Одна из условностей видеоигр — что бы игрок ни делал, он всегда узнает точный результат своего действия. Это на первый взгляд кажется очевидным: естественно, если персонаж что-то сделал, он в курсе того, что получилось! Но в реальности всё намного сложнее. К примеру, чтобы определить, насколько хорош в бою будет только что взятый в руки нож, нужно весьма хорошо разбираться в ножах — и всё равно можно ошибиться, приняв умелую подделку за качественную вещь. Понять, что думает другой человек по какому-то поводу — задача не всегда простая даже для мастера социальной инженерии. А уж если пришлось столкнуться с чем-то, о чём раньше вообще не знал…
А вот в игре — всё куда проще. Экипировал нож — сразу узнаёшь, что он наносит 15 колющего урона. Подарил девушке-неписю конфет — +10 к отношению. Кинул камнем в архидемона — снял 4 из 9000 хитпоинтов. Даже если про этот нож, эту девушку и этого архидемона герой не знал раньше ничего и столкнулся с ними впервые. А то и тогда, когда он во всей смежной области полный профан. В особо эпичных случаях результат известен даже тогда, когда узнать его без дополнительных сверхспособностей никак не возможно: к примеру, подожжённый враг скрылся из виду и где-то там догорел, а игра начислила экспу за его смерть — причём именно в момент смерти, как будто персонаж видит дальше, чем игрок, и точно знает, когда именно умер спрятавшийся за тремя стенами враг.
Наиболее частый обоснуй очень прост и даже очевиден: персонаж чует, что твой джедай!
Поскольку троп повсеместен, имеет смысл приводить только особо яркие случаи — как невозможного угадывания результата, так и аверсии штампа.
Примеры
Особо явный троп
- ГПиМРМ — герой быстро понял, что возможность узнать свой результат, получив послание от себя же с помощью петли времени — чит, которым можно решить весьма много сложных вопросов. Впрочем, сделать всё так просто оказалось невозможно — при попытке это провернуть вместо ответа он получил записку «Не шути со временем!».
- Скилл «оценка» во многих ЛитРПГ. Тут герои понимают все возможности, которые получают вместе со способностью узнавать характеристики впервые увиденных вещей и явлений, и поют «оценке» оды.
- Если в игре есть производство, которое при правильном использовании материалов позволяет произвести что-то нужное, то герой почти всегда может научиться производить всё что угодно, просто брутфорсом подобрав рецепт. Раскладываешь ингредиенты — и тут же узнаёшь, получилось у тебя сделать из них что-то, о чем ты ещё не знал, или нет.
- Впрочем есть не мало игр, в которых для этого необходим эксперимент, в результате которого ингредиенты будут потрачены.
- League of Legends — попав по врагу, герой всегда узнаёт, по кому попал и сколько урона нанёс. То есть, выстрелив в куст, можно узнать, есть ли кто-то в кустах.
- Таки далеко не все умения подсвечивают врагов, а автоатаки в никуда отправлять нельзя вообще. Кидая умение вслепую, во многих случаях можно определить лишь факт попадания.
- Minecraft — в старых версиях было чистое угадывание рецептов. Причём никакого другого способа узнать их из игры попросту не было. Колдуй над верстаком, пока он не скажет тебе, что данная комбинация материалов позволяет что-то произвести (сам факт наличия чего-то скрытого можно было примерно установить по ачивкам, но связь там очень уж туманная). В новых версиях введена внутренняя книга рецептов, открываемая с появлением новых блоков и ресурсов (но если выложить на верстаке что-то недооткрытое или вообще в неё не смотреть, троп всё равно сработает).
- Terraria — если показать гиду материал или предмет, он покажет, что из него можно сделать, и какое нужно рабочее место.
- Частый вариант: чтобы научиться узнавать свой результат, нужно всё-таки повторить процесс вслепую несколько раз.
- Другой частый вариант: опознать предмет можно только специальным магическим свитком. Иначе его нельзя будет использовать и/или можно нарваться на проклятье.
- Black Desert — чтобы научиться узнавать нанесённый монстру урон, нужно получить знание об этом монстре, многократно убив его. Здоровье неизвестного существа отражается весьма примерно.
- Diablo 1 и 2 — свитки идентификации.
- Dungeon Crawl Stone Soup — с одной стороны, неизвестные предметы нужно сначала опознать, свитком или экспериментом. С другой — можно убить лучом невидимку и тут же узнать об этом, хотя ни врага, ни его трупа вы не наблюдаете.
- Darkest Dungeon — в бою все параметры вроде шанса попадания и возможного урона расписываются (ну кроме секретного занижателя точности до 90 %), а вот чем взаимодействовать с предметами на локации, игрок должен узнавать сам методом тратящего расходники тыка. Впрочем, в одном из патчей последствия проведённых экспериментов игра начала отображать при следующем взаимодействии с предметом.
- Vampire: The Masquerade — Bloodlines: чтобы прочитать книги навыков, нужно иметь соответствующий параметр знаний. В неофициальном патче этот навык ещё и отвечает за работоспособность оккультных предметов — если навыка знаний недостаточно, то предмет не будет работать.
- The Elder Scrolls — свойства алхимических ингредиентов изначально неизвестны, но их можно вычислить экспериментально.
- The Binding of Isaac — ни один предмет не имеет внятного описания, их свойства познаются только на практике. Под это подведён отличный ватсонианский обоснуй: протагонист-ребёнок банально не знает, что он нашёл.
- Pillars of Eternity — информация о конкретных врагах и бонус на урон им появляются по мере их убийства, при этом количество получаемого опыта обратно пропорционально количеству информации. Полностью «изученные» враги убиваются в разы легче, но экспу при этом не дают.
- Breathedge — вся игра — откровенный стёб над крафтовыживалками. В самом начале предлагается сделать суперсекретный дешифратор по простому рецепту. В итоге получается железка, используемая как лом, и разблокируется крафт лома.
- Космические рейнджеры — во второй части без сканера у других кораблей можно увидеть только приблизительную степень повреждения. Для определения точного количества хитов сканер должен быть мощнее, чем щит цели. Как следствие — даже самые слабые щиты и сканеры, доступные в начале игры, становятся полезными.
- Path of Exile — свитки идентификации — подобие местной валюты. Без них ни один предмет не опознать.
- (Shattered) Pixel Dungeon — тип и уровень многих предметов можно опознавать с помощью свитка опознания (или попробовать угадать с помощью камня интуиции), а можно выяснять опытным путём. В последнем случае можно просто потратить предмет впустую, а можно и нарваться на всяческие неприятности, среди которых загореться — ещё довольно безобидный. А если ещё и неудачно выбрать момент, то — Game Over. Зато получение опыта за победу отыграно явно: если враг умер там, где герой его не видит, появляется фраза: «Вы слышите, как вдали кто-то умер».
- Warhammer 40,000/Warhammer 40,000: Mechanicus — Игра посвящена механикус, а сбор знаний — важнейшая механика, так что троп присутствует только там, где техножрецы могут оценить величину с помощью специальных приборов. В остальном — не известно ничего: приёмы, сопротивления и здоровье врага, нанесённый ему урон, закрытые чертежи и неизвестные аугментации — всё скрыто от игрока. Более того: однотипные враги могут иметь разные параметры. Хочешь узнать, с чем столкнулся? Отправляй сервочереп на разведку или проводи измерения как-то иначе.
- Insurgency — полная аверсия. Так как игра — хардкорный милитари-шутер, то даже об убийстве противника информация не отображается. Так и гадай, убил ты его, или он там дожидается тебя в тени, сжимая в руках винтовку.
- Существующая во множестве вариаций почти абстрактная игра «Алхимия» — игровой процесс заключается в отрицании тропа. На старте мы имеем несколько элементов (в классике «земля», «вода», «огонь», «воздух»; возможны варианты), нам нужно догадаться, как из их сочетания получить другие элементы, из сочетания этих элементов — еще элементы, и так… Не до бесконечности (по крайней мере, автору правки версий с бесконечной генерацией элементов и рецептов не попадалось, хотя по идее это возможно), но несколько тысяч в отдельных образцах бывает. Значительная часть рецептов, как правило… Хм… Альтернативно логичны.
- Cultist Simulator — игра никогда не выдаёт вероятностей в числах, хотя рандом и скиллчеки там буквально повсюду. Шансы на успех действий описываются приблизительно как никакой, низкий, высокий или очень высокий и являются на деле соответственно 0,30, 70, и фирменные икскомовские 90 процентов, плюс минус небольшие модификаторы в некоторых случаях. Многие события также имеют значения вероятности в 30 или 70 процентов.
- Return to Krondor — подобранные предметы изначально все не опознаны и каждый персонаж может при получении нового уровня попробовать определить, что же у него всё-таки в инвентаре. С зельями так и вовсе натуральный цирк: если не опознал — ходи по магазинам и пытайся продать. К примеру, есть магазин, где не торгуют ядами, и всё, что там не купят — однозначно отрава.
Видеоигры |
---|
Жанры |
Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны
Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like) • Тактическая • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • 'Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • тактическая стратегия • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
---|
Геймплейные архетипы |
Все видеоигры — это 8-битки • Суповой набор от Bioware • Геймплей от X-COM • Лутоцентричная игра • Песочница |
---|
Амплуа |
Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неиграбельная вражеская фракция • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
---|
Тактические роли |
Буквальный джаггернаут • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
---|
Боссы |
Арена для босса vs Арена против босса • 3872 орка • Бонусный босс • Босс-антипод • Блуждающий босс • Босс-будильник • Босс-головоломка • Босс-головорез • Босс в головорезьей шкуре • Босс-дуэлянт • Босс за рулём • Босс, который ни при чём • Босс-ментор • Босс-недобиток • Босс не для битья (Босс-препятствие)• Босс — ранняя пташка • Босс-раш (Игра про боссов) • Босс со свитой (Босс не вмешивается) • Головорез в боссьей шкуре • Два босса (двойной босс • босс-сменщик) • Игра за босса • Истинный Финальный Босс • Марафонский босс (Босс — губка для пуль) • Минибосс • Многоглавый босс • Мясные ворота • Непобеждаемый босс • Неподвижный босс • Никакой не босс • Психоделичная босс-арена • Повторяющийся босс • Последний Босс Первого Диска • Секретный босс • Синдром босса SNK • Скальный босс • Теперь босс разозлился vs Однокрылый ангел не взлетел • Фальшивый босс • Финальный босс (в начале) • Этот гадкий босс |
---|
Персонажи |
Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим! (игра за злодея • игра за зверя • игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
---|
Уровни/архитектура |
Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно Зловещий Последний Данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Проскочить в сейв-поинт • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Совсем не уникальная задача • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
---|
Графика |
HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
---|
Физика |
Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся транспорт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Капюшон мгновенного облысения • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хлипкий всадник • Хитбокс |
---|
ИИ |
Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
---|
Сетевая и онлайн |
Deathmatch • Free to Play/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
---|
Движки |
Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
---|
Критика |
Angry Video Game Nerd • Игрожур |
---|
← |
Навигация |
---|
Видеоигровые термины |
---|
Игры и
приложения |
DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах |
---|
Баланс |
Асимметричный конфликт • Классификация фракций (Быстрый, сильный и хитрый) • Золотой снитч • Имба (Временная имба • Запоздалая имба • Намеренная имба (Гейм-эндер • Терминаторизатор) • Ненужная фича (Имба у врага — пустышка у игрока • Резиновый нож) vs Добровольно-принудительное умение (Запоздалое принуждение • Обыденная имба • Трудно, но не невозможно) • супероружие в RTS) • Камень-ножницы-бумага • Нубская труба vs. Нубская имба (Убийца ИИ) • Сверхбыстрое моральное устаревание • Святой Рандомий • Синдром орка • Синдром протосса • Сила Мэджикарпа vs Стартовый ускоритель • Эти гадкие… (Атака • Ачивка • Босс • Карта • Механика • Моб (hitscan-пулемётчик) • Уровень) |
---|
Геймплей |
Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Буллет-тайм • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Геймплей вразрез с сюжетом (Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт (Ручная перемотка времени) • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Заявленное проклятие • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки командования • Нам не помешает лишний ствол (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить корованы • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Невозможный выбор • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Совсем не уникальная задача • Прокачка удачи • Проклятие — всегда проклятие • Поражение неприемлемо • Рандом • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы |
---|
Условности |
Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд на побегушках • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов |
---|
Сложность |
Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник (Этот гадкий hitscan-пулемётчик) • Эта гадкая атака • Эта гадкая ачивка • Эта гадкая карта • Эта гадкая механика • Этот гадкий босс • Этот гадкий ивент • Этот гадкий ресурс • Этот гадкий сайдквест • Этот гадкий уровень) • Никаких тебе подсказок • Фальшивая сложность vs Хардкор |
---|
Реиграбельность |
Взаимоисключающий контент • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка • Перенос прогресса |
---|
Баги, фичи и
читы |
Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича •Антизастревательное маклаудство• Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича)
|
---|
Тактика и стратегия |
Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Тактика булавочных уколов • Чиз |
---|
Игровая механика |
Внутриигровой конструктор • Квест (геймплей)(Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) |
---|
Разное |
Acknowledgement (Исследование завершено • Никто не смеет мне приказывать! • Нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Концовки (быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная) • Первый напарник — воин • Пик сложности (Ад в начале игры • Кризис среднего уровня • Зубодробительный эндшпиль) • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Нам не помешает лишний ствол • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Степени двойки • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Публика — сволочь • Это плохо, понятно?
Городской портал |
---|
← |
Видеоигры |
---|
|