Армию играет десяток человек
Мы посреди эпической истории. Темный Властелин выводит против героев свои Легионы Тьмы. Звучит мрачная и величественная музыка… и на сцену выходит десяток орков в полной броне. Нет, это не авангард. И не результат налета дружественных орлов. Это и есть вся Великая Армия. Впрочем, у героев та же история.
Другими словами вся суть тропа в его названии. Заявленная армия несчислимой мощи представлена всего парой десятков человек и пятеркой всадников. По большим праздником — расчетом осадного орудия. И все, больше никого нет и не будет.
Причины подобного в первую очередь экономические и организационные. Очень сложно найти площадку, где можно опперировать большими массами статистов. И еще сложнее найти бюджет, чтобы платить всей этой ораве. Да, с появлением компьютерных технологий эпик вновь ворвался на киноэкраны. Но теперь выяснилась другая проблема — далеко не каждый режиссер умеет работать с большим числом персонажей. И на каждого Питера Джексона, приходится десяток Ноланов.[1]
Кроме того, троп может играться в реальности, когда кучка храбрецов отвлекает внимание противника, имитируя передвижение больших масс войск.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Популярная легенда о том, как во время осады форта, французские легионеры ставят на стену тела погибших и стреляют из-за их спин, создавая иллюзию полнокровного гранизона. Даже если в строю осталась горстка бойцов.
Театр[править]
Как уже говорилось, подобная ситуация — привычная жанровая условность. Разместить крупную массовку на сцене сложно, даже если это — арена Коллизея
- Балет «Спартак» посвященный крупнейшему восстанию рабов в Риме. На сцене редко больше тридцати танцоров.
- Опера «Война и Мир». Бородинское сражение показывают от лица Наполеона, стоящего в Ставке, именно потому, что избавиться от этих сцен нельзя, а показать вживую — нереально.
Литература[править]
Встречается в основном в виде «военной хитрости»
- Алексей Пехов «Вьюга Теней» — граф Алистан Маркауз использует заклинание укрытия, чтобы отвести от остального отряда орков-преследователей. При этом, он один имитирует движение отряда в десяток человек. Сам граф так и остался в чащах Заграбы.
- Александр Дюма «Три мушкетёра» — завтрак в бастионе Сен-Жерве, во время которого Атос и его слуга Гримо прибегнули к хитрости: использовали тела павших солдат для создания иллюзии большого отряда солдат короля (в действительности в бастионе были только четвёрка главных героев и Гримо). Сработало: ларошельцы стреляли в мертвецов, в то время, как герои успешно отступили из бастиона, так и не попав на прицел противникам.
Кино[править]
Общая черта многих фильмов категории «B» и не только.
- «Форрест Гамп» — во Вьетнамских сценах Форрест действует в составе роты. Из десятка человек. Да, можно дать скидку, что из под огня он вытащил только живых. Но все равно, уж больно усохла рота.
- «Один Дома» — пример именно «военной хитрости». Герой Маколея Калкина использовал все доступные прибамбасы, чтобы сделать вид, что дом полон гостей.
- «Гладиатор» Ридли Скотта. На арене Коллизея происходит реконструкции битвы при Заме. Три десятка пеших гладиаторов играют роль армии Ганнибала. Римская армия представлена тремя колесницами с темнокожими амазонками-лучницами. Красный плюмаж и золоченые бронесиськи прилагаются.
Телесериалы[править]
- «Farscape» — огромная армия Миротворцев в кадре представлена парой десяткой бойцов, под командованием капитана.
- «Sharpe» — постоянная болезнь экранизации. Педаль в пол в серии «Ватерлоо Шарпа». Сотня статистов, два десятка лошадей и несколько пушек. И это одна из величейших битв Наполеоновских войн?
- «Игра Престолов» — бич первых сезонов. Надо отдать должное режиссёрам, выкрутиться они смогли. Во многом, даже лучшем, чем их наследники в 7-8 сезонах.
- «Приключения молодого Индианы Джонса» — на каждую сцену, где действительно чувствуется масштаб, приходится десяток сцен с сабжем.
- «Три Мушкетера» Юнгвальд-Хилькевича — так сколько вы говорите войск штурмовало тот несчастный бастион?
Видеоигры[править]
В видеоиграх, троп встречается относительно редко, так как в большинстве экшенов воюет или маленький отряд или герой-одиночка. В стратегиях, как правило, аверсия[2] — тут масштаб чувствуется невооруженным взглядом. Поэтому просьба добавлять особо выдающиеся примеры.
- Disciples — самый злачный пример сабжа: тут никто и не пытается изобразить, что тысячи воинов могут быть заменены несколькими «актёрами». Тут действительно все судьбоносные сражения происходят, максимум, в формате 6:6 бойцов. Ибо сюжеты кампаний — фактически то, что потом ляжет в основу местной мифологии или же станет апокрифами героического эпоса той или иной страны. Вот и получается, что даже здоровенный Утер-демон притащил с собой на финальную битву лишь ТРОИХ союзников — хоть раньше по сюжету и балакал, что с ним целые «легионы». Ну да, ну да, так мы и поверили!
- Brothers in Arms — игра ОЧЕНЬ камерная. Но если в большинстве миссий это худо-бедно оправдано сюжетом, то уровень «Карентан» — троп от и до. Формально он посвящен бою за городок Карентан. Поэтому мы, вшестером, скитаемся по небольшой деревеньке, с тремя десятками немцев и двумя танками, вместо боссов. В реальной жизни, Карентан был важнейшим городом на пути к единственному в Нормандии обустроенному глубоководному порту, Шербуру. Это понимали обе стороны и сражение за город было очень кровопролитным. Американцы потеряли только убитыми более 400 солдат.
- Серия «Цивилизация» в целом: как классическая «тройка»; так и меметичная четвёрка, в которой один гигантский солдат возвышается над городами и лесами (впрочем, в «Эпохе огня» стало возможным изображать отряд хотя бы ТРЕМЯ воинами); так и пятёрка, в которой подразделение в 10-20 тысяч человек (судя по данным демографии) отыгрывает как раз ровненько десять бойцов.
- В те времена это была обычная условность, что отряд приличного количества обозначается единственной иконкой.
- Большинство пошаговых стратегий, в стиле Heroes of Might and Magic, где на карте армия представлена единственным юнитом-командиром, а на поле — каждый отряд имеет собственную иконку.
- Обстебано в King’s Bounty: Легенда о рыцаре, где гном-квестодатель, в ответ на претензию о том, что «пара гиен» оказалась парой орд гиен, невозмутимо замечает, что сам ГГ таскает в загашнике целую армию. Да так, что с первого взгляда и не скажешь.
- Total War: Three Kingdoms — в романтизированный режим пробивает педаль в асфальт. Здесь герой отдувается и за себя, и за отряд телохранителей и порой за всю свою армию. А вот в классическом режиме — все по настоящему, как и было в прошлых играх серии.
- The Elder Scrolls IV: Oblivion — в финале мы собираем несметную армию из войск всех городов Империи. Кто-то прислал двух бойцов, кто-то одного. В итоге Великая Армия насчитывает дай бог два десятка клинков.
- То же самое и в The Elder Scrolls V: Skyrim. В арке Гражданской войны, даже в самых эпичных сражениях типа битвы при Вайтране или штурма Солитьюда/Виндхельма обычно участвуют около десятка бойцов с каждой стороны. При гибели одних приходят подкрепления прямо из воздуха.
- Operation Flashpoint и ArmA 1-2 — число юнитов каждой стороны (Красные, Синие, Зеленые, Гражданские) ограничено 144. А танк это три человека. А БМП-3 — пять. Чего как правило, не было заметно, пока были в фаворе миссии типа «человек двадцать-тридцать, может сорок, решают задачи, которые на это и рассчитаны». Однако в ArmA 2 додумались сделать стратегию на всю карту. Теперь захват населенного пункта выглядит так: бронегруппа игрока в составе танка, двух БМП и скотовоза с отделением солдат влетает в деревню, стреляет пять вражеских солдат и едет дальше. А потом в село забегает один вражеский солдат, и, поскольку врагов там больше, чем своих, оно через несколько секунд становится занятым противником.
- Pathfinder: Wrath of the Righteous — штурм крепости в конце 2-го акта. Если подсчитать всех союзников, то даже сотни не наберётся и толку от них нету…
- Хотя тут больше техническое ограничение, если и после захвата города-крепости локация подтупливает на некоторых компах только в путь.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 и Warhammer Fantasy Battles — когда речь заходит о настолке, то максимальная партия это 2000—2500 очков на армию. На эту сумму можно выставить примерно пол-роты космодесанта или под сотню минек орков или тиранидов. И это будет реально крутой заруб на десяток ходов, который может затянуться на целый день. Но сравните это с эпичными литературными описаниями планетарных битв, где сходятся миллионые армии и уничтожаются целые континенты.
Реальная жизнь[править]
- В седую эпоху античности и варварских государств, троп получался на полном серьёзе. Несколько десятков хорошо вооруженных и одоспешенных воинов это вполне себе армия. Например, Святослав Киевский отправил на охрану далекого рубежа мощный отряд в десяток храбров. И это признавалось как могучая сила.
- Правда, с ними могли двигаться ополченцы в шкурах с дубинами. И именно против таковых десять дружинников в доспехах с качественным оружием были страшной силой. Рыцаря лучше сравнивать с танком, чем с солдатом.
- «С ними» — не могли. Потому что ополченцы, то есть крестьяне или горожане вооружившиеся на короткий период. На заставах сидели только храбры и их оруженосцы. В целом получается отряд в 20-30 человек. Как полицейско-карательная группа, против рейда кочевников или враждебного племени — самое то. В крайнем случае, ополченцев наберут в ближайших городах - даром что ли они княжью власть признали. А воевать с большой армией от них и не требовалось — только сообщить куда следует, сделав ноги и влившись в полноценную армию.
- Правда, с ними могли двигаться ополченцы в шкурах с дубинами. И именно против таковых десять дружинников в доспехах с качественным оружием были страшной силой. Рыцаря лучше сравнивать с танком, чем с солдатом.
- Операция «Fortitude», времен ВМВ, проведенная для обеспечения секретности перед Высадкой в Нормандии. Военные стратеги создали целую фиктивную группа армий (1-я группа армий США) под руководством Джорджа Паттона, который во всеуслышание заявлял о мощи своих войск, в пределах слышимости всех желающих. А чтобы «войска» казались реальными, по Шотландии колесили десятки грузовиков с рациями, имитировавшими активные радиопереговоры несуществующих частей.
- Операция «Березино», радиоигра НКВД против абвера, заключавшаяся в «создании» крупного соединения немецких войск, оказавшихся в тылу Красной Армии после операции «Багратион». Несуществующим войскам до последних дней войны сбрасывали припасы, снаряжение и специалистов, которые незамедлительно использовались на нужды РККА.
Антипримеры[править]
Литература[править]
- Джек Йовил «Женивьева Неумершая» — для премьеры пьесы «Восхождение Сигмара», Детлеф Зирк, пользуясь неограниченным кредитом заказчика пьесы, нанял больше двух тысяч статистов, чтобы играть армии Сигмара, орков и гномов. Собственно говоря, из-за подобной скученности начались эпидемии и пьессу просто отменили. А разбираться с долгами пришлось самому режиссеру, который быстро оказался в долговой тюрьме.
Кино[править]
Варианты с компьютерной графикой не рассматриваются, за исключением особенно выдающихся вариантов.
- «Метрополис» — самый масштабный фильм в истории. Массовка — почти 35 тысяч человек.
- Жанр «пеплум» как таковой. «Спартак», «300 Спартанцев» (1960), «Елена Троянская» (1956). Масштабные натурные сьемки с привлечением сотен и тысяч статистов сделали эти фильмы настоящими сокровищами мирового кинематографа.
- «Война и Мир» и «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, наследующие идеи пеллумов. Огромное количество актеров первой величины.[3] Целые воинские подразделения в качестве статистов. Пороховой дым, застилавший съемочное поле. Свой «Оскар» за «Войну и Мир» Сергей Федорович заслужил сполна.
- «Илья Муромец» 1956 г — с прикрученным фитильком, так как массовки было «всего лишь» (на фоне примеров выше) ок 1000 чел. Но зато благодаря умелой съемке и тогдашним спецэффектам просматривающие эксперты насчитали аж 104 тыс. статистов.
- «Ганди» — педаль в земную кору. Масштабная сцена похорон Ганди собрала около 200 тысяч статистов. Почти все они согласились сняться бесплатно, исключительно из уважения к великому Ганди.
- «Храброе Сердце» — чтобы избежать сверхрасходов и снять зрелищный фильм Мэл Гибсон провел съемки в Ирландии. Местные жители англичан мягко говоря недолюбливают, поэтому проблем с волонтерами-статистами у Гибсона не было.
- Аналогичная история приключилась на съемках «Последнего Императора» Бертолуччи, за исключением того, что статистов предоставила Народно-Освободительная Армия Китая.
- Киноэпопея «Освобождение» — цикл кинофильмов был снят к юбилею Победы, поэтому на статистах не экономили. Одних костюмов было пошито более 100 тысяч.
- «Говорящие с ветром» — в съемках батальных сцен было задействовано более сотни статистов, в том числе две дюжины каскадеров. Но режиссеру, Джону «Побольше» Ву, показалось мало. И в ходе монтажа в сцены добавили еще столько же.
- Трилогия «Властелин колец» — да, все отлично понимают, что там — компьютерная графика. Но применена она достаточно умело и создается эффект, словно это не современное фентези, а пеллум времен Золотого Века Голливуда.
- «1911: Падение Последней Империи» — фильм снимали к 100-летней годовщине Синьхайской революции, по заказу правительства Китая. Поэтому на статистах не экономили.
- «Тринадцатый воин» — зигзаг. Тринадцать опытных воинов по тем меркам это вполне себе мощная боевая единица, с которой стоит считаться. Но в финале выжившим членам отряда и сборной солянке из ополченцев приходится противостоять действительно крупному племени вендолов.
- «Злой город» — на статистах в фильме явно не экономили. Одних костюмов пошили более тысячи.
Аниме и манга[править]
Нарисовать можно что угодно, поэтому пример должен быть именно что выделяющимся.
- «Kingdom» — из-за использования сеттинга Китая эпохи Воюющих Царств, зарубы здесь очень массовые.
Видеоигры[править]
- «Sid Meier’s Antietam» и «Sid Meier’s Gettysburg». В отличие от большинства аналогов пытались относительно честно отображать войска. Да, все равно получалось, что 10 бойцов идут за одного, но на фоне других игр — было весьма масштабно.
- Игры серии Total War. Если на глобальной карте армию еще может обозначать одна иконка, то когда открывается поле боя, то тут все по честному.
- «Казаки» — своеобразный первопример на территории СНГ. На фоне армий из обычных стратегий, местные войска были очень массовыми.
- Аналогично с Alexander, от GSC World Publishing. Армии тут действительно крупные. Благо движок «Казаков» позволяет.
- GSC в целом тяготеют к антитропу. Так в «Завоевании Америки» отряд пехоты мог включать до 196 юинтов. А отрядов могло быть несколько.