Сказочный мир

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Аннунциата. Вы не знаете, что живете в совсем особенной стране. Все, что рассказывают в сказках, все, что кажется у других народов выдумкой, — у нас бывает на самом деле каждый день. Вот, например. Спящая красавица жила в пяти часах ходьбы от табачной лавочки — той, что направо от фонтана. Только теперь Спящая красавица умерла. Людоед до сих пор жив и работает в городском ломбарде оценщиком. Мальчик с пальчик женился на очень высокой женщине, по прозвищу Гренадер, и дети их — люди обыкновенного роста, как вы да я.<…>
Ученый. Но ведь это очень интересно, почему же об этом не пишут в книгах о вашей стране?
Аннунциата (оглядываясь на дверь). Не всем нравятся сказки.
Ученый. Неужели?
Аннунциата. Да, вот можете себе представить! (Оглядывается на дверь.) Мы ужасно боимся, что если это узнают все, то к нам перестанут ездить. Это будет так невыгодно! Не выдавайте нас, пожалуйста.
Ученый. Нет, я никому не скажу.
<…>
Ученый. Но все-таки мне кажется, что число приезжих только вырастет, когда узнают, что в вашей стране сказки — правда.
Аннунциата. Нет. Если бы к нам ездили дети, то так бы оно и было. А взрослые — осторожный народ. Они прекрасно знают, что многие сказки кончаются печально. Вот об этом я с вами и хотела поговорить. Будьте осторожны.
»
— «Тень» Е. Шварца

Это не просто мир, где возможна магия и живут всяческие сказочные существа. Здесь события известных сказок — исторические события, Золушка и Белоснежка — исторические личности (возможно, до сих пор живые), а Тридевятое Царство и Далёкое-Далёкое Королевство могут быть вполне конкретными географическими названиями. Этот мир может быть связан с нашим, и жизнь его обитателей может зависеть от того, насколько сказки о них популярны у нас. Иногда события сказок должны развиваться циклично и постоянно повторяться (и на очередном цикле может случиться какой-нибудь переворот), а иногда герои живут дальше и вспоминают события сказок со смехом, страхом или слезами. Чаще всего этот мир населяют персонажи народных сказок, но иногда там могут оказаться и персонажи авторских, чаще всего Андерсена (для русских сказок — Пушкина), реже — других. Иногда на произведения о таком мире могут перекидываться штампы типичного фэнтези: гномы Белоснежки предстают суровыми берсерками и техномагами, а людоеды, как те, с которыми боролись Мальчик-с-Пальчик и Кот в сапогах, собираются в орды непонятых благородных дикарей. Иногда этот мир так и называют Страна Сказок или Планета Сказок (гораздо реже).

Многие произведения о таком мире — антисказки, но необязательно, они могут быть и сказками сами по себе, и просто фэнтези, или все три направления понемножку. Кстати, эти произведения зачастую бывают кроссоверами.

См. также Легендарная реальность и А он вовсе не такой!.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Евгений, Шварц:
  • Практически любой детский новогодний спектакль.
    • Так или иначе, но в некоторых постановках для детей (в том числе и по известным сказкам, особенно если волею режиссера и драматурга она превращается в кроссовер) присутствует Страна Сказок.
  • Пьеса А. Хайта и ее аудиоверсия 1981 г. на пластинке (впоследствии на аудиокассетах и СД-дисках) «Происшествие в стране Мульти-Пульти». Сказочный мир — страна Мульти-Пульти, где проживают персонажи советских мультфильмов.
  • Театр зверей Дурова — «мышиная железная дорога» (не путать с другой его же железной дорогой) в версии 1982 г., мир сказок А. С. Пушкина — https://www.youtube.com/watch?v=vj-djtNkXxs с 41.32
  • Виктор Херберт «Babes in Toyland» и экранизации. Собственно страна игрушек, а населяют ее в том числе и игрушечные версии фольклорно-сказочных персонажей.

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». В современном (пусть и магическом) НИИ живут и работают герои народных и авторских сказок, а также легенд (вроде Мерлина, великанов-гекатонхейров и вампиров).
  • Кир Булычёв, цикл про Алису Селезнёву — «Опасные сказки», «Алиса и чудовище», «Заповедник сказок» и «Лиловый шар». По совместительству эти произведения можно считать еще и хронофантастикой, а также фэнтезтйно-сказочными вставками в научно-фантастический цикл.
    • В этом сеттинге есть эпоха легенд, когда жили все герои сказок и мифов.
  • Эдуард Успенский, «Вниз по волшебной реке» — обычный японский советский школьник приезжает на каникулы к бабушке, которая оказывается Бабой-Ягой и живёт в стране русских сказок.
    • И экранизация «Там, на неведомых дорожках…»:
  • Терри Пратчетт, «Ведьмы за границей» — деконструкция классических литературных сказок: Волк из «Красной Шапочки» добровольно идет под топоры дровосеков, Золушка вовсе не хочет выходить замуж за Принца, да и вообще сказки оказываются не тем, чем кажутся.
  • А. Белянин, цикл «Тайный сыск царя Гороха».
  • «Сага о ведьмаке» — обыгрываются многие сюжеты известных сказок в деконструкторском ключе, хотя имена персонажей заменяются или не упоминаются.
  • «Досье Дрездена»: многие сказочные персонажи, а также боги — вполне себе реальные личности (Один и Аид подтвердят). Есть даже Санта-Клаус.
  • «Хроники Нарнии» — с чёткими элементами этого. Фабула, собственно, — если не засчитывать обрамление, — и начинается с того, как божественный лев Аслан (автор-протестант подразумевал Христа) создал новый параллельный мир, в котором, наряду с обычными государствами, населёнными обычными людьми, он предусмотрел и специальную Страну Сказок — Нарнию, в которой каких только волшебных/сказочных существ нет. Всё дальнейшее повествование построено на том, как в Нарнию периодически попадают британские подростки… а потом и целая крупная популяция «как бы испанцев, но с непохожим языком» из XVI века, основавшая в том мире отдельное королевство. Заканчивается всё метафорой Апокалипсиса.
  • Пол Андерсон, «Три сердца и три льва» — параллельный мир, где раннесредневековые эпосы — чистой воды реальная история. Есть и фея Моргана, и лебединые девы, и Фаэр, и даже отряд Роланда сражался не с басками, а действительно с маврами.
  • Руслан Мельников, цикл «Чёрная кость» — историчен только Кощей Бессмертный, но вокруг него и закручен сюжет.
  • Соман Чайнани, сериал «Школа добра и зла».
  • А. Шер, «Попался волчок на крючок» (http://www.knigi.ru/?action=ifread_v).

Кино[править]

  • «Братья Гримм» — комедийный триллер, где братья Гримм, которые, оказывается, поначалу были мошенниками, выдававшими себя за борцов с нечистью, оказываются в страшном лесу, где сказочная нечисть реально появляется в довольно мрачном виде (Пряничный Человечек, немецкий аналог Колобка, и тот обыгран в духе хоррора).
  • «Сказки старого волшебника» (СССР, 1984). В некотором роде мифологический декаданс и тени былого величия. События известных сказок это в основном дела минувших дней, Сказочное Королевство поизносилось, Волшебник устал и больше не колдует, Людоед сделался вегатарианцем и дружит с Красной Шапочкой, Синяя Борода изнывает под каблуком восьмой жены, и только Злая Ведьма до сих пор бодра и наводит злые чары.
  • Цикл произведений Яна Бжехвы о пане Кляксе и фильмы, снятые по мотивам этих произведений.
  • «Реальная сказка» — герои сказок с различными целями поубегали из Сказочного Мира в наш. Да ещё в лихие девяностые! Лучше всех адаптировался Кащей (нешуточно мерзкий и опасный): он криминальный бизнесмен-олигарх. Пополам с Антисказка.
  • «Марш деревянных солдатиков» (1934, одна из адаптаций «Babes in Toyland», см. выше) — страна игрушек, где происходит действо. Среди игрушек сказочные персонажи: Том Том, тетушка Гусыня, старушка из дома-башмака, пастушка, три поросенка и проч.
  • Мюзикл «Наследники» — все сказочные персонажи живут в Соединенных Штатах Аурадона. А главные герои — дети самых жестоких диснеевских злодеев.
  • Дебютный фильм Нечаева «Приключения в городе, которого нет» — сказочные персонажи живут именно там.
    • Там же — хотя это уже не совсем троп — и персонажи авторских произведений, составляющих любимое детское чтение И/ИЛИ знакомых по школьной программе: Том Сойер и Гек Финн, «Остров сокровищ», «Три толстяка», «Отверженные», «Недоросль», «Дон Кихот» и пр.
  • В это попыталась «Книга Мастеров» (типа постсоветский киносказочный «Голый пистолет»), но не очень удачно.

Телесериалы[править]

  • «Арабелла» — старый чешский детский сериал. Мир людей с его высокими технологиями для сказочных героев оказывается не менее удивительным, чем для нас сказочный мир. И телевидение приходится очень по вкусу злому волшебнику: он захватывает эфир и рассказывает исковерканные сказки, и сказочные герои вынуждены отыгрывать соответственно. По соседству со страной детских сказок лежит страна сказок для взрослых, где можно встретить Фантомаса, Франкенштейна и Тарзана (да и Шерлока Холмса даже! Чем не «героическое сказание» XIX века?!).
  • «Десятое королевство»: мир сказок — параллельный мир, куда можно попасть посредством волшебного зеркала. Сказочные герои — исторические личности (и древняя дряхлая Золушка до сих пор жива). Драматически-комедийное обыгрывание.
  • «Однажды в сказке».

Телевидение[править]

Мультфильмы[править]

Комиксы[править]

  • Суровый взрослый деконструкторский вариант — комикс «Fables» и приквел, игра The Wolf Among Us. Сказочные герои живут среди нас, и чем они популярнее, тем более живучи. Присутствуют и авторские сказки: есть Нарния и страна Оз.
  • Детский вариант время от времени встречался в приключениях веселых человечков из «Веселых картинок». Обычно это так и называлось Страна Сказок, реже Сказочный Лес.
    • Один раз даже была планета сказок. Причем Крот и Лягух (из «Дюймовочки») были великанами, а веселые человечки того же роста, что и Дюймовочка по сравнению с ними в исходной сказке. При этом на той же планете Карабас-Барабас был немного выше Весёлых человечков. (см. http://back-in-ussr.com/2015/06/odin-iz-luchshih-komiksov-detstva.html). И Кощей Бессмертный тоже.
    • В том же журнале очень частая загадка в стиле «героев каких сказок ты тут видишь?», чаще всего художник Л. Филиппова. На картинке обычно присутствует множество обитателей «сказочного мира», которые все вместе отправились в школу, на стадион, на зимний курорт, в поход и пр.

Видеоигры[править]

  • Деконструкция в «American McGee's Alice» — мир-сказка стал измерением кошмара при сохранении «базовых принципов».
  • Мир HoMM производит такое впечатление, в более старых частях сильнее. Тут пересекаются чуть ли не все мифологии Земли: от греческой до японской. Мультяшный, нарочито цветистый и нереалистичный, дизайн, прилагается.
  • Warcraft. Первые две части — сюда. Третья часть стала скорее взрослой сказкой, а WoW — взрослее.
  • Аллоды Онлайн: квесты в Темноводье. И данж Проклятый замок — по мотивам повести Гоголя «Вий».
  • «A Space for the Unbound» — мир-сказка основное место действия игры.

Настольные игры[править]

  • «Берсерк — вселенная магических битв» — тематический фан-сет, посвящённый сабжу. Баба-Яга налицо, Кащей налицо, богатыри налицо, и т. п.

Музыка[править]

  • Несколько песен Высоцкого. Тут антисказка во все поля (но попадаются и случаи более традиционной подачи, — например. «Нечисть», — хоть и всё равно в пародийном исполнении).
  • Сказки «Красной плесени», представляющие собой матерно-неприличную деконструкцию всего и вся, происходят, однако, в едином мире. Даже дед-Сказочник, проходящий «с кассеты на кассету», имеется. Помимо столкновения героев разных сюжетов (Иван в поисках Спящей Красавицы попал в «Красную шапочку» и устроил там погром), обильны слияния с реальным миром, как-то: голоса политиков у персонажей, появление в кадре ментов, негров, метал-групп и т. д.
    • Похожими приколами занималась — впрочем, реже — и группа «Сектор Газа».
  • Предпринимаются попытки фанатов «Короля и шута» представить единый мир сюжетов их песен. Даже карту рисовать пробовали. Но кто ж теперь дознается…
    • Впрочем, у Князя ещё можно спросить. Он, оставшись на вольных хлебах, делает попытки придать сюжетность целым альбомам («Предвестник»).