Очень приятно, царь: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показано 6 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
Этот персонаж ни бельмеса не смыслит в придворном этикете. «Ни ступить, ни молвить не умеет». Но по каким-то причинам он вынужден пребывать при дворе ([[с прикрученным фитильком]] — в каком-нибудь претенциозном обществе, где должен сойти за равного среди равных). Может, он [[парвеню]], вырвавшийся из грязи в князи. Может, он [[самозванец]]. Может, он [[неожиданный наследник]], [[попаданец]] или кто-то в этом духе — суть тропа в том, что его простонародное обхождение резко контрастирует с чопорными требованиями этикета и порождает массу конфликтов, чаще всего — комических.
Этот персонаж ни бельмеса не смыслит в придворном этикете. «Ни ступить, ни молвить не умеет». Но по каким-то причинам он вынужден пребывать при дворе ([[с прикрученным фитильком]] — в каком-нибудь прециозном обществе, где должен сойти за равного среди равных). Может, он [[парвеню]], вырвавшийся из грязи в князи. Может, он [[самозванец]]. Может, он [[неожиданный наследник]], [[попаданец]] или кто-то в этом духе — суть тропа в том, что его простонародное обхождение резко контрастирует с чопорными требованиями этикета и порождает массу конфликтов, чаще всего — комических.


Варианты развития тропа:
Варианты развития тропа:
Строка 9: Строка 9:
== Примеры ==
== Примеры ==


=== Общее ===
=== [[Комплексные франшизы]] ===
* Огромное количество произведений [[МТА]], имеющих зачастую очень поверхностное (или вообще никакого) представление о том, что такое придворный этикет и какой это [[Смертоносный распущенный двор|гадюшник — царский двор]]. Вот и рисуют они в своих фэнтези-книгах королей с крестьянско-пролетарскими замашками.
* [[Конан]] — стал королем одной из древнейших стран, да и до того к разным дворам попадал регулярно. А какой этикет у варвара? Первый вариант: его манеры раздражают только паркетных шаркунов, а вот [[военная косточка|военная аристократия]] на такие мелочи внимания не обращает.
 
* [[Star Wars]] — после дуэли с Мейсом Винду с Палпатина напрочь слетает весь свойственный ему прежде светский лоск, и он начинает вести себя как типичный [[злобный смех|хихикающий]], [[зло грызёт реквизит|грызущий реквизит]] злодей<ref>Обоснуй: Палпатин от сильной боли — и не менее сильного истощения организма — крепко подвинулся умом. Но сохранил высокую функциональность.</ref>. Всем окружающим его прихлебателям приходится с этим мириться, потому что никто не хочет быть поджаренным молнией Ситхов, угодить на каторгу на Кессель или претерпеть ещё что-нибудь страшное.
=== [[Театр]] ===
** Справедливости ради, Император хоть и стереотипно-безумный, но ''пафосный'' и вежливый злодей, собравший вокруг себя [[смертоносный распущенный двор]].
* Бернард Шоу, «Пигмалион» — цветочница Элиза старательно училась вести себя как леди, но однажды на файф-о-клоке нечаянно сорвалась и побеседовала со сливками [[Великий Смог|лондонского]] общества в своей привычной кокни-манере. Правда, ей сошло с рук: рафинированные аристократы были так далеки от народа, что даже не поняли, с кем беседуют.
** Кстати, можно считать (на уровне хэдканона), что Палпатин и был стереотипно-безумным, но ради достижения власти он невероятно сдерживался. Причем и в роли Сидиуса. А став Императором решил быть самим собой.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[Конан]] — стал королем одной из древнейших стран, да и до того к разным дворам попадал регулярно. А какой этикет у варвара? Первый вариант: его манеры раздражают только паркетных шаркунов, а вот военная аристократия на такие мелочи внимания не обращает.
* [[Лев Кассиль]], «Будьте готовы, Ваше высочество!» — отчасти [[инверсия]]. Проведший лето в пионерлагере наследный принц далёкой, но дружественной нам страны, став королём, начинает с реформы этикета: «И в письме этом король сообщал, что он не позволяет никому раскрывать на ночь, убирать и заправлять на день свою постель в спальне Джайгаданга и что он ввёл у себя во дворце ежедневную утреннюю линейку для всех министров и придворных. Причем король приветствует свиту восклицанием „Путти хатоу!“, на что все присутствующие придворные должны отвечать „Взигада хатоу!“» (Глава 20)
* Песенка о хромом короле и ловко выкрутившемся корнете, доставившем донесение с фронта: «…Я просто хромаю ''на обе ноги''!»
* «Принц и нищий» — Том Кенти делает разные глупости из-за незнания придворного этикета, но вельможам и в голову не приходит, что это может быть не принц Уэльский, так что они списывают всё на помешательство наследника.
* [[Марк Твен]], «Принц и нищий» — Том Кенти делает разные глупости из-за незнания придворного этикета, но вельможам и [[Невероятная правда|в голову не приходит]], что это может быть не принц Уэльский, так что они списывают всё на помешательство наследника. Пример с чуть-чуть прикрученным фитильком: кое-что о придворной жизни Том всё-таки знал из книг отца Эндрю, но этого было слишком мало.
* [[Hyperion Cantos]] — [[субверсия]]: вполне себе нормальный король Печальный Король Билли, наследник Виндзорской династии, покровитель искусств, со всеми обращается запросто, именно что в манере «очень приятно, король». И при этом настолько неуклюж, неряшлив и рассеян, что его и Вильямом-то никто не зовет. Он действительно умный и тонко чувствующий человек и действительно потомок королевского рода, но… уродился вот такой, не-королевский совсем.
* А. Н. Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина» — из ставшего уже практически властелином Европы Гарина буржуазное парижское общество выпило всю жизнь требованиями соблюдения этикета и светских приличий.
* Цикл Роджера Желязны об Амбере, инверсия. Рэндом, король Амбера, коронован абсолютно законно и имеет все права на трон предков. Быть заядлым рокером со всеми вытекающими это ему совсем не мешает. Придворные… придворные и не такое видели.
* [[Лев Кассиль]], «Будьте готовы, Ваше высочество!» — игра с тропом. Наследный принц далёкой, но дружественной нам страны, попадая в советский пионерлагерь, поначалу пытается требовать от всех соблюдения дипломатических и придворных условностей. Затем проходит «перековку» и, став королём, начинает правление с реформы порядков в собственном дворце: «И в письме этом король сообщал, что он не позволяет никому раскрывать на ночь, убирать и заправлять на день свою постель в спальне Джайгаданга и что он ввёл у себя во дворце ежедневную утреннюю линейку для всех министров и придворных. Причем король приветствует свиту восклицанием „Путти хатоу!“, на что все присутствующие придворные должны отвечать „Взигада хатоу!“» (Глава 20).
* [[Роджер Желязны]], «[[Хроники Амбера]]» — [[инверсия]]. Рэндом, король Амбера, коронован абсолютно законно и имеет все права на трон предков. Быть заядлым рокером со всеми вытекающими это ему совсем не мешает. Придворные… придворные и не такое видели.
** Тем более что он родился принцем и сначала получил стандартное придворное воспитание — а рокером стал уже во взрослом возрасте. Так что вести себя подобающе он умеет не хуже других. А если в свободное от государственных забот время король любит на ударных поиграть, так это его личное дело и придворных никак не касается.
** Тем более что он родился принцем и сначала получил стандартное придворное воспитание — а рокером стал уже во взрослом возрасте. Так что вести себя подобающе он умеет не хуже других. А если в свободное от государственных забот время король любит на ударных поиграть, так это его личное дело и придворных никак не касается.
* [[Макс Фрай]], цикл про Ехо. Гуриг VIII — игра с тропом: [[крутой король]], [[искусный государь]] и [[хороший парень]] в одном лице. Этикет-то он понимает и соблюдает всеми силами, вот только при этом потихоньку проталкивает всевозможные варианты его ослабления, а в неформальных условиях ведёт себя именно по сабжу. Придворные, как водится, отчаянно сопротивляются.
* А. Н. Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина». Из ставшего уже практически властелином Европы Гарина буржуазное парижское общество выпило всю жизнь требованиями соблюдения этикета и светских приличий.
* [[Макс Фрай]], цикл о Ехо — Гуриг VIII, игра с тропом. Этикет-то он понимает и соблюдает всеми силами, вот только при этом потихоньку проталкивает всевозможные варианты его ослабления, а в неформальных условиях ведёт себя именно по сабжу.
** {{spoiler|Да и сам Макс после «обнаружения», что он — пропавший в детстве царь кочевников.}}
** {{spoiler|Да и сам Макс после «обнаружения», что он — пропавший в детстве царь кочевников.}}
* [[Метавселенная Рудазова]] — Логмир Двурукий. Да, он мечтал взойти на трон — но именно что мечтал, а не планировал всерьёз, и когда Креол сдержал-таки слово и этот трон ему [[делатель королей|обеспечил]], герой даже как-то стушевался… а потом забил и остался прежним [[крутой идиот|Логмиром]]. Не забудем и очевидную разницу между нумирадскими королями и закатонскими султанами…
* Огромное количество произведений [[МТА|MTA]], имеющих зачастую очень поверхностное (или вообще никакого) представление о том, что такое придворный этикет и какой это гадюшник — царский двор. [[Аристократия из фольги|Вот и рисуют они в своих фэнтези-книгах королей с крестьянско-пролетарскими замашками]].
* Роман Злотников, цикл о царевиче Федоре (а точнее, о попаданце в него). Если сначала идет стандартное «царь по Кремлю не ходит, а бегает», «на пирах ест мало, будто птичка клюет», «одежу носит простую да ноги оголяет», то уже ближе к концу следует интересный пример тропа от английского лорда, не привыкшего к московитскому этикету.
* Песенка о хромом короле и ловко выкрутившемся корнете, доставившем донесение с фронта: «…Я просто хромаю ''на обе ноги''!»
{{q|
— Ваше высо…
<br />— Не величай! Нет у нас ни высочеств, ни величеств. И даст Бог, не будет.|}}
* [[Hyperion Cantos]] — [[субверсия]]: вполне себе нормальный король Печальный Король Билли, наследник Виндзорской династии, покровитель искусств, со всеми обращается запросто, именно что в манере «очень приятно, король». И при этом настолько неуклюж, неряшлив и рассеян, что его и Вильямом-то никто не зовет. Он действительно умный и тонко чувствующий человек и действительно потомок королевского рода, но… уродился вот такой, не-королевский совсем.
* «[[Звёздные войны]]», расширенная вселенная — гранд-адмирал Траун. Траун — короткое неформальное имя: так-то он Митт’рау’нуруодо, а получается «гранд-адмирал Вася». Правда, тут есть [[обоснуй]]: мало кто в Империи способен правильно выговорить его [[Длинное имя|полное имя]].
* «Тяжело быть младшим…» Ксении Баштовой и Виктории Ивановой — играется [[шутки ради]]. Тут все особо высокоблагородные отличаются склонностью при возможности избегать излишних формальностей в общении, но, скажем, тот же {{spoiler|тёмный властелин}} Аргал прекрасно понимает, когда правила этикета надо соблюсти до последней запятой, потому регулярно бухтит на тему того, что его сын Диран представляется публике сокращённым титулом и вообще сокращает соблюдение этикета до самого минимума. Его кузен {{spoiler|эльфийский княжич}} Эльсирин этикету и того меньше внимания уделяет.
* [[Хроники странного королевства]] — король «странного королевства» Шеллар чинопочитание не приветствует. В частности с Ольгой он изначально хотел побеседовать инкогнито, однако она сразу узнала его по описанию, и … с лёгкостью приняла предложенный уровень общения. Аналогично его знакомство с Виктором в последней книге: «Вот сейчас придут Элмар и Мафей (принцы). И со мной (как члены семьи), и с тобой (как [[братья по оружию]]) они — на „ты“, а мы с тобой будем тут реверансы разводить».
** Король Орландо, маг-бард-полуэльф. С этого [[житель страны эльфов|жителя страны эльфов]] станется закурить косячок (благо, в силу расовых особенностей ему любая природная наркота только на пользу идёт), сидя на спинке трона. Другое дело, что верные подданные в такой ситуации сразу вспомнят, как «товарища Пассионарио» врачи буквально собирали по кускам после боя за Кастель Коронадо. Что же касается управления Мистралией, то этим занимаются министры, а он за счёт эмпатии сразу чувствует, кто двурушничать пытается.
* Ф. М. Достоевский «Идиот» — в числе странностей князя Мышкина было и то, что он, будучи, собственно, князем, по-дружески вел беседу с простым камердинером. «Князь — демократ» — нашла объяснение этому Аглая.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[Star Wars]] — после дуэли с Мейсом Винду с Палпатина напрочь слетает весь свойственный ему прежде светский лоск, и он начинает вести себя как типичный [[злобный смех|хихикающий]], [[грызть реквизит|грызущий реквизит]] злодей<ref>Обоснуй: Палпатин от сильной боли — и не менее сильного истощения организма — крепко подвинулся умом. Но сохранил высокую функциональность.</ref>. Всем окружающим его прихлебателям приходится с этим мириться, потому что никто не хочет быть поджаренным молнией Ситхов, угодить на каторгу на Кессель или претерпеть ещё что-нибудь страшное.
* «[[Иван Васильевич меняет профессию]]» — самозванца поневоле разоблачили очень быстро. Кодификатор.
** Справедливости ради, Император хоть и стереотипно-безумный, но ''пафосный'' и вежливый злодей, собравший вокруг себя [[смертоносный распущенный двор]].
** Кстати, можно считать (на уровне хэдканона), что Палпатин и был стереотипно-безумным, но ради достижения власти он невероятно сдерживался. Причем и в роли Сидиуса. А став Императором решил быть самим собой.
** По книгам — психом он был всегда. А вот после боя с Мейсом стал ещё и немного идиотом.
* «[[Иван Васильевич меняет профессию]]» — самозванца поневоле разоблачили очень быстро. [[Кодификатор]] и [[тропнеймер]].
** Справедливости ради: бояре и дьяки как раз все анахронистические забобоны Бунши принимают как должное — Иван IV и без попаданцев [[злой король|адекватностью не отличался]]. Взбунтовались стрельцы — видимо, кто-то из гонявшихся за попаданцами проболтался в полку, а там пошло-поехало. А снять на всякий случай свидетелям головы даже Милославский не додумался — жанр не тот и метод не [[обаятельный мошенник|его]].
*** А тут и болтать не надо — Буншу выдал подписанный указ. Во-первых, разумеется, он не знал, как выглядит царская подпись. А в те времена подписи знатных лиц были настоящими произведениями каллиграфического искусства, а не современными закорючками. Во-вторых — и не старался, осознанно поставив свою как «И. О. царя». В-третьих (не факт, что создатели фильма имели в виду именно это, но всё же!), царь лично подписывал письма только к равным. Данный же документ должен был быть подписан чиновником рангом пониже (возможно, тем же Феофаном) и лишь скреплён царской печатью.
* «Король Ральф» — весь фильм об этом. Впрочем, парень в конце концов сам это понимает и передаёт престол более знающему человеку.
* «Король Ральф» — весь фильм об этом. Впрочем, парень в конце концов сам это понимает и передаёт престол более знающему человеку.
** «Парень» и исходно не особо хотел, и согласился короноваться лишь убеждённый, что иначе пресечётся династия со всеми вытекающими. А «более знающий человек» ранее скрыл своё собственное право на наследование, также не желая слишком заморачиваться этикетом, хотя и знал его.
* Французский фильм «Мания величия» с Луи Де Фюнесом и Ивом Монтаном. По сюжету опальный министр финансов Салюсте (Де Фюнес) подсовывает ко двору (Испания, XVI век) своего слугу (Монтан), выдавая за своего племянника. Прекрасный пример:
* Французский фильм «Мания величия» с Луи Де Фюнесом и Ивом Монтаном. По сюжету опальный министр финансов Салюсте (Де Фюнес) подсовывает ко двору (Испания, XVI век) своего слугу (Монтан), выдавая за своего племянника. Прекрасный пример:
: Король: — Эй, Сезар, а почему твои сапоги блестят ярче моих?
{{q|Король: Эй, Сезар, а почему твои сапоги блестят ярче моих?<br />Сезар-слуга: Да потому что свои я чищу сам, сир.<br />Король: Сам???|Подобные простонародные обороты быстренько сделали слугу-Сезара фаворитом короля, а вот придворную аристократию дичайше разозлили.}}
: Сезар-слуга: — Да потому что свои я чищу сам, сир.
: Король: — Сам???
: Подобные простонародные обороты быстренько сделали слугу-Сезара фаворитом короля, а вот придворную аристократию дичайше разозлили.
* Обыграно в комическом ключе в фильме Эрнста Маришки «Сисси. Роковые годы императрицы» — миланская аристократия, желая выказать своё неуважение ненавистным австриякам, отправляет в театр Ла Скала вместо себя слуг, разодетых, как дворяне. Мало того, что слуги не знают этикета, им ещё и велено не оказывать императорской чете знаков почтения. Однако императрица умудряется повернуть ситуацию против самих шутников, когда устраивает после оперы приём, на котором всех слуг официально представляют под именами их хозяев.
* Обыграно в комическом ключе в фильме Эрнста Маришки «Сисси. Роковые годы императрицы» — миланская аристократия, желая выказать своё неуважение ненавистным австриякам, отправляет в театр Ла Скала вместо себя слуг, разодетых, как дворяне. Мало того, что слуги не знают этикета, им ещё и велено не оказывать императорской чете знаков почтения. Однако императрица умудряется повернуть ситуацию против самих шутников, когда устраивает после оперы приём, на котором всех слуг официально представляют под именами их хозяев.
* «Дневники принцессы» — Миа кое-как свыкается с этикетом лишь к концу второго фильма, когда ей предстоит короноваться.
=== [[Телесериал]]ы ===
* [[The Crown]] — субверсия: в эпизоде «Балморальские испытания» вся королевская семья шокировала Маргарет Тэтчер тем, что в своем кругу они общаются и одеваются совершенно неформально. Премьер-министерша Англии на фоне реальных аристократов выглядела расфуфыренной чопорной дамочкой.
** Принцесса Диана стала народной любимицей именно потому, что примерно так себя вела на публике. До панибратства не опускалась, конечно, но и бетонную стену между собой и народом не возводила. Увы, именно ее успех выбесил Чарльза.
** Принцесса Маргарет любила включать «Очень приятно, я просто Мэг». Во время официального визита в США это принесло ей чумовой успех.
=== [[Мультфильмы]] ===
* «[[Охотники на драконов]]», приквел мультсериала — наглядно показано, что Гвиздо ещё с юных лет не парился за титулы своих заказчиков во время переговоров. Платят-то за результаты охоты, а не за этикет… Впрочем, лорд Арнольд тоже далеко не любитель формальностей в диалоге (он и сам бывший наёмник-драконоборец, как-никак!).
* «[[Вовка в Тридевятом царстве]]» — местный сказочный монарх держится весьма запросто и даже лично красит забор («чтоб тунеядцем не прослыть»).


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Witcher]] — Фольтесту попросту не до церемоний — какие, нахрен, этикеты, когда Вызима горит, на улицах скоятаэли дерутся с Орденом, а родная дочь во второй раз превратилась в стрыгу? Вот его величество и говорит — резко и по существу.
* [[The Witcher]] — Фольтесту попросту не до церемоний — какие, нахрен, этикеты, когда Вызима горит, на улицах скоятаэли дерутся с Орденом, а родная дочь во второй раз превратилась в стрыгу? Вот его величество и говорит — резко и по существу.
** Радовид тоже не шибко желает плести словесные кружева. Но он вообще не дома, ему можно.
** Радовид тоже не шибко желает плести словесные кружева. Но он вообще не дома, ему можно.
** А вот Адда как раз изображает из себя изысканную принцессу и светскую леди.
** А вот Адда как раз изображает из себя изысканную принцессу и светскую леди.
* [[Witcher 3]] — Геральт в Вызиме. Эту сцену просто нужно видеть.
* [[the Witcher 3]] — Геральт в Вызиме. Эту сцену просто нужно видеть.
* [[Dragon Age]] II: если сделать Алистера королем в первой части, то во второй он приедет с официальным визитом в Киркволл и будет вести себя именно так.
* [[Dragon Age]] II: если сделать Алистера королем в первой части, то во второй он приедет с официальным визитом в Киркволл и будет вести себя именно так.
* [[TES/The Elder Scrolls II: Daggerfall|Daggerfall]] — пример не сюжетный, а геймплейный. Есть специальный навык, «этикет», отвечающий за то, насколько удачно персонаж общается при выбранной вежливой линии разговора. С низким значением этого навыка во дворцы лучше и не соваться.
* [[TES/The Elder Scrolls II: Daggerfall|Daggerfall]] — пример не сюжетный, а геймплейный. Есть специальный навык, «этикет», отвечающий за то, насколько удачно персонаж общается при выбранной вежливой линии разговора. С низким значением этого навыка во дворцы лучше и не соваться.
=== [[Визуальные романы]] ===
* [[Long Live the Queen]] — если не качать навык придворных манер и, в меньшей степени, группу «королевское поведение», то именно это и получится. Потенциально может быть источником как мелких недоразумений, так и серьёзных проблем.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* [[Капитан]] [[приватир|Жан Бар]], в 1694 году приведший в Дюнкерк стратегически важный конвой с [[Песнь Льда и Пламени|<s>луком</s>]] хлебом, был приглашён [[Король-Солнце|Людовиком XIV]] в Версаль. Будучи родом из простолюдинов, он не знал этикета, поэтому при встрече с королём простодушно обнял его и расцеловал. Чем поверг в шок присутствующих придворных: по этикету к монаршей особе и прикасаться-то лишний раз не следовало! К ещё большему их удивлению, Людовик в ответ похлопал Бара по плечу, а придворным пояснил: дескать, запрет касаться короля относится лишь к дворянам, которые [[На тебе!|используют любые возможности для бунта против своего суверена]], тогда как народ всегда был и остаётся верен королю. Поэтому для простонародья правила, созданные для дворян, не действуют (очень жестокая ошибка).
* Когда будущему первому герцогу Нормандскому, а на тот момент предводителю [[викинг]]ов Роллону Пешеходу нужно было по этикету поцеловать ногу короля, тот нагнувшись, поднял монаршью ногу, в результате король грохнулся на пол.
* Обед Юрия Алексеевича Гагарина у английской королевы можно принять за золотой стандарт. Понятное дело, что простой советский человек управляться со всем тем обилием столовых приборов не умел, однако Гагарин смог изящно избегнуть неприятной ситуации, с улыбкой сказав: «Давайте есть по-русски». Он взял ложку, положил в свою тарелку салат и приступил к ланчу. К большому изумлению присутствовавших королева поддержала космонавта и, взяв большую ложку, обратилась к гостям: «Господа, давайте есть по-гагарински». Конфузы на этом не кончились. Подали чай. Юрий Алексеевич тут же выловил из своей чашки дольку лимона и, по русской традиции, отправил ее себе в рот. Королева же, не моргнув глазом, сделала все в точности также. После чего сказала: «Как вкусно!». Ну и в конце уже королева первой нарушила придворный этикет, предложив Гагарину совместное фото (одно из важнейших правил английского этикета запрещает монарху фотографироваться с обычными людьми, но тут у Её Величества оправдание — это Гагарин-то «обычный»?).
* Капитан Жан Бар, в 1694 году приведший в Дюнкерк стратегически важный конвой с <s>[[ПЛиО|луком]]</s> хлебом, был приглашён Людовиком XIV в Версаль. Будучи родом из простолюдинов, он не знал этикета, поэтому при встрече с королём простодушно обнял его и расцеловал. Чем поверг в шок присутствующих придворных: по этикету к монаршей особе и прикасаться-то лишний раз не следовало! К ещё большему их удивлению, Людовик в ответ похлопал Бара по плечу, а придворным пояснил: дескать, запрет касаться короля относится лишь к дворянам, которые [[На тебе!|используют любые возможности для бунта против своего суверена]], тогда как народ всегда был и остаётся верен королю. Поэтому для простонародья правила, созданные для дворян, не действуют.


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
<references />


{{Nav/Аристократы и дегенераты}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}

Текущая версия на 01:22, 2 августа 2023

Этот персонаж ни бельмеса не смыслит в придворном этикете. «Ни ступить, ни молвить не умеет». Но по каким-то причинам он вынужден пребывать при дворе (с прикрученным фитильком — в каком-нибудь прециозном обществе, где должен сойти за равного среди равных). Может, он парвеню, вырвавшийся из грязи в князи. Может, он самозванец. Может, он неожиданный наследник, попаданец или кто-то в этом духе — суть тропа в том, что его простонародное обхождение резко контрастирует с чопорными требованиями этикета и порождает массу конфликтов, чаще всего — комических.

Варианты развития тропа:

  • Комический — простонародное демократическое обхождение в конце концов приходится всем по душе и становится новым вариантом придворного этикета. Так происходит, если герой — неожиданный наследник или попаданец, который обосновал законное право на престол родословной, характером или поступками. Ну в самом деле, если герой у нас крутой король, искусный государь или что-то в этом духе, отчего бы не потерпеть его небольшие чудачества? Как вариант: он нагоняет такого страху, что никто не осмеливается перечить, и если король изволит сидеть поперек трона, закинув ногу на подлокотник, то так тому и быть.
  • Сказочный — самозванца/попаданца/парвеню разоблачают именно по его поведению и выгоняют, но это делается смешно и шутки ради. Никаких тебе квалифицированных казней, полагавшихся за присвоение королевского достоинства, не прилагается. Как вариант, его не выгоняют, но прощают, потому что он хотел хорошего.
  • Трагический: а вот тут за разоблачением следуют именно что недетские репрессии, а само разоблачение сопровождается бунтами, массовым кровопролитием и тэ дэ. Причем герой может и не быть самозванцем, он просто не пришелся ко двору и всех достал своей непосредственностью. С прикрученным фитильком — его не изгоняют и не казнят, а просто тихо травят, в буквальном и переносном смысле.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Конан — стал королем одной из древнейших стран, да и до того к разным дворам попадал регулярно. А какой этикет у варвара? Первый вариант: его манеры раздражают только паркетных шаркунов, а вот военная аристократия на такие мелочи внимания не обращает.
  • Звёздные войны — после дуэли с Мейсом Винду с Палпатина напрочь слетает весь свойственный ему прежде светский лоск, и он начинает вести себя как типичный хихикающий, грызущий реквизит злодей[1]. Всем окружающим его прихлебателям приходится с этим мириться, потому что никто не хочет быть поджаренным молнией Ситхов, угодить на каторгу на Кессель или претерпеть ещё что-нибудь страшное.
    • Справедливости ради, Император хоть и стереотипно-безумный, но пафосный и вежливый злодей, собравший вокруг себя смертоносный распущенный двор.
    • Кстати, можно считать (на уровне хэдканона), что Палпатин и был стереотипно-безумным, но ради достижения власти он невероятно сдерживался. Причем и в роли Сидиуса. А став Императором решил быть самим собой.

Литература[править]

  • Лев Кассиль, «Будьте готовы, Ваше высочество!» — отчасти инверсия. Проведший лето в пионерлагере наследный принц далёкой, но дружественной нам страны, став королём, начинает с реформы этикета: «И в письме этом король сообщал, что он не позволяет никому раскрывать на ночь, убирать и заправлять на день свою постель в спальне Джайгаданга и что он ввёл у себя во дворце ежедневную утреннюю линейку для всех министров и придворных. Причем король приветствует свиту восклицанием „Путти хатоу!“, на что все присутствующие придворные должны отвечать „Взигада хатоу!“» (Глава 20)
  • «Принц и нищий» — Том Кенти делает разные глупости из-за незнания придворного этикета, но вельможам и в голову не приходит, что это может быть не принц Уэльский, так что они списывают всё на помешательство наследника.
  • Hyperion Cantos — субверсия: вполне себе нормальный король Печальный Король Билли, наследник Виндзорской династии, покровитель искусств, со всеми обращается запросто, именно что в манере «очень приятно, король». И при этом настолько неуклюж, неряшлив и рассеян, что его и Вильямом-то никто не зовет. Он действительно умный и тонко чувствующий человек и действительно потомок королевского рода, но… уродился вот такой, не-королевский совсем.
  • Цикл Роджера Желязны об Амбере, инверсия. Рэндом, король Амбера, коронован абсолютно законно и имеет все права на трон предков. Быть заядлым рокером со всеми вытекающими это ему совсем не мешает. Придворные… придворные и не такое видели.
    • Тем более что он родился принцем и сначала получил стандартное придворное воспитание — а рокером стал уже во взрослом возрасте. Так что вести себя подобающе он умеет не хуже других. А если в свободное от государственных забот время король любит на ударных поиграть, так это его личное дело и придворных никак не касается.
  • А. Н. Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина». Из ставшего уже практически властелином Европы Гарина буржуазное парижское общество выпило всю жизнь требованиями соблюдения этикета и светских приличий.
  • Макс Фрай, цикл о Ехо — Гуриг VIII, игра с тропом. Этикет-то он понимает и соблюдает всеми силами, вот только при этом потихоньку проталкивает всевозможные варианты его ослабления, а в неформальных условиях ведёт себя именно по сабжу.
    • Да и сам Макс после «обнаружения», что он — пропавший в детстве царь кочевников.
  • Огромное количество произведений MTA, имеющих зачастую очень поверхностное (или вообще никакого) представление о том, что такое придворный этикет и какой это гадюшник — царский двор. Вот и рисуют они в своих фэнтези-книгах королей с крестьянско-пролетарскими замашками.
  • Песенка о хромом короле и ловко выкрутившемся корнете, доставившем донесение с фронта: «…Я просто хромаю на обе ноги

Кино[править]

  • «Иван Васильевич меняет профессию» — самозванца поневоле разоблачили очень быстро. Кодификатор.
  • «Король Ральф» — весь фильм об этом. Впрочем, парень в конце концов сам это понимает и передаёт престол более знающему человеку.
  • Французский фильм «Мания величия» с Луи Де Фюнесом и Ивом Монтаном. По сюжету опальный министр финансов Салюсте (Де Фюнес) подсовывает ко двору (Испания, XVI век) своего слугу (Монтан), выдавая за своего племянника. Прекрасный пример:
Король: — Эй, Сезар, а почему твои сапоги блестят ярче моих?
Сезар-слуга: — Да потому что свои я чищу сам, сир.
Король: — Сам???
Подобные простонародные обороты быстренько сделали слугу-Сезара фаворитом короля, а вот придворную аристократию дичайше разозлили.
  • Обыграно в комическом ключе в фильме Эрнста Маришки «Сисси. Роковые годы императрицы» — миланская аристократия, желая выказать своё неуважение ненавистным австриякам, отправляет в театр Ла Скала вместо себя слуг, разодетых, как дворяне. Мало того, что слуги не знают этикета, им ещё и велено не оказывать императорской чете знаков почтения. Однако императрица умудряется повернуть ситуацию против самих шутников, когда устраивает после оперы приём, на котором всех слуг официально представляют под именами их хозяев.

Видеоигры[править]

  • Ведьмак — Фольтесту попросту не до церемоний — какие, нахрен, этикеты, когда Вызима горит, на улицах скоятаэли дерутся с Орденом, а родная дочь во второй раз превратилась в стрыгу? Вот его величество и говорит — резко и по существу.
    • Радовид тоже не шибко желает плести словесные кружева. Но он вообще не дома, ему можно.
    • А вот Адда как раз изображает из себя изысканную принцессу и светскую леди.
  • the Witcher 3 — Геральт в Вызиме. Эту сцену просто нужно видеть.
  • Dragon Age II: если сделать Алистера королем в первой части, то во второй он приедет с официальным визитом в Киркволл и будет вести себя именно так.
  • Daggerfall — пример не сюжетный, а геймплейный. Есть специальный навык, «этикет», отвечающий за то, насколько удачно персонаж общается при выбранной вежливой линии разговора. С низким значением этого навыка во дворцы лучше и не соваться.

Реальная жизнь[править]

  • Когда будущему первому герцогу Нормандскому, а на тот момент предводителю викингов Роллону Пешеходу нужно было по этикету поцеловать ногу короля, тот нагнувшись, поднял монаршью ногу, в результате король грохнулся на пол.
  • Капитан Жан Бар, в 1694 году приведший в Дюнкерк стратегически важный конвой с луком хлебом, был приглашён Людовиком XIV в Версаль. Будучи родом из простолюдинов, он не знал этикета, поэтому при встрече с королём простодушно обнял его и расцеловал. Чем поверг в шок присутствующих придворных: по этикету к монаршей особе и прикасаться-то лишний раз не следовало! К ещё большему их удивлению, Людовик в ответ похлопал Бара по плечу, а придворным пояснил: дескать, запрет касаться короля относится лишь к дворянам, которые используют любые возможности для бунта против своего суверена, тогда как народ всегда был и остаётся верен королю. Поэтому для простонародья правила, созданные для дворян, не действуют.

Примечания[править]

  1. Обоснуй: Палпатин от сильной боли — и не менее сильного истощения организма — крепко подвинулся умом. Но сохранил высокую функциональность.