Типа я Достоевский

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Что такое Вечность — это банька. Вечность — это банька с пауками[1]. Если эту баньку позабудет Манька, Что же будет с Родиной и с нами?

»
— Виктор Пелевин, «Generation „П“»

Что ни говори, Фёдор Михайлович Достоевский оказал огромное влияние на культуру не только XIX, но и последующих веков, и породил огромное количество подражателей. Чем же (кроме собственно литературного таланта) русский писатель так впечатлил мировую общественность?

В первую очередь тем, что в его романах представлено «средневековое» по духу мировоззрение, а поскольку новое — это хорошо забытое старое, то для западного мира это было открытием. Если западная культура после Реформации подвергалась большому влиянию протестантизма (даже в католических странах) и приходила к идее общественного договора, то Достоевский настаивает на том, что любое человеческое сообщество по определению является падшим в силу грехопадения (и, скажем, сытая американская субурбия в этом плане принципиально ничем не отличается от варварской пустоши — зло только подсластили и подкрасили, но оно никуда не делось), и возможно только индивидуальное спасение через веру. В том и в другом есть свой плюс и свой минус: с одной стороны, протестантская картина мира способствует социальному прогрессу, в отличие от, но с другой — в ней также сильна кальвинистская по духу идея предопределения, мол, один раз крупно облажался — пожалуй в вечные изгои, тогда как у Достоевского даже последний отморозок может быть спасён[2].

Характерные черты[править]

  • Крайне мрачный сеттинг, причём это может быть как мир-помойка, где героям приходится выживать в нищете, так и развращённо-богатый мир в духе поздней Римской империи, где герои погрязли во всех возможных пороках и мучаются от скуки «а чего бы ещё такого придумать».
  • Яркие и многомерные типажи героев, среди которых, как правило, нет стопроцентно положительных и отрицательных. Даже в самом отвратительном мерзавце есть хоть что-то хорошее — он хотя бы маму искренне любит, а если не маму, то собачку или попугайчика — и наоборот, в самом белом и пушистом найдётся какая-нибудь гадость. При этом герои постоянно охвачены страстями и эмоциями, совершают под их влиянием безумные поступки и лихо прыгают от одного конца морального спектра к другому, не задерживаясь в середине. Убить и изнасиловать (неважно в каком порядке) замерзающую маленькую девочку-инвалида? Любим, умеем, практикуем! Отдать потом последнюю рубашку случайному прохожему и самому замёрзнуть насмерть? Тоже умеем!
  • Обращение к Богу и религии как к единственному средству спасения (причём спасения строго индивидуального — попытки улучшить само общество в лучшем случае бесполезны, а в худшем — приводят к прямо противоположному результату). Этим Достоевский принципиально отличается от какого-нибудь Диккенса, герои которого в духе протестантской морали пытаются изменить социум приземлёнными методами.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Франц Кафка писал под большим влиянием Достоевского, но при этом его произведения даже мрачнее, потому что в них нет веры в Бога (зато много социальной критики). В результате он стал основоположником своего собственного литературного жанра.
  • Борис Акунин:
  • Французский католический писатель Жорж Бернанос: «Новая история Мушетт» и особенно «Под солнцем Сатаны».

Кино[править]

  • Главный «типаядостоевский» мирового кинематографа — это, конечно, Ларс фон Триер. «Рассекая волны», «Догвилль», «Меланхолия», «Антихрист» — все целиком об этом.
  • Также Ричард Келли («Донни Дарко», «Сказки Юга», «Посылка») — напополам с Типа я Линч, причём сложность и запутанность «линчевской» составляющей сочетается с брутальной прямотой «достоевской». Сюжет любого фильма Келли можно вкратце описать так: «герой сталкивается с загадочными хтоническими сущностями, которые постепенно не мытьём, так катаньем подводят его к мысли о необходимости пожертвовать собой ради greater good».

Музыка[править]

  • Клип на песню «Идиот» Вячеслава Бутусова — шутки ради и с отсылками на Blade Runner. Главный герой, выращенный в пробирке клон Достоевского, живёт в антиутопическом будущем, где люди погрязли в потреблении, а их жизнь управляется зловещими корпорациями. Из-за своего романа «Идиот» он привлекает к себе внимание тайной полиции, которая начинает преследовать его за «изготовление вредоносного контента». Несмотря на юмористическое обыгрывание стиля, общий посыл вполне серьёзен и в духе тропа: финальная сцена, где смертельно раненый герой протягивает руку только что подстрелившему его агенту тайной полиции и спасает его, отсылает одновременно к аналогичному эпизоду из Blade Runner и к тем самым идеям самоотверженного милосердия из романов Достоевского.

Примечания[править]

  1. Отсылка к знаменитой реплике Свидригайлова из «Преступления и наказания» о загробной жизни/вечности: «Нам вот всё представляется как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, и по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится».
  2. Так, часто цитируют слова Мармеладова из «Преступления и наказания»: «И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных… И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: „Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!“ И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: „Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!“ И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: „Господи! почто сих приемлеши?“ И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…»