Шкала коварства джиннов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

В массовой культуре образ джиннов отталкивается в основном от сказки об Аладдине, и всё завязано на том, что они живут в некоем предмете и исполняют желания (хотя в других сказках, мифах и легендах далеко не обязательно так). От этого же будет отталкиваться данная шкала. Может быть применена как собственно к джиннам, так и к иным сущностям, исполняющим желания.

Шкала высчитывает среднюю опасность джиннов, поскольку даже в пределах одной вселенной они могут попасться всякие, и ко всякому хозяину.

Шкала

Вычислите среднее арифметическое из следующих категорий:

  • Могущество
    • 4 класс. Лишь немного превосходят человека: чуть ловчее, чуть сильнее и/или способны на маленькое колдовство.
    • 3 класс. Обладают огромной скоростью, ловкостью, силой, мастерством, но всё это вполне численно измеримо. Хоть на практике они и способны на многое, их явно не назовёшь всемогущими.
    • 2 класс. То, что выглядит как всемогущество: могут что угодно превратить во что угодно, телепортировать, материализовать, и для практических задач это вполне и есть всемогущество, но любителей экспериментировать с желаниями ждёт облом: на то, что дозволяет первый класс, они не способны.
    • 1 класс. Могут изменить законы мироздания, обратить время вспять, создать альтернативную вселенную.
  • Добрые или злые

Если в произведении только один джинн, и не сказано, каковы те, что за кадром, и не подразумевается, что они просто как люди, то судить по нему.

    • 4 класс. В среднем даже добрее людей. Или во всяком случае, стараются действовать мягко.
    • 3 класс. Как и люди, всякие бывают. Либо они просто исполнители, и всё зависит от хозяина.
    • 2 класс. Хотя по сути они те же люди, но всё же склонны ко злу и коварству, или по крайней мере ко вражде с людьми (а что вы хотели, если либо их держат как рабов, либо они настолько могущественны, что могут подчинить себе людей?).
    • 1 класс. Их нельзя сравнивать с людьми, это демоны, само зло во плоти.
  • Свобода воли
    • 4 класс. Строго подчинены, физически не способны не исполнить поручение. Если и могут обрести свободу, то лишь по чёткому желанию хозяина (или по иным чётко ясным и контролируемым условиям).
    • 3 класс. Могут ослушаться, но за это автоматически получат некое наказание — боль, потерю сил или что-то ещё. Либо могут обрести свободу по некоему неявному или неконтролируемому условию (например, должен «отмотать срок» — исполнить энное количество желаний, после чего обретает свободу). Либо они вольны, но имеют заметные ограничения, которые не дадут им сильно разгуляться (например, любой дурак может усмирить их деревянной палочкой, ибо они боятся дерева даже больше, чем вампиры серебра).
    • 2 класс. Формально они обязаны слушаться, но это как контракты у людей: при желании можно и начхать. Если и должны выслуживаться перед кем-то, то не перед случайным человечишкой, а перед могущественным высшим начальством, например, перед птицей Рух. Либо они могут быть заключены в предмет (лампу, кувшин, кольцо), но освободившись из него, никому ничего не должны.
    • 1 класс. Полностью вольны, исполняют желания либо от чистого сердца, либо чтобы обмануть. Если их и можно ограничить, то лишь искусством сильного мага (ну, если у них четвёртый класс могущества, то хватит и пары-тройки громил, но всё равно на них самоисполняющийся контракт не наложишь).
  • К чему приводят желания
    • 4 класс. Исполнят всё как заказывали, без подвохов.
    • 3 класс. Всё более-менее нормально, но берегитесь побочных эффектов, которые могут быть вызваны подлянками, буквализмом, глупостью или вашими истинными желаниями.
    • 2 класс. Эти побочные эффекты могут иметь действительно серьёзные последствия, но если будете лучше формулировать желания и принимать все меры предосторожности, есть возможность оказаться на коне.
    • 1 класс. Лучше вообще не загадывать желания. Формулируй, не формулируй, всё равно случится беда. Любое желание — это проклятие.

Трактовка результатов

  • 4-3 — вполне безопасно, пользуйтесь.
  • 2,99-2 — будьте осторожны, примите все меры, прежде чем загадывать желания, поймите, кто этот джинн. Но если получится загадывать желания без последствий, то этот вариант может быть самым оптимальным.
  • 1,99-1 — держитесь подальше от такого джинна, лучше своими силами всего добивайтесь.

Литература

«Аладдин» в записи Антуана Галлана (1711)

  • Могущество — 3. По тексту джинны просто всё переносили, доставали и строили, хоть и очень быстро. Хотя в тексте сказки прямо говорится «и владелец лампы будет могущественнее любого из земных царей!»
  • Мировоззрение — 3. Без предпочтений исполняли желания как самого Аладдина, так и его врага.
  • Свобода воли — 2. В конце Аладдин приказывает джинну добыть яйцо птицы Рух. Тогда джинн возмущается (ведь птица Рух — владыка джиннов) и говорит, что если бы он заранее знал, что будет такое желание, то просто дунул бы и уничтожил Аладдина. Но в целом они были обязаны подчиняться владельцам лампы и кольца.
  • Последствия желаний — 4. Никаких подвохов по сюжету.

Степень коварства: 3. Удобные джинны, главное — не загадывать желаний против птицы Рух, и чтобы джинн не попал в руки врага.

Роберт Льюис Стивенсон, «Сатанинская бутылка» (1891)

Желания исполняет чёрт, сидящий в заглавной бутылке.

  • Могущество — 2. Исцелить неизлечимую болезнь или создать какую-нибудь мелочь чёрт мог с легкостью, но чтобы обеспечить владельцу настоящее богатство ему требовалось выстраивать цепочку событий, которая могла это устроить почти что естественным путем.
  • Мировоззрение — 1. Чёрт он чёрт и есть. По условиям сделки с ним, он выполняет любые желания владельца в обмен на то, то после смерти душа последнего отправится в ад. И когда последним хозяином бутылки стал человек, и без того обреченный на ад, чёрт очень сильно огорчился.
  • Свобода воли — 4. Чёрт вынужден беспрекословно подчиняться хозяину бутылки, в которой он заточен.
  • Последствия желаний — 3. Как уже было сказано, в большинстве случаев желания исполняются без подвоха, но иногда в процессе могут погибнуть те, чья смерть создаст необходимые для исполнения желания условия.

Степень коварства: 2,5. Главной неприятностью для владельца бутылки будет именно перспектива отправиться в ад в компании заточенного в ней чёрта, но и некоторую осторожность при загадывании желаний проявить все-таки не помешает.

Лазарь Лагин, «Старик Хоттабыч» (1938)

  • Могущество — 2. Волька, по крайней мере, не пытался перестроить мироздание, но Хоттабыч показал себя весьма могущественным. И всё же джинны зависимы от законов физики, и если чего-то не учтут, плохо им придётся. Как минимум движение светил им не подвластно.
  • Мировоззрение — 3. На одного доброго Хоттабыча пришёлся один злой Омар.
  • Свобода воли — 2. И Хоттабыч, и Омар были запечатаны в сосуды, но вне их действовали по своей воле, и Хоттабыч исполнял желания лишь из искренней благодарности, а затем из дружбы.
  • Последствия желаний — дадим 2,5. У ошибок Хоттабыча могли быть и серьёзные последствия, например, когда он отключил двигатели самолёта, но по большей части они лишь приводили к неудобному положению. Омар не исполнял желания, лишь дал возможность выбрать казнь, но и там он на хитрость ответил хитростью.

Степень коварства: 2,375. Тут тоже надо убедиться, что перед вами добрый джинн, но так и так всё рискованнее, чем у диснеевского Аладдина.

Кир Булычев, повесть «Козлик Иван Иванович» (1985) из цикла про Алису Селезнёву

  • Могущество — 2. Можно обратиться, если что-то не могут волшебники. Однако Ледниковый период предотвратить они не могут.
  • Мировоззрение — 2. С одной стороны как люди. Один в кувшин вина взял, другой любит уют, третий держит при себе аптечку. Если не вовремя разбудить — недовольно ворчат. Может «встать в позу», не желая помогать людям, однако быстро передумает, так как зимовать вне уютного кувшина ой как не хочется… Но! Джинны спрятались на далёком острове, чтобы, когда во время ледникового периода вымрут волшебники, колдуны и драконы, самим не только выжить, но и править миром.
  • Свобода воли — 1. Полностью свободны. Кувшин это всего лишь временное убежище.
  • Последствия желаний — 4. Зелье помогло.

Степень коварства: 2,25. Сказочные существа, подобные местным магам. Сотрудничать с ними можно, если знать, как договориться.

Леонид Кудрявцев, цикл «Мир-цепь» (с 1989)

  • Могущество — 2. Хотя сказать трудно точно, так как ввиду колоссальных скиллов казуистики у джиннов в описываемом мире ещё практически никому не удалось получить от них то, чего бы он хотел.
  • Мировоззрение — 2. Упомянутая выше казуистика не только почитается за доблесть у джиннов, но и специально изучается ими на долгих курсах. У них существуют целые многотомные справочники по правилам исполнения желаний, единственная цель которых запутать смертного. При этом абсолютными исчадиями ада они всё же не являются и не всякое исполнение ими желания мгновенно губит клиента.
  • Свобода воли — 3. При всей вольности трактовок желаний исполнять их они-таки должны. Хотя ученик-джинн, не принадлежащий клиенту формально, а лишь проходящий тестирование, может чуть обогнуть правила и исполнить желание чрезмерно медлящего с формулировкой клиента, взяв за таковое лишь случайно мелькнувшую в его мозгу мысль.
  • Последствия желаний — 1. Не то чтобы исполнение желаний было абсолютно фатально, но желаемого ты никогда не получишь, а единственный известный нам случай получения хоть какой-то значительной пользы от желания был не результатом обдумывания формулировки, а наоборот, попытки загадать нечто максимально бессмысленное и абстрактное, «лишь бы запутать джинна». Да и удалось-то это в значительной мере лишь потому, что джинн был ещё учеником.

Степень коварства: 2. Хотя, напоминая об условности шкалы, джиннам этого мира удалось попасть в относительно безобидную «среднюю» категорию, но лишь впритык. Лучше с ними не связываться.

Джонатан Страуд, Трилогия Бартимеуса (2003—2010)

Здесь джинны — всего лишь средние по способностям (в порядке возрастания: бесы, фолиоты, собственно джинны, африты, мариды) сущности, поэтому рассмотрим духов в целом:

  • Могущество — зависит от конкретного духа: Так, для главного героя 2,5; для НЁХ вроде Рамутры или Уризеля 1. Телепортация недоступна никому.
  • Мировоззрение — 1,5. Хотя сам Бартимеус тот ещё трикстер и тролль и есть относительно дружелюбные сущности, для большинства всё гораздо печальнее… многовековое рабство ни к чему хорошему не приводит.
  • Свобода воли — 2,5. За непослушание чернокнижники жестоко наказывают своих слуг вплоть до Испепеляющего Пламени.
  • Последствия желаний — 1,5. Любой уважающий себя джинн, фолиот или африт будет выполнять приказ абы как или в наихудшем для вызывающего чернокнижника антураже. Сущности же посильнее уже при вызове обычно впадают в неконтролируемую ярость.

Степень коварства: Для Бартемиуса 2,3, для прочих — не более 2,5. Причем чем дух могущественнее, тем меньше эта цифра.

Метавселенная Рудазова (с 2004)

  • Могущество — 2. В зависимости от измерения могущество джиннов разнится. Существует целая планета, населенная джиннами. Она называется Каф. Джинны того измерения — это бессмертные потомки очень-очень древнего сверхразвитого вида магов, которые значительно сильно деградировали, по сравнению со своими предками. Однако, даже деградировав, они являются волшебниками очень высокого уровня. Магия у них в плоти и крови. Каждый джинн бессмертен, мгновенно регенерирует любые ранения, не может быть поврежден на физическом уровне, а даже если ему нанесут серьезную рану очень могущественным артефактом, то он всё равно не умрёт, так как у джиннов нет уязвимых точек. Даже с сквозной дырой в голове джинн будет жить. Для его убийства необходима либо специальная магия/очень высокие технологии, либо прямое изменение реальности. Джинны от природы обладают возможностью изменять свой размер, облик, создавать иллюзии и материализовывать всякое-разное. Могущественные джинны сравнимы по силе с архидемонами и архангелами.
  • Мировоззрение — 3. Джинны не особо отличаются от людей и могут быть как добрыми, так и злыми. Но в вселенной существуют различного рода «гибриды» джиннов. Например — шайтаны, которые являются джиннами-демонами, из-за чего они однозначно коварные злыдни. Но также присутствует и джинны-небожители.
  • Свобода воли — 1. Джинны изначально являются абсолютно свободными существами. Однако, из-за их могущества и умений, многие люди хотели их подчинить и использовать для своих нужд. Вследствие чего во вселенной существует множество различных способов укрощения и подчинения джиннов могущественными магами, однако, могущественные джинны, образно говоря, чихать хотели на эти способы.
  • Последствия желаний — 1-4. Всё зависит от того, какой именно человек загадал желание и какой именно джинн его взялся исполнить. Большинство джиннов ненавидят подчиняться жалким смертным, поэтому они очевидно стремятся как можно скорее убить своего поработителя, но если тот оказывается могущественным волшебником — то это может стоить джинну жизни, потому против таких хозяев они особо не возникают.

Степень коварства: от 1,75 до 2,5, в среднем 2,125 — джинны — очень могущественные создания, обладающие мириадами возможностей. Чем могущественнее джинн, тем больше профита с него можно получить. Однако, наиболее могущественные джинны без труда сотрут попытавшегося их поработить в порошок. По сути, любой джинн способен уничтожить всю человеческую цивилизацию нашего уровня — нам попросту нечем убить/задержать существо подобного уровня. Главная проблема это нематериальность, хотя судя по всему она не абсолютная как у призраков, джинн скорее как газ, имеющий форму и могущий ее менять и восстанавливать, чисто теоретически что-то вроде ядерного оружия может доставить Джинну несерьёзные неприятности, но скорее всего не смертельные.

Кино

«Седьмое путешествие Синдбада» (1958)

  • Могущество — 2. Никто из героев ничего масштабного не загадывал, но то, насколько стремился заполучить лампу с джинном обратно далеко не самый слабый маг Сокура, как бы намекает.
  • Мировоззрение — 3. Сам джинн добрый, но выполняет любые желания хозяина лампы. Синдбаду и Париссе слишком претила идея рабства, чтобы вообще прибегать к его помощи, кроме как в совсем крайнем случае.
  • Свобода воли — 3. Джинн подчиняется тому, кто знает вызывающее его из лампы заклинание, но может рассказать его кому-то другому по дружбе, даже если хозяин лампы против.
  • Последствия желаний — 4. Никаких пакостей даже нелюбимому хозяину Сокуре джинн устроить не пытался.

Степень коварства: 3. Можно пользоваться силами джинна, не боясь никаких подвохов.

«Волшебная лампа Аладдина» (1966)

  • Могущество — 2. Джинн может хоть расчетверить человека, чтобы он затем собрался.
  • Мировоззрение — 4. Единственный джинн в фильме добрый, да и по его словам «у джиннов каждое слово — правда».
  • Свобода воли — 2. «Я раб лампы, но я твой друг» — хоть и после больших колебаний, это стало достаточной причиной не убивать Аладдина по приказу, формально это было обставлено самовольным переселением из лампы в кувшин.
  • Последствия желаний — 4. Все желания, какие Джинн исполнил, он исполнил правильно.

Степень коварства: 3. Здешний Джинн хороший, но лучше тогда и вам быть хорошим.

«Джинна вызывали?» («Kazaam») (1996)

  • Могущество — 1,5. Большую часть фильма Казаам является джинном, и его могущество ограниченно возможностью создавать что-то из ничего и изменять реальность по мелочи, но оживлять мертвых или манипулировать человеческими чувствами он неспособен. В конце, освободившись и став жинном, получил возможность воскрешать умерших. Но он не особенно хочет творить магию направо и налево.
  • Мировоззрение — 3. Поначалу Казаам не самый приятный тип, не слишком горит желанием подчиняться хозяину бумбокса, в котором он обитает, но постепенно становится настоящим другом Максу. Когда в кульминации мальчик погибает из-за того, что он слишком поздно приходит на помощь, Казаам настолько раскаивается в своем эгоизме, что эволюционирует в жинна и обретает свободу.
  • Свобода воли — 1,5. Казаам был обязан исполнить три желания владельца бумбокса, но запросто мог как расценить за желание любую высказанную вслух глупость, так и вовсе послать хозяина, если ему хотелось заняться чем-то другим. А когда в кульминации бумбоксом завладел криминальный авторитет и захотел использовать могущество джинна в своих целях, взбешенный Казаам расшвырял всех его подручных, а его самого превратил в баскетбольный мяч и выкинул на помойку. Став жинном и вовсе получил абсолютную свободу действий.
  • Последствия желаний — 3. Желания Казаам, если брался исполнять, то исполнял исключительно честно, разве что мог намеренно прикинуться буквалистом.

Степень коварства: 2,25. Лучше хорошо подружиться с Казаамом, прежде чем пытаться хоть как-то воспользоваться его силами. И уж точно не стоит пытаться использовать его против тех, кого он считает своими друзьями.

Тетралогия «Исполнитель желаний» (1997—2002)

  • Могущество — 2. Практически всемогущи.
  • Мировоззрение — 1. Все джинны это полные чудовища, не верьте сказкам.
  • Свобода воли — 1,5. В принципе, могут колдовать когда захотят, но для этого им нужно набраться могущества. Если очень постараться, то джинна можно заточить.
  • Последствия желаний — 1,5. Джинн интерпретирует ваше желание как захочет. Почему не единица? Да потому что их можно победить, загадав например, чтобы джинн не освобождался.

Степень коварства: 1,5. Не связывайтесь с ними ни при каких обстоятельствах!

«Невероятный джинн» (1999)

  • Могущество — 2. Джинн успешно создавал живое и неживое, превращал себя и владельца лампы в животное и обратно и даже сумел создать новый вид разумных существ в единственном экземпляре.
  • Мировоззрение — 4. Джинн определенно добрый, а ни одного по-настоящему злого желания никто в фильме загадать не успел.
  • Свобода воли — 4. Джинн полностью подчинен воле владельца лампы.
  • Последствия желаний — 2,5. Желания главного героя, подросток, джинн исполнял то буквально (вплоть до материализации идиом — стоило мальчику сказать, что они с джинном «как подсадные утки», и джинн тут же превратил их обоих в двух белых селезней), то криво (пожелав «стать королем», мальчишка получил средневековый замок посреди города вместо своего дома, хотя его одежда и комната не изменились, а стоило ему пожелать «перестать быть королем», и замок никуда не делся, зато прибежали возжелавшие свергнуть и укоротить короля на голову рыцари), зато все желания злодея-военного исполнились абсолютно точно (но и желал он всего лишь заполучить в свои руки реально существующие образцы оружия, а потом успешно превратился по своему желанию в человека-змею).

Степень коварства: 3,125. Джинн добрый и по своей воле никаких пакостей делать не станет, даже если ему не нравится хозяин лампы, но, загадывая ему желания, надо очень чётко представлять себе конечный результат.

Телесериалы

«Чудеса науки» (1994—1998)

Золотое трио героев — американские парни Гарри и Уайет, с ними Лиза, девушка-джинн из компьютера. Другие джинны появляются редко и не слишком от неё отличаются.

  • Могущество — 1. Лиза исполняет желания любого масштаба, может хоть реморализацию всей планеты провести.
    • Впрочем, от некоторых желаний (воскресить мёртвого и т. д.) ей плохо. Но они всё равно исполняются.
    • И бывает, что сверхспособности у неё пропадают.
  • Мировоззрение — 3. Лиза добрая и весёлая девушка, и было бы классно, если бы Гарри и Уайет с ней просто дружили, но они ведь ей ещё и желания загадывают…
  • Свобода воли — 1. Берегитесь называть себя хозяевами Лизы, это её кнопка берсерка! Ею никто — да, никто! — не управляет, и никто не смеет ей приказывать! Исполнение желаний для неё — все равно как вы исполняете желания друзей и любимых, когда можете, а Лиза всегда может, но уж если не хочет…
  • Последствия желаний — 2. В каждой серии желание оборачивается подвохом, которого часто и сама Лиза не предусматривала. Но в той серии, где Чет становится супергероем, оба желания его спасти сбываются без всякого подвоха.

Степень коварства: 1,75. Берегитесь выпускать Лизу из компьютера!

«Сверхъестественное» (2005—2020)

  • Могущество — 4. Джинны умеют лишь насылать на людей очень реалистичные иллюзии.
  • Мировоззрение — 1,5. Психология у джиннов человеческая, однако все они, по сути, являются монстрами, питающимися жизненной энергией людей. Просто некоторые могут держать своих жертв в гипнотическом сне неделями, а некоторые — убивать за несколько часов.
  • Свобода воли — 1. Джинны полностью свободны, и управлять ими невозможно в принципе.
  • Последствия желаний — 1 до 4. Как уже было сказано выше, джинны не исполняют желания, а лишь насылают на человека иллюзии, которые, в зависимости от самого джинна, могут быть либо сущим раем, либо полным кошмаром.

Степень коварства: От 2,625 до 1,875. Джинны являются разновидностью монстров и приносят людям только вред. К счастью, победить и убить их в состоянии практически любой профессиональный охотник на нечисть.

«Чем мы заняты в тени» (с 2019)

Джинн (справа) готовится исполнить очередное идиотское желание Нандора (слева).

Джинн, вызванный вампиром Нандором в четвёртом сезоне. Помимо прочего примечателен тем, что исполняет не одно, не три, а целых 52 желания.

  • Могущество — 2. Быть может, этот джинн и не способен менять законы мироздания (хотя кто знает, так далеко желания Нандора не заходили), но он очень силён. В его власти одним махом вернуть к жизни 37 человек, умерших семь с половиной веков назад, обучить их современному английскому, а потом бесследно стереть. Он может оживлять неживое, менять внешность и анатомические особенности людей — ему по силам уменьшить размеры пенисов у всех мужчин на планете, кроме того, который пожелал, чтобы у него был самый большой. Выполнение любого желания занимает мгновение: для этого джинну достаточно лишь щёлкнуть авторучкой.
  • Мировоззрение — 4. Как обстоят дела с мировоззрением других джиннов в этой вселенной, неизвестно, но этот конкретный добрее большинства здешних персонажей. Все желания он исполнял добросовестно (за 52 желания было всего два подвоха, да и те, скорее всего, были сделаны не со зла просто по приколу). Более того, когда Нандор самым бездарнейшим образом просадил все желания на всякую бесполезную фигню, джинн подарил ему малюсенькую волшебную лампу, дающую право ещё на три желания.
  • Свобода воли — 2,5. А вот тут сплошные потёмки. Джинн всегда исполнял желание, после того, как оно было загадано. Разве что иногда он тактично указывал Нандору, что тот собирается потратить желание на совсем уж глупую глупость. Но что заставляло его их исполнять: непреложные законы бытия или собственная прихоть — неизвестно. Но как минимум джинн не склонен перечить загадывающему, и есть лампа, которая его призывает.
  • Последствия желаний — 3,5. Как и было сказано, джинн почти всегда исполняет желания в точности так, как хочет загадывающий. К примеру, вышеупомянутые 37 покойников вернулись к жизни обычными живыми людьми, а не зомби, призраками или ещё какой-нибудь нежитью, хотя Нандор не оговаривал этот момент. Почему «почти всегда»? Ну, пару желаний он всё же исполнил с подвохом. Причём в первом из этих случаев Нандор и Гильермо сами ни с того, ни с сего испугались возможной подлянки и начали составлять очень длинное и сложное «идеальное желание» по увеличению пениса. По всей вероятности, джинн просто решил немного их потроллить, сначала сделав вид, что точность формулировки, и правда, крайне важна, а затем сумев протащить под радарами подвох. В остальных случаях если желания и приводили к неприятным последствиям, то лишь из-за их необдуманности, а не из-за ошибок в формулировке или добавленной джинном отсебятины. И даже тогда джинн охотно откатывает последствия назад ценой ещё одного желания. Тем не менее за саму возможность неправильного исполнения, добавим пол балла к коварству.

Степень коварства: 3. Добрый и вежливый джинн, который качественно (за редчайшим исключением) исполняет весьма внушительное количество желаний. Им можно пользоваться почти без опаски, но капля осторожности всё же не повредит.

Мультипликация

«Чип и Дейл спешат на помощь» (1989—1990)

Джинн появляется в эпизоде «Волшебная лампа» (1 сезон, 14 серия).

  • Могущество — 1,5. На счёт создания альтернативных вселенных и перестройки законов мироздания неизвестно, но вот отмотать время назад и изменить события в прошлом вполне может. Ну а уж создавать, превращать и телепортировать объекты способен в неограниченных количествах. А ещё, в отличие от диснеевского Алладина (о котором чуть ниже), здешние джинны могут убивать.
  • Мировоззрение — 2. Джинн очень коварный, и верить ему нельзя ни в коем случае. Занявший его место Рокфор добрый, но тоже интриговал против хозяина, потому как оным был Толстопуз.
  • Свобода воли — 3,5. Абсолютно никак не может противится выполнению уже загаданного желания. Даже если этим желанием является убийство его друзей. Но может попытаться манипулировать самим загадыванием, сбив хозяина с толку. Так Рокки шепнул замечтавшемуся Кроту на ушко «Хочу, чтобы спасатели были свободны», и тот машинально это повторил. А кота Мепса он и вовсе огрел по голове и, пользуясь его сотрясом, подсказал абсолютно левое желание, созвучное с тем, которое требовал загадать Толстопуз.
  • Последствия желаний — 4. Превращённый в джинна Рокфор в точности исполнял все желания Толстопуза и его приспешников, даже если они были нечётко сформулированы. Единственная подлянка, которую может сделать джинн — солгать о последствиях своего освобождения (освободивший джинна занимает его место).

Степень коварства: 2,75. Можете загадывать желания без опаски, но ни в коем случае не освобождайте его, что бы он вам за это ни понаобещал!

Диснеевский «Аладдин» (1992—1996)

  • Могущество — 2. КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ! Но первый класс могущества — это уже к коту Хаосу из одного эпизода мультсериала.
  • Мировоззрение — 3. Был и добрый Джинни, и злой Джафар-джинн.
  • Свобода воли — 3,5. Вроде бы, никак не могут отказаться исполнять желания, если они несвободны, но вот нарушение джинньих запретов (судя по серии, где Яго становится джинном) не «заблокировано», а лишь отправляет в некий «ад джиннов».
  • Последствия желаний — 2. Джафар-джинн показал, какие опасные подлянки можно устроить. В сериале был и «добрый вариант» — женщина-джинн Эден устраивала подлянки злодею Абис-Малу. Джинни подлянок не устраивал, но в сериале частенько глупил.

Степень коварства: 2,625. Убедитесь, что перед вами добрый джинн, прежде чем загадывать желания.

«Гаргульи» (1994)

Трикстер до кончиков своих острых ушей.

За исполнение желаний отвечает весёлый эльфик-чародей Пак, описанный также в комедии Вильяма нашего Шекспира «Сон в летнюю ночь».

  • Могущество — 2,5. Пак способен на многое, но до далеко не всемогущ. К примеру, «убить всех человеков» ему оказалось не под силу. А после превращения всех людей в одном отдельно взятом Нью-Йорке в гаргулий, он так вымотался, что на некоторое время потерял сознание. Для исполнения желаний ему требуется некая энергия сродни мане, и чем сильнее колдунство, тем больше. А на накопление этой «маны» уходит некоторое время.
  • Мировоззрение — 3. Пак не злодей, а скорее озорной нейтрал.
  • Свобода воли — 2. Его можно призвать и заковать в цепи при помощи Зеркала Титании. И тогда он, вроде как, будет обязан исполнять желания призывателя. Что, впрочем, не помешает ему троллить хозяина и чинить ему всякие подлянки. Но также может исполнить желание и по личной инициативе: в награду или просто по доброте душевной.
  • Последствия желаний — 2. Весьма похоже, что Пак намеренно отыгрывает джинна-буквалиста, просто шутки ради. Ни одно из желаний Демоны он не исполнил так, как она на самом деле хотела. Впрочем, ничего по настоящему опасного для неё он тоже не сотворил, и в итоге охотно откатил всё обратно по просьбе Голиафа.

Степень коварства: 2,375. Можете попробовать, ежели времени не жалко, но очень велика вероятность, что вместо реальной пользы вы получите одну лишь суету.

Мультсериал «Шехерезада» (вероятно, 1996)

  • Могущество — 3,5. По большей части имеют лишь некоторые конкретные магические способности (например, заглавный джинн Тиль может превращаться), но бывали и особо могущественные, дадим примерно среднюю цифру.
  • Мировоззрение — 3. Все джинны по сути человечны, бывали добрые, бывали злые, бывали чудаковатые.
  • Свобода воли — 2 — почти все большую часть времени были свободны, хотя Тиль был заключён в кристалл, а был и джинн, связанный с лампой (чем-то похожий на восковую свечку с глазами и руками).
  • Последствия желаний — 1-4. Поскольку в сериале они редко исполняли чьи-то желания, пункт не имеет особого смысла, но тот, что исполнял, делал это правильно.

Степень коварства: От 2,375 до 3,125—. Действуют, как заблагорассудится, но и не слишком могущественны.

«RWBY» (с 2013)

Джин, дух Реликвии Знания

  • Могущество — наверное 3. Может ответить на любой вопрос, не касающийся будущего, может показывать трёхмерные иллюзии со звуком, но более никаких чудес. Задать ей можно лишь три вопроса каждые 100 лет, по прошествии которых счетчик сбрасывается.
  • Мировоззрение — 3. Вполне спокойна и добродушна, героям явно симпатизирует.
  • Свобода воли — 4. Ответила на вопрос Синдер, при том, что отвечать явно не хотела.
  • Последствия желаний — 4. Ответы даёт максимально полные и исчерпывающие. Например, главгерои спросили «Что скрывает Озпин». Джин рассказала им даже то, что отношение-то к вопросу имело, но о чем Озпин и сам не знал.

Степень коварства: 3,5.

Амброзиус, дух Реликвии Созидания

  • Могущество — 2. Не может воскрешать умерших, что-то разрушать и может создать лишь что-то одно за раз, но вот создать способен хоть живое тело, хоть гиперпространственный мост.
  • Мировоззрение — 2,5. Эксцентричен, несколько высокомерен и слегка грубоват, но честен. Обо всех своих ограничениях предупредил сразу, обсудить желания с заказчиком ему тоже не переломится.
  • Свобода воли — 4. Похоже, что как и Джин, отказаться исполнять желание он не может.
  • Последствия желаний — 3. Прежде чем что-то создавать, попросит какую-никакую инструкцию или чертёж, а пример уже созданного подойдёт лучше всего. Кидаться исполнять желание вроде не торопится, так что его можно как следует обсудить. Можно сформулировать желание и так, чтобы получить какой-нибудь побочный продукт, который уже не исчезнет.

Степень коварства: 2,875.

Комиксы

Космический куб из Marvel Comics

  • Могущество — 1. Космические кубы имеют практически неограниченную силу и могут изменять реальность по воле владельца. Их отдельных фрагментов также достаточно для того, чтобы изменять реальность, но уже в ограниченных пределах.
  • Мировоззрение — 2. В процессе использования Космический куб постепенно вбирает в себя эмоции своего владельца и со временем может обрести собственный разум и перейти в телесную форму, сохранив все свое могущество. Характер получившегося существа будет зависеть от характера того, чьи желания и эмоции оказали на Космический куб наибольшее влияние.
  • Свобода воли — 2,5. Пока Космический куб остается кубом, он не имеет собственной воли и полностью подвластен тому, кто держит его в руках, но как только он обретает собственный разум, ему уже никто не указ.
  • Последствия желаний — 2. Желания, в принципе, исполняются так, как и планировались, только потом настигают такие последствия и такие побочные эффекты, что все кто воспользуются этой штукой сильно пожалеют…

Степень коварства: 1,875. Космические кубы слишком сильны, чтобы ими мог кто-то владеть, хотя кажется, что во Вселенной Marvel всегда найдется тот, кто попытается заявить о себе. Понятно, почему Космический куб появляется в комиксах только время от времени. Когда они вступают в игру, может случиться все, что угодно, и обычно они довольно сильно встряхивают статус-кво.

Аниме и манга

«Mahou Shoujo Madoka Magica» (2011)

Инкубатор.

  • Могущество — 1. Что и случилось в последнем эпизоде. А также в 10-м с Хомурой. Он именно отправил Хомуру в вечное повторение полутора месяцев, а Мадока выпросила у него перестройку Вселенной.
  • Мировоззрение — 2. Идёт к своим целям, не останавливаясь ни перед чем.
  • Свобода воли — 4. Выполнил желание в эпизоде 12, хотя и был им очень недоволен.
  • Последствия желаний — 1,5. Желания-то исполняются как надо, но плата за них очень велика.

Степень коварства: 2,125. Выбирает клиенток на грани, когда они не в состоянии подумать над желанием. Помните, насколько опасны контракты с ним!

Видеоигры

«NetHack» (1987)

  • Могущество — 3. Физически сравнимы с человеком, но способны материализовать всевозможные вещи или артефакты, кроме сюжетных.
  • Мировоззрение — 2. Джинны бывают разные; одни исполнят любые ваши желания, какие только могут, другие из благодарности станут вашими верными спутниками, третьи просто сбегут, а есть те, кто разозлятся на то, что их потревожили.
  • Свобода воли — 1. Полностью своевольны; желания исполняют из чистой благодарности, а есть джинны, которые могут после освобождения разозлиться и напасть.
  • Последствия желаний — 4. Всё на окей без подвохов, обмана не бойтесь; джинны там не врут, а злые джинны — не обманщики, а просто не любят, когда их тревожат.

Степень коварства: 2,5. Повезло, что их общество то ли не научилось обманывать, то ли имеет стандарты, чтобы этого не делать, а то быть беде. Но поскольку этого не произошло, желайте сколько хотите!


Серия «The Elder Scrolls» (с 1994)

На сделках со смертными с исполнением их желаний самым нехорошим способом специализируется даэдрический принц Клавикус Вайл.

  • Могущество — 2 — по меркам людей и меров Клавикус может показаться всемогущим, но все же творить миры и менять существующие законы мироздания не в его силах. Кроме того, немалая часть его силы заключена в его псе, Барбасе.
  • Мировоззрение — 1. Клавикус, по меркам людей и меров Клавикус — бог, и у него даже есть свои культисты. Официально считается злым даэдра.
  • Свобода воли — 1. От Клавикуса можно добиться того, чтобы он следовал собственным условиям при заключении сделки, но не более того.
  • Последствия желаний — 1. Почти всегда даже если поначалу кажется, что Вайл выполнил желание без подвоха, в один прекрасный день оно очень больно ударит по желавшему.

Степень коварства: 1,25. По сути, сделки с Клавикусом Вайлом — это даже не загадывание желаний джиннам, а сделки с дьяволом. Со всеми вытекающими последствиями.

Серия «Heroes of Might and Magic» (1995—2015)

Здесь есть добрые джинны, так и злые — ифриты. Рассмотрим и тех, и других.

Джинны

  • Могущество — 3 . С каждой частью всё слабее. В первых щелчком пальцев могли аннигилировать огромные армии (2), в последних мало чем отличаются от людей, став локальной имбой только за счёт набора заклинаний в «четвёрке» (4). Берём среднее значение.
  • Мировоззрение — 3,5. Сами джинны добрые, но у них может быть злой хозяин.
  • Свобода воли — 3,5. Служат верой и правдой, но как доказал Солимр, всё зависит от личных убеждений джинна.
  • Последствия желаний — 2. Обычно одаривают своих освободителей, но если не повезет нарваться на обезумевшего в заточении джинна, есть риск и аннигиляцию словить. Даже воскрешение не поможет.

Степень коварства: 3. В принципе, местные джинны не так уж сильно отличаются от людей.

Ифриты

  • Могущество — 3,5. В целом могущественнее джиннов, обладают мощной силой, могут убить несколько сильных мечников. Обжигают огнём и при нападении/обороне, и при нападении на них. Имеют очень высокую скорость. В четвёртой части, наоборот, уступают джиннам, но только пока у тех есть мана на заклинания.
  • Мировоззрение — 1,5. Злы, но с ними иногда можно договориться. Опытные чернокнижники и тёмные маги могут призвать и подчинить их. Иногда они сами могут примкнуть к кому-либо, но обычно это демоны, хаоситы или чернокнижники.
  • Свобода воли — 2. Сильная воля. Одинокого путника, нашедшего ифрита, можно легко обмануть и предать. Но сильный чернокнижник (скорее всего) сможет взять его под контроль.
  • Последствия желаний — 1. Лучше вообще ничего не желать, только если вы — не сильный маг/чернокнижник, который будет держать ифрита под контролем.

Степень коварства: 2. Сильные существа, но тем не менее не всемогущи. Лучше держаться от них подальше, если хочется жить!

Серия «Age of Wonders» (с 1999)

  • Могущество — 3. Это юниты третьего уровня, могут неплохо приложить магией в ближнем бою, не очень живучие, но умеют парить и швыряться волшебными стрелами на манер простых магов, пускай и более мощными чарами, чем у «коллег».
  • Мировоззрение — 3. Буквально как люди, у джиннов и азраков, с которыми они сотрудничают, нейтральное мировоззрение, у людей тоже.
  • Свобода воли — 1. Запросто могут поднять бунт и дезертировать, если не совпадает мировоззрение, или если их новый хозяин чем-то насолил народу азраков. Но обычно они бегут только от мечтающей уничтожить мир нежити и радикально добрых высших людей, а остальным 10 расам готовы служить. Никаких ламп, колец и прочего нет.
  • Последствия желаний — 1. Тех, кто пришёл, чтобы загадать желание, джинны убивают на месте, потому как достали их все эти стереотипы.

Степень коварства: 2. Своевольные, но полезные бойцы, которых нужно использовать не по привычному для джиннов из других сеттингов назначению.

Музыка

Владимир Высоцкий, песня «Про джинна»

  • Могущество — 4. Эта песня — кодификатор и тропнеймер для тропа Кроме мордобития — никаких чудес. Здешний джинн сильнее среднестатистического человека и охотно изобьёт за вас любого, можно даже двух. Но ни построить дворец до небес, ни озолотить, ни даже подогнать бутылку вина ему не по силам.
  • Мировоззрение — 2,5. Джинн не злой, но очень любит подраться.
  • Свобода воли — 2. Джинн был заточён в винную бутылку, а после освобождения из чувства благодарности предложил исполнение желания. А когда протагонист начал требовать большего, джинн стукнул и его. Однако, супротив милиции ничего не смог и вместо бутылки угодил в Бутырку.
  • Последствия желаний — 4. Ознакомившись с «широчайшим спектром» возможностей джинна, главный герой отказался от столь убогого предложения. Но скорее всего, в случае согласия джинн бы исполнил бы желание, как надо… если бы силёнок хватило.

Степень коварства: 3,125. Пользоваться-то, конечно, можно, но на кой вам сдался настолько слабый джинн?

Интернет-проекты

SCP Foundation

SCP-662 «Колокольчик дворецкого»

  • Могущество — 4. Обычный человек, одетый как дворецкий, пара-тройка способностей, но не слишком могущественных.
  • Мировоззрение — 3 . Исполняет желания добросовестно, ограничен лишь добротой вызвавшего. Без вопросов убил сотрудника класса D. Видимо, ему нет разницы, убить Усаму бен Ладена или вашего знакомого.
  • Свобода воли — 3,5. Если господин Работный посчитает просьбу неблагоразумной или невозможной, то он любезно скажет об этом «хозяину» и предложит что-нибудь вместо этого, если сможет. Неизвестно, чем, например, вызван отказ сделать бутерброд с человеческим мясом или человеческую кровь.
  • Последствия желаний — 4. Всё что может, делает добросовестно.

Степень коварства: 3,625. Безопасный тип, пользуйтесь.

SCP-1955-RU «Кредитор»

  • Могущество — 3. Имеет кучу аномальных способностей, но не слишком могущественных.
  • Мировоззрение — 2. Занимается тем, что создаёт цепочки событий, ведущие к смертям и разрушениям, хотя на полное чудовище не похож. Является скорее злодеем с рождения, но лучше от этого выглядеть не начинает.
  • Свобода воли — 1. Может свободно перемещаться где угодно, сам выбирает своих «задолжников».
  • Последствия желаний — 1. А их и загадывать не надо, «Кредитор» сам выбирает своего хозяина (в смысле жертву), косвенно помогает ему в трудной ситуации, и «спасённый» уже сам обязан исполнять желания этого SCP.

Степень коварства: 1,75. Ну Кетер же!

В эту статью нужно добавить

  • Джинна Абдаба (или как его там) из сериала «Джинн дома».
  • Мистера Рорка из сериала «Остров фантазий».
  • Джинниню из «Секретных материалов» (7 сезон, 21 серия).
  • Ифрита из «Американских богов»
  • У Рудазова стоит добавить демонов и идимов, которые тоже занимаются исполнением желаний
  • Различных вариантов исполнителей желаний из Dungeons & Dragons (джинны, ифриты, и прочее). Также там же — заклинание «Желание» («Wish»), которое можно наколдовать с помощью артефакта или высокоуровневого персонажа (фактически, загадывание желания у Dungeon Master'а).