Вестерн

Материал из Posmotreli
Версия от 20:36, 28 марта 2022; ГришкаМразев (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Q|Как следует смажь оба кольта,<br />Винчестер как следует смажь…|Юлий Ким}} thumb|right| '''Вестерн''' — это история об американском Диком Западе эры фронтира (как правило, с 1840 по 1890). Предтечей жанра были романы :w:Фенимор Ку...»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Как следует смажь оба кольта,
Винчестер как следует смажь…
»
— Юлий Ким
Cowboys small.jpg

Вестерн — это история об американском Диком Западе эры фронтира (как правило, с 1840 по 1890).

Предтечей жанра были романы Фенимора Купера, Майн Рида, Брет-Гарта и их подражателей, а также «грошовые романы» (w:en:dime novels) конца XIX — начала XX в. Большая часть жанровых штампов сложилась уже к концу XIX в., задолго до появления кинематографа.

Буффало Билл и Дикий Запад

В начале было шоу. Полковник Вильям «Буйвол» Коди, расставшись с армией, создал бродячую труппу стрелков, метателей лассо и конников-вольтижеров. Большинство из них было профессиональными охотниками и ковбоями. Значительную часть труппы составляли также индейцы, чьи танцы, вольтижировка и предсказания привлекали массовое внимание жителей восточных штатов, для которых индейский колорит уже сто лет как сделался глубокой экзотикой.

Шоу называлось «Дикий запад». Труппа показывала театрализованные сражения индейцев и ковбоев, ограбления дилижанса, последний бой генерала Кастера и т. д. Больше десяти лет Буффало Билл колесил по Штатам и Европе, собирая многотысячные толпы зрителей. У него был подражатель — Билл Пауни. В 1908 году они даже объединились в «Шоу двух Биллов», но ненадолго.

Неописуемое количество открыток и афиш «Дикого Запада» разошлось по всему миру с 1873, когда стартовало шоу «Дикий Запад», по 1917, когда Коди умер. Его можно смело называть создателем мифа Дикого Запада и общей эстетики направления. Шляпы-стетсоны, джинсы с бахромой, шейные платки и «техасские галстуки», лихое верчение выхваченного из кобуры револьвера на пальце и стрельба от бедра — все это пошло в народ благодаря шоу Буффало Билла.

Литература

Наиболее известны два имени: Зейн Грей и Луис Ламур. Грей считается одним из отцов-основателей жанра, его роман «Всадники багряной полыни» считается самым популярным вестерном всех времен и был экранизирован пять раз. Луис Ламур принадлежит к младшему поколению, которое скорей «закрыло» эпоху вестернов, чем открыло ее, и одних только романов он написал 100 штук, из них 89 — вестерны. Он отличался большим талантом, чем его литературные предшественники, и оказал влияние на множество известных писателей, обожавших его книги с детства. Также стоит упомянуть Кларенса Малфорда с его историями про Хопалонга Кэссиди и Макса Бранда, которого еще называют «Шекспиром вестерна» за накал страстей.

Также к вестернам можено отнести некоторые произведения Т. Майн Рида, например знаменитый роман «Всадник без головы». И внезапно у Александра Грина есть не только море, но и континентальный фронтир с фермерами-колонистами, золотоискателями и людьми вне закона («Колония Ланфиер», «Трагедия плоскогорья Суан»).

Тематика и сюжеты

Как правило, вестерн развивается вокруг одной из нижеприведенных сюжетных схем:

  • Сюжет «Юнион Пасифик»: На дальний Запад тянут железнодорожную ветку/телеграфную линию/приходит филиал крупной компании — словом, в патриархальное болотце фермеров и скотогонов падает кусочек дрожжей цивилизации. Начинается бурление.
  • Сюжет о ранчо — инверсия предыдущего: богатый латифундист или железнодорожная/горнорудная/нефтяная компания хотят отобрать ранчо у сравниельно бедного (он может быть и зажиточным, но по сравнению с антагонистом все равно босяк) фермера. Педаль в пол: вместо фермера — его вдова или дочь-сирота, которая в одиночку тянет ранчо на слабых женских плечах.
  • Создание империи: нищеброд собирает с нуля скотоводческую/латифундистскую/нефтяную/золотую империю.
  • История о мести. Как правило, либо кто-то за кем-то долго и упорно гонится, либо кто-то сидит и ждет мстителя, чтобы дать ему бой на своей территории.
  • Индейцы и солдаты. В зависимости от времени создания фильма «плохими» бывают то первые, то вторые.
  • Человек вне закона. История о том, как кого-то справедливо/несправедливо изгнали из общества, назначили за его голову награду и т. д.
  • История шерифа. Инверсия предыдущего сюжета: здесь главным героем является тот, кто творит закон.

Кино

(link)

То самое «Большое ограбление поезда»

(link)

Эннио Морриконе вдыхает в вестерн новую жизнь. А конкретно к этой музыке есть и слова, и неплохие

Первым вестерном стал фильм «Большое ограбление поезда», выпущенный в 1903 году и остававшийся популярным несколько десятилетий. Но настоящий расцвет жанра пришелся на 1930-е годы. Множество классических сериалов было создано в 1950-60-е годы: «Дымок из ствола» (Gunsmoke), «Бонанца» (Bonanza), «Сыромятная плеть» (Rawhide), «Дикий Дикий Запад» (The Wild Wild West), «Есть оружие — будут путешествия» (Have Gun Will Travel), «Стрелок» (The Rifleman), «Большая долина» (The Big Valley).

Как правило, место действия — американский фронтир, но, как вариант, вполне возможны:

  • Аляска времён Золотой лихорадки.
  • Австралия тех же времён.
  • Мексика.
  • Флорида.

Однако все хорошее рано или поздно кончается. На излете 1960-х вестерн американцам надоел, его тематика казалась совершенно исчерпанной, и, казалось, ничто не в силах возродить жанр.

Как вдруг повеяло свежим ветерком сразу с двух сторон: из Европы и из Японии. Семена вестернов, по дешевке проданных в нищую послевоенную Европу и столь же разоренную Японию, взошли в виде поколения режиссеров, впитавших эстетику вестерна и творчески переработавших ее. Назовем два самых значительных имени: Серджио Леоне и Акира Куросава.

Куросава снимал свои фильмы на национальном материале, взяв у вестерна только тематику и драматургию. Поэтому его фильмы возвращались в США в виде римейков. А вот Леоне, сняв «Долларовую трилогию» с Клинтом Иствудом в главной роли, не только сам въехал на ней в Голливуд, но и всему жанру придал второе дыхание.

Это самое второе дыхание держалось на трёх слонах: музыка Эннио Морриконе (какой вестерн может быть без музыки Эннио Морриконе?!), Клинт Иствуд в роли хорошего парня и Ли Ван Клиф в роли кого скажут. Следует заметить, что Ли Ван Клиф имеет эпитафию — «лучший из плохих», а Иствуд воплотил в жизнь облик стрелка без имени. Ну а Морриконе просто один из лучших композиторов своей эпохи. Таков стандарт, на который все равнялись. И стандарт не сказать чтобы плохой, но если раньше основной тематикой вестерна была драма (например «Стрелок» (The Gunfighter) 1950 года с Грегори Пеком в главной роли, повествует о Джимми Ринго, лучшем ганфайтере дикого запада, который таковым стал потому что его постоянно вызывали на дуэль люди, мечтавшие прославиться как убившие его. Сам он желал только одного — жить нормальной жизнью, вместе с женщиной, которую любил. В итоге его застрелили в спину, а его предсмертным желанием была просьба шерифу отпустить убийцу на все четыре стороны — пусть пожинает плоды славы человека, убившего Джимми Ринго, теперь его будут пытаться убить вообще все), то теперь фокус перешел на ганфайт без особых моральных дилемм.

В эпоху римейков делать римейки предпочитают именно на старую, изъеденную молью классику — «поезд на Юму», там, или что-нибудь вроде того. Делать римейк «хорошего, плохого, злого» не придет в голову никому, прежде всего потому что любой такой римейк обречен на провал, потому что сделать лучше, или переосмыслить, или деконструировать «спагетти-вестерн» — невозможно. Но некоторые пытаются. Например, «Сукияки Вестерн Джанго» (типа наш, в смысле, японский, ответ спагетти-вестернам (закос под Куросаву с его «Телохранителем», но с темой из «Джанго»), круг замкнулся), потом «Джанго Освобожденный», и это при том, что первоисточник — дно даже по меркам спагетти-вестернов, ну и так далее.

Новая волна

Есть важное различие между классическими вестернами и «Новой волной». Классические вестерны писались/снимались людьми, которые в школе изучали покорение Запада как историю своей страны. «Новой волне» задали тон люди, которые выросли в другой стране и с детства смотрели вестерны.

Соответственно, у них нет никакого трепета перед американской историей, а вестерн они воспринимали в первую очередь как мифологему. Новому вестерну совершенно безразлична конкретная историческая обстановка. Действие не только происходит в вымышленных городах в неопределённый период времени (зачастую такое значимое для американцев событие, как гражданская война, даже не упоминается), но сами имена героев порой условны, а то и вовсе отсутствуют (Клинт Иствуд играет Человека Без Имени). Действие романа Дэшила Хэммета «Кровавая жатва» происходит в эпоху Сухого закона, но Куросава без проблем переносит сюжет в сёгунскую Японию, а Леоне — на Дикий Запад.

В старых вестернах продвижение фронтира за Запад всегда рассматривается как нечто безусловно положительное. В новых фильмах уже не обходят вниманием тот факт, что вместе с цивилизацией на Запад продвигались коррупция, расовая нетерпимость, пьянство, оспа и сифилис. Короче говоря, новый вестерн либо оперирует чистой мифологией, либо подвергает ревизии традиционный взгляд на отношения человека и цивилизации, за что его часто называют «ревизионистским».

Наши дни

Сегодня уже нет режиссеров и актёров, чьим постоянным амплуа был бы вестерн. Но время от времени к жанру обращаются, то снимая ремейки классических вестернов («Поезд на Юму», «Железная хватка»), то смешивая жанры («Светлячок»), то подвергая вестерн деконструкции («Одинокий рейнджер», «Джанго освобожденный»). Так что слухи о смерти вестерна, пожалуй, несколько преувеличены.

Существует и такое направление, как «современный вестерн» — книги и фильмы о людях, живущих в наши дни по законам фронтира, например, «Старикам тут не место». По слухам, некий американский режиссер изъявлял желание снять как бы вестерн по мотивам событий в Сагре в 2011 г.; наши такое желание, естественно, не поняли.

Антураж вестерна используется в комедии А. Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», песня из которого вынесена в эпиграф.

В 2016 г. уже в объединённой Германии решил продолжить съёмки вестернов про Виннету.

Ну и как тут не упомянуть сериал «Мир Дикого Запада», где действие происходит в тематическом парке развлечений, где посетители могут примерить на себя шкуру ганфайтера и повыполнять квесты, естественно всё очень безопасно, ведь роботы не могут причинить вреда человеку, да и оружие у них понерфлено… Ведь так?.

Для тех же кто хочет настоящий вестерн без роботов, но сериал, есть «Hell on Wheels» завязанный на строительство железной дороги по Дикому Западу в первые годы после гражданской войны.

См. также