Кровожадное мироздание: различия между версиями
Onyx (обсуждение | вклад) |
|||
Строка 24: | Строка 24: | ||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* [[Prince of Nothing]]. Какого бога ни возьми — образцовая мразь. Какого врага богов ни возьми — образцовая мразь. Как бы ты ни жил и кому бы ни поклонялся — всё будет плохо. Единственный выход — не рождаться. | * [[Prince of Nothing]]. Какого бога ни возьми — образцовая мразь. Какого врага богов ни возьми — образцовая мразь. Как бы ты ни жил и кому бы ни поклонялся — всё будет плохо. Единственный выход — не рождаться. | ||
** Антагонисты, творящие бессмысленное и беспощадное зло, оказывается, хотели спасти мир от богов, убив почти все население мира, а «главный герой» лишь спасти свою душу, став богом, а мир превратив в свой персональный ад. Ну и куда крестьянину податься? | |||
* Урсула ле Гуин, «Уходящие из Омеласа» — город Омелас процветает по причине того, что в одном из его подвалов, в нечеловеческих условиях, никогда не видя солнечного света, заперт ни в чём не повинный мальчик. Если его страдания прервутся — город обречён. | * Урсула ле Гуин, «Уходящие из Омеласа» — город Омелас процветает по причине того, что в одном из его подвалов, в нечеловеческих условиях, никогда не видя солнечного света, заперт ни в чём не повинный мальчик. Если его страдания прервутся — город обречён. | ||
Текущая версия на 08:30, 22 августа 2023
Кровожадное мироздание — принцип устройства вселенной, свойственный главным образом тёмному фентези и вселенским ужасам. В общих чертах он состоит в том, что для относительного благоденствия большинства меньшинство должно однозначно страдать. Обычно это происходит по одной из следующих схем:
- Древнее зло окончательно не побеждается, и ему надо периодически давать в морду, чтобы вырубилось на некоторое время. Для этого, само собой, требуется Избранный, который совершит героическое самопожертвование, или какой-либо ещё бой, который не обойдётся без потерь.
- Древнее зло постоянно отгоняют «свои», условно хорошие боги, и вот их уже надо поддерживать жертвоприношениями.
- Древнее зло — единственная известная высшая сила, и ей подчиняются только потому что иначе она психанёт и уничтожит вообще всех. Или же остальным пофиг на то, что эта гадость там вытворяет.
- Древнее зло отсутствует, но жертв требует некий механизм, без которого жизнь в мире становится невозможна и наступает конец света, как мы его знаем. Якорь реальности, например.
Полностью троп играется на больших масштабах, когда цикличность и постоянство уклада видны или заявлены. Также для этого другой расклад должен быть физически невозможен или по крайней мере трудно представим и требовать устроить на небесах нехилый такой переворот. Впрочем, искусственные мифологии и идеологии тоже подходят если обладают силой внушения и эффектом Молоха, так, что представить иное никто из последователей не в состоянии, а осуществить — тем более.
Примеры[править]
Фольклор и религии[править]
- Бродячий сюжет про побитие заезжим героем чудовища, которому местные приносили жертвы из своего числа, символизирует как раз отход от таких воззрений.
- Одна из версий, объясняющих причину массовых жертвоприношений у ацтеков — именно этот троп. По их верованиям, каждые 50 лет происходит сражение между злым божеством, желающим поглотить Солнце и не очень злым, защищающим Солнце, и если не поддержать второго человеческими жертвами, миру придёт конец. Хотя, судя по документальным свидетельствам, масштаб этих жертвоприношений, скажем так, несколько преувеличен, ацтеки так достали весь регион, что испанцы смогли набрать себе немало союзников.
- С прикрученным фитильком — одной из причин появления пирсинга стало верование каких-то древних индейцев о том что мир вращают страдания (типа богам больно крутить мир, но если верующий займется членовредительством из чувства солидарности, то богам будет легче), а потому жизненно необходимо проколоть язык острой шипастой веточкой и поёрзать хорошенько, и вообще чем больше мазохизма тем лучше будет крутиться мир. Так что, читатель, когда прокалываешь себе что-нибудь — не бойся боли, а лучше думай о том что возможно именно благодаря твоим страданиям этот мир будет крутиться ещё немного. Ну и про антисептик не забудь.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Антон Орлов, Тина Хэдис — внутримировой пример. Лейла рассказала Бьянке, как её помешанные на религии родители решили сделать себе Омелас. Её скверная мамочка полетела на одну планету, где было особо вредное излучение, специально облучилась, а потом забеременела, и в положенный срок родилась Дина Вански — с хрупкими костями, дряблыми мышцами и постоянно трескающейся тонкой кожей, под которой толком не работал ни один орган. Медицина далёкого будущего, щедро финансируемая из планетарного бюджета, смогла удержать жизнь в этом несчастном теле, которое всё время терзали адские боли и прочие кошмарные медицинские состояния, а родители с ранних лет заставляли её молиться, поститься и слушать
радио Радонежнравоучения остальных членов секты. А потом Дина встретила Лиргисо, который после разговора устроил ей обмен телами с живущей по соседству Лейлой, которую она иногда видела во время выездов на улицу. - Сонхийский цикл — в мире Сонхи можно родиться магом и жить долго и счастливо. А ещё можно оказаться очередной реинкарнацией Древнего мага, которого по достижении совершеннолетия направят в Накопитель для выполнения какой-то очень важной для магического общества работы. А на самом деле по настоящему сильным Древним магам в Накопителях ампутируют руки и ноги, после чего всю последующую долгую и очень несчастливую жизнь выкачивают магическую энергию для менее слабых "коллег". Впрочем, кровожадность здесь была вызвана волей одного очень древнего бога[1], который однажды решил питаться частью этой энергии вместо обычных молитв. После того как Тейзург разрушил эту систему, мироздание изменилось к лучшему.
- Почему-то почти все волшебные существа в мире Сонхи были жадными до человеческой крови и страданий. В шестой книге[2] этому перекосу мироздания было дано объяснение. Оказывается, давным-давно принцесса-чародейка Лорма, когда боги за её дела превратили её в вурвану, в последний миг пожелала сделать мир Сонхи именно таким, и в качестве граничного условия для снятия этого заклятья выбрала самое невозможное — чтобы обыкновенный человек и кровожадное волшебное существо бескорыстно спасли друг друга от смертельной опасности. Однако миллион лет спустя именно это сделали служившие Тейзургу амулетчик Кемрут и гнупи Шнырь.
- Андрей Лазарчук, «Священный месяц Ринь» — рациональная субверсия. Аборигены некоей планеты вынуждены приносить часть своих детей в жертву местным животным, чтобы животные выделяли в атмосферу вещества, поддерживающие фертильность аборигенов.
На других языках[править]
- Prince of Nothing. Какого бога ни возьми — образцовая мразь. Какого врага богов ни возьми — образцовая мразь. Как бы ты ни жил и кому бы ни поклонялся — всё будет плохо. Единственный выход — не рождаться.
- Антагонисты, творящие бессмысленное и беспощадное зло, оказывается, хотели спасти мир от богов, убив почти все население мира, а «главный герой» лишь спасти свою душу, став богом, а мир превратив в свой персональный ад. Ну и куда крестьянину податься?
- Урсула ле Гуин, «Уходящие из Омеласа» — город Омелас процветает по причине того, что в одном из его подвалов, в нечеловеческих условиях, никогда не видя солнечного света, заперт ни в чём не повинный мальчик. Если его страдания прервутся — город обречён.
Кино[править]
- Хижина в лесу — или периодические жертвоприношения студентиков, или Конец света.
Мультфильмы[править]
- Внезапно, «Король Лев» с его кругом жизни: в начале всякие зебры и антилопы приходят праздновать рождение львёнка, но что делают львы кроме того, что на них охотятся? Да в общем-то, ничего. Только как раз отгоняют со своей территории других хищников, вроде гиен, чтобы добыча совсем не перевелась. Ах да, ещё львы уничтожают слабых, старых, больных, а также детей, у которых оказалась не слишком расторопная мать. В общем, не дают популяциям зебр и антилоп превысить размеры, которые может прокормить саванна в ареале обитания.
Аниме и манга[править]
- Mahou Shoujo Madoka Magica — система Инкубаторов, требующая для своего функционирования человеческих жизней. Эту систему с разной степенью неудачливости ломали в Асунаро (в манге Mahou Shoujo Kazumi Magica), Камихаме (в Magia Record), и в финале аниме и третьем фильме.
Видеоигры[править]
- Dark Souls же. Один из самых прямых примеров. Если периодически не сжигать кого-нибудь в Первом Пламени, начинается зомби-апокалипсис и хронокаша.
- Darkest Dungeon — победа над Сердцем Тьмы только загнала его обратно в спячку, и оно обязательно вернётся, с чьей-то помощью или без.
- DotA 2 — Bloodseeker своими обсидиановыми клинками обслуживает богов по имени Бескожие Близнецы, которые неуничтожимы и без жертв сожрут его собственный народ.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — все причины перечислять можно долго, но для Империума дело обстоит так. Чтобы межзвёздные перелёты были возможны, специальные корабли нарезают круги по галактике и собирают огромные количества псайкеров для сожжения у трона Императора по тысяче штук в день[3]. Конечно, кроме них куча народу гробится на заводах и в армии отнюдь не только чтобы истреблять всех встречных инопланетян, ибо конфликт «Империум против Хаоса» вообще самый большой и известный, но это именно что относительно хорошо.
Прочее[править]
- SCP Foundation — одного «Евклида» SCP-089 достаточно, чтобы вселенная Фонда соответствовала тропу, а есть ещё сотни «Кетеров»…
Примечания[править]
- ↑ Автор правки предположил, что это был Семанх Безногий из романа "Пепел Марнейи", и Слово Божие это подтвердило
- ↑ Последняя из написанных на данный момент
- ↑ По чуть более скромной версии в хоре Астрономикона 10 000 псайкеров, при этом отдельный псайкер выгорает примерно за три месяца.