Реклама влияет на сюжет: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Балалайка|В данной статье присутствует реклама, смиритесь}} Обычно реклама в произведениях бывает скрытой. Но она может быть и столь явной, что не только бросается в глаза, но и мозолит их до крови. А ведь можно ещё пробить педаль в ас...»)
 
(не показано 12 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Балалайка|В данной статье присутствует реклама, смиритесь}}
{{Балалайка|В данной статье присутствует реклама, смиритесь}}
{{q|pre=1|
— Слушай, что ты все время берёшь это пиво?
— Мне у них рекламная стратегия нравится, — усмехнулся Котя. — Представляешь, они писателям-фантастам предлагают упоминать в книжках пиво «Оболонь». Если в книжке десять раз будет упомянуто слово «Оболонь», то автору выплачивают премию. Прикинь?
— Так просто? — восхитился я. — «Оболонь», «Оболонь», «Оболонь» — и все?
— Десять раз подряд «Оболонь», — подчеркнул Котя. — Не меньше.|С. [[Лукьяненко]] самоиронизирует в романе «Черновик»}}
Обычно реклама в произведениях бывает [[Скрытая реклама|скрытой]]. Но она может быть и столь явной, что не только бросается в глаза, но и мозолит их до крови. А ведь можно ещё пробить [[педаль в асфальт]] аж до геотекстиля, введя рекламу не просто как часть антуража, а как часть сюжета. [[Получается смешно]]… [[Что за фигня, автор?|иногда]].
Обычно реклама в произведениях бывает [[Скрытая реклама|скрытой]]. Но она может быть и столь явной, что не только бросается в глаза, но и мозолит их до крови. А ведь можно ещё пробить [[педаль в асфальт]] аж до геотекстиля, введя рекламу не просто как часть антуража, а как часть сюжета. [[Получается смешно]]… [[Что за фигня, автор?|иногда]].


Пропивотроп — [[обычный порошок]].
Пропивотроп — [[обычный порошок]].
 
'''Про пиво троп.''' ''Извините, не удержалась.''


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 13: Строка 16:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Тэффи (Н. Лохвицкая), «Американский рассказ». «В подобном рассказе читатель всегда найдет все необходимые сведения, как для себя, так и для своей семьи».
* Тэффи (Н. Лохвицкая), «Американский рассказ». «В подобном рассказе читатель всегда найдет все необходимые сведения, как для себя, так и для своей семьи».
* Виктор [[Пелевин]], «Generation П» — внутримировой пример. Нечистый на руку маркетолог подмонтировал изображению генерала Лебедя пачку сигарет не той марки, с которой был контракт. Времени менять текстуры нет. Выход? Нужную пачку нарисуем на столе, на руке нарисуем гипс, а бегущая строка сообщит о покушении. Привело к ужесточению борьбы с тероризмом.
* Роберт Хайнлайн:
* Роберт Хайнлайн
** «Марсианка Подкейн» — на Венере блокировать рекламу запрещено. Но если дать на лапу, то всё-таки можно.
** «Марсианка Подкейн» — на Венере блокировать рекламу запрещено. Но если дать на лапу, то всё-таки можно.
** «„А ещё мы выгуливаем собак!“» — такой фразой заканчивается реклама некоего идеального ассистанс-сервиса.
** «„А ещё мы выгуливаем собак!“» — такой фразой заканчивается реклама некоего идеального ассистанс-сервиса.
** «Число зверя» — в эпилоге объявляется [[злой брат-близнец]] вышеупомянутой фирмы.
*** «Число зверя» — в эпилоге объявляется [[злой брат-близнец]] вышеупомянутой фирмы.
* Роберт Шекли, «Координаты чудес» — в одном из миров идут ожесточённые войны рекламных слоганов.
* Виктор [[Пелевин]], «[[Generation «П»]]» — [[внутримировой пример]]. Нечистый на руку маркетолог подмонтировал изображению генерала Лебедя пачку сигарет не той марки, с которой был контракт. Времени менять текстуры нет. Выход? Нужную пачку нарисуем на столе, на руке нарисуем гипс, а бегущая строка сообщит о покушении. Привело к ужесточению борьбы с терроризмом.
** Маргарет Сент-Клер, «Потребители» — о детсаде/младшей школе в мире победившей рекламы.
* [http://old.mirf.ru/Articles/art1751.htm Владимир Аренев, «Одеколон»] — грустная история писателя, умудрившегося прославиться не столько творчеством, сколько пасхалками на тот самый одеколон. Сам он этому очень не рад, но отделываться от специфической славы решил слишком поздно. Пополам с вариацией тропа [[Актёр одной роли]].


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Эволюция» (2001 г.) считай, статейка для этого примера и писалась. Убить пришельцев может только сульфид селена. Но где его столько взять? Конечно же, в шампуне «Head & Shoulders»! Рекламный ролик в конце можно даже считать [[Подсветка|подсветкой]].
* «[[James Bond|Золотой глаз]]» — часы «Омега» со встроенным лазером.
* «Самый лучший фильм 2» — часть, пародирующая «[[Ирония судьбы, или С лёгким паром!|Иронию судьбы]]», сделанная [[нарочито плохо]] реклама самых обыденных '''реальных''' товаров доведена до абсурда, благодаря чему один из героев в конце арки и выживает.
* «Эволюция» (2001 г.) — считай, статейка для этого примера и писалась. Убить пришельцев может только сульфид селена. Но где его столько взять? Конечно же, в шампуне «Head & Shoulders»! Рекламный ролик в конце можно даже считать [[Подсветка|подсветкой]].
* «Волшебник» (The Wizard) 1989-го — фактически этот фильм является одной большой рекламой компании Nintendo и ее продукции, которая не просто влияет на сюжет, а по сути создает его. В частности, именно в нем была впервые показана только-только вышедшая в том время игра Mario 3. Фильм был разгромлен критиками, но в среде геймеров приобрел культовый статус. У [[Angry Video Game Nerd|знаменитого обзорщика NES-игр Джеймса Рольфа]] есть даже отдельный выпуск, посвященный «Волшебнику».
* «Гарфилд» — если в начале фильма показывают рекламу, то дальше ведущий станет главным злодеем (он ещё и лазанью не любит, сволочь такая!)
* «Сотовый» (2004 г.) похищенная женщина дозванивается с разбитого стационарного телефона на мобильник главного героя и просит о помощи. Мобильник не просто безликий, а вполне конкретной модели, и его многочисленные полезные функции (такие как встроенная камера и способность долго держать заряд) весьма помогают герою одолеть злодеев.
* «Самый лучший фильм 2» — часть, пародирующая «[[Ирония судьбы, или С лёгким паром!|Иронию судьбы]]», сделанная [[нарочито плохо]] — реклама самых обыденных '''реальных''' товаров доведена до абсурда, благодаря чему один из героев в конце арки и выживает.
* «Солдаты неудачи» — фильм предваряется фальшивыми трейлерами фильмов всех главгероев (кроме начинающего актёра Сандаски).
* «Волшебник» (The Wizard, 1989) — фактически фильм является одной большой рекламой компании Nintendo и ее продукции, которая не просто влияет на сюжет, а по сути создает его. В частности, именно в нем была впервые показана только-только вышедшая в том время игра Mario 3. Фильм был разгромлен критиками, но в среде геймеров приобрел культовый статус. У [[Angry Video Game Nerd|знаменитого обзорщика NES-игр Джеймса Рольфа]] есть даже отдельный выпуск, посвященный «Волшебнику».
* «Сотовый» (2004) — похищенная женщина дозванивается с разбитого стационарного телефона на мобильник главного героя и просит о помощи. Мобильник не просто безликий, а вполне конкретной модели, и его многочисленные полезные функции (такие, как встроенная камера и способность долго держать заряд) весьма помогают герою одолеть злодеев.
* «[[Солдаты неудачи]]» (2008) — фильм предваряется фальшивыми трейлерами фильмов всех главгероев, кроме начинающего актёра Сандаски.
** И это наш троп потому чтооо?…
*** Потому что так оформлена экспозиция.
* «[[Возвращение героя]]» (2013) — собственно «Шевроле Корвет ZR1» способный обогнать вертолёт.
* «Возвращение помидоров-убийц»: посреди фильма съёмочная группа вдруг все бросает, собирается, объявляет, что у неё не хватает денег для окончания и начинает спорить, где их взять, а после долгих рассуждений, махнув рукой, начинает вставлять рекламу абсолютно куда попало. Например, ставит огромную надпись Pepsi над замком злодея или закрывает хлопьями персонажей во время диалогов. Похоже, у небогатого режиссера накипело.
* «Мак и я» — кратко фильм можно охарактеризовать, как один большой рекламный ролик-ремейк «Инопланетянина» от корпорации «Макдональдс».
* «Москва 2017» — внутримировой пример: главный сюжетный конфликт фильма построен на противостоянии рекламных брэндов через рекламу и ее влияние на человеческие умы.


=== [[Телевидение]] ===
=== [[Телевидение]] ===
* Как ни странно, реклама самым что ни на есть прямым образом влияет на сюжет любого рекламного ролика, если таковой в нём вообще имеется.
* Как ни странно, реклама самым что ни на есть прямым образом влияет на сюжет любого рекламного ролика, если таковой в нём вообще имеется.
* «Спокойной ночи, малыши!» — в некоторых выпусках в гости к Хрюше, Степашке и компании <s>приходил Киндер Сю</s> приходило большое живое шоколадное яйцо некоей конкретной марки, и рекламировало маленькие неживые шоколадный яйца той же марки.
* «[[Спокойной ночи, малыши]]!» — в некоторых выпусках в гости к Хрюше, Степашке и компании <s>приходил Киндер Сю</s> приходило большое живое шоколадное яйцо некоей конкретной марки и рекламировало маленькие неживые шоколадный яйца той же марки.
* Старая детская передача «Лукоморье» здесь за рекламу отвечал [[Кошка по имени Нэко|лис по имени Фокс]], маскот производителя канцтоваров. В основном он появлялся ненадолго, чтобы рассказать о своей продукции, но иногда довольно серьёзно влиял на сюжет.
* Детская передача «Лукоморье», выходившая на РТР в 1990-е — здесь за рекламу отвечал [[Кошка по имени Нэко|лис по имени Фокс]], маскот производителя канцтоваров. В основном он появлялся ненадолго, чтобы рассказать о своей продукции, но иногда довольно серьёзно влиял на сюжет. Например, когда вся компания «играла в детектив», лис отыгрывал роль преступника.
* «Что? Где? Когда?» — конечно, это не художественное произведение, а значит, и сюжета здесь нет. Однако представители двух спонсоров участвуют в обсуждении спорных моментов (один защищает интересы знатоков, другой — телезрителей) и могут оказать существенное влияние на ход игры. Кроме того, благодаря спонсору-банку знатоки могут брать дополнительную минуту в кредит, а спонсор-атомная корпорация награждает лучшего знатока хрустальным атомом.
** А когда-то раньше, благодаря спонсору-интернет-порталу, знатоки могли попросить помощь у всемирного разума (на экран выводились многочисленные варианты ответов, присланные пользователями всемирной паутины). И проводились экспериментальные игры, в которых помимо знатоков и телезрителей участвовала ещё и команда интернета.
* Отпочковавшаяся от «Марафона 15 (малышам)» передача «Лего-го!» (позже превратившаяся в «КБ-Легонавт») — вся передача создана ради рекламы одного известного детского конструктора.
* Туда же и давно канувшее в небытие «Довгань-шоу». Потом некоторое время выходившее без товаров от г-на Довганя под названием «Лабиринт».
* «Сам себе режиссёр» — с определённого момента в сюжет передачи часто вмешивался [[маскот]] компании «Баскин Роббинс».
* «[[КВН]]» — обшучено в номере про продюсера [[Наше всё|Пушкина]]. Поэма «Медный всадник» на самом деле реклама медных рудников, и до смены спонсора… то есть мецената всадник вообще был алюминиевым.
* «Сказка на ночь» 2000-х, г. Ростов-на-Дону. Своего рода аналог «Спокойной ночи, малыши!». Вела передачу Катюша (в исполнении актрисы в соответствующем гриме) — маскот одноименной сети детских магазинов. Плюс вставляли в передачу явные рекламные ролики.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Морячок Попай, получающий суперсилу от поедания шпината. Производители шпината даже установили памятник этому персонажу.
* Морячок Попай, получающий суперсилу от поедания шпината. Производители шпината даже установили памятник этому персонажу.
* «Чудесница» — советский мультик про [[Закон Осмозиса Джонса|разумные говорящие злаки, живущие на колхозном поле]]. Сюжет сводился к тому, как хороша новая сельскохозяйственная культура кукуруза. Даже не зная год выпуска (1957), легко догадаться, при каком генсеке это было снято.
* «Чудесница» — советский мультик про [[Закон Осмозиса Джонса|разумные говорящие злаки, живущие на колхозном поле]]. Сюжет сводился к тому, как хороша новая сельскохозяйственная культура кукуруза. Даже не зная год выпуска (1957), легко догадаться, при каком генсеке это было снято.
* Вполне заслуженно забытая «Весна в Простоквашино» — абсолютно все проблемы Дядя Фёдор решает с помощью отправки электронных писем со своего аккаунта на рекламируемом портале. А Матроскин открывает свой бизнес по продаже сметаны и молочных продуктов, что является довольно прозрачной отсылкой к бренду «Простоквашино». А ведь там ещё и реклама, не влияющая на сюжет, есть.
* Вполне заслуженно забытая «Весна в [[Простоквашино]]» (2010) — абсолютно все проблемы Дядя Фёдор решает с помощью отправки электронных писем со своего аккаунта на рекламируемом портале. А Матроскин открывает свой бизнес по продаже сметаны и молочных продуктов, что является довольно прозрачной отсылкой к бренду «Простоквашино». А ведь там ещё и реклама, не влияющая на сюжет, есть.
* После того как права на Колобков, ведущих следствие, перешли к студии «Пилот», они превратились в [[братья Пилоты|братьев Пилотов]] и обзавелись самолётом.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Смешарики]]» — некоторые рекламные выпуски ловко мимикрировали под обычный мультфильм. Например, «Чистый спорт» — [[ёжики и дикобразы|Ёжик]] побеждает в соревнованиях, Крош подозревает, что тот принимает допинг, и докапывается до правды — допингом оказалось молоко <BrandName>! А серия-то неплохая, там был меметичный ёжик-качок.
* «[[Смешарики]]» — некоторые рекламные выпуски ловко мимикрировали под обычный мультфильм. Например, «Чистый спорт» — [[ёжики и дикобразы|Ёжик]] побеждает в соревнованиях, Крош подозревает, что тот принимает допинг, и докапывается до правды — допингом оказалось молоко <BrandName>! А серия-то неплохая, там был меметичный ёжик-качок.
* «[[Симпсоны]] » — [[Внутримировой пример]]. В проспонсированной мистером Бернсом серии «Шоу Щекотки и Царапки» кот протестует против атомных станций, а мышонок разъясняет, насколько сильно он заблуждается, параллельно с этим жестоко его убивая. В финале Царапка (вернее, [[Живая голова|то что от него осталось]]) признаёт свою неправоту, а для закрепления пройденного к юным зрителям обращается гриф, подозрительно похожий на Бернса.
* «[[Симпсоны]]» — 15 сезон, 22 серия. [[Внутримировой пример]]. В проспонсированной мистером Бернсом серии «[[Шоу внутри шоу|Шоу Щекотки и Царапки]]» кот протестует против атомных станций, а мышонок разъясняет, насколько сильно тот заблуждается, параллельно с этим жестоко его убивая. В финале Царапка (вернее, [[Живая голова|то что от него осталось]]) признаёт свою неправоту, а для закрепления пройденного к юным зрителям обращается подозрительно похожий на Бернса гриф: «Помните, дети, ядерная энергия — ваш друг, как и Монти Бернс».
* «Американский папаша!» — стёб над явлением. В начале серии к зрителям обращается китайский миллиардер Фунь Ва (живой актёр), который сообщает, что купил мультсериал у Сета Макфарлейна, но заверяет, что это никак не скажется на сюжете. Врёт, конечно же. Все персонажи начинают расхваливать Фунь Ва и его продукцию, серия ещё несколько раз прерывается вставками с «живым» миллиардером, а потом в неё вклинивается ещё и «рисованный» Фунь Ва, который ко всеобщей радости разруливает конфликт побочной сюжетной линии. А в финале, сериал перекупает другой китайский миллиардер Ли Кван, который переименовывает его в «Американско-китайского папашу!» и переносит сюжет в Китай, где Смиты пашут рисовое поле и танцуют с Микки Маусом.
** Так же есть пример с рекламой впитывающей бумаги. Которая в конце серии помогает осушить далеко не малый водоём.
* Ещё не вышедший на момент правки перезапуск «[[Ну, погоди!]]» помимо Зайца и Волка в сюжете сего шедевра анимации примут участие Косуля Уля, Барсук <s>Сук</s> Тим и Ёжик <s>Жик</s> Шу. Эти персонажи добавлены по инициативе нового партнёра студии — некоего горнолыжного курорта и основаны на животных, которые водятся в окрестностях этого некоего горнолыжного курорта. Кроме того вся весёлая троица станет [[маскот|талисманами]] этого некоего горнолыжного курорта, а в мультсериале будут встречаться узнаваемые виды этого некоего горнолыжного курорта и его персонажи будут заниматься зимними видами спорта, доступными на этом некоем горнолыжном курорте. «[[Наглая ложь|Однако интеграция партнера в сериал не будет носить рекламный характер]]» — подчеркивают в «Союзмультфильме». <ref>[https://souzmult.ru/news/145 Источник]</ref>
* «[[Американский папаша!]]» — стёб над явлением. В начале серии к зрителям обращается китайский миллиардер Фунь Ва (живой актёр), который сообщает, что купил мультсериал у Сета Макфарлейна, но заверяет, что это никак не скажется на сюжете. Врёт, конечно же. Все персонажи начинают расхваливать Фунь Ва и его продукцию, серия ещё несколько раз прерывается вставками с «живым» миллиардером, а потом в неё вклинивается ещё и «рисованный» Фунь Ва, который ко всеобщей радости разруливает конфликт побочной сюжетной линии. А в финале, сериал перекупает другой китайский миллиардер Ли Кван, который переименовывает его в «Американско-китайского папашу!» и переносит сюжет в Китай, где Смиты пашут рисовое поле и танцуют с Микки Маусом.
* Перезапуск «[[Ну, погоди!]]» 2021 года — помимо Зайца и Волка в сюжете сего шедевра анимации приняли участие [[Прекрасный олень|Косуля]] Уля, [[Барсук]] <s>Сук</s> Тим и [[Ёжики и дикобразы|Ёжик]] <s>Жик</s> Шу. Эти персонажи добавлены по инициативе нового партнёра студии — некоего горнолыжного курорта под [[Казаки, курорты и Олимпиада|Сочи]] — и основаны на животных, которые водятся в окрестностях этого некоего горнолыжного курорта. Кроме того, вся весёлая троица стала [[маскот|талисманами]] этого некоего горнолыжного курорта, а в самом мультсериале действие разворачивается в курортном городке, ну оооооооооооочень сильно напоминающем этот некий горнолыжный курорт, а его персонажи в том числе занимаются зимними видами спорта, доступными на этом некоем горнолыжном курорте. «[[Наглая ложь|Однако интеграция партнера в сериал не будет носить рекламный характер]]» — подчеркивают в «Союзмультфильме»<ref>[https://souzmult.ru/news/145 Источник]</ref>.
* «[[Металлопокалипсис]]» — пародия на явление, а заодно и на продакт-плейсмент в первой серии в виде момента характеристики группы, а заодно и ее фанатов: длящийся менее двух минут концерт из одной песни, посвященной рекламе кофе! Зато какие спецэффекты!
 
=== [[Манга]] ===
* Хирохико Араки, «Взлетай до небес вместе с Гуччи, Джолин» и «Рохан едет к Гуччи» — ваншоты с участием персонажей «[[JoJo's Bizarre Adventure|Жожи]]», рекламирующие некий всемирно известный модный бренд, ни за что не угадаете какой именно. Все персонажи, понятное дело, носят одежду именно этого бренда, и его продукция играет в сюжете важную роль. В первом — беглый единорог спрятался среди рисунков на принадлежащем Джолин шарфе. Во втором — Кишибе Рохан приехал на завод, чтобы разобраться, куда и почему исчезают ценные вещи, положенные в его сумочку.


=== [[Визуальный роман|Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальный роман|Визуальные романы]] ===
* [[Steins;Gate]] ну как же без Dr.pepper!
* [[Steins;Gate]] — ну как же без Dr.Pepper!
** Впрочем ходит шутка, что в гораздо большей степени произведение повысило популярность бананов, нежели означенной шипучки.
 
=== [[Музыка]] ===
* The BossHoss, «Eager Beaver» — клип фактически представляет собой большой и крутой ролик грузовика Mercedes-Benz Atego, снятый по заказу и на деньги Mercedes-Benz Trucks. Рокеры продались, говорите? Да полно вам: Босс Бёрнз и Хосс Пауэр музыку играют чисто ради фана, а вот рекламой занимаются профессионально. А ещё они производят пиво The BossHoss Beer. Угадайте с одной попытки, ''что'' в этом клипе доставляют на вышеупомянутом грузовике?


=== Прочее ===
=== Прочее ===
* «[[Внутри Лапенко]]»  — реклама самым бесцеремонным образом вторгается в сюжет.
* «[[Внутри Лапенко]]» — реклама самым бесцеремонным образом вторгается в сюжет. И если, поначалу, оно довольно тонко обыгрывалось (та же яндексовская «Алиса»), то потом уже подавалось совсем «в лоб».
* [[Сыендук]] — многие его выпуски и мультфильмы внезапно оказываются подводкой к рекламе, а то и просто рекламными («Когда попал в игру», «Кранчи Читос»)
* Блогеры крайне любят вести сюжет своего блога/летсплея/тд и тп к рекламе. Особенно назойливым в этом деле стал [[Сыендук]] — он часто делает ролики просто ради рекламы («Когда попал в игру», «Кранчи Читос»). Зачастую это бывают откровенный быдлизм вроде «я знаю, ради чего вы здесь! Ради РЕКЛАМЫ!™»
* Номер Евгения Петросяна «Шпингалеты» — история о том, как чрезмерная реклама шпингалетов (которые выпускается на фабрике №3 по адресу улица Цурюпа 15 телефон 9-18 факс 4-12 добавочный 03, самовывоз из Нижнего Тагила) повлияла на «сюжет» одного из выпусков «Поля чудес».
** Да ладно вам, рекламный ролик площадки GeekBrains «[https://www.youtube.com/watch?v=_ybOts8E_H4&t=1s Задротская ярость]» — это реально шедевр!
* Номер Евгения Петросяна «Шпингалеты» — история о том, как чрезмерная реклама шпингалетов (которые выпускается на фабрике № 3 по адресу улица Цурюпа 15 телефон 9-18 факс 4-12 добавочный 03, самовывоз из Нижнего Тагила) повлияла на «сюжет» одного из выпусков «Поля чудес».


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
{{примечания}}


{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}

Текущая версия на 19:14, 18 февраля 2023

ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
В данной статье присутствует реклама, смиритесь
«

— Слушай, что ты все время берёшь это пиво? — Мне у них рекламная стратегия нравится, — усмехнулся Котя. — Представляешь, они писателям-фантастам предлагают упоминать в книжках пиво «Оболонь». Если в книжке десять раз будет упомянуто слово «Оболонь», то автору выплачивают премию. Прикинь? — Так просто? — восхитился я. — «Оболонь», «Оболонь», «Оболонь» — и все? — Десять раз подряд «Оболонь», — подчеркнул Котя. — Не меньше.

»
— С. Лукьяненко самоиронизирует в романе «Черновик»

Обычно реклама в произведениях бывает скрытой. Но она может быть и столь явной, что не только бросается в глаза, но и мозолит их до крови. А ведь можно ещё пробить педаль в асфальт аж до геотекстиля, введя рекламу не просто как часть антуража, а как часть сюжета. Получается смешноиногда.

Пропивотроп — обычный порошок.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Несть числа анекдотическим историям, так или иначе связанным с данной темой.

Литература[править]

  • Тэффи (Н. Лохвицкая), «Американский рассказ». «В подобном рассказе читатель всегда найдет все необходимые сведения, как для себя, так и для своей семьи».
  • Роберт Хайнлайн:
    • «Марсианка Подкейн» — на Венере блокировать рекламу запрещено. Но если дать на лапу, то всё-таки можно.
    • «„А ещё мы выгуливаем собак!“» — такой фразой заканчивается реклама некоего идеального ассистанс-сервиса.
    • «Число зверя» — в эпилоге объявляется злой брат-близнец вышеупомянутой фирмы.
  • Роберт Шекли, «Координаты чудес» — в одном из миров идут ожесточённые войны рекламных слоганов.
  • Виктор Пелевин, «Generation «П»» — внутримировой пример. Нечистый на руку маркетолог подмонтировал изображению генерала Лебедя пачку сигарет не той марки, с которой был контракт. Времени менять текстуры нет. Выход? Нужную пачку нарисуем на столе, на руке нарисуем гипс, а бегущая строка сообщит о покушении. Привело к ужесточению борьбы с терроризмом.
    • Маргарет Сент-Клер, «Потребители» — о детсаде/младшей школе в мире победившей рекламы.
  • Владимир Аренев, «Одеколон» — грустная история писателя, умудрившегося прославиться не столько творчеством, сколько пасхалками на тот самый одеколон. Сам он этому очень не рад, но отделываться от специфической славы решил слишком поздно. Пополам с вариацией тропа Актёр одной роли.

Кино[править]

  • «Золотой глаз» — часы «Омега» со встроенным лазером.
  • «Эволюция» (2001 г.) — считай, статейка для этого примера и писалась. Убить пришельцев может только сульфид селена. Но где его столько взять? Конечно же, в шампуне «Head & Shoulders»! Рекламный ролик в конце можно даже считать подсветкой.
  • «Гарфилд» — если в начале фильма показывают рекламу, то дальше ведущий станет главным злодеем (он ещё и лазанью не любит, сволочь такая!)
  • «Самый лучший фильм 2» — часть, пародирующая «Иронию судьбы», сделанная нарочито плохо — реклама самых обыденных реальных товаров доведена до абсурда, благодаря чему один из героев в конце арки и выживает.
  • «Волшебник» (The Wizard, 1989) — фактически фильм является одной большой рекламой компании Nintendo и ее продукции, которая не просто влияет на сюжет, а по сути создает его. В частности, именно в нем была впервые показана только-только вышедшая в том время игра Mario 3. Фильм был разгромлен критиками, но в среде геймеров приобрел культовый статус. У знаменитого обзорщика NES-игр Джеймса Рольфа есть даже отдельный выпуск, посвященный «Волшебнику».
  • «Сотовый» (2004) — похищенная женщина дозванивается с разбитого стационарного телефона на мобильник главного героя и просит о помощи. Мобильник не просто безликий, а вполне конкретной модели, и его многочисленные полезные функции (такие, как встроенная камера и способность долго держать заряд) весьма помогают герою одолеть злодеев.
  • «Солдаты неудачи» (2008) — фильм предваряется фальшивыми трейлерами фильмов всех главгероев, кроме начинающего актёра Сандаски.
    • И это наш троп потому чтооо?…
      • Потому что так оформлена экспозиция.
  • «Возвращение героя» (2013) — собственно «Шевроле Корвет ZR1» способный обогнать вертолёт.
  • «Возвращение помидоров-убийц»: посреди фильма съёмочная группа вдруг все бросает, собирается, объявляет, что у неё не хватает денег для окончания и начинает спорить, где их взять, а после долгих рассуждений, махнув рукой, начинает вставлять рекламу абсолютно куда попало. Например, ставит огромную надпись Pepsi над замком злодея или закрывает хлопьями персонажей во время диалогов. Похоже, у небогатого режиссера накипело.
  • «Мак и я» — кратко фильм можно охарактеризовать, как один большой рекламный ролик-ремейк «Инопланетянина» от корпорации «Макдональдс».
  • «Москва 2017» — внутримировой пример: главный сюжетный конфликт фильма построен на противостоянии рекламных брэндов через рекламу и ее влияние на человеческие умы.

Телевидение[править]

  • Как ни странно, реклама самым что ни на есть прямым образом влияет на сюжет любого рекламного ролика, если таковой в нём вообще имеется.
  • «Спокойной ночи, малыши!» — в некоторых выпусках в гости к Хрюше, Степашке и компании приходил Киндер Сю приходило большое живое шоколадное яйцо некоей конкретной марки и рекламировало маленькие неживые шоколадный яйца той же марки.
  • Детская передача «Лукоморье», выходившая на РТР в 1990-е — здесь за рекламу отвечал лис по имени Фокс, маскот производителя канцтоваров. В основном он появлялся ненадолго, чтобы рассказать о своей продукции, но иногда довольно серьёзно влиял на сюжет. Например, когда вся компания «играла в детектив», лис отыгрывал роль преступника.
  • «Что? Где? Когда?» — конечно, это не художественное произведение, а значит, и сюжета здесь нет. Однако представители двух спонсоров участвуют в обсуждении спорных моментов (один защищает интересы знатоков, другой — телезрителей) и могут оказать существенное влияние на ход игры. Кроме того, благодаря спонсору-банку знатоки могут брать дополнительную минуту в кредит, а спонсор-атомная корпорация награждает лучшего знатока хрустальным атомом.
    • А когда-то раньше, благодаря спонсору-интернет-порталу, знатоки могли попросить помощь у всемирного разума (на экран выводились многочисленные варианты ответов, присланные пользователями всемирной паутины). И проводились экспериментальные игры, в которых помимо знатоков и телезрителей участвовала ещё и команда интернета.
  • Отпочковавшаяся от «Марафона 15 (малышам)» передача «Лего-го!» (позже превратившаяся в «КБ-Легонавт») — вся передача создана ради рекламы одного известного детского конструктора.
  • Туда же и давно канувшее в небытие «Довгань-шоу». Потом некоторое время выходившее без товаров от г-на Довганя под названием «Лабиринт».
  • «Сам себе режиссёр» — с определённого момента в сюжет передачи часто вмешивался маскот компании «Баскин Роббинс».
  • «КВН» — обшучено в номере про продюсера Пушкина. Поэма «Медный всадник» на самом деле реклама медных рудников, и до смены спонсора… то есть мецената всадник вообще был алюминиевым.

* «Сказка на ночь» 2000-х, г. Ростов-на-Дону. Своего рода аналог «Спокойной ночи, малыши!». Вела передачу Катюша (в исполнении актрисы в соответствующем гриме) — маскот одноименной сети детских магазинов. Плюс вставляли в передачу явные рекламные ролики.

Мультфильмы[править]

  • Морячок Попай, получающий суперсилу от поедания шпината. Производители шпината даже установили памятник этому персонажу.
  • «Чудесница» — советский мультик про разумные говорящие злаки, живущие на колхозном поле. Сюжет сводился к тому, как хороша новая сельскохозяйственная культура кукуруза. Даже не зная год выпуска (1957), легко догадаться, при каком генсеке это было снято.
  • Вполне заслуженно забытая «Весна в Простоквашино» (2010) — абсолютно все проблемы Дядя Фёдор решает с помощью отправки электронных писем со своего аккаунта на рекламируемом портале. А Матроскин открывает свой бизнес по продаже сметаны и молочных продуктов, что является довольно прозрачной отсылкой к бренду «Простоквашино». А ведь там ещё и реклама, не влияющая на сюжет, есть.
  • После того как права на Колобков, ведущих следствие, перешли к студии «Пилот», они превратились в братьев Пилотов и обзавелись самолётом.

Мультсериалы[править]

  • «Смешарики» — некоторые рекламные выпуски ловко мимикрировали под обычный мультфильм. Например, «Чистый спорт» — Ёжик побеждает в соревнованиях, Крош подозревает, что тот принимает допинг, и докапывается до правды — допингом оказалось молоко <BrandName>! А серия-то неплохая, там был меметичный ёжик-качок.
  • «Симпсоны» — 15 сезон, 22 серия. Внутримировой пример. В проспонсированной мистером Бернсом серии «Шоу Щекотки и Царапки» кот протестует против атомных станций, а мышонок разъясняет, насколько сильно тот заблуждается, параллельно с этим жестоко его убивая. В финале Царапка (вернее, то что от него осталось) признаёт свою неправоту, а для закрепления пройденного к юным зрителям обращается подозрительно похожий на Бернса гриф: «Помните, дети, ядерная энергия — ваш друг, как и Монти Бернс».
    • Так же есть пример с рекламой впитывающей бумаги. Которая в конце серии помогает осушить далеко не малый водоём.
  • «Американский папаша!» — стёб над явлением. В начале серии к зрителям обращается китайский миллиардер Фунь Ва (живой актёр), который сообщает, что купил мультсериал у Сета Макфарлейна, но заверяет, что это никак не скажется на сюжете. Врёт, конечно же. Все персонажи начинают расхваливать Фунь Ва и его продукцию, серия ещё несколько раз прерывается вставками с «живым» миллиардером, а потом в неё вклинивается ещё и «рисованный» Фунь Ва, который ко всеобщей радости разруливает конфликт побочной сюжетной линии. А в финале, сериал перекупает другой китайский миллиардер Ли Кван, который переименовывает его в «Американско-китайского папашу!» и переносит сюжет в Китай, где Смиты пашут рисовое поле и танцуют с Микки Маусом.
  • Перезапуск «Ну, погоди!» 2021 года — помимо Зайца и Волка в сюжете сего шедевра анимации приняли участие Косуля Уля, Барсук Сук Тим и Ёжик Жик Шу. Эти персонажи добавлены по инициативе нового партнёра студии — некоего горнолыжного курорта под Сочи — и основаны на животных, которые водятся в окрестностях этого некоего горнолыжного курорта. Кроме того, вся весёлая троица стала талисманами этого некоего горнолыжного курорта, а в самом мультсериале действие разворачивается в курортном городке, ну оооооооооооочень сильно напоминающем этот некий горнолыжный курорт, а его персонажи в том числе занимаются зимними видами спорта, доступными на этом некоем горнолыжном курорте. «Однако интеграция партнера в сериал не будет носить рекламный характер» — подчеркивают в «Союзмультфильме»[1].
  • «Металлопокалипсис» — пародия на явление, а заодно и на продакт-плейсмент в первой серии в виде момента характеристики группы, а заодно и ее фанатов: длящийся менее двух минут концерт из одной песни, посвященной рекламе кофе! Зато какие спецэффекты!

Манга[править]

  • Хирохико Араки, «Взлетай до небес вместе с Гуччи, Джолин» и «Рохан едет к Гуччи» — ваншоты с участием персонажей «Жожи», рекламирующие некий всемирно известный модный бренд, ни за что не угадаете какой именно. Все персонажи, понятное дело, носят одежду именно этого бренда, и его продукция играет в сюжете важную роль. В первом — беглый единорог спрятался среди рисунков на принадлежащем Джолин шарфе. Во втором — Кишибе Рохан приехал на завод, чтобы разобраться, куда и почему исчезают ценные вещи, положенные в его сумочку.

Визуальные романы[править]

  • Steins;Gate — ну как же без Dr.Pepper!
    • Впрочем ходит шутка, что в гораздо большей степени произведение повысило популярность бананов, нежели означенной шипучки.

Музыка[править]

  • The BossHoss, «Eager Beaver» — клип фактически представляет собой большой и крутой ролик грузовика Mercedes-Benz Atego, снятый по заказу и на деньги Mercedes-Benz Trucks. Рокеры продались, говорите? Да полно вам: Босс Бёрнз и Хосс Пауэр музыку играют чисто ради фана, а вот рекламой занимаются профессионально. А ещё они производят пиво The BossHoss Beer. Угадайте с одной попытки, что в этом клипе доставляют на вышеупомянутом грузовике?

Прочее[править]

  • «Внутри Лапенко» — реклама самым бесцеремонным образом вторгается в сюжет. И если, поначалу, оно довольно тонко обыгрывалось (та же яндексовская «Алиса»), то потом уже подавалось совсем «в лоб».
  • Блогеры крайне любят вести сюжет своего блога/летсплея/тд и тп к рекламе. Особенно назойливым в этом деле стал Сыендук — он часто делает ролики просто ради рекламы («Когда попал в игру», «Кранчи Читос»). Зачастую это бывают откровенный быдлизм вроде «я знаю, ради чего вы здесь! Ради РЕКЛАМЫ!™»
  • Номер Евгения Петросяна «Шпингалеты» — история о том, как чрезмерная реклама шпингалетов (которые выпускается на фабрике № 3 по адресу улица Цурюпа 15 телефон 9-18 факс 4-12 добавочный 03, самовывоз из Нижнего Тагила) повлияла на «сюжет» одного из выпусков «Поля чудес».

Примечания[править]