Мечи повсюду

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Именно то, что написано на упаковке — в Средневековье все боеспособное население от крестьян до аристократов вооружены мечами. Боевой топор? Эй, мы на войну, а не по дрова собрались! Копья? Какие ещё копья?

Но вот загвоздка в том, что меч в силу различных обстоятельств далеко не всегда лучший выбор для массового вооружения:

  • Во-первых, для меча нужна хорошая сталь или бронза, получить которую в больших количествах может себе позволить либо империя, либо технически развитое общество. Требования к производству только усиливаются, если производится двуручник и уж тем более фламберг.
  • Во-вторых, мечом нельзя научиться владеть за час, поскольку это универсальное оружие. Им можно колоть, резать, рубить, использовать в качестве клевца (мордхау), метнуть. И это не говоря уж о том, что им можно парировать вражеские удары. Освоение меча за очень короткое время — это очень сильное колдунство. Поэтому рекрутам лучше выдать что попроще — копьё, булаву и пр., — а мечи оставить рыцарям.
  • В-третьих, против конницы или тяжёлой пехоты (то есть сколь-нибудь серьёзного средневекового войска, а не разбойников или ополченцев), а также крупных фэнтезийных монстров меч мало полезен — от бойца понадобится недюжинная ловкость, чтобы просто поразить противника, в отличие от вояк с алебардами, люцернскими молотами, полэксами и тому подобным. Против строя пикинёров, впрочем, мечники проявляли себя вполне неплохо.

Когда троп обоснован:

  • Металл для мечей производит империя, а техника владения мечом достаточно проста. Примером — Рим с его легионами и гладиусами. Или чертовски богатая средневековая Италия.
  • Для мечей используется другой материал.
  • Магия — в конце концов, если у нас фэнтези, то можно получить сталь более высокого качества изначально с помощью магии огня. Да и всей армии вложить в голову курс молодого бойца по владению мечом.
  • Технический прогресс. Уже в позднее Средневековье можно было изготавливать недорогие мечи. Правда, IRL в это время огнестрел начинал вытеснять мечи на обочину военного дела, но если в вымышленном сеттинге порох так и не изобрели…
  • Что-то на границе с кортиком/кинжалом, то есть меч короткий и недорогой. Может быть как у обычного прохожего в роли современного короткоствола, так и у рядового пехотинца. Только это вторичное оружие, а почему под рукой не оказалось первичного — нужен обоснуй.

Минутка реальной истории. За весь период доогнестрельной военной истории клинковое оружие никогда не было основным — эта почетная роль всю дорогу оставалась за оружием древковым. Тем не менее, мечи и тесаки в XIV—XVI вв. были реально распространены, потому что подходили для постоянного ношения в городах, в отличие от топоров и копий. Кроме того, меч и особенно тесак является весьма универсальным оружием, особенно против небронированного противника, а в случае с тесаком — ещё и инструментом. Причём даже если меч запрещался законодательно, это легко обходилось таким изделием, как гроссмессер, юридически считавшимся ножом за счёт некоторых отличий в конструкции. Более того — владение таким оружием предписывалось горожанам на случай сбора ополчения. А кузнецы к тому времени с развитием довольно массовой выплавки стали изготавливали клинки по вполне приемлемым ценам.

Где встречается[править]

Данное явление в произведениях встречается повсеместно. Указывайте вопиющие и/или интересные примеры или примеры, где автор явно озаботился данным тропом.

Видеоигры[править]

  • Oblivion — имперские легионеры и городские стражники вооружены мечами, причём даже не стальными, а серебряными. Топоры с булавами и молотами попадаются только у офицеров.
    • Свежепосвящённые рыцари Девяти, включая бывших жрецов Арелдура и Эвиту, вооружаются мечами.
    • Тут у нас Империя в самом соку. Могут себе позволить. Так что троп обоснованный. Использованный материал: в Империи драгоценные металлы стоят намного дешевле, чем в нашем Средневековье (есть даже заклинание, чтобы превращать железную руду в серебряную), дойлистский — а как иначе стража будет бороться с призраками, которые неуязвимы ко всему, кроме серебра, даэдрика (чертовски дорогого) и магии?
  • Skyrim — «Нам нужно больше мечей для имперских солдат». В общем, Империя не справляется с производством стальных мечей. Да и в целом во вселенной TES наблюдается деградация общества, так что не удивительно.
  • Tyranny — античность, в ходу мечи и прочее оружие из бронзы. Однако у Империи Кайрос есть ноу-хау в виде производства железных мечей (хотя по совокупности характеристик стальных, просто слова «сталь» ещё не придумали), которыми снабжают опальных.
  • Dishonored — вся армия, от ополченца до адмирала, вооружена мечами. В принципе технический уровень империи может себе это позволить.
  • Warcraft — рядовые пехотинцы Альянса вооружены мечами (а ещё закованы в латные доспехи, которые тоже далеко не общедоступный товар). В Warcraft 3 Reforged мечи выдают даже ополченцам, раньше воевавшим топорами.
  • Total War — вторым оружием у стрелков сплошь и рядом выступают какие-то неубедительные мечики колющего типа, которыми те все равно совершенно не умеют пользоваться. Если профессиональный стрелок в реальности и носил меч, а не топорик (в основном в «хозяйственных» целях, для рубки и заострения кольев), то это обычно был тесак вроде фальшиона (кроме английских длинных лучников, для которых был типичен клиновидный «меч лучника»).
  • The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth — у Гондора мечами вооружена простая пехота, а копьями — только элитные стражи Цитадели, а у Рохана мечи можно выдать крестьянскому ополчению.
  • Against Rome — с мечами ходит базовая голопузая пехота кельтов и тевтонов, у гуннов — базовая неэлитная конница. Ну и вполне историчные римляне с гладиусами тоже присутствуют.
  • Mount & Blade — с фитильком: мечи тут распространены не меньше, чем любое другое оружие, но видов оружия в игре много, поэтому мечники не встречаются на каждом шагу (хотя среди них есть и бойцы очень среднего уровня).
    • Редкий случай аверсии в Viking Conquest: мечи тут стоят ощутимо дороже копий и топоров и встречаются только в руках элиты и героев.
  • King's Bounty — в этой серии древковым оружием балуются, скорее всего, только кавалеристы. Да и вроде бы простые смертные мечники наряжаются пусть и не в шикарные латы, но в серьёзную броню.
  • Heroes of Might and Magic — аналогично примеру выше.
    • В трешке у рыцарей как раз логично: рядовая пехота вооружены копьями, алебардами (и за счёт них имеют иммунитет к кавалерийской атаке с разгону) и арбалетами, а мечники — это уже недешевые войска четвертого уровня.
    • В четвёртой части пикинёр так же младше крестоносца с мечом, но старше оруженосца с кистенём и стрелка с арбалетом (что логично) и наравне с баллистой (что уже никак не логично).
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — самый последний задрипанный дезертир, ходящий в прямом смысле слова без штанов, будет вооружен мечом, пусть «ржавым» и «плохого качества». В реальности железо (да и вообще любая, требующая квалифицированной работы, вещь) до промышленной революции были столь ценны, что павших на поле битвы обычно оперативно обирали буквально догола. Собственно, обоснуй: бесштанный дезертир именно что обобрал кого-то догола (благо боевых действий на Континенте ведётся порядком), но штаны износились быстрее, чем меч.
    • Заметим, что в первой части игры всякого рода сброд куда чаще был вооружен грубыми топорами и булавами, что ближе к реальности, а в книге-первоисточнике необученным ополченцам вручают именно пики. Впрочем, там же можно посетить мануфактуру, где оружие и амуниция для армии (включая плохонькие мечи) производится… ну, не буквально конвейерным методом — не та эпоха, но весьма близко к тому.
    • Во второй части игры эффект не столь заметен, потому что почти весь сюжет проходит в армейских гарнизонах и осаждённых крепостях, где большой процент профессиональных военных, вооружённых в том числе мечами, имеет обоснование. А вот незаконные бандформирования частенько вооружены булавами, алебардами или просто дрекольём.
  • Dragon Age: Origins — чтобы прикинуться солдатом для побега из форта Драккон, нужно вооружиться именно мечом, то есть предполагается, что это стандартное оружие гарнизона. В целом мечи в руках NPC встречаются не реже, чем другое оружие, но это общий штамп RPG.
  • Neverwinter Nights 2 — в игре доступно огромное количество разновидностей оружия, но:
    • Жители Западной Гавани защищают родную деревню с мечами в руках.
    • У стражи Невервинтера это тоже «табельное» оружие, как и у их конкурентов-разбойников.
    • Серые Плащи под командованием игрока по умолчанию вооружены дубьём, но если заказать у кузнеца нормальное оружие, это будут именно мечи.
  • Armies of Exigo — мечники — базовая универсальная пехота Империи, а копейщики чуть дороже и узко специализированы. А у Варваров инверсия: мечи есть только у вождей Тайрона и Драгги, у рядовых вояк оружие попроще.

Другое[править]

  • Образ варвара, вооруженного двуручным мечом. А поскольку изготовить такую дурынду непросто — значит, общество, из которого он пришёл, является достаточно развитым технически. Хотя возможен вариант, когда варвар покупает двуруч у более цивилизованных соседей или заставляет тех поделиться.
  • «Игра престолов» — мечи есть у Золотых плащей. Хотя они гвардия, могут себе позволить.
    • В Ночном Дозоре мечи тоже повсюду. Даже новобранцев-простолюдинов учат владеть именно мечом, хотя разумнее было бы выдать им что-нибудь попроще.
  • The Witcher (Netflix) — нильфгаардская армия в своих… кхм… доспехах выглядит сборищем голодранцев, и вроде как им и является согласно сериальному лору (Нильфгаард = Империя Зла = Мордор с орками, как иначе-то?). Но каждый в этой толпе вооружён кривым мечом. Как орки в фильме Джексона, да.
  • «Дружина» (российский фэнтезийный псевдоисторический телесериал 2015) — зигзаг. С одной стороны, команда главных героев являет собой противотроп: в Новгородской дружине мечников ровно два — специализирующийся именно на фехтовании полутораручным бастардом[1] Курган и воевода Годун, который в бою орудует аж двумя «каролингами». Ну, ещё хилер Вышень машет саблей, а мастер топора Аникей, «тараны» Бус и Евпатий, и конечно же, крутой лучник Финист к мечам так и вообще не притрагиваются. Однако чем дальше от главных героев, тем ближе к тропу. Прибывшие в Новгородские земли скандинавские язычники вооружены либо мечами[2], либо топорами (який же ВЫКИНЬГ без топора?). Литовский рыцарь Гедимин орудует появившимся лет на сто пятьдесят позже клеймором, а лесная гопота во главе с главным крокодилушкой сего сериала Малявой не только носит романские мечи, но ещё и умеет им пользоваться, что исключает версию о том, что мечи они залутали (обоснуй «одичавшие воины» не прокатит — они же сами подсвечивают своё происхождение от беглого крестьянства).
  • Goblin Slayer — разного оружия тут полно, но мечи очень распространены и доступны даже для новичков. С другой стороны, большинство мечей похоже сделаны из кровельного железа при помощи молотка и добрых слов, потому ломаются очень быстро.
  • Bichgwa geulimja — в Уствальде, похоже, настолько хорошо идут дела, что каждый желающий может заказать себе меч и кольчугу. Тут и аверсия в арке «Золотой век»: меч главной героини Эсики был сломан в первой же стычке как раз из-за того, что сделан из стали низкого качества, и ей срочно пришлось искать новый.
  • Типичная ситуация для полевых ролевых игр по разным причинам:
    • В раннюю эпоху деревянный меч было просто-напросто легче сделать, чем топор или булаву (на которые требовалось где-то достать достаточно большой кусок резины). Со временем клинковое оружие стали делать из текстолита, и соотношение стоимости стало ближе к историческому.
    • Техническое превосходство. На подавляющем большинстве игр бои проводятся по хитам, то есть достаточно коснуться противника боевой частью оружия, чтобы снять с него хит. При таком раскладе преимущества топора и булавы (бронебойность и надёжность) оказываются неактуальными, а недостатки (большая инерция, маленький размер боевой части, отсутствие защиты кисти, более скудный арсенал приёмов) никуда не деваются. Собственно, для игрового оружия излишняя «увесистость» удара может быть недостатком сама по себе, поскольку оно банально небезопасно «по жизни».
    • Универсальность. Следствие распространённости этого самого тропа в массовой культуре — для игрока с мечом открыт куда более широкий спектр ролей, чем для обладателя копья или кистеня.
    • Символизм. Образ меча сильно романтизирован, и в сознании современного человека средневековый воин ассоциируется прежде всего с мечом, поэтому меч в ролевой среде намного популярнее, чем был в реальной жизни.

Примечания[править]

  1. Напомним, на дворе у нас 1234 год.
  2. Как-то странно, что покадрово славящие Одина в XIII в. варяги явно из IX столетия не слышали, что их верховный бог сражается копьём, а само копьё, согласно скандинавской же поговорке, двух мечей стоит.