«
|
Нормальные герои всегда идут в обход!
|
»
|
— Бармалей из «Айболит-66»
|
Правильный герой не может просто пойти и набить морду самому плохому дяде. Правильный герой обязательно должен перехитрить злодея. Это всем известно. Но аудитория, если только не слишком ослеплена блеском произведения, непременно задастся вопросом: а собственно, почему нельзя?
Возможных вариантов ответов на этот вопрос масса. Может быть, потому, что злодей очевидно сильнее героя, а его Легионы Страха многочисленнее, чем хорошие парни. Или потому, что злодей скрывается, и герою надо найти его, прежде чем атаковать. Или потому, что злодей держит в руках пульт управления Оружием Судного Дня и это оружие надо сначала разыскать и ликвидировать, иначе при попытке бодаться со злодеем случится нечто страшное. А может быть, потому что… потому что идите на фиг, вот почему!
Некоторые авторы даже не пытаются придумать правдоподобную легенду, объясняющую, почему на злодея нельзя переть в лоб. Их Злодей просто слишком крут для этого геройского дерьма, и всё. В чём именно его крутость? Не ваше дело, ленивые засранцы! Просто ищите грёбаные обходные пути!
Троп может играться с прикрученным фитильком, если противник не является неуязвимым вообще, а непонятным образом выработал иммунитет к чему-то одному. Например, если злодей отлично шинкуется холодным оружием, но магия на него по неизвестным причинам не действует.
Примеры
«
|
И теперь эти недоучки задают глупые вопросы. Как избавиться от мэтра Алена! Да никак, бестолочи, и примите это как аксиому! Магистр пяти стихий седьмой ступени, бакалавр Чистого Разума четвертой, потомственный боевой маг, четверть-эльф, сын Алиенны, внук Аэллана… Нет, можно, конечно, и такого в спину, из-за угла, но не вам же, соплякам, за это браться, и даже рассуждать об этом вам не стоит. Мэтресса Морриган вам случайно не мешает? С ней не хотите попробовать повоевать?
|
»
|
— Опытный агент о самоуверенности новичков
|
- Зигзаг в Сага о Копье. Весь сыр-бор во второй трилогии начался именно потому, что желающих просто пойти и убить Рейстлина Маджере в Конклаве магов не нашлось, однако на пути к своей цели маг мог как минимум дважды умереть от руки самых обычных (даже не крутых!) смертных, и спасает его скорей удача, чем собственное могущество.
- «Меч Истины» Терри Гудкайнда — изначально Кэлен нужен Искатель с Мечом, чтобы обратить его против Даркена Рала. Когда Зедд объясняет, что Меч бессилен против Даркена Рала, у читателя создаётся впечатление, что Даркен Рал настолько крут, что его даже Меч Истины не берёт. Однако это не так: против него бессилен именно Меч. Почему его не убьют иначе? Ну, он глава государства, его охраняют, при этом он искусный волшебник... и, в общем, это всё. Снайпер с крыши? Нет, не слышали...
- Не только от Меча. Магия Кэлен тоже бессильна, луки с копьями пробовали... Просто Рал не дурак, поэтому границы его неуязвимости проверяются редко.
- В цикле не однажды прямым текстом говорится, что тот, кто ввел в игру Шкатулки Одена, неуязвим для Меча Истины.Ричард специально проверяет это на себе, когда его атакует Самюэль.
- «Врата Трёх Миров» Яна Ирвина — создаётся впечатление, что кароны запредельно круты. Враги Рулька изобретают всё более и более сложные способы его уничтожения — от экзотических заклинаний до помещения в умирающий псевдомир. Интересно, просто застрелить или отрубить голову никто не пробовал? Впечатление этой запредельной крутости ещё больше подчёркивается рассказом о том, как горстка каронов захватила весь мир аркимов. Но из рассказа самого Рулька можно узнать, как обстояло дело: кароны, будучи вполне себе существами из плоти и крови, проникли на Аркан израненными (сам Рульк на тот момент чуть ли не куски лёгкого откашливал) и совершенно случайно взяли в заложники некую важную персону. Этого оказалось достаточно. Кароны ли так круты? Или аркимы беспомощны?
- Skyrim:
- Карлия говорит, что Мерсера Фрея не одолеть без помощи Ноктюрнал. Почему нет? Потому что у него Скелетный Ключ. Точка. Каким образом вечная отмычка способна защитить своего владельца от, скажем, офигенно большого меча — тайна, покрытая мраком.
- Слабенький обоснуй: ну, Мерсер же сумел загипнотизировать Бриньольфа. Значит, Скелетный Ключ — не просто вечная отмычка. Но Бриньольф к этому моменту уже стал Соловьём, так что в этом случае остаётся вопрос: а нахрена было им становиться, если «помощь Ноктюрнал» ни фига не помогает?
- Впрочем, можно предположить что если бы не помощь Ноктюрнал, Мерсер сделал бы с протагонистом и Бриньольфом что-то ещё более крутое, так что шансы были бы приближены к нулю. То есть Ноктюрнал защищает, но не полностью.
- Неслабенький обоснуй: неуязвимость Мерсера — всего лишь наглая ложь (которую способен раскусить игрок, но не ГГ). Карлии понадобилась помощь Ноктюрнал, но Ноктюрнал всё ещё злится на Карлию, так что её надо задобрить. Как? Очень просто: притащить с собой Бриньольфа и протагониста в качестве подарков. Разработчики такую теорию, конечно, не подтверждают, но она буквально выстраивается сама собой, если внимательно слушать Карлию во время ритуала посвящения в Соловьи.
- На самом деле, всё намного проще — Мерсер бессмертен, как квестовый персонаж. Под помощью Ноктюрнал нужно понимать «продвинуться по квесту до финальной битвы».
- DLC Dawnguard: если Довакин в разговоре с Валерикой скажет, что собирается остановить Харкона, тупо убив его, та обзовёт его (её) идиотом (-кой). Но почему? Почему легендарный герой, уничтоживший (или, по крайней мере, способный развоплотить) самого Пожирателя Мира, не может прикончить обычного (пусть и сильного) вампира?! Более того, перед финальным боем ГГ может отдать Харкону Лук Ауриэля. Не выбросить, а именно отдать — то есть, это допустимо с сюжетной точки зрения! Автор статьи по приколу так и сделал. И всё равно победил. Но если Лук Ауриэля не нужен для победы, зачем мы гонялись за этой псевдовундервафлей почти весь сюжет дополнения?
- Слабенький обоснуй: у Харкона когда-то был Древний Свиток, а эти штуковины (если уметь ими пользоваться) буквально всемогущи. Но с другой стороны, у главгероя есть: а) тот самый Древний Свиток, б) другой Древний Свиток, в) третий Древний Свиток (если пройден основной сюжет) и г) союзник в лице жреца, способного читать эти свитки. И с таким набором, но без лука Ауриэля главгерой не может даже поцарапать главзлодея? Щито?
- Обоснуй чуть посильнее: Харкон получил свое бессмертие от самого Молаг Бала. А этот товарищ по определению круче любого Алдуина. Как мы знаем из прошлой части, чтобы напрямую противостоять силам князей даэдра, нужны силы аэдра. Доверенный слуга князя — конечно, не сам князь; но и Лук Ауриэля — не превращение в аватару Акатоша (которое позволило загнать в Обливион — не убить — Мерунеса Дагона). Мирака, занимающего аналогичное положение, удалось убить только потому что Хермеус Мора отвернулся от него (и заметьте, последний удар наносит сам Мора!). Аналогично и с Воином Боэтии, убить которого посылает сама Боэтия.
- Подтверждение от геймплея: ВСЕ вампиры, которые получили свой статус не от другого вампира, а от Молаг Бала, бессмертны. Это, конечно, объясняется их сюжетной важностью, но…
- Вот только довакин это аватара Лорхана. Ему по логике под силу уничтожить любую не нирновскую хрень
- «Lost Planet» — с этого давления педали в пол начинается финальный бой Уэйна Холдена и командующего Айзенберга. Итак, оба персонажа, страстно желающие убить друг друга, зависают в небе в своих сверхнавороченных боевых роботах. Обе кабины открываются, и они смотрят друг на друга. Уэйн, протагонист, достаёт пистолет и стреляет Айзенбергу в голову. Пуля аккуратно царапает главгаду щёчку, не причиняя никакого вреда здоровью. Тот ухмыляется, оба персонажа закрывают кабины и вступают в полноценное тяжёлое сражение. Понятно, что финальный поединок — это то, ради чего, собственно, и стоит играть, но какого, простите, хрена Уэйн просто не вышиб Айзенбергу мозги? Даже если допустить, что он промазал (а он попал именно туда, куда метил), пуль-то у него всяко больше одной! Плюс в пределах досягаемости есть пульт управления оружием самой боевой машины. И даже если ему честь не позволяла так поступить, что мешало сломать какую-нибудь важную детальку вражеского пепелаца?
Да, бывает и так. В этом случае, как правило, даже туманных намёков на просто-крутизну злодея не даётся. Педаль в пол, если последний — вообще не главгад и даже не член ансамбля, а рядовой гопник. Рядовой гопник, который плевать хотел на ваши заклинания подчинения разума и мгновенной смерти, к которому нельзя подкрасться и нанести критический удар и так далее.
В этом качестве штамп вездесущ, просьба указывать только самые интересные примеры.
См. также
Видеоигры |
---|
Жанры |
Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны
Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like) • Тактическая • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • 'Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • тактическая стратегия • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
---|
Геймплейные архетипы |
Все видеоигры — это 8-битки • Суповой набор от Bioware • Геймплей от X-COM • Лутоцентричная игра • Песочница |
---|
Амплуа |
Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неиграбельная вражеская фракция • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
---|
Тактические роли |
Буквальный джаггернаут • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
---|
Боссы |
Арена для босса vs Арена против босса • 3872 орка • Бонусный босс • Босс-антипод • Блуждающий босс • Босс-будильник • Босс-головоломка • Босс-головорез • Босс в головорезьей шкуре • Босс-дуэлянт • Босс за рулём • Босс, который ни при чём • Босс-ментор • Босс-недобиток • Босс не для битья (Босс-препятствие)• Босс — ранняя пташка • Босс-раш (Игра про боссов) • Босс со свитой (Босс не вмешивается) • Головорез в боссьей шкуре • Два босса (двойной босс • босс-сменщик) • Игра за босса • Истинный Финальный Босс • Марафонский босс (Босс — губка для пуль) • Минибосс • Многоглавый босс • Мясные ворота • Непобеждаемый босс • Неподвижный босс • Никакой не босс • Психоделичная босс-арена • Повторяющийся босс • Последний Босс Первого Диска • Секретный босс • Синдром босса SNK • Скальный босс • Теперь босс разозлился vs Однокрылый ангел не взлетел • Фальшивый босс • Финальный босс (в начале) • Этот гадкий босс |
---|
Персонажи |
Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим! (игра за злодея • игра за зверя • игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
---|
Уровни/архитектура |
Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно Зловещий Последний Данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Проскочить в сейв-поинт • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Совсем не уникальная задача • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
---|
Графика |
HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
---|
Физика |
Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся транспорт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Капюшон мгновенного облысения • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хлипкий всадник • Хитбокс |
---|
ИИ |
Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
---|
Сетевая и онлайн |
Deathmatch • Free to Play/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
---|
Движки |
Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
---|
Критика |
Angry Video Game Nerd • Игрожур |
---|
← |
Навигация |
---|
Видеоигровые термины |
---|
Игры и
приложения |
DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах |
---|
Баланс |
Асимметричный конфликт • Классификация фракций (Быстрый, сильный и хитрый) • Золотой снитч • Имба (Временная имба • Запоздалая имба • Намеренная имба (Гейм-эндер • Терминаторизатор) • Ненужная фича (Имба у врага — пустышка у игрока • Резиновый нож) vs Добровольно-принудительное умение (Запоздалое принуждение • Обыденная имба • Трудно, но не невозможно) • супероружие в RTS) • Камень-ножницы-бумага • Нубская труба vs. Нубская имба (Убийца ИИ) • Сверхбыстрое моральное устаревание • Святой Рандомий • Синдром орка • Синдром протосса • Сила Мэджикарпа vs Стартовый ускоритель • Эти гадкие… (Атака • Ачивка • Босс • Карта • Механика • Моб (hitscan-пулемётчик) • Уровень) |
---|
Геймплей |
Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Буллет-тайм • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Геймплей вразрез с сюжетом (Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт (Ручная перемотка времени) • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Заявленное проклятие • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки командования • Нам не помешает лишний ствол (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить корованы • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Невозможный выбор • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Совсем не уникальная задача • Прокачка удачи • Проклятие — всегда проклятие • Поражение неприемлемо • Рандом • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы |
---|
Условности |
Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд на побегушках • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов |
---|
Сложность |
Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник (Этот гадкий hitscan-пулемётчик) • Эта гадкая атака • Эта гадкая ачивка • Эта гадкая карта • Эта гадкая механика • Этот гадкий босс • Этот гадкий ивент • Этот гадкий ресурс • Этот гадкий сайдквест • Этот гадкий уровень) • Никаких тебе подсказок • Фальшивая сложность vs Хардкор |
---|
Реиграбельность |
Взаимоисключающий контент • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка • Перенос прогресса |
---|
Баги, фичи и
читы |
Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича •Антизастревательное маклаудство• Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича)
|
---|
Тактика и стратегия |
Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Тактика булавочных уколов • Чиз |
---|
Игровая механика |
Внутриигровой конструктор • Квест (геймплей)(Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) |
---|
Разное |
Acknowledgement (Исследование завершено • Никто не смеет мне приказывать! • Нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Концовки (быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная) • Первый напарник — воин • Пик сложности (Ад в начале игры • Кризис среднего уровня • Зубодробительный эндшпиль) • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Нам не помешает лишний ствол • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Степени двойки • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Публика — сволочь • Это плохо, понятно?
Городской портал |
---|
← |
Видеоигры |
---|
|