Зловещий рассвет: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Благое солнце? Ага, как же! Больше всего на свете наш герой хочет, чтобы это самое солнце не высовывалось вообще никогда, ну или хотя бы появилось как можно позже. И нет, перед нами не злыдень, которому по штату положено Боится солнечного света|бояться...»)
 
 
(не показано 10 промежуточных версий 6 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Q|Надо двигаться быстрее. Солнце… не очень-то полезно для моей кожи. Ну, надеюсь, ты понимаешь.|Серана, [[вампир]]ша и любимица игроков, очень не любит [[скайрим]]ские рассветы}}
[[Благое солнце]]? Ага, как же! Больше всего на свете наш герой хочет, чтобы это самое солнце не высовывалось вообще никогда, ну или хотя бы появилось как можно позже. И нет, перед нами не злыдень, которому по штату положено [[Боится солнечного света|бояться солнца]]. Так что же ему не так?
[[Благое солнце]]? Ага, как же! Больше всего на свете наш герой хочет, чтобы это самое солнце не высовывалось вообще никогда, ну или хотя бы появилось как можно позже. И нет, перед нами не злыдень, которому по штату положено [[Боится солнечного света|бояться солнца]]. Так что же ему не так?


Самый очевидный вариант — на рассвете произойдёт что-то очень плохое. Казнят самого героя, кого-то очень близкого ему, в город войдёт вражеское войско… В общем, плохо будет.
* Самый очевидный вариант — на рассвете произойдёт что-то очень плохое. Казнят самого героя, кого-то очень близкого ему, в город войдёт вражеское войско… В общем, плохо будет.
Более мягкий вариант предыдущего — герою или его близкому необходимо покинуть родные места, а значит, рассвет несёт расставание. Возможно, навсегда.
* Более мягкий вариант предыдущего — герою или его близкому необходимо покинуть родные места, а значит, рассвет несёт расставание. Возможно, навсегда.
Ещё мягче — герой в принципе не должен быть там, где он есть, и делать то, что он делает. Под покровом ночи можно скрыться, а вот утром запросто появится отец/муж возлюбленной / хозяин артефакта, который герой норовит стырить / банально стража.
* Ещё мягче — герой в принципе не должен быть там, где он есть, и делать то, что он делает. Под покровом ночи можно скрыться, а вот утром запросто появится отец/муж возлюбленной / хозяин артефакта, который герой норовит стырить / банально стража.
А может быть, солнце в этой реальности такое, что лучше под его лучи не попадать, если жизнь дорога.
* А может быть, солнце в этой реальности такое, что лучше под его лучи не попадать, если жизнь дорога.
Или в этом мире в принципе [[Russian Reversal|всё наоборот]] и день с ночью переставлены местами.
* Или в этом мире в принципе [[Russian Reversal|всё наоборот]] и день с ночью переставлены местами.
А возможно, перед нами троп [[Боится солнечного света]] в незлом варианте.
* А возможно, перед нами троп [[Боится солнечного света]] в незлом варианте.
[[Шутки ради]] — да просто подкрадывается дедлайн.
* [[Шутки ради]] — да просто подкрадывается дедлайн.


В любом случае (кроме, пожалуй, последнего) у аудитории возникает ощущение категорической неправильности происходящего. Мы зверушки изначально дневные, при солнечном свете нам жить удобнее и веселее, и когда рассвет вместо надежды несёт смерть, страх и отчаяние — это весьма трагическая ситуация.
В любом случае (кроме, пожалуй, последнего) у аудитории возникает ощущение категорической неправильности происходящего. Мы зверушки изначально дневные, при солнечном свете нам жить удобнее и веселее, и когда рассвет вместо надежды несёт смерть, страх и отчаяние — это весьма трагическая ситуация.
Строка 14: Строка 16:
{{Примеры}}
{{Примеры}}


=== [[Общее]] ===
=== Общее ===
* По понятным причинам троп будет присутствовать в большинстве произведений про [[вампир]]ов, где они не противостоящая героям нечисть, а центральные персонажи.
* По понятным причинам троп будет присутствовать в большинстве произведений про [[вампир]]ов, где они не противостоящая героям нечисть, а центральные персонажи.
* [[Монстровая жизнь монстров]] может проходить и так.
* [[Монстровая жизнь монстров]] может проходить и так.
Строка 24: Строка 26:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Альба — жанр поэзии трубадуров, целиком посвящённый тропу. Состоит либо из монолога друга, стоящего на шухере во время свидания влюблённых, либо из его диалога с героем-любовником, иногда — из диалога самих влюблённых. Соответственно, друг предупреждает, что близится рассвет и пора бы уносить ноги, влюблённый до последнего упирается.
* Альба — жанр поэзии трубадуров, целиком посвящённый тропу. Состоит либо из монолога друга, стоящего на шухере во время свидания влюблённых, либо из его диалога с героем-любовником, иногда — из диалога самих влюблённых. Соответственно, друг предупреждает, что близится рассвет и пора бы уносить ноги, влюблённый до последнего упирается.
* Жюль Верн, «Таинственный остров» — с фитильком. Герберт умирает от малярии, и героям понятно, что наступающее утро — последнее в его жизни. Но в солнечном свете становится видна подброшенная коробочка хинина.
* Жюль Верн, «Таинственный остров» — субверсия. Герберт умирает от малярии, и героям понятно, что наступающее утро — последнее в его жизни. Но в солнечном свете становится видна подброшенная коробочка хинина.
* «[[Arda/LotR|Властелин Колец]]»: большую часть времени здесь, конечно, полная аверсия, солнца боятся исключительно слуги Тьмы. Но рассвет над пустошами вокруг Мордора выглядит именно так — слишком безотраден и отравлен окружающий пейзаж.
* Сергей Есенин, «Чёрный человек» — рассвет, который «'''синеет''' в окошко» в последней строфе, пробирает ничуть не меньше, чем всё, что было в стихотворении до этого.
* «[[Властелин Колец]]» — большую часть времени здесь, конечно, полная аверсия, солнца боятся исключительно слуги Тьмы. Но рассвет над пустошами вокруг Мордора выглядит именно так — слишком безотраден и отравлен окружающий пейзаж.
* [[Макс Фрай]] — в повести «Лабиринт Мёнина» Макс и Мелифаро, блуждая в этом самом лабиринте, попадают в раскалённый мир, где светит минимум три солнца. Уже первое причиняет нестерпимые ожоги, а когда начинает всходить второе, они буквально сгорают в его лучах. {{spoiler|По счастью, все эти миры - наваждения}}.
* [[Макс Фрай]] — в повести «Лабиринт Мёнина» Макс и Мелифаро, блуждая в этом самом лабиринте, попадают в раскалённый мир, где светит минимум три солнца. Уже первое причиняет нестерпимые ожоги, а когда начинает всходить второе, они буквально сгорают в его лучах. {{spoiler|По счастью, все эти миры - наваждения}}.
* «[[Дитя света]]» — когда восходит солнце, на охоту вылетают [[вампир]]ические дети света, а их жертвы ведут сугубо ночной образ жизни и днём прячутся в домах с наглухо закрытыми ставнями.
=== [[Кино]] ===
* «[[Леди-ястреб]]» — героиня с восходом солнца превращается в ястреба, а герой — на закате в волка. {{spoiler|При солнечном затмении оба остаются людьми.}}
* «Рассвет Мертвецов», ремейк — сказать что утро началось кошмарно, это ничего не сказать.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* «[[Ария (группа)|Ария]]», «Ночь короче дня» — «Луч зари к стене приник, я слышу звон ключей. Вот и всё, палач мой здесь со смертью на плече».
* «[[Ария (группа)|Ария]]», «Ночь короче дня» — «Луч зари к стене приник, я слышу звон ключей. Вот и всё, палач мой здесь со смертью на плече».
* Butterfly Temple, «Восход» — пополам с противотропом: лирический герой понимает, что жить ему осталось крайне недолго, на восходе он умрёт от ран — но именно поэтому хочет всё же успеть увидеть рассвет.
* Butterfly Temple, «Восход» — пополам с противотропом: лирический герой понимает, что жить ему осталось крайне недолго, на восходе он умрёт от ран — но именно поэтому хочет всё же успеть увидеть рассвет.
* Тэм Гринхилл, «[[Зловещая колыбельная|Колыбельная]]» — до поры до времени вроде бы обычная колыбельная, но последний куплет… «Но светлеет восток, и исчезла луна, Гаснут звезды в небесной дали… Скрип замка разобьет мир волшебного сна. Просыпайся, за нами пришли…»


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* В депрессивных состояниях утро (да и весь остальной мир) воспринимается именно так — зачем-то опять пришёл день и зачем-то его надо как-то жить.
* Любое утро понедельника. Кто работает на постоянной основе с выходными по воскресеньям или хотя бы учится в школе, тот поймёт.
* В депрессивных состояниях утро (да и [[Мир сквозь чёрные очки|весь остальной мир]]) воспринимается именно так — зачем-то опять пришёл день и зачем-то его надо как-то жить.


{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Место действия}}

Текущая версия на 13:17, 24 мая 2024

« Надо двигаться быстрее. Солнце… не очень-то полезно для моей кожи. Ну, надеюсь, ты понимаешь. »
— Серана, вампирша и любимица игроков, очень не любит скайримские рассветы

Благое солнце? Ага, как же! Больше всего на свете наш герой хочет, чтобы это самое солнце не высовывалось вообще никогда, ну или хотя бы появилось как можно позже. И нет, перед нами не злыдень, которому по штату положено бояться солнца. Так что же ему не так?

  • Самый очевидный вариант — на рассвете произойдёт что-то очень плохое. Казнят самого героя, кого-то очень близкого ему, в город войдёт вражеское войско… В общем, плохо будет.
  • Более мягкий вариант предыдущего — герою или его близкому необходимо покинуть родные места, а значит, рассвет несёт расставание. Возможно, навсегда.
  • Ещё мягче — герой в принципе не должен быть там, где он есть, и делать то, что он делает. Под покровом ночи можно скрыться, а вот утром запросто появится отец/муж возлюбленной / хозяин артефакта, который герой норовит стырить / банально стража.
  • А может быть, солнце в этой реальности такое, что лучше под его лучи не попадать, если жизнь дорога.
  • Или в этом мире в принципе всё наоборот и день с ночью переставлены местами.
  • А возможно, перед нами троп Боится солнечного света в незлом варианте.
  • Шутки ради — да просто подкрадывается дедлайн.

В любом случае (кроме, пожалуй, последнего) у аудитории возникает ощущение категорической неправильности происходящего. Мы зверушки изначально дневные, при солнечном свете нам жить удобнее и веселее, и когда рассвет вместо надежды несёт смерть, страх и отчаяние — это весьма трагическая ситуация.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Общее[править]

  • По понятным причинам троп будет присутствовать в большинстве произведений про вампиров, где они не противостоящая героям нечисть, а центральные персонажи.
  • Монстровая жизнь монстров может проходить и так.

Театр[править]

  • Шекспир, «Ромео и Джульетта» — Ромео приговорён к изгнанию, их с Джульеттой брачная ночь проходит тайно, и на рассвете, не позже, он должен покинуть город. Влюблённые проклинают наступление утра и даже какое-то время пытаются делать вид, что никакого утра нет, а поёт не жаворонок, а соловей.
  • Опера «Жизнь за царя»/«Иван Сусанин» — ария Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря…». На рассвете поляки окончательно поймут, что Сусанин завёл их в глушь, и его ждёт смерть.

Литература[править]

  • Альба — жанр поэзии трубадуров, целиком посвящённый тропу. Состоит либо из монолога друга, стоящего на шухере во время свидания влюблённых, либо из его диалога с героем-любовником, иногда — из диалога самих влюблённых. Соответственно, друг предупреждает, что близится рассвет и пора бы уносить ноги, влюблённый до последнего упирается.
  • Жюль Верн, «Таинственный остров» — субверсия. Герберт умирает от малярии, и героям понятно, что наступающее утро — последнее в его жизни. Но в солнечном свете становится видна подброшенная коробочка хинина.
  • Сергей Есенин, «Чёрный человек» — рассвет, который «синеет в окошко» в последней строфе, пробирает ничуть не меньше, чем всё, что было в стихотворении до этого.
  • «Властелин Колец» — большую часть времени здесь, конечно, полная аверсия, солнца боятся исключительно слуги Тьмы. Но рассвет над пустошами вокруг Мордора выглядит именно так — слишком безотраден и отравлен окружающий пейзаж.
  • Макс Фрай — в повести «Лабиринт Мёнина» Макс и Мелифаро, блуждая в этом самом лабиринте, попадают в раскалённый мир, где светит минимум три солнца. Уже первое причиняет нестерпимые ожоги, а когда начинает всходить второе, они буквально сгорают в его лучах. По счастью, все эти миры - наваждения.
  • «Дитя света» — когда восходит солнце, на охоту вылетают вампирические дети света, а их жертвы ведут сугубо ночной образ жизни и днём прячутся в домах с наглухо закрытыми ставнями.

Кино[править]

  • «Леди-ястреб» — героиня с восходом солнца превращается в ястреба, а герой — на закате в волка. При солнечном затмении оба остаются людьми.
  • «Рассвет Мертвецов», ремейк — сказать что утро началось кошмарно, это ничего не сказать.

Музыка[править]

  • «Ария», «Ночь короче дня» — «Луч зари к стене приник, я слышу звон ключей. Вот и всё, палач мой здесь со смертью на плече».
  • Butterfly Temple, «Восход» — пополам с противотропом: лирический герой понимает, что жить ему осталось крайне недолго, на восходе он умрёт от ран — но именно поэтому хочет всё же успеть увидеть рассвет.
  • Тэм Гринхилл, «Колыбельная» — до поры до времени вроде бы обычная колыбельная, но последний куплет… «Но светлеет восток, и исчезла луна, Гаснут звезды в небесной дали… Скрип замка разобьет мир волшебного сна. Просыпайся, за нами пришли…»

Реальная жизнь[править]

  • Любое утро понедельника. Кто работает на постоянной основе с выходными по воскресеньям или хотя бы учится в школе, тот поймёт.
  • В депрессивных состояниях утро (да и весь остальной мир) воспринимается именно так — зачем-то опять пришёл день и зачем-то его надо как-то жить.