Развитие техники сквозь время

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Развитие техники не стоит на месте с течением времени.

Сеттинг, особенно мироцентричный, может охватывать куда большие промежутки времени, чем год или даже десяток лет. С каждым новым приквелом, или даже сиквелом, происходящим спустя десятилетия, сага уже охватывает десятилетия, а то и века истории мира. И что логично, сам мир за это время сильно изменился. Меняются архитектура, мода, культура и язык, а техника шагает далеко вперёд в развитии.

Особенно часто демонстрируют изменения в развитии технологий. Устаревшие химические двигатели сменяют ядерные реакторы, компьютеры старого поколения на отдельных электронных элементах с ЭЛТ-мониторами сменяются компьютерами следующего поколения на интегральных схемах с ЖК-мониторами — а потом и компьютерами нового поколения с голографическим интерфейсом и т. д.

Троп — про случаи, когда события как минимум десятилетней давности показывают мир, по крайней мере по уровню развития технологий отличавшийся от нынешнего уровня. Если напротив, далёкое будущее также шагнуло далеко вперёд и кардинально отличается от дня сегодняшнего, это троп в том случае, если сеттинг не был изначально про столь далёкий временной период. Если действие охватывает исключительно один конкретный период, это не наш троп, какой бы футуризм в сеттинге не царил. Короче - троп в том случае, когда есть, с чем сравнивать.

Противотроп — Статичный сеттинг. Смежный троп об исследовании как игровой механике — Исследование завершено.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Комплексные франшизы[править]

  • Звёздные Войны — собственно, если ориентироваться только на фильмы, то видно, как техника с каждой эпохой стабильно становится больше и эпичнее: звёздные разрушители проектов «Венатор» и «Миротворец» — первые (по внутренней хронологии) из кораблей характерной кинжаловидной формы, которую потом будут иметь знаменитые «Империалы» и устрашающие «Палачи», а уж база «Старкиллер», выпиленная из цельной планеты, над своей «бабушкой» каких-то ста двадцати километров в диаметре только посмеялась бы. Технологии тоже не стоят на месте: например, джедайские истребители ещё не способны самостоятельно прыгать сквозь гиперпространство — гипердрайв у них вынесен на кольцо, которое перед приземлением отделяется и остаётся на орбите, а вот повстанческие уже спокойно пересекают галактику без этих свистелок и перделок.
    • Иногда, кстати, технологии не только прогрессируют, но и деградируют. К примеру, в Оригинальной трилогии в наземных боях вообще не употребляется ракетное вооружение — а в Войнах Клонов по полям сражений натуральные РСЗО на дроидных шасси катались. Во многих адаптациях — в той же Star Wars: Empire at War — исправлено.
    • В справочниках по миру часто показано, как совершенствовалась за это время и другая техника, от дроидов и бластеров до кораблей. Ну а в легендарной Расширенной вселенной техника вообще сильно изменилась за лето десятки тысяч лет, в том числе световые мечи — достаточно сказать, что изначально к ним в комплекте шла заплечная батарея и провод, по которому меч от неё заряжался.

Литература[править]

  • У. Гибсон, дилогия (пока еще) «Джекпот»:
    • Во временной линии Верити Джейн (2017 г.) («Агент влияния») технологии привычные нам.
    • Во временной линии Флинн Фишер (наше время +20) («Периферийные устройства») чуть более продвинутые — 3D-принтеры позволяют напечатать многие вещи, например, новый телефон со всей электроникой.
    • Во временной линии Уилфа Недертона (+70 лет от Флинн) повсюду используются наноассемблеры, а телефоны имплантируются прям в тело.
  • Н. Стивенсон, «Лавина» и «Алмазный век или Букварь для благородных девиц» — аналогично: в «Лавине» наше время +20, в «Алмазном веке» — два поколения спустя — матсборщики с нанотехнологиями.
  • «Гарри Поттер» — тут не техника, а достаточно проанализированная магия, но прогресс, хоть и сильно тормозящийся борьбой с использованием изобретений маглов, фирменным английским консерватизмом, а то и тривиальным лоббизмом, всё же имеет место. Это можно заметить хотя бы по улучшающимся каждый год лётным качествам мётел. Или взять то зелье, благодаря которому оборотни получили возможность интегрироваться обратно в социум — его изобрели уже после того, как Мародёры окончили школу, поэтому Люпин, вернувшись туда преподавать, мог спокойно пережидать «эти дни» у себя в кабинете, как вполне безобидный волк, а не самоизолироваться в Визжащей Хижине.
  • Метавселенная Рудазова:
    • «Архимаг» — на момент начала событий Рокуш находится на уровне развития века эдак XVIII-го: пехота с пиками и фузеями, кавалерия с шашками и пистолями и литые бронзовые бомбарды. В ходе Войны Колдунов для борьбы с авиакавалерией серых изобрели зенитную артиллерию, причём двух разновидностей. В эпилоге цикла ингарская крутая принцесса Инкайён планирует устанавливать на мамонтов «новую затею рокушцев — пулемёты», а королю Обелезнэ демонстрируют прототип паровоза, и монарх с Руорком Машинистом уже строят бизнес-план Рокушских железных дорог.
    • «Зверолов» — в XXV веке Аристарха Гадюкина помнят наряду с Архимедом и Эдисоном как изобретателя первого искусственного интеллекта с полноценной личностью, а не как у нас сейчас. Четвёртый в этом списке — создатель гипердрайва Накамура Исао — то ли ещё жив, то ли помер совсем недавно, но так или иначе, первые звёздные колонии земляне основали ещё до его изобретения.
    • Парифатский надцикл — тут опять не техника, а достаточно проанализированная магия, и тем не менее на протяжении существования Парифатской империи совершенствовалась и она — в основном в виде артефактов, ибо государственнйо политикой была общедоступность волшебства даже для немогущих. При Колдующем Императоре Заре получил высочайшее «добро» даже проект чародейского интернета — Спектральной Сети, но юноша по нелепой случайности погиб, грянула гражданская война и пустить хотя бы альфа-тест уже не успели.

Кино[править]

Мультфильмы[править]

  • «Трансформеры» 1986-го года — если относительно самих трансформирующихся роботов противотроп, то людская цивилизация развилась от уровня технологий 1984-го года на уровне 1984-го года до ретро-футуризма в 2005-ом году.
  • «Я подарю тебе звезду» — шутки ради. Проблемы отношений мужчин и женщин сохраняются спустя тысячелетия развития человечества. Чтобы показать вечность проблемы, показывают как раз сабж, на фоне которого основная проблематика не меняется никак.

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

Общее: все стратегии, где так или иначе есть технический прогресс.

  • Portal 2 — старые лаборатории Arperture Science по сравнению с нынешними, более современными лабораториями.
  • Half-Life: Blue Shift — старые заброшенные лаборатории «Чёрной Мезы» по сравнению с остальной частью комплекса. Устаревшие аналоги зарядных станций и медикаментов и старая технология телепортации, менее совершенная по сравнению с аналогичной из основной игры. Хотя последние на момент первой части корпуса и лаборатории не сказать, что образец последнего слова техники, да и во второй части прогресс не так далеко ушёл вперёд. Разве что изобрели гравитационную пушку.
  • Dead Space 3 — колония на планете Тау Волантис 2314-го года по сравнению с технологиями 2500-х годов.
    • На самом деле, получилось странное. С какого-то рожна, технологии 24-го века представляют здесь какой-то неуместный ретро-футуризм. С кинопроекторами, дверями, запираемыми в ручную, в стим-дизельпанковской стилистике. Почему такой перекос, если действие происходит во вроде как нашей вселенной, непонятно.
  • Серия Deus Ex: в Human Revolution в 2027 году аугментации механические, в Deus Ex же — в 2052 — уже нано.
  • Серия Fallout — ученые и оружейники Анклава уже после Великой Войны успешно разработали силовую броню X-01, которую в дальнейшем доработали до улучшенной силовой брони в двух модификациях, и силовую броню «Геенна». Также они создали силовую броню «Тесла» и ее существующий в единственном экземпляре улучшенный прототип. И даже толком не пытавшееся развивать довоенные технологии, а занимавшееся исключительно их накоплением Братство Стали сумело после войны создать летающий авианосец.

Реальная жизнь[править]

Вся история человечества — от родо-племенного строя с примитивными каменными топорами, копьями и молотами до наших дней. На что понадобились тысячелетия развития экономики и техники сквозь поколения. И будущее, если оно не обернётся ядерными бомбардировками, сменит ещё поколения научных открытий, моделей техники и экономической формации общества.

Примечания[править]