Не гномы: различия между версиями
Строка 44: | Строка 44: | ||
=== [[Комплексные франшизы]] === | === [[Комплексные франшизы]] === | ||
* «[[Песнь Льда и Пламени]]»/«[[Игра престолов]]» — иббенийцы, по одним источникам — подвид H. sapiens, по другим — отдельный вид, не скрещивающийся с людьми. Невысокие, квадратные, уродливые, бородатые, нелюдимые (путеводитель добавляет: очень скупые и умелые рудознатцы). Но живут не под землёй, а на острове к северу от Эссоса, промышляют в основном китобойным промыслом и варкой смолы. Их корабли [[неладно скроен, да крепко сшит|очень мореходные, но неэстетичные и вонючие]]. | * «[[Песнь Льда и Пламени]]»/«[[Игра престолов]]» — иббенийцы, по одним источникам — подвид H. sapiens, по другим — отдельный вид, не скрещивающийся с людьми. Невысокие, квадратные, уродливые, бородатые, нелюдимые (путеводитель добавляет: очень скупые и умелые рудознатцы). Но живут не под землёй, а на острове к северу от Эссоса, промышляют в основном китобойным промыслом и варкой смолы. Их корабли [[неладно скроен, да крепко сшит|очень мореходные, но неэстетичные и вонючие]]. | ||
* [[Warhammer 40000]] — [[Warhammer 40000\Laegues of Votann|''кины'']], размножающиеся [[клон]]ированием [[пост-человек]]и, | * [[Warhammer 40000]] — [[Warhammer 40000\Laegues of Votann|''кины'']], размножающиеся [[клон]]ированием [[пост-человек]]и, отделившиеся от терранских ещё до основания Империума и [[космические гномы|заселившие малоисследованное Ядро Галактики]], в котором жить [[круто, но трудно]]. [[невысокий силач|Ростом ниже нормального человека, но сильнее и прочнее иных Астартес]], упрямы, консервативны, сражаются силовыми топорами и армиями роботов-железкинов. Правителей кинам заменяют сверхмощные [[ИИ]] — Вотанны, каждый из которых объединяет вокруг себя так называемую Лигу. Некоторые из Лиг входили в союз с локальными гегемонами: Империумом (где их называли ''скватами''), т’ау (которые кличут их ''демиургами'') или даже Хаосом (при том, что в норме они к Хаосу устойчивы, пусть и не совсем иммунны, как те же т’ау — сообщается о скватах, переметнувшихся на сторону Хаоса по времена Ереси Хоруса и ныне обитающих в Оке Ужаса), но по большей части кины всё-таки сами по себе. Имперских скватов походя выжрал тиранидский флот-улей Левиафан, оставив их Вотанна в [[но я должен кричать|тоскливом одиночестве]], и с тех пор в бэке их почти не упоминали — но в девятой редакции оказалось, что скваты были только [[верхушка айсберга|верхушкой айсберга]]. Последние события после падения Кадии задели и Ядро, из-за чего Лиги решили вылезти в большую Галактику с вполне недобрыми намерениями, дав игрокам новую играбельную фракцию и повод для [[раскол фанатского сообщества|многочисленных споров]]. | ||
** В традиционной же сороковахе типаж не-гномов отчасти отыгрывают Адептус Механикус (и Тёмные Механикус как аналог [[Warhammer Fantasy Battles/Chaos Dwarfs|гномов Хаоса]]). | ** В традиционной же сороковахе типаж не-гномов отчасти отыгрывают Адептус Механикус (и Тёмные Механикус как аналог [[Warhammer Fantasy Battles/Chaos Dwarfs|гномов Хаоса]]). | ||
Текущая версия на 13:00, 18 июня 2025
Иногда в разных произведениях встречаются существа, не называющиеся гномами, но при этом похожие на гномов рядом признаков: малый рост, бороды, колпаки, подземное жильё, продвинутое шахтёрское и ремесленное искусство, сила, магия (или наоборот, малая искушённость в магии по сравнению с другими расами), техномагия или просто продвинутая техника.
Если собственно гномы обычно бывают именно такие или такие, то у не-гномов скорее всего будут и другие характерные черты.
Традиционные[править]
В фольклоре многих народов мира есть существа, похожие на гномов (и если это европейский фольклор, то скорее всего, они повлияли на образ гномов). При переводе на русский их могут назвать «гномами», а при переводе на английский — как «gnomes», так и «dwarves».
- Собственно слово «гном» впервые замечено у алхимика Парацельса, там оно означало земляного элементаля (наряду с огненной саламандрой, водяной ундиной и воздушным сильфом), происходит от лат. gēnomos — «подземный житель», или от др.-греч. Γνώση — «знание». Конечно, здесь статья обо всех, кроме gnomes и dwarves, но всё же приведём этот пункт в уточняющих целях.
(link)
Карлики, живут под землёй, добывают сокровища, куют оружие — как называются? Тёмные альвы!- Цверги или дверги — то же, что дворфы, только соответственно по-немецки и по-скандинавски, и тоже может означать просто карлика. Собственно, гномы из «Белоснежки» в оригинале и звались цвергами. В фэнтези иногда делают расой, отдельной от дворфов. В «Гобеленах Фьонавара» Гая Гэвриела Кея они вообще заменяют орков в роли пехоты Темного Властелина.
- Нижние или чёрные альвы (эльфы), свартальфы — в германо-скандинавском фольклоре — подземные жители, обитатели подземного мира Свартальфхейма, искусные кузнецы, по сути главный источник образа гномов.
- Нибелунги в германо-скандинавском эпосе — чудесные карлики, первые владельцы легендарного клада. Однако, этим словом обозначаются не столько сами карлики, сколько владельцы клада вообще: когда он переходит к людям, так начинают называть людей.
- Предыдущие три варианта являются просто разными названиями одних и тех же народов их одного и того же фольклора.
- Томте или ниссе — в скандинавском фольклоре изначально дух предка, аналог славянского домового, на Рождество играет роль Санты-Клауса или его помощника. Обычно изображается гномиком в скандинавском костюме XVII века и в красном колпачке, или в наряде Санты-Клауса. Именно томте заколдовал Нильса, который путешествовал с дикими гусями.
- Существа из книги «Рони, дочь разбойника», которые в переводе Лунгиной называются «лохматыми тюхами», в оригинале — rumpnisse, «толстозадые ниссе».
- Кстати, есть весьма обоснованная версия, что Карлсон — тоже ниссе. Только с моторчиком.
- Да не просто версия, ведь Астред Линдгрен до создания персонажа написала пару сказок про ниссе Нильса Карлсона. Прямого указания на это нет, но по всей видимости, мужчина в самом расцвете сил — переработанный образ раннего Нильса.
- Автору правки встречался еще один прообраз Лучшего в мире — персонаж довоенных американских комиксов для детей, известного в том числе и Астрид Линдгрен. Увы, не помню, как его зовут, но он тоже дружит с мальчиком и выглядит весьма похожим на Карлсона из советского мультфильма, разве что одет как американский горожанин из 1930-х. Он курит сигару, а за спиной у него стрекозиные крылья, на рисунке больше похожие на лопасти пропеллера. Сам себя называет эльфом.
- Барбегази — в швейцарском и французском фольклоре обитающие в Альпах карлики с замёрзшими бородами и огромными ступнями, на которых они катаются, как на лыжах и с их же помощью могут зарываться и выкапываться из снега. Летом впадают в спячку, а если лёд на их бороде тает — умирают. Помогают альпинистам и лыжникам спасаться от лавин.
- В Саге о ведьмаке Сапковского представлены как неантропоморфные мохнатые зубастые оковалки, катящиеся как мячи, опасные для людей. Видимо, для разнообразия: там и так уже были гномики, дворфы-краснолюды, да и «хоббиты»-низушки.
- Краснолюды или краснолюдки у белорусов и поляков. Да, те самые. Ходят в красных колпаках, хотя больше напоминают скорее домовых, чем гномов. Обычно помогают людям, но иногда им же и вредят. Стали больше ассоциироваться с гномами после польского перевода «Хоббита», а благодаря «Ведьмаку» эта ассоциация проникла в другие страны.
- В западноукраинских сказках краснолюдки часто выступают именно что почти полноценными гномами, живущими в пещерах или просто под землей, низкорослыми и искусными в ремеслах. Если учесть многовековые культурно-политические связи между Галичиной и Польшей, то переводчики «Хоббита» и пан Сапковский об этом наверняка знали и имели право ассоциировать их с гномами.
- Возможно, так в легендах отразилось племя белых хорватов, почти полностью ассимилированное зарождающимися польской и древнерусской нациями к началу XI века. Отличались от окружающих славянских племен этногенетически (восходили к славянизированным сарматам-антам, а не к склавинам, как большинство западных и восточных славян), жили не в городищах, а в пещерных городах (например, в огромном по тем временам Стольском), были искусными кузнецами (поделки из Стольского, которые там время от времени случайно находили, ценились среди польской и венгерской аристократии еще в семнадцатом-восемнадцатом веках).
- В западноукраинских сказках краснолюдки часто выступают именно что почти полноценными гномами, живущими в пещерах или просто под землей, низкорослыми и искусными в ремеслах. Если учесть многовековые культурно-политические связи между Галичиной и Польшей, то переводчики «Хоббита» и пан Сапковский об этом наверняка знали и имели право ассоциировать их с гномами.
- Шкрьятоки (у словаков) или скршитеки (у чехов, родственно слову «скрытность») — опять же домовые, а в более широком смысле — также духи полей и лесов, представляемые в виде маленьких человечков. К собственно гномам имеют примерно такое же отношение, как краснолюдки, но этими словами также переводят гномов, эльфов и гоблинов, а в самом известном произведении о них — мультсериале о Кржемелике и Вахмурке — наделены такой чертой гномов, как колпачки.
- Керкопы — два маленьких карлика-разбойника (или народ карликов), сыновья Океана и Тейи. Были пойманы Гераклом, а позже превращены Зевсом в обезьян.
- Пигмеи, но не реальные, а из греческой мифологии. Воевали с журавлями, обитали где-то в Северной Африке или в Индии.
- А если пренебречь ростом, но сохранить все остальные признаки, то эталонными негномами будут трое изначальных циклопов, сыновей Урана и Геи, которые сами или в качестве подмастерий в кузне Гефеста смастерили большинство божественных артефактов.
- Сихиртя, сиртя или чудь белоглазая — в фольклоре Урала и Русского Севера — карлики, живущие под землёй или под вечной мерзлотой, белоглазые и светловолосые («похожие на русских», по словам угорских народов), хранители золота и серебра, искусные кузнецы, после них на земле остаются «железки», разводят мамонтов под землёй, иногда вступают в брак с людьми. Существуют легенды о военных столкновениях с ненцами во времена, когда те заселяли Ямал, и с русскими во время похода Ермака. Возможно, реальный народ, обросший легендами. Во всяком случае, применение этнонима «чудь» к реальным финно-угорским племенам в летописях фиксируется с IX века.
- Чакли — у саамов. Живут подобно саамам, но под землёй. И конечно, маленькие.
- Ацаны, аданы, бцентæ, жеки, испы или спи — карлики, жившие до людей в мифологии разных северокавказских народов. Как и гномы, сильные, разводили коз, ездили на зайцах. Построили дольмены, или их построили их слуги — великаны. Не почитали Бога, и однажды обмолвились перед явившимся ангелом, что единственное, что может их уничтожить — дождь из горящей ваты. Ну, Бог и наслал дождь из горящей ваты. И то ли они с тех пор исчезли, то ли некоторые бежали в подземелья.
- Менехуны — у полинезийцев. Волшебные карлики, которые, согласно легендам, научили людей строить лодки, и они же строили полинезийские акведуки и храмы (ограждения или поднятия под открытым небом) из огромных каменных глыб (каждый человечек мог легко поднять такую глыбу).
- Карлики Дуэнде, напоминающие «злыдней» из известной сказки из фольклора испанцев, португальцев и мексиканцев. У них ещё и ладони металлические.
Современные[править]
Иногда авторы сами придумывают существ, похожих на гномов, и сами придумывают им оригинальное название. Или не придумывают, и эти не-гномы оказываются просто подрасой людей или каких-нибудь ещё нелюдей.
Реальная жизнь[править]
- Пикты — реальный народ, живший в Британии. Их называли «маленьким народом»: они отличались, во-первых, ростом 165 см и даже менее и хрупким телосложением, во-вторых, низкой численностью и слабым влиянием. Завоеватели были выше: и римляне, и бритты, и высокорослые и могучие саксы (средний рост 172 см в англосаксонскую эпоху), и не менее высокорослые и даже более массивные гэлы — предки шотландцев. А потом их ассимилировали кельты…
- Роберт Льюис Стивенсон, «Вересковый мёд» — автор давит педаль в пол: пикты у него карлики, живущие под землёй и искусные в приготовлении чудесного напитка из вереска, истребленные шотландским королём.
- Редьярд Киплинг, цикл рассказов «Пак с холмов» — пикты показаны более реалистично.
- Те самые неандертальцы! Только до технического уровня гномов не дожили.
- Нельзя не упомянуть современные низкорослые малые расы — пигмеев (негрилли) Экваториальной Африки и негритосов Юго-Восточной Азии и Австралии.
- Кыштымский карлик Алёшенька. Есть много версий, кто это такой вообще. По одной — самый настоящий гном. По более реалистичной — попросту выкидыш.
Комплексные франшизы[править]
- «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов» — иббенийцы, по одним источникам — подвид H. sapiens, по другим — отдельный вид, не скрещивающийся с людьми. Невысокие, квадратные, уродливые, бородатые, нелюдимые (путеводитель добавляет: очень скупые и умелые рудознатцы). Но живут не под землёй, а на острове к северу от Эссоса, промышляют в основном китобойным промыслом и варкой смолы. Их корабли очень мореходные, но неэстетичные и вонючие.
- Warhammer 40000 — кины, размножающиеся клонированием пост-человеки, отделившиеся от терранских ещё до основания Империума и заселившие малоисследованное Ядро Галактики, в котором жить круто, но трудно. Ростом ниже нормального человека, но сильнее и прочнее иных Астартес, упрямы, консервативны, сражаются силовыми топорами и армиями роботов-железкинов. Правителей кинам заменяют сверхмощные ИИ — Вотанны, каждый из которых объединяет вокруг себя так называемую Лигу. Некоторые из Лиг входили в союз с локальными гегемонами: Империумом (где их называли скватами), т’ау (которые кличут их демиургами) или даже Хаосом (при том, что в норме они к Хаосу устойчивы, пусть и не совсем иммунны, как те же т’ау — сообщается о скватах, переметнувшихся на сторону Хаоса по времена Ереси Хоруса и ныне обитающих в Оке Ужаса), но по большей части кины всё-таки сами по себе. Имперских скватов походя выжрал тиранидский флот-улей Левиафан, оставив их Вотанна в тоскливом одиночестве, и с тех пор в бэке их почти не упоминали — но в девятой редакции оказалось, что скваты были только верхушкой айсберга. Последние события после падения Кадии задели и Ядро, из-за чего Лиги решили вылезти в большую Галактику с вполне недобрыми намерениями, дав игрокам новую играбельную фракцию и повод для многочисленных споров.
- В традиционной же сороковахе типаж не-гномов отчасти отыгрывают Адептус Механикус (и Тёмные Механикус как аналог гномов Хаоса).
Литература[править]
- Профессор Челленджер из произведений Артура Конан Дойля — на вид гном гномом: маленького роста, квадратного сложения, руки-ноги как бревна, огромная голова и бородища лопатой. Да и темперамент вполне себе фэнтезийно-дварфийский: знаменитый ученый, изобретатель и путешественник ворчлив, обидчив и не дурак подраться.
- Герберт Уэллс, «Машина времени» — морлоки, выродившиеся люди-минус далёкого будущего. Маленькие, мастеровитые, живут под землёй, и… жрут элоев с поверхности.
- И. Ильф и Е. Петров, «Золотой телёнок» — авторы прямо сравнивают с гномом составителя ребусов Синицкого.
- Анатолий Рыбаков «Выстрел» — ну раз уж зашёл разговор, кого с гномами сравнивают, то в романе имеется эпизодический старичок-гномик — приёмщик стеклотары.
- Серия «Волшебник Изумрудного города» — все жители Волшебной страны малы ростом, но и только. А собственно гномы там ещё меньше (около полуметра) и славятся скрытностью.
- У. Ле Гуин, «Планета Роканнона»: гдема, «люди глины». Невысокие, живут под землёй, занимаются ремёслами, при помощи землян проапгрейдились от бронзового века до электричества. А ещё они телепаты. Их родственники, фииа, живут на поверхности и технологий избегают.
- В книге «Остров Голубой Звезды» (фанфик по Незнайке) гномов напоминают жители Каменного города, который в оригинале Носова только упоминался: живут в похожей на средневековье обстановке, носят колпачки, добывают драгоценные камни. Но это просто коротышки, как Незнайка и другие.
- Метавселенная Рудазова:
- «Архимаг» — дэвкаци, пополам с не орками. Некогда жили в горах Аррандраха (точнее, вывелись оттуда как устойчивый гибрид человека и дэва), живут кланами, уверенно гегемонят на мировом металлургическом рынке, при том, что технически проигрывают белым людям, а магически — серым. Сражаются молотами и топорами, мечи презирают.
- Парифатский надцикл — великаны-турсы. Живут клюквенно-викингосским укладом, только что в набеги не ходят — не на кого покамест, очень уважают кузнечное дело. Муспеллы предпочитают золото и медь, хримтурсы — серебро и олово, людогоры — чёрные металлы, но это нестрого.
- Стандартные фэнтезийные dwarf’ы у Рудазова везде называются цвергами — именно потому, что это слово было заимствовано в русский раньше, чем «dwarf».
- Ник Перумов, «Череп в небесах» — наводнившие родную планету главного героя переселенцы с Борга — несмотря на принадлежность к человеческой расе выглядят типичным «приветом из фэнтези», будучи настолько похожими на классических дворфов: сплошь коренастые, бородатые, нахальные и любящие выпить шахтеры-рудокопы. Да и художник особо не скрывался, на иллюстрациях первых изданий изображавший типичных гномов.
- Prince of Nothing — эмвама, искуственно выведенная кунуроями раса слуг.
- Накситралли (Naksitrallid) из сказок Э. Рауда. Главные герои Муфта, Полботинка и Моховая Борода. В некоторых источниках (и детских передачах), еще с 1980-х гг, предлагалось объяснене, что накситралли вроде гномов, но современные и т. п.
- Джеральд Даррелл «Говорящий свёрток» — в Мифландии роль гномов выполняют разучившиеся летать грифоны-рудокопы.
Кино[править]
- Фильм «Супермен и люди-кроты» (1951 г.) Собственно «люди-кроты». Живут под землей, владеют некоторыми технологиями (один «транклюкатор» чего стоит). Мешают осваивать недра не из злобы, а просто защищают свой дом. А Супермен старается защитить не только людей от «кротов», но и наоборот. И не дать толпе с ружьями, револьверами и вилами устроить войну.
Комиксы[править]
- Смурфы из бельгийских комиксов — классический пример: маленькие, в колпачках, живут в грибах, синекожие, имеют хвостики.
Видеоигры[править]
- Двемеры из TES — мало того, что не называются карликами,[1] так они ещё и роста не карликового, а вполне человеческого! В остальном имеют многие признаки гномов. Подраса эльфов.
- Overwatch — «супергеройский» тактический шутер от Blizzard: Торбьёрн, один из героев, просто человек, весьма похож на гнома или дворфа: маленького роста суровый бородатый дед, специалист по технике, вдобавок происходит из Швеции.
- Уж если пошла речь о стариках — героях с внешностью седого дварфа — то почему бы не вспомнить «святого воина» Клиффа Андерсена из Guilty Gear?
- Wakfu: народ энутрофов — натуральные гномы с лопатами, помешанные на золоте.
- Dark Souls 2 — гирмы. Берем стандартного гнома и пропорционально увеличиваем его до роста в два метра, так, что получившийся шкаф может весело махать булавой из наковальни, надетой на лом и примотанной цепями. Изначально были кочевниками, но затем их загнали под землю другие народы, поэтому чужаков большинство гирмов, мягко говоря, недолюбливает.
- Master of Orion II — раса гноламов.
- Starcraft — Рори Свонн. Низкорослый, коренастый, прямолинейный, всю жизнь с товарищами занимался шахтерским ремеслом и механикой. Да ещё и родился на планете под названием… Мория.
- Shining Force: Legacy of Great Intention — Кокичи вылитый гном: невысокий, коренастый и усатый дядька. Плюс, он изобрёл летательный аппарат напоминающий джетпак с крыльями (позднее они заменяются на пропеллер). Но он не гном, а человек.
- Vision of Escaflowne — гишпанцы (hisupano), таинственные создатели Эскафлоуна.
- Старые части Fallout — карлики, редкий вид мутантов, люди габаритов метр на метр. Не то же самое, что обычные карлики из нашего мира, это именно атомная мутация такая. Торговец оружием в НКР во втором Fallout — карлик.
- Child Of Light — Капилли.
- Endless Legend и в меньшей мере — Endless Space: Хранители.
- WarCraft — Хронорму. Замаскированный под гнома дракон.
- Забыл название фильма: какие-то карлки, которые помогали Богу следить за людьми, а потом вышло то самое вавилонское столпотворение и бог их проклял. И с тех пор они живут под землёй как гномы — потому что на свету сойдут с ума (главгад оказался именно таким сумасшедшим «не гномом»).
- Златогорье — гмурыЩИТО?
- Warlock 2: the Exiled — сварты. Возможно подраса обычных гномов, со схожими повадками и образом жизни, но выше их ростом (людям всё ещё уступают), значительно превосходят все остальные расы в техническом плане и вдобавок с большим налётом славянского колорита.
Примечания[править]
- ↑ Вообще-то называются — для широких народных масс они именно что «dwarves», то есть «карлики». Считается, что в обиход это прозвище вошло из-за неправильного перевода слова «двемер» как «низкий эльф» — на самом деле это означает «глубинный\глубокомысленный эльф». Есть и альтернативно-народная версия этимологии — что, мол, двемеров прозвали «карликами» живущие с ними по соседству великаны (для которых нормальный человеческий рост именно что карликовый). А по Дойлю слово переиначено из староанглийского dweomer — «заклинание».
Аналоги | |
---|---|
Мета | Анакосмизм • Цензура • Экзотический лексикон |
Аналог любого… | Автомобиля • Алкогольного напитка • Брэнда • Знаменитого человека или персонажа (Типа Индиана Джонс) • Огнестрельного оружия • Месячных • Наркотика • Нации • Праздника • Супергероя • Топлива |
Развлечений | MtG • D&D (Другие системы) • Покера • Спорта (футбола) • Шахмат • Карточной мафии |
Религии | Буддизма • Ислама • Иудаизма • Христианства • Язычества (ацтекского • греко-римского • индусского • скандинавского) |
Существ | Гномов • Зомби • Людей • Орков • Эльфов |
Замена для… | Боевого коня • Боевой машины • Ездовой лошади • Земли • Коровы • Космоса • Оконного стекла • Почтового голубя • Собаки • Табака • Чая/кофе • Электричества • Ядерного оружия |
← | Штамп • Основы |