Примазаться к достижению: различия между версиями
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|Бык с плугом на покой тащился по трудах; | {{Q|pre=1|Бык с плугом на покой тащился по трудах; | ||
А Муха у него сидела на рогах, | А Муха у него сидела на рогах, | ||
И Муху же они дорогой повстречали. | И Муху же они дорогой повстречали. | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
Нечаянно дойдешь до были. | Нечаянно дойдешь до были. | ||
Случалось ли подчас вам слышать, господа: | Случалось ли подчас вам слышать, господа: | ||
«Мы сбили! Мы решили!»| | «Мы сбили! Мы решили!»|Иван Дмитриев, [[басня]] «Муха»}} | ||
{{Q|Мы пахали — я и трактор|Суть тропа}} | {{Q|Мы пахали — я и трактор|Суть тропа}} | ||
{{Q|Над хвастунами хоть смеются, | {{Q|pre=1|Над хвастунами хоть смеются, | ||
А часто в дележе им доли достаются.|Иван Крылов, басня «Заяц на ловле»}} | |||
Злодей повержен, справедливость восторжествовала, герои ликуют. Стоп-стоп, а кто это там громче всех кричит, как он из кожи вон лез, чтобы приблизить этот момент? А, да это ж хозяин постоялого двора, у которого герои разок отдохнули в пути. Помнится, он ещё [[Жадина-говядина|содрал с них за ночлег немалые деньги]]… | Злодей повержен, справедливость восторжествовала, герои ликуют. Стоп-стоп, а кто это там громче всех кричит, как он из кожи вон лез, чтобы приблизить этот момент? А, да это ж хозяин постоялого двора, у которого герои разок отдохнули в пути. Помнится, он ещё [[Жадина-говядина|содрал с них за ночлег немалые деньги]]… | ||
Строка 25: | Строка 26: | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* Сказка про то, как лиса и воробей пшеницу сеяли. Фактически работал один воробей, а лиса отлёживалась за холмом под предлогом: «Небо падает, поддержать надо!». А в итоге забрала себе большую часть урожая: у меня-де работа труднее была! | * Сказка про то, как [[хитрая лиса|лиса]] и воробей пшеницу сеяли. Фактически работал один воробей, а лиса отлёживалась за холмом под предлогом: «Небо падает, поддержать надо!». А в итоге забрала себе большую часть урожая: у меня-де работа труднее была! | ||
* «{{comment|Wojsko Polskie Berlin brało, a Radzieckie — pomogało|Войско Польское Берлин брало, а советское помогало}}!» | * «{{comment|Wojsko Polskie Berlin brało, a Radzieckie — pomogało|Войско Польское Берлин брало, а советское помогало}}!» | ||
* То ли [[Городская легенда|байка]], то ли правда: при подписании [[Вторая мировая война|капитуляции Германии]] Вильгельм Кейтель, увидев французских представителей, вопросил: «А что, [[Лягушатники-капитулянты|эти]] тоже нас победили?!»<ref>Справедливости ради, как раз капитуляцию принимали представители [[Сопротивление|Сражающейся Франции]], которые ''действительно'' внесли вклад в победу (хотя есть точка зрения, что и он существенно преувеличен). Но были и те французы, которые прекрасно себя чувствовали под оккупацией, охотно работали на Германию, а по итогам войны записались в «тоже победителей».</ref> | * То ли [[Городская легенда|байка]], то ли правда: при подписании [[Вторая мировая война|капитуляции Германии]] Вильгельм Кейтель, увидев французских представителей, вопросил: «А что, [[Лягушатники-капитулянты|эти]] тоже нас победили?!»<ref>Справедливости ради, как раз капитуляцию принимали представители [[Сопротивление|Сражающейся Франции]], которые ''действительно'' внесли вклад в победу (хотя есть точка зрения, что и он существенно преувеличен). Но были и те французы, которые прекрасно себя чувствовали под оккупацией, охотно работали на Германию, а по итогам войны записались в «тоже победителей».</ref> | ||
* Анекдот про | * [[Анекдот про]] возницу и лошадь: «Народ, я воду/дрова/сено привёз! — ТЫ привёз?!» | ||
=== [[Комплексные франшизы]] === | |||
* «[[Песнь Льда и Пламени]]»/«[[Игра престолов]]» — троп периодически наблюдается в «Пламени и крови». В частности, на первом «зелёном совете» сторону Рейниры держали только двое: престарелый мастер над монетой Лиман Бисбери и великий мейстер Орвил. Бисбери произнёс долгую [[вдохновенная речь|вдохновенную речь]] на тему «[[почему ты отстой|почему Рейнира королева, а кто считает иначе, тот изменник]]» и собирался уйти, но сир Кристон Коль то ли утащил старика в темницу, где тот и помер, то ли лично прикончил на месте ([[дом дракона|сериал]] принял именно эту версию, только [[другая смерть в адаптации|способ убийства избрал очень оригинальный]]). Орвил, грядя на это, благоразумно [[поджал хвост]] и не отсвечивал… но несколько лет спустя, исповедуясь перед казнью (к которой его приговорил Криган Старк именно за участие в делишках «зелёного совета»), немалую половину слов Бисбери приписал себе. | |||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
Строка 34: | Строка 38: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* [[гуси-лебеди|Гуси]] из басни Крылова. «Да наши предки Рим спасли!». Потянет на русскоязычный [[кодификатор]]. А ещё — его же «Муха и Дорожные», про муху, которая то так, то этак вилась над увязшим экипажем, сожалела о том, что она одна тут работает и никто её ценных указаний не слушает, а когда лошади таки вывезли — приписала все заслуги себе. Его же «Заяц на ловле», который получил кусок медвежьего ушка за «участие» в охоте на медведя. | * [[гуси-лебеди|Гуси]] из басни Крылова. «Да наши предки Рим спасли!». Потянет на русскоязычный [[кодификатор]]. А ещё — его же «Муха и Дорожные», про муху, которая то так, то этак вилась над увязшим экипажем, сожалела о том, что она одна тут работает и никто её ценных указаний не слушает, а когда лошади таки вывезли — приписала все заслуги себе. Его же «Заяц на ловле», который получил кусок медвежьего ушка за «участие» в охоте на медведя. | ||
* Вынесенная в эпиграф басня Дмитриева в доинтернетную эпоху смело могла считаться вторым кодификатором. | |||
* [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], «[[Руслан и Людмила]]» — Фарлаф провозгласил себя спасителем Людмилы, убив для этого Руслана. Был разоблачён и [[Нагадили посреди берлоги|отделался позором]]. | * [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], «[[Руслан и Людмила]]» — Фарлаф провозгласил себя спасителем Людмилы, убив для этого Руслана. Был разоблачён и [[Нагадили посреди берлоги|отделался позором]]. | ||
* Николай Некрасов, «Железная дорога». «Ваня (в кучерском армячке) Папаша! кто строил эту дорогу? — Папаша (В пальто на красной подкладке) Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!» [[С прикрученным фитильком]], потому что без руководства и управления простые рабочие много бы не настроили. | * Николай Некрасов, «Железная дорога». «Ваня (в кучерском армячке) Папаша! кто строил эту дорогу? — Папаша (В пальто на красной подкладке) Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!» [[С прикрученным фитильком]], потому что без руководства и управления простые рабочие много бы не настроили. | ||
* [[Шолохов]], | * [[Михаил Шолохов]], «[[Поднятая целина]]» — [[Милый врунишка|Дед Щукарь]] разъясняет приезжему активисту, кто главный коммунистический деятель на хуторе. «Прослыхал я, бабы колхоз громят и вас за хлеб дерзают: „Ну, — говорю сам себе, — пропадешь ты, Щукарь, ни за понюшку табаку!“ Ить бабы все до одной знают, что только мы с вами, товарищ Давыдов, со дня революции на платформе и что мы и сочинили в Гремячем колхоз и Титка раскулачили. Кого им перво-наперво надо убивать? Ясное дело — меня и вас!» | ||
* Агния Барто, стихотворение «Володин портрет». «Герой» стихотворения — скорее просто позёр, чем рыба-прилипала, но его можно воспринимать и так. | * Агния Барто, стихотворение «Володин портрет». «Герой» стихотворения — скорее просто позёр, чем рыба-прилипала, но его можно воспринимать и так. | ||
* Николай Носов, «[[Незнайка/Приключения Незнайки и его друзей|Приключения Незнайки и его друзей]]» — при изготовлении [[воздушный шар|воздушного шара]] от Незнайки было мало толку, но в Зелёном городе этот коротышка наврал малышкам с три короба о том, что без его гениального ума никто бы не смог палец о палец ударить, а Знайку, которому и принадлежала заслуга проектирования шара, изобразил не шибко умным трусишкой. Кончилось, как это бывает, изобличением и травлей (впрочем, малышки смогли приструнить не в меру ехидных малышей). | * Николай Носов, «[[Незнайка/Приключения Незнайки и его друзей|Приключения Незнайки и его друзей]]» — при изготовлении [[воздушный шар|воздушного шара]] от Незнайки было мало толку, но в Зелёном городе этот коротышка наврал малышкам с три короба о том, что без его гениального ума никто бы не смог палец о палец ударить, а Знайку, которому и принадлежала заслуга проектирования шара, изобразил не шибко умным трусишкой. Кончилось, как это бывает, изобличением и травлей (впрочем, малышки смогли приструнить не в меру ехидных малышей). | ||
* «[[Гарри Поттер | * «[[Гарри Поттер]] и Тайная Комната» — особо зловредный вариант тропа в лице Гилдероя Локхарта. Этот не просто примазывается к чужим победам, а нагло ворует их, стирая толковым волшебникам память. В результате имеем лжегероя с дутой репутацией, дутость которой становится очевидна почти всем, кто с этим [[нарцисс]]ом контактировал больше двух раз. Хотя руководство академии и книжных издателей он много лет водил за нос<ref>Если, конечно, [[Хитрый план|Дамблдор не задумывал всё именно так]].</ref>. | ||
* [[Михаил Успенский]], «[[приключения Жихаря|Время Оно]]» — кабатчик Невзор и вовсе ухитрился купить чужую славу. В буквальном смысле: все помнят, будто подвиги богатыря Жихаря совершил именно Невзор. Оказалось не по Хуану сомбреро: лжебогатырь сперва натворил страшных дел, а потом сам и спился. | * [[Михаил Успенский]], «[[приключения Жихаря|Время Оно]]» — кабатчик Невзор и вовсе ухитрился купить чужую славу. В буквальном смысле: все помнят, будто подвиги богатыря Жихаря совершил именно Невзор. Оказалось не по Хуану сомбреро: лжебогатырь сперва натворил страшных дел, а потом сам и спился. | ||
* Гофман, «[[Крошка Цахес]], по прозванию Циннобер» — | * Гофман, «[[Крошка Цахес]], по прозванию Циннобер» — заглавный персонаж — король данного тропа в режиме педали в пол. Причём ему даже усилий к этому прикладывать не надо (и не факт, что этот слабоумный мерзавчик даже на такую низменную интеллектуальную деятельность способен) — его автоматически «примазывают» чары феи-крёстной. Которая рассчитывала, что поцык, увидев, что его хвалят не по заслугам, начнёт стараться, чтобы таки заслужить… и [[гоббс был прав|просчиталась]]. | ||
* Вадим Шефнер, «Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала» — у деревенского изобретателя-самоучки откуда ни возьмись появляется восемнадцать «соавторов», [[Воинствующая бездарность|на деле способных только ухудшить конструкцию, зато опытных карьеристов]]. | * Вадим Шефнер, «Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала» — у деревенского изобретателя-самоучки откуда ни возьмись появляется восемнадцать «соавторов», [[Воинствующая бездарность|на деле способных только ухудшить конструкцию, зато опытных карьеристов]]. | ||
Строка 60: | Строка 64: | ||
* «[[Книга джунглей|Рикки-Тикки-Тави]]»: «Радуйся! Радуйся! '''Мы''' победили змей». | * «[[Книга джунглей|Рикки-Тикки-Тави]]»: «Радуйся! Радуйся! '''Мы''' победили змей». | ||
* «[[Три богатыря (Мельница)|Три богатыря]]»: | * «[[Три богатыря (Мельница)|Три богатыря]]»: | ||
** «[[Алёша Попович и Тугарин Змей]]» — [[зигзаг]]. По факту Тугарина вырубил вовсе не Алёша, а его спутники, пока он сам валялся в отключке, но без помощи здоровенного и живучего бугая компания до змея и не дошла бы. | ** «[[Алёша Попович и Тугарин Змей]]» — [[зигзаг]]. По факту Тугарина вырубил вовсе не Алёша, а его спутники, пока [[побитый герой|он сам валялся в отключке]], но без помощи здоровенного и живучего бугая компания до змея и не дошла бы. | ||
** «[[Илья Муромец и Соловей-Разбойник]]» — в финале Князь ставит победу над Византией в заслугу себе (хотя и признаёт, что Илья ему «немного помогал»). Сразу после этого он любуется [[Импровизированное оружие|трезубой вилочкой]], а зритель вспоминает, как Князь [[О, мой зад!|«сражался» ею с византийцами]]… Да, для трусоватого хитрого дядьки без особых боевых навыков и с крайне неэффективным оружием — нормально сражался. Но сравнивать его вклад в победу с Ильёй и слоном Бизнесом действительно нелепо. Вилочка эта, на которой фокусируются финальные кадры фильма, удивительно похожа на личное клеймо киевских князей (сегодня трансформировавшееся в малый герб Украины) — похоже, создатели мультфильма предложили такую боевую версию его появления. | ** «[[Илья Муромец и Соловей-Разбойник]]» — в финале Князь ставит победу над Византией в заслугу себе (хотя и признаёт, что Илья ему «немного помогал»). Сразу после этого он любуется [[Импровизированное оружие|трезубой вилочкой]], а зритель вспоминает, как Князь [[О, мой зад!|«сражался» ею с византийцами]]… Да, для трусоватого хитрого дядьки без особых боевых навыков и с крайне неэффективным оружием — нормально сражался. Но сравнивать его вклад в победу с Ильёй и слоном Бизнесом действительно нелепо. Вилочка эта, на которой фокусируются финальные кадры фильма, удивительно похожа на личное клеймо киевских князей (сегодня трансформировавшееся в малый герб Украины) — похоже, создатели мультфильма предложили такую боевую версию его появления. | ||
* «Четверо с одного двора» — после поимки крысы цыплёнок утверждает, что это сделал он (но быстро соглашается на «все вместе»). | * «Четверо с одного двора» — после поимки крысы цыплёнок утверждает, что это сделал он (но быстро соглашается на «все вместе»). | ||
Строка 83: | Строка 87: | ||
** Сразу после резонансного события партия X заявляет: «Требуем того-то и то-то!» (называется максимально очевидное). Когда неспешный правительственный аппарат приходит к этому самому очевидному решению, члены партии X разрождаются фразами от «Верхушка слушает нас» до «Правительство нагло крадёт наши идеи». | ** Сразу после резонансного события партия X заявляет: «Требуем того-то и то-то!» (называется максимально очевидное). Когда неспешный правительственный аппарат приходит к этому самому очевидному решению, члены партии X разрождаются фразами от «Верхушка слушает нас» до «Правительство нагло крадёт наши идеи». | ||
** Жрецы различных культов нередко примазывались к чужим успехам, объясняя их своей незримой мистической поддержкой. Например, [[маг|колдуны]] и [[шаман]]ы проводили ритуалы над оружием воинов и охотников, чтобы оно разило без промаха. Как же хорошо, что в наш просвещённый век ядерной энергетики и космических полётов эти дикие пережитки магического мышления остались в прошлом. [[Ой, бл…|Нет, погодите!..]] | ** Жрецы различных культов нередко примазывались к чужим успехам, объясняя их своей незримой мистической поддержкой. Например, [[маг|колдуны]] и [[шаман]]ы проводили ритуалы над оружием воинов и охотников, чтобы оно разило без промаха. Как же хорошо, что в наш просвещённый век ядерной энергетики и космических полётов эти дикие пережитки магического мышления остались в прошлом. [[Ой, бл…|Нет, погодите!..]] | ||
*** Как говорил Ги де Шолиак в XII веке, стоит пациенту выздороветь — как это конечно, слава Богу, святым-присным преподобно-неправдоподобным. Но если больной умер — виноват врач и никто более. | |||
* Иногда случается ситуация, когда какая-либо организация действительно добилась каких-то больших успехов: увеличила уровень жизни, отстояла права, выиграла войну, совершила научный прорыв… Вот только люди, чьей заслугой это является, уже давно отошли от дел, а нынешний состав организации не имеет к тем событиям никакого отношения, а только пиарится на своих предшественниках. | * Иногда случается ситуация, когда какая-либо организация действительно добилась каких-то больших успехов: увеличила уровень жизни, отстояла права, выиграла войну, совершила научный прорыв… Вот только люди, чьей заслугой это является, уже давно отошли от дел, а нынешний состав организации не имеет к тем событиям никакого отношения, а только пиарится на своих предшественниках. | ||
* В научной среде встречается практика, когда учёные, реально проводившие исследование, вынуждены вписывать в соавторы статьи начальство, не имеющее к этой работе никакого отношения. | * В научной среде встречается практика, когда учёные, реально проводившие исследование, вынуждены вписывать в соавторы статьи начальство, не имеющее к этой работе никакого отношения. | ||
Строка 88: | Строка 93: | ||
** Обратное явление с противоположной стороны: «А мы что, мы ничего, мы просто рядом стояли и ничего плохого не делали». | ** Обратное явление с противоположной стороны: «А мы что, мы ничего, мы просто рядом стояли и ничего плохого не делали». | ||
* [[Зигзаг]] — патриотизм. Всем (ну, кроме [[Иваны, родства не помнящие|некоторых]] [[Смердяковщина|личностей]]) понятно, что в гордости за достижения своей страны, своего народа нет ничего плохого. Но когда «[[Горе-патриот|патриотизм]]» начинает сводиться исключительно к тому, что вместо собственных достижений (или хотя бы тяги к ним) выпячиваются достижения предков или соотечественников — как раз таки наш троп. | * [[Зигзаг]] — патриотизм. Всем (ну, кроме [[Иваны, родства не помнящие|некоторых]] [[Смердяковщина|личностей]]) понятно, что в гордости за достижения своей страны, своего народа нет ничего плохого. Но когда «[[Горе-патриот|патриотизм]]» начинает сводиться исключительно к тому, что вместо собственных достижений (или хотя бы тяги к ним) выпячиваются достижения предков или соотечественников — как раз таки наш троп. | ||
** Вместо принадлежности к государству могут фигурировать и другие критерии: принадлежность к нации («Изя, вы знаете кем был Наполеон? — Таки шо, [[Пейсы, кашрут и день субботний|и он тоже?]]»), полу (тот факт, что кто-то из мужчин или женщин добился чего-то, вовсе не делает всех остальных представителей этого пола таким/такой же, как он/она), половой ориентации ( | ** Вместо принадлежности к государству могут фигурировать и другие критерии: принадлежность к нации («Изя, вы знаете кем был Наполеон? — Таки шо, [[Пейсы, кашрут и день субботний|и он тоже?]]»), полу (тот факт, что кто-то из мужчин или женщин добился чего-то, вовсе не делает всех остальных представителей этого пола таким/такой же, как он/она), половой ориентации (Пётр Чайковский, Оскар Уайльд, Артюр Рембо — задокументированные гомосексуалисты, но если бы хоть один из ста гомосексуалистов был Рембо или Чайковским), политическим убеждениям (например, Егор Просвирнин на День Космонавтики написал, что [https://sputnikipogrom.com/politics/11048/merry-deep-space-day/ первым человеком в космосе был русский националист] — [[Сарказм|интересно, а Гагарин знал?]]), знатному дворянскому роду (манеры, как у пьяного кучера, зато родословная до 14-го колена выведена), вероисповеданию («отец у [[хитгый и жадный евгей|нас]] Авраам») или его отсутствию (подписчики раковых пабликов ВК мнят себя лучшими «тупых верунов» и причастными к науке и философии, наследниками Бертрана Расселла — но не выработали даже зачатков критического мышления, хавая «Удар русских богов» и фейки «Панорамы»), пищевым привычкам (веганы гордо ссылаются на Льва Толстого и Бернарда Шоу… [[Ги-ги-гитлер!|Адик]]? Он [[:w:Ни один истинный шотландец|ненастоящий/неправильный вегетарианец]]!!!11)… В некоторых случаях под руку попадаются не только принадлежащие к заявленной группе, но и все те, про кого нельзя наверняка сказать, что они к ней не принадлежали. | ||
** С Просвирнина взятки гладки, а когда «Роскосмос» хочет сделать из фразы «Поехали!» ''товарный знак'', да ещё и с формулировкой «[[Лицемерие — это смешно|с целью обеспечения защиты интересов корпорации от недобросовестной конкуренции]]»… приехали! | ** С Просвирнина взятки гладки, а когда «Роскосмос» хочет сделать из фразы «Поехали!» ''товарный знак'', да ещё и с формулировкой «[[Лицемерие — это смешно|с целью обеспечения защиты интересов корпорации от недобросовестной конкуренции]]»… приехали! | ||
* Развал СССР ставят себе в заслугу не только украинские националисты старшего поколения (которые вышли по амнистии и до распада старались об этих страницах биографии помалкивать), но и, например, выдающийся [[секта|лохотронщик Сан Мён Мун]]. Впрочем, от самопровозглашенного мессии иного не ждёшь. | * Развал СССР ставят себе в заслугу не только украинские националисты старшего поколения (которые вышли по амнистии и до распада старались об этих страницах биографии помалкивать), но и, например, выдающийся [[секта|лохотронщик]] [[Кон Чен Ый|Сан Мён Мун]]. Впрочем, от самопровозглашенного мессии иного не ждёшь. | ||
* Правообладатели. Они ничего не изобретают и не создают, фактически, покупка патента и брендирование — это не защита авторского права, а попытка крупной корпорации примазаться к чужому творчеству или открытию и настричь с него побольше вечнозелёных за счёт исключительного доступа и возможности затаскать по судам всех, кто против. | * Правообладатели. Они ничего не изобретают и не создают, фактически, покупка патента и брендирование — это не защита авторского права, а попытка крупной корпорации примазаться к чужому творчеству или открытию и настричь с него побольше вечнозелёных за счёт исключительного доступа и возможности затаскать по судам всех, кто против. С другой стороны, иногда и от копирастов бывает польза: немалое число шедевров могло бы остаться [[широко известен в узких кругах|крайне нишевыми продуктами]], если бы за их дистрибуцию не взялись акулы большого бузинеса. | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Текущая версия на 11:59, 21 апреля 2025
« | Бык с плугом на покой тащился по трудах; |
» |
— Иван Дмитриев, басня «Муха» |
« | Мы пахали — я и трактор | » |
— Суть тропа |
« | Над хвастунами хоть смеются, |
» |
— Иван Крылов, басня «Заяц на ловле» |
Злодей повержен, справедливость восторжествовала, герои ликуют. Стоп-стоп, а кто это там громче всех кричит, как он из кожи вон лез, чтобы приблизить этот момент? А, да это ж хозяин постоялого двора, у которого герои разок отдохнули в пути. Помнится, он ещё содрал с них за ночлег немалые деньги…
Известно, что ничтожествам нравится считать себя выдающимися, а ещё больше им нравится, когда так считают окружающие. Но поскольку ничтожество на что-то стоящее не способно, остаётся один выход — находить тех, кто чего-то достиг, становиться рядом и изображать, что ты тоже причастен к их победам. Авось поверят.
В запущенных случаях персонаж пытается выдать свой несуществующий вклад за решающий. В самых запущенных ему хватает наглости приписать все заслуги себе, а остальные персонажи как будто ни при чём. Если прокатывает, то вся слава достаётся не тому.
С прикрученным фитильком — персонаж всё-таки немного (ключевое слово) помог делу. Порой более деятельные герои рады и тому, что он хотя бы не мешал.
В художественных произведениях примазавшийся хвастун обычно либо вскоре изобличается и выставляется на посмешище, либо его изначально никто не воспринимает всерьёз. В реальной жизни бывает и по-другому: некоторые люди на примазывании к чужим успехам выстраивают себе репутацию и имеют от этого профит годами.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Сказка про то, как лиса и воробей пшеницу сеяли. Фактически работал один воробей, а лиса отлёживалась за холмом под предлогом: «Небо падает, поддержать надо!». А в итоге забрала себе большую часть урожая: у меня-де работа труднее была!
- «Wojsko Polskie Berlin brało, a Radzieckie — pomogało!»
- То ли байка, то ли правда: при подписании капитуляции Германии Вильгельм Кейтель, увидев французских представителей, вопросил: «А что, эти тоже нас победили?!»[1]
- Анекдот про возницу и лошадь: «Народ, я воду/дрова/сено привёз! — ТЫ привёз?!»
Комплексные франшизы[править]
- «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов» — троп периодически наблюдается в «Пламени и крови». В частности, на первом «зелёном совете» сторону Рейниры держали только двое: престарелый мастер над монетой Лиман Бисбери и великий мейстер Орвил. Бисбери произнёс долгую вдохновенную речь на тему «почему Рейнира королева, а кто считает иначе, тот изменник» и собирался уйти, но сир Кристон Коль то ли утащил старика в темницу, где тот и помер, то ли лично прикончил на месте (сериал принял именно эту версию, только способ убийства избрал очень оригинальный). Орвил, грядя на это, благоразумно поджал хвост и не отсвечивал… но несколько лет спустя, исповедуясь перед казнью (к которой его приговорил Криган Старк именно за участие в делишках «зелёного совета»), немалую половину слов Бисбери приписал себе.
Театр[править]
- «Дракон» Евгения Шварца — Бургомистр же!
Литература[править]
- Гуси из басни Крылова. «Да наши предки Рим спасли!». Потянет на русскоязычный кодификатор. А ещё — его же «Муха и Дорожные», про муху, которая то так, то этак вилась над увязшим экипажем, сожалела о том, что она одна тут работает и никто её ценных указаний не слушает, а когда лошади таки вывезли — приписала все заслуги себе. Его же «Заяц на ловле», который получил кусок медвежьего ушка за «участие» в охоте на медведя.
- Вынесенная в эпиграф басня Дмитриева в доинтернетную эпоху смело могла считаться вторым кодификатором.
- А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила» — Фарлаф провозгласил себя спасителем Людмилы, убив для этого Руслана. Был разоблачён и отделался позором.
- Николай Некрасов, «Железная дорога». «Ваня (в кучерском армячке) Папаша! кто строил эту дорогу? — Папаша (В пальто на красной подкладке) Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!» С прикрученным фитильком, потому что без руководства и управления простые рабочие много бы не настроили.
- Михаил Шолохов, «Поднятая целина» — Дед Щукарь разъясняет приезжему активисту, кто главный коммунистический деятель на хуторе. «Прослыхал я, бабы колхоз громят и вас за хлеб дерзают: „Ну, — говорю сам себе, — пропадешь ты, Щукарь, ни за понюшку табаку!“ Ить бабы все до одной знают, что только мы с вами, товарищ Давыдов, со дня революции на платформе и что мы и сочинили в Гремячем колхоз и Титка раскулачили. Кого им перво-наперво надо убивать? Ясное дело — меня и вас!»
- Агния Барто, стихотворение «Володин портрет». «Герой» стихотворения — скорее просто позёр, чем рыба-прилипала, но его можно воспринимать и так.
- Николай Носов, «Приключения Незнайки и его друзей» — при изготовлении воздушного шара от Незнайки было мало толку, но в Зелёном городе этот коротышка наврал малышкам с три короба о том, что без его гениального ума никто бы не смог палец о палец ударить, а Знайку, которому и принадлежала заслуга проектирования шара, изобразил не шибко умным трусишкой. Кончилось, как это бывает, изобличением и травлей (впрочем, малышки смогли приструнить не в меру ехидных малышей).
- «Гарри Поттер и Тайная Комната» — особо зловредный вариант тропа в лице Гилдероя Локхарта. Этот не просто примазывается к чужим победам, а нагло ворует их, стирая толковым волшебникам память. В результате имеем лжегероя с дутой репутацией, дутость которой становится очевидна почти всем, кто с этим нарциссом контактировал больше двух раз. Хотя руководство академии и книжных издателей он много лет водил за нос[2].
- Михаил Успенский, «Время Оно» — кабатчик Невзор и вовсе ухитрился купить чужую славу. В буквальном смысле: все помнят, будто подвиги богатыря Жихаря совершил именно Невзор. Оказалось не по Хуану сомбреро: лжебогатырь сперва натворил страшных дел, а потом сам и спился.
- Гофман, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» — заглавный персонаж — король данного тропа в режиме педали в пол. Причём ему даже усилий к этому прикладывать не надо (и не факт, что этот слабоумный мерзавчик даже на такую низменную интеллектуальную деятельность способен) — его автоматически «примазывают» чары феи-крёстной. Которая рассчитывала, что поцык, увидев, что его хвалят не по заслугам, начнёт стараться, чтобы таки заслужить… и просчиталась.
- Вадим Шефнер, «Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала» — у деревенского изобретателя-самоучки откуда ни возьмись появляется восемнадцать «соавторов», на деле способных только ухудшить конструкцию, зато опытных карьеристов.
Кино[править]
- «Волга-Волга» — товарищ Бывалов ничего не делал для спасения севшего на мель плота, только вещал с берега, но потом объявил себя организатором спасения.
- «Убить дракона» — аналогично, Бургомистр.
- «Я, робот»:
« | — Ты — просто машина. Имитация жизни. Может ли робот написать симфонию? Или создать живописный шедевр? — А вы можете? |
» |
— Неудачная попытка Спунера примазаться к достижениям других людей. |
« | Заглоба (по итогам дуэли Володыевского с Богуном): Вот мы Богуна и порешили… Володыевский (малость прифигев): МЫ? |
» |
Телесериалы[править]
- «Убойная сила»:
« | Рогов: Ну вот киллер ствол взял, навёлся. Ну а я... Дукалис: Кхм! Рогов: Мы с Толей ему боёк спилили. |
» |
Мультфильмы[править]
- «Рикки-Тикки-Тави»: «Радуйся! Радуйся! Мы победили змей».
- «Три богатыря»:
- «Алёша Попович и Тугарин Змей» — зигзаг. По факту Тугарина вырубил вовсе не Алёша, а его спутники, пока он сам валялся в отключке, но без помощи здоровенного и живучего бугая компания до змея и не дошла бы.
- «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» — в финале Князь ставит победу над Византией в заслугу себе (хотя и признаёт, что Илья ему «немного помогал»). Сразу после этого он любуется трезубой вилочкой, а зритель вспоминает, как Князь «сражался» ею с византийцами… Да, для трусоватого хитрого дядьки без особых боевых навыков и с крайне неэффективным оружием — нормально сражался. Но сравнивать его вклад в победу с Ильёй и слоном Бизнесом действительно нелепо. Вилочка эта, на которой фокусируются финальные кадры фильма, удивительно похожа на личное клеймо киевских князей (сегодня трансформировавшееся в малый герб Украины) — похоже, создатели мультфильма предложили такую боевую версию его появления.
- «Четверо с одного двора» — после поимки крысы цыплёнок утверждает, что это сделал он (но быстро соглашается на «все вместе»).
Мультсериалы[править]
- South Park — в серии про рыбные палочки к чужим достижениям попытался примазаться Картман, считая себя соавтором крайне успешной шутки про рыбные палочки. С прикрученным фитильком, так как Картман действительно в это уверовал из-за своего болезненного эгоцентризма, и даже готов был умереть за «свою» шутку.
- А ещё Эрик Картман и Кенни попытались присоединиться к спасителям китов — когда те под руководством Кайла стали знамениты на весь мир. До этого Картман громко, отчётливо и в микрофон орал, что на китов ему насрать.
- Aladdin — в кульминации дебютной серии Механикуса жители городка, рядом с которым находилось логово злодея, видя, что Аладдин сотоварищи почти взяли вверх, радостно бросились «на помощь» по лозунгом, что героями становятся не те, кто победил, а те, кого первыми увидели на месте победы. Все едва не кончилось для них плохо.
Аниме и манга[править]
- TTGL: когда Симон продолжил дело Камины и отвоевал-таки у зверолюдей поверхность Земли, староста деревни, откуда герои родом, не замедлил открыть в новой столице забегаловку: он, мол, этими самыми котлетами Камину с Симоном выкормил, как отец родной им был, вот! В действительности этот жлоб не то что ничем героям не помог, а наоборот — всячески им мешал, пока у них Лаганна не было. Но все же с прикрученным фитильком, на их славу как бойцов и освободителей Земли, он претендовать и не пытался, только хвастался тем что они выросли при нем. Ну и может быть они действительно ели его котлеты, хех.
Видеоигры[править]
- Undertale — с прикрученным фитильком: Альфис, страдая от своей ненужности, разыгрывает протагонисту целый спектакль с роботом-убийцей, чтобы стать частью его приключения. Нет нужды говорить, что всё идёт в итоге наперекосяк…
- S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти — цепочка квестов, связанная со сталкером по кличке Флинт или Сорока. Один из них так и называется: «чужие заслуги».
Реальная жизнь[править]
- Политики делают это сплошь и рядом. Например, пиарятся на выполнении задач, которые и так должны были быть выполнены, вне зависимости от воли этого политика. Или вовсе начали выполняться много-много лет назад, а этот деятель только к сдаче объекта подоспел. Или вовсе от политика, его партии или даже от данного государства вообще не зависят.
- С прикрученным фитильком: «Царь имярек построил город N». Понятно, что не своими собственными руками, но выделить средства, отправить чиновников и прочая организаторская деятельность — тут обычно его заслуга есть.
- И уже без фитилька, когда правитель примазывается к тому, что полностью проспонсировано и организовано меценатами или иностранными частными компаниями.
- Не менее классический ход, особенно любимый чиновниками (хотя используемый не только ими) — поставить себе в заслугу то, чему ты по закону обязан способствовать, и выставить это своим личным достижением и доброй волей.
- Сразу после резонансного события партия X заявляет: «Требуем того-то и то-то!» (называется максимально очевидное). Когда неспешный правительственный аппарат приходит к этому самому очевидному решению, члены партии X разрождаются фразами от «Верхушка слушает нас» до «Правительство нагло крадёт наши идеи».
- Жрецы различных культов нередко примазывались к чужим успехам, объясняя их своей незримой мистической поддержкой. Например, колдуны и шаманы проводили ритуалы над оружием воинов и охотников, чтобы оно разило без промаха. Как же хорошо, что в наш просвещённый век ядерной энергетики и космических полётов эти дикие пережитки магического мышления остались в прошлом. Нет, погодите!..
- Как говорил Ги де Шолиак в XII веке, стоит пациенту выздороветь — как это конечно, слава Богу, святым-присным преподобно-неправдоподобным. Но если больной умер — виноват врач и никто более.
- С прикрученным фитильком: «Царь имярек построил город N». Понятно, что не своими собственными руками, но выделить средства, отправить чиновников и прочая организаторская деятельность — тут обычно его заслуга есть.
- Иногда случается ситуация, когда какая-либо организация действительно добилась каких-то больших успехов: увеличила уровень жизни, отстояла права, выиграла войну, совершила научный прорыв… Вот только люди, чьей заслугой это является, уже давно отошли от дел, а нынешний состав организации не имеет к тем событиям никакого отношения, а только пиарится на своих предшественниках.
- В научной среде встречается практика, когда учёные, реально проводившие исследование, вынуждены вписывать в соавторы статьи начальство, не имеющее к этой работе никакого отношения.
- У победы, как известно, много отцов. Многие причастные говорят, что именно их роль в победе была главной («Где вы были в годы войны? Героически сражались на Малой Земле или отсиживались в окопах Сталинграда?»). Вплоть до того, что другие им мешали и побеждать приходилось «вопреки». Споры о том, кто внёс решающий вклад, а кто просто примазался, касаются не только отдельных личностей, но и целых государств.
- Обратное явление с противоположной стороны: «А мы что, мы ничего, мы просто рядом стояли и ничего плохого не делали».
- Зигзаг — патриотизм. Всем (ну, кроме некоторых личностей) понятно, что в гордости за достижения своей страны, своего народа нет ничего плохого. Но когда «патриотизм» начинает сводиться исключительно к тому, что вместо собственных достижений (или хотя бы тяги к ним) выпячиваются достижения предков или соотечественников — как раз таки наш троп.
- Вместо принадлежности к государству могут фигурировать и другие критерии: принадлежность к нации («Изя, вы знаете кем был Наполеон? — Таки шо, и он тоже?»), полу (тот факт, что кто-то из мужчин или женщин добился чего-то, вовсе не делает всех остальных представителей этого пола таким/такой же, как он/она), половой ориентации (Пётр Чайковский, Оскар Уайльд, Артюр Рембо — задокументированные гомосексуалисты, но если бы хоть один из ста гомосексуалистов был Рембо или Чайковским), политическим убеждениям (например, Егор Просвирнин на День Космонавтики написал, что первым человеком в космосе был русский националист — интересно, а Гагарин знал?), знатному дворянскому роду (манеры, как у пьяного кучера, зато родословная до 14-го колена выведена), вероисповеданию («отец у нас Авраам») или его отсутствию (подписчики раковых пабликов ВК мнят себя лучшими «тупых верунов» и причастными к науке и философии, наследниками Бертрана Расселла — но не выработали даже зачатков критического мышления, хавая «Удар русских богов» и фейки «Панорамы»), пищевым привычкам (веганы гордо ссылаются на Льва Толстого и Бернарда Шоу… Адик? Он ненастоящий/неправильный вегетарианец!!!11)… В некоторых случаях под руку попадаются не только принадлежащие к заявленной группе, но и все те, про кого нельзя наверняка сказать, что они к ней не принадлежали.
- С Просвирнина взятки гладки, а когда «Роскосмос» хочет сделать из фразы «Поехали!» товарный знак, да ещё и с формулировкой «с целью обеспечения защиты интересов корпорации от недобросовестной конкуренции»… приехали!
- Развал СССР ставят себе в заслугу не только украинские националисты старшего поколения (которые вышли по амнистии и до распада старались об этих страницах биографии помалкивать), но и, например, выдающийся лохотронщик Сан Мён Мун. Впрочем, от самопровозглашенного мессии иного не ждёшь.
- Правообладатели. Они ничего не изобретают и не создают, фактически, покупка патента и брендирование — это не защита авторского права, а попытка крупной корпорации примазаться к чужому творчеству или открытию и настричь с него побольше вечнозелёных за счёт исключительного доступа и возможности затаскать по судам всех, кто против. С другой стороны, иногда и от копирастов бывает польза: немалое число шедевров могло бы остаться крайне нишевыми продуктами, если бы за их дистрибуцию не взялись акулы большого бузинеса.
Примечания[править]
- ↑ Справедливости ради, как раз капитуляцию принимали представители Сражающейся Франции, которые действительно внесли вклад в победу (хотя есть точка зрения, что и он существенно преувеличен). Но были и те французы, которые прекрасно себя чувствовали под оккупацией, охотно работали на Германию, а по итогам войны записались в «тоже победителей».
- ↑ Если, конечно, Дамблдор не задумывал всё именно так.