучше]] — множество мечей, шлемов, доспехов, кубков, штандартов передаётся из поколения в поколение. Предполагается, что они были созданы великанами.
* [[Чем старше, тем лучше]] множество мечей, шлемов, доспехов, кубков, штандартов передаётся из поколения в поколение. Предполагается, что они были созданы великанами.


=== Тропы о самом Беовульфе ===
=== Тропы о самом Беовульфе ===
* [[Неожиданный наследник]] — стал конунгом после гибели всех родственников, стоящих перед ним в очереди на трон, в межплеменной войне.
* [[Неожиданный наследник]] стал конунгом после гибели всех родственников, стоящих перед ним в очереди на трон, в межплеменной войне.
* [[Целомудренный герой]] — пятьдесят лет правил землями гаутов, но так и не женился.
* [[Целомудренный герой]] пятьдесят лет правил землями гаутов, но так и не женился.
* [[Физическая суперсила]] — обладает силой тридцати человек в одной лишь руке. Поэтому он отказался от оружия и в [[Против монстра врукопашную|рукопашном поединке]] оторвал Гренделю руку.
* [[Физическая суперсила]] обладает силой тридцати человек в одной лишь руке. Поэтому он отказался от оружия и в [[Против монстра врукопашную|рукопашном поединке]] оторвал Гренделю руку.
* [[Смерть героя]] — сразил дракона, но сам получил смертельную рану.
* [[Смерть героя]] сразил дракона, но сам получил смертельную рану.
* [[Народный герой]] для гаутов.
* [[Народный герой]] для гаутов.
* [[Героическое фэнтези]] — служит примером протогероики из английской литературы.
* [[Героическое фэнтези]] служит примером протогероики из английской литературы.


{{Nav/Зарубежное неангло-американское искусство}}
{{Nav/Зарубежное неангло-американское искусство}}
{{Nav/Искусство до XIX века}}
{{Nav/Искусство до XIX века}}

Версия 22:14, 27 марта 2022

Последний бой Беовульфа

«Бе́овульф» (др.-англ. Beoƿulf) — эпическая англосаксонская поэма, являющая собой старейшее художественное произведение на английском языке. Поэма настолько древняя, что этот самый английский в ней едва узнаваем. Она содержит две истории из жизни одноимённого гаутского воина. Первая повествует о том, как Беовульф, будучи ещё молодым человеком, посетил Данию и сразил монстра Гренделя, а затем столкнулся с гневом ещё более опасной твари — его матери. Во второй Беовульф предстаёт перед читателем уже пожилым конунгом, в одиночку выходящим на бой с драконом, который разоряет земли гаутов.

Точная дата написания поэмы осталась неизвестной, как и истоки её возникновения. За некоторыми строками определённо скрывается христианский рассказчик, явно осуждающий дохристианское язычество. Это даёт основания предположить, что поэму написал монах, который пересказал более древнюю историю. Автор, как и его герои, часто поминает Господа Бога, также встречаются намёки на библейские сюжеты вроде потомков Каина. В то же время в поэме немало и языческих элементов — таких, как вера в Судьбу, занимавшая центральное место в дохристианской идеологии древнегерманских народов, и кровная месть, которая прославляется и считается обязательным долгом, несмотря на то, что христианская церковь относилась к ней с осуждением. Это свидетельствует, что христианство ещё не до конца вытеснило языческое мировосприятие англосаксов того времени. Рукопись поэмы была повреждена во время пожара 1731 г., из-за чего некоторые строки были утрачены навсегда.

В 1936 г. Джон Рональд Руэл Толкин статьёй «„Беовульф“: чудовища и критики» оказал значительное влияние на исследования поэмы, обозначив преимущество поэтических элементов произведения над лингвистическими (например, слово «orcneas» — «орк» — заимствовано отсюда). В эссе он отметил, как высоко он ценит Беовульфа, назвав поэму одним из своих главных источников своего Легендариума.

В романе В. Скотта «Айвенго» так зовут отца одного из главных героев, раба. В повести АБС «Сказка о Тройке» вампир Беовульф упомянут как участники сражения за Старую крепость со стороны иностранцев.

Адаптации

Поэма пережила множество адаптаций. Некоторые из них весьма необычны.

  • Пожалуй, самая необычная адаптация — пьеса «Брат Вульф», действие которой переносится в начало XX в., в горы Аппалачи. Беовульф здесь — странствующий проповедник Брат Вульф, а Грендель — демон, разоряющий небольшой городок.
  • «Грендель» Джона Гарднера, где события поэмы описываются с точки зрения Гренделя.
  • Роман Майкла Крайтона «Пожиратели мёртвых», повествующий об исторических событиях, повлиявших на сюжет «Гренделя», и о путешествии Ахмада ибн Фадлана.
    • И его псевдореалистическая экранизизация «Тринадцатый воин»: викинги и араб против последних неандертальцев. Миланский доспех на лидере викингов — это сильно.
  • «Беовульф и Грендель»: наиболее реалистичная экранизация, где Грендель — просто местный дикарь, облачённый в шкуры, только крайне сильный и высокий; настолько, что способен легко убить голыми руками. Снято как исторический фильм с викингами.
  • «Беовульф» — фильм Роберта Земекиса, снятый как фэнтези, но тоже с викингами. с оцифрованными актёрами, созданный с помощью технологии захвата движения, с полностью компьютерным видеорядом, движениями и мимикой живых актёров, взятыми за основу. Примечателен тем, что мать Гренделя тут играет Анджелина Джоли.
    • Конечность или жизнь — о время битвы герою не хватает длины руки, чтоб дотянуться до противника. Тогда он рубит руку, повисает на рукаве и уже с этого расстояния врага убивает.
  • Постапокалиптическая экранизация с Кристофером Ламбертом в главной роли, название которой надмозги перевели как… «Био-волк»!
  • Научно-фантастическая «Outlander» («Викинги против пришельцев») с инопланетянином в роли Гренделя. Викинги и Грендель против обиженного на людей монстра под названием мурвин.
  • Мультсериал «Зигфрид и Рой» (1996, The Legend of Sarmoti: Siegfried & Roy). Грендель и его мать внезапно стали добрыми.
  • Комикс от DC.

Тропы и штампы

  • Викинги — события происходят в Дании в эпоху викингов, а англосаксы той эпохи называли всех викингов «данами», то есть «датчанами».
  • Добрый король — таким были Скильд и его потомок Хродгар, а также и сам Беовульф.
  • Мама-медведица — мать Гренделя была ОЧЕНЬ недовольна, когда узнала, что Беовульф убил её сына.
  • Ментор — датский конунг Хродгар, ставший для Беовульфа кем-то наподобие отца.
  • Неизвестность пугает больше — внешность Гренделя и его Матери почти не описывается в тексте (в отличие от дракона, который обладал длинным змееобразным телом и не имел крыльев, то есть фактически был морским змеем).
  • Последний выживший — гордый воин-язычник, чей народ сгинул, прячет сокровища своих родичей, которыми позже завладеет дракон.
  • Посмертный персонаж — Скильд Скеванг мертв в начале истории. Он, по сути, Беовульф прошлого поколения.
  • Пост-человек — Грендель и его мать являются потомками Каина, однако людьми они никогда не были.
  • Супер-броня — кольчуга Беовульфа свела на нет и укусы морских тварей, и удары матери Гренделя (удары ножом, между прочим!)
  • Трусу оружие не впрок (фильм Земекиса) — король предложил пленнику попробовать убить его и прославиться убийством короля, но тот выронил из рук топор и оправдался тем, что не хочет ославиться тем, что убил безоружного.
  • У нас не такие драконы: дракон соответствует распространенному описанию огнедышащей, крылатой, любящей золото и обитающей в пещерах рептилии, но при этом имеет несколько уникальных особенностей — таких, как ночной образ жизни и ядовитый укус.
    • Уникальных? Уникальными-то как раз были огненное дыхание и любовь к деньгам, а ядовитый укус для драконов был практически неотъемлимой характеристикой.
    • Деньги — фетиш — этот дракон явно был литературный предшественником толкиновского Смога. Лежал и спал на куче сокровищ, пока в его пещеру не пробрался случайный воришка и не украл одну золотую чашу. Из-за этого дракон разъярился настолько, что начал вылетать из пещеры и жечь людские постройки без разбора.
  • Чем старше, тем лучше — множество мечей, шлемов, доспехов, кубков, штандартов передаётся из поколения в поколение. Предполагается, что они были созданы великанами.

Тропы о самом Беовульфе