Три мира

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Самые древние и архаичные верования обычно делят вселенную на два мира — мир живых существ и мир духов, куда после смерти попадают как люди, так и животные. Следующим этапом развития этой системы принято считать веру в триединство мира, когда помимо мира смертных и мёртвых был также добавлен некий мир богов и других благих существ, куда после смерти могут попасть и праведные люди. Наибольшей популярности подобная картина получила во времена Античности и в Средние века, да и сейчас её элементы встречаются как в подавляющем большинстве религий, так и в фэнтезийных произведениях.

Про более сложную и многообразную систему мироздания смотреть тут.

Чуть подробнее[править]

  • Верхний мир — чуть менее чем всегда локализуется на небесах, вершинах гор или в неких абстрактных высших сферах, реже на затерянных островах. Традиционно считается воплощением всего самого хорошего, уютного и красивого, что только может быть — например, тут могут течь молочные и винные реки, стоять дома из драгоценностей и золота, а про непогоду даже и не слышали. Обычно совмещает в себе функции Рая и Олимпа, служа пристанищем праведным и/или достойным душам, а также добрым духам, богам или Богу.
  • Средний мир — мир смертных, в котором мы живём. Согласно верованиям индоевропейцев, изначально мало чем уступал миру Верхнему — был полон чудес и волшебства, но с каждой новой эпохой/периодом/веком становился всё хуже и гаже.
  • Нижний мир — обычно подаётся как царство мёртвых, демонов и хтонических чудовищ, реже — как обитель нечеловеческих (дивных) народов. Почти всегда его помещают глубоко под землю, реже — на океанское дно или иные планы бытия. В противовес прекрасному верхнему миру, нижний обычно полон ужаса, мрака или просто скорби и уныния.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Многие воспринимают в качестве кодификатора древнегреческую мифологию, даром, что сами древние греки делили вселенную на четыре мира/домена — небеса и землю Зевса, подземное царство Аида и океан Посейдона.
  • Кодификатор тут скорее индуисткая Трилока — небо, земля и подземный мир
  • Берите шире — то и другое происходит из общей индоевропейской мифологии, а индоевропейцы вообще любили все троичное. Три мира, три сословия-касты, три верховных бога…
  • Стандартная христианская мифология на этом тропе стоит: Земля, глубоко-глубоко под землёй Ад, а высоко-высоко на небе Рай. Про то же Чистилище либо не вспоминают вовсе, либо делают этакой полуавтономной частью Небес, а не самостоятельной локацией. Верующих (и хорошо знающих, во что они верят) людей такое примитивное представление страшно бесит, но образ до сих пор живёт и здравствует.
  • Вообще же троп гораздо старше, чем грязь и встречается уже в очень архаических шаманских верованиях. Более того, иногда подвергается усложнениям и модификациям: так, коряки иногда выделяют два верхних мира и два нижних, так что суммарно их получается пять. У якутов Верхний мир и Нижний мир в количестве одной штуки каждый, но внутри себя разделены на ярусы: внизу их три, небеса же называют когда тоже трёхярусными, а когда и восьмислойными.

Литература[править]

  • Цикл книг Рика Риордана о Перси Джексоне — царство Аида располагается в подземельях под Голливудом, а Олимп — на вершине Эмпайр-стейт-билдинга. В циклах, посвященных египетской и скандинавской мифологиям, загробные миры также расположены в местах пониже, а божественные апартаменты — повыше.
  • Трилогия Г. Л. Олди «Чёрный Баламут» — сам термин буквально упоминается персонажами в речи, хотя действие преимущественно происходит в Первом (небеса) и во Втором (земля).
  • Толкиновское Средиземье — с изрядно прикрученным фитильком, но само название Middle-Earth взято именно отсюда. За Верхний мир можно засчитать Аман, а вот Нижний никак не показан, если не считать мимолётные упоминания «пустоты» или «предвечной тьмы».

Мультфильмы[править]

  • «Геркулес» — предельно прямо: райский Олимп находится на вершине одноименной горы, а мрачное и полное мук царство Аида располагается буквально под землёй, и туда могут на своих двоих пролезть даже простые смертные.
  • Moana — мира богов или каких-нибудь добрых духов нам не показывают, но по сюжету главные герои посещают архетипичнейший нижний мир — царство чудовищ Лапотаи, расположенное где-то под морским дном. К слову, в черновике сценария Лапотаи должны были быть пристанищем духов людей, и Моана во время путешествия встретила бы призраков своих родичей.
  • «Нэчжа» — помимо мира людей и Небес, немалое внимание уделено драконьему царству, расположенному на дне морском. Изначально прозябающие там драконы гордо парили в небесах, но боги приказали им усмирить морских чудовищ. Драконы кое-как загнали их под дно, а потом обнаружили, что фактически сами оказались в тюрьме — если они уйдут, то твари вырвутся на свободу, и небожители не погладят оставивший свой пост стражей по голове. На этом пытался сыграть главный антагонист, заручившись поддержкой царя драконов и взяв в ученики его сына.