Гений места: различия между версиями
Строка 35: | Строка 35: | ||
** [[Тёмная башня]]. | ** [[Тёмная башня]]. | ||
* «[[Гарри Поттер]]» — Хогвартс в какой-то степени «жив», по крайней мере, его лестницы любят менять направление. | * «[[Гарри Поттер]]» — Хогвартс в какой-то степени «жив», по крайней мере, его лестницы любят менять направление. | ||
** В фанфиках любят оживлять его (или ''её'') более буквально. | |||
* Чайна Мьевилль, повесть «Кракен»: ангелы памяти — гении музеев. | * Чайна Мьевилль, повесть «Кракен»: ангелы памяти — гении музеев. | ||
* Джим Батчер: | * Джим Батчер: | ||
** «[[Досье Дрездена]]» — | ** «[[Досье Дрездена]]» — гениям места доступна особая способность, ''intellectus'' — по сути ограниченное [[всеведение]]. На ввереной им территории они знают абсолютно '''всё''', вплоть до количества находящихся там особей определённого вида птиц. | ||
*** Маленький остров посередине озера Мичиган, созданный Мерлином ([[Артуровский цикл|тем самым]], а не главой ордена волшебников, который в его честь тоже зовется Мерлином) в пяти временах одновременно. У него есть гений, который принимает форму элементаля человеческой формы, обладающего чудовищной магической силой. | |||
*** А ещё гением места может стать маг. {{spoiler|Дрезден себя связывает с этим самым островом, Пределом Демонов. И наглядно демонстрирует интеллектус, пробежав сломя голосу через густой лес, абсолютно бесшумно, поскольку '''знал''' всем своим нутром, куда для этого нужно наступать.}} | |||
** «[[Кодекс Алеры]]» — фурии являются чем-то средним между элементалями и гениями места, и люди заключают с ними связь. Обычные фурии являются гениями отдельно взятого дерева или камня, великие фурии могут быть духами горы или вулкана. Сам континент Алера тоже имеет фурию, с которой заключил договор Первый Лорд. | ** «[[Кодекс Алеры]]» — фурии являются чем-то средним между элементалями и гениями места, и люди заключают с ними связь. Обычные фурии являются гениями отдельно взятого дерева или камня, великие фурии могут быть духами горы или вулкана. Сам континент Алера тоже имеет фурию, с которой заключил договор Первый Лорд. | ||
*** Первый Лорд эту фурию {{spoiler|'''создал''', собрав по камешку из всех регионов Алеры [[Симпатическая магия|и выложив из них карту]]. В конце цикла, с уничтожением столицы, она погибает — но [[Героическое самопожертвование|забирает]] с собой [[Взять в ад компанию|львиную долю осаждавшего город]] [[Копиркин|ворда]].}} | |||
*** Кстати, изначально фурии, по итогам больше смахивающие на элементалей стихий из «[[Аватар: Легенда об Аанге|Лысого мальчика]]», являлись… [[покемон]]ами! Первый рассказ цикла, «Фурии Кальдерона», написан на спор — сделать что-то читаемое из идеи «покемоны и потерянные римские легионы». | |||
* Диана Дуэйн, «Высокое волшебство» (из серии «Юные волшебники») — планета из кремния, на которой благодаря постоянной вулканической активности сформировались слои, сделавшие из нее гигантский компьютер, в котором зародился… естественный [[искусственный интеллект]]? | * Диана Дуэйн, «Высокое волшебство» (из серии «Юные волшебники») — планета из кремния, на которой благодаря постоянной вулканической активности сформировались слои, сделавшие из нее гигантский компьютер, в котором зародился… естественный [[искусственный интеллект]]? | ||
* Бен Ааронович, «[[Rivers of London|Реки Лондона]]» — минимум наполовину именно про них. | * Бен Ааронович, «[[Rivers of London|Реки Лондона]]» — минимум наполовину именно про них. |
Текущая версия на 18:05, 16 декабря 2024
![]() | Короче, Склихосовский! Разумная или одержимая разумным существом локация. |
« | Тихо! У каждого места есть Хозяин! Будешь так себя вести — он рассердится! | » |
— Типичные страхи (или ещё и манипуляции?) первобытных людей |
В римской мифологии гений места (лат. genius loci) — дух-хранитель того или иного места.
Как поэтическая метафора, выражение стало популярно в европейской литературе, а также оказало значительное влияние на архитектуру. В более буквальном смысле, как троп, встречающийся в научной фантастике, фэнтези и магическом реализме, гений места — разумная сила, неотделимая от той или иной конкретной локации. Это может быть магическая сила, разум-улей обитающих в месте организмов, привязанный к месту дух или демон, вшитая в кирпич и почву гигантская компьютерная система, или само место может представлять из себя гигантский живой организм. Как правило, такие существа обладают огромной мощью, но ограничены в своей мысли или мыслят категориями, которые трудно понять простому смертному.
Гении места часто формируют аватары для общения с людьми или общаются невербально (например, телепатически). Они могут помогать путникам или заманивать их в ловушку и пытать ужасами неевклидовой геометрии, но чаще всего нейтральны.
Бывает, что гений места является целой планетой, и в таких случаях это Живая планета.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Тропнеймер из римской мифологии. В религиозной иконографии, как правило, изображался в виде фигуры, которая держит рог изобилия, патеру или змею, или змеи, ползущей к алтарю. В такой форме гений места добрался до искусства эпохи Ренессанса, и его постоянно путают то с Асклепием, то с Дионисом. Гению места, будь то дом, дерево или деревня, было принято приносить дары. Идея культа гения места развилась в итоге в римский имперский культ с императором Рима как гением империи.
- Варианты анимизма, в которых духами обладают локации.
- Многие ками в синтоизме олицетворяют собой места, особенно горы.
- Гея (Земля) и Уран (небо) в греческой мифологии и аналогичные боги и существа во многих других языческих религиях.
- О многих исторических локациях (особо можно выделить Нотр-Дам) ходят легенды, что они живы и разумны.
- Домовые, банники, кикиморы и подобные духи во многих других культурах изначально — персонификации определённых мест, их дух, неотделимый от местности.
Театр[править]
- «Лісова пісня» Леси Украинки — если в фольклоре большая часть сверхъестественных существ из повести были нежитью, то здесь они — составная часть и, вероятно, хранители места, где живут (примером, пшеница на поле — часть платья Полевой, а Мавка, похоже, вовсе является разновидностью вербы). Не рождаются и не умирают в привычном нам смысле; погибнуть при определенных обстоятельствах могут, но не навсегда (можно предположить, что умрут окончательно при уничтожении их биотопа, но поскольку книга в основном не об экологии, эта тема не раскрыта). Стареть, по видимому, тоже не стареют, возраст задан ролью.
Литература[править]
- Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание» — немало исследователей отмечали, что главное лицо романа не Раскольников, а сам Петербург — и это страшный персонаж: холодный, чванный, официозный, беспощадный императорский город, давящий и уничтожающий жизни простых людей не замечая и не жалея.
- Артур Конан Дойл, повесть «Когда Земля вскрикнула» — профессор Челленджер выдвинул гипотезу, что сама Земля — живой организм. И чтобы её проверить, пробурил сверхглубокую скважину и уязвил Землю-матушку в мягкое гузнышко.
- «Властелин Колец» — собственной волей обладает горный пик Карадрас. Учитывая, что водится в его недрах, воля не очень добрая: в книге он намеренно препятствовал Братству Кольца перейти через себя (в экранизации его «убедил» Саруман).
- Рэй Брэдбери, «Город» — рассказ о марсианском городе, который захватил разум исследователей-людей и отправил их обратно на Землю с биологическим оружием. Что интересно, повествование ведется от лица города.
- В рассказе «Потерянный город Марса» город поймал в ловушку нашедших землян, чтобы было кого развлекать.
- Стивен Кинг любит этот троп:
- Город Дерри, гением места которого является Оно.
- Комната из 1408.
- Отель «Оверлук» в «Сиянии».
- Тёмная башня.
- «Гарри Поттер» — Хогвартс в какой-то степени «жив», по крайней мере, его лестницы любят менять направление.
- В фанфиках любят оживлять его (или её) более буквально.
- Чайна Мьевилль, повесть «Кракен»: ангелы памяти — гении музеев.
- Джим Батчер:
- «Досье Дрездена» — гениям места доступна особая способность, intellectus — по сути ограниченное всеведение. На ввереной им территории они знают абсолютно всё, вплоть до количества находящихся там особей определённого вида птиц.
- Маленький остров посередине озера Мичиган, созданный Мерлином (тем самым, а не главой ордена волшебников, который в его честь тоже зовется Мерлином) в пяти временах одновременно. У него есть гений, который принимает форму элементаля человеческой формы, обладающего чудовищной магической силой.
- А ещё гением места может стать маг. Дрезден себя связывает с этим самым островом, Пределом Демонов. И наглядно демонстрирует интеллектус, пробежав сломя голосу через густой лес, абсолютно бесшумно, поскольку знал всем своим нутром, куда для этого нужно наступать.
- «Кодекс Алеры» — фурии являются чем-то средним между элементалями и гениями места, и люди заключают с ними связь. Обычные фурии являются гениями отдельно взятого дерева или камня, великие фурии могут быть духами горы или вулкана. Сам континент Алера тоже имеет фурию, с которой заключил договор Первый Лорд.
- Первый Лорд эту фурию создал, собрав по камешку из всех регионов Алеры и выложив из них карту. В конце цикла, с уничтожением столицы, она погибает — но забирает с собой львиную долю осаждавшего город ворда.
- Кстати, изначально фурии, по итогам больше смахивающие на элементалей стихий из «Лысого мальчика», являлись… покемонами! Первый рассказ цикла, «Фурии Кальдерона», написан на спор — сделать что-то читаемое из идеи «покемоны и потерянные римские легионы».
- «Досье Дрездена» — гениям места доступна особая способность, intellectus — по сути ограниченное всеведение. На ввереной им территории они знают абсолютно всё, вплоть до количества находящихся там особей определённого вида птиц.
- Диана Дуэйн, «Высокое волшебство» (из серии «Юные волшебники») — планета из кремния, на которой благодаря постоянной вулканической активности сформировались слои, сделавшие из нее гигантский компьютер, в котором зародился… естественный искусственный интеллект?
- Бен Ааронович, «Реки Лондона» — минимум наполовину именно про них.
- Роберт Шекли, «Город-мечта, да ноги из плоти» — город, наделённый ИИ, желает гостю лишь добра. Но уж слишком он навязчив, неудивительно, что все жители его покинули.
- Михаил Харитонов, «Хорошее место» — история именно такого места от древности и до наших дней.
- Ведун — убил как-то Олег Середин одну ведьмочку, после перенесся в будущее и обнаружил, что она за 1000 с копейками лет стала повелительницей целого леса и добить ее в таком качестве просто невозможно. Пришлось обратно путешествовать в прошлое.
- Метавселенная Рудазова называет таких созданий скандинавским словом феттир (vaettir). По сути это низшие божества, достаточно мелкие, чтобы не нуждаться в ба-хионь от поклонения, и довольствующиеся стихийной, однако на своей территории всесильные. Обычно гением места становится скончавшийся там покойник, но у них тоже есть своя иерархия и «перетасовка портфелей»: так, Энлиль начинал как водяной всего лишь какой-то реки, потом выбился в Морские Цари Эгейского моря, потом Средиземного, а потом и всего мирового океана, а домовой Прокоп очень гордился, когда его из частного дома перевели в высотный — да не в одну квартиру, как какого-нибудь Кузьку, а во весь дом сразу. А некоторые духи места даже формируют устойчивые виды и размножаются, подобно смертным.
- Хозяин Кладбища — первый похороненный на нём покойник, например, самарский Демьян Кузьмич.
- Существует также магическая техника, позволяющая волшебнику приобрести некоторые свойства гения места (и возможность после смерти самому им стать). На Парифате её, к примеру, преподают в Арборазе; так, гигантский баньян, в котором живёт душа чародейки Солипсики, разросся до такой величины, что получил права государства.
- Адские демоны-консьержи — фактически, одушевлённые здания.
- Живой мир — высшая степень развития богов. Многоипостасный сверхбог-демиург может сделаться феттиром фактически целого мира — но за Кромку после этого сможет только «выглядывать». Согласно слову Божию, таким миром является Эйкр.
Сетевая литература[править]
- «Стоит свеч»:
- Крепость Куум Доона — мета-энтад (артефакт, воздействующий на другие артефакты), способный поедать другие артефакты и принимать их свойства. Благодаря скормленному ей мечу Куум Доона разумна, ее боевой арсенал тоже огромен, но вот с моралью вышла проблема.
- Бастион, в котором заточен маг душ и местный аналог Менгеле, эльф Фаллатехр Белый Панцирь, тоже является разумным энтадом.
- Фел Сид закрыт в своей собственной зоне исключения, в которой способен свободно управлять биологией всех живых существ. В одном из возможных будущих зона была выжжена начисто и проверена на отсутствие единой живой клетки, но Фел Сид остался, по-видимому, являясь на самом деле не простым смертным с уникальной магией, а гением своей зоны.
Кино[править]
- «Чародеи» — Виктор Ковров магией временно превратил своего друга Фому Брыля в существо ростом со свифтовского лилипутика (причём босое и в железнодорожной форме) и заставил сыграть перед полусонным Иваном Пуховым роль «вагонного» — духа железнодорожного вагона.
Аниме, манга и ранобэ[править]
- Шейкдаун-стрит в восьмой части Jojo’s Bizarre Adventure, у которой даже есть стэнд.
- Земля в Narutaru разумна и является теневым драконом, настоящее имя которого Шеол, и партнером и Шиины, и Мамико. В финале они, окончательно сломавшись, убивают с помощью Шеол всех людей на планете.
- Ремина в Hellstar Remina Дзюндзи Ито, гигантская хищная планета, путешествующая сквозь Вселенную и пожирающая планету за планетой.
- В Uzumaki, тоже за авторством Дзюндзи Ито, подземный город, являющийся источником описанных в манге чудовищных событий, разумен и хочет внимания.
Видеоигры[править]
- В Sid Meier's Alpha Centauri разумна сама колонизируемая планета.
- Кроме того, можно построить проект, который делает разумными отдельные города. В ролике, сопутствующем его завершению, город заживо сжигает графитчиков.
- Заглавный город в серии Silent Hill.
- Planescape: Torment — не считая разумных улиц и зданий, Леди Боли может быть гением города Сигил вообще.
- GLaDOS в Portal и пришедший ей на смену на время Уитли в Portal 2 являются ИИ-гениями всего комплекса Aperture Science.
- Станция «Цитадель» в System Shock, полностью контролируемая ИИ SHODAN.
- Fallout:
- Fallout 3 — Оазис, являющийся персонажем из Fallout 1 и 2 — гибридом гуля (Гарольда) с растением (Бобом), последний из которых разросся до размеров рощи. Игроку дается возможность ускорить рост Боба, чтобы в будущем вся Северная Америка стала его частью, или убить Гарольда, который считает эту ситуацию хуже смерти.
- Fallout: New Vegas — субверсия, владелица арены «Торн», Рыжая Люси, считает, что он разумен.
Настольные игры[править]
- Werewolf: the Apocalypse — по сути, любой дух-хранитель каэрна является именно сабжем. Кроме того, при соответствующем желании мастера вполне могут существовать духи тех или иных географических объектов — скажем, конкретной реки или горы.
Реальная жизнь[править]
Поскольку в реальности существование души не доказано (и не факт, что вообще доказуемо), то пока что приходится довольствоваться лишь «умными домами», напичканными разноплановой электроникой, увязанной в единую управляемую человеком сеть.
- В какой-то степени, под троп попадает любой современный пассажирский авиалайнер. До полностью автономной системы и тем более искусственного интеллекта его программно-аппаратная начинка всё-таки пока недотягивает, но и нынешний функционал более чем облегчает работу экипажа и позволяет оставить времена полётов впятером далеко позади…