Неживая франшиза

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Franchise Zombie. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

На примере Симпсонов

Некоторые франшизы — денежные коровы. Каждый новый продукт под заветной маркой фанаты сметают на ура. Фильм «Космобольцы»? Мультсериал «Космобольцы»? Огнемёт «Космобольцы» (детишкам очень нравится)? Всё сметут, не задумываясь. И добавки попросят.

Вот только человек, который придумал эту вселенную и с любовью написал историю к первым частям — не станок с ЧПУ и не может производить ценный продукт с нарастающей скоростью. Но продюсеры, гендиректоры, маркетологи и прочие люди, не имеющие никакого отношения к творчеству и всё возможное отношение к бизнесу, сурово запрещают ему подводить гранд-финал. Show must go on, и точка. В результате истории перестают быть сделанными с любовью, изначальный автор сбегает или работает с отвращением/на отвали/в ускоренном режиме (количество на первом месте, а на качество смотреть некогда), и качество продукта резко падает. А нового автора, способного производить столь же качественный продукт, не наблюдается. Конечно, франшизу можно восстановить, но это очень тяжело.

Важно: критерий этого явления — изначальный автор, с которым ассоциируется рождение серии, либо берёт расчёт и уходит, либо публично высказывает своё отвращение к происходящему. Если просто упало качество франшизы, а автор в ус не дует и продолжает штамповать продолжения — это другой троп, опухание сиквелов или франшиза-жвачка. Впрочем, возвращение изначального автора тоже зачастую до добра не доводит.

Также не стоит путать троп с естественной смертью франшиз, держащихся на хайпе вроде «Сумерек» или «Юрия на льду», неизбежно наступающей после прохождения момента невозможности дальнейшего нагнетения хайпа.

К слову, данное явление может привести к Разрыву канвы фанатами куда сильнее, чем обычное опухание.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Дюна» — ах, если бы смерть Фрэнка Герберта действительно поставила точку… Но нет, сыну покойного, Брайану, захотелось пойти по стопам Кристофера Толкина, он пригласил известного новеллизатора Кевина Андерсона в соавторы (хотя по стилю написания хорошо заметно, что Андерсон скорее автор, а от Герберта-младшего главным вкладом является фамилия на обложке), и началось — трилогия приквелов, потом трилогия пре-приквелов, потом дилогия сиквелов[1] («оригинальный» ход «найденная на чердаке рукопись, на 90 % законченная»), потом мидквелы. Все это производное творчество не только не имеет ничего общего с литературным стилем[2] и философией оригинальных книг, но еще и страдает ужасающей вторичностью по отношению к типовой космооперной беллетристике, откуда надерганы сюжетные ходы, неровностью слога (в тех местах, где Брайан Герберт влезал в написание) и тяжелой формой орлангурии, а также кишит роялями в кустах и скатывается в самоцитирование.
  • Серия «Миф» Роберта Асприна. Сложный случай, поскольку переход был необычно плавным. Началось с того, что у Асприна случался писательский блок аж на несколько лет. Что гораздо хуже, до него докопалось IRS, американское федеральное налоговое бюро, из-за каких-то недоплаченных налогов. В конце концов дело с IRS худо-бедно уладили, но, по слухам, теперь все доходы Асприна с его новых книг автоматически должны были идти в казну. Асприн написал сам ещё две книги из серии «Миф», но после этого все его книги из этой и других серий писались в соавторстве — предположительно в этом случае он мог-таки получить свои деньги с продаж. Продолжение серии «Миф» Асприн писал в соавторстве с фантасткой Джоди Линн Най. Они написали вместе семь книг, а потом Асприн умер, и уже после его смерти Джоди написала ещё две книги в серии «Миф», и вроде бы работает над третьей. В целом считается, что качество серии заметно просело из-за всего этого безобразия.
  • «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина — последние книги автор откровенно вымучивал из себя, да и то — только потому, что издатель требовал. Есть мнение, что «Ржавый меч царя Гороха», «Жениться и обезвредить» и что-то там про меч Кащея и вовсе написаны литературными неграми. Впрочем, «Взять живым мертвого» уже тянет на теперь снова торт.
  • Роджер Желязны очень не хотел, чтобы его «Хроники Амбера» превратились в сабж, а потому завещал всем друзьям ни в коем случае их не продолжать. Джордж Мартин, располагаюший черновиками сиквелов, завещание своего друга исполнил в точности, даже сами идеи никому не рассказывает. А вот Джон Грегори Бетанкур, которому достались черновики приквелов, таки взялся писать пятикнижие[3] Оберона. Закончилось это плохо — уже готовая пятая книга так и не была издана по причине нерентабельности.
  • Dragonlance же. Сколько книг вышло в серии? Более сотни. Сколько книг признают большинство фанатов? Семь, плюс-минус пара книг по вкусу. Впрочем, среди не признаваемого есть и книги от сторонних авторов, и от изначальных.
    • Не самый корректный пример, так как книги писались для увеличения продаж настольной ролевой игры в сеттинге Dragonlance, просто они вышли качеством повыше, чем среднестатистические книги по сеттингам Fogotten Reams, Dark Sun, и Ravenloft.
  • Роберт Сальваторе, цикл про тёмного эльфа Дриззта. Ещё в 2000-е дядя Роб порывался устроить своему детищу гранд-финал. Но ему дали понять, что персонаж принадлежит не его создателю, а Wizards of the Coast, и если создатель бросит про него писать, серию просто передадут другому автору. На что Роб представил, что там наворотят с его любимцем, и сказал: «Нет, уж лучше я сам».
  • Гиперион — внутримировой пример. «Умирающая Земля», которую Силен, исписавшись в соплю, мучил еще много лет по требованию издателей.
  • Этногенез — созданная по модной в 2010-е технологии межавторского цикла франшиза о суете вокруг таинственных фигурок-артефактов и началась-то с весьма спорной «Маруси», пытавшейся выехать на параллелях с булычевской Алисой, а уж дальше, несмотря на отдельные удачные произведения, полное отстутствие идеологии и общей канвы сюжета (первооснователи сбежали с галеры первыми же) прочно загнали франшизу в гроб, так и не доведя ее до хоть какого-нибудь единого финала.
  • Особый случай — Шерлок Холмс, «убитый» Конан Дойлом, которому надоел его персонаж и детективный жанр, чтобы вернуться к исторической прозе. Однако фанаты, включая королеву, вынудили автора воскресить героя, причём это не вызвало его зомбификации — более половины произведений, отобранных самим автором как лучшие в холмсиане, написаны после «Последнего дела Холмса».
  • Страна Оз — близко к предыдущему примеру. Баум считал, что серия выдохлась уже к шестой книге и пытался поставить на ней точку, но читательский интерес и невозможность повторить успех с новой серией вызвали к жизни ещё восемь, как минимум, не худших. После его смерти издательство «Рейли и Ли» продолжало практику ежегодного выпуска новых книг озианы на протяжении 23 лет, затем с трёхлетними перерывами, но к 1954 году франшиза была признана неживой, и вместо планировавшегося и уже написанного очередного сиквела вышел справочник «Кто есть кто в стране Оз».
  • Ведьмак — с прикрученным фитильком. Сам Сапковский признаётся, что к последним книгам уже адски устал от серии, и последний том домучивал уже из последних сил — но тут подвернулся случай выгодно продать права игроделам, причём изначально АС сильно продешевил, не поверив в возможный успех адаптации. Однако же игровой сериал оказался невероятно успешен, весьма неплох сюжетно и сумел-таки оживить франшизу настолько, что и к самому автору вернулся интерес,[4] и даже (пусть и весьма противоречивая) телеадаптация вполне себе взлетела, так что на нынешний момент франшиза вполне себе живёхонька и даже не зомби.
    • Как сказать… Очень показательно критичное отношение автора к играм (весьма неплохо сохранившим дух литературного оригинала), которые денег ему уже не принесут, при том, что пан Анджей восхваляет сериал, представляющий собой чудовищное изнасилование вселенной Ведьмака.
  • Харлан Эллисон и Роберт Силверберг, «Песенка, которую пел зомби» — буквальный внутримировой пример. Нильс Бек был музыкантом и композитором… когда-то. Сейчас же он превратился в биомеханическую машину для извлечения звуков, существующую только благодаря системе жизнеобеспечения.

Кино[править]

« Я не имею ни малейшего отношения к этой белиберде. Если кто-то утверждает, что это „Восставший из ада“ Клайва Баркера — это вранье. Это даже не восставший из зада Клайва Баркера. »
— Клайв Баркер об опухших сиквелах Hellraiser
  • «Эммануэль» — ну да, в части фильмов снималась Сильвия Кристель. Но сколько под этой франшизой наштамповали без неё!
  • «Челюсти» же! После мега-успеха оригинала вышло ещё три сиквела: средний, но в целом динамичный и не скучный «Челюсти 2», такой плохой, что даже хороший и к тому же трёхмерный «Челюсти 3» и запредельно ужасный очень-очень на любителя «Челюсти 4», породивший мем «Акула вуду». Разумеется, ни Стивен Спилберг, ни Питер Бенчли (по чьей книге сняли фильм) к этому трешу отношения не имели. Обстёбано во второй части «Назад в будущее», где в 2015 году засветился постер девятнадцатой части «Челюстей».
    • Иронично, что как раз роман-первоисточник вполне допускал продолжения (но их не случилось): в финале акула уплывает так же неожиданно, как появилась. А в фильмах неживой франшизы акулу убивают каждый раз, но неизбежно появляется ещё одна… или, что вероятнее, воскресает всё та же. Хорошо, что в финале четвёртого фильма её наконец ухандокали с концами.
  • «Такси». Первые четыре фильма, снятые при участии Люка Бессона, откровенно выдохлись к финалу. Пятую часть отдали на откуп совершенно «левым» людям (из прежнего актёрского состава остались только комиссар Жибер, ставший мэром, и туповатый мент Ален) и получилось совсем плохо.
  • Многострадальный Робокоп. Изначально по популярности и меметичности уверенно конкурировал с «Терминатором», но после первого фильма, снятого Полом Верхувеном, в режиссёрское кресло раз за разом усаживались другие: сначала Ирвин Кершнер, потом Фрэнк Деккер. Увы, не помогло даже участие автора изначального сценария, Эда Ноймайера, в написании сценария третьего фильма: продолжения были встречены прохладно, а третий и вовсе провалился в прокате, что надолго похоронило франшизу. Ремейк 2014 года выступил на уровне второго фильма, но успеха первого не повторил. Владельцы прав продолжают гальванизировать труп, постаревшие фанаты не теряют надежды, но пока что франшиза напоминает в лучшем случае зомби.
  • Да и собственно «Терминатор» — после выхода второго фильма каждый последующий набирал всё меньшую популярность, а уж до культового статуса первых двух фильмов ни один последующий фильм не добрался. А закончилось всё в 2019-м году катастрофическим провалом «Тёмных судеб», поставившим крест на франшизе.
  • С фитильком — «Звёздные войны». Создатель франшизу давно покинул и не испытывает особых восторгов от последних эпизодов. Многие фанаты с ним солидарны. Но в целом франшиза скорее жива, просто вернулась не такой после ампутации РВ. Серией фильмов все не заканчивается. Так что слитый финал основной трилогии можно тут же компенсировать, например, удачным сериалом и вернуть едва не убежавших фанатов.
  • Серия «Снайпер» с Томом Беренджером — первый фильм не подразумевал продолжения в принципе так как герою Тома Беренджера отрезали указательный палец, однако ровно через десять лет после первой части вышел «Снайпер 2», к которому ни режиссер, ни сценарист первого фильма отношения не имели. На 2024 год снято девять сиквелов один хуже другого.
  • Оставьте в покое «Один дома». Просто. Оставьте уже. В покое. Чёртову франшизу. «Один. Дома».

Телесериалы[править]

  • «НТВ» и «Пятый». Сами «НТВ» и «Пятый».
  • «Сверхъестественное» — после пятого сезона создатель сериала, Эрик Крипке, покинул проект. И понеслось…
    • А если учесть, что изначально Крипке хотел ограничиться только тремя сезонами… Вообще забавно, что среди фанатов нет четкого разделения на «торт и не торт»: кто-то считает, что надо было закончить историю уже после 3 сезона, кто-то после ухода Крипке (5), но многие дотерпели и до конца 7, а то и только после 9 почувствовали что-то неладное.
      • Впрочем авторы, похоже, поняли, что хотя рейтинги всё ещё приличные, идеи уже закончились окончательно, так что пора закруглятся. 15-й сезон стал гранд-финалом всего сериала.
  • «Бандитский Петербург»: создатель сериала Андрей Константинов не признаёт фильмы с восьмого по десятый и подавал в суд на их производителей, да и к седьмому фильму («Передел») только написал синопсис.
  • Отечественные «Улицы разбитых фонарей». Начиная с середины второго сезона началось опухание сиквелов, а с шестого сезона от прежних «ментов» остались только три человека — вечный дежурный Чердынцев, Соловец и Волков, а остальные: Ларин и Дукалис погибли, Абдулову и «Мухомора» в расстроенных чувствах отправили на автобусе в неизвестном направлении. А если взять 12-й сезон, то от «ментов» только название и осталось.
  • В ту же копилку идут и «Тайны следствия». После 8 сезона ушла его сценарист, бывшая сотрудница прокуратуры и прототип главной героини Елена Топильская, отчего сериал начал форсированно скатываться, 17-й сезон не лезет уже ни в какие ворота. Тем не менее, существует уже 20 сезонов, и создатели, судя по всему, останавливаться не намерены.
  • Попытка вернуть «ЗнаТоКов» на экран в начале «нулевых» не увенчалась успехом: сняли только два «дела», да и те были слишком затянуты, в отличие от предыдущих, которые раскрывались за 1-2 серии.
  • «Возвращение Мухтара». Сериал начал давать слабину (но ещё оставался смотрибельным), когда стали менять исполнителей роли Максима Жарова. После 8 сезона Василису Романову заменили Екатериной Калитиной, в результате чего понеслось основательное опухание. А потом вообще из старых команд никого не осталось.
  • «Солдаты». Первые два сезона имеют чётко выстроенную историю с логической развязкой. До девятого сезона авторы пытались сделать что-то похожее на продолжение, а после начался просто настоящий цирк-шапито, в котором десять раз повторялись свои же собственные линии.
    • Ближе к концу, видимо, идеи кончились совсем, и сериал превратился в какой-то вывих мозга: то Шматко отправляется в турне по СНГ в попытках купить бревна для стройки, попутно вляпываясь во что только можно, то история вообще переходит на какую-то фантастику о деревне со зловещим секретом, который волей-неволей вынуждены раскрывать застрявшие в ней по разным причинам персонажи прошлых сезонов.
      • Особенно выделяется в худшую сторону 17 сезон, снятый какой-то малоизвестной украинской кинокомпанией, к создателям оригинального сериала не имеющей никакого отношения, кроме покупки бренда.
  • «Кадетство»: первый сезон имеет более-менее чёткий сюжет и закономерную развязку; показывается взросление героев в новых для себя условиях. Следующие сезоны — мыльная опера в суворовских декорациях, линии сюжета «для заполнения времени» и прочий треш — чего стоит линия суворовца Соболева, который сначала бьёт камнем врача за неправильный диагноз его девушке (уже после того, как всё обошлось и счастливо закончилось), но потом, несмотря на явно неадекватный поступок, его «прощают» и зачисляют на… секретный факультет разведчиков. Или, например, резкий карьерный «скачок» героя в сиквеле «Кремлёвские курсанты», где бывший офицер-воспитатель провинциального суворовского училища стал преподавателем у этих самых кремлёвских?
  • «Универ» и «Универ. Новая общага». Первая волна скатывания была после появления Полины Романовой, превращения Тани в идише мамэ и введения Ларисы Петрищевой. Вторая — после ухода Кузи и появления Юлии. А основательно он превратился ни пойми во что после разрыва Антона с Кристиной и Майкла с Варей, временного отсутствия Яны, появления Василисы и сестёр Бобр и OOC персонажей. С прикрученным фитильком: благо, ближе к гранд-финалу ситуацию исправили.

Мультфильмы[править]

  • «Богатыри» от студии «Мельница» — по наиболее распространенному мнению, вершиной стали «Три богатыря и Шамаханская царица», на чем можно было бы и закрывать франшизу. Тем не менее, каждый год исправно снимали все новые и новые части, пытаясь то вновь ввести в сюжет старых злодеев, то добавить новых и все время расширять место действия. В 2018 г. наступил переломный момент, когда к работе над очередной частью вернули режиссера самой первой картины Константина Бронзита. Насколько удачным получился фильм, судить сложно (недостатки в виде зверских рож и туповатых персонажей все еще есть, хотя и сумели неожиданно удачно вернуть в сюжет и показать судьбы гонца Елисея, его жены княжны Забавы и Соловья-Разбойника), но рейтинг у него выше, чем у всех фильмов после «…Шамаханской царицы».
  • «Иван-царевич и Серый волк» от той же студии — первая часть сама по себе была неоднозначным мультфильмом с не всегда понятными героями, непривычно мрачным злодеем и взрослыми отсылками на Эдварда Радзинского. Вторая запомнилась феерической фантасмагорией сюжета, в котором герои отправлялись на Луну, следом на ядрах тридцать три богатыря и заканчивалось все межпланетной войной. Третью часть доверили сочинять «Квартету И» и поделили бюджет с очередными Богатырями — в итоге запомнилась неоднозначной сатирой и слабой графикой.

Мультсериалы[править]

  • The Simpsons. Мэтт Грейнинг никуда не уходил, но в интервью постоянно жалуется, что сериал становится несвежим и поддерживать его на уровне всё труднее и труднее, а продюсеры требуют ещё и ещё.
  • Сюда можно отнести и «Ну, погоди!» 17-20 выпуски. Как-то они проигрывают по сравнению с первыми 16-ю. Может быть, потому, что 17-й и 18-й — явные филлеры, напичканные продакт-плейсментом, а 19-й и 20-й созданы не Вячеславом Котёночкиным (к тому времени уже покойным), а его сыном Алексеем?
    • Кое-кто (в том числе и из целевой аудитории) может сюда отнести и современные сиквелы советских мультфильмов: «Возвращение блудного попугая», «Весна в Простоквашино», «Новые приключения кота Леопольда». Хотя это можно считать и опуханием сиквелов.
    • Хотя журнал «Простоквашино» (с рассказами и комиксами про Дядю Федора, Матроскина и Шарика) и рассказы про другие приключения Кеши не так уж и плохи.
  • «Лило и Стич» тоже подпадает под троп. После сиквела и триквела (причём, триквел почему-то вышел раньше) был снят целый мультсериал, по большому счету, идейно содранный с «Покемонов», которые ещё оставались смотрибельными. Гранд-финал «Лерой и Стич» создавался при минимальном участии Сандерса и ДеБлуа (первого позвали только на озвучку). В результате, суть из знаменитой «оханы» перекочевала в закос под космооперу, и уже тогда пошли первые тревожные звоночки. Впоследствии что Сандерс, что ДеБлуа ушли работать на Dreamworks, а Дисней дал права на создание аниме по мотивам франшизы японской студии Madhouse. Многие фанаты оказались не в восторге от новой версии (преимущественно, потому что вместо Лило им подсунули другую девочку с Окинавы). В 2017 вышел ещё один мультсериал — «Stitch & Ai» (на этот раз производством занялась непосредственно Disney), где почти всё тоже самое, только в Китае. Оба продолжения кладут болт на канон, успели породить несколько Орлангуров, а также плюют на понятие оханы (шутка ли, сменить три семьи за три мультсериала).
  • «Губка Боб Квадратные Штаны». Полнометражка стала гранд-финалом, а выпущенный после неё четвёртый сезон ещё соответствует первым трём. А дальше же понеслось ни пойми что.

Видеоигры[править]

  • Final Fantasy. Хиронобу Сакагути, автор всех FF с 1 по 10, ушёл из Square Enix, а его преемники, вроде Ториямы, имеюшего статус марателя канона, стали штамповать игры для телефонов с кучей доната и крайне неоднозначную сагу про Лайтнинг. В последнее время, когда Торияму не допускают в операционную, франшиза подает явные признаки жизни (переработанные 14 и 15 части), но покинет ли она реанимацию — большой и тяжелый вопрос, особенно если учесть, что последняя часть плохо продалась[5].
    • Спорно. Сейчас франшиза возвращается в строй. Ремейк Final Fantasy VII был принят на ура несмотря на неоднозначные изменения. Final Fantasy XIV получила годный перезапуск и стал во многом превосходить World of Warcraft в плане контента. Многие фанаты уверены, что сюжет в FF XIV является одним из самых лучших во всей франшизе. Сказать надо спасибо Наоко Ёсиде, который спас игру от окончательного краха. И под его руководством появится шестнадцатая игра серии. Возможно что все не так уж плохо.
  • Серия игр Leisure Suit Larry. После выхода седьмой части игры[6] создатель серии Эл Лоу отошёл от дел. После него сделали средней паршивости восьмую часть, откровенно неудачную девятую и паршиво портировали на мобильники седьмую. В конце концов, Лоу всё это надоело и он, собрав на Кикстартере денег, сделал ремейк самой первой игры, добавив туда линию ещё одной девушки. А уже после этого вышла новая игра Leisure Suit Larry: Wet Dreams Don’t Dry, снова без всякого участия Эла (но, впрочем, с хорошим рейтингом в Стиме).
  • Space Quest. После выхода напрочь ломающей канон 6-ой части At The Spinal Frontier стало ясно, что дела у Sierra пошли неважно (см. выше про Leisure Suit Larry), разработка седьмой части была свернута на стадии черновиков, а «восьмой спейс» и вовсе превратился в шутку для посвященных.
  • Sacred 3. Сделавшая первые две части студия развалилась, но издатель решил, что будет лучше сделать новую, сменив жанр. В год выхода игроки не оценили.
  • Duke Nukem — После выхода посредственной Duke Nukem Forever, которую на тот момент фанаты ждали аж 11 лет, серия умерла уже окончательно и вряд ли сумеет возродиться.
  • Blood — Вторая часть похоронила франшизу и надежду на продолжение приключений Калеба.
  • Dungeon Siege 3. Почти та же история, что и пример выше, только случилось это на три года раньше.
  • Overlord — c момента перехода Рианны Пратчетт из Codemasters в Eidos — оно самое.
  • Sonic the Hedgehog. Игры выходят до сих пор. Но, после того как Sega ушла с рынка игровых консолей и стала делать игры про Соника для своего извечного «врага» Nintendo, их качество оставляет желать лучшего.
  • Valkyrie Profile. Последняя полноценная игра серии выходила в далеком 2006, а последний релиз был только в Японии и только для мобильных устройств.
  • Suikoden. Аналогично предыдущему примеру, последняя полноценная игра серии выходила еще в 2006, а сейчас игры серии выходят только в Японии и для портативных приставок.
  • Front Mission — почти аналогичная предыдущим двум история. Последний на момент правки тактический пошаговый симулятор для «плойки» вышел в декабре 2005-го (почти под новый год). Потом ещё до осени 2008-го выходили тактические пошаговые симуляторы для мобильных, формально всё же причисляемые к основной серии. В 2012-ом закончила выходить манга «Dog Life & Dog Style» (в 2013 её закончили переводить на другие языки и издавать в других странах) — последнее «литературное» произведение по франшизе.
    • Что с франшизой что-то пошло не так, стало ясно весной 2008-ого, когда издатель оказался вынужден закрыть проект «Front Mission: Online» из-за низкого онлайна — оказалось, что преданные поклонники серии котируют «основной» жанр франшизы сильно выше альтернативных, а для не знакомых с серией игроков очередная какая-то сессионка попросту теряется в постоянном потоке новых игр этого жанра.
    • В 2010-ом (казалось бы) окончательный гвоздь в крышку гроба серии вбил маратель канона серии Final Fantasy Мотому Торияма, превратив великую серию тактических RPG в бессмысленный экшен игрой Front Mission Evolved. При том чувствовалось, что изначально задел был вполне ничего — тут вам и отсылки к предыдущим частям, и шизотех, и обязательная банда маргиналов психов-наёмников (да ещё и не одна — с обеих сторон такие есть), и традиционное «хотели, как лучше — а получилось, как всегда» — но подача сюжета смята и скомкана (да ещё и практически отсутствует дополнительная активность между боевыми миссиями), а экшен-составляющая представляет из себя коридорный шутер, чередующийся с плоскими открытыми аренами для схваток с боссами, при том бои по факту представляют напрочь аркадный челночный бег по точкам появления обновляющихя бонусов с поливанием противника из всех стволов. Тактика? Использование местности? Манёвры? Не, не слышали.
    • Но этого «скворцам» показалось мало, потому в 2019-ом вышел ещё один спин-офф — стелс-экшен Left Alive с живой картинкой, колоритными персонажами (вот уж на что серия всегда была богата)… и невероятно примитивным ИИ противника, заставляющим игроков задаваться вопросами, а где же тут собственно стелс и в чём тут собственно экшен.
    • При этом уже после выхода «Border of Madness», но ещё до выхода «Evolved» проскакивали упоминания о том, что где-то там глубоко в разработке томится та самая заветная «шестая часть», которой предначертано продолжить оригинальную основную линию игр. Вот только какого-то большого спроса на пошаговую тактику с тех пор не наблюдалось (всем подавай всё в режиме реального времени) так что, если где-то там что-то и разрабатывалось, едва ли оно когда-нибудь окажется доделано до релизной версии и выпущено в свет.
    • В конце ноября 2022-го вышел ремейк первой части оригинальной серии. Также были анонсированы ремейки второй и третьей частей. Сложно сказать, как такой акт некромантии скажется на франшизе в целом, но авторы явно взялись прощупать публику на предмет заинтересованности в изначальном жанре франшизы и в тематике сеттинга франшизы.
  • Chrono — аналогично. В этой серии последняя игра (неоднозначная и сюжетно слабо связанная с предыдущей) вышла ещё в 1999, с тех пор о продолжении ни слуху ни духу.
  • Breath of Fire — та же история. В итоге, спустя 13 лет после предыдущей вышла игра для мобильных устройств и получила довольно низкие оценки, что Capcom даже не стали выпускать его в остальном мире.
  • Parasite Eve — не избежала подобной участи и эта серия. Спустя 10 лет после выхода второй части, вышла сомнительная The 3rd Birthday (привет, Торияма) и с тех пор никаких новостей о продолжении нет. Такое чувство, что почти все японские серии игр 80-х и 90-х сейчас прокляты.
  • Серия Metal Gear. Сам Хидео Кодзима закончил на MGS V: Phantom Pain, кое-как связав сюжетные узелки огромной серии, при этом игра вышла откровенно недоделанной. Конами же попыталось продолжить без Кодзимы, создав неудачный Metal Gear Survive, банальный выживастик с кучей зомби (однако, какая ирония!).
    • Есть категория фанатов, для которой франшиза стала неживой после 3 части.
  • Unreal — Несмотря на успешную первую часть (и Аддон Return to Na Pali) вышедшая в 2003 г. Unreal 2, обладавшая передовой на время своего выхода графикой и красочной атмосферой, но страдающая от скомканности и малой продолжительности (из-за спешки из игры было вырезано больше половины контента) не смогла повторить успех первой части и стала последней синглплеерной игрой серии. Мультиплеерная серия Tournament ненадолго пережила её — после успешного Unreal Tournament 2004 вышел неоднозначно воспринятый Unreal Tournament 3 и серия постепенно заглохла. На сегодняшний день, от серии Unreal осталось лишь название движков Unreal Engine, используемых в других играх.
    • При всей любви к «Анрилу» стоит заметить, что изначально Unreal — это была скорей реклама Unreal Engine, но так как Unreal и UT были хорошо восприняты публикой, были сделаны продолжения игр. Компания же зарабатывает много больше именно на движках, чем на играх, потому новый UT так и остаётся, и судя по всему и останется пре-пре-пре-альфой. Sad but true…
  • Deus Ex, просто Deus Ex. Выход Human Revolution дал франшизе вторую жизнь, но оборванное на самом интересном месте продолжение Mankind Divided (по слухам, игру поделили надвое из финансовых соображений) даёт мало шансов на возрождение при текущей политике Square Enix. Хотя создателям Hitman и удалось сбежать на вольные хлеба, но культовой киберпанк-серии, это, увы, не грозит.
  • Command & Conquer — после откровенно слитой четвёртой части, Electronic Arts сначала отменили C&C: Generals 2, а затем взяли долгий перерыв… дабы анонсировать мобильную дро… не совсем удачную Rivals (что симпатии фанатов оригинальной серии, мягко говоря, не добавило). Будет ремастер самой первой части (+ возможно, первый Red Alert) к 25-летию серии (то есть в 2020 году), но перспективы у франшизы очень печальные.
    • Вообще то не совсем, C&C:Remastered оказался как минимум неплохим, а на Metacritic получил не менее 80 %. И это мы с вами живём в мире, где EA «сделали» ремастер лучше, чем те самые Blizzard — Reforged, получивший 0.5 баллов.
      • И там, и там, и даже здесь в разработке принимала участие LemonSky Studios. А что, если… их специально наняли EA для диверсии в тылу у Blizzard?
  • Warcraft — ведущая серия стратегий в реальном времени, вместе с Command & Conquer определившая жанр, стала вселенной для ММО World of Warcraft (про которую ниже отдельно). Попытка перезапуска третьего Варкрафта, Reforged, вышла откровенно неудачной.
  • Серия Sudden Strike ака Противостояние. В 2000 году эта игра была прорывом, а дальнейшее развитие шло серии на пользу. Но к 2005 году устаревание игры, развивавшейся во многом за счёт перескиновки, стало совсем очевидным — что вовсе не остановило штамповку трэша, в котором преуспели как Fireglow, так и Red Ice, не на шутку спорившие на предмет плагиата. В итоге, игру как бы перезапустили в виде четвёртой части — со спорными результатами: от «неплохо» до «на безрыбье и рак рыба».
  • King's Bounty — печальный пример, как отечественная российская студия, возродившая бренд 20-летней давности, сама же его и погубила. Оригинальная игра 2008 года, «King's Bounty: Легенда о рыцаре», прославила Katauri Interactive и геймдизайнера Дмитрия Гусарова, став хитом в России и получив хорошие отзывы и за рубежом. Увы, после первого продолжения-сиквела «King's Bounty: Принцесса в доспехах» Гусаров ушел разрабатывать Royal Quest, но уже через год из-за разногласий с издателем ушел на вольные хлеба. В итоге маленький аддон к «Принцессе», «Перекрёстки миров», ещё последовал от самой Katauri, но третью часть, «King's Bounty: Воин Севера», Katauri уже делали в соавторстве с 1С-СофтКлаб. А потом ориентировочно с 2013 г. Katauri пропала с радаров, и четвёртую часть, «King’s Bounty: Тёмная Сторона», софтклабовцы делали уже сами. А позже, летом 2019 года, вышел трейлер «King’s Bounty II», каковую игру разрабатывает 1С вроде бы без всякого участия (бывшей) Katauri.
    • Впрочем, хотя сценарно первая игра однозначно превосходит остальные, особого провала качества не наблюдается: все три сиквела — игры крепкие и достойные, хотя и несколько вторичные. А «King's Bounty: Темная сторона» даже довольно самобытна, если не геймплейно, то во всяком случае сюжетно.
  • «Космические рейнджеры» — аналогичная история, усугубленная тем, что разработчики этой и предыдушей серии работали вместе. И первая (2002), и вторая (2004) части стали безусловными хитами продаж, но дальше часть коллектива образовала Katauri Interactive. Совместными усилиями они допилили «Космические Рейнджеры 2: Доминаторы. Перезагрузка» (сборник 1+дополненная 2 часть), но далее наступила тишина. В 2013 г. СНК Games, внутренняя студия 1С, выпустила на базе фанатской модификации дополнение «Космические Рейнджеры HD: Революция», отличившаяся исключительно элементами сюжета и антипиратской фичей, когда жар от звезд и кол-во метеоритов росли в геометрической прогрессии, сметая все живое на своем пути. Финалом стало портирование урезанной версии на планшеты, о котором слышали полтора фаната.
    • Субверсия в отношении дополнения: оно действительно вышло в релиз в ужаснейшем состоянии, однако его вытащили со дна последующими патчами. После доводки игры до играбельного состояния поддержка игры не прекратилась, и она получала бесплатные обновления (в том числе контентные) вплоть до 2020 года. И, наконец, игра получила нормальный инструментарий для создания модов, который вдохнул в игру новую жизнь (пусть и ненадолго). А вот последующие два мобильных поделия (Quest и Наследие) — прямое проявление данного тропа.
  • «Parkan» — Оригинальная игра была весьма интересным смешением жанров космосима и шутера с добавлением некоторой стратегической частью. Дилогия «железная стратегия» относительно неплохо сочетала шутер со стратегией. «Parkan 2» же создавался методом копипаста вообще всего-от сюжета оригинала до локаций, что в совокупности с крайней недоработанностью и забагованностью привело к провалу и закрытию серии.
  • Tony Hawk’s — серия видеоигр про скейтеров. Уникальна тем, что умирала дважды — в 2000-ых после провальной Tony Hawk’s American Wasteland и в 2010-ых после Tony Hawk’s Pro Skater 5.
  • Guitar Hero, Rock Band — суперпопулярные франшизы ритм-игр с почти настоящими гитарами-контролерами умерли вместе с бумом ритм-игр: платить каждый год за почти ту же игру с обязательно новым контролером удавалось лишь 3-4 года, далее последовал взрыв мобильных устройств, и ритм-игры на консолях ушли в прошлое.
  • Zynga — самая могущественная корпорация отрасли социальных игр с сомнительной репутацией отъявленного плагиатора сдулась вместе с бумом игр для социальных сетей.
  • No One Lives Forever — игра про шпионов, поражавшая своими юмором, графикой и протагонистом Кейт Арчер, сейчас не может получить ремастера. Причина — непонятки с правами (претенденты: Warner Bros, Activision и Disney), а всем кандидатам в правообладатели не интересна франшиза. С другой стороны, фанаты её не забывают, а директор Nightdive Studios, давно желающей переиздать её, сказал, что никогда не остановит это дело.
  • Периметр — самая новаторская игра-2004, для которой придумали на Западе термин RTS reborn, так и не смогла перерасти в нечто большее. Аддон «Завет Императора» оказался спорным набором новых миссий, Периметр 2 вышел в 2010 г. на том же движке, лишившись почти всех уникальных черт и оставшись со спорным балансом.
  • Серия Silent Hill — после выхода Silent Hill 4: The Room, команда Team Silent была расформирована, а самая серия была отдана сторонним разработчиками. После выхода посредственных Origins и Homecoming, нескольких игр для мобильных устройств и игрового автомата, стало понятно, что серии уже вряд-ли удастся стать прежней. А после выхода Downpour, студия Vatra Games, которая её разрабатывала, через два месяца объявила себя банкротом и закрылась. Затем был анонсирован амбициозный проект, создание которого должны были заниматься сам Хидео Кодзима, Гильермо дель Торо и Норман Ридус, но из-за стороннего конфликта в Konami Кодзима был уволен, а сам проект отменён.
    • На 2023 год ожидается выход ремейка второй части. Возможно еще не все потеряно.
  • Heroes of Might and Magic — сначала серия переживала подъём (третья часть стала культовой классикой и проверена временем!), потом вышла очень спорная четвёртая… и создатели серии New World Computing канули в Лету вместе с издателем 3DO, так и не выпустив запланированную пятую часть (тоже весьма спорную, судя по сохранившмся материалам). Выкупившая права Ubisoft доверила разработку пятой части россиянам из Nival — и получилось хорошо. Но затем шестую игру доверили создателям посредственных стратегий Black Hole Entertainent (которые тоже закрылись в разгар разработки и дополнения сделали уже другие студии) — и получилось спорно. Седьмую часть отдали Limbic Entertaiment (сделавших одно из дополнений к шестой части) — но им явно не хватило бюджета/времени/опыта. Ныне Ubisoft предпочитает клепать низкопробные браузерные и мобильные спин-оффы, так что будущее серии откровенно не радует.
    • А что же ещё говорить про оригинальную, уже забытую RPG серию? Она тем более нежива.
      • На всякий случай, для тех кто не играл, но интересно: части с первой по пятую были хитами и редким случаем, когда каждая новая серия лучше предыдущей. В четвёртую-пятую (они соединяются в один большой мир) фанаты до сих пор играют. Шестая и седьмая также были очень успешны, к тому же самые популярные в наше стране (большинству именно они приходят на ум при упоминании серии), но по факту похожи на мягкий перезапуск, вплоть до того, что сюжет, вместо того, чтобы продожать прошлые игры, переплетён с «Героями» (глобальная вселенная, впрочем, та же). Шестая к тому же ещё и «потеряла» немало классов и ограничила расу игровых персонажей людьми.
        • Восьмая изначально должна была быть аддоном для седьмой, но издатель потребовал выпустить новую часть в пределах года. Новую часть даже не имела сценариста и был похожа скорее на глобальный мод для седьмой игры. Откровенная недоделанность в наличии. Были там странные решения вроде «раса привязана к классу», из-за чего люди имели выбор из трёх классов, а все остальные не имели выбора вовсе. Тем не менее, игра была вполне интересной; сама по себе она вряд ли бы осталась в истории, но на волне шестой-седьмой вполне зашла (и до сих пор заходит). Но ощущение «что-то идёт не так» осталось.
          • Девятая часть гордо обещала полное 3-D, которое, несомненно, сделает всё шикарным, даже при бюджете размером в сдачу в киоске. Ну да, 3-D тут. А ещё тут технические проблемы, тонны багов, скачущая как майдаун сложность, ужасная уже на момент выхода графика… Добавим сюда тот факт, что действие игры происходит в том же мире, что и только вышедшие «Герои» 4, но никак с ними не пересекается, пустые локации, отсутствие научно-фантастических элементов... Игра провалилась с треском. И это не тот случай, когда неокупившаяся игра со временем становится культовой, или когда думаешь "сбольшим бюджетом и временем разработки это могло бы быть отличной игрой", нет. Обычный дешёвый проходняк. Если для 6-8 частей фанаты до сих пор делают патчи и моды, до девятую стараются лишний раз не вспоминать.
            • Десятую спустя много лет сделали для Ubisoft'а Limbic Entertaiment. Многим она негативно запомнилась необходимостью подключения к сети, маленьким масштабом по сравнению с прошлыми частями, действием в Асхане вместо оригинальной вселенной, постоянными проблемами с авторизацией (из-за чего в игре пропадал загружаемый контент) и игровым процессом, основанным на 4-5 частях вместо такового от 6-8. А потом Ubisoft отключили сервер, и игра стала буквально непроходимой из-за невозможности перейти во вторую главу без подключения к сети. Обильные маты заставили выпустить патч, сделавший игру проходимой и вернувший часть (только часть) DLC, но впечатление осталось. Что касается самой игры - маленький бюджет бросается в глаза, но в целом неожиданно приятная и душевная вещь, несравнимо лучше девятки. Ubisoft, однако, был недоволен прибылями и свернул серию, хотя существовали планы для дополнения и одиннадцатой части. R.I.P.
  • Интересный конкурент «Героев» в лице Disciples скончалась ещё раньше. Затянутая разработка третьей части (изначальный анонс на первую половину 2006 года, релиз — в конце 2009-го) вкупе с дикой забагованностью игры и дополнения поставили на серии крест. Хотя в 2012 году вышла переработанная версия Reincarnation, где большую часть косяков поправили, время было безвозвратно упущено. Впрочем, в конце 2021-го обещают выпустить Disciples: Liberation, сможет ли она возродить серию — покажет время.
    • По злой иронии судьбы, обе серии попали под удар из-за краха издателей, и обе примерно в одно время попали в руки отечественных разработчиков. Результат оказался противоположным: пятых «Героев» вспоминают с теплотой, третьих «Последователей» — с содроганием.
      • «Последователи», в отличие от «Героев», были любимы во многом за атмосферу и сюжет (игровой процесс, если по-честному, был относительно примитивный и однообразный), а их патчами не поправишь.
    • Время показало — изнасилование трупа к рождению ребёнка не приводит. Кто бы мог подумать?
  • Simon the Sorcerer — как и многих, его подкосила 3D-чума (Simon the Sorcerer 3D (2002)). Потом его взяла на поруки Silver Style Entertainment (Simon the Sorcerer 4: Chaos Happens (2006))…и сама же запорола, выпустив «Simon the Sorcerer: Тупые пришельцы» (2009) в «лучших» традициях русского квеста.
  • World of Warcraft — вершиной считается аддон Wrath of the Lich King (хотя фанаты Классики спорят), дальше пошел спад — Cataclysm уже далеко не так хорош, Пандария — крайне спорный аддон, Дренор — ещё более спорный, Легион — вроде бы снова подъём, но лишь затем чтобы рухнуть в пропасть Битвы за Азерот. Деградация особенно заметна, если следить за сюжетом — следующий аддон, Тёмные Земли, это буквальная попытка достать из небытия кучу старых персонажей. Dragonflight решил сделать большой шаг в сторону «повесточки», хотя и добавил несколько интересных механик. А вообще основной зачин серии кончился как раз где-то в Личе, а уж Легион точно поставил все точки.
  • Majesty — исходная стратегия выезжала на идее непрямого контроля, для стратегических игр не то, чтобы совершенно новой, но в таком виде еще не применявшейся. В остальном хватало недостатков: игровой процесс был откровенно скудным, и последние миссии превращались в неблагодарные соревнования на скорость с ИИ и угадайку «какие здания строить первыми». Сиквела так и не последовало, его разработчики по сути сделали римейк с обновленной и красивой, но уже на момент выхода довольно посредственной графикой, практически ничего не прибавив и не улучшив в игровом процессе. Пара чахлых аддонов положение не спасла. В настоящий момент обе части вспоминают с теплотой, а франшиза в целом представляет из себя предмет статьи. Есть, правда, более успешный спин-офф Warlock, но это уже 4X-стратегия.
  • Серия Dead Space — первые две игры стали эталоном sci-fi хоррора и даже сегодня мрачные коридоры «Ишимуры» и космической станции «Скопление» всё так же пугают. А вот третья часть переродилась в почти обычный мясной шутер, в котором главный герой крошит толпы некроморфов что твой Рэмбо. Тем не менее, несмотря на прохладный приём, назвать «тройку» откровенным провалом нельзя, что видно как по продажам, так и по отзывам игроков. Но когда Корпорацию Зла EA интересовало мнение игроков? Ведь «доить» серию как раньше уже не получится, а вкладывать усилия в сценарий и геймплей для возрождения утраченного блеска бренда «еарасам» было откровенно лень (да и вообще это противоречило всей их обычной политике «выжать всё что возможно из франшизы с минимальными вложениями»). Поэтому Dead Space кинули на дальнюю пыльную полку, оборвав сюжет трилогии на самом интересном месте (нападении Кровавых Лун на Землю).
    • Однако в 2021 году было объявлено о возрождении серии (правда, не в виде полноценного продолжения, а в виде ремейка первой части).
  • Петька и Василий Иванович — первая часть стала бесспорным хитом даже в постдефолтный 1998 год. Вторая была в два раза короче и представляла собой фактически вырезанную из первой часть. Далее серию отдали от студии S.K.I.F воронежской студии «Сатурн-Плюс», которая поставила производство Петек (уже без Василия Ивановича в названии) на поток. Закончилась некогда славная серия на «Петька 9. Пролетарский ГламурЪ» (2009) и банкротстве студии.
    • Справедливости ради, третья часть была вполне годной. Следующие две уже начали порядком сдавать, но ещё не вызывали откровенного отторжения; в лютый трэшак серия скатилась только к шестой части.

Музыка[править]

  • Группа Pink Floyd после The Wall (1979). The Final Cut (1983) записывался как реквием по де-факто распавшейся группе, даже подзаголовок гласит, что это работа Уотерса с участием группы Pink Floyd; A Momentary Lapse of Reason (1987) — попытка заново собрать группу без Уотерса, получился крепкий но безликий прог 80-х; The Division Bell (1994) — чуть менее безликий, наполненный нытьём о том, что раньше трава была зеленее; и наконец The Endless River (2014) — уже окончательно последний, так как половины участников группы нет в живых.
  • ВИА Гра после ухода в конце 2012 года Альбины Джанабаевой и Евы Бушминой. Не зря фанаты называют новые составы КОСТЮ Грой и МЕЛА Грой.
  • Serebro начало скатываться после ухода Марины Лизоркиной. После ухода Елены Темниковой группа и вовсе стала медленно, но верно выдыхаться. А уж новые составы, созданные в 2019 году после распада последнего классического состава Ольга Серябкина-Екатерина Кищук-Татьяна Моргунова, и вовсе оказались никому не нужны и не продержались и года. Но Фадеев сдаваться не собирается, и в 2020 году хочет попробовать заново.
  • Аналогично предыдущему пункту и «Винтаж». После ухода Анны Плетнёвой и Алексея Романофа был создан совершенно новый состав, который также распался чуть меньше чем через год из-за отсутствия развития и неприятия фанатами. С фитильком ибо группа воссоединилась в первоначальном составе.
  • «Мираж». Даже нечего добавить.
  • «Demo» после ухода Саши Зверевой.
  • «Краски» после ухода Оксаны Ковалевской.
  • Ария без Кипелова и с лёгкой натяжкой после увольнения Артура Беркута, так как «Крещение Огнём» еще вполне способно вышибить ностальгическую соплю.
  • Вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», после смерти Владимира Мулявина, в лице бесчисленных копий во главе с 1-2 музыкантами, успевшими хоть раз, но поучаствовать в «основном составе».
  • «Гражданская оборона» после смерти Егора Летова. Были попытки реанимировать проект «Коммунизм» уже в виде концертной группы и с Судаковым на вокале, но быстро стало ясно, что стадионов так не соберёшь. Жутчайшая попытка возродить группу в 2020 с забавным, но совершенно писклявым и узким в плане диапозона вокалом Кузи УО напоминала какое-то издевательство над слушателем, тем более, что басист, ушёдший из группы ещё в конце 1990-х, помнил старые песни настолько плохо, что читал текст с бумажки.
  • «Агата Кристи». Вадим пытался дорабатывать какие-то наброски Козлова и даже сделал из одного из них песню «Где-то между», но Глеб не согласен и настаивает, что группы больше нет, а старшему брату надо писать новые хиты, а не реанимировать старые.

Примечания[править]

  1. Изначально Герберт-младший обещал только дилогией сиквелов и ограничиться. Лучше бы он так и поступил, а по возможности вбил сюжет двух книг в одну, чтобы мы просто узнали, чем же Герберт-старший хотел всё закончить.
  2. Если бы! Без постоянных попыток закоса под Герберта-старшего с философическим угаром приквелы были бы гораздо читабельней.
  3. Изначально планировалась трилогия, но потом Бетанкур сделал из второй и третей книг по две.
  4. Пусть и в основном к деньгам, которые история приносит.
  5. Впрочем, не все тут так плохо: с продажами то все норм, проблема в производственном аде, сильно раздувшем бюджет
  6. Фактически, это шестая игра. Четвёртая часть (Leisure Suit Larry 4: The Missing Floppies) существует только в виде названия.