Стенолаз: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(доперенос с сохранением)
м
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|WallCrawl|Wall Crawl}}
{{TVTropes|WallCrawl|Wall Crawl}}
[[Именно то, что написано на упаковке]] герой данной статьи обладает сверхсилами или спецсредствами, позволяющими ему удерживаться и перемещаться по вертикальным поверхностям без какой-либо другой опоры. Как именно ему это удаётся? Вариантов масса.
[[Именно то, что написано на упаковке]] — герой данной статьи обладает сверхсилами или спецсредствами, позволяющими ему удерживаться и перемещаться по вертикальным поверхностям без какой-либо другой опоры. Как именно ему это удаётся? Вариантов масса.
* Он вампир, оборотень или еще какая нечисть, которой приписываются подобные свойства.
* Он вампир, оборотень или еще какая нечисть, которой приписываются подобные свойства.
* У него есть липкие участки на теле, которыми он приклеивается к стене. Недостаток в том, что перед каждым шагом нужную конечность приходится отдирать от стены. Ну или ползти, как улиточка, на перистальтике. [[Монстр-жижица]] и вовсе может течь по стене, размазавшись по ней половиной всей поверхности.
* У него есть липкие участки на теле, которыми он приклеивается к стене. Недостаток в том, что перед каждым шагом нужную конечность приходится отдирать от стены. Ну или ползти, как улиточка, на перистальтике. [[Монстр-жижица]] и вовсе может течь по стене, размазавшись по ней половиной всей поверхности.
* У него присоски. Плюс метода в том, что, накачивая и откачивая воздух, можно «включать и выключать» каждую присоску по отдельности, да и держат они будь здоров. Недостаток — в том, что присасываются они обычно только к ровным поверхностям (лучше всего — к стеклу).
* У него присоски. Плюс метода в том, что, накачивая и откачивая воздух, можно «включать и выключать» каждую присоску по отдельности, да и держат они будь здоров. Недостаток — в том, что присасываются они обычно только к ровным поверхностям (лучше всего — к стеклу).
* У него достаточно мощные когти (как родные, так и [[Наручный клинок|накладные]]), зубы или [[Тентакли|щупальца]], которые он загоняет в стену, как якори.
* У него достаточно мощные когти (как родные, так и [[Наручный клинок|накладные]]), зубы или [[Тентакли|щупальца]], которые он загоняет в стену, как якори.
* Он умеет примагничиваться к стенам и вообще предметам (не обязательно металлическим).
* Он умеет примагничиваться к стенам и вообще предметам (не обязательно металлическим).
Строка 9: Строка 9:
* Он управляет собственным вектором гравитации и может направить его в стену. А почему бы просто не взлететь? Может, у него [[Аицин бронепоезд|с тормозами плохо]].
* Он управляет собственным вектором гравитации и может направить его в стену. А почему бы просто не взлететь? Может, у него [[Аицин бронепоезд|с тормозами плохо]].
* В него [[Одержимость демонами|вселился аццкий сотона]] и таким образом пугает окружающих.
* В него [[Одержимость демонами|вселился аццкий сотона]] и таким образом пугает окружающих.
* Он попал под действие [[Мультяшная физика|мультяшной физики]] и, забывшись, побежал по стене аки по полу. Теперь главное — не отвлекать его, а то [[Исчез в клубах логики|осознает и навернётся]].
* Он попал под действие [[Мультяшная физика|мультяшной физики]] и, забывшись, побежал по стене аки по полу. Теперь главное — не отвлекать его, а то [[Исчез в клубах логики|осознает и навернётся]].
* Потому что он [[Сумасшедший учёный|безумный гений]], [[невезучий изобретатель]], [[сам себе мастер]], [[супер-агент]] или, тем более, [[Бэтмен]]. Нет, серьёзно, у [[Всегда готов!|этого кадра]] может найтись гаджет с ''любым'' вышеописанным принципом действия.
* Потому что он [[Сумасшедший учёный|безумный гений]], [[невезучий изобретатель]], [[сам себе мастер]], [[супер-агент]] или, тем более, [[Бэтмен]]. Нет, серьёзно, у [[Всегда готов!|этого кадра]] может найтись гаджет с ''любым'' вышеописанным принципом действия.


Следующий уровень — перемещение по потолку без опоры на стены. Далеко не каждый, кто сможет зависнуть на стене, сможет проделать то же на потолке, поскольку гравитация будет тянуть вас не параллельно поверхности, а ''от'' неё, так что сила сцепления должна быть сильно побольше.
Следующий уровень — перемещение по потолку без опоры на стены. Далеко не каждый, кто сможет зависнуть на стене, сможет проделать то же на потолке, поскольку гравитация будет тянуть вас не параллельно поверхности, а ''от'' неё, так что сила сцепления должна быть сильно побольше.


[[Закон квадрата-куба]] подсказывает, что чем меньше существо, тем проще ему передвигаться по стенам и потолкам, потому как с уменьшением линейных размеров отношение физической силы и площади контакта со стеной к весу растёт, так что различные насекомые-пауки-многоножки и крошечные гекконы спокойно разгуливают на потолке над вашей головой, дожидаясь, пока вы заснёте, чтобы свалиться вам на лицо, а вот уже грызуны типа крысы или белки вынуждены цепляться за каждую неровность когтями.
[[Закон квадрата-куба]] подсказывает, что чем меньше существо, тем проще ему передвигаться по стенам и потолкам, потому как с уменьшением линейных размеров отношение физической силы и площади контакта со стеной к весу растёт, так что различные насекомые-пауки-многоножки и крошечные гекконы спокойно разгуливают на потолке над вашей головой, дожидаясь, пока вы заснёте, чтобы свалиться вам на лицо, а вот уже грызуны типа крысы или белки вынуждены цепляться за каждую неровность когтями.


Родственный троп — [[паркур]].
Родственный троп — [[паркур]].


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[Stormlight Archive]] орден ветробегунов может лазать по стенам, пользуясь силой адгезии. А может и бегвть по стенам, меняя направлениие гравитации.
* [[Stormlight Archive]] — орден ветробегунов может лазать по стенам, пользуясь силой адгезии. А может и бегвть по стенам, меняя направлениие гравитации.
* Брэм Стокер, «[[Дракула]]» — заглавный вампир развлекается, ползая по стене своего замка вниз головой.
* Брэм Стокер, «[[Дракула]]» — заглавный вампир развлекается, ползая по стене своего замка вниз головой.
* А. Сапковский, «[[Сага о Рейневане]]» — Биркарт «Стенолаз» фон Грелленорт, командир рот смерти на службе [[Пастырь недобрый|вроцлавского епископа]]. Умеет превращаться в краснокрылого стенолаза (птичку такую, см. ниже Реальная жизнь) и натурально лазать по стенам, цепляясь когтями, хотя чаще просто летает.
* А. Сапковский, «[[Сага о Рейневане]]» — Биркарт «Стенолаз» фон Грелленорт, командир рот смерти на службе [[Пастырь недобрый|вроцлавского епископа]]. Умеет превращаться в краснокрылого стенолаза (птичку такую, см. ниже Реальная жизнь) и натурально лазать по стенам, цепляясь когтями, хотя чаще просто летает.
* [[Метавселенная Рудазова]] из более-менее заметных персонажей таким кун-фу владеют [[Архимаг (серия книг)|Бат-Криллах]] и [[Яцхен (серия книг)|Олег Бритва]] достаточно рукастые и когтистые демоны.
* [[Метавселенная Рудазова]] — из более-менее заметных персонажей таким кун-фу владеют [[Архимаг (серия книг)|Бат-Криллах]] и [[Яцхен (серия книг)|Олег Бритва]] — достаточно рукастые и когтистые демоны.
* [[Александр Афанасьев]], «Экспедитор» — бывший боец отряда «Заслон», ныне [[наёмник]] Артур Скачко может забраться на пятиэтажный дом по стене. Никаких секретов, просто подготовка [[спецназ]]овца.
* [[Александр Афанасьев]], «Экспедитор» — бывший боец отряда «Заслон», ныне [[наёмник]] Артур Скачко может забраться на пятиэтажный дом по стене. Никаких секретов, просто подготовка [[спецназ]]овца.
* Илья Бушмин, «Рожденный убивать» — тем же талантом, только в обратном направлении (не подняться по стене, а спуститься с нее) владеет антагонист — бывший десантник по прозвищу «Жила».
* Илья Бушмин, «Рожденный убивать» — тем же талантом, только в обратном направлении (не подняться по стене, а спуститься с нее) владеет антагонист — бывший десантник по прозвищу «Жила».
* RhinoZ, [[Crysalis]] протагонист, [[Попаданец в чью-то голову|переродившись в муравья]] первого уровня в РПГ-мире, активно пользуется возможностью залезть на стены / потолок и оттуда залить превосходящих его по ТТХ мобов муравьиной кислотой.
* RhinoZ, [[Crysalis]] — протагонист, [[Попаданец в чью-то голову|переродившись в муравья]] первого уровня в РПГ-мире, активно пользуется возможностью залезть на стены / потолок и оттуда залить превосходящих его по ТТХ мобов муравьиной кислотой.
* [[Wild Cards|Шальные карты]] туз-вигилант по кличке Стенолаз, который якобы умеет только лазать по стенам и всё. На самом деле это всего одна из выдуманных идентичностей туза Нила Лэнгфорда, который выиграл в метафорическую суперлотерею целую кучу суперсил разной степени полезности и в разных ипостасях использует только часть из них, чтобы враги его недооценивали.
* [[Wild Cards|Шальные карты]] — туз-вигилант по кличке Стенолаз, который якобы умеет только лазать по стенам и всё. На самом деле это всего одна из выдуманных идентичностей туза Нила Лэнгфорда, который выиграл в метафорическую суперлотерею целую кучу суперсил разной степени полезности и в разных ипостасях использует только часть из них, чтобы враги его недооценивали.


=== [[Фанфик|Фанфики]] ===
=== [[Фанфик]]и ===
* Dart Lea, «Мальчик-Который-Паук» — Гарри Поттера на школьной экскурсии укусил паук, из-за чего мальчик получил способности, как у знаменитого [[Человек-Паук|супергероя]].  
* Dart Lea, «Мальчик-Который-Паук» — Гарри Поттера на школьной экскурсии укусил паук, из-за чего мальчик получил способности, как у знаменитого [[Человек-Паук|супергероя]].


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Змея в тени орла» — так мастер Пай Чантинь и главный антагонист покинули задний двор школы кунфу.
* «Змея в тени орла» — так мастер Пай Чантинь и главный антагонист покинули задний двор школы кунфу.
* «[[The Fly|Муха (1986)]]» — в процессе мутации Сет Брандл (точнее, уже Брандлмуха) обзавёлся и такой способностью.
* «[[The Fly|Муха (1986)]]» — в процессе мутации Сет Брандл (точнее, уже Брандлмуха) обзавёлся и такой способностью.
* [[Alien|Ксеноморфы]] тоже отлично бегают по потолку.
* [[Alien|Ксеноморфы]] тоже отлично бегают по потолку.
* [[Mission Impossible]] в одном из фильмов были липнущие к стеклу перчатки. Оказались далеко не столь надёжными, увы…
* [[Mission Impossible]] — в одном из фильмов были липнущие к стеклу перчатки. Оказались далеко не столь надёжными, увы…
* «Ультрафиолет» — Вайолет Сонг Джет Шариф использует некий «регулятор гравитации» (два — один в пряжке ремня, другой в крышке горловины бензобака мотоциклета) для изменения вектора гравитации, благодаря чему может ходить (и ездить) и по стенам, и по потолку.
* «Ультрафиолет» — Вайолет Сонг Джет Шариф использует некий «регулятор гравитации» (два — один в пряжке ремня, другой в крышке горловины бензобака мотоциклета) для изменения вектора гравитации, благодаря чему может ходить (и ездить) и по стенам, и по потолку.
* «[[Гостья из будущего]]» — Весельчак У погнался за Алисой и её подругой, забежал вслед за ними в подъезд… и тут же выбежал обратно, а за ним гналась собака, желавшая его покусать (и тянувшая свою хозяйку на поводке). Спасаясь от неё, он каким-то образом пробежался по стене дома и остановился на уровне третьего этажа, стоя на выступе между этажами и держась за водосточную трубу.
* «[[Гостья из будущего]]» — Весельчак У погнался за Алисой и её подругой, забежал вслед за ними в подъезд… и тут же выбежал обратно, а за ним гналась собака, желавшая его покусать (и тянувшая свою хозяйку на поводке). Спасаясь от неё, он каким-то образом пробежался по стене дома и остановился на уровне третьего этажа, стоя на выступе между этажами и держась за водосточную трубу.
* «[[Приключения Электроника]]» — Электроник, переползающий с крыши башни по стене на циферблат курантов и далее в слуховое окно под ними. С еле-еле прикрученным фитильком, так как формально от одной неровности к достижимой от неё другой — однако именно прижавшись телом к стене, а не повисая на руках, как было бы с реальной физикой (недодумали при съемках на повернутой горизонтально декорации).
* «[[Приключения Электроника]]» — Электроник, переползающий с крыши башни по стене на циферблат курантов и далее в слуховое окно под ними. С еле-еле прикрученным фитильком, так как формально от одной неровности к достижимой от неё другой — однако именно прижавшись телом к стене, а не повисая на руках, как было бы с реальной физикой (недодумали при съемках на повернутой горизонтально декорации).
* «Дети шпионов 2» — подобный момент в самом начале. Техноприспобления, причем два варианта: в виде перчаток и в виде поясов.
* «Дети шпионов 2» — подобный момент в самом начале. Техноприспобления, причем два варианта: в виде перчаток и в виде поясов.
* «Смокинг» — в заглавный суперкостюм встроены и антигравитаторы, и вылезающие из рукавов наручные присоски.
* «Смокинг» — в заглавный суперкостюм встроены и антигравитаторы, и вылезающие из рукавов наручные присоски.
* «Сплит» — ипостась Зверя умеет лазать по стенам и потолку, цепляясь за мельчайшие неровности.
* «Сплит» — ипостась Зверя умеет лазать по стенам и потолку, цепляясь за мельчайшие неровности.
* «Ван Хельсинг» — тут вампиры тоже умеют ходить по потолку. А оборотни могут за стену зацепится когтями.
* «Ван Хельсинг» — тут вампиры тоже умеют ходить по потолку. А оборотни могут за стену зацепится когтями.
* «[[Другой мир]]» — ликаны отлично ползают по стенам и потолку.
* «[[Другой мир]]» — ликаны отлично ползают по стенам и потолку.
* [[R.I.P.D.]] - [[Нежить специфическая|дохляк]] Пуласки ходит и бегает по любой поверхности, словно по полу. [https://www.youtube.com/watch?v=28N0xvZ-D-o Даже отпрыгнув от стены, он падает не вниз, а обратно на эту же стену]. От существа, пусть и сверхъестественного, с [[Отвратительный толстяк|подобными]] [[Упитанный ловкач|габаритами]] такого не ожидаешь.
* [[R.I.P.D.]] — [[Нежить специфическая|дохляк]] Пуласки ходит и бегает по любой поверхности, словно по полу. [https://www.youtube.com/watch?v=28N0xvZ-D-o Даже отпрыгнув от стены, он падает не вниз, а обратно на эту же стену]. От существа, пусть и сверхъестественного, с [[Отвратительный толстяк|подобными]] [[Упитанный ловкач|габаритами]] такого не ожидаешь.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «[[Фильм, фильм, фильм]]» — режиссёр от нервного возбуждения на премьере обрел способность бегать по стенам и потолку.
* «[[Фильм, фильм, фильм]]» — режиссёр от нервного возбуждения на премьере обрел способность бегать по стенам и потолку.
** При хорошей скорости, следовательно центробежной силе, это даже не совсем троп - смотрим цирковые номера "мотоцикл в полу-сфере"...
** При хорошей скорости, следовательно центробежной силе, это даже не совсем троп — смотрим цирковые номера «мотоцикл в полу-сфере»…
* «[[Домовёнок Кузя]]» — Кузя знает в этом толк!
* «[[Домовёнок Кузя]]» — Кузя знает в этом толк!
* «[[Hotel Transylvania|Монстры на каникулах]]» — местные вампиры спокойно перемещаются по стенам и потолку, даже еще не научившись ходить.
* «[[Hotel Transylvania|Монстры на каникулах]]» — местные вампиры спокойно перемещаются по стенам и потолку, даже еще не научившись ходить.
* «Лило и Стич» — лапы Стича покрыты особой клейкой субстанцией, позволяющей ему карабкаться по стенам и потолку.
* «Лило и Стич» — лапы Стича покрыты особой клейкой субстанцией, позволяющей ему карабкаться по стенам и потолку.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[Avatar: The Last Airbender]] фишка магов Земли.
* [[Avatar: The Last Airbender]] — фишка магов Земли.
* [[Gargoyles]] гаргульи могут также карабкаться по стенам при помощи когтей.
* [[Gargoyles]] — гаргульи могут также карабкаться по стенам при помощи когтей.
* Легенда о Тарзане — сам Тарзан.
* Легенда о Тарзане — сам Тарзан.
* [[Star Wars: Rebels|Звёздные войны: Повстанцы]] Гаразеб Оррелиоз и, предположительно, другие ласаты
* [[Star Wars: Rebels|Звёздные войны: Повстанцы]] — Гаразеб Оррелиоз и, предположительно, другие ласаты


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
* [[Человек-паук]] практически кодификатор. Форм-фактор и принцип действия способности менялись от комикса к комиксу.
* [[Человек-паук]] — практически кодификатор. Форм-фактор и принцип действия способности менялись от комикса к комиксу.
** Его архивраг Доктор Осьминог также может в альпинизм благодаря своим механическим щупальцам.
** Его архивраг Доктор Осьминог также может в альпинизм благодаря своим механическим щупальцам.
** Человек-паук 2099 года - ползает по стенам благодаря вылезающим из пальцев рук и ног когтям, способным прорезать почти любой материал. кроме вибраниума и адамантия.  
** Человек-паук 2099 года — ползает по стенам благодаря вылезающим из пальцев рук и ног когтям, способным прорезать почти любой материал. кроме вибраниума и адамантия.
** У Майлза Моралеса с Земли 1610, Гвен Стейси с Земли 65, Синди Мун с Земли 616, Джессики Дрю из разных миров и других Людей-пауков со сверхспособностями примерно тот же механизм крепления к разным поверхностям, что и у Питера Паркера.  
** У Майлза Моралеса с Земли 1610, Гвен Стейси с Земли 65, Синди Мун с Земли 616, Джессики Дрю из разных миров и других Людей-пауков со сверхспособностями примерно тот же механизм крепления к разным поверхностям, что и у Питера Паркера.
* Росомаха может лазить по стенам, благодаря своим когтям.
* Росомаха может лазить по стенам, благодаря своим когтям.
* Бэтмен. Потому что… а, уже было, проехали.
* Бэтмен. Потому что… а, уже было, проехали.
Строка 72: Строка 72:


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[JJBA]] Дио пошел вверх по стене в особняке Джостаров, просто вгоняя ноги в стену по щиколотку.
* [[JJBA]] — Дио пошел вверх по стене в особняке Джостаров, просто вгоняя ноги в стену по щиколотку.
** Хато в восьмой части подражает кровососу, втыкая в стену дома свои острые каблучищи.
** Хато в восьмой части подражает кровососу, втыкая в стену дома свои острые каблучищи.
** Битва с Пуччи, вооруженным стендом C-Moon. Там с гравитацией вообще непотребство творилось, сложно было не ходить по стенам, а не упасть с пола.
** Битва с Пуччи, вооруженным стендом C-Moon. Там с гравитацией вообще непотребство творилось, сложно было не ходить по стенам, а не упасть с пола.
*** Лэнг Ренглер — своего рода демо-версия апнутого Пуччи. Откалывает подобные номера благодаря присоскам на пальцах и умению создавать невесомость.
*** Лэнг Ренглер — своего рода демо-версия апнутого Пуччи. Откалывает подобные номера благодаря присоскам на пальцах и умению создавать невесомость.
* [[To Aru Kagaku no Railgun]] Микото Мисаки силой магнетизма может «примагничиватся» к железобетонным конструкциям. И неважно, стена это или потолок.
* [[To Aru Kagaku no Railgun]] — Микото Мисаки силой магнетизма может «примагничиватся» к железобетонным конструкциям. И неважно, стена это или потолок.
* [[Naruto]] это манга про [[ниндзя]], перемещение, зависания и даже сражения в различных плоскостях тут норма.
* [[Naruto]] — это манга про [[ниндзя]], перемещение, зависания и даже сражения в различных плоскостях тут норма.
* Хладнокровный Ходзуки (Hozuki’s Coolheadedness): появившиеся во втором сезоне домовые духи дзасики-вараси (выглядят как две большеглазые маленькие девочки) без проблем бегают по потолку и колоннам, периодически зависая вверх ногами и [[Сарказм|мелодично смеясь]].
* Хладнокровный Ходзуки (Hozuki’s Coolheadedness): появившиеся во втором сезоне домовые духи дзасики-вараси (выглядят как две большеглазые маленькие девочки) без проблем бегают по потолку и колоннам, периодически зависая вверх ногами и [[Сарказм|мелодично смеясь]].


=== Интернет ===
=== Интернет ===
* [[SCP]]-1136 — Вектор притяжения — ящерка, по стенам бегать не умеет зато умеет поворачивать вектор гравитации, то есть где она бежит там и пол.
* [[SCP]]-1136 — Вектор притяжения — ящерка, по стенам бегать не умеет зато умеет поворачивать вектор гравитации, то есть где она бежит там и пол.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Gex — главный герой игры — антропоморфный геккон, так что для него это норма. По потолкам тоже может.
* Gex — главный герой игры — антропоморфный геккон, так что для него это норма. По потолкам тоже может.
* [[Prototype]] протагонист по стенам ''бегает с грузовиком на плечах'', запуская в поверхность специальные [[тентакли]] на ногах и, по всей видимости, заодно управляя гравитацией. А вот на месте стоять просто так не может — сваливается, чтобы зависнуть на стене, ему надо прикрепиться тентаклями на всех четырёх конечностях и передвигаться медленно и ползком.
* [[Prototype]] — протагонист по стенам ''бегает с грузовиком на плечах'', запуская в поверхность специальные [[тентакли]] на ногах и, по всей видимости, заодно управляя гравитацией. А вот на месте стоять просто так не может — сваливается, чтобы зависнуть на стене, ему надо прикрепиться тентаклями на всех четырёх конечностях и передвигаться медленно и ползком.
* [[InFamous]] Коул может лазать по стенам, примагничиваясь к ним.
* [[InFamous]] — Коул может лазать по стенам, примагничиваясь к ним.
* Power Blade 2 (NES) первый из найденных костюмов позволяет герою ползать по любой поверхности.
* Power Blade 2 (NES) — первый из найденных костюмов позволяет герою ползать по любой поверхности.
* Castlevania III: Dracula’s Curse — Грант Данасти.
* Castlevania III: Dracula’s Curse — Грант Данасти.
** Castlevania: Simphony of the Night — он же, но уже [[непростые зомби|мёртвый]].
** Castlevania: Simphony of the Night — он же, но уже [[непростые зомби|мёртвый]].
* Серия Assassin’s Creed — способность практически всех ассасинов карабкаться по стенам, находя нужные уступы.
* Серия Assassin’s Creed — способность практически всех ассасинов карабкаться по стенам, находя нужные уступы.
* Дилогию [[MiddleEarth: Shadow of Mordor]] прозвали «Ассасины в Мордоре», потому что протагонист умеет карабкаться по стенам, хватаясь за любой уступ — совсем как ассасины, даже лучше (поскольку совмещён с Келебримбором {{spoiler|а во второй части — носит собственное Кольцо, а затем, когда его тырит объединившийся с эльфийкой Келебримбор ради махача с Сауроном, одно из девяти человеческих колец}} и может делать очень длинный рывок).
* Дилогию [[MiddleEarth: Shadow of Mordor]] прозвали «Ассасины в Мордоре», потому что протагонист умеет карабкаться по стенам, хватаясь за любой уступ — совсем как ассасины, даже лучше (поскольку совмещён с Келебримбором {{spoiler|а во второй части — носит собственное Кольцо, а затем, когда его тырит объединившийся с эльфийкой Келебримбор ради махача с Сауроном, одно из девяти человеческих колец}} и может делать очень длинный рывок).
* Tiny Toon Adventures (NES) Пушистик умеет цепляться за вертикальные стены и карабкаться вверх, и даже перелезать препятствия поверху. Ибо кот.
* Tiny Toon Adventures (NES) — Пушистик умеет цепляться за вертикальные стены и карабкаться вверх, и даже перелезать препятствия поверху. Ибо кот.
* Трилогия Ninja Gaiden (NES) Рю Хаябуса, как уважающий себя ниндзя, умеет цепляться за стены, а со второй игры — и ползать по ним.
* Трилогия Ninja Gaiden (NES) — Рю Хаябуса, как уважающий себя ниндзя, умеет цепляться за стены, а со второй игры — и ползать по ним.
* [[Ori and the Blind Forest]]: первая способность, которую получает Ори — умение взбираться по стене прыжками, а к середине игры он научится и просто висеть и передвигаться по вертикали.
* [[Ori and the Blind Forest]]: первая способность, которую получает Ори — умение взбираться по стене прыжками, а к середине игры он научится и просто висеть и передвигаться по вертикали.
* Цикл [[Age of Wonders]] некоторые юниты обладают [[скилл]]ом «лазание по стенам».
* Цикл [[Age of Wonders]] — некоторые юниты обладают [[скилл]]ом «лазание по стенам».
* Человека-Паука уже упоминали выше, но никак нельзя обойти игру [[Spider-Man: Web of Shadows]], так как это, пожалуй, единственная игра про Паучка, где реализована механика боя на отвесных поверхностях.
* Человека-Паука уже упоминали выше, но никак нельзя обойти игру [[Spider-Man: Web of Shadows]], так как это, пожалуй, единственная игра про Паучка, где реализована механика боя на отвесных поверхностях.
* Disney’s Stitch: Experiment 626 — в игру перенесли в том числе и способность Стича к лазанию по стенам.
* Disney’s Stitch: Experiment 626 — в игру перенесли в том числе и способность Стича к лазанию по стенам.
* [[The Elder Scrolls II: Daggerfall]] ГГ может лазать по стенам. Даже верхом на лошади с повозкой.
* [[The Elder Scrolls II: Daggerfall]] — ГГ может лазать по стенам. Даже верхом на лошади с повозкой.
** А в [[Skyrim]] стенолазами являются лошади. Ну не прописали им, что с местной прерывистой двухмерной поверхности, называемой землёй, им положено соскальзывать, вот и стоят хоть на вертикали, лишь бы это была земля, а не камень-моделька. Впрочем, на камне они тоже держатся намного увереннее игрока.
** А в [[Skyrim]] стенолазами являются лошади. Ну не прописали им, что с местной прерывистой двухмерной поверхности, называемой землёй, им положено соскальзывать, вот и стоят хоть на вертикали, лишь бы это была земля, а не камень-моделька. Впрочем, на камне они тоже держатся намного увереннее игрока.
* [[Warframe]] мы играем за [[Ниндзя-пират-зомби-робот|космических ниндзя]], поэтому они спокойно бегают по стенам или висят (правда, ограниченное время) на них, с энергетическими полосами от ниндзи к стене.
* [[Warframe]] — мы играем за [[Ниндзя-пират-зомби-робот|космических ниндзя]], поэтому они спокойно бегают по стенам или висят (правда, ограниченное время) на них, с энергетическими полосами от ниндзи к стене.
** Изначально, пока не убрали стамину, можно было только пробегать по стене на небольшое расстояние (на старых картах ещё видны белые следы на стенах, где это полагалось делать) и отпрыгивать, и были секретные места, до которых можно было добраться только последовательным взбеганием по параллельным стенам (например, комната с высокими колоннами-реакторами в Башнях).
** Изначально, пока не убрали стамину, можно было только пробегать по стене на небольшое расстояние (на старых картах ещё видны белые следы на стенах, где это полагалось делать) и отпрыгивать, и были секретные места, до которых можно было добраться только последовательным взбеганием по параллельным стенам (например, комната с высокими колоннами-реакторами в Башнях).
* В третей части [[Thief]] каноничные стрелы с веревкой заменили на перчатки, позволяющие лазать по каменным стенам.
* В третей части [[Thief]] каноничные стрелы с веревкой заменили на перчатки, позволяющие лазать по каменным стенам.
* [[Conan Exiles]] персонаж может карабкаться по любой поверхности, главное чтобы силенок хватило не свалиться до достижения вершины.
* [[Conan Exiles]] — персонаж может карабкаться по любой поверхности, главное чтобы силенок хватило не свалиться до достижения вершины.
* Принца Персии [[знают именно за это]]. Правда это не совсем сверхспособность. Просто сам Принц — талантливый паркурист и акробат, всегда находящий уступ, чтобы зацепиться.
* Принца Персии [[знают именно за это]]. Правда это не совсем сверхспособность. Просто сам Принц — талантливый паркурист и акробат, всегда находящий уступ, чтобы зацепиться.
* «[[Русский квест|Штырлиц: Операция „Бюст“]]» — заглавный герой обретает такую способность, выпив две бутылки 40-градусной (чтобы в сумме было 80 градусов, почти прямой угол) и перепутав пол со стеной. «Штырлиц шёл под градусом легко и уверенно…»
* «[[Русский квест|Штырлиц: Операция „Бюст“]]» — заглавный герой обретает такую способность, выпив две бутылки 40-градусной (чтобы в сумме было 80 градусов, почти прямой угол) и перепутав пол со стеной. «Штырлиц шёл под градусом легко и уверенно…»
* [[Operation Flashpoint-ArmA|Operation Flashpoint]] [[багофича]], позволяющая тихо сползти на пузе головой вниз хоть и не по отвесному, но весьма и весьма крутому обрыву. А если встать к круче боком, то по ней можно и бегать. Да, ИРЛ боком подниматься в горку проще, но не до такой же степени!
* [[Operation Flashpoint-ArmA|Operation Flashpoint]] — [[багофича]], позволяющая тихо сползти на пузе головой вниз хоть и не по отвесному, но весьма и весьма крутому обрыву. А если встать к круче боком, то по ней можно и бегать. Да, ИРЛ боком подниматься в горку проще, но не до такой же степени!
* Carrion — [[Монстр-жижица|монстр]]-[[Злодей-протагонист|протагонист]] с помощью своих [[тентакли|щупалец]] перемещается по любым поверхностям легко и уверенно.
* Carrion — [[Монстр-жижица|монстр]]-[[Злодей-протагонист|протагонист]] с помощью своих [[тентакли|щупалец]] перемещается по любым поверхностям легко и уверенно.
* [[Mushroom 11]] на последней локации есть новый тип поверхности — белый мох, по которому можно ползать даже вниз головой (Или что там у [[Монстр-жижица|главного героя]]). Но есть одно «но» — если площадь сцепления будет слишком маленькой, герой упадёт. Растечётесь тонким слоем по стене — сможете висеть до скончания времён {{spoiler|(Правда, вашему герою в жизни нужно ещё опылить какое-то гигантское растение, чтобы запустить споры и породить новую плесень, которая проделает ваш путь и так до бесконечности...).}}. Будете висеть на «волоске» — провисите полсекунды, а потом свалитесь вниз.
* [[Mushroom 11]] — на последней локации есть новый тип поверхности — белый мох, по которому можно ползать даже вниз головой (Или что там у [[Монстр-жижица|главного героя]]). Но есть одно «но» — если площадь сцепления будет слишком маленькой, герой упадёт. Растечётесь тонким слоем по стене — сможете висеть до скончания времён {{spoiler|(Правда, вашему герою в жизни нужно ещё опылить какое-то гигантское растение, чтобы запустить споры и породить новую плесень, которая проделает ваш путь и так до бесконечности...).}}. Будете висеть на «волоске» — провисите полсекунды, а потом свалитесь вниз.
* [[Little Nightmares]] все главные герои хорошо лазают. Из злодеев на такое способны Доктор из второй части (постоянно перемещается по потолку или по стенам) и Притворщица из мобильной игры (в финале вниз головой спускается по скале в погоне за главной героиней).
* [[Little Nightmares]] — все главные герои хорошо лазают. Из злодеев на такое способны Доктор из второй части (постоянно перемещается по потолку или по стенам) и Притворщица из мобильной игры (в финале вниз головой спускается по скале в погоне за главной героиней).
* [[Aliens vs Predator]] 2 — фишка кампании за ксеноморфа. Причём [[от первого лица]]!
* [[Aliens vs Predator]] 2 — фишка кампании за ксеноморфа. Причём [[от первого лица]]!
* [[Wurm Online]]/Unlimited — по построенным стенам карабкаться нельзя, а вот по отвесным природным склонам можно, и за это отвечает отдельный навык, с развитием которого на карабканье тратится меньше выносливости. Впрочем, если склон занимает больше одной «клетки», ничего не мешает [[Багофича|упереться]] в дерево или забор и отдохнуть. А практиковаться лучше в шахтах, поскольку в них нет урона от падения.
* [[Wurm Online]]/Unlimited — по построенным стенам карабкаться нельзя, а вот по отвесным природным склонам можно, и за это отвечает отдельный навык, с развитием которого на карабканье тратится меньше выносливости. Впрочем, если склон занимает больше одной «клетки», ничего не мешает [[Багофича|упереться]] в дерево или забор и отдохнуть. А практиковаться лучше в шахтах, поскольку в них нет урона от падения.
** Кстати, лошади, как и другие животные, и тут являются стенолазами. [[С прикрученным фитильком]] они всего лишь спокойно ходят по склонам с уклоном до 40 единиц разницы высоты, тогда как игрок начинает сползать на 23 и ему требуется включать скалолазание на 26.
** Кстати, лошади, как и другие животные, и тут являются стенолазами. [[С прикрученным фитильком]] — они всего лишь спокойно ходят по склонам с уклоном до 40 единиц разницы высоты, тогда как игрок начинает сползать на 23 и ему требуется включать скалолазание на 26.
* [[Minecraft]] пауки. По потолку не могут, и спавнящиеся самопроизвольно пауки занимают больше одного блока по горизонтали, поэтому стандартной защитой от них является стена с выступающими через один блоками.  
* [[Minecraft]] — пауки. По потолку не могут, и спавнящиеся самопроизвольно пауки занимают больше одного блока по горизонтали, поэтому стандартной защитой от них является стена с выступающими через один блоками.
** Или Стена Нищеброда — кобл, кобл-стена, кобл-слаб; за счёт того, что стены отдельным блоком занимают меньше места по горизонтали, пауки застревают под полублоком, а остальные и обычную стену преодолеть не могут. Полный блок нужен для того, чтобы паук в прыжке не попал на слаб и не влез по его стороне. Потом можно улучшить эстетику, заменив камень на кирпич или полированные полублоки, а стены на изгородь или стекло.
** Или Стена Нищеброда — кобл, кобл-стена, кобл-слаб; за счёт того, что стены отдельным блоком занимают меньше места по горизонтали, пауки застревают под полублоком, а остальные и обычную стену преодолеть не могут. Полный блок нужен для того, чтобы паук в прыжке не попал на слаб и не влез по его стороне. Потом можно улучшить эстетику, заменив камень на кирпич или полированные полублоки, а стены на изгородь или стекло.
* [[Natural Selection]] [[Эффект Телепорно|скалки]] (''skulk'', буквально «крадунцы»), базовый юнит Хараа, спокойно бегают по стенам и потолку с характерным звуком, а могут и почти бесшумно ползать, чтобы подкрасться к местному маринаду и его покусать.
* [[Natural Selection]] — [[Эффект Телепорно|скалки]] (''skulk'', буквально «крадунцы»), базовый юнит Хараа, спокойно бегают по стенам и потолку с характерным звуком, а могут и почти бесшумно ползать, чтобы подкрасться к местному маринаду и его покусать.
* [[Dwarf Fortress]] многие существа, начиная с определённой версии, могут лазать по стенам с разной эффективностью. По построенным стенам можно карабкаться всегда, даже когда они по идее из гладких материалов, по сглаженным (но не гравированным) естественным — никогда. Из-за этого и недочётов ИИ необходимо закрывать крышами позиции дварфов-арбалетчиков, потому что иначе они расстреляют боезапас и с гиканием попрыгают через фортификации бить противника арбалетами.
* [[Dwarf Fortress]] — многие существа, начиная с определённой версии, могут лазать по стенам с разной эффективностью. По построенным стенам можно карабкаться всегда, даже когда они по идее из гладких материалов, по сглаженным (но не гравированным) естественным — никогда. Из-за этого и недочётов ИИ необходимо закрывать крышами позиции дварфов-арбалетчиков, потому что иначе они расстреляют боезапас и с гиканием попрыгают через фортификации бить противника арбалетами.
* [[Dead Space]] это умеют Люркеры, хоть детишки, хоть собачки.
* [[Dead Space]] — это умеют Люркеры, хоть детишки, хоть собачки.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
{{q|Сегодня пересматривал свои старые школьные дневники и понял, чему я всё-таки научился за время, проведённое в школе :)<br />Замечание из дневника 7 класса: 'Пытался бегать по стене'<br />Замечание из дневника 9 класса: 'Бегал по стенам'|https://bash.im/quote/435151}}
{{q|Сегодня пересматривал свои старые школьные дневники и понял, чему я всё-таки научился за время, проведённое в школе :)<br>Замечание из дневника 7 класса: 'Пытался бегать по стене'<br>Замечание из дневника 9 класса: 'Бегал по стенам'|https://bash.im/quote/435151}}
* Как и было сказано раньше — множество мелких животных: моллюсков, членистоногих, амфибий, рептилий — способны спокойно ходить по потолку, а более крупные, в том числе птицы и млекопитающие, карабкаются по стволам деревьев.
* Как и было сказано раньше — множество мелких животных: моллюсков, членистоногих, амфибий, рептилий — способны спокойно ходить по потолку, а более крупные, в том числе птицы и млекопитающие, карабкаются по стволам деревьев.
* Птица, которая так официально и называется у орнитологов — [[w:Стенолаз|стенолаз]] краснокрылый, из отряда воробьинообразных,
* Птица, которая так официально и называется у орнитологов — [[w:Стенолаз|стенолаз]] краснокрылый, из отряда воробьинообразных,
* [[Кавайный котик|Котики]] же! Особенно любят взбираться на высокие деревья, тонкие шторы, дорогие ковры и спину ничего не подозревающего хозяина.
* [[Кавайный котик|Котики]] же! Особенно любят взбираться на высокие деревья, тонкие шторы, дорогие ковры и спину ничего не подозревающего хозяина.
* Внезапно, горные козы, с лёгкостью зависающие и карабкающиеся по почти отвесным скалам, непонятно за что цепляясь раздвоенными копытами.
* Внезапно, горные козы, с лёгкостью зависающие и карабкающиеся по почти отвесным скалам, непонятно за что цепляясь раздвоенными копытами.
* Альпинисты-скалолазы. С прикрученным фитильком, ибо совсем гладкая стена для них непреодолима; но уверенно держатся за такие мелкие выступы и трещинки, что для большинства людей это мало отличается от сверхспособностей.
* Альпинисты-скалолазы. С прикрученным фитильком, ибо совсем гладкая стена для них непреодолима; но уверенно держатся за такие мелкие выступы и трещинки, что для большинства людей это мало отличается от сверхспособностей.
** Уже изобрели вакуумные захваты, позволяющие залезть по гладкой стене.
** Уже изобрели вакуумные захваты, позволяющие залезть по гладкой стене.
** Фитилек ни разу не прикручен, если речь не про голые руки. Когда за захваты ухватиться руками невозможно, лазают т.н. ИТО (Искусственные Точки Опоры) - это когда в мельчайшие трещинки-дырочки, куда уже не лезут пальцы, забиваются скальные крючья и другое железо, в него вщелкивается аналог веревочной лестницы, по которой альпинист залазит, и когда забитый крючок оказывается на уровне пуза-колена, как можно выше забивается следующий, лесенка перещелкивается уже в него, а в этот вщелкивается страховочная веревка.
** Фитилек ни разу не прикручен, если речь не про голые руки. Когда за захваты ухватиться руками невозможно, лазают т. н. ИТО (Искусственные Точки Опоры) — это когда в мельчайшие трещинки-дырочки, куда уже не лезут пальцы, забиваются скальные крючья и другое железо, в него вщелкивается аналог веревочной лестницы, по которой альпинист залазит, и когда забитый крючок оказывается на уровне пуза-колена, как можно выше забивается следующий, лесенка перещелкивается уже в него, а в этот вщелкивается страховочная веревка.
*** Если стена настолько гладкая, что даже крючок забить некуда (бывает не так часто) - тоже есть решение: вместо крюка, в стене пробивается отверстие (альпинист с помощью пробойника и скального молотка косплеит перфоратор), в которое вкручивается анкер. Хороший анкер держит 2.2 тонны, и чаще используется для страховки, организации станций, или, например, уютной ночевки в гамаке прямо на скале. Но от безысходности, по ним можно и лезть. Держатся годами, особенно если качественные, и очень облегчают жизнь всем тем, кто будет проходить маршрут следом. Единственный недостаток - их бить долго, тяжело и часто неудобно. Ну и тащить этих самых анкеров надо немало. А еще пробойник тупится сильно. Но тем не менее, их использование позволяет проходить даже абсолютно гладкие стены.
*** Если стена настолько гладкая, что даже крючок забить некуда (бывает не так часто) — тоже есть решение: вместо крюка, в стене пробивается отверстие (альпинист с помощью пробойника и скального молотка косплеит перфоратор), в которое вкручивается анкер. Хороший анкер держит 2.2 тонны, и чаще используется для страховки, организации станций, или, например, уютной ночевки в гамаке прямо на скале. Но от безысходности, по ним можно и лезть. Держатся годами, особенно если качественные, и очень облегчают жизнь всем тем, кто будет проходить маршрут следом. Единственный недостаток — их бить долго, тяжело и часто неудобно. Ну и тащить этих самых анкеров надо немало. А еще пробойник тупится сильно. Но тем не менее, их использование позволяет проходить даже абсолютно гладкие стены.
*** Для ускорения прохождения таких гладких стен, часто применяются т.н. "скайхучные ходы" - тем же пробойником пробивается отверстие, куда короче шлямбурного (0.5-1 см вместо 4-6 см, а значит и бьется куда быстрее), за которое цепляются особым крюком - Скайхуком. После чего применяется описанная выше методика с лесенкой. Конечно, сорвавшегося человека, в отличие от анкера, он не удержит, да и скайхуков обычно всего 2-3 при себе, поэтому после нескольких скайхучных дырок, все же приходится бить анкер, что бы было куда вщелкнуть страховочную веревку. Дырки под скайхуки тоже сохраняются достаточно долго, и позволяют пройти маршруты быстрее всем, кто идет следом.
*** Для ускорения прохождения таких гладких стен, часто применяются т. н. «скайхучные ходы» — тем же пробойником пробивается отверстие, куда короче шлямбурного (0.5-1 см вместо 4-6 см, а значит и бьется куда быстрее), за которое цепляются особым крюком — Скайхуком. После чего применяется описанная выше методика с лесенкой. Конечно, сорвавшегося человека, в отличие от анкера, он не удержит, да и скайхуков обычно всего 2-3 при себе, поэтому после нескольких скайхучных дырок, все же приходится бить анкер, что бы было куда вщелкнуть страховочную веревку. Дырки под скайхуки тоже сохраняются достаточно долго, и позволяют пройти маршруты быстрее всем, кто идет следом.
* А еще фокусы со "стенолазаньем" в разное время показывали К.Энджел и пугающая Рианна.
* А еще фокусы со «стенолазаньем» в разное время показывали К.Энджел и пугающая Рианна.


{{Nav/Superpowers}}
{{Nav/Superpowers}}

Версия 11:21, 24 августа 2023

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Wall Crawl. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Именно то, что написано на упаковке — герой данной статьи обладает сверхсилами или спецсредствами, позволяющими ему удерживаться и перемещаться по вертикальным поверхностям без какой-либо другой опоры. Как именно ему это удаётся? Вариантов масса.

  • Он вампир, оборотень или еще какая нечисть, которой приписываются подобные свойства.
  • У него есть липкие участки на теле, которыми он приклеивается к стене. Недостаток в том, что перед каждым шагом нужную конечность приходится отдирать от стены. Ну или ползти, как улиточка, на перистальтике. Монстр-жижица и вовсе может течь по стене, размазавшись по ней половиной всей поверхности.
  • У него присоски. Плюс метода в том, что, накачивая и откачивая воздух, можно «включать и выключать» каждую присоску по отдельности, да и держат они будь здоров. Недостаток — в том, что присасываются они обычно только к ровным поверхностям (лучше всего — к стеклу).
  • У него достаточно мощные когти (как родные, так и накладные), зубы или щупальца, которые он загоняет в стену, как якори.
  • Он умеет примагничиваться к стенам и вообще предметам (не обязательно металлическим).
  • Он тридцать лет и три года изучал путь ниндзя в монастырях Шаолиня и теперь может полдня провисеть, вдавив кончики пальцев в микроскопические неровности стены.
  • Он управляет собственным вектором гравитации и может направить его в стену. А почему бы просто не взлететь? Может, у него с тормозами плохо.
  • В него вселился аццкий сотона и таким образом пугает окружающих.
  • Он попал под действие мультяшной физики и, забывшись, побежал по стене аки по полу. Теперь главное — не отвлекать его, а то осознает и навернётся.
  • Потому что он безумный гений, невезучий изобретатель, сам себе мастер, супер-агент или, тем более, Бэтмен. Нет, серьёзно, у этого кадра может найтись гаджет с любым вышеописанным принципом действия.

Следующий уровень — перемещение по потолку без опоры на стены. Далеко не каждый, кто сможет зависнуть на стене, сможет проделать то же на потолке, поскольку гравитация будет тянуть вас не параллельно поверхности, а от неё, так что сила сцепления должна быть сильно побольше.

Закон квадрата-куба подсказывает, что чем меньше существо, тем проще ему передвигаться по стенам и потолкам, потому как с уменьшением линейных размеров отношение физической силы и площади контакта со стеной к весу растёт, так что различные насекомые-пауки-многоножки и крошечные гекконы спокойно разгуливают на потолке над вашей головой, дожидаясь, пока вы заснёте, чтобы свалиться вам на лицо, а вот уже грызуны типа крысы или белки вынуждены цепляться за каждую неровность когтями.

Родственный троп — паркур.

Примеры

Литература

  • Stormlight Archive — орден ветробегунов может лазать по стенам, пользуясь силой адгезии. А может и бегвть по стенам, меняя направлениие гравитации.
  • Брэм Стокер, «Дракула» — заглавный вампир развлекается, ползая по стене своего замка вниз головой.
  • А. Сапковский, «Сага о Рейневане» — Биркарт «Стенолаз» фон Грелленорт, командир рот смерти на службе вроцлавского епископа. Умеет превращаться в краснокрылого стенолаза (птичку такую, см. ниже Реальная жизнь) и натурально лазать по стенам, цепляясь когтями, хотя чаще просто летает.
  • Метавселенная Рудазова — из более-менее заметных персонажей таким кун-фу владеют Бат-Криллах и Олег Бритва — достаточно рукастые и когтистые демоны.
  • Александр Афанасьев, «Экспедитор» — бывший боец отряда «Заслон», ныне наёмник Артур Скачко может забраться на пятиэтажный дом по стене. Никаких секретов, просто подготовка спецназовца.
  • Илья Бушмин, «Рожденный убивать» — тем же талантом, только в обратном направлении (не подняться по стене, а спуститься с нее) владеет антагонист — бывший десантник по прозвищу «Жила».
  • RhinoZ, Crysalis — протагонист, переродившись в муравья первого уровня в РПГ-мире, активно пользуется возможностью залезть на стены / потолок и оттуда залить превосходящих его по ТТХ мобов муравьиной кислотой.
  • Шальные карты — туз-вигилант по кличке Стенолаз, который якобы умеет только лазать по стенам и всё. На самом деле это всего одна из выдуманных идентичностей туза Нила Лэнгфорда, который выиграл в метафорическую суперлотерею целую кучу суперсил разной степени полезности и в разных ипостасях использует только часть из них, чтобы враги его недооценивали.

Фанфики

  • Dart Lea, «Мальчик-Который-Паук» — Гарри Поттера на школьной экскурсии укусил паук, из-за чего мальчик получил способности, как у знаменитого супергероя.

Кино

  • «Змея в тени орла» — так мастер Пай Чантинь и главный антагонист покинули задний двор школы кунфу.
  • «Муха (1986)» — в процессе мутации Сет Брандл (точнее, уже Брандлмуха) обзавёлся и такой способностью.
  • Ксеноморфы тоже отлично бегают по потолку.
  • Mission Impossible — в одном из фильмов были липнущие к стеклу перчатки. Оказались далеко не столь надёжными, увы…
  • «Ультрафиолет» — Вайолет Сонг Джет Шариф использует некий «регулятор гравитации» (два — один в пряжке ремня, другой в крышке горловины бензобака мотоциклета) для изменения вектора гравитации, благодаря чему может ходить (и ездить) и по стенам, и по потолку.
  • «Гостья из будущего» — Весельчак У погнался за Алисой и её подругой, забежал вслед за ними в подъезд… и тут же выбежал обратно, а за ним гналась собака, желавшая его покусать (и тянувшая свою хозяйку на поводке). Спасаясь от неё, он каким-то образом пробежался по стене дома и остановился на уровне третьего этажа, стоя на выступе между этажами и держась за водосточную трубу.
  • «Приключения Электроника» — Электроник, переползающий с крыши башни по стене на циферблат курантов и далее в слуховое окно под ними. С еле-еле прикрученным фитильком, так как формально от одной неровности к достижимой от неё другой — однако именно прижавшись телом к стене, а не повисая на руках, как было бы с реальной физикой (недодумали при съемках на повернутой горизонтально декорации).
  • «Дети шпионов 2» — подобный момент в самом начале. Техноприспобления, причем два варианта: в виде перчаток и в виде поясов.
  • «Смокинг» — в заглавный суперкостюм встроены и антигравитаторы, и вылезающие из рукавов наручные присоски.
  • «Сплит» — ипостась Зверя умеет лазать по стенам и потолку, цепляясь за мельчайшие неровности.
  • «Ван Хельсинг» — тут вампиры тоже умеют ходить по потолку. А оборотни могут за стену зацепится когтями.
  • «Другой мир» — ликаны отлично ползают по стенам и потолку.
  • R.I.P.D. — дохляк Пуласки ходит и бегает по любой поверхности, словно по полу. Даже отпрыгнув от стены, он падает не вниз, а обратно на эту же стену. От существа, пусть и сверхъестественного, с подобными габаритами такого не ожидаешь.

Мультфильмы

  • «Фильм, фильм, фильм» — режиссёр от нервного возбуждения на премьере обрел способность бегать по стенам и потолку.
    • При хорошей скорости, следовательно центробежной силе, это даже не совсем троп — смотрим цирковые номера «мотоцикл в полу-сфере»…
  • «Домовёнок Кузя» — Кузя знает в этом толк!
  • «Монстры на каникулах» — местные вампиры спокойно перемещаются по стенам и потолку, даже еще не научившись ходить.
  • «Лило и Стич» — лапы Стича покрыты особой клейкой субстанцией, позволяющей ему карабкаться по стенам и потолку.

Мультсериалы

Комиксы

  • Человек-паук — практически кодификатор. Форм-фактор и принцип действия способности менялись от комикса к комиксу.
    • Его архивраг Доктор Осьминог также может в альпинизм благодаря своим механическим щупальцам.
    • Человек-паук 2099 года — ползает по стенам благодаря вылезающим из пальцев рук и ног когтям, способным прорезать почти любой материал. кроме вибраниума и адамантия.
    • У Майлза Моралеса с Земли 1610, Гвен Стейси с Земли 65, Синди Мун с Земли 616, Джессики Дрю из разных миров и других Людей-пауков со сверхспособностями примерно тот же механизм крепления к разным поверхностям, что и у Питера Паркера.
  • Росомаха может лазить по стенам, благодаря своим когтям.
  • Бэтмен. Потому что… а, уже было, проехали.
  • Флэш, да и любой другой спидстер, бегает по стенам.
  • Призрачный Гонщик может вверх по стене ехать на своём байке.

Аниме и манга

  • JJBA — Дио пошел вверх по стене в особняке Джостаров, просто вгоняя ноги в стену по щиколотку.
    • Хато в восьмой части подражает кровососу, втыкая в стену дома свои острые каблучищи.
    • Битва с Пуччи, вооруженным стендом C-Moon. Там с гравитацией вообще непотребство творилось, сложно было не ходить по стенам, а не упасть с пола.
      • Лэнг Ренглер — своего рода демо-версия апнутого Пуччи. Откалывает подобные номера благодаря присоскам на пальцах и умению создавать невесомость.
  • To Aru Kagaku no Railgun — Микото Мисаки силой магнетизма может «примагничиватся» к железобетонным конструкциям. И неважно, стена это или потолок.
  • Naruto — это манга про ниндзя, перемещение, зависания и даже сражения в различных плоскостях тут норма.
  • Хладнокровный Ходзуки (Hozuki’s Coolheadedness): появившиеся во втором сезоне домовые духи дзасики-вараси (выглядят как две большеглазые маленькие девочки) без проблем бегают по потолку и колоннам, периодически зависая вверх ногами и мелодично смеясь.

Интернет

  • SCP-1136 — Вектор притяжения — ящерка, по стенам бегать не умеет зато умеет поворачивать вектор гравитации, то есть где она бежит там и пол.

Видеоигры

  • Gex — главный герой игры — антропоморфный геккон, так что для него это норма. По потолкам тоже может.
  • Prototype — протагонист по стенам бегает с грузовиком на плечах, запуская в поверхность специальные тентакли на ногах и, по всей видимости, заодно управляя гравитацией. А вот на месте стоять просто так не может — сваливается, чтобы зависнуть на стене, ему надо прикрепиться тентаклями на всех четырёх конечностях и передвигаться медленно и ползком.
  • InFamous — Коул может лазать по стенам, примагничиваясь к ним.
  • Power Blade 2 (NES) — первый из найденных костюмов позволяет герою ползать по любой поверхности.
  • Castlevania III: Dracula’s Curse — Грант Данасти.
    • Castlevania: Simphony of the Night — он же, но уже мёртвый.
  • Серия Assassin’s Creed — способность практически всех ассасинов карабкаться по стенам, находя нужные уступы.
  • Дилогию MiddleEarth: Shadow of Mordor прозвали «Ассасины в Мордоре», потому что протагонист умеет карабкаться по стенам, хватаясь за любой уступ — совсем как ассасины, даже лучше (поскольку совмещён с Келебримбором а во второй части — носит собственное Кольцо, а затем, когда его тырит объединившийся с эльфийкой Келебримбор ради махача с Сауроном, одно из девяти человеческих колец и может делать очень длинный рывок).
  • Tiny Toon Adventures (NES) — Пушистик умеет цепляться за вертикальные стены и карабкаться вверх, и даже перелезать препятствия поверху. Ибо кот.
  • Трилогия Ninja Gaiden (NES) — Рю Хаябуса, как уважающий себя ниндзя, умеет цепляться за стены, а со второй игры — и ползать по ним.
  • Ori and the Blind Forest: первая способность, которую получает Ори — умение взбираться по стене прыжками, а к середине игры он научится и просто висеть и передвигаться по вертикали.
  • Цикл Age of Wonders — некоторые юниты обладают скиллом «лазание по стенам».
  • Человека-Паука уже упоминали выше, но никак нельзя обойти игру Spider-Man: Web of Shadows, так как это, пожалуй, единственная игра про Паучка, где реализована механика боя на отвесных поверхностях.
  • Disney’s Stitch: Experiment 626 — в игру перенесли в том числе и способность Стича к лазанию по стенам.
  • The Elder Scrolls II: Daggerfall — ГГ может лазать по стенам. Даже верхом на лошади с повозкой.
    • А в Skyrim стенолазами являются лошади. Ну не прописали им, что с местной прерывистой двухмерной поверхности, называемой землёй, им положено соскальзывать, вот и стоят хоть на вертикали, лишь бы это была земля, а не камень-моделька. Впрочем, на камне они тоже держатся намного увереннее игрока.
  • Warframe — мы играем за космических ниндзя, поэтому они спокойно бегают по стенам или висят (правда, ограниченное время) на них, с энергетическими полосами от ниндзи к стене.
    • Изначально, пока не убрали стамину, можно было только пробегать по стене на небольшое расстояние (на старых картах ещё видны белые следы на стенах, где это полагалось делать) и отпрыгивать, и были секретные места, до которых можно было добраться только последовательным взбеганием по параллельным стенам (например, комната с высокими колоннами-реакторами в Башнях).
  • В третей части Thief каноничные стрелы с веревкой заменили на перчатки, позволяющие лазать по каменным стенам.
  • Conan Exiles — персонаж может карабкаться по любой поверхности, главное чтобы силенок хватило не свалиться до достижения вершины.
  • Принца Персии знают именно за это. Правда это не совсем сверхспособность. Просто сам Принц — талантливый паркурист и акробат, всегда находящий уступ, чтобы зацепиться.
  • «Штырлиц: Операция „Бюст“» — заглавный герой обретает такую способность, выпив две бутылки 40-градусной (чтобы в сумме было 80 градусов, почти прямой угол) и перепутав пол со стеной. «Штырлиц шёл под градусом легко и уверенно…»
  • Operation Flashpoint — багофича, позволяющая тихо сползти на пузе головой вниз хоть и не по отвесному, но весьма и весьма крутому обрыву. А если встать к круче боком, то по ней можно и бегать. Да, ИРЛ боком подниматься в горку проще, но не до такой же степени!
  • Carrion — монстр-протагонист с помощью своих щупалец перемещается по любым поверхностям легко и уверенно.
  • Mushroom 11 — на последней локации есть новый тип поверхности — белый мох, по которому можно ползать даже вниз головой (Или что там у главного героя). Но есть одно «но» — если площадь сцепления будет слишком маленькой, герой упадёт. Растечётесь тонким слоем по стене — сможете висеть до скончания времён (Правда, вашему герою в жизни нужно ещё опылить какое-то гигантское растение, чтобы запустить споры и породить новую плесень, которая проделает ваш путь и так до бесконечности...).. Будете висеть на «волоске» — провисите полсекунды, а потом свалитесь вниз.
  • Little Nightmares — все главные герои хорошо лазают. Из злодеев на такое способны Доктор из второй части (постоянно перемещается по потолку или по стенам) и Притворщица из мобильной игры (в финале вниз головой спускается по скале в погоне за главной героиней).
  • Aliens vs Predator 2 — фишка кампании за ксеноморфа. Причём от первого лица!
  • Wurm Online/Unlimited — по построенным стенам карабкаться нельзя, а вот по отвесным природным склонам можно, и за это отвечает отдельный навык, с развитием которого на карабканье тратится меньше выносливости. Впрочем, если склон занимает больше одной «клетки», ничего не мешает упереться в дерево или забор и отдохнуть. А практиковаться лучше в шахтах, поскольку в них нет урона от падения.
    • Кстати, лошади, как и другие животные, и тут являются стенолазами. С прикрученным фитильком — они всего лишь спокойно ходят по склонам с уклоном до 40 единиц разницы высоты, тогда как игрок начинает сползать на 23 и ему требуется включать скалолазание на 26.
  • Minecraft — пауки. По потолку не могут, и спавнящиеся самопроизвольно пауки занимают больше одного блока по горизонтали, поэтому стандартной защитой от них является стена с выступающими через один блоками.
    • Или Стена Нищеброда — кобл, кобл-стена, кобл-слаб; за счёт того, что стены отдельным блоком занимают меньше места по горизонтали, пауки застревают под полублоком, а остальные и обычную стену преодолеть не могут. Полный блок нужен для того, чтобы паук в прыжке не попал на слаб и не влез по его стороне. Потом можно улучшить эстетику, заменив камень на кирпич или полированные полублоки, а стены на изгородь или стекло.
  • Natural Selection — скалки (skulk, буквально «крадунцы»), базовый юнит Хараа, спокойно бегают по стенам и потолку с характерным звуком, а могут и почти бесшумно ползать, чтобы подкрасться к местному маринаду и его покусать.
  • Dwarf Fortress — многие существа, начиная с определённой версии, могут лазать по стенам с разной эффективностью. По построенным стенам можно карабкаться всегда, даже когда они по идее из гладких материалов, по сглаженным (но не гравированным) естественным — никогда. Из-за этого и недочётов ИИ необходимо закрывать крышами позиции дварфов-арбалетчиков, потому что иначе они расстреляют боезапас и с гиканием попрыгают через фортификации бить противника арбалетами.
  • Dead Space — это умеют Люркеры, хоть детишки, хоть собачки.

Реальная жизнь

« Сегодня пересматривал свои старые школьные дневники и понял, чему я всё-таки научился за время, проведённое в школе :)
Замечание из дневника 7 класса: 'Пытался бегать по стене'
Замечание из дневника 9 класса: 'Бегал по стенам'
»
— https://bash.im/quote/435151
  • Как и было сказано раньше — множество мелких животных: моллюсков, членистоногих, амфибий, рептилий — способны спокойно ходить по потолку, а более крупные, в том числе птицы и млекопитающие, карабкаются по стволам деревьев.
  • Птица, которая так официально и называется у орнитологов — стенолаз краснокрылый, из отряда воробьинообразных,
  • Котики же! Особенно любят взбираться на высокие деревья, тонкие шторы, дорогие ковры и спину ничего не подозревающего хозяина.
  • Внезапно, горные козы, с лёгкостью зависающие и карабкающиеся по почти отвесным скалам, непонятно за что цепляясь раздвоенными копытами.
  • Альпинисты-скалолазы. С прикрученным фитильком, ибо совсем гладкая стена для них непреодолима; но уверенно держатся за такие мелкие выступы и трещинки, что для большинства людей это мало отличается от сверхспособностей.
    • Уже изобрели вакуумные захваты, позволяющие залезть по гладкой стене.
    • Фитилек ни разу не прикручен, если речь не про голые руки. Когда за захваты ухватиться руками невозможно, лазают т. н. ИТО (Искусственные Точки Опоры) — это когда в мельчайшие трещинки-дырочки, куда уже не лезут пальцы, забиваются скальные крючья и другое железо, в него вщелкивается аналог веревочной лестницы, по которой альпинист залазит, и когда забитый крючок оказывается на уровне пуза-колена, как можно выше забивается следующий, лесенка перещелкивается уже в него, а в этот вщелкивается страховочная веревка.
      • Если стена настолько гладкая, что даже крючок забить некуда (бывает не так часто) — тоже есть решение: вместо крюка, в стене пробивается отверстие (альпинист с помощью пробойника и скального молотка косплеит перфоратор), в которое вкручивается анкер. Хороший анкер держит 2.2 тонны, и чаще используется для страховки, организации станций, или, например, уютной ночевки в гамаке прямо на скале. Но от безысходности, по ним можно и лезть. Держатся годами, особенно если качественные, и очень облегчают жизнь всем тем, кто будет проходить маршрут следом. Единственный недостаток — их бить долго, тяжело и часто неудобно. Ну и тащить этих самых анкеров надо немало. А еще пробойник тупится сильно. Но тем не менее, их использование позволяет проходить даже абсолютно гладкие стены.
      • Для ускорения прохождения таких гладких стен, часто применяются т. н. «скайхучные ходы» — тем же пробойником пробивается отверстие, куда короче шлямбурного (0.5-1 см вместо 4-6 см, а значит и бьется куда быстрее), за которое цепляются особым крюком — Скайхуком. После чего применяется описанная выше методика с лесенкой. Конечно, сорвавшегося человека, в отличие от анкера, он не удержит, да и скайхуков обычно всего 2-3 при себе, поэтому после нескольких скайхучных дырок, все же приходится бить анкер, что бы было куда вщелкнуть страховочную веревку. Дырки под скайхуки тоже сохраняются достаточно долго, и позволяют пройти маршруты быстрее всем, кто идет следом.
  • А еще фокусы со «стенолазаньем» в разное время показывали К.Энджел и пугающая Рианна.