Удивительное внимание к деталям

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Смотрите внимательно

Посмотрите на этот коротенький, в несколько секунд, отрывок из фильма Who Framed Roger Rabbit. Да, вот этот, где Эдди Валиант трясет за шкирку Роджера. Ничего не замечаете? Да, Эдди. Да, Роджер. Больше ничего? Женщина на заднем плане… Еще что-нибудь? Качающаяся лампа? Уже ближе. Присмотритесь… Видите? Нет? Ладно, дам подсказку.

Тени.

Теперь видите? Опять нет? Тень от Роджера на Валианте. Лампа качается и тень пляшет в такт покачиваниям. Что значит «Ну и что в этом такого?». Еще раз: на настоящего человека падает тень от нарисованного кролика. И не просто падает: она передвигается в соответствии с постоянно меняющимся направлением света от качающейся лампы. Тень от нарисованного кролика. Задумались? Шепчете про себя «А как это?!»?. Теперь — да. Но ведь признайтесь честно: вы и не замечали эту тень раньше. Ответ же на вопрос, откуда эта тень, одновременно прост и сложен. Прост, потому что это элементарно: тень нарисована точно так же, как и сам Роджер. Сложен же он не для нас. Он был сложным для мультипликаторов, которые вручную рисовали эту тень в каждом кадре этой сценки, вычисляя для каждого кадра ее местоположение в зависимости от положения лампы, Роджера и Валианта. Внимательность к деталям, которую большинство зрителей даже не заметили. Но именно эта сугубая внимательность (вместо Издалека сойдёт) и делает фильм шедевром.

После «Кто подставил кролика Роджера» в жаргоне мультипликаторов (а потом — и у других людей, знакомых с этой историей) и появилось выражение «bump the lamp», «врезать по лампе».

Удивительное внимание к деталям — это случай, когда создатели фильма (мультфильма, игры, книги etc) ради создания максимально реалистичной атмосферы заморочились с проработкой деталей, на которые 99 % зрителей не обратят внимания.

«Врезать по лампе» — антипод киноляпа, появляющегося из-за НЕвнимания к мелким деталям.

«Врезать по лампе» — ближайший родственник пасхального яйца, но при этом, следует отметить, не совпадает с ним. «Врезать по лампе» ни на что не намекает и ни к чему не отсылает. Это просто высококачественная проработка деталей.

И да, от подкорки они всё равно не уйдут. Эти детали складываются в атмосферу ощущения абсолютной веры в происходящее.

Примеры

Изобразительное искусство

  • Статуи, украшавшие Парфенон. Сейчас они находятся в музеях, и любой может обойти их со всех сторон и убедиться, что каждая с практически идеальной точностью копирует анатомию человека. А теперь задумайтесь над тем, что изначально они должны были находиться в нишах, высоко над головой, и шансов рассмотреть их внимательно (особенно сзади) у древних греков не было.
  • Шлемы вендельского периода примечательны высокой степенью детализации гравировки на пластинах, которыми были покрыты. Хотя казалось бы, кто на это будет обращать внимание, особенно в бою.

Литература

  • Два слова: «Евгений Онегин». Фраза про энциклопедию русской жизни всех задолбала со школы, но от того не менее верна.
  • Четыре слова: Джон Рональд Руэл Толкин.
  • Джеральд Даррелл писал не только об экспедициях за животными, но и о съёмках фильмов про этих самых животных. Все «киношные» книги — это истории, как съёмочная группа разнообразными способами дубасит по лампе, чтобы получилось то, что надо. Причём в итоге эпизод, вокруг которого скакали весь день (а то и не один), на экране идёт от силы минуту.

Кино

  • Who Framed Roger Rabbit — тропнеймер. Кодификатор. Эталон. Хранить вечно.
  • «Битва титанов» (1981) — сцена с Медузой выглядит типичной покадровой монстро-анимацией Рэя Хэррихаузена… пока не осознаёшь, что сцена освещена мерцающим пламенем. В покадровой съёмке. То есть освещение приходилось отдельно настраивать в каждом кадре. Вау.
  • Властелин Колец Джексона — вы замечали, что в глазах у Галадриэль в фильме отражаются звезды? Потому что она последняя, кто видел свет Деревьев Валинора. Наверное, нет. А ведь осветителям пришлось сделать специальную установку ради достижения этого эффекта.
    • Там вообще много такого: осмысленные и переводимые надписи, которые едва видны на фоне (а надписи на Гронде — намеренно с ошибками, плоховато в армии Мордора с орфографией); стилизованный план Минас-Тирита на ножнах Гондорской стражи; изображение охоты на мумаков на колчанах харадрим — многое из сделанного вообще видно только в дополнительных материалах.
  • Blade Runner — выстрел из бластера в одной из сцен в начале. «Только что произошла какая-то фантастика», — сказал ошарашенный мозг зрителю. Какая именно, разглядеть невозможно.
  • Бегущий по лезвию 2049 репликантов можно было определить по надписи на глазу, если репликант посмотрит вверх и влево. В начале фильма говорится, что исследуемый должен посмотреть вверх и влево, и первым что он увидит будет "replicants".
  • Известно, что на съёмках «Бешеных псов» работал консультант, который следил, чтобы количество крови на полу (которое отмечается многими как нереалистичное) не превышало нормы.
  • «Se7en» — общие тетради с дневниками маньяка на самом деле заполнены от руки, и текст там — не рыба, а реальная имитация потока сознания безумца. Участник съёмочной группы, который делал этот реквизит, чуть сам не сошел с ума.
  • Star Wars. Episode III. Revenge of the Sith - в сцене сражения генерала Гривуса с Оби-Ваном можно увидеть на заднем плане, как один дроид B1 говорит другому дроиду посмотреть на то как Гривус будет активировать его световые мечи.
  • Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и волшебный шкаф, можно наблюдать как тает корона на голове, когда Белая Колдунья теряет силы в ходе сюжета.
  • Лего Фильм: Бэтмен, когда Бетмен говорит с портретом своих родителей, то они находятся на Аллее Преступности (Crime Alley).
  • Вечное Сияние Чистого Разума, нам не показывают корешки книг, поскольку Джоэль не помнит всех деталей.
  • Бесславные Ублюдки: в начале Ганс Ланда проверяет пульс девушки, держа ее за руку.
    • Костюмы точно воспроизводят одежду времён Второй Мировой - включая невидимое зрителю нижнее бельё.
  • Silent Hill — по мере того, как героиня всё глубже проваливается в альтернативную реальность Сайлент-Хилла, её одежда понемногу теряет цвет. Для фильма было сделано много костюмов с цветами разной насыщенности.
  • Советский актёр Юрий Богатырёв продумывал для своих персонажей не только одежду, но и содержимое карманов.
  • Майор Гром: Чумной Доктор — авторы фильма подбирали индивидуальную атрибутику для каждого полицейского и создали заполненные (!) документы на потерпевших и пострадавших. Костюм Чумного Доктора снабдили работающими огнемётами и продумали систему вентиляции, позволяющую защитить носителя костюма от перегрева. А для скетчбука Димы Дубина актёр Александр Сетейкин и художник Артём Бизяев нарисовали более пятидесяти иллюстраций. (и это при том, что в самом фильме представлены лишь несколько из них).

Мультфильмы

  • Incredibles — знаменитые ворсинки на рукаве голубой рубашки Мистера Исключительного.
  • Любой мультфильм студии Laika. Как насчёт свитеров Коралины, связанных вручную на спицах из ниток чуть толще волоса? Или многочисленных цветов в саду Другой Мамы с индивидуальными механизмами отрывания-закрывания? Или покадровой анимации льющейся воды (вода из прозрачного полимера, модель отдельная для каждого кадра)? Или причёски Нормана из 260 отдельно анимируемых прядей?