За стенами (мини-сериал)

Материал из Posmotreli
Au dela des murs
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. »
— Евангелие от Иоанна, Глава 10, стих 9
За стенами
Постер фильма
Общая информация
Жанрдрама, триллер, ужасы и мистика
Страна производстваФранция, Бельгия
КиностудияArte
РежиссёрЭрве Адмар
Автор сценарияСильви Шантё, Эрве Адмар, Марк Херпу
Когда вышел2016
Продолжительность3 серии по 45 минут
В главных ролях:
Верле БатенсЛиза
Франсуа ДеблокЖюльен Фукье
Джеральдин ЧаплинРоза

«За стенами» (фр. Au dela des murs) — малоизвестный трёхсерийный сериал французско-бельгийского производства по заказу телевизионного объединения Arte.

Сюжет[править]

Наши дни. Молодая женщина Лиза работает логопедом в бельгийском стационаре. Она скрывает от своих коллег, что живет одна, точнее выдаёт себя за замужнюю женщину, которую муж не отпускает ни на какие развлечения после работы. На самом же деле её тяготят воспоминания о случившейся в прошлом трагедии, преследующих её во сне каждую ночь, что делает для неё невозможными любые связи, как дружеские, так и интимные.

Неожиданно Лиза наследует старый дом от незнакомца, который умер тридцать лет назад. Не найдя никакой связи с бывшим хозяином дома, Андре Бенвилем, написавшего в 1983 году книгу «Когда ты заблудишься», она переезжает в ветхое здание и берется за его ремонт. В ходе ремонта она иногда слышит звуки, которые, по всей вероятности, доносятся из-за стен. Таинственные звуки настолько действуют ей на нервы, что однажды ночью, проснувшись от очередного кошмара, она не выдерживает и пробивает кувалдой в одной из стен брешь. За стеной она находит узкий ход, ведущий её в комнаты, которых точно не было в плане дома.

В одной из комнат ей навстречу под играющую из граммофона запись оперы в свет свечей из непроглядной тьмы медленно выходит измазанный чёрным человек с головой вепря на плечах и распростёртыми руками. Гонимая страхом девушка бежит, как ей кажется, к выходу, но вскоре обнаруживает, что заблудилась.

Оставшись без фонаря, вдруг погасшего, Лиза на ощупь в кромешной тьме идёт через следующие комнаты. Ей встречается молодой мужчина — Жюльен Фукье, так же невольно попавший в странный дом, обитающий в нём уже около четырёх лет. Жюльен рассказывает Лизе о другом попаданце, бывшем до неё с ним, и о том, как не потерять себя в этом жутком месте. Вместе они пытаются разгадать смысл своего плена и найти выход — загадочную красную дверь, вместе с тем разбираясь с призраками своих прошлых потерь.

Хронология событий[править]

Ход фильма построен по принципу мизансбайма, в котором время течет по-разному. Прошлые и будущие события, особенно между главными героями, повествуются в нехронологическом порядке.

Ключевые даты истории:

  • 9 января 1893 года: рождение Андре Бенвиля, а на самом деле Жюльена
  • 7 ноября 1916 года: Жюльен оказывается в ловушке Дома после гибели своего сослуживца и друга Шарля
  • примерно 1945 год: Андре Бенвиль покупает дом
  • примерно 1980 год: рождение Лизы. Тогда же Бенвиль мог написать завещание.
  • 1985 год: Смерть Бенвиля в доме напротив будущей квартиры Лизы
  • примерно 1995 год: смерть Софи, сестры Лизы
  • 2015 год: Лиза поселяется в Доме и встречает Жюльена, для которого идёт 1920 год, учитывая, что он находится в ловушке уже четвёртый год.

Создание фильма[править]

Отправной точкой и идеей фильма послужила реальная история, опубликованная в газете французского региона О-де-Франс: в одном доме было обнаружено тело мужчины, умершего 25 лет назад. К тому же режиссёр, по его словам, был вдохновлён такими фильмами, как «Другие» Алехандро Аменабара и «Сиянием» Стэнли Кубрика, а также романом «Дом листьев» Марка З. Данилевски.

Изначально фильм писался под названием «За стенами», затем был переименован в «Между стенами». В показ фильм вышел всё же под первичным названием.

Место съёмок[править]

За стенами 2.jpg

Большая часть съемок проводилась в особняках и замках Валлонии. Вилла в неоготическом стиле, ставшая тем самым Домом, была с помощью компьютерной техники перенесена на центральный проспект Брюсселя. На самом деле вилла находится неподалёку от проспекта, в коммуне Форе, на авеню Клементина 4.

Тропы и штампы[править]

  • Бой-баба — Главная героиня — движущая сила сюжета. Она инициативна, храбра и не боится иметь дело со своими недостатками, но никогда не позволяет им надолго отвлечь её от своей цели. То, что она обычная девушка, не мешает ей надирать задницы чёрным подобиям зомби.
  • Внутри больше, чем снаружи
    • За стеной, пробитой Лизой размещёно подобие коридора с полноразмерной дверью. Затем Жюльен показывает Лизе, составленную им карту Дома — множество комнат, которые он успел исследовал.
    • Двухдверный шкаф в комнате, в которой Жюльен нашёл медальон
    • Искуственный лес на сцене театра
  • Чужеродное место — Дом настолько огромен, что возможно бесконечен. Даже Жюльен за четыре года не изучил его до конца. У Дома даже есть участок с лесом, который запирается днем и, как оказывается потом, скрывающий в своих недрах ещё одно таинственное место. Дом также может изменять свою планировку в зависимости от действий заключённых в нём обитателей, и подрывать разум человека видениями умерших близких ему людей. К тому же, беспорядочно расставленные по Дому свечи лучше не трогать, так как неизвестно как они «работают».
  • Прозрение равносильно освобождению
    • Дом в целом: он удерживает попавших в него людей пока они не теряют надежду найти из него выход, чтобы потом превратить их в зомби-подобных существ, которые в свою очередь препятствуют и запугивают вновь прибывших. Можно противостоять его влиянию, если есть желание выбраться и не забывая о естественных потребностях тела, таких как в пище. Чем меньше испытывает человек голод, находясь в Доме, тем меньше он связан с реальностью и больше теряет веру в своё изволение — своеобразный показатель надежды.
    • Маленький идиллический домик у озера, который Лиза находит в своем бегстве от Других, можно считать тюрьмой, сделанной на заказ. Дом позволяет ей счастливо жить со своей умершей младшей сестрой, но ей не разрешают покидать его. Осознание того, что её сестра мертва, и что бы она ни сделала, не изменит факт её смерти — это прозрение, которое ей нужно испытать, прежде чем она решится покинуть идилию.
  • Побег — Лиза и Жюльен пытаются найти красную дверь, чтобы покинуть Дом.
  • Тьма есть зло — Роза одета в черное платье викторианского стиля. Она очень стара и имеет странную привычку просто стоять и смотреть на собеседника, или наблюдать за своими гостями. Роза вежлива, но с самого первого её появления её странность поведения даёт повод насторожиться. В конце она оказывается самой эффективной уловкой, который Дом подкидывает Лизе.
  • Пищевые цепи — Инверсия. Единственный способ сохранить рассудок и противостоять Дому — это поесть.
  • Гений места — У Дома есть своя воля. Он говорит через Розу, которая либо его часть, либо одна из Других, отчаявшихся найти выход. Его главная цель, кажется, ассимиляция, или, возможно, помощь людям с их различными психологическими проблемами очень болезненным способом.
  • Помоги себе в будущемЖюльен понимает, что тем человеком, который завещал дом Лизе, должен быть он сам. Поэтому он покупает его и оставляет в завещании подсказку, чтобы девушка смогла спасти его в своём будущем.
  • Машина лотофагов — Маленький домик у озера. Лиза воссоединяется со своей любимой младшей сестрой, которая не хочет, чтобы она уходила.
  • Роман однодневки с вечностью — Лизе около 30 лет. Она живёт в 2000-х и влюбляется в Жюльена, который участвовал в Первой мировой войне. В конце истории, когда Дом возвращает его в его время, они разлучены, и он пишет ей книгу о своей жизни. К моменту рождения Лизы ему уже за 70, о чем он сожалеет.
  • Вывих мозга — Влияют ли воспоминания Лизы на Дом или наоборот? Являтся ли маленькая девочка действительно духом мёртвой сестры Лизы или создана разумом самой Лизы, или того хуже - самого Дома? Существует ли Дом в рамках своих собственных физических законов или он податлив, в зависимости от того, какие люди в нём находятся и что они делают? Работает ли он на метафорах? Что в нём вообще реально?
  • Где это я? — персонажи знают, как они попали в Дом, но не более того. У Жюльена есть смутное представление о том, как найти красную дверь, чтобы выйти, но он пробыл там несколько лет без особого прогресса, несмотря на то, что обследовал множество комнат, зафиксировав их в своеобразной карте на стене. Как оказалось, единственный способ выйти — это довольно сложная комбинация интерпретации Священного Писания, подразумевающее разрешение личных конфликтов и смелости опуститься в самые недра Дома, где обитают сотни зомби-подобных Других.
  • Место вне времени — кажется, что время в доме идёт нормальным ходом, если оно вообще идёт. То есть — не имеет значения, когда ты вошёл в Дом или сколько времени в нём провел, ты вернёшься в рельный мир в ту же эпоху. Если, конечно, вернёшься вообще.
  • Зона психических мучений — именно таким местом является Дом для попавших в него. Лиза видит призрак своей младшей сестры, а Жюльен своего товарища, пошибшего в битве на Сомме.
  • Спасение из преисподни — Лиза, выбравшись из дома у озера, ищет Жюльена. Она находит его ставшим Другим и заставляет прийти в себя.
  • Пейзажное порно — Некоторые детали пыльного интерьера Дома сняты так, что вызывают клаустрофобию. Одна сцена в комнате с бесконечным шкафом и мертвецом в постели чего стоит.
  • Временной парадокс — создаётся намеренно тем, что Жюльен взял себе другое имя, чтобы не изменить ход событий.
  • Непонятно — значит страшно — В Доме по-своему действуют законы физики. Зомби-подобные люди в нём тоже хороши: с ними нельзя общаться, они сильно различаются по уму и враждебности, а некоторые носят на плечах голову вепря, что не может не испугать.
  • Напиши назад в будущееЖюльен пишет книгу о своей жизни после того, как покинул дом и оставляет книгу Лизе.
  • Немигающий взгляд — у Розы
  • Шкатулочный роман — Эту историю можно рассматривать как мизанабим, потому что один из героев фильма укажет другому герою, как ему найти его, чтобы спасти.
  • Откровение у холодильника
    • После выхода из Дома, Жюльен прожил 62 года один, до тех пор пока не умер, так больше и не увидевшись с Лизой. Получается, остаток вновь обретённой жизни в реальном мире он посвятил подготовке спасения Лизы, то есть её освобождению от травмы прошлого.
    • А ведь Андре Бенвиля могло и не быть. Как и самого Дома. И в итоге вся история на самом деле бред Лизы, в конце концов сошедшей с ума от горя из-за потери сестры. Или же она пережила всю историю с Домом в одном из своих кошмаров и таким образом проработала свою травму.
  • Героическое самопожертвованиеЖюльен, посвятивший себя спасению Лизы после возвращения в реальный мир.
  • Однополый кастинг — Среди Других нет женщин.
  • Что это было? — «Иди на север», говорит Лизе старик-полузомби, хотя в Доме нет ни окон, ни каких-либо ориентиров.
  • Дорогой ценой — Вызволение из Дома стоит Жюльену и Лизе потери друг друга, принимаемой ими сознательно.
  • Плохой хороший конецПосле возвращения в реальный мир, Лиза и Жюльен разлучены с друг другом временем. Сам Жюльен пишет в своей книге: «Сознание того, что в тот день, когда я пишу эти слова, ты только родилась, наполняет меня радостью и грустью. Радостью, потому что я знал, что ты вернулась в этот мир. И грустью — потому что я должен скоро уйти, не увидив тебя».
  • Обнять и плакать — главных героев во время их рассказов о прошлом, и в конце

Аллегории в фильме[править]

Фильм полон иносказаний, как в виде действий героев, так и окружающих их вещей. Например:

  • Обои с узором, похожим на одно из пятен Роршаха
  • Фонарь и свечи
  • Свет и тьма, перемежающиеся в комнатах, и связанные с этим неясность видений появляющихся умерших людей
  • Хлеб и вода — пища для тела и души
  • Чучела животных — Дом полон ими и в нем нет ничего живого, кроме заблудившихся в нём людей и Других
  • Толстые слои пыли на вещах
  • Отсутствие современной техники и исключительное наличие и использование старинных вещей, таких как свечи и фонарь.
  • Бесконечный лабиринт из комнат
  • Красная дверь — выход из Дома
  • Подвал Дома
  • Церковь Дома
  • Прыжок в неизвестность/бездну
  • Шкаф и его обитатель
  • Три возраста — девочка, женщина, старуха