Инерция бренда: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{TVTropes|CashCowFranchise|Cash Cow Franchise}} Казалось бы, франшиза пухнет как на дрожжах, канва раздирается в клочья юристами, критики в шоке, зрители негодуют, но… Новый выпущенный фильм :tv:CriticProof|не только окупает затрат...»)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|CashCowFranchise|Cash Cow Franchise}}
{{TVTropes|CashCowFranchise|Cash Cow Franchise}}
{{Вкратце|Публика продолжает потреблять то, что выходит под маркой когда-то хорошей франшизы, хотя франшиза [[Уже не торт|уже не та]].}}
Казалось бы, [[Опухание сиквелов|франшиза пухнет как на дрожжах]], [[Разрыв канвы копирастами|канва раздирается в клочья юристами]], критики в шоке, зрители негодуют, но… Новый выпущенный фильм [[:tv:CriticProof|не только окупает затраты, но и снимает сливки]]. Почему так?
{{Q|Не стоит излишне доить корову, дабы не повредить бедняжке.|Клинт Моррис, американский кинокритик, о [[Один дома#Выдаивание франшизы|фильмах «Один дома»]], начиная с четвёртого}}
{{Q|Новогодние праздники — это период веселья и добра. В эти дни люди по всему миру стараются создать тепло и уют, которые они ощущали, будучи детьми: готовят любимые блюда, смотрят любимые с детства сериалы и фильмы. Но для кого-то дети внутри нас — это добыча, и именно в Новый Год за эту добычу можно сорвать приличный куш.|[[BadComedian]] о бездарном шестом фильме вышеупомянутой франшизы}}


Казалось бы, [[Опухание сиквелов|франшиза пухнет как на дрожжах]], [[Разрыв канвы копирастами|канва раздирается в клочья юристами]], критики в шоке, зрители негодуют, но… Новый выпущенный фильм [[:tv:CriticProof|не только окупает затраты, но и снимает сливки]]. Почему так? Потому что бренды подчиняются законам физики, и продюсеры это знают.
Потому что бренды подчиняются законам физики, и продюсеры это знают. Даже если в режиссёрское кресло посадили бездарность или зеленейшего новичка, кастинг-агентство облажалось по полной, а сюжет писали левой ногой с похмелья — фильм, имеющий в названии бренд, соберёт кассу (если, конечно, бренд [[:tv:FranchiseKiller|не выдохся]] [[:tv:DeaderThanDisco|и не «остановился»]]). В этом случае наступает вторая фаза занимательной физики: попытка реанимации, а точнее, попытка [[:tv:WinBackTheCrowd|раскачать бренд, чтобы он снова двинулся]]. А это сложно. Обычно бренд «взлетает», потому что находится на гребне волны тренда, а воскресить его пытаются, когда он уже лежит у подножья, и его надо снова затолкать наверх. Сизиф гарантирует: это непросто.


Есть такое правило — «'''люди идут на предыдущий фильм'''». То есть судят о будущем фильме по тому фильму, который уже знают, и исходя из его качеств, принимают решение, пойти на продолжение или нет (и это зачастую куда важнее качеств ''самого продолжения'', поскольку его-то зритель ещё не видел). Поэтому даже если в режиссёрское кресло посадили бездарность или зеленейшего новичка, [[Кастинг-агентство «WTF?»|кастинг-агентство облажалось по полной]], а сюжет писали левой ногой с похмелья — фильм, имеющий в названии бренд, соберёт кассу.
Но именно этим собирается заняться Джеймс Кэмерон после того, как франшиза «Терминатора» окончательно выдохлась.
 
Если, конечно, бренд [[:tv:FranchiseKiller|не выдохся]] [[:tv:DeaderThanDisco|и не «остановился»]]. В этом случае наступает вторая фаза занимательной физики: попытка реанимации, а точнее, попытка [[:tv:WinBackTheCrowd|раскачать бренд, чтобы он снова двинулся]]. А это сложно. Обычно бренд «взлетает», потому что находится на гребне волны тренда, а воскресить его пытаются, когда он уже лежит у подножья, и его надо снова затолкать наверх. Сизиф гарантирует: это непросто.
 
[[Инверсия]]: [[Культовая игра]] — игра не получила высокие продажи или забылась, но имела и до сих пор имеет отличные отзывы.
 
См. также [[Неживая франшиза]].


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Кино]] и [[мультфильмы]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]» живут на этой инерции десятилетиями. Приквелы нынче модно ругать, а диснеевские сиквелы многие вообще ненавидят — но публика и на те, и на другие ходила как миленькая. Провалился только один фильм — причём как раз тот, который не так уж ругали. А разгадка проста: 90 % казуальных зрителей по барабану на канон, предысторию и фанатские разборки, они ходят на торговую марку, означающую «[[Есть бюджет — не нужен сюжет|в фильме будут летать, стрелять лазером и драться на световых мечах!]]» А этого добра «Звёздные войны» давать продолжают.
* [[Star Wars]] VII, всеми ругаемый, более чем окупился. Всем ведь было любопытно, «что там было дальше», что поделывает Люк Скайуокер и т. п.
* На аналогичном принципе держались «[[Transformers/Films by Michael Bay|Трансформеры» Майкла Бэя]]. Все их ругали, критики их просто ненавидели, но не провалилась ни одна часть, потому что публика знала: хочешь хыщ-пыщ — иди на «Трансформеров». Впрочем, к пятой части дурная репутация серии начала влиять на сборы (не фатально, но заметно), так что шестой фильм сделали с другим режиссёром и в другой стилистике, чтобы освежить серию.
* «Защитники» — эпичнейший пример, когда это произошло даже БЕЗ хоть какого-либо брэнда. А просто потому, что народу хотелось «наше, русское, и при этом чтоб про супиргироив».
* И «[[Пираты Карибского моря]]» работают так же. Критики и фанаты могли хоть заплевать ядом два последних фильма, но инерция бренда такова, что кассу они собрали, провалов не было.
** [[Сарказм|Эпичнейший пример]] инерции бренда без бренда и даже без инерции. Такие фильмы собирают кассу только за счет мощнейшего агрессивного продвижения везде, где только можно. Хотя для российского кинематографа уместнее говорить о противоположной инерции — инерции покоя.
* Если рассматривать отечественный киноконвейер, стоит вспомнить «[[Ёлки]]» и [[Три богатыря (Мельница)|цикл мультфильмов про трёх богатырей]] от «Мельницы» — каждый год одно и то же, причем сомнительного развлекательного качества, но народ смотрит.
* Если уж рассматривать отечественный киноконвеер, то уместнее вспомнить «Елки» или тех же «Мульт Богатырей» — каждый год одно и то же, причем сомнительного развлекательного качества, но народ смотрит.
** «Богатыри» начинались очень хорошо, но мало-помалу колодец вычерпали. Да и коммерческая направленность несомненна, поскольку студия признавалась: «Богатыри» создаются, чтобы позволить себе существовать на правах минимальной окупаемости и не закрыться на фоне в целом невостребованной индустрии анимации.
** «Ёлки», в принципе, тоже начинались не сказать, что плохо, отнако в трэш скатились уже к третьему фильму. А их уже восемь, и каждый следующий хуже предыдущего!
*** Путь «Ёлок» повторяет серия фильмов «[[Home Alone|Один дома]]» (см. эпиграфы).
* [[Disney|Диснеевские]] «live-action» [[ремейк]]и — «[[Король-Лев]]», «[[Beauty and the Beast (Disney)|Красавица и Чудовище]]», «[[Книга джунглей]]», «[[Aladdin|Аладдин]]». Слепо копируют оригиналы («Король-Лев» так вообще почти<ref>Сцену, где оба льва сидят на обрыве и разговаривают, слили, сменив ракурс на со спины, так что не видно мимики. Впрочем, какая у львов мимика?</ref> покадрово), получаются неизменно хуже них. Берут только брендом и графоном, но собирают ТАКИЕ кассы, что студия скорее поверит в летающих свиней, чем в оригинальный проект.
** И единственная [[аверсия]]: ремейк «[[Дамбо]]», который как раз почти не копировал оригинал, провалился в прокате.
** Уже немного подзабыто, что 10 лет назад у «Диснея» была другая тактика: современные переосмысления сказок, вольные приквелы и сиквелы («[[Алиса в стране чудес]]» Тима Бёртона, «[[Оз, великий и ужасный]]», «Малефисента»). Эти фильмы тоже было принято ругать (как раз за обратное — за отход от классики), но они тоже хорошо собирали в прокате. А вот их сиквелы уже силы бренда не имели и проваливались. «Дамбо» и не-ремейк «[[Щелкунчик]] и четыре королевства» можно считать запоздавшими фильмами этой волны, пропустившими момент, когда это работало.
*** В смысле «Когда это работало»? «Круэлла» вот только вышла и идёт отличным курсом.
* Все фильмы Тарантино. Несмотря на неожиданно камерные «Джеки Браун» и «[[Йопт In Translation|Смертенепроницаемый]]», на очередной фильм Квентина идут все. И каждый мечтает узнать, каким же будет последний, десятый.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Death Stranding — именно благодаря легендарному Хидео Кодзиме этот скучный симулятор курьера с никаким сюжетом и скучной боёвкой с тремя типами врагов с лихвой окупился.
* Серия [[Assassins Creed]].
* Серия [[Assassins Creed]].
* Серия [[Call of Duty]].
* Серия [[Call of Duty]].
* [[Mass Effect: Andromeda]]. Магия бренда все же не сработала до конца — продаж оказалось недостаточно, и студию расформировали, отложив франшизу в долгий ящик.
* [[Mass Effect: Andromeda]]. Магия бренда все же не сработала до конца — продаж оказалось недостаточно, и студию расформировали, отложив франшизу в долгий ящик.
* [[Dragon Age]] — несмотря на яростную критику со стороны многих геймеров вторая и третья части продались неплохо, ну и у критиков снискали благосклонность и завоевали награды. А вот создание четвёртой превратилось в производственный ад и заглохло.
* [[Fallout_4|Fallout 4]]. Несмотря на то, что четвертая часть собрала огромное количество отрицательных отзывов, это не помешало ей разойтись солидным тиражом.
* Серия [[Fallout]]. Каждую новую часть<ref>Кроме, возможно, New Vegas</ref> фанаты старых частей встречают громким «фе» и «уже не тот», но это не мешает играм отлично продаваться и завоёвывать новую аудиторию. Которая через 10 лет считает «не тортом» уже следующие части. Педаль в пол продавила [[Fallout 76]]: казалось, что эту игру ненавидели все, отрицательные отзывы были повсюду, а с продажами тем временем полный порядок.
** Fallout 76 — клинический случай, когда критика начинает перевешивать. К сожалению, политика окончательно удаления RPG в пользу боевика на том же RPG-движке и MMO при отсутствии чата, хоть сколько-нибудь завлекательных квестов и NPC (!) начинает влиять и на продажи.
* Компиляция Final Fantasy XIII. Несмотря на множество отрицательных отзывов, игра разошлась огромным тиражом и даже помогла с продажами приставки PS3. Final Fantasy XIII-2 продалась в два раза хуже первой части, а Lightning Returns в два раза хуже второй.
* Компиляция Final Fantasy XIII. Несмотря на множество отрицательных отзывов, игра разошлась огромным тиражом и даже помогла с продажами приставки PS3. Final Fantasy XIII-2 продалась в два раза хуже первой части, а Lightning Returns в два раза хуже второй.
== Примечания ==
<references/>


{{Nav/Производное творчество}}
{{Nav/Производное творчество}}

Версия 01:33, 10 апреля 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cash Cow Franchise. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Казалось бы, франшиза пухнет как на дрожжах, канва раздирается в клочья юристами, критики в шоке, зрители негодуют, но… Новый выпущенный фильм не только окупает затраты, но и снимает сливки. Почему так?

Потому что бренды подчиняются законам физики, и продюсеры это знают. Даже если в режиссёрское кресло посадили бездарность или зеленейшего новичка, кастинг-агентство облажалось по полной, а сюжет писали левой ногой с похмелья — фильм, имеющий в названии бренд, соберёт кассу (если, конечно, бренд не выдохся и не «остановился»). В этом случае наступает вторая фаза занимательной физики: попытка реанимации, а точнее, попытка раскачать бренд, чтобы он снова двинулся. А это сложно. Обычно бренд «взлетает», потому что находится на гребне волны тренда, а воскресить его пытаются, когда он уже лежит у подножья, и его надо снова затолкать наверх. Сизиф гарантирует: это непросто.

Но именно этим собирается заняться Джеймс Кэмерон после того, как франшиза «Терминатора» окончательно выдохлась.

Примеры

Кино

  • Star Wars VII, всеми ругаемый, более чем окупился. Всем ведь было любопытно, «что там было дальше», что поделывает Люк Скайуокер и т. п.
  • «Защитники» — эпичнейший пример, когда это произошло даже БЕЗ хоть какого-либо брэнда. А просто потому, что народу хотелось «наше, русское, и при этом чтоб про супиргироив».
    • Эпичнейший пример инерции бренда без бренда и даже без инерции. Такие фильмы собирают кассу только за счет мощнейшего агрессивного продвижения везде, где только можно. Хотя для российского кинематографа уместнее говорить о противоположной инерции — инерции покоя.
  • Если уж рассматривать отечественный киноконвеер, то уместнее вспомнить «Елки» или тех же «Мульт Богатырей» — каждый год одно и то же, причем сомнительного развлекательного качества, но народ смотрит.

Видеоигры

  • Серия Assassins Creed.
  • Серия Call of Duty.
  • Mass Effect: Andromeda. Магия бренда все же не сработала до конца — продаж оказалось недостаточно, и студию расформировали, отложив франшизу в долгий ящик.
  • Fallout 4. Несмотря на то, что четвертая часть собрала огромное количество отрицательных отзывов, это не помешало ей разойтись солидным тиражом.
    • Fallout 76 — клинический случай, когда критика начинает перевешивать. К сожалению, политика окончательно удаления RPG в пользу боевика на том же RPG-движке и MMO при отсутствии чата, хоть сколько-нибудь завлекательных квестов и NPC (!) начинает влиять и на продажи.
  • Компиляция Final Fantasy XIII. Несмотря на множество отрицательных отзывов, игра разошлась огромным тиражом и даже помогла с продажами приставки PS3. Final Fantasy XIII-2 продалась в два раза хуже первой части, а Lightning Returns в два раза хуже второй.