Япония захватит мир

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Восемь углов — одна крыша! (т. е. «Восемь сторон света должны быть под единой властью — под властью императора древней Ниппон!») »
— Старый самурайский девиз

Итак, всё пропало! Тысячи Обыкновенных Японских Школьников и Школьниц верхом на мехах раскатывают Вашингтон по кирпичику. Миллионы самураев захватывают Европу. Гигантские летающие крейсеры превращают просторы Азии в стекло. Примерно так выглядит сеттинг Япония захватит мир.

Откуда пошло?[править]

Как известно, долгое время Япония была полностью закрытой страной, населённой самураями и ниндзя. Потом приплыли западные варвары и разорвали ниххонцам шаблон. Это вызвало единственную в истории человечества монархическую революцию, свержение сёгуната и в итоге расширение контактов с Западом. Англия, Германия и США долгое время рассматривали Японию исключительно как новый рынок сбыта своих товаров и возможную базу для ещё большего закабаления Китая. Но в один прекрасный день японцы сами захватили Китай, нанесли нехилый удар России, которую мы потеряли и заявили, что они и сами с усами. Теперь настала очередь Западу, в особенности США, пережить разрыв шаблона. При Пёрл-Харборе разрыв стал уже настолько нестерпим, что американская культура отреагировала огромным количеством книг, комиксов и фильмов, в которых японцы представали прямо-таки демонами во плоти, стремившимися захватить весь мир (в своё время, в этом был замечен даже старый сериал «Бэтмен»). В конце Второй мировой США, с помощью СССР таки разгромили Японию, надбавив сверху ещё и парочку ядерных бомб. В итоге им было запрещено иметь собственную армию. Но и сами японцы, и их бывшие враги ещё помнят, как Страна Восходящего Солнца была империей. А потому нет-нет, да проскочит где-нибудь предмет нашей статьи.

И, кстати, многие наши не понимают, что с немцами американцы воевали за других и за мир во всем мире. Настоящий враг, подло напавший и заслуженно огребший за это для них — именно Япония. Поэтому не стоит удивляться тому, что к примеру, в «Человеке в высоком замке», где США оккупировали на пару Нацистская Германия и Япония, именно японской оккупации уделяется наибольшее внимание, а немцы так, ну немцы и немцы.

Но если серьёзно, всё началось после того как США переплюнули Японию по производству атомных бомб, а Япония переплюнула США по производству экономичных автомобилей и видеомагнитофонов. С учетом топливного кризиса 70-х и политического фиаско Никсона это был удар ниже пояса. С тех пор японская йена дважды оттаскивала доллар от края пропасти, и ей это уже порядком надоело. Однако финансовая мощь Японии, железная дисциплина в корпорациях и торговая экспансия привели многих писателей-фантастов к мысли, что сценарий с ядерной войной был популярен в 50-х, но в 70-х и 80-х уже не моден. Тогда же появился киберпанк — модный бунт не пойми кого против не пойми чего — и в итоге появились миры, в которых японские корпорации нагнули весь мир, а в опутавшей всю планету и все организации всемирной компьютерной сети есть океан киберпространства, в котором плавают дельфины, взламывающие брандмауэры. Особо сильно на этом поприще отличились Брюс Бетке (создал киберпанк), Уильям Гибсон (мы говорим «киберпанк» — подразумеваем «Нейромант»/«Джонни Мнемоник» Гибсона; как раз у него Япония действительно захватила мир), Брюс Стерлинг и все прочие. У Тома Клэнси был роман «Долг чести» о торговой, а потом и обычной войне между Японией и США, завершившейся разгромом Японии. В ответ японский пилот гражданского лайнера решил стать камикадзе и направил свой лайнер на Капитолий, уничтожив всю американскую политическую верхушку — да, да, это то самое распиаренное конспирологами предсказание Клэнси теракта 11-го сентября.

Так же не стоит забывать о том, что вплоть до начала 00ых годов, в Азии вообще не существовало страны, с экономической мощью и культурным влиянием, способным хоть как то с Японией сравниться (кроме штатов разумеется). Китай в 90ые годы был глубоко развивающееся страной, в котором рабы вкалывали на американские корпорации за плошку риса. В Южной Корее только в начале 90ых годов, стал наблюдаться экономический взлёт и появление хоть какой то независимой экономической политики. Никаких "молодых драконов" в те годы ещё не было даже близко. То есть фактически, в последней четверти 20 века, Япония будучи натурально самой могущественной державой в Азии, имела все шансы попытаться стать гегемоном в своём полюсе мира. Помешало бы этому не сколько рецессия, сколько "наитеплейшие" воспоминания всех соседей, о том какие японцы были душки во вторую мировую.

Варианты начала[править]

Что-то пошло не так — Япония не проиграла Вторую мировую, потопила американский флот, заключила мирный договор с США в оккупированном Вашингтоне и разбила советские войска в Манчжурии. Обычно, сопровождается общей победой стран Оси. Обычно, в таких произведениях впоследствии воюет с Третьим Рейхом за сферы влияния.

Реванш — воспользовавшись сложной международной обстановкой в 20.. г. Япония неожиданно восстановила свою военную мощь, изгнала американцев со своих островов, сделала себе ядерную бомбу, изобрела Огромных Боевых Роботов и начала захватывать мир.

Экономическая экспансия — Япония не завоевала мир. Она его просто купила.

Что-то пошло не так уже давно — например, Японию объединил не Токугава Иэясу, а Ода Нобунага (между прочим имел все шансы[1], но был убит собственным восставшим генералом на полдороге), и никакого периода изоляции не было.

И что в итоге?[править]

Опять провал — Япония не захватила мир, а победители решили больше не рисковать и угостили самураев ещё парочкой фотонно-грави-ядерных бомб.

Ниппон банзай! — Япония победила в Третьей мировой и установила своё доминирование на всём земном шарике. Отсюда возможны два пути. Если пишет американец, начинается антиутопия с ГУЛАГами и рабами в японском исполнении. В японских вариантах здесь всё и кончается. Все счастливы и все довольны жизнью под скипетром нового императора.

FUCK DA «Nihon Hikikomori Kyokai» — какие-то панки, недовольные низким уровнем жизни и отсутствием соцпакета для не работающих на гегемонию японских корпораций, начинают нюкать корпоративные сервера, таранить на шаттлах орбитальные станции с искусственными интеллектами (привет, Гибсон), вламываться в офисы, учинять бойню и так далее.

I Worship the System — все поют корпоративные гимны (или «Кими га ё», смотря, где служат) и занимаются корпоративной шизой, но главному герою это не нравится и он начинает улучшать Систему. В процессе оная очищается от японизмов, а люди обретают свободу. Весьма характерно для посткиберпанка, когда герои киберпанка повзрослели и поняли, что с помощью ледоруба и автомата систему не победить.

Что в себя включает[править]

  • Самураи — тысячи их! Даже если действие происходит в наши дни, постоянных отсылок к самурайским традициям не избежать. Скорее всего самураями здесь будут офицеры. В зависимости от направленности произведения они могут быть либо отважными рыцарями, либо кровавыми мясниками. Харакири и сакэ прилагается! Го и гейши — по возможности тоже.
  • Ниндзя — в современных сеттингах обычно предстают чем-то вроде спецназа с повышенными скиллами стелса и ближнего боя. Если империи надо кого-то по-тихому убрать, будьте готовы встречать этих товарищей!
  • Якудза — теперь в любой точке Земли, а то и Солнечной системы.
  • Меха — что же за японская армия без мех? В зависимости от сеттинга могут управляться либо матёрыми ветеранами сотни войн, либо Обыкновенным Японскими Школьниками (ну, либо и то, и другое). Последнее случается если автор — японец, но и первое не исключено.
  • Камикадзе — лётчики-самоубийцы настолько запали в душу как американцев, так и японцев, что стали своеобразным символом Японии. Если автор родом из страны гамбургеров, камикадзе будут полоумными фанатиками с промытыми мозгами. Если из страны суши — отважными патриотами и героями.
  • Император — именно так и не иначе. Именно этот тип с табуированным именем, по-сложившейся традиции оканчивающимся на -хито, будет сидеть в огромном императорском дворце и отдавать приказы своим армиям. Либо сядет в самую большую меху и пойдет лично всех сокрушать.
  • Эффективных менеджеров, сарарименов и всех прочих, в том числе и гайдзинов, отличающихся нежеланием делать сеппуку, когда совершают косяк.
  • Панков и готов (а также босодзоку, Visual Kei и прочие экзотические японские субкультуры). По традиции, сталкивающихся с местным ОМОНом.
    • Вообще-то по традиции с ОМОНом дерутся не субкультуры (которые от него предпочитают драпать со всех ног), а студенты-леваки, у которых это было популярным занятием ещё в 70-х. Правда с тех пор политика из моды у студенчества вышла и большинство из них — как раз те самые субкультурщики.
  • Крутые штуки, не важно, стреляющие ли это ножны для меча, молекулярная нить, имплантант силы, Огромный Человекоподобный Робот или ещё что-нибудь подобное.
  • Крутые фразы, в ассортименте.
  • Боевых годзилл, аниме-пропаганду, тентакли и прочие непотребства забыли.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Джордж Оруэлл, 1984 (пополам с Китай захватит мир — кто из них Остазия, так и непонятно).
    • Судя по карте, прилагаемой к роману в Википедии, они теперь единое государство. Кто из них кого «съел» — вопрос открытый.
  • Киберпанковские произведения Гибсона. Soft-power японское доминирование, т. е. в экономике и массовой культуре.
  • «Война 2020-го года» Ральфа Питерса: началось все с того, что США полезли в Заир защищать негров от ЮАР. Но вот только злые японцы продали ЮАР супер вертолеты, и фэйл американцев оказался поистине эпичным. Затем вернувшиеся из Африки американцы развезли по всему миру неизвестную, но предельно заразную помесь холеры и полиомиелита… Затем Япония развернула против США торговую войну, вытеснив их из всего, связанного с электроникой. В общем, весь мир оказался понятно в чём, а японцы в белом фраке. К 2020 году окончательно выяснилось, зачем им это было надо: японцы надарили иранцам своей передовой военной техники, показали на СССР, от которого остались только загаженная чем только можно земля и бесхозные ресурсы. И сказали «фас». Но на этот раз американцы прилетели на вертолетах, которые оказались даже круче японских и дали иранцам люлей. А затем из-за иранского разгильдяйства получили доступ к компьютером высшего эшелона военного командования и приказали всей японской военной технике вообще сделать харакири. Итак, за три дня весь мир стал счастливее: американцы получили советские ресурсы, Япония вернулась на законное место у параши, а СССР остался все там же. Предельный цинизм, беспросветность и отсутствие сколько-нибудь положительных героев. В общем, весьма доставляющее произведение.
    • При этом описаны сетования японского офицера, отвечающего за рембазу техники. Иранцы не только сломали танк, специально сделанный под даже таких дебилов, как они, но и подложили внутрь змею, которая цапнула японского механика, и тот теперь лежит в санчасти, и, вероятно, умрет. Экх-мм, передовая японская армия не смогла изобрести или распространить сыворотки от гюрзы и кобры, которые имелись в любой советской геологоразведке в Средней Азии? Или механик по-самурайски ишачил, пока совсем загибаться не стал?
  • «Фортуна войны» Стивена Кунца — клон вышеупомянутого, разница только в том, что персонажи летают не на вертолетах, а на истребителях, а также тем, что русские не только жалкие и подлые, но еще и пытаются взорвать Японию последней не проданной за еду ядерной бомбой за то, что их, всего-то, хотели захватить.
  • «Восход солнца» — книга Майкла Крайтона и фильм по ней. Японская культура превосходит американскую во всём, и в итоге янки добровольно продаются японцам.
  • «Человек в высоком замке» — альтернативный мир после Второй Мировой поделен между Нацистской Германией и Японией, но тема японской оккупации запада США явно доминирует.
  • «Флэшбэк» Дэна Симмонса — Япония экономическим путем захватила пол-Америки и фактически правит половиной мира. Самураи в вундердоспехах, якудза, корпорации и вундерваффли в наличии.
  • «Люди огня» Олега Волховского — с фитильком. Япония здесь не правит миром, но как раз из-за того, что несколько столетий назад к власти пришёл более толерантный, чем в нашей реальности, сёгун, в наше время она является одним из оплотов тайного ордена иезуитов. При том, что в итоге получился достаточно специфический синтез христианства и синтоизма, признаваемый официальным Ватиканом.
  • Зотов «Москау» — Вторая мировая война закончилась разделом мира между Японией и Третьим Рейхом. Правда, спустя лет 30 Третий Рейх ввязался в гражданскую войну и едва вышел из нее, став весьма аморфным конгломератом рейхскомиссариатов а-ля Священная Римская империя, над которым экономически, технологически и культурно доминирует Япония.
  • Уильям Кейт, «Шагающая смерть» — создана Гегемония Земли, но в ней доминирует Япония, сюжет вертится вокруг повстанцев с дальних колоний (СФК ранних США), которые хотят независимости.
  • Жак Аттали, «На пороге нового тысячелетия» — футурологическая работа, изданная в 1991 г., предсказывает, что в будущем Япония экономически отвоюет мировую гегемонию у США.
  • Сью Таунсенд, «Королева и я». С прикрученным фитильком: Япония захватывает не мир, а одну Британию после того как британский политик-демагог свергает монархию, доводит страну до банкротства и продаёт японцам. Правда, это был только сон Елизаветы II.
  • «Изо всех сил»" — Япония попыталась, огребла люлей от Индии.

Кино[править]

  • «Робокоп 3» — японская компания скупила эту вашу мегакорпорацию «Omni Consumer Products».
  • «Годзилла против Кинг Гидоры» — люди из будущего рассказывают, что в XXI веке все страны отказались от ядерного оружия, чем и воспользовалась Япония, быстро ставшая правителем мира. Путем корректировок прошлого герои намерены отменить такое будущее.
  • «Затопление всего мира, кроме Японии» (или «Весь мир, кроме Японии, тонет») Минору Кавасаки — любопытный вариант сабжа. Япония никого не захватывала, но из-за планетарной катастрофы с затоплением всех континентов стала единственным островком (во всех смыслах) цивилизации, что в итоге привело к жутковатым перегибам и злоупотреблениям. Фильм является пародией-инверсией на «Япония тонет» Сакё Комацу (АКА «Гибель Дракона» в классическом советском переводе).
    • Поскольку это достаточно злобная сатира, то Япония в конце концов тоже тонет. В общем, все умерли.

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • Heavy Object — «Маленькая островная страна» (нет, не Новая Зеландия) изобрела вундервафлю, с помощью которой захватила большую часть мира.
  • Внезапно, Sailor Moon. Утопическое будущее объединённой Земли со столицей в Кристальном Токио и королём с королевой — японцами по происхождению…
    • Аналогичная ситуация в «Time Stranger Kyoko».
    • На самом деле, во многих аниме, где есть единое мировое правительство. В общем-то, для авторов историй, содержащих такой сюжетный элемент, логично ставить в центр именно себя любимых, Японии это свойственно не в большей и не в меньшей мере, чем другим странам. (Учитывайте, что это кастрированная империя, которая всё ещё показывает клыки.)
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — в данном случае Япония потихоньку захватывает параллельный фэнтезийный мир. Причем действует максимально неконфликтным и дипломатичным путем. Тем не менее, вломить при случае японцы могут и любят.
    • Впрочем перед нами агитка смешанная с попаданцами, так что это вполне ожидаемо.
  • Гуро-манга «Планета-Япония».
  • Konpeki no Kantai — благодаря попаданцам из будущего в лице адмиралов Ямамото и Одзавы, местная Япония победила во Второй мировой войне и захватила пусть и не весь мир, но весьма солидную его часть.

Видеоигры[править]

  • Реальная жизнь: фактически вся игровая индустрия до начала 2000-ых принадлежала японским разработчикам, в первую очередь компаниям Nintendo и Sega. И очень многие игры той эпохи, ставшие классикой, были также разработаны японскими игроделами. А ведь всё началось с того, что американские предприниматели из-за жадности понавыпускали кучу игр сомнительного качества на Atari 2600, спровоцировав тем самым крах американского рынка видеоигр 1983 года. Это дало японцам возможность полностью захватить рынок видеоигр в 1985 году и править ею на протяжении 15 лет.
    • Не вся, а только консольная. ПК-шный гейминг даже в злосчастном 83-м оставался живее всех живых. Причём как раз в Японии играть на ПК как раз не было принято никогда: полноценный игровой ПК с точки зрения среднего японца всегда был громоздкой и чрезмерно дорогой тумбочкой, тратиться на которую при наличии в разы более дешёвых консолей — просто глупо. Поэтому ПК-гейминг в Японии всегда оставался нишевым развлечением, и после усыхания класса бытовых компьютеров (представленных там теми же MSX, PC-8800 и Sharp X68000) превратился в удел или богатых вестернофилов, или авторов ВНок и шмапов.
  • Command & Conquer: Red Alert 3 даёт игроку шанс руками Японии захватить весь мир. В комплекте идут школьница-псионик, мехи на пару с трансформерами, ниндзя и девушки на джетпаках с ракетомётами.
  • Кроме того, такую возможность предоставляют Rise of Nations и Civilization.
  • Не стоит забывать и о играх от истинно скандинавcкой «Paradox Interactive»: серии «Europa Universalis», «Victoria» и «Hearts of Iron» дают возможность склонить весь мир перед Микадо в любой исторический период, начиная с Нового времени и заканчивая началом Холодной войны. А если ещё и моды учитывать, то конечным периодом станет наш с вами XXI-й век.
  • Tekken 6. По сюжету, Дзин Кадзама, став главой, Mishima Zaibatsu, развязывает Третью Мировую войну. А единственной силой, способной противостоять ей является Корпорация G.
  • BlazBlueзигзаг, Япония как страна мир не захватывала, но вот НОЛ, организация, контролирующая постапокалиптическую Землю, основана главами могущественных японских семей и до сих управляется их потомками.
  • CITY OF BROKEN DREAMERS — в мире этого ВН США и Япония опять повоевали из-за чего Япония оказалась полностью уничтожена.
  • The New Order: Last Days of Europe — будет возможно провести как прямо, так и деконструировать это — в зависимости от министров, итога Великого заговора и исхода будущей Великой Азиатской войны. Правда, весь мир мы всё равно не захватим, но Сфера будет стоять крепко.
  • Cyberpunk 2077 — Страна восходящего солнца тихо и неспешно захватывает мир, пока круглоглазые варвары маются всякой чепухой. Без больших войн, интервенции и прочих устаревших методов. Только за счёт лидерства на мировом рынке, медленной культурной ассимиляции населения других стран через японскую медиа-продукцию и активного спонсирования и создания японских диаспор по всему миру… Эй, мы точно сейчас говорим не о реальном мире?
    • Точно. В наши дни Япония переживает вот уже третье десятилетие экономического застоя, да ещё и на фоне демографического упадка и общей апатии общества, и выберется ли из этой ямы вообще — писями по воде виляно.

Настольные игры[править]

  • Fading Suns — в предыстории мира упоминается, что Первая Республика была создана мегакорпорациями-дзайбацу, которые полностью контролировали Солнечную систему.

Реальная жизнь[править]

  • В реальной жизни Япония не пошла ни по одному из представленных выше путей, но избрала метод культурной ассимиляции. И учитывая что "культура отмены" на пару с толерантностью у конкурентов приняли уже необратимый характер - эта стратегия, скорее всего, сработает. Признавайтесь, смотрели ли вы аниме? Даже считая произведения Хаяо Миядзаки? Поздравляю вас, вы уже пропали. И сейчас… Сейчас Япония на полпути к господству над планетой! Ещё каких-то пара-тройка столетий — и всё!
    • Однако это - мнение в отдельных аспектах ошибочно. Современная Япония населена либо стариками, которые потихоньку перестают так хорошо работать и умирают, либо молодыми, которым близок к душе американский образ жизни и которые считают, что там до определенного момента был рай. Да и в ближайшее время страну Восходящего Солнца затронет не столько вымирание (японцев много, и они живут долго!), сколько проблема с людьми трудоспособного возраста (впрочем, несколько улучшает ситуацию массовая миграция молодых трудоспособных людей из Китая, Филиппин и Бразилии, причём в последнюю с конца XIX века до середины XX века японцы сами массово мигрировали, в результате чего там самая большая японская диаспора в мире, а вот в наши дни как раз бразильцы едут жить в Японию). Спасением, пожалуй, будет перезапуск НТР, по-настоящему массовая роботизация (уже начинаются) с новым сокращением рабочего дня, некоторый завоз японолюбов (всё равно ассимилируются) и пропаганда сильной нации вплоть до момента, когда коэффициент рождаемости не достигнет заветных 2,3 детей на женщину. А дальше... возможно всякое, и если Америка с Китаем схлестнутся друг с другом, то победителем в этой схватке Япония очень даже может стать.
      • Не менее вероятно и то, что Япония пусть и зависима от поставок сырья из-за рубежа, ибо своих нет - имеет экономический и промышленный потенциал, который может сделать её вполне себе опасным соседом и серьёзным игроком. Не стоит забывать, что это на пике холодной войны, и даже в конце первого десятилетия после - японские силы самообороны смотрелись смешно и примитивно. По состояние на начало 20-х годов, японские силы самообороны, по численности и количеству вооружений, превосходят все армии блока НАТО, кроме Турции и разумеется США. И в случае если американцы будут вынуждены отпустить вожжи, вопрос будет состоять лишь в том, кто придёт к власти и как сможет замотивировать японское мужское население, учиться воевать настоящим образом. Как показывает практика, как раз таки из чуть аутичных и замкнутых хикки, при должной муштре и мотивации, вполне себе получаются отличные машины для убийства. Остаётся только будет выбрать противника, и назначить себе цель противостояния.
  1. За Токугаву сыграло то, что он был из клана Минамото, что автоматически давало ему и его потомкам бронебойный ответ на вопрос «какого ками ты решил, что имеешь право на титул сёгуна?». Наследники Нобунаги таких ответов не имели, и шансов, что его династия пережила бы 250 лет и 15 правителей (среди которых в династии Токугава попадались и слабые, и странные), значительно меньше.
    Да нихрена — все «доказательства» Токугавы воспринимались как отчаянная липа даже его современниками, просто бухтеть на эту тему было череповато. Нобунага просто не озаботился вопросом проплатить специально обученного историка, но нет никаких оснований, что он не задался бы этим вопросом позже.
    Вы оба - гоните! Нобунага - потомок клана Тайра! Да, того самого! И имел титул Букэ-но-торё, такой же как у Тайра но Киёмори, при котором всякие Минамото даже мяукнуть боялись!