Босс-ментор

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

«Я воспитала тебя. Я любила тебя. Я вручила тебе оружие, научила технике, подарила знания. Больше мне нечего дать тебе. Всё, что тебе осталось взять — мою жизнь, собственной рукой. Один останется жить, другой умрёт». — Metal Gear Solid 3, эталон.

Здравствуйте, ученики! Я очень рад, что целая треть из тех, кто обучался у меня, остались живы и относительно здоровы, а не оказались в больничном крыле или на академическом кладбище. И я поздравляю вас с окончанием тренировок. Вам осталось только сдать экзамен. Он будет проходить так: я, ваш любимый учитель, буду вызывать вас на бой — кто сможет выстоять против меня, тот сдаст экзамен. Кто не сможет… значит, не сдаст.

Знакомьтесь, перед вами — Босс-ментор. Именно он научил вас большей части того, что вы знаете; именно он был вашим наставником; именно с ним и его бамбуковой палкой за спиной вы постигали разные премудрости. И теперь вы должны сражаться с ним. Почему? Ну, это может быть весьма специфическая форма сдачи экзамена; может случиться так, что учитель и ученик встали по разные стороны баррикад… Но самое главное — в бою с боссом-ментором вы должны показать, что максимально полно освоили то, что вам все это время пытались вбить в голову при помощи дисциплины, педагогики и уже упоминаемой бамбуковой палки. Если вы до сих пор не научились прыгать и стрелять одновременно, то босса-ментора вам не одолеть. Но если навык освоен, то бой с боссом-ментором станет легким и вполне проходимым. Необходимость освоения определённого навыка для победы — главная отличительная черта босса-ментора.

Родственные тропы[править]

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Звёздные войны. Ситхи же! Для того, чтобы стать мастером, ситх-ученик должен убить своего учителя. Ситхи-учителя знают об этой традиции — сами когда-то бились насмерть со своими наставниками — и не торопятся устраивать для своих учеников выпускной. Впрочем, помогает это слабо, и поединки между учителями и учениками все же случаются. Если ученик был способным и посещал все дополнительные занятия, то он уделает учителя; если же был ленивым и плохо постигал искусство управления Силой, то его ученичество закончится вместе с жизнью. Собственно, именно Правило Двух стало причиной вырождения ситхов как таковых: каждый следующий наставник старался припрятать от своего ученика какие-нибудь секреты, чтобы достать из рукава, когда тот вздумает напасть — и если ученики побеждали, эти секреты умирали вместе с их носителями.
    • «Месть ситхов» — битва Энакина и Оби-Вана на планете Мустафар. Ученик против бывшего учителя, в падаванах у которого он проходил без малого десять лет.
    • Star Wars: Jedi Academy — финальным боссом для тёмного Джейдена станет Кайл Катарн. В отличие от большинства других одарённых Силой противников, его на кривой козе не объедешь, придётся сражаться в лоб — и если игрок за всю игру этому не научился…

Литература[править]

  • Урсула Ле Гуин, «Земноморье» — чтобы поступить в школу волшебства острова Рок, надо назвать Мастеру Привратнику своё истинное Имя (Имена даруют власть над их носителем, в этом сеттинге их обычно скрывают, доверяя только самым близким людям, а в быту используют прозвища). Чтобы сдать выпускной экзамен в этой школе, надо назвать Привратнику же его Имя. Теоретически Имя другого человека можно выбить силой или угадать с помощью мудрости, но ведь супермаг Привратник на порядки могущественнее и мудрее любого выпускника школы, пусть даже и самого усердного и талантливого! Он говорит своё Имя любому, кто вежливо спросит. Да, так просто. Суть экзамена — в том, чтобы напомнить молодому волшебнику, что, хоть он и крут, в Земноморье дофига и больше сил, что куда круче его. Ну, и это действительно проверка мудрости, но иная: надо понимать, что Привратник, раз уж ты закончил обучение в школе, считает тебя своим и не ждёт, что ты будешь против него злоумышлять, а если всё-таки будешь — то он настолько могуч, что знание Имени тебе не особо поможет.
  • «Волкодав». Чтобы освободить свою бывшую наставницу из плена в крепости, где её заставляли учить воинов боевому искусству кан-киро, Волкодав решил прийти в крепость, бросить наставнице вызов и, доказав, что он будет лучшим наставником, занять её место. Так и вышло. Позже то же самое сделал для Волкодава его собственный ученик, юный Волк.
  • Мария Семёнова, «Валькирия». Чтобы стать воином и войти в дружину, Зима должна победить в поединке Мстивоя — вождя этой дружины, который учил её воинской науке. С прикрученным фитильком: как следует погоняв ученицу по поляне и заставив её выложиться на полную, вождь поддаётся, причём так изящно, что Зима об этом и не подозревает.
  • Стивен Кинг, «Тёмная башня» — чтобы стать Стрелком, мало тренироваться всю жизнь. Нужно ещё до определённого возраста (точный возраст, если память не подводит, не указан) вызвать на поединок своего учителя. И победить. Попытка только одна, вдобавок ментор имеет право и убить сфейлившего ученика, что можно считать милосердием — альтернативой является пожизненное изгнание из Ханаана.
  • Александр Рудазов, «Шумерские ночи». Едва его ученичество закончилось, Креол поспешил вызвать своего наставника Халая джи Беш на магический поединок. Даже во время этого боя Халай шипит на Креола за то, что он теряется и не сразу применяет контрзаклинания к атакам; да и сам сражается крайне бестолково для столетнего демонолога. На самом деле здесь субверсия: Халай поддался Креолу, так как ему нужно было кровь из носу погибнуть в бою с другим магом, ведь это сильно облегчило бы его загробную жизнь; так что старый мерзавец попросту позволил неопытному (и, по некоторым признакам, крепко поддатому) ученику себя убить
  • В. Башун, «Будь здоров». Зачет по боевой подготовке Филин сдавал своему непосредственному наставнику, опытному воину. Целителю нужно было продержаться три минуты в рукопашном бою и три минуты без оружия, пропущенный удар — значит, намного более жесткие курсы самообороны. Звучит не так уж и страшно, но с учетом крайне неподходящей для рукопашного боя комплекции Филина этот экзамен стал для него настоящим испытанием.
  • «Отблески Этерны». После того, как Ричард Окделл вызывает своего монсеньора Рокэ Алву на дуэль, Алва сам начинает учить Ричарда фехтованию — чтобы к моменту предполагаемой дуэли Ричард стал более-менее достойным противником.

Кино[править]

  • «Звёздная пыль». Такой метод взял на вооружение капитан Шекспир, чтобы научить Тристана фехтовать. И в конце концов ученик превосходит учителя.
  • «Крабат. Ученик колдуна» (в мультфильме то же самое) — каждый ученик на мельнице в конце концов должен бросить вызов учителю, но перед этим выкопать могилу для себя, ибо в большинстве случаев учитель побеждал.

Комиксы[править]

  • «Метабароны»: педаль в пол. Каждый метабарон обучает своего сына искусству убийства… чтобы тот, в конце концов, бросил ему вызов и убил в дуэли за титул метабарона.

Манга и аниме[править]

  • Hokuto no Ken: именно так (с летальным исходом для учителя) передаётся мастерство стиля Нанто Хоо Кен. Вот только Саузер от шока, что ему пришлось убить единственного дорогого человека, так и не оправился, и это стало началом его пути во тьму.
  • «Noir» (2001) — эпизод «Букет для Мирей» (14 серия). Таким боссом стал для Мирей её дядя Клод Фейер, у которого она научилась всем премудростям киллерской профессии. Правда в силу приземлённой реалистичности (ну во всяком случае по меркам аниме) сеттинга их сражение длилось недолго и напоминало ковбойскую дуэль — кто быстрее успел вытащить пистолет и метче выстрелил, тот и жив. Как вы понимаете, быстрее и метче оказалась Мирей.
  • Ragnarok: Animation. Зифур обучил Такиус пользоваться магией и ориентироваться без помощи зрения, а так же рассказывал про свое видение мира. Потом маг сошел с ума и присоединился к Древнему Злу; а Такиус в свою очередь вступила в ряды Сил Добра. В конце концов эти двое сошлись в финальной битве и аннигилировали. Субверсия, так как к финальной битве Такиус вполне самостоятельно подняла уровень крутизны, и в наставничестве Зифура давно не нуждалась.
  • Soul Eater. Сид, конечно же! Зигзаг: сперва Мака, Соул, Блэкстар и Цубаки сразились с превратившимся в зомби учителем и победили, а затем устроили второй раунд с доктором Штейном, который Сида и превратил в зомби — при этом доктор навешал им знатных люлей — а потом он стал официальным преподавателем в школе Синигами.
  • Shaman King. Много примеров…
    • Чтобы освоить двойную трансформацию Лен вызвал Йо на поединок — который длился ровно до тех пор, пока Лен не освоил ее и не победил Йо с ее помощью.
    • Йомэй частенько сражался с Йо в детстве, чтобы научить несмышленого оболтуса драться…
  • Girls und Panzer. На самом деле Махо сражается с сестрой для того, чтобы та смогла продемонстрировать всем, особенно их матери, свои способности и свой «Путь Танка».
  • Sky Girls. Дедушка-сэнсей (который потерял сына в войне с WORM) согласился отпустить Отоху с военными только если она одолеет его в кендо. Что она и сделала. Потому что он поддался.
  • Saint Seiya. Практически каждому Святому рано или поздно приходится одолеть своего учителя в битве, особенно яркий пример — Лебедь Хёга, которого его учитель, Водолей Камю, чуть не убил на дуэли с единственной целью передать самую сильную ледяную технику.
  • Naruto — из-за прорвы персонажей примеров хватает (причём как в настоящем бою, так и в спаррингах): Саске/Орочимару, Анко/Орочимару, Обито/Минато, Нагато и Конан/Джирайя, команда 7/Какаши, Орочимару/Хирузен, Обито/Мадара, Наруто/Мизуки.

Видеоигры[править]

  • Jade Empire — учитель Сунь Ли. Перед боем напоминает ученику про искусство концентрации, а во время боя сам активно ей пользуется. В общем-то, концентрация (геймплейно выраженная как замедление времени) пригодится в любом бою, но в этом случае она чуть ли не обязательна.
  • Metal Gear Solid 3, конечно. Поединок Нейкед Снейка с его бывшей наставницей Босс — одна из самых знаменитых слезогонок в истории видеоигр. «Пусть это будут лучшие десять минут нашей жизни, Джек!»
  • Undertale — Папирус и Андайн. Прямо в бою они учат протагониста ориентироваться в синем и зеленом режимах Души, дают полезные советы и мотивирующие оплеухи — и при этом не забывают довольно метко кидать кости и копья. Поражение в бою с Андайн будет означать конец игры, а вот Папирус только пленит протагониста, так что осваивать синий режим можно до бесконечности. И это вам потом еще ох как пригодится на Геноциде.... Ториэль также отыгрывает этот троп, являясь ментором главного героя (даже ее имя образовано от слова tutorial), а в конце Руин — стартовой локации, с ней произойдет бой
  • King’s Bounty: Принцесса в доспехах — инверсия. Эльф с весьма красноречивым прозвищем «ситх» набивается в ученики к сильным магам и воинам, постигает у них премудрости, после чего вызывает на поединок и убивает, показывая всё, чем научился. Впрочем, есть возможность взять его в оруженосцы, а когда дело дойдет до фразы «Ты недооцениваешь мою мощь» щелкнуть его по носу и показать, что ему ещё есть куда расти.
    • В первой части игры один из наставников рыцарской академии косит на экзамене под некроманта, в бою с котором игрока учат применять заклинания из свитков. Эти свитки намного облегчат бой — особенно если маленькую армию игрока уже потрепали в первом экзамене: «Драконоборчество»
  • Zeno Clash — Метамок. Этот корвид научил Гэта драться и обращаться с оружием; а когда вложил в его мышечную память последние умения — сильный удар, уклонения и контратаку — тут же проверил, как любимый ученик усвоил урок. Посредством боя на смерть. И да, без уклонений и контратак бой одновременно с четырьмя Метамоками (один настоящий и три галлюцинации, вызванные передозом грибов) выиграть невозможно.
    • Големов во второй части невозможно победить, если вы не освоились с Браслетом Солнца и Луны или Кольцом Связывания. Зачастую без этих артефактов можно и вовсе биться головой об стену без видимого результата. Так что пока не освоитесь — не продвинетесь дальше.
  • Supreme Commander, первая часть — кампания ОФЗ. Полковник Захарий Арнольд первое время здорово помогает игроку — максимально полно рассказывает о строительстве и развитии базы, о различных тактических приемчиках и о преимуществе одних видов техники над другими. А потом полковник встает на сторону Эон Иллюминат, и в одной из финальных миссий нужно сражаться против него. Будет легче, если игрок воспользуется теми уловками, которые когда-то подсказал Арнольд.
  • Castlevania: Lords of Shadow — Пан, который всю игру помогает Бельмонту, ближе к финалу вступает с ним в поединок и в бою обучает Бельмонта (и заодно с ним игрока) правильному использованию умений, чтобы тот смог победить Сатану. В бою Пан гибнет, но обучение проходит успешно.
  • BioShock Infinite — как оказалось, такой была Дейзи Фицрой. Он вынудила Элизабет убить себя, чтобы заставить «повзрослеть» и научиться принимать сложные решения.
  • Assassin's Creed — Аль-Муалим.
    • Вторая часть — Марио Аудиторе, дядя Эцио. По сюжету он дважды загонит нас на небольшую арену, где будет обучать приёмам по типу контратаки, насмешки, блока… Вот только произойдёт это ближе к середине игры, что несколько обесценит его тренировки (ведь к тому моменту игрок нащупает всё нужное методом проб и ошибок).
    • Unity — Пьер Беллек. Сперва обучал Арно, ввёл его в Братство, а потом оказался интриганом, который вознамерился рассорить кое-как поладивших ассассинов и тамплиеров. Пришлось ученику прикончить учителя.
  • World of Warcraft — большинство сюжетных NPC, сопровождавших рыцарей смерти в стартовой цепочке квестов, в последующем оказываются боссами в тех или иных рейдах и, естественно, могут быть побеждены.
  • Caesar III — в некотором смысли им может быть император (при определенном поведении игрока). На первых уровнях цезарь подробно разъясняет новому наместнику, что и как делать. Например, как управлять войсками и защищаться от врагов. Изначально самодержец относится к игроку снисходительно и довольно положительно. Но если наместник наглеет, игнорирует правителя, систематически влезает в долги и не отдает, цезарь, сказав, «Enough! You’ll mock caesar no more!» пошлет на игрока свои легионы, чтоб те разрушили город. В таком случае император становится противником.
  • BloodRayne — поединок с Минс.
  • Final Fantasy IX — чтобы Зидан мог уйти из банды, Баку, его босс и приемный отец, требует чтобы парень сразился с ним. Бой, кстати, идет не насмерть, хотя переигрывать в случае поражения придется.
  • Orochi Warriors 4 — субверсия с Зевсом в режиме Бесконечности. Те вещи, которым он нас «учит» мало того, что самоочевидны, так ещё к тому моменту, когда мы с Зевсом станем соратниками, мы их уже вполне освоили, всю эту дружбу, товарищество и т. д. На самом деле он просто устроил себе очередную развлекуху и вообще вся эта история сводится к сказке про белого бычка.
  • DOOM Eternal — в дополнении The Ancient Gods: Серафим Самур, он же Сэмюэл Хайден, благодаря которому Палач Рока из простого крутого смертного превратился в сверхчеловека. Без поддержки Всеотца Самур преобразился в демона, и в этом образе он противостоит Палачу в концовке первой части дополнения. После победы Палача, от смерти Самура спасёт Всеотец, который прервёт главного героя и попросит его продолжить свою миссию по уничтожению Тёмного Лорда.
  • Yakuza 1 (или Kiwami) — Мадзима, который периодически на нас нападает, и через бои с ним прокачивается колесо Стиля Дракона (тут прокачка состоит в виде колёс, а не веток).
  • Fable — Мэйз, глава Гильдии Героев. Именно поединок с ним является выпускным экзаменом в гильдии (разумеется, в значительной степени Мэйз при этом поддаётся). Однако же после того, как выясняется, что Мэйз — предатель и прислужник Джека, бой с ним (Мэйзом) проходит уже насмерть — и старый колдун сражается в свою полную силу, представляя собой грозного противника.
  • Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy. При игре на тёмной стороне финальным боссом будет наставник Джейдена — Кайл Катарн.
  • Star Wars: The Force Unleashed. В ходе сюжетной линии Вейдер предаёт Старкиллера, из-за чего подвергается массажу световой шашкой от своего бывшего ученика.
  • Star Wars: Knights of the old Republic II - Крея на темной стороне - еще и Кавар
  • Star Wars: The old Republic - в обоих ситхских компаниях. Не спойлер, потому что ситхи.

Реальная жизнь[править]

  • Подобную систему когда-то использовали в различных восточных единоборствах. Ученики должны провести бой с учителем и либо выстоять против него какое-то время, либо провести бой максимально чисто и красиво аки танец.