Типа Крепкий Орешек

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья "Die Hard" on an X. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Плохие парни захватили здание/средство передвижения и взяли заложников. С ними случайно оказался хороший парень, которого не захватили. Он не собирается сидеть и прятаться, а пытается взять дело освобождения в свои руки. Среди заложников есть его близкие, но захватчики пока об этом не знают… Знакомо до зубной боли, правда?

Что ж, после успеха «Крепкого Орешка» (не путать с советской военной комедией) некоторые принялись эксплуатировать основную идею фильма. Впрочем, и сам фильм (и роман, по которому он снят) тоже не изобрели этот троп, произведения с похожим сюжетом писались и раньше, равно как и фильмы (шедевральное Старое ружьё). Но именно «Крепкий орешек» вызвал волну подражаний. И каждый год появляются новые, включая «Теперь банановые!» и «Теперь в космосе!»… Вот неполный список:

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Золотое рандеву» Алистера Маклина. С прикрученным фитильком: герой не удрал от захватчиков, но притворился более раненым, чем на самом деле.
    • Вот только книга была опубликована в 1962 году, задолго до выхода на экраны «Крепкого орешка».
  • Собственно роман Родерика Торпа «Ничто не вечно», по которому сняли первый «Крепкий орешек», только не ждите тут классического хэппи-энда.
  • Роман Гордона М. Уильямса «Осада фермы Тренчера» по которой сняты «Соломенные Псы».
  • Мортон Фридгуд, «Захват поезда Пелэм 1-2-3», опубликованный в 1973 г. Имеет аж три экранизации. Террористы захватили поезд в метро, против них выходит диспетчер.

Кино[править]

  • «В осаде» — террористы захватывают линкор «Миссури» (который на самом деле «Алабама»), но забывают захватить корабельного повара… А как известно, корабельный повар самый страшный человек на судне. Корабельного повара боялся даже Флинт. В роли кока (бывшего суперспецназовца) Стивен Сигал, что ещё страшнее. Позвоночники он не хуже Сильвера ломает, причём голыми руками.
    • «В осаде-2» — то же, но в поезде.
  • «Под откос» — 2002 год, поезд, Жан-Клод Ван Дамм.
  • «Последний круиз», попытка сплагиатить «В Осаде», даже Эрику Элиньяк оттуда сумели достать, получилось не очень.
  • «Внезапная смерть» с Ван Даммом. На сей раз террористы захватили хоккейный стадион. Пролог еще решили спереть у «Скалолаза».
  • «Один дома» — «Крепкий орешек» для всей семьи.
  • «Самолёт президента» — теперь крепким орешком стал президент США.
    • Сюда же относится целая куча фильмов про захват/разнос Белого дома всеми подряд, от северокорейских террористов до американских же военных.
  • «Скорость» — теперь в автобусе!
    • «Скорость-2» — теперь на круизном лайнере! Тема анекдота «Три метра до пирса, два метра до пирса, пирс, метр пирса, два метра пирса, стоп-машина» раскрыта по полной программе. В целом фильм — конченое позорище, и, в отличие от первой части, к просмотру категорически не рекомендуется.
  • «Скалолаз» со Сталлоне — теперь в горах!
  • «Небоскреб» с Дуэйном «Скалой» Джонсоном. который прыгает по горящему небоскребу на протезе.
    • Есть еще «Небоскреб» 1996 года со схожим сюжетом, там вместо мужика внушительного телосложения, террористам задает перца крутая дама не менее внушительного (хотя и по-другому внушающего), телосложения.
  • «Воздушная тюрьма» — снова Кейдж, но теперь уже в роли бывшего рейнджера армии США, оказавшегося в тюрьме за превышение самообороны, но позже освобождённого. Да и жертвой захватчиков становятся близкие в лице друга, больного диабетом.
  • «Городской охотник» — террористы захватывают пассажирский круизный лайнер «Фудзимару», однако не все его пассажиры готовы считать себя беззащитными жертвами. Сборная антитеррористическая команда, состоящая из проникшего на корабль зайцем частного детектива, его помощницы, двух агентов полиции прекрасного пола и профессионального карточного игрока, пытается дать им достойный отпор. Впрочем, почему пытаются? Дают.
  • Трилогия «Охотник за тенью». Микробюджетное подражание «Крепкому Орешку» начала 1990-х, только террористов возглавляет беглый андроид. В первой части захватывают заложников в небоскребе, во второй атомный завод. Третья к сабжу не относится, это уже слэшер в космосе.
  • «Crackerjack» (1994) — теперь на горнолыжном курорте. Плагиат сразу всех трех «Крепких орешков», включая дешевую копию Саймона Грубера. Продюсер сразу после фильма вернулся на историческую родину в Чехию и с тех пор снимает эротику на выкупленном картофельном заводе.
  • «Смертельный захват» (1995). Террористы захватывают израильскую лабораторию химоружия. Но на их беду, там оказывается охранник-каратист... Что характерно, злодеям удаётся на 90% осуществить задуманное и перебить почти всех «хороших».
  • «Мятеж» (1996). Паразитирование именно на «Крепком Орешке» как таковом, местами весьма грубое (на грани плагиата!), местами же работающее под типа постмодернистское.
  • «Взрыв» (1997). Во время олимпийских игр в Атланте террористы минируют объекты и захватывают плавательный комплекс, где случайно оказывается бывший чемпион по боевым искусствам.
  • «Взрыв» (2004). Это еще хуже. Тут террористы-экоактивисты захватили старый танкер, против них выходит капитан судна.
  • «Шопо-коп» — охранник торгового центра (который всё никак не может поступить в полицейскую академию из-за гипогликемии) оказывается единственным, способным спасти заложников. Оказывается более эффективным, чем отряд спецназа, хотя это частично можно объяснить тем, что командир отряда в сговоре с грабителями.
  • «Последнее испытание» (реж. А. Петрухин, 2018 г.). Иронично, что в реальной истории, взятой за основу сюжета — а именно, во время теракта на Дубровке — среди зрителей действительно оказался ФСБшник, однако, в отличие от фильма, помощь своим с его стороны была гораздо в большей степени информационная, чем силовая. Фильм, к слову, является продолжением треш-чернухи «Училка» с теми же героями, что настойчиво пытается скрывать.
  • Элементы данного тропа, пополам с Типа Рейд, присутствуют также и в фильме «Отель „Мумбаи“».
    • Во первых, там этих элементов очень мало. Во вторых - ничего что фильм на реальной трагедии основан?
  • Убогий боевик «Ранг убийцы» — теперь в отеле вымышленной руритании.
  • Не такой убогий боевик «Окончательный счет» — теперь на футбольной арене с чеченскими соковийскими террористами. Сюжет практически полностью украден у «Внезапной смерти» Ван Дамма.
  • «Вас приветствует внезапная смерть» — теперь на БАСКЕТБОЛЬНОЙ арене. Сюжет ТОЖЕ — ПОЛНОСТЬЮ — УКРАДЕН — у «Внезапной смерти» Ван Дамма! Астанавитесь!!!
  • «Черные береты» — отечественный боевик из 90-х про морпехов, спасающих от террористов лайнер. «В осаде», конечно, не получилось, но смотреть можно. Крутой спец с единоборствами, кстати, в наличии.
  • «22 минуты» — еще один боевик про морпеха против пиратов. Идея та же, бюджет круче, а исполнение...
  • «Пираты ХХ века», если подумать.
  • «Морской пехотинец-2» — террористы захватывают курорт в Тайланде. В силу стечения обстоятельств разобраться с ними может лишь морпех, приехавший к своей жене, которая здесь работает.
  • «Sanak» с Видьютом Джамвалом (Индия) — ММА-инструктор пытается спасти невесту в захваченной наёмниками больнице. Упор идёт не на перестрелки, а на красочные рукопашные схватки. Весьма качественно, но заштампованно.
  • Вышедший в тираж Брюс Уиллис сам повторяет сабж в ультрадешевых боевиках: «Космический взрыв» — сабж в космосе, «Тупик» — сабж с террористами на ГЭС (Уиллис, как ни странно, в роли злодея).

Телесериалы[править]

  • «Баффи — истребительница вампиров» — в одном из эпизодов 2 сезона вампиры захватывают школу Саннидейла, а Баффи освобождает.
  • «Star Gate: Atlantis» — эпизод «Шторм», где Атлантиду захватывают дженайи, а Шепард косплеит крепкого орешка.
    • Также эпизод «Блудный сын», где злодея еще и сбрасывают с башни. Оба эпизода написаны Мартином Геро. Он явно любит этот троп!
    • В оригинальных «Звёздных вратах» (одна из последних серий) — комическая субверсия. Крепким орешком, спасающим заложников из грязных лап преступников, возомнил себя музейный охранник — тот ещё херой. А «преступники» — это члены отряда ЗВ-1, которые попали с корабля на бал из Врат прямиком в музей незнакомой расы! И заложников они брать вовсе не хотели… просто возникло досадное недоразумение.
  • Одна из серий «Горца», в которой бандиты, захватив небоскреб, сбрасывают Дункана с крыши и думают, что он мертв. Напрасно это они.
  • «Бруклин 9-9» — в одном из эпизодов детективы Перальта и Бойл оказываются под Рождество в супермаркете, захваченном преступниками. Перальта в экстазе — он фанат «Крепкого Орешка» и всю жизнь мечтал повторить фильм в реальной жизни.
  • «MacGyver» (который из?) — одна из серий так и называется: Die Hard. И в ней происходит именно то, что написано на упаковке.
  • «Бумажный дом» — классика жанра: группа бандитов захватила банк, взяв в заложники всех, кто в нём находился, но бесстрашный сотрудник службы безопасности Гандия смог освободиться из их лап, заполучить оружие и показать злоумышленникам кузькину мать. Он отрабатывает амплуа как по нотам, сражается с преступниками, не зная жалости, вот только есть одно маленькое НО. Протагонистами в этом сериале выступает банда, поэтому «Крепкий орешек» здесь воспринимается как беспощадный маньяк-садист, который ведёт чудовищно жестокую охоту на хороших ребят.

Мультсериалы[править]

  • «Американский папаша!» — террористы захватили и заминировали футбольный стадион во время матча. Чтобы справиться с угрозой крутому парню Стэну и оказавшейся среди заложников Хейли пришлось позабыть о разногласиях и наладить диалог отца с дочерью. Серия пародирует не столько «Крепкий орешек», сколько упомянутую в разделе кино «Внезапную смерть» с Ван Даммом. Драка с террористом, нарядившимся в костюм талисмана, в наличии.

Видеоигры[править]

  • Довольно посредственный 3D-beat’em-up для PS1 Crisis Beat, с довольно грубо даже по меркам своей платформы анимированными моделями персонажей, абсолютно угрёбищным ИИ противников (благодаря чему игру на средней сложности вполне реально пройти без единой смерти даже не используя читы и всякие эмуляторные трюки вроде save state) и странно поставленными катсценами. Всё действие игры умещается в одну локацию — захваченный террористами (большинство из которых не носит при себе вообще никакого оружия — что, впрочем, можно списать на жанровую условность — и с очень странной, невнятной и «ленивой» мотивацией на грани безыдейности) круизный лайнер. Ближе к концу выясняется, что вся история с захватом судна — это лишь операция прикрытия для первого теста на толпе некоего биологического оружия нового поколения, а «живым ключом» к системе запуска этого оружия является девочка Милли, одна из пассажирок лайнера и по совместительству подруга одной из игровых персонажей. И нет, не спрашивайте, что за дружба может у лоли (которая, такое ощущение, что едет будто бы вообще без присмотра кого-либо из своих родственников или законных опекунов) со взрослой тёткой, которая ей приходится вообще не пойми кем.
  • Японская серия на этот раз уже очень даже годных beat’em-up!'ов (между прочим, от создателей трилогии Streets of Rage!) Dynamite Deka (вторую часть которой как раз и пытается копировать Crisis Beat). Собственно, американская версия первой игры в серии позиционируется именно как раз официальная игроадаптация фильма, для чего даже модель персонажа для игрока № 1 пришлось переделать так, чтобы она стала довольно похожей на Макклейна (особенно со скинутой синей курткой, в одной майке), а также в качестве подбираемого предмета добавить зажигалку.
  • В более широком смысле — едва ли не каждый второй шутер или стелс-экшн, если в нем встречается миссия, в которой главный герой вынужден противостоять врагам на захваченном объекте, при этом стараясь не допустить гибели заложников, если таковые имеются.