Армию играет десяток человек

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Объединенная армия Империи на защите Брумы. Да, это все, кто мог прийдти. Нет, подкреплений не будет

Мы посреди эпической истории. Темный Властелин выводит против героев свои Легионы Тьмы. Звучит мрачная и величественная музыка… и на сцену выходит десяток орков в полной броне. Нет, это не авангард. И не результат налета дружественных орлов. Это и есть вся Великая Армия. Впрочем, у героев та же история.

Другими словами вся суть тропа в его названии. Заявленная армия несчислимой мощи представлена всего парой десятков человек и пятеркой всадников. По большим праздником — расчетом осадного орудия. И все, больше никого нет и не будет.

Причины подобного в первую очередь экономические и организационные. Очень сложно найти площадку, где можно опперировать большими массами статистов. И еще сложнее найти бюджет, чтобы платить всей этой ораве. Да, с появлением компьютерных технологий эпик вновь ворвался на киноэкраны. Но теперь выяснилась другая проблема — далеко не каждый режиссер умеет работать с большим числом персонажей. И на каждого Питера Джексона, приходится десяток Ноланов.[1]

Кроме того, троп может играться в реальности, когда кучка храбрецов отвлекает внимание противника, имитируя передвижение больших масс войск.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Популярная легенда о том, как во время осады форта, французские легионеры ставят на стену тела погибших и стреляют из-за их спин, создавая иллюзию полнокровного гранизона. Даже если в строю осталась горстка бойцов.

Театр[править]

Как уже говорилось, подобная ситуация — привычная жанровая условность. Разместить крупную массовку на сцене сложно, даже если это — арена Коллизея

  • Балет «Спартак» посвященный крупнейшему восстанию рабов в Риме. На сцене редко больше тридцати танцоров.
  • Опера «Война и Мир». Бородинское сражение показывают от лица Наполеона, стоящего в Ставке, именно потому, что избавиться от этих сцен нельзя, а показать вживую — нереально.

Литература[править]

Встречается в основном в виде «военной хитрости»

  • Алексей Пехов «Вьюга Теней» — граф Алистан Маркауз использует заклинание укрытия, чтобы отвести от остального отряда орков-преследователей. При этом, он один имитирует движение отряда в десяток человек. Сам граф так и остался в чащах Заграбы.
  • Александр Дюма «Три мушкетёра» — завтрак в бастионе Сен-Жерве, во время которого Атос и его слуга Гримо прибегнули к хитрости: использовали тела павших солдат для создания иллюзии большого отряда солдат короля (в действительности в бастионе были только четвёрка главных героев и Гримо). Сработало: ларошельцы стреляли в мертвецов, в то время, как герои успешно отступили из бастиона, так и не попав на прицел противникам.

Кино[править]

Общая черта многих фильмов категории «B» и не только.

  • «Форрест Гамп» — во Вьетнамских сценах Форрест действует в составе роты. Из десятка человек. Да, можно дать скидку, что из под огня он вытащил только живых. Но все равно, уж больно усохла рота.
  • «Один Дома» — пример именно «военной хитрости». Герой Маколея Калкина использовал все доступные прибамбасы, чтобы сделать вид, что дом полон гостей.
  • «Гладиатор» Ридли Скотта. На арене Коллизея происходит реконструкции битвы при Заме. Три десятка пеших гладиаторов играют роль армии Ганнибала. Римская армия представлена тремя колесницами с темнокожими амазонками-лучницами. Красный плюмаж и золоченые бронесиськи прилагаются.

Телесериалы[править]

  • «Farscape» — огромная армия Миротворцев в кадре представлена парой десяткой бойцов, под командованием капитана.
  • «Sharpe» — постоянная болезнь экранизации. Педаль в пол в серии «Ватерлоо Шарпа». Сотня статистов, два десятка лошадей и несколько пушек. И это одна из величейших битв Наполеоновских войн?
  • «Игра Престолов» — бич первых сезонов. Надо отдать должное режиссёрам, выкрутиться они смогли. Во многом, даже лучшем, чем их наследники в 7-8 сезонах.
  • «Приключения молодого Индианы Джонса» — на каждую сцену, где действительно чувствуется масштаб, приходится десяток сцен с сабжем.
  • «Три Мушкетера» Юнгвальд-Хилькевича — так сколько вы говорите войск штурмовало тот несчастный бастион?

Видеоигры[править]

В видеоиграх, троп встречается относительно редко, так как в большинстве экшенов воюет или маленький отряд или герой-одиночка. В стратегиях, как правило, аверсия[2] — тут масштаб чувствуется невооруженным взглядом. Поэтому просьба добавлять особо выдающиеся примеры.

  • Disciples — самый злачный пример сабжа: тут никто и не пытается изобразить, что тысячи воинов могут быть заменены несколькими «актёрами». Тут действительно все судьбоносные сражения происходят, максимум, в формате 6:6 бойцов. Ибо сюжеты кампаний — фактически то, что потом ляжет в основу местной мифологии или же станет апокрифами героического эпоса той или иной страны. Вот и получается, что даже здоровенный Утер-демон притащил с собой на финальную битву лишь ТРОИХ союзников — хоть раньше по сюжету и балакал, что с ним целые «легионы». Ну да, ну да, так мы и поверили!
  • Brothers in Arms — игра ОЧЕНЬ камерная. Но если в большинстве миссий это худо-бедно оправдано сюжетом, то уровень «Карентан» — троп от и до. Формально он посвящен бою за городок Карентан. Поэтому мы, вшестером, скитаемся по небольшой деревеньке, с тремя десятками немцев и двумя танками, вместо боссов. В реальной жизни, Карентан был важнейшим городом на пути к единственному в Нормандии обустроенному глубоководному порту, Шербуру. Это понимали обе стороны и сражение за город было очень кровопролитным. Американцы потеряли только убитыми более 400 солдат.
  • Серия «Цивилизация» в целом: как классическая «тройка»; так и меметичная четвёрка, в которой один гигантский солдат возвышается над городами и лесами (впрочем, в «Эпохе огня» стало возможным изображать отряд хотя бы ТРЕМЯ воинами); так и пятёрка, в которой подразделение в 10-20 тысяч человек (судя по данным демографии) отыгрывает как раз ровненько десять бойцов.
    • В те времена это была обычная условность, что отряд приличного количества обозначается единственной иконкой.
  • Большинство пошаговых стратегий, в стиле Heroes of Might and Magic, где на карте армия представлена единственным юнитом-командиром, а на поле — каждый отряд имеет собственную иконку.
    • Обстебано в King’s Bounty: Легенда о рыцаре, где гном-квестодатель, в ответ на претензию о том, что «пара гиен» оказалась парой орд гиен, невозмутимо замечает, что сам ГГ таскает в загашнике целую армию. Да так, что с первого взгляда и не скажешь.
  • Total War: Three Kingdoms — в романтизированный режим пробивает педаль в асфальт. Здесь герой отдувается и за себя, и за отряд телохранителей и порой за всю свою армию. А вот в классическом режиме — все по настоящему, как и было в прошлых играх серии.
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion — в финале мы собираем несметную армию из войск всех городов Империи. Кто-то прислал двух бойцов, кто-то одного. В итоге Великая Армия насчитывает дай бог два десятка клинков.
  • То же самое и в The Elder Scrolls V: Skyrim. В арке Гражданской войны, даже в самых эпичных сражениях типа битвы при Вайтране или штурма Солитьюда/Виндхельма обычно участвуют около десятка бойцов с каждой стороны. При гибели одних приходят подкрепления прямо из воздуха.
  • Operation Flashpoint и ArmA 1-2 — число юнитов каждой стороны (Красные, Синие, Зеленые, Гражданские) ограничено 144. А танк это три человека. А БМП-3 — пять. Чего как правило, не было заметно, пока были в фаворе миссии типа «человек двадцать-тридцать, может сорок, решают задачи, которые на это и рассчитаны». Однако в ArmA 2 додумались сделать стратегию на всю карту. Теперь захват населенного пункта выглядит так: бронегруппа игрока в составе танка, двух БМП и скотовоза с отделением солдат влетает в деревню, стреляет пять вражеских солдат и едет дальше. А потом в село забегает один вражеский солдат, и, поскольку врагов там больше, чем своих, оно через несколько секунд становится занятым противником.
  • Pathfinder: Wrath of the Righteous — штурм крепости в конце 2-го акта. Если подсчитать всех союзников, то даже сотни не наберётся и толку от них нету…
    • Хотя тут больше техническое ограничение, если и после захвата города-крепости локация подтупливает на некоторых компах только в путь.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 и Warhammer Fantasy Battles — когда речь заходит о настолке, то максимальная партия это 2000—2500 очков на армию. На эту сумму можно выставить примерно пол-роты космодесанта или под сотню минек орков или тиранидов. И это будет реально крутой заруб на десяток ходов, который может затянуться на целый день. Но сравните это с эпичными литературными описаниями планетарных битв, где сходятся миллионые армии и уничтожаются целые континенты.

Реальная жизнь[править]

  • В седую эпоху античности и варварских государств, троп получался на полном серьёзе. Несколько десятков хорошо вооруженных и одоспешенных воинов это вполне себе армия. Например, Святослав Киевский отправил на охрану далекого рубежа мощный отряд в десяток храбров. И это признавалось как могучая сила.
    • Правда, с ними могли двигаться ополченцы в шкурах с дубинами. И именно против таковых десять дружинников в доспехах с качественным оружием были страшной силой. Рыцаря лучше сравнивать с танком, чем с солдатом.
      • «С ними» — не могли. Потому что ополченцы, то есть крестьяне или горожане вооружившиеся на короткий период. На заставах сидели только храбры и их оруженосцы. В целом получается отряд в 20-30 человек. Как полицейско-карательная группа, против рейда кочевников или враждебного племени — самое то. В крайнем случае, ополченцев наберут в ближайших городах - даром что ли они княжью власть признали. А воевать с большой армией от них и не требовалось — только сообщить куда следует, сделав ноги и влившись в полноценную армию.
  • Операция «Fortitude», времен ВМВ, проведенная для обеспечения секретности перед Высадкой в Нормандии. Военные стратеги создали целую фиктивную группа армий (1-я группа армий США) под руководством Джорджа Паттона, который во всеуслышание заявлял о мощи своих войск, в пределах слышимости всех желающих. А чтобы «войска» казались реальными, по Шотландии колесили десятки грузовиков с рациями, имитировавшими активные радиопереговоры несуществующих частей.
  • Операция «Березино», радиоигра НКВД против абвера, заключавшаяся в «создании» крупного соединения немецких войск, оказавшихся в тылу Красной Армии после операции «Багратион». Несуществующим войскам до последних дней войны сбрасывали припасы, снаряжение и специалистов, которые незамедлительно использовались на нужды РККА.

Антипримеры[править]

Литература[править]

  • Джек Йовил «Женивьева Неумершая» — для премьеры пьесы «Восхождение Сигмара», Детлеф Зирк, пользуясь неограниченным кредитом заказчика пьесы, нанял больше двух тысяч статистов, чтобы играть армии Сигмара, орков и гномов. Собственно говоря, из-за подобной скученности начались эпидемии и пьессу просто отменили. А разбираться с долгами пришлось самому режиссеру, который быстро оказался в долговой тюрьме.

Кино[править]

Варианты с компьютерной графикой не рассматриваются, за исключением особенно выдающихся вариантов.

  • «Метрополис» — самый масштабный фильм в истории. Массовка — почти 35 тысяч человек.
  • Жанр «пеплум» как таковой. «Спартак», «300 Спартанцев» (1960), «Елена Троянская» (1956). Масштабные натурные сьемки с привлечением сотен и тысяч статистов сделали эти фильмы настоящими сокровищами мирового кинематографа.
  • «Война и Мир» и «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, наследующие идеи пеллумов. Огромное количество актеров первой величины.[3] Целые воинские подразделения в качестве статистов. Пороховой дым, застилавший съемочное поле. Свой «Оскар» за «Войну и Мир» Сергей Федорович заслужил сполна.
  • «Илья Муромец» 1956 г — с прикрученным фитильком, так как массовки было «всего лишь» (на фоне примеров выше) ок 1000 чел. Но зато благодаря умелой съемке и тогдашним спецэффектам просматривающие эксперты насчитали аж 104 тыс. статистов.
  • «Ганди» — педаль в земную кору. Масштабная сцена похорон Ганди собрала около 200 тысяч статистов. Почти все они согласились сняться бесплатно, исключительно из уважения к великому Ганди.
  • «Храброе Сердце» — чтобы избежать сверхрасходов и снять зрелищный фильм Мэл Гибсон провел съемки в Ирландии. Местные жители англичан мягко говоря недолюбливают, поэтому проблем с волонтерами-статистами у Гибсона не было.
    • Аналогичная история приключилась на съемках «Последнего Императора» Бертолуччи, за исключением того, что статистов предоставила Народно-Освободительная Армия Китая.
  • Киноэпопея «Освобождение» — цикл кинофильмов был снят к юбилею Победы, поэтому на статистах не экономили. Одних костюмов было пошито более 100 тысяч.
  • «Говорящие с ветром» — в съемках батальных сцен было задействовано более сотни статистов, в том числе две дюжины каскадеров. Но режиссеру, Джону «Побольше» Ву, показалось мало. И в ходе монтажа в сцены добавили еще столько же.
  • Трилогия «Властелин колец» — да, все отлично понимают, что там — компьютерная графика. Но применена она достаточно умело и создается эффект, словно это не современное фентези, а пеллум времен Золотого Века Голливуда.
  • «1911: Падение Последней Империи» — фильм снимали к 100-летней годовщине Синьхайской революции, по заказу правительства Китая. Поэтому на статистах не экономили.
  • «Тринадцатый воин» — зигзаг. Тринадцать опытных воинов по тем меркам это вполне себе мощная боевая единица, с которой стоит считаться. Но в финале выжившим членам отряда и сборной солянке из ополченцев приходится противостоять действительно крупному племени вендолов.
  • «Злой город» — на статистах в фильме явно не экономили. Одних костюмов пошили более тысячи.

Аниме и манга[править]

Нарисовать можно что угодно, поэтому пример должен быть именно что выделяющимся.

  • «Kingdom» — из-за использования сеттинга Китая эпохи Воюющих Царств, зарубы здесь очень массовые.

Видеоигры[править]

  • «Sid Meier’s Antietam» и «Sid Meier’s Gettysburg». В отличие от большинства аналогов пытались относительно честно отображать войска. Да, все равно получалось, что 10 бойцов идут за одного, но на фоне других игр — было весьма масштабно.
  • Игры серии Total War. Если на глобальной карте армию еще может обозначать одна иконка, то когда открывается поле боя, то тут все по честному.
  • «Казаки» — своеобразный первопример на территории СНГ. На фоне армий из обычных стратегий, местные войска были очень массовыми.
  • Аналогично с Alexander, от GSC World Publishing. Армии тут действительно крупные. Благо движок «Казаков» позволяет.
    • GSC в целом тяготеют к антитропу. Так в «Завоевании Америки» отряд пехоты мог включать до 196 юинтов. А отрядов могло быть несколько.

Примечания[править]

  1. Другими словами отличных режиссеров, которые хреново снимают массовые сцены
  2. За исключением пошаговых стратегий, где одна фигурка может обозначать тысячу бойцов — но это жанровая условность
  3. Дошло до того, что даже звезды не отказывались играть эпизодические роли