Посмотри в глаза чудовищ: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
common>Mister E
м
 
(Новая страница: «мини|[[Гражданская война в России|Белогвардейцы монстров не боятся!]] '''«Посмотри в глаза чудовищ»''' — эпическое произведение Андрея Лазарчука и Михаила Успенского, выпущенное в 1997. Представляет собой фактически «манифест девяностых»...»)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:EyesOfMonsters.jpg|мини|[[Гражданская война в России|Белогвардейцы]] монстров не боятся!]]
[[Файл:EyesOfMonsters.jpg|мини|[[Гражданская война в России|Белогвардейцы]] монстров не боятся!]]
'''«Посмотри в глаза чудовищ»''' — эпическое произведение Андрея Лазарчука и Михаила Успенского, выпущенное в 1997. Представляет собой фактически «[[Эстетика девяностых|манифест девяностых]]»: с одной стороны, это пародийная смесь всех бытовавших тогда оккультных и [[конспирология|конспирологических]] теорий (своего рода отечественный ответ американской трилогии «[[Иллюминатус!]]»), а с другой стороны — достаточно серьёзное осмысление реалий 1990-х и мечтаний людей в ту эпоху (в том числе ностальгии по дореволюционной России и надежды на её [[Белая Россия|идейное возрождение]]). Пожалуй, одной из важных находок авторов стали стихи Дмитрия Быкова, которые, взяв поэта в соавторы, издали в послесловии под заголовком «стихи из чёрной тетради». Стилизация под позднего Гумилёва вышла великолепной, прекрасно оттеняющей общий сюжет. Впоследствии в серии вышли ещё две книги: «Гиперборейская чума» и «Марш экклезиастов».
'''«Посмотри в глаза чудовищ»''' эпическое произведение Андрея Лазарчука и Михаила Успенского, выпущенное в 1997. Представляет собой фактически «манифест девяностых»: с одной стороны, это пародийная смесь всех бытовавших тогда оккультных и [[конспирология|конспирологических]] теорий (своего рода отечественный ответ американской трилогии «[[Иллюминатус!]]»), а с другой стороны — достаточно серьёзное осмысление реалий 1990-х и мечтаний людей в ту эпоху (в том числе ностальгии по дореволюционной России и надежды на её [[Белая Россия|идейное возрождение]]). Пожалуй, одной из важных находок авторов стали стихи Дмитрия Быкова, которые, взяв поэта в соавторы, издали в послесловии под заголовком «стихи из чёрной тетради». Стилизация под позднего Гумилёва вышла великолепной, прекрасно оттеняющей общий сюжет. Впоследствии в серии вышли ещё две книги: «Гиперборейская чума» и «Марш экклезиастов».


== Сюжет ==
== Сюжет ==
Главным героем является поэт и офицер Николай Гумилёв, который по сюжету был не расстрелян, а выкуплен у ЧК неким оккультным орденом «Пятый Рим». Этот орден на протяжении веков служил опорой российской монархии: в его рядах состояли сподвижник Петра I Яков Брюс, сын Павла I Семён Великий, Михаил Скопин-Шуйский и др., продлевающие себе жизнь с помощью мистического препарата «Ксерион». Гумилёв сам становится агентом ордена и выполняет для него разные задания. Действие происходит в нескольких временах: в детстве Гумилёва в конце XIX века, в 1930-е, где он под чужим именем плывёт на круизном лайнере «Cat of Cheshire», в 1940-е, когда он сталкивается с нацистскими оккультистами, и, наконец, в 1990-е, когда он обзавёлся женой и ребёнком. Сквозной сюжет, на который и нанизаны отдельные эпизоды — это попытки Гумилёва спасти похищенную девочку, разобраться, что же происходит сейчас в оккультном и реальном мире, отчего потеряли память {{spoiler|почти}} все члены ордена, кто такие рептилоиды и чего ему недоговаривали в то время, когда орден ещё был в полной силе. Естественно, с разоблачением тайн, срывом покровов, материализацией духов и раздачей слонов.
Главным героем является поэт и офицер Николай Гумилёв, который по сюжету был не расстрелян, а выкуплен у ЧК неким оккультным орденом «Пятый Рим». Этот орден на протяжении веков служил опорой российской монархии: в его рядах состояли сподвижник Петра I Яков Брюс, сын Павла I Семён Великий, Михаил Скопин-Шуйский и др., продлевающие себе жизнь с помощью мистического препарата «Ксерион». Гумилёв сам становится агентом ордена и выполняет для него разные задания. Действие происходит в нескольких временах: в детстве Гумилёва в конце XIX века, в 1930-е, где он под чужим именем плывёт на круизном лайнере «Cat of Cheshire», в 1940-е, когда он сталкивается с нацистскими оккультистами, и, наконец, в 1990-е, когда он обзавёлся женой и ребёнком. Сквозной сюжет, на который и нанизаны отдельные эпизоды — это попытки Гумилёва спасти похищенную девочку, разобраться, что же происходит сейчас в оккультном и реальном мире, отчего потеряли память {{spoiler|почти}} все члены ордена, кто такие рептилоиды и чего ему недоговаривали в то время, когда орден ещё был в полной силе. Естественно, с разоблачением тайн, срывом покровов, материализацией духов и раздачей слонов.


== Что здесь есть ==
== Что здесь есть ==
* [[Аллюзия]] — во все поля!
* [[Аллюзия]] во все поля!
** Название «Cat of Cheshire» — очевидная отсылка к «[[Alice in Wonderland|Алисе в Стране чудес]]».
** Название «Cat of Cheshire» — очевидная отсылка к «[[Alice in Wonderland|Алисе в Стране чудес]]».
** В 1928 Гумилёв возвращается в Москву под именем иностранного профессора Фридриха-Марии фон Виланда; он хромает из-за ранения, полученного на предыдущей миссии, и потерял одну из маскировочных контактных линз, поэтому глаза у него разного цвета. В Москве он встречает самого [[Булгаков]]а, их диалог переполнен аллюзиями к сцене на Патриарших, и намекается, что именно он вдохновил писателя на образ [[Мастер и Маргарита|Воланда]].
** В 1928 Гумилёв возвращается в Москву под именем иностранного профессора Фридриха-Марии фон Виланда; он хромает из-за ранения, полученного на предыдущей миссии, и потерял одну из маскировочных контактных линз, поэтому глаза у него разного цвета. В Москве он встречает самого [[Булгаков]]а, их диалог переполнен аллюзиями к сцене на Патриарших, и намекается, что именно он вдохновил писателя на образ [[Мастер и Маргарита|Воланда]].
** Одним из рассказчиков вставных историй является Йозеф Блазковиц, причём по его размышлениям можно понять, что [[Wolfenstein|тот самый]].
** Одним из рассказчиков вставных историй является Йозеф Блазковиц, причём по его размышлениям можно понять, что [[Wolfenstein|тот самый]].
** Названия главам даны по цитатам (кто бы мог подумать) из Гумилева.
** Названия главам даны по цитатам (кто бы мог подумать) из Гумилева.
* [[Антарктида]] — нацистскую базу в Новой Швабии главный герой помогает уничтожить лично. Весьма вовремя, там едва не созрело очередное [[Вундервафля|вундерваффе]], и, возможно, не одно.
* [[Антарктида]] нацистскую базу в Новой Швабии главный герой помогает уничтожить лично. Весьма вовремя, там едва не созрело очередное [[Вундервафля|вундерваффе]], и, возможно, не одно.
* [[Аргентина — Четвертый Рейх]] — троп обыгрывается. В Аргентине есть две соседние деревни, одна белорусская, а другая баварская. Первая была создана выжившими членами партизанской группы, на которую во время Второй мировой войны охотились мужчины второй. Обе деревни используют этот факт для связи. А настоящая база нацистов находится в Антарктике, но к тому времени, когда экспедиция адмирала Бэрда, наконец, добирается туда, она уже была разрушена их экспериментами с [[Нацистский оккультизм|оккультизмом]]. Остатки (включая плоды экспериментов), очень вовремя доломал {{spoiler|Гумилёв}}.
* [[Голливудское вуду]] Барон Суббота — прозвище, данное на Карибах главе Анненербе Рудольфу Зеботтендорфу. Самому настоящему немецкому барону, без дураков.
* [[Голливудское вуду]] — Барон Суббота — прозвище, данное на Карибах главе Анненербе Рудольфу Зеботтендорфу. Самому настоящему немецкому барону, без дураков.
* [[Девственность — это сила]] для выполнения задания ордена Пятого Рима нужно непременно быть девственником, притом молодым. Приходится Николаю Степановичу пройти процедуру омоложения и «оцеломудривания» и потом долгое время воздерживаться, притом, что искушения есть в наличии.
* [[Девственность — это сила]] — для выполнения задания ордена Пятого Рима нужно непременно быть девственником, притом молодым. Приходится Николаю Степановичу пройти процедуру омоложения и «оцеломудривания» и потом долгое время воздерживаться, притом, что искушения есть в наличии.
* [[Король под холмом]] Аттила спит под горой Геллерт в Будапеште. О его пробуждении никто не мечтает, кроме сил зла.
* [[Кельты в килтах]] — Брюс Яков Вилимович собственной персоной.
* [[Ктулху с побитой мордой]] беднягу убили наповал.
* [[Конспиративная антиутопия]] — миром правят рептилоиды и сражающиеся с ними тайные общества.
* [[Моральная подстава]] проходящие инициацию герои, в их числе — Николай Степанович, должны сохранять неподвижность. Но некоторым из них грозит гибель. Далее часть испытуемых остается недвижными, часть — в том числе Николай Степанович — бросаются на выручку. В итоге выясняется, что те, кто нарушили приказ ради помощи товарищам, считаются прошедшими испытание, а прочие его провалили.
* [[Король под холмом]] — Аттила спит под горой Геллерт в Будапеште. О его пробуждении никто не мечтает, кроме сил зла.
* [[Нацистский оккультизм]] герою даже устраивают экскурсию по Аненербе. Весьма познавательную.
* [[Ктулху с побитой мордой]] — беднягу убили наповал.
* [[Опосредованная передача ругательств]] «Валькирия разразилась длиннейшим проклятием, где поминались чёрт, собака, родители второго пилота, английские свиньи, католики, петухи и плохая погода. Я согласно покивал и добавил от себя очень приблизительную кальку малого шлюпочного загиба». Впечатление на немку произвести удалось.
* [[Моральная подстава]] — проходящие инициацию герои, в их числе — Николай Степанович, должны сохранять неподвижность. Но некоторым из них грозит гибель. Далее часть испытуемых остается недвижными, часть — в том числе Николай Степанович — бросаются на выручку. В итоге выясняется, что те, кто нарушили приказ ради помощи товарищам, считаются прошедшими испытание, а прочие его провалили.
* [[Программный язык Мироздания]] «Тетраграмматон состоит из куда более четырёх букв»
* [[Нацистский оккультизм]] — герою даже устраивают экскурсию по Аненербе. Весьма познавательную.
* [[Развесёлые ромалэ]] цыгане большие друзья героев и всегда готовы им помочь.
* [[Опосредованная передача ругательств]] — «Валькирия разразилась длиннейшим проклятием, где поминались чёрт, собака, родители второго пилота, английские свиньи, католики, петухи и плохая погода. Я согласно покивал и добавил от себя очень приблизительную кальку малого шлюпочного загиба». Впечатление на немку произвести удалось.
* [[Россия, которую мы потеряли]]: по сути, центральная тема.
* [[Программный язык Мироздания]] — «Тетраграмматон состоит из куда более четырёх букв»
* [[Советская магия]] неоднократно упоминается красная магия и советский символ-пентаграмма. Плюс намёки, что Сталин был аватарой некоего тёмного бога. А оккультный орден «Пятый Рим», завербовавший Гумилёва, напротив, связан с оккультными традициями Российской Империи.
* [[Развесёлые ромалэ]] — цыгане большие друзья героев и всегда готовы им помочь.
* [[Средство Макропулоса]] — загадочное сверхъестественное вещество «ксерион», лечащее любые болезни, продлевающее жизнь и превращающее неблагородные металлы в золото. {{spoiler|Получается в процессе разорения гнёзд рептилоидов, поработивших Землю — то есть «кровь дракона» в отношении философского камня тут [[то, что написано на упаковке|отнюдь не метафора]]}}.
* [[Россия, которую мы потеряли]] — по сути, центральная тема.
* [[Творчество меняет реальность]] стихотворная магия, которой владеет Гумилёв и другие поэты.
* [[Советская магия]] — неоднократно упоминается красная магия и советский символ-пентаграмма. Плюс намёки, что Сталин был аватарой некоего тёмного бога. А оккультный орден «Пятый Рим», завербовавший Гумилёва, напротив, связан с оккультными традициями Российской империи.
* [[Умён, как человек]] тибетский мастиф Гусар. Строение глаз не позволяет читать, строение пасти не позволяет говорить. Когда протагонист придумывает, как обойти эти ограничения, пёс оказывается не глупее главных героев, а здравомыслием кого-то и превосходит. Намекается, что такие собаки были выведены намеренно каким-то из тайных обществ.
* [[Средство Макропулоса]] — загадочное сверхъестественное вещество «ксерион», лечащее любые болезни, продлевающее жизнь и превращающее неблагородные металлы в золото. {{spoiler|Получается в процессе разорения гнёзд рептилоидов, поработивших Землю — то есть «кровь дракона» в отношении философского камня тут [[то, что написано на упаковке|отнюдь не метафора]]}}.
* [[Эстетика девяностых]] — один из самых ярких представителей сабжа.
* [[Творчество меняет реальность]] — стихотворная магия, которой владеет Гумилёв и другие поэты.
* [[Ясновидящий детектив]] сам Гумилёв успешно играет роль такого детектива в [[бесславные девяностые]], помогая найти пропавшую девочку, которую похитили [[Дневной представитель|очень странные]] крымские [[Развесёлые ромалэ|цыгане]]. А во второй части «Гиперборейская чума» протагонист — детектив-экстрасенс-саксофонист Крис (Кристофор Мартович) Вулич.
* [[Умён, как человек]] — тибетский мастиф Гусар. Строение глаз не позволяет читать, строение пасти не позволяет говорить. Когда протагонист придумывает, как обойти эти ограничения, пёс оказывается не глупее главных героев, а здравомыслием кого-то и превосходит. Намекается, что такие собаки были выведены намеренно каким-то из тайных обществ.
* [[Фашизм — это смешно]] — книга в общем и целом не об этом, но когда нацисты появляются в кадре, они довольно смешны. Чего стоит одна экскурсия по Аненербе.
* [[Царь-рыба, десять рублей и чёрное небо]] — разборка Николая Степановича и его людей с рептилоидом в красноярской гостинице.
* [[Ясновидящий детектив]] — сам Гумилёв успешно играет роль такого детектива в [[бесславные девяностые]], помогая найти пропавшую девочку, которую похитили [[Дневной представитель|очень странные]] крымские [[Развесёлые ромалэ|цыгане]]. А во второй части «Гиперборейская чума» протагонист — детектив-экстрасенс-саксофонист Крис (Кристофор Мартович) Вулич.


{{Nav/Conspiracy}}
{{Nav/Conspiracy}}

Версия 03:58, 27 марта 2022

Белогвардейцы монстров не боятся!

«Посмотри в глаза чудовищ» — эпическое произведение Андрея Лазарчука и Михаила Успенского, выпущенное в 1997. Представляет собой фактически «манифест девяностых»: с одной стороны, это пародийная смесь всех бытовавших тогда оккультных и конспирологических теорий (своего рода отечественный ответ американской трилогии «Иллюминатус!»), а с другой стороны — достаточно серьёзное осмысление реалий 1990-х и мечтаний людей в ту эпоху (в том числе ностальгии по дореволюционной России и надежды на её идейное возрождение). Пожалуй, одной из важных находок авторов стали стихи Дмитрия Быкова, которые, взяв поэта в соавторы, издали в послесловии под заголовком «стихи из чёрной тетради». Стилизация под позднего Гумилёва вышла великолепной, прекрасно оттеняющей общий сюжет. Впоследствии в серии вышли ещё две книги: «Гиперборейская чума» и «Марш экклезиастов».

Сюжет

Главным героем является поэт и офицер Николай Гумилёв, который по сюжету был не расстрелян, а выкуплен у ЧК неким оккультным орденом «Пятый Рим». Этот орден на протяжении веков служил опорой российской монархии: в его рядах состояли сподвижник Петра I Яков Брюс, сын Павла I Семён Великий, Михаил Скопин-Шуйский и др., продлевающие себе жизнь с помощью мистического препарата «Ксерион». Гумилёв сам становится агентом ордена и выполняет для него разные задания. Действие происходит в нескольких временах: в детстве Гумилёва в конце XIX века, в 1930-е, где он под чужим именем плывёт на круизном лайнере «Cat of Cheshire», в 1940-е, когда он сталкивается с нацистскими оккультистами, и, наконец, в 1990-е, когда он обзавёлся женой и ребёнком. Сквозной сюжет, на который и нанизаны отдельные эпизоды — это попытки Гумилёва спасти похищенную девочку, разобраться, что же происходит сейчас в оккультном и реальном мире, отчего потеряли память почти все члены ордена, кто такие рептилоиды и чего ему недоговаривали в то время, когда орден ещё был в полной силе. Естественно, с разоблачением тайн, срывом покровов, материализацией духов и раздачей слонов.

Что здесь есть

  • Аллюзия — во все поля!
    • Название «Cat of Cheshire» — очевидная отсылка к «Алисе в Стране чудес».
    • В 1928 Гумилёв возвращается в Москву под именем иностранного профессора Фридриха-Марии фон Виланда; он хромает из-за ранения, полученного на предыдущей миссии, и потерял одну из маскировочных контактных линз, поэтому глаза у него разного цвета. В Москве он встречает самого Булгакова, их диалог переполнен аллюзиями к сцене на Патриарших, и намекается, что именно он вдохновил писателя на образ Воланда.
    • Одним из рассказчиков вставных историй является Йозеф Блазковиц, причём по его размышлениям можно понять, что тот самый.
    • Названия главам даны по цитатам (кто бы мог подумать) из Гумилева.
  • Антарктида — нацистскую базу в Новой Швабии главный герой помогает уничтожить лично. Весьма вовремя, там едва не созрело очередное вундерваффе, и, возможно, не одно.
  • Голливудское вуду — Барон Суббота — прозвище, данное на Карибах главе Анненербе Рудольфу Зеботтендорфу. Самому настоящему немецкому барону, без дураков.
  • Девственность — это сила — для выполнения задания ордена Пятого Рима нужно непременно быть девственником, притом молодым. Приходится Николаю Степановичу пройти процедуру омоложения и «оцеломудривания» и потом долгое время воздерживаться, притом, что искушения есть в наличии.
  • Король под холмом — Аттила спит под горой Геллерт в Будапеште. О его пробуждении никто не мечтает, кроме сил зла.
  • Ктулху с побитой мордой — беднягу убили наповал.
  • Моральная подстава — проходящие инициацию герои, в их числе — Николай Степанович, должны сохранять неподвижность. Но некоторым из них грозит гибель. Далее часть испытуемых остается недвижными, часть — в том числе Николай Степанович — бросаются на выручку. В итоге выясняется, что те, кто нарушили приказ ради помощи товарищам, считаются прошедшими испытание, а прочие его провалили.
  • Нацистский оккультизм — герою даже устраивают экскурсию по Аненербе. Весьма познавательную.
  • Опосредованная передача ругательств — «Валькирия разразилась длиннейшим проклятием, где поминались чёрт, собака, родители второго пилота, английские свиньи, католики, петухи и плохая погода. Я согласно покивал и добавил от себя очень приблизительную кальку малого шлюпочного загиба». Впечатление на немку произвести удалось.
  • Программный язык Мироздания — «Тетраграмматон состоит из куда более четырёх букв»
  • Развесёлые ромалэ — цыгане большие друзья героев и всегда готовы им помочь.
  • Россия, которую мы потеряли: по сути, центральная тема.
  • Советская магия — неоднократно упоминается красная магия и советский символ-пентаграмма. Плюс намёки, что Сталин был аватарой некоего тёмного бога. А оккультный орден «Пятый Рим», завербовавший Гумилёва, напротив, связан с оккультными традициями Российской Империи.
  • Средство Макропулоса — загадочное сверхъестественное вещество «ксерион», лечащее любые болезни, продлевающее жизнь и превращающее неблагородные металлы в золото. Получается в процессе разорения гнёзд рептилоидов, поработивших Землю — то есть «кровь дракона» в отношении философского камня тут отнюдь не метафора.
  • Творчество меняет реальность — стихотворная магия, которой владеет Гумилёв и другие поэты.
  • Умён, как человек — тибетский мастиф Гусар. Строение глаз не позволяет читать, строение пасти не позволяет говорить. Когда протагонист придумывает, как обойти эти ограничения, пёс оказывается не глупее главных героев, а здравомыслием кого-то и превосходит. Намекается, что такие собаки были выведены намеренно каким-то из тайных обществ.
  • Эстетика девяностых — один из самых ярких представителей сабжа.
  • Ясновидящий детектив — сам Гумилёв успешно играет роль такого детектива в бесславные девяностые, помогая найти пропавшую девочку, которую похитили очень странные крымские цыгане. А во второй части «Гиперборейская чума» протагонист — детектив-экстрасенс-саксофонист Крис (Кристофор Мартович) Вулич.