Герой-шовинист

Материал из Posmotrelisu
Версия от 13:42, 12 апреля 2025; 109.63.206.51 (обсуждение) (→‎Зарубежные фильмы)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Politically Incorrect Hero. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Гонсалес (Каллахэну): А почему вас прозвали «Грязным Гарри»?
Де Джорджо: Да у нашего Гарри такая особенность: у него нет любимчиков. Он ненавидит все народы: чаехлёбов, короедов, жидов, ниггеров, снежков, макаронников, китаёзкого угодно[1].
Гонсалес: А к мексиканцам он как?
Де Джорджо: Сам спроси.
Каллахэн (подмигнув): Особенно — латиносов-шматиносов.

»
— «Грязный Гарри»

Перед нами — сексист, шовинист, расист…

Кто-то в публике проникается к персонажу священным гневом, но вот беда — он герой. Защищает невинных, карает злодеев и вообще, как правило, хороший человек. Хотя при данных качествах может быть и антигероем. Неполиткорректность — всего лишь его черта, и вполне может так случиться, что в процессе развития сюжета он пересмотрит её и даже откажется.

Впрочем, возможен и такой вариант, когда с точки зрения автора «неполиткорректные» качества обоснованы рационально и оправданы этически. Скажем, более толерантные товарищи проглядели иномировую угрозу под слащавой маскировкой, а он — нет. Тогда герой не только не откажется от принципов, но и делом даст им восторжествовать. Но и с этим надо быть осторожнее.

Важно, что троп может существовать только в эпоху политкорректности. Если чуть менее чем все белые все считают, что держать негров в рабстве — нормально, и протагонист согласен — это Изменившаяся мораль.

Может быть влюблённым в представителя презираемой социальной группы.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

« Сержанта нельзя было назвать гомофобом. То есть он гомов не боялся совершенно. »
Олег Дивов, «Ночной смотрящий»
  • Тарас Бульба из одноимённой книги Гоголя. Для начала, антисемит[2] — хотя в книге и показано, что Бульба существенно меньший антисемит, чем остальные козаки: он не против еврейского погрома, но и не участвует в нём, и даже спасает лично ему симпатичного еврея Янкеля. Также интересно его отношение к полякам. В начале истории Бульба — бандит как бандит, в меру жестокий, в меру благородный[3]. Однако когда его сын погибает под пытками в Варшаве, Бульба сильно меняется: теперь козаки под его началом не щадят никого. Автор уточняет, что они убивают и женщин, в том числе в церкви, и детей — даже младенцев. Конечно, крайне сомнительно, можно ли считать Тараса не то что героем, но хотя бы антигероем в конце книги. Да ещё и изменившаяся мораль сильно усложняет дело.
  • Хроники странного королевства:
    • Под вопросом — Жак. С одной стороны, склонность ждать пакостей от отдельно взятой этнической группы (мистралийцев) — не очень-то политкорректно. С другой — фобия всё же возникает не по желанию человека. С третьей — в данном случае для этой боязни и вовсе есть вполне рациональные причины[4].
    • Александр декларирует нетипичное для классового общества отношение к женщинам-воинам по принципу эффекта морской свинки. Именно из-за этого возникают подозрения, что его внезапная страсть к ортанской королеве — результат чьих-то чар.
  • «Архимаг» — собственно, архимаг Креол. Сексист и антисемит. А всё потому, что воспитывался в эпоху иной морали.
    • Антисемитизм Креола в значительной степени обусловлен инцидентом с иудейским послом, по неосторожности наступившим на тяжело раненого Креола в военном лагере (ну и в целом вавилонско-иудейские отношения особой теплотой не отличались, как известно).
  • «Бремя Империи» — Александр Воронцов, как и большинство офицерского корпуса Российской империи, не любит гомосексуалов и англичан.
    • В целом в мире «Бремени империи» довольно высокий градус шовинизма (в сравнении с реальностью): например, избранного в 2009 году президента США не очень одобряли в южных штатах из-за слухов о том, что президент — окторон[5].
  • Лукьяненко:
    • «Дозоры» — внимание на этом не особенно акцентируется, но вообще-то Антон Городецкий — идейный консерватор, он ненавидит американцев (как минимум американских военных), а в шестой книге сравнивает либеральных журналистов с вампирами.
      • А еще он не любит Питер, как житель Москвы.
        • В «Лике Черной Пальмиры» от соавтора Васильева постоянный скат на то, что Москва помойка, а Питер гнусное болото (та самая «Черная Пальмира»), а вот Киев самый чистый, светлый и замечательный для жизни город в мире. И Светлые все идиоты и параноики, испытывающие суеверный страх перед всем, что выходит за рамки их скудных умишек.
    • А в «Чистовике» и китайцам, и украинцам, и полякам досталось. Один протагонист белый и пушистый. Забавно, что в «Черновике» великорусский шовинизм едва ли и отыщешь.
  • «Юбер аллес» Харитонова и Нестеренко. Учитывая, что главный герой является нацистом, на политкорректность он плевал с высокой колокольни. С другой стороны, неполиткорректен он только по нашим меркам, в Райхе и странах Райхсраума официально принята расовая теория и не существует понятия «политкорректность».
    • «Самооборона» («Личная неприкосновенность») — собственно, вся Конфедерация и протагонист Мартин Мейер как ее представитель.
  • Макс Фрай, цикл про Ехо — довольно мягкий вариант, но всё же: леди Сотофа. Считает, что мужчинам в принципе не место в области серьёзного колдовства, да и вообще относится к ним довольно снисходительно; по словам Джуффина, «какой хороший мальчик, жалко, что не девочка» — лучший комплимент, который от неё можно получить.
  • «Полный набор» Милослава Князева — главный герой попаданец Вадим. Постоянно сравнивает негров с орками и гориллами, говорит о том, что их место на пальме. Отрицательно относится к всему нерусскому.
  • «Игры выживальщиков» А. Царёва — ГГ нередко демонстрирует презрительное отношение к гастробайтерам (орфография авторская), и даже рассказывает, что в зазомбяченном мире они стали жить в клетках зоопарка, вместо животных.
  • Лирическая героиня одного из стихотворений Анны Долгаревой (Лемерт):
« Вася не любит геев. Петя не любит янки.

Дима не любит евреев (увы, не в курсе они).
Бесят Грыцько красивые россиянки.
Васисуалия из коммуналки — крик малышни.
Каждый кого-то не любит (не то чтобы это грех).
Анечке как-то проще. Она ненавидит всех.

… Ну так да здравствует равенство! Люди друг другу братья.
Не выделяй никого, и будет тебе успех.
Будь справедлив — и покроешься благодатью.
Не унижай. Не шейми. Коль ненавидеть — так всех.

»
— А. Долгарева
  • Мария Семёнова, цикл «Волкодав» (с 1995) — поскольку политкорректность на этой планете ещё не выдумали, все вволю друг над другом насмехаются и третируют. Можно выделить разве что Волкодава, с постепенной деволюцией у него оной неполиткорректности: если в «Истовик-Камень» главный герой открыто и люто ненавидит сегванов, то в последующих книгах уже предпочитает держать свои нелестные мысли при себе (хотя по-прежнему много кого недолюбливает, особенно сольвеннов, нарлаков и тех же сегванов), а в конце цикла уже и на них перестаёт фыркать.
  • Александр Бушков, «Пиранья. Чёрное солнце» — Мазур называет негров «кафрами», хотя это слово давно стало гораздо более оскорбительным, чем «ниггер».
  • Алексей Пехов, «Созерцатель» — Итан ненавидит искиров.

Зарубежная[править]

  • В целом очень характерно для англо-американской приключенческой и фантастической литературы XIX — первой половины XX в., когда это, собственно, и в реальной жизни было мэйнстримом. Благородный и отважный герой не испытывает ненависти к неграм и прочим туземцам (впрочем, индейцы в вестернах могут быть исключением), равно как и к женщинам, он может даже рисковать собой, спасая их — но равными себе ни тех, ни других определенно не считает.
  • Александр Дюма, «Три мушкетёра» (1844) — Атос ненавидит англичан. «Я рад, что убил его, так как убить англичанина — святое дело». Хотя, как выяснилось во второй книге, в юности жил в Англии, обучаясь морскому делу, и прекрасно знает английский язык. Видимо, всё продолжая ненавидеть людей, с которыми каждый день приходилось иметь дело. Хотя возможно, эта завелась именно после учебы в Англии?
  • Последняя книга Жюля Верна «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» — журналист Амадей Флоранс. Он открытым текстом называет чернокожих (кроме союзных Франции ашанти) скотами и мошенниками. Однако когда видит, как вояки Гарри Киллера сбрасывают их с вертолётов-«планеров» с огромной высоты, он всё-таки откровенно возмущается: даже унтерменшей нельзя убивать без причины.
  • Творчество Джека Лондона — в основном зигзаг: Автор превозносил не ту или иную расу, а силу духа и отвагу.
    • «Дочь снегов» — в свое время критиковали за позицию главной героини Фроны и других персонажей касательно превосходства белой расы. «Смок Беллью», «Время-не-ждёт» — туда же.
    • С другой стороны, «Мексиканец»: главный герой Ривера — невероятно отважный, одержимый революцией… и презирающий белых-«гринго». Или «Кулау-прокажённый» — заглавный персонаж не сдавался до самой смерти, хотя его позиция довольно спорна.
    • «Джерри-островитянин» — Джерри. С младых когтей пёсик узнал от родителей, что «чернокожие»/«негры» — «низшие двуногие создания», на которых надо рычать, а если работник с плантации приблизится к дому хозяина — кусать. А белых Джерри воспринимал как богов, которым следует повиноваться. Позже Джерри пришёл к мысли, что чёрные — «своего рода боги, хотя, быть может, и ниже белых богов». Но «потребности его ума и сердца мешают ему быть вполне довольным своей жизнью. Ибо Наласу был не белым, а только черным богом».
      • «Горя желанием понравиться новым богам, он набросился на чернокожих. Восклицание Виллы и повелительный оклик Гарлея заставили его остановиться». Вилла объяснила, что такому джентльмену, как он, не подобает заниматься таким делом, как травля бездомных чернокожих. Он усвоил слово «нехороший», Вилла повторила это слово.
    • «Майкл, брат Джерри» — Майкл, как и Джерри. «Майкл зарычал на чернокожего, который посмел прикоснуться к нему своими руками — осквернить его, согласно внушенным ему понятиям. Мало того, чернокожий смеет заигрывать с ним, привыкшим общаться только с белыми богами. Что он знал об этом странном негре, кроме того, что он негр и что в отсутствие белого хозяина за черными должен быть надзор?».
      • Двойные стандарты — Майкл кусает негров, которые ничего ему не сделали и даже не подозревали о его существовании, но недоволен, что на него кидается кошка. Хотя у неё есть смягчающее обстоятельство — она превентивно защищает котят. А он после второй попытки перекусил ей позвоночник, дрянь такая! Персидская кошка-мать, принадлежавшая капитану, напала на Майкла думая, что он представляет угрозу её котятам. Ну ладно — оцарапать нос, разорвать ухо, укусить за лапу. Но это уже чересчур.
      • Доутри за глаза называл кока «китаеза», но не конфликтовал: «с коками надо ладить, потому что они по малейшему поводу нападают на своих товарищей с ножами в руках».
  • Толкин, Lord of the Rings: гном (дварф) Гимли терпеть не может всех эльфов, а эльф Леголас с пренебрежением относится к гномам. Позже, однако, оба они расстаются с предрассудками под влиянием дружбы, а Гимли — ещё и полюбив эльфийскую владычицу Галадриэль.
  • «Плоский мир» — Сэм Ваймс имеет немало предубеждений относительно других рас, особенно вампиров. Но постепенно с этими предубеждениями расстаётся, когда Стража становится крайне разношёрстным местом.
    • А сержант Колон и вовсе ходячий сборник разных анк-морпорских предрассудков (от некоторых из которых избавляется по ходу действия). Однако он хороший человек и умеренно толковый сержант Стражи.
    • Два стражника, дварф Кадди и тролль Детритус, изначально ненавидят друг друга, что для их народов самое обычное дело. Однако им приходится работать вместе, и, попав в несколько передряг, они избавляются от предрассудков и становятся друзьями. (Отсылка к толкиновской истории Леголаса и Гимли?)
  • «Песнь Льда и Огня» — Его Воробейшество же! Далеко не самый чёрный по здешней шкале типажей. Инквизиторские наклонности компенсирует помощью бедным, ну и, как водится, образом врага — мало кто считает Серсею невинной жертвой. В общем-то, народу воробьи не насолили, а прошлись по объективно гнилой аристократии Гавани.
    • В сериале он вообще юродивый добряк, либо, что более вероятно — мастер политической интриги, успешно эксплуатирующий этот образ, по книге более параноидальная и нелюдимая личность. Доставляет внешнее сходство (не пасхалка ли, пардон за каламбур) с нынешним папой римским Франциском, большим весельчаком и либералом, но вместе с тем — выходцем из ордена иезуитов.
  • Эддингс, трилогия «Тамули»: народы дэльфов и стириков ненавидят друг друга из-за старых конфликтов. В частности, именно из-за этого терпеть не могут друг друга двое главных героев: стирик Сефрения и дэльф Занетия. Позже, однако, они с этим справляются… а ещё позже выясняется, что и с тем давним конфликтом всё было не совсем так, как они думают.
  • «Первый закон» — Ферро Малджин. Расистка, не любящая жителей севера и называющая их «розовыми». К своим соотечественникам, впрочем, она относится еще хуже.
  • Феликс Крес, «Северная граница» — Рават в произведении не раз отпустит сексистские замечания. При том, что, с точки зрения службы в легионе, все солдаты равны, пока справляются со своими обязанностями.
  • Рекс Бич, «Хищники Аляски» — Дэкстри не считает прочих золотоискателей равными себе. Даром что все оказались в одинаковой ситуации. «Можете обворовывать шведов: им и не полагается иметь много денег. — Всё равно, не вы, так другой мошенник выпотрошит их. Но Боже вас упаси думать, что мы с Гленнистером похожи на них». Одних, значит, можно, других нельзя? Какие тогда претензии к МакНамаре, для него-то хоть и те, и другие равно чужие.
  • Роберт Хайнлайн, «Кукловоды» (1951) ― ну, довольно трудно терпимо относиться к существу, чьё поведение больше напоминает вирус, чем что-нибудь более высокоорганизованное, но немного смущает то, что Сэм примерно одинаково ненавидит и космических паразитов, и коммунистов.

Фанфики[править]

  • Михаил Харитонов, «Факап» по Миру Полудня — лайт-версия в случае с Вандерхузе: в своих мемуарах он однажды замечает в отношении Левина, что эти, таки да, везде устроятся и никогда не упустят свой гешефт. О прямом антисемитизме речи, само собой, не идёт, просто жизненное наблюдение. Марк Ефремович Валькенштейн и Лазарь Григорьевич Мандель огорчены.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Москва слезам не верит»: сильная независимая женщина находит счастье в объятиях сексиста. С прикрученным фитильком: весь сексизм Гоши сводится к тому, что, по его мнению, жена не должна занимать более высокое общественное положение, чем муж.
    • В самом деле? А как же «я всё буду решать сам на том простом основании, что я мужчина»? Да ведь не решает…
      • Итоговый конфликт в общем то, едва не поставивший точку в отношениях, завершился благополучно — как раз потому что Гоша признал, что имело место быть его уязвлённое самолюбие.
  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры» — сам Шерлок Холмс: «Женщины стоят на несоизмеримо более низком уровне, чем мужчины» и «Женщинам, Ватсон, нельзя доверять. Даже самым лучшим из них».
  • «Ширли-мырли» — разумеется, шутки ради: все три братца-кролика.
  • «Брат» же, ну! За коронную фразу Данилы Багрова, сказанную в трамвае, нынче и сайт закрыть могут, и цитирующего.
    • Он ещё и «евреев не очень», а «немцев — нормально». А во втором фильме, будучи в США, так вообще занимался любовью с мулаткой.
      • Судя по тому каким показан Данила, его нелюбовь и к евреям и к неграм и другим национальностям больше непроизвольная, по принципу "не сталкивался - не понимаю" и только то.

Зарубежные фильмы[править]

  • «Голдфингер» (1964) — Бонд эталон из палаты мер и весов. Отослать женщину шлепком по попе? Изнасиловать лесбиянку, чтобы «вылечить» ее? Да, а почему нет?
    • Есть мнение фанатов и знатоков — что изначально книжный бонд, даже не то что антигерой — а вообще тот ещё ублюдок. И эволюционировать в великолепного антигероя с признаками золотого сердца, он стал именно благодаря богической харизме сексапильного шотландца, который просто такой душка что не способен быть злодеем!
  • «Дикие гуси» (1978) — один из наёмников откровенный расист, но именно он вытащил на себе президента одной из африканских стран.
  • «Рассвет мертвецов» (1978) — Вули, командир Питера и Роджера — открытый расист и в начале фильма, столкнувшись с зомби, под шумок хотел перестрелять ещё и мирных чёрных, просто за цвет кожи.
  • «Покажи мне любовь» (1998) — Джессика испытывает неприкрытое отвращение к лесбиянкам и утверждает, что от них можно заразиться СПИДом. А также подруги Элин, отреагировавшие на её поцелуй с Агнес как «это такая мерзость» и Виктория, назвавшая Агнес «извращенкой».
  • Серия «Такси» (c 1998) — комиссар Жибер. Иностранцев называет «фрицами», «колбасниками», «денди», «узкоглазыми», «китаёзами», «япошками», знаменитого чернокожего футболиста принимает за нелегального мигранта и т. д.
  • «Омерзительная восьмёрка» (2015) — шериф-расист, южанин, сражавшийся за сохранение рабства. Его, как и остальных из Восьмёрки, трудно назвать хорошим человеком. Но, когда доходит до стрельбы, он выполняет свой долг и храбро противостоит злодеям.
    • При этом напрямую это не проговаривается, ибо в современной Америке за это могут и распять. Но кто ни будь представляет, что творили войска янки, и жители чёрных поселений, на плантациях освобождённых от властей юга? Вот здесь, в фильме, это говориться, и то иносказательно, словами не самого приятного персонажа. По большому счёту это вообще забавно, что в фильме есть два военных преступника социопата, оба они расисты по отношению к чёрным и белым (Маркус расист не явный, но так же очевидный), и оба самые порядочные люди в фильме. Потому что остальные ещё хуже.
  • «Любой ценой» (2016) ― Маркус. Постоянно шутит над происхождением Альберто. Примечателен диалог:
«

― Я наполовину мексиканец.
― Хорошо, а то шутки про индейцев у меня почти закончились.

»
  • Трилогия «Улица Страха» (2021) — Ник Гуд. Вроде бы достойный полицейский с хорошей репутацией в двух городах, но вот Марвина он постоянно арестовывает просто за цвет кожи. Потом окажется, что он никакой не герой.
  • «Безумная свадьба» (Франция, 2014 г.) — шутки ради во все поля. Когда в семье добропорядочного француза, который не против инородцев, но не хочет их видеть среди родственников, оказываются еврей, араб, китаец и… такой же добропорядочный католик Шарль, только чернокожий — уже смешно.
  • «Приключения раввина Якова» же! С буржуа-антисемитом де Фюнесом, которому приходится притвориться раввином. И с его напарником — семитом-антисемитом (арабский революционер Слиман весьма невысокого мнения о евреях, но и ему приходится побыть Селигманом).
  • «Кто подставил кролика Роджера?» — Эдди Валиант поначалу негативно относится к мультяшкам вообще. Мультяшка виновен в смерти его брата, только это не кто-нибудь из весёлых зверюшек, а главзлодей под маской судьи.
  • «Большой куш» — Томми с его бессмертным «ненавижу, б.., цыган!». Справедливости ради — цыгане в этом фильме показаны теми ещё нехорошими людьми. Впрочем, главные герои не особо и лучше — они, как-никак, мелкие преступники, но криминальные боссы показаны еще хуже. Искать хороших тут вообще бессмысленно, Гай Ричи всё-таки.
    • В оригинале там упоминаются pikeys, это скорее образ жизни и социальный слой, причем очень замкнутый и образовавшийся так давно что вообще не ясно какой ярлык на них вешать и распостраняется ли на них политкорректность.
  • «Грязный Гарри» (см. эпиграф): использовано в шутку. Друзья Грязного Гарри Каллахана утверждают, что Гарри ненавидит всех одинаково, и радостно перечисляют конкретные расы и нации, которые он ненавидит, используя их оскорбительные клички. Сам Гарри присоединяется к развлечению. (Стоит отметить, что в списке встречаются клички для белых и для ирландцев, то есть для групп, к которым принадлежит сам Гарри).
  • «Гран Торино»: протагонист — ветеран войны в Корее, один из последних белых в своём районе. Борется с мультирасовыми бандами. Позже раскаивается в своём шовинизме — и погибает в ходе гамбита Танатоса. Бандосы в результате загремели на пожизненное.
    • Дополнительная ирония в том, что сам герой по происхождению поляк, а его лучшие друзья — итальянец-парикмахер и ирландец-прораб, то есть те категории белого населения, которые презирались американскими великодержавными шовинистами.
  • «Хулиганы с Зелёной улицы» — футбольные фанаты, даже если «трады», а не «боны», политкорректностью не отличаются.
  • «Профессионал» — инструктор Пикар, мягко говоря, негативно относится к «черномазым» и винит слюнтяйское правительство в слишком либеральном к ним отношении.
  • The Guard — герой бравирует своим расизмом, «это ирландская национальная черта» (произносится с непередаваемым ирландским акцентом). Но это не мешает ему работать с черным напарником…
    • Сержант Бойл - банально тролль невероятной толщины. Ирландец как никак, ещё и из глубинки.
  • «Цельнометаллическая оболочка» — комендор-сержант Хартман[6] и его «У меня здесь нет расовой дискриминации. Мне насрать на черножопых, на жидов, на макаронников и на латиносов. Вы все здесь — одинаково никчёмны». После чего дал негру прозвище Снежок, а техасца обвинил в склонности к гомосексуализму.
  • «Реальные упыри» — Дикон был нацистом, а Влад до сих пор жалеет, что рабство отменили и нельзя завести холопов, чтобы они убирались в доме.
  • «Человек Который Хотел Стать Королём» — по Р.Киплингу, с Сэром Майклом Кейном и Сэром Шоном Коннери же! Оба главных героя, и в целом настроения, даже для 1975го года выпуска (особенно для того времени пожалуй) это британский великодержавный шовинизм во все поля! Двое благородных английских мужей, ветеранов ещё той афганской войны и масонов по совместительству, понимая что дело идёт к небогатой и не слишком почётной пенсии в Англии, решают добраться до далёкой горной страны к северо-западу от Индии, где по их мнению живут такие дикари — что они легко смогут стать там богами. В результате именно это во многом и происходит, и примечательно то как это подаётся. Вся подверженность наших героев порокам и страстям, приведшая к многочисленным жертвам — это не более чем искушения двух честных английских христиан, грязным порокам дикарей!
  • «Американская история X» — даже с точки зрения нормального человека, Дерек Виньярд скорее обозлённый на мир и сломанный жизнью молодой дурак, но уж никак не законченный ублюдок. И тот же монолог про Родни Кинга, явно прошедший цензуру, явно агитирует к здравому смыслу для всех и сразу. С точки зрения же людей менее открытых и прогрессивных взглядов (и особенно убеждённых расистов и мамкиных скинхедов) — Дерек и вовсе эпичный антигерой. В любом случае персонаж он трагический, и уж точно достойный сопереживания.

Телесериалы[править]

  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979) — сам Холмс: «Женщины стоят на несоизмеримо более низком уровне, чем мужчины» и «Женщинам, Ватсон, нельзя доверять. Даже самым лучшим из них» («Сокровища Агры»).
  • «Сверхъестественное» (2005) — Дин конечно же. Не стесняется называть негров «чёрными», фанатов Сумерек — идиотами и т. д.
  • «След» (2007) — в серии «Бамбук де Сад». Мужчина был категорически против отношений дочери с азиатом. Как чувствовал — азиат оказался полным чудовищем.
  • «Пацаны» (2019) — Бутчер не допускает даже мысли о том, что кто-то из суперов может быть неплохим человеком. Впрочем, со временем он немного улучшает своё мнение о них, и даже приободряет Райана, отдав ему подаренный Беккой медальон, и посоветовав «не быть мудаком».
  • «Последний министр» (2020) — Тихомиров очень не любит «п…расов» и считает, что в сборной России по футболу должно быть поменьше негров, а капитаном точно должен быть европеоид.
  • «Доктор Хаус» не прочь потоптаться в том числе и по больным мозолям политкорректности, нередко вступающей в конфликт со здравым смыслом.
  • «Теория Большого Взрыва». Похожий пример с Шелдоном Купером. Он атеист и сциентист, но в силу недостаточной социализации может отмочить что-нибудь мизогинное или пройтись по чужому недугу. Пополам с Резать правду-матку.
  • «Эш против зловещих мертвецов» — если протагонист не пошутил на тему своего «мексиканского» (на самом деле вроде бы гондурасского) «оруженосца» — день прожит зря.
  • «Кувалда» — Следж постоянно бравирует своей ненавистью к либералам, не всегда уважительным отношением к напарнице, плюет на права арестованных и т. д. Но на контрасте с преступниками, с которыми имеет дело, смотрится чуть ли не ангелом. К тому же неполиткорректность явно нарочитая, ради троллинга коллег.
  • "Салам Масква" - Александр, достаточно типичный представитель среднестатистического жлобья. Ненавидит все "нерусских", о чём не применяет каждый раз напоминать в довольно грубой форме всем кто спрашивает и всем кто не спрашивает тоже. С прикрученным фитильком, повод ненавидеть у него есть и весьма весомый. Да и не любит Саня на самом деле вообще всех людей (включая себя), повсюду чуя подставу и предательство (работа опером душу калечит изрядно). И со временем, поработав в новом отделе, всё таки потихоньку оттаивает, хотя едко шутить на национальные темы не перестаёт - но уже беззлобно.

Мультфильмы[править]

  • «Мулан» (1998) — Ли-Шанг, капитан подразделения, где служит замаскировавшаяся под парня заглавная героиня. Узнав, что Мулан — женщина, он оставил её на перевале, несмотря на весь проявленный ею героизм. Потом деятельно раскаялся, но осадок остался.
  • «Зверополис» (2016) — то, что предрассудки есть у всех, является важной составляющей идеи фильма. И герои, конечно, не исключение. Родители Джуди и, в меньшей степени, сама Джуди предубеждены против хищников, а особенно против лис. Начальник полиции Буйволсон крайне неодобрительно относится к идее брать кроликов в полицию. Лис Ник не слишком явно дискриминирует по видам, хотя и это есть, но изначально воспринимает Джуди с крайним пренебрежением. И так далее: наверное, проще перечислить тех, кто не проявляет предрассудков (Когтяузер, к примеру. И як-нудист Якс).
  • Angry Birds Movie — в значительной степени «на тебе!» в адрес предыдущего примера. Ибо если «Зверополис» посвящён как раз-таки преодолению предрассудков, то здесь козёл был прав в своём недоверии к чужакам, а более толерантные птахи за свою толерантность чуть не заплатили своими невылупившимися детьми.

Мультсериалы[править]

  • «Царь горы» (1997)
    • Коттон выжимает педаль в пол. Эталонный пример: при каждом удобном случае всегда напоминает, что он думает про азиатов, женщин и всех остальных (хотя с японцами в конце концов примирился). Особенно женщин — его уважение к ним по размеру сопоставимо с его лодыжками. А при знакомстве с Каном Коттон принял его за прислугу Хэнка, но при этом безошибочно определил его национальность.
    • Хэнк — с прикрученным фитильком. Он хоть и не шовинист, но человек весьма консервативных взглядов и неуважительно относится ко многим вещам, которые находит недостаточно мужскими и американскими, вроде хиппи, коммунизма, нетрадиционных гендерных ролей, йоги, европейского футбола и мяса на углях.
  • «Суперкрошки» (1998) — члены «Ассоциации суперменов мира» категорически отказались брать к себе девочек, потому что они…ну, девочки.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» (2005) — северный мастер воды Пакку. Считал, что женщинам не достичь настоящего мастерства в управлении водой, и отказывался их учить; на этой почве он даже разругался со своей возлюбленной, тоже мастером воды. Однако, столкнувшись в поединке с Катарой (внучкой той самой возлюбленной, на секундочку!), исправился: хоть сам и победил, но мастерством был впечатлён.
  • «Американский папаша!» (2005) — Стэн Смит. Расист и сексист, но считается уважаемым членом общества. Хоть и циничен, но близких в беде не бросит, и со злом готов сразиться. Да и не такой уж расист, раз приютил у себя (хоть со скрипом) инопланетянина.
  • «Смешарики. Новые приключения» (2012) — Крош в этом сериале продолжает выражать предвзятость к женщинам.
« Дружить с девчонкой — это как есть немытую морковку: никогда не знаешь, что с тобой будет в следующий момент. »
— эпизод «Пандянка»
  • «Смешарики. Пин-Код» (2012) — Пин время от времени озвучивает шовинистские убеждения.
    • Эпизод «Бортовой дневник», когда бортовой компьютер напомнил/-а Пину, что Нюша не смогла сориентироваться в устройстве Шаролёта: «Ну это же Нюша, ха-ха-ха! Что и говорить — фройлен за штурвалом!».
    • «Собратья по разуму». Пин, после попадания в параллельное измерение, где все Смешарики противоположного пола, говорит, что «здесь нет разумной жизни». Правда, в заключительной серии, застряв с друзьями в этом мире, он неплохо поладил со своим женственным двойником.
    • У Кроша тоже были моменты фэтшейминга (дискриминация людей (в данном случае, смешариков) с избыточным весом) по отношению к Нюше. В «Горшочек, не вари!» он говорит прямо ей в лицо: «Чтобы Нюше сбросить массу, ей надо превратить её (скачет с завязанными ушами) в энергию!». Нюша, конечно же, обиделась. В «Хороший, плохой, Крош», как показывают записи видеокамеры наблюдения, он берёт её тортик без разрешения и поедает, приговаривая: «Нюша всё равно собиралась на диету».
    • У мужского двойника Нюши в параллельном измерении (эпизод «Баранка») есть предрассудки относительно женщин за штурвалом Шаролёта.
  • «Амфибия» (2019) — пока Сприг и Полли вынуждены самостоятельно преодолевать опасное ущелье, Хоп-Поп интересуется у Энни, есть ли у неё парень, за что выбрасывался ею из трейлера (второй раз едва не закончился плачевно).
  • «Юные титаны» — Вал-Йор, межпланетный герой, ненавидит тамарианцев и на этой основе третирует Старфайер. В конце серии извиняется.
  • «Voltron» — Принцесса Аллура по отношению к галра. Представители этой расы захватили почти всю галактику и уничтожили почти всю её расу. Её предубеждение так сильно, что даже к члену команды стала относиться иначе, когда выяснилось, что он наполовину галра.
  • «Пингвины из Мадагаскара» — Шкипер демонстрирует черты. Например, он резко отрицательно относится к хиппи, считает всех тупиков двуличными и коварными, испытывает предубеждения к млекопитающим.

Комиксы[править]

  • The Watchmen — Комедиант. Очень тёмненький антигерой.
    • Да и Роршах тоже тот ещё шовинист. У него есть оправдания в виде психических травм, порождённых тяжёлым детством (ну и общего фона поступков: бандитов истреблять — не девушек насиловать; насильники от него сами получают).

Веб-комиксы[править]

  • Perry Bible Fellowship: пародируется. Супергерой, может, и не расист, но у него неполиткорректный боевой стиль: когда он сражается с кем-либо, звуковые эффекты очень напоминают оскорбительную кличку народа или расы его противника. Например, он протыкает копьём бандита-мексиканца со звуком SPIK — что похоже на spic, расистскую кличку мексиканцев.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Sword Art Online Abridged: Асуна оказывается таковой невольно. Она хотела бы быть вежливой с чернокожим Тиффани (да, это мужчина по имени Тиффани), но у неё совсем не получается. То она пытается говорить на жаргоне чёрных гетто, то извиняется за использование слов «чёрный» или «хлопок» (потому что хлопок собирали рабы, и упоминать его при Тиффани, с точки зрения Асуны, невежливо)… Получается, несмотря на её добрые намерения, довольно-таки по-расистски, и в результате Тиффани недолюбливает Асуну и всячески избегает её. Впрочем, если учесть, что в этой версии Асуна одновременно истеричка, вполне себе эффективная в своих действиях железная леди (что мега-доставляет в сочетании) и яндере… возможно, у Тиффани есть и более практичные соображения её избегать.
  • Nidome no Jinsei wo Isekai de — главный герой, будучи девяностолетним дедом попавшим в фэнтезийный мир в теле юноши, нереально гордится тем, что во время второй японо-китайской войны положил больше тысячи человек катаной. Из-за этого, кстати, автору отказали в аниме-адаптации, а издатель вдобавок отозвал ранобэ из продажи.

Видеоигры[править]

  • Никогда не замечали, сколько в видеоиграх жанра RPG разумных рас, от гоблинов и орков до мутантов и демонов, которые поголовно являются монстрами для уничтожения ради лута и экспы? А Тоби Фокс заметил!
  • Duke Nukem — Дюк. Ходячий кошмар политкорректности.
  • «Postal 2» (2003) — аверсия: «Пожалуйста, не думайте, что я расист. Я убиваю поровну людей всех рас».
  • Final Fantasy X — один из сопартийцев, Вакка, отличается изрядным расизмом по отношению к расе Аль-Бед. Когда он узнаёт, что его близкая подруга Юна сама наполовину Аль-Бед, это оказывается для Вакки большим шоком. Далее по ходу игры он вылечивается от своего расизма.
  • Valkyria Chronicles — Рози Старк. Ненавидит дарксанцев, местный аналог евреев. Позже, однако, перестаёт быть расисткой.
    • А, вот, например, снайпер Цезаре так и остается в игре беспричинным расистом. Излечивается только в манге, благодаря Марине.
  • Deus Ex: Human Revolution — как ни странно, здесь некоторые ярые противники имплантов и самих модифицированных людей не являются прямо-таки злом во плоти, хотя поначалу складывается именно такое впечатление. Впрочем, герои из них немногим лучше, но перевес таки получается в сторону добра.
  • Touhou Project — Рейму Хакурей. Конечно, изгонять ёкаев ей по должности положено, но вот только слишком уж сильную нелюбовь к ним она питает, что часто подмечают и другие персонажи. Причём, в отличие от остальных истребителей ёкаев, занимающихся своим делом строго по необходимости, Рейму, порой, нападает безо всякой причины. Например, она атаковала девушку-ёкая просто за то, что та сидела и читала книгу, а человека, который сам превратил себя в одного из них — вообще бесцеремонно убила в полной уверенности, что тот совершил великий грех.
  • Mass Effect — Шепард-Отступник. В первой части большая часть таких действий подразумевает расизм в масштабах галактики: протагонист в таком случае демонстрирует лояльность исключительно человечеству, пренебрегая интересами (а зачастую — ещё и жизнями) всевозможных инопланетян. В следующих играх серии акцент на эту особенность Отступника слабее, но всё же присутствует.
    • Эшли Уильямс в первой части, верный спутник Шепарда. Споры с начальством о присутствии на корабле инопланетян (они же все шпионы, только и хотят выведать, как нас, людей, победить), а реплика «I can’t tell the aliens from the animals» прекрасно характеризует её отношение ко всем пришельцам. Впрочем, потом она исправляется.
    • Гаррус в первой части. Говорит Рексу, что он — лучший представитель своего народа, по поводу квариан тоже высказывается довольно уничижительно (за что в третьей части извиняется перед Тали).
  • Drakengard 3 — использовано шутки ради. Юный, добрый и наивный дракон Михаил терпеть не может виверн и всячески их ругает: за тупость, вонь и даже за то, что они «крадут <драконьи> рабочие места».
  • Yaiba: Ninja Gaiden Z — Яйба Камиказэ. Циничный козёл, пошляк и рыцарь крови, преследующий Рю Хаябусу (настоящего главгероя этого тайтла) для отпиливания ему головы. Ну а заодно почему бы не проредить орды зомби, заполонивших российский город?
  • Серия «Soldier of Fortune» — при убийстве американских или европейских гражданских миссия считается проваленной, но в странах Третьего мира можно валить мирняк без каких-либо последствий.
  • «Mafia II» (2010) — все главные герои и некоторые другие персонажи, включая Джо. Особенно это видно, когда они проезжают по чёрному району. Особенно смешно это выглядит из-за того, что в те времена сами итальянцы считались такими же чёрными и даже жили в отдельных гетто. Впрочем, это скорее общее явление эпохи, нежели личный выбор.
  • «Cyberpunk 2077» (2020) — несмотря на то, что он был любовником одних из самых опасных женщин в мире (Альт Каннингем и Роуг), Джонни Сильверхенд обладает заметной женоненавистнической жилкой. Он пренебрежительно относится к своим поклонницам, не одобряет помощь «Шельмам» (которых он без прикрас называет «шлюхами»), и заметно прохладнее (фактически на грани собственнической ревности) воспринимает любовные интересы Ви женского пола.
  • «The New Order: Last Days of Europe» (2020) — ну, учитывая что вашим персонажем с крайне высокой вероятностью будет лидер ультрарадикального, или, как минимум, весьма авторитарного режима, да ещё и наверняка шовинист…

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — условно добрые по классическому бэку (сейчас его изрядно лихорадит) фракции как одна подпадают под троп:
    • Империум — «Убей мутанта, сожги еретика, уничтожь ксеноса!». Nuff said. Есть и ряженые под Рейх, и катачанцы-вьетконговцы. Что интересно, внутри Империума — сущий интернационал, от нордических типов до монголов и чернокожих (Правда, саламандры — не негры, а люди вполне европеоидной внешности, только с очень темной кожей) (и добавьте сюда пустотников — народы, поколениями жившие на космических кораблях, которые вполне могут отличаться прозрачной, серой или голубой кожей). Что характерно, в большинстве случаев этот расизм вполне обоснован, и не будь его, человечество давно бы было перебито орками, сожрано тиранидами, порабощено Богами Хаоса или в лучшем случае познало бы радости бытия в составе утопии Тау (однако Тау по общим меркам совсем уж молодые выскочки на галактической арене, и до их Высшего Блага человечество бы просто не продержалось без своего фирменного расизма).
      • При этом в Империуме помимо расового разнообразия, вполне успешно существуют еще и «абхуманы», зачастую отличающиеся от людей сильнее, чем те же эльдары: огрины, ратлинги и прочие фелиниды. И даже расам ксеносов, не представляющим угрозы для Человечества (как правило это слаборазвитые культуры, не умеющие летать в космос) присваивается уровень опасности periculum minoris и разрешается существовать.
    • Эльдар — расисты по отношению к мон’кеи, то есть всем остальным расам, да и друг друга светлые и темные эльдары не слишком жалуют. Исключения составляют только слааны (эти разумные рептилии помнят времена, когда они владели галактикой, а эльдар в это время бегали в шкурах и только-только разводили костры) и некроны (которые даже древнее слаанов и являются расой машин. Эльдар (и остальные расы сеттинга) их боятся до икоты. Есть за что). Отдельные прогрессисты вроде Эльдрада Ультрана существуют, но погоды не далеют.
    • Тау — и снова расисты (по тем же причинам, что и люди), хоть и в гораздо меньшей степени из-за особенностей их идеологии, плюс кастовое сообщество. Стоит отметить, что в отличие от людей вполне лояльно относятся к адекватным народам в составе своей империи. Ну разве что поголовно стерилизуют популяции иногда (но ведь ради Высшего Блага!)
      • Стерилизуют только тех, кто не желает принимать Высшее Благо и строить светлое будущее в составе Империи Тау. К слову, всех людей, что хоть слово скажут против Имперского Кредо (того самого, где еретиков жечь, мутантов убивать, а ксеносов уничтожать) в Империуме убивают на месте, после долгих пыток жгут на костре или превращают в сервитора (киборга с промытыми мозгами) или арко-флагеллянта (боевого наркомана-смертника). Так что аргумент со стерилизацией — это аргумент в пользу Тау.

Интернет[править]

Примечания[править]

  1. Соль шутки заключается в том, что Гарри Каллахэн — человек белой расы и ирландский кельт, то есть его самого чернокожий расист обозвал бы «снежком» (honkie или snowball), а англосакс-этношовинист — «короедом» (mick).
  2. И дело не в слове «жид», тогда это было литературной нормой (а в польском и белорусском языках это осталось ею и в наши дни). Но Тарас и без терминологии таков.
  3. Ну, по меркам Сечи. Стоит помнить, что в повести козаки даже в начале похода калечили крестьянок и заживо свежевали пленным ноги.
  4. Во-первых, Жак сбежал из мистралийской спецтюрьмы, устроив на прощание нехилый погром, и теоретически любой незнакомый мистралиец может оказаться агентом, посланным по его душу. Во-вторых, ему заботливо поведали о пророческом сне Мафея — и откуда было знать, что этот сон значит совсем другое…
  5. То есть имеет 1/8 негритянской крови (одного негра в прадедах/прабабках).
  6. Сам он не англосакс, а немец.