Реклама влияет на сюжет: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 10 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Балалайка|В данной статье присутствует реклама, смиритесь}}
{{Балалайка|В данной статье присутствует реклама, смиритесь}}
{{q|pre=1|
— Слушай, что ты все время берёшь это пиво?
— Мне у них рекламная стратегия нравится, — усмехнулся Котя. — Представляешь, они писателям-фантастам предлагают упоминать в книжках пиво «Оболонь». Если в книжке десять раз будет упомянуто слово «Оболонь», то автору выплачивают премию. Прикинь?
— Так просто? — восхитился я. — «Оболонь», «Оболонь», «Оболонь» — и все?
— Десять раз подряд «Оболонь», — подчеркнул Котя. — Не меньше.|С. [[Лукьяненко]] самоиронизирует в романе «Черновик»}}
Обычно реклама в произведениях бывает [[Скрытая реклама|скрытой]]. Но она может быть и столь явной, что не только бросается в глаза, но и мозолит их до крови. А ведь можно ещё пробить [[педаль в асфальт]] аж до геотекстиля, введя рекламу не просто как часть антуража, а как часть сюжета. [[Получается смешно]]… [[Что за фигня, автор?|иногда]].
Обычно реклама в произведениях бывает [[Скрытая реклама|скрытой]]. Но она может быть и столь явной, что не только бросается в глаза, но и мозолит их до крови. А ведь можно ещё пробить [[педаль в асфальт]] аж до геотекстиля, введя рекламу не просто как часть антуража, а как часть сюжета. [[Получается смешно]]… [[Что за фигня, автор?|иногда]].


Пропивотроп — [[обычный порошок]].
Пропивотроп — [[обычный порошок]].
 
'''Про пиво троп.''' ''Извините, не удержалась.''


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 13: Строка 16:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Тэффи (Н. Лохвицкая), «Американский рассказ». «В подобном рассказе читатель всегда найдет все необходимые сведения, как для себя, так и для своей семьи».
* Тэффи (Н. Лохвицкая), «Американский рассказ». «В подобном рассказе читатель всегда найдет все необходимые сведения, как для себя, так и для своей семьи».
* Виктор [[Пелевин]], «Generation П» — внутримировой пример. Нечистый на руку маркетолог подмонтировал изображению генерала Лебедя пачку сигарет не той марки, с которой был контракт. Времени менять текстуры нет. Выход? Нужную пачку нарисуем на столе, на руке нарисуем гипс, а бегущая строка сообщит о покушении. Привело к ужесточению борьбы с тероризмом.
* Роберт Хайнлайн:
* Роберт Хайнлайн  
** «Марсианка Подкейн» — на Венере блокировать рекламу запрещено. Но если дать на лапу, то всё-таки можно.
** «Марсианка Подкейн» — на Венере блокировать рекламу запрещено. Но если дать на лапу, то всё-таки можно.
** «„А ещё мы выгуливаем собак!“» — такой фразой заканчивается реклама некоего идеального ассистанс-сервиса.
** «„А ещё мы выгуливаем собак!“» — такой фразой заканчивается реклама некоего идеального ассистанс-сервиса.
** «Число зверя» — в эпилоге объявляется [[злой брат-близнец]] вышеупомянутой фирмы.
*** «Число зверя» — в эпилоге объявляется [[злой брат-близнец]] вышеупомянутой фирмы.
* Роберт Шекли, «Координаты чудес» — в одном из миров идут ожесточённые войны рекламных слоганов.
* Роберт Шекли «Координаты чудес» — в одном из миров идут ожесточённые войны рекламных слоганов.
* Виктор [[Пелевин]], «[[Generation «П»]]» — [[внутримировой пример]]. Нечистый на руку маркетолог подмонтировал изображению генерала Лебедя пачку сигарет не той марки, с которой был контракт. Времени менять текстуры нет. Выход? Нужную пачку нарисуем на столе, на руке нарисуем гипс, а бегущая строка сообщит о покушении. Привело к ужесточению борьбы с терроризмом.
* Маргарет Сент-Клер «Потребители» — о детсаде/младшей школе в мире победившей рекламы.
** Маргарет Сент-Клер, «Потребители» — о детсаде/младшей школе в мире победившей рекламы.
* Владимир Аренев, «Одеколон» грустная история писателя, умудрившегося прославиться не столько творчествм, сколько пасхалками на тот самый одеколон. Сам он этому очень не рад, но отделываться от специфической славы решил слишком поздно. Пополам с вариацией тропа Актёр одной роли.
* [http://old.mirf.ru/Articles/art1751.htm Владимир Аренев, «Одеколон»] — грустная история писателя, умудрившегося прославиться не столько творчеством, сколько пасхалками на тот самый одеколон. Сам он этому очень не рад, но отделываться от специфической славы решил слишком поздно. Пополам с вариацией тропа [[Актёр одной роли]].


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Эволюция» (2001 г.) считай, статейка для этого примера и писалась. Убить пришельцев может только сульфид селена. Но где его столько взять? Конечно же, в шампуне «Head & Shoulders»! Рекламный ролик в конце можно даже считать [[Подсветка|подсветкой]].
* «[[James Bond|Золотой глаз]]» — часы «Омега» со встроенным лазером.
* «Самый лучший фильм 2» — часть, пародирующая «[[Ирония судьбы, или С лёгким паром!|Иронию судьбы]]», сделанная [[нарочито плохо]] реклама самых обыденных '''реальных''' товаров доведена до абсурда, благодаря чему один из героев в конце арки и выживает.
* «Эволюция» (2001 г.) — считай, статейка для этого примера и писалась. Убить пришельцев может только сульфид селена. Но где его столько взять? Конечно же, в шампуне «Head & Shoulders»! Рекламный ролик в конце можно даже считать [[Подсветка|подсветкой]].
* «Волшебник» (The Wizard) 1989-го — фактически этот фильм является одной большой рекламой компании Nintendo и ее продукции, которая не просто влияет на сюжет, а по сути создает его. В частности, именно в нем была впервые показана только-только вышедшая в том время игра Mario 3. Фильм был разгромлен критиками, но в среде геймеров приобрел культовый статус. У [[Angry Video Game Nerd|знаменитого обзорщика NES-игр Джеймса Рольфа]] есть даже отдельный выпуск, посвященный «Волшебнику».
* «Гарфилд» — если в начале фильма показывают рекламу, то дальше ведущий станет главным злодеем (он ещё и лазанью не любит, сволочь такая!)
* «Сотовый» (2004 г.) похищенная женщина дозванивается с разбитого стационарного телефона на мобильник главного героя и просит о помощи. Мобильник не просто безликий, а вполне конкретной модели, и его многочисленные полезные функции (такие как встроенная камера и способность долго держать заряд) весьма помогают герою одолеть злодеев.
* «Самый лучший фильм 2» — часть, пародирующая «[[Ирония судьбы, или С лёгким паром!|Иронию судьбы]]», сделанная [[нарочито плохо]] — реклама самых обыденных '''реальных''' товаров доведена до абсурда, благодаря чему один из героев в конце арки и выживает.
* «Солдаты неудачи» — фильм предваряется фальшивыми трейлерами фильмов всех главгероев (кроме начинающего актёра Сандаски).
* «Волшебник» (The Wizard, 1989) — фактически фильм является одной большой рекламой компании Nintendo и ее продукции, которая не просто влияет на сюжет, а по сути создает его. В частности, именно в нем была впервые показана только-только вышедшая в том время игра Mario 3. Фильм был разгромлен критиками, но в среде геймеров приобрел культовый статус. У [[Angry Video Game Nerd|знаменитого обзорщика NES-игр Джеймса Рольфа]] есть даже отдельный выпуск, посвященный «Волшебнику».
* «Сотовый» (2004) — похищенная женщина дозванивается с разбитого стационарного телефона на мобильник главного героя и просит о помощи. Мобильник не просто безликий, а вполне конкретной модели, и его многочисленные полезные функции (такие, как встроенная камера и способность долго держать заряд) весьма помогают герою одолеть злодеев.
* «[[Солдаты неудачи]]» (2008) — фильм предваряется фальшивыми трейлерами фильмов всех главгероев, кроме начинающего актёра Сандаски.
** И это наш троп потому чтооо?…
*** Потому что так оформлена экспозиция.
* «[[Возвращение героя]]» (2013) — собственно «Шевроле Корвет ZR1» способный обогнать вертолёт.
* «Возвращение помидоров-убийц»: посреди фильма съёмочная группа вдруг все бросает, собирается, объявляет, что у неё не хватает денег для окончания и начинает спорить, где их взять, а после долгих рассуждений, махнув рукой, начинает вставлять рекламу абсолютно куда попало. Например, ставит огромную надпись Pepsi над замком злодея или закрывает хлопьями персонажей во время диалогов. Похоже, у небогатого режиссера накипело.
* «Возвращение помидоров-убийц»: посреди фильма съёмочная группа вдруг все бросает, собирается, объявляет, что у неё не хватает денег для окончания и начинает спорить, где их взять, а после долгих рассуждений, махнув рукой, начинает вставлять рекламу абсолютно куда попало. Например, ставит огромную надпись Pepsi над замком злодея или закрывает хлопьями персонажей во время диалогов. Похоже, у небогатого режиссера накипело.
* «Мак и я» — кратко фильм можно охарактеризовать, как один большой рекламный ролик-ремейк «Инопланетянина» от корпорации «Макдональдс».
* «Мак и я» — кратко фильм можно охарактеризовать, как один большой рекламный ролик-ремейк «Инопланетянина» от корпорации «Макдональдс».
* «Москва 2017» — внутримировой пример: главный сюжетный конфликт фильма построен на противостоянии рекламных брэндов через рекламу и ее влияние на человеческие умы.
* «Москва 2017» — внутримировой пример: главный сюжетный конфликт фильма построен на противостоянии рекламных брэндов через рекламу и ее влияние на человеческие умы.


=== [[Телевидение]] ===
=== [[Телевидение]] ===
* Как ни странно, реклама самым что ни на есть прямым образом влияет на сюжет любого рекламного ролика, если таковой в нём вообще имеется.
* Как ни странно, реклама самым что ни на есть прямым образом влияет на сюжет любого рекламного ролика, если таковой в нём вообще имеется.
* «Спокойной ночи, малыши!» — в некоторых выпусках в гости к Хрюше, Степашке и компании <s>приходил Киндер Сю</s> приходило большое живое шоколадное яйцо некоей конкретной марки, и рекламировало маленькие неживые шоколадный яйца той же марки.
* «[[Спокойной ночи, малыши]]!» — в некоторых выпусках в гости к Хрюше, Степашке и компании <s>приходил Киндер Сю</s> приходило большое живое шоколадное яйцо некоей конкретной марки и рекламировало маленькие неживые шоколадный яйца той же марки.
* Старая детская передача «Лукоморье» здесь за рекламу отвечал [[Кошка по имени Нэко|лис по имени Фокс]], маскот производителя канцтоваров. В основном он появлялся ненадолго, чтобы рассказать о своей продукции, но иногда довольно серьёзно влиял на сюжет.
* Детская передача «Лукоморье», выходившая на РТР в 1990-е — здесь за рекламу отвечал [[Кошка по имени Нэко|лис по имени Фокс]], маскот производителя канцтоваров. В основном он появлялся ненадолго, чтобы рассказать о своей продукции, но иногда довольно серьёзно влиял на сюжет. Например, когда вся компания «играла в детектив», лис отыгрывал роль преступника.
* «Что? Где? Когда?» — конечно, это не художественное произведение, а значит и сюжета здесь нет. Однако, представители двух спонсоров участвуют в обсуждении спорных моментов (один защищает интересы знатоков, другой — телезрителей) и могут оказать существенное влияние на ход игры. Кроме того, благодаря спонсору-банку, знатоки могут брать дополнительную минуту в кредит, а спонсор-атомная корпорация награждает лучшего знатока хрустальным атомом.
* «Что? Где? Когда?» — конечно, это не художественное произведение, а значит, и сюжета здесь нет. Однако представители двух спонсоров участвуют в обсуждении спорных моментов (один защищает интересы знатоков, другой — телезрителей) и могут оказать существенное влияние на ход игры. Кроме того, благодаря спонсору-банку знатоки могут брать дополнительную минуту в кредит, а спонсор-атомная корпорация награждает лучшего знатока хрустальным атомом.
** А когда-то раньше, благодаря спонсору-интернет-порталу, знатоки могли попросить помощь у всемирного разума (на экран выводились многочисленные варианты ответов, присланные пользователями всемирной паутины). И проводились экспериментальные игры, в которых помимо знатоков и телезрителей участвовала ещё и команда интернета.
** А когда-то раньше, благодаря спонсору-интернет-порталу, знатоки могли попросить помощь у всемирного разума (на экран выводились многочисленные варианты ответов, присланные пользователями всемирной паутины). И проводились экспериментальные игры, в которых помимо знатоков и телезрителей участвовала ещё и команда интернета.
* «Лего-го!» (позже превратившаяся в «КБ-Легонавт») вся передача создана ради рекламы одного известного детского конструктора.
* Отпочковавшаяся от «Марафона 15 (малышам)» передача «Лего-го!» (позже превратившаяся в «КБ-Легонавт») — вся передача создана ради рекламы одного известного детского конструктора.
Туда же и давно канувшее в небытие «Довгань-шоу».
* Туда же и давно канувшее в небытие «Довгань-шоу». Потом некоторое время выходившее без товаров от г-на Довганя под названием «Лабиринт».
* «Сам себе режиссёр» — с определённого момента в сюжет передачи часто вмешивался маскот компании «Баскин Роббинс».
* «Сам себе режиссёр» — с определённого момента в сюжет передачи часто вмешивался [[маскот]] компании «Баскин Роббинс».
* «[[КВН]]» — обшучено в номере про продюсера Пушкина. Поэма «Медный всадник» на самом деле реклама медных рудников, и до смены спонсора мецената всадник вообще был алюминиевым.
* «[[КВН]]» — обшучено в номере про продюсера [[Наше всё|Пушкина]]. Поэма «Медный всадник» на самом деле реклама медных рудников, и до смены спонсора… то есть мецената всадник вообще был алюминиевым.
* «Сказка на ночь» 2000-х, г. Ростов-на-Дону. Своего рода аналог «Спокойной ночи, малыши!». Вела передачу Катюша (в исполнении актрисы в соответствующем гриме) — маскот одноименной сети детских магазинов. Плюс вставляли в передачу явные рекламные ролики.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Морячок Попай, получающий суперсилу от поедания шпината. Производители шпината даже установили памятник этому персонажу.
* Морячок Попай, получающий суперсилу от поедания шпината. Производители шпината даже установили памятник этому персонажу.
* «Чудесница» — советский мультик про [[Закон Осмозиса Джонса|разумные говорящие злаки, живущие на колхозном поле]]. Сюжет сводился к тому, как хороша новая сельскохозяйственная культура кукуруза. Даже не зная год выпуска (1957), легко догадаться, при каком генсеке это было снято.
* «Чудесница» — советский мультик про [[Закон Осмозиса Джонса|разумные говорящие злаки, живущие на колхозном поле]]. Сюжет сводился к тому, как хороша новая сельскохозяйственная культура кукуруза. Даже не зная год выпуска (1957), легко догадаться, при каком генсеке это было снято.
* Вполне заслуженно забытая «Весна в Простоквашино» — абсолютно все проблемы Дядя Фёдор решает с помощью отправки электронных писем со своего аккаунта на рекламируемом портале. А Матроскин открывает свой бизнес по продаже сметаны и молочных продуктов, что является довольно прозрачной отсылкой к бренду «Простоквашино». А ведь там ещё и реклама, не влияющая на сюжет, есть.
* Вполне заслуженно забытая «Весна в [[Простоквашино]]» (2010) — абсолютно все проблемы Дядя Фёдор решает с помощью отправки электронных писем со своего аккаунта на рекламируемом портале. А Матроскин открывает свой бизнес по продаже сметаны и молочных продуктов, что является довольно прозрачной отсылкой к бренду «Простоквашино». А ведь там ещё и реклама, не влияющая на сюжет, есть.
* После того как права на Колобков, ведущих следствие, перешли к студии «Пилот», они превратились в братьев Пилотов и обзавелись самолётом.
* После того как права на Колобков, ведущих следствие, перешли к студии «Пилот», они превратились в [[братья Пилоты|братьев Пилотов]] и обзавелись самолётом.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Смешарики]]» — некоторые рекламные выпуски ловко мимикрировали под обычный мультфильм. Например, «Чистый спорт» — [[ёжики и дикобразы|Ёжик]] побеждает в соревнованиях, Крош подозревает, что тот принимает допинг, и докапывается до правды — допингом оказалось молоко <BrandName>! А серия-то неплохая, там был меметичный ёжик-качок.
* «[[Смешарики]]» — некоторые рекламные выпуски ловко мимикрировали под обычный мультфильм. Например, «Чистый спорт» — [[ёжики и дикобразы|Ёжик]] побеждает в соревнованиях, Крош подозревает, что тот принимает допинг, и докапывается до правды — допингом оказалось молоко <BrandName>! А серия-то неплохая, там был меметичный ёжик-качок.
* «[[Симпсоны]] » — [[Внутримировой пример]]. В проспонсированной мистером Бернсом серии «Шоу Щекотки и Царапки» кот протестует против атомных станций, а мышонок разъясняет, насколько сильно он заблуждается, параллельно с этим жестоко его убивая. В финале Царапка (вернее, [[Живая голова|то что от него осталось]]) признаёт свою неправоту, а для закрепления пройденного к юным зрителям обращается гриф, подозрительно похожий на Бернса.
* «[[Симпсоны]]» — 15 сезон, 22 серия. [[Внутримировой пример]]. В проспонсированной мистером Бернсом серии «[[Шоу внутри шоу|Шоу Щекотки и Царапки]]» кот протестует против атомных станций, а мышонок разъясняет, насколько сильно тот заблуждается, параллельно с этим жестоко его убивая. В финале Царапка (вернее, [[Живая голова|то что от него осталось]]) признаёт свою неправоту, а для закрепления пройденного к юным зрителям обращается подозрительно похожий на Бернса гриф: «Помните, дети, ядерная энергия — ваш друг, как и Монти Бернс».
* «Американский папаша!» — стёб над явлением. В начале серии к зрителям обращается китайский миллиардер Фунь Ва (живой актёр), который сообщает, что купил мультсериал у Сета Макфарлейна, но заверяет, что это никак не скажется на сюжете. Врёт, конечно же. Все персонажи начинают расхваливать Фунь Ва и его продукцию, серия ещё несколько раз прерывается вставками с «живым» миллиардером, а потом в неё вклинивается ещё и «рисованный» Фунь Ва, который ко всеобщей радости разруливает конфликт побочной сюжетной линии. А в финале, сериал перекупает другой китайский миллиардер Ли Кван, который переименовывает его в «Американско-китайского папашу!» и переносит сюжет в Китай, где Смиты пашут рисовое поле и танцуют с Микки Маусом.
** Так же есть пример с рекламой впитывающей бумаги. Которая в конце серии помогает осушить далеко не малый водоём.
* Ещё не вышедший на момент правки перезапуск «[[Ну, погоди!]]» помимо Зайца и Волка в сюжете сего шедевра анимации примут участие Косуля Уля, Барсук <s>Сук</s> Тим и Ёжик <s>Жик</s> Шу. Эти персонажи добавлены по инициативе нового партнёра студии — некоего горнолыжного курорта и основаны на животных, которые водятся в окрестностях этого некоего горнолыжного курорта. Кроме того вся весёлая троица станет [[маскот|талисманами]] этого некоего горнолыжного курорта, а в мультсериале будут встречаться узнаваемые виды этого некоего горнолыжного курорта и его персонажи будут заниматься зимними видами спорта, доступными на этом некоем горнолыжном курорте. «[[Наглая ложь|Однако интеграция партнера в сериал не будет носить рекламный характер]]» — подчеркивают в «Союзмультфильме». <ref>[https://souzmult.ru/news/145 Источник]</ref>
* «[[Американский папаша!]]» — стёб над явлением. В начале серии к зрителям обращается китайский миллиардер Фунь Ва (живой актёр), который сообщает, что купил мультсериал у Сета Макфарлейна, но заверяет, что это никак не скажется на сюжете. Врёт, конечно же. Все персонажи начинают расхваливать Фунь Ва и его продукцию, серия ещё несколько раз прерывается вставками с «живым» миллиардером, а потом в неё вклинивается ещё и «рисованный» Фунь Ва, который ко всеобщей радости разруливает конфликт побочной сюжетной линии. А в финале, сериал перекупает другой китайский миллиардер Ли Кван, который переименовывает его в «Американско-китайского папашу!» и переносит сюжет в Китай, где Смиты пашут рисовое поле и танцуют с Микки Маусом.
* «[[Metalocalypse]]» — пародия на явление, а заодно и на продактплейсмент в первой серии в виде момента характеристики группы, а заодно и ее фанатов: длящийся менее двух минут концерт из одной песни, посвященной рекламе кофе! Зато какие спецэффекты!
* Перезапуск «[[Ну, погоди!]]» 2021 года — помимо Зайца и Волка в сюжете сего шедевра анимации приняли участие [[Прекрасный олень|Косуля]] Уля, [[Барсук]] <s>Сук</s> Тим и [[Ёжики и дикобразы|Ёжик]] <s>Жик</s> Шу. Эти персонажи добавлены по инициативе нового партнёра студии — некоего горнолыжного курорта под [[Казаки, курорты и Олимпиада|Сочи]] — и основаны на животных, которые водятся в окрестностях этого некоего горнолыжного курорта. Кроме того, вся весёлая троица стала [[маскот|талисманами]] этого некоего горнолыжного курорта, а в самом мультсериале действие разворачивается в курортном городке, ну оооооооооооочень сильно напоминающем этот некий горнолыжный курорт, а его персонажи в том числе занимаются зимними видами спорта, доступными на этом некоем горнолыжном курорте. «[[Наглая ложь|Однако интеграция партнера в сериал не будет носить рекламный характер]]» — подчеркивают в «Союзмультфильме»<ref>[https://souzmult.ru/news/145 Источник]</ref>.
* «[[Металлопокалипсис]]» — пародия на явление, а заодно и на продакт-плейсмент в первой серии в виде момента характеристики группы, а заодно и ее фанатов: длящийся менее двух минут концерт из одной песни, посвященной рекламе кофе! Зато какие спецэффекты!


=== [[Манга]] ===
=== [[Манга]] ===
* Хирохико Араки, «Взлетай до небес вместе с Гуччи, Джолин» и «Рохан едет к Гуччи» — ваншоты с участием персонажей «[[JoJo's Bizarre Adventure|Жожи]]», рекламирующие некий всемирно известный модный бренд, ни за что не угадаете какой именно. Все персонажи, понятное дело, носят одежду именно этого бренда, и его продукция играет в сюжете важную роль. В первом — беглый единорог спрятался среди рисунков на принадлежащем Джолин шарфе. Во втором — Кишибе Рохан приехал на завод, чтобы разобраться, куда и почему исчезают ценные вещи, положенные в его сумочку.
* Хирохико Араки, «Взлетай до небес вместе с Гуччи, Джолин» и «Рохан едет к Гуччи» — ваншоты с участием персонажей «[[JoJo's Bizarre Adventure|Жожи]]», рекламирующие некий всемирно известный модный бренд, ни за что не угадаете какой именно. Все персонажи, понятное дело, носят одежду именно этого бренда, и его продукция играет в сюжете важную роль. В первом — беглый единорог спрятался среди рисунков на принадлежащем Джолин шарфе. Во втором — Кишибе Рохан приехал на завод, чтобы разобраться, куда и почему исчезают ценные вещи, положенные в его сумочку.


=== [[Визуальный роман|Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальный роман|Визуальные романы]] ===
* [[Steins;Gate]] ну как же без Dr.pepper!
* [[Steins;Gate]] — ну как же без Dr.Pepper!
** Впрочем ходит шутка, что в гораздо большей степени произведение повысило популярность бананов, нежели означенной шипучки.
** Впрочем ходит шутка, что в гораздо большей степени произведение повысило популярность бананов, нежели означенной шипучки.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
The BossHoss, «Eager Beaver» — клип фактически представляет собой большой и крутой ролик грузовика Mercedes-Benz Atego, снятый по заказу и на деньги Mercedes-Benz Trucks. Рокеры продались, говорите? Да полно вам: Босс Бёрнз и Хосс Пауэр музыку играют чисто ради фана, а вот рекламой занимаются профессионально. А ещё они производят пиво The BossHoss Beer. Угадайте с одной попытки, что в этом клипе доставляют на вышеупомянутом грузовике?
* The BossHoss, «Eager Beaver» — клип фактически представляет собой большой и крутой ролик грузовика Mercedes-Benz Atego, снятый по заказу и на деньги Mercedes-Benz Trucks. Рокеры продались, говорите? Да полно вам: Босс Бёрнз и Хосс Пауэр музыку играют чисто ради фана, а вот рекламой занимаются профессионально. А ещё они производят пиво The BossHoss Beer. Угадайте с одной попытки, ''что'' в этом клипе доставляют на вышеупомянутом грузовике?


=== Прочее ===
=== Прочее ===
* «[[Внутри Лапенко]]»  — реклама самым бесцеремонным образом вторгается в сюжет.
* «[[Внутри Лапенко]]» — реклама самым бесцеремонным образом вторгается в сюжет. И если, поначалу, оно довольно тонко обыгрывалось (та же яндексовская «Алиса»), то потом уже подавалось совсем «в лоб».
* [[Сыендук]] — многие его выпуски и мультфильмы внезапно оказываются подводкой к рекламе, а то и просто рекламными («Когда попал в игру», «Кранчи Читос»)
* Блогеры крайне любят вести сюжет своего блога/летсплея/тд и тп к рекламе. Особенно назойливым в этом деле стал [[Сыендук]] — он часто делает ролики просто ради рекламы («Когда попал в игру», «Кранчи Читос»). Зачастую это бывают откровенный быдлизм вроде «я знаю, ради чего вы здесь! Ради РЕКЛАМЫ!™»
* Номер Евгения Петросяна «Шпингалеты» — история о том, как чрезмерная реклама шпингалетов (которые выпускается на фабрике №3 по адресу улица Цурюпа 15 телефон 9-18 факс 4-12 добавочный 03, самовывоз из Нижнего Тагила) повлияла на «сюжет» одного из выпусков «Поля чудес».
** Да ладно вам, рекламный ролик площадки GeekBrains «[https://www.youtube.com/watch?v=_ybOts8E_H4&t=1s Задротская ярость]» — это реально шедевр!
* Номер Евгения Петросяна «Шпингалеты» — история о том, как чрезмерная реклама шпингалетов (которые выпускается на фабрике № 3 по адресу улица Цурюпа 15 телефон 9-18 факс 4-12 добавочный 03, самовывоз из Нижнего Тагила) повлияла на «сюжет» одного из выпусков «Поля чудес».


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
{{примечания}}


{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}

Текущая версия на 19:14, 18 февраля 2023

ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
В данной статье присутствует реклама, смиритесь
«

— Слушай, что ты все время берёшь это пиво? — Мне у них рекламная стратегия нравится, — усмехнулся Котя. — Представляешь, они писателям-фантастам предлагают упоминать в книжках пиво «Оболонь». Если в книжке десять раз будет упомянуто слово «Оболонь», то автору выплачивают премию. Прикинь? — Так просто? — восхитился я. — «Оболонь», «Оболонь», «Оболонь» — и все? — Десять раз подряд «Оболонь», — подчеркнул Котя. — Не меньше.

»
— С. Лукьяненко самоиронизирует в романе «Черновик»

Обычно реклама в произведениях бывает скрытой. Но она может быть и столь явной, что не только бросается в глаза, но и мозолит их до крови. А ведь можно ещё пробить педаль в асфальт аж до геотекстиля, введя рекламу не просто как часть антуража, а как часть сюжета. Получается смешноиногда.

Пропивотроп — обычный порошок.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Несть числа анекдотическим историям, так или иначе связанным с данной темой.

Литература[править]

  • Тэффи (Н. Лохвицкая), «Американский рассказ». «В подобном рассказе читатель всегда найдет все необходимые сведения, как для себя, так и для своей семьи».
  • Роберт Хайнлайн:
    • «Марсианка Подкейн» — на Венере блокировать рекламу запрещено. Но если дать на лапу, то всё-таки можно.
    • «„А ещё мы выгуливаем собак!“» — такой фразой заканчивается реклама некоего идеального ассистанс-сервиса.
    • «Число зверя» — в эпилоге объявляется злой брат-близнец вышеупомянутой фирмы.
  • Роберт Шекли, «Координаты чудес» — в одном из миров идут ожесточённые войны рекламных слоганов.
  • Виктор Пелевин, «Generation «П»» — внутримировой пример. Нечистый на руку маркетолог подмонтировал изображению генерала Лебедя пачку сигарет не той марки, с которой был контракт. Времени менять текстуры нет. Выход? Нужную пачку нарисуем на столе, на руке нарисуем гипс, а бегущая строка сообщит о покушении. Привело к ужесточению борьбы с терроризмом.
    • Маргарет Сент-Клер, «Потребители» — о детсаде/младшей школе в мире победившей рекламы.
  • Владимир Аренев, «Одеколон» — грустная история писателя, умудрившегося прославиться не столько творчеством, сколько пасхалками на тот самый одеколон. Сам он этому очень не рад, но отделываться от специфической славы решил слишком поздно. Пополам с вариацией тропа Актёр одной роли.

Кино[править]

  • «Золотой глаз» — часы «Омега» со встроенным лазером.
  • «Эволюция» (2001 г.) — считай, статейка для этого примера и писалась. Убить пришельцев может только сульфид селена. Но где его столько взять? Конечно же, в шампуне «Head & Shoulders»! Рекламный ролик в конце можно даже считать подсветкой.
  • «Гарфилд» — если в начале фильма показывают рекламу, то дальше ведущий станет главным злодеем (он ещё и лазанью не любит, сволочь такая!)
  • «Самый лучший фильм 2» — часть, пародирующая «Иронию судьбы», сделанная нарочито плохо — реклама самых обыденных реальных товаров доведена до абсурда, благодаря чему один из героев в конце арки и выживает.
  • «Волшебник» (The Wizard, 1989) — фактически фильм является одной большой рекламой компании Nintendo и ее продукции, которая не просто влияет на сюжет, а по сути создает его. В частности, именно в нем была впервые показана только-только вышедшая в том время игра Mario 3. Фильм был разгромлен критиками, но в среде геймеров приобрел культовый статус. У знаменитого обзорщика NES-игр Джеймса Рольфа есть даже отдельный выпуск, посвященный «Волшебнику».
  • «Сотовый» (2004) — похищенная женщина дозванивается с разбитого стационарного телефона на мобильник главного героя и просит о помощи. Мобильник не просто безликий, а вполне конкретной модели, и его многочисленные полезные функции (такие, как встроенная камера и способность долго держать заряд) весьма помогают герою одолеть злодеев.
  • «Солдаты неудачи» (2008) — фильм предваряется фальшивыми трейлерами фильмов всех главгероев, кроме начинающего актёра Сандаски.
    • И это наш троп потому чтооо?…
      • Потому что так оформлена экспозиция.
  • «Возвращение героя» (2013) — собственно «Шевроле Корвет ZR1» способный обогнать вертолёт.
  • «Возвращение помидоров-убийц»: посреди фильма съёмочная группа вдруг все бросает, собирается, объявляет, что у неё не хватает денег для окончания и начинает спорить, где их взять, а после долгих рассуждений, махнув рукой, начинает вставлять рекламу абсолютно куда попало. Например, ставит огромную надпись Pepsi над замком злодея или закрывает хлопьями персонажей во время диалогов. Похоже, у небогатого режиссера накипело.
  • «Мак и я» — кратко фильм можно охарактеризовать, как один большой рекламный ролик-ремейк «Инопланетянина» от корпорации «Макдональдс».
  • «Москва 2017» — внутримировой пример: главный сюжетный конфликт фильма построен на противостоянии рекламных брэндов через рекламу и ее влияние на человеческие умы.

Телевидение[править]

  • Как ни странно, реклама самым что ни на есть прямым образом влияет на сюжет любого рекламного ролика, если таковой в нём вообще имеется.
  • «Спокойной ночи, малыши!» — в некоторых выпусках в гости к Хрюше, Степашке и компании приходил Киндер Сю приходило большое живое шоколадное яйцо некоей конкретной марки и рекламировало маленькие неживые шоколадный яйца той же марки.
  • Детская передача «Лукоморье», выходившая на РТР в 1990-е — здесь за рекламу отвечал лис по имени Фокс, маскот производителя канцтоваров. В основном он появлялся ненадолго, чтобы рассказать о своей продукции, но иногда довольно серьёзно влиял на сюжет. Например, когда вся компания «играла в детектив», лис отыгрывал роль преступника.
  • «Что? Где? Когда?» — конечно, это не художественное произведение, а значит, и сюжета здесь нет. Однако представители двух спонсоров участвуют в обсуждении спорных моментов (один защищает интересы знатоков, другой — телезрителей) и могут оказать существенное влияние на ход игры. Кроме того, благодаря спонсору-банку знатоки могут брать дополнительную минуту в кредит, а спонсор-атомная корпорация награждает лучшего знатока хрустальным атомом.
    • А когда-то раньше, благодаря спонсору-интернет-порталу, знатоки могли попросить помощь у всемирного разума (на экран выводились многочисленные варианты ответов, присланные пользователями всемирной паутины). И проводились экспериментальные игры, в которых помимо знатоков и телезрителей участвовала ещё и команда интернета.
  • Отпочковавшаяся от «Марафона 15 (малышам)» передача «Лего-го!» (позже превратившаяся в «КБ-Легонавт») — вся передача создана ради рекламы одного известного детского конструктора.
  • Туда же и давно канувшее в небытие «Довгань-шоу». Потом некоторое время выходившее без товаров от г-на Довганя под названием «Лабиринт».
  • «Сам себе режиссёр» — с определённого момента в сюжет передачи часто вмешивался маскот компании «Баскин Роббинс».
  • «КВН» — обшучено в номере про продюсера Пушкина. Поэма «Медный всадник» на самом деле реклама медных рудников, и до смены спонсора… то есть мецената всадник вообще был алюминиевым.

* «Сказка на ночь» 2000-х, г. Ростов-на-Дону. Своего рода аналог «Спокойной ночи, малыши!». Вела передачу Катюша (в исполнении актрисы в соответствующем гриме) — маскот одноименной сети детских магазинов. Плюс вставляли в передачу явные рекламные ролики.

Мультфильмы[править]

  • Морячок Попай, получающий суперсилу от поедания шпината. Производители шпината даже установили памятник этому персонажу.
  • «Чудесница» — советский мультик про разумные говорящие злаки, живущие на колхозном поле. Сюжет сводился к тому, как хороша новая сельскохозяйственная культура кукуруза. Даже не зная год выпуска (1957), легко догадаться, при каком генсеке это было снято.
  • Вполне заслуженно забытая «Весна в Простоквашино» (2010) — абсолютно все проблемы Дядя Фёдор решает с помощью отправки электронных писем со своего аккаунта на рекламируемом портале. А Матроскин открывает свой бизнес по продаже сметаны и молочных продуктов, что является довольно прозрачной отсылкой к бренду «Простоквашино». А ведь там ещё и реклама, не влияющая на сюжет, есть.
  • После того как права на Колобков, ведущих следствие, перешли к студии «Пилот», они превратились в братьев Пилотов и обзавелись самолётом.

Мультсериалы[править]

  • «Смешарики» — некоторые рекламные выпуски ловко мимикрировали под обычный мультфильм. Например, «Чистый спорт» — Ёжик побеждает в соревнованиях, Крош подозревает, что тот принимает допинг, и докапывается до правды — допингом оказалось молоко <BrandName>! А серия-то неплохая, там был меметичный ёжик-качок.
  • «Симпсоны» — 15 сезон, 22 серия. Внутримировой пример. В проспонсированной мистером Бернсом серии «Шоу Щекотки и Царапки» кот протестует против атомных станций, а мышонок разъясняет, насколько сильно тот заблуждается, параллельно с этим жестоко его убивая. В финале Царапка (вернее, то что от него осталось) признаёт свою неправоту, а для закрепления пройденного к юным зрителям обращается подозрительно похожий на Бернса гриф: «Помните, дети, ядерная энергия — ваш друг, как и Монти Бернс».
    • Так же есть пример с рекламой впитывающей бумаги. Которая в конце серии помогает осушить далеко не малый водоём.
  • «Американский папаша!» — стёб над явлением. В начале серии к зрителям обращается китайский миллиардер Фунь Ва (живой актёр), который сообщает, что купил мультсериал у Сета Макфарлейна, но заверяет, что это никак не скажется на сюжете. Врёт, конечно же. Все персонажи начинают расхваливать Фунь Ва и его продукцию, серия ещё несколько раз прерывается вставками с «живым» миллиардером, а потом в неё вклинивается ещё и «рисованный» Фунь Ва, который ко всеобщей радости разруливает конфликт побочной сюжетной линии. А в финале, сериал перекупает другой китайский миллиардер Ли Кван, который переименовывает его в «Американско-китайского папашу!» и переносит сюжет в Китай, где Смиты пашут рисовое поле и танцуют с Микки Маусом.
  • Перезапуск «Ну, погоди!» 2021 года — помимо Зайца и Волка в сюжете сего шедевра анимации приняли участие Косуля Уля, Барсук Сук Тим и Ёжик Жик Шу. Эти персонажи добавлены по инициативе нового партнёра студии — некоего горнолыжного курорта под Сочи — и основаны на животных, которые водятся в окрестностях этого некоего горнолыжного курорта. Кроме того, вся весёлая троица стала талисманами этого некоего горнолыжного курорта, а в самом мультсериале действие разворачивается в курортном городке, ну оооооооооооочень сильно напоминающем этот некий горнолыжный курорт, а его персонажи в том числе занимаются зимними видами спорта, доступными на этом некоем горнолыжном курорте. «Однако интеграция партнера в сериал не будет носить рекламный характер» — подчеркивают в «Союзмультфильме»[1].
  • «Металлопокалипсис» — пародия на явление, а заодно и на продакт-плейсмент в первой серии в виде момента характеристики группы, а заодно и ее фанатов: длящийся менее двух минут концерт из одной песни, посвященной рекламе кофе! Зато какие спецэффекты!

Манга[править]

  • Хирохико Араки, «Взлетай до небес вместе с Гуччи, Джолин» и «Рохан едет к Гуччи» — ваншоты с участием персонажей «Жожи», рекламирующие некий всемирно известный модный бренд, ни за что не угадаете какой именно. Все персонажи, понятное дело, носят одежду именно этого бренда, и его продукция играет в сюжете важную роль. В первом — беглый единорог спрятался среди рисунков на принадлежащем Джолин шарфе. Во втором — Кишибе Рохан приехал на завод, чтобы разобраться, куда и почему исчезают ценные вещи, положенные в его сумочку.

Визуальные романы[править]

  • Steins;Gate — ну как же без Dr.Pepper!
    • Впрочем ходит шутка, что в гораздо большей степени произведение повысило популярность бананов, нежели означенной шипучки.

Музыка[править]

  • The BossHoss, «Eager Beaver» — клип фактически представляет собой большой и крутой ролик грузовика Mercedes-Benz Atego, снятый по заказу и на деньги Mercedes-Benz Trucks. Рокеры продались, говорите? Да полно вам: Босс Бёрнз и Хосс Пауэр музыку играют чисто ради фана, а вот рекламой занимаются профессионально. А ещё они производят пиво The BossHoss Beer. Угадайте с одной попытки, что в этом клипе доставляют на вышеупомянутом грузовике?

Прочее[править]

  • «Внутри Лапенко» — реклама самым бесцеремонным образом вторгается в сюжет. И если, поначалу, оно довольно тонко обыгрывалось (та же яндексовская «Алиса»), то потом уже подавалось совсем «в лоб».
  • Блогеры крайне любят вести сюжет своего блога/летсплея/тд и тп к рекламе. Особенно назойливым в этом деле стал Сыендук — он часто делает ролики просто ради рекламы («Когда попал в игру», «Кранчи Читос»). Зачастую это бывают откровенный быдлизм вроде «я знаю, ради чего вы здесь! Ради РЕКЛАМЫ!™»
  • Номер Евгения Петросяна «Шпингалеты» — история о том, как чрезмерная реклама шпингалетов (которые выпускается на фабрике № 3 по адресу улица Цурюпа 15 телефон 9-18 факс 4-12 добавочный 03, самовывоз из Нижнего Тагила) повлияла на «сюжет» одного из выпусков «Поля чудес».

Примечания[править]