Рассвет новой Эпохи — это ситуация, когда конец произведения изменяет мир в лучшую сторону, и глобально.
Например, кто-то с огромным риском для себя не просто открывает для человечества способ путешествовать к другим звёздам так же легко и просто, как сейчас в другие страны, а ещё это и служит причиной для того, чтобы нас заметили инопланетяне и добродушно приняли людей в свой коллектив.
Внезапно все понимают, что их жизнь, мир и само понимание Вселенной безвозвратно изменилось благодаря новым технологиям, магии и чудесам, появившимся новым возможностям и задачам, которые стоят перед людьми и способны дать новую цель в жизни даже самым отчаявшимся и сломленным.
Благодаря героям наступил новый дивный мир, в котором только начинается эпоха невероятных чудес.
И нет, это не тот Дивный новый мир, ну, мы надеемся…
В качестве противоположности можно использовать Конец Эпохи, хотя они всегда связаны, ибо за закатом неизбежно следует рассвет (если кто-то только не подорвал Солнце, хе-хе-хе).
Примеры
Общее
- Легендариум Толкина — несмотря на то, что конец эры является важным и трагичным событием, в своём роде за ним следует не менее дивная эпоха. С началом Эпохи Светильников в Арде появилась жизнь. Во время Эпохи Древ пробудились эльфы и росли в Амане. Первая Эпоха стала не только первой для людей, но и временем величайших свершений для людей, эльфов и гномов. Вторая Эпоха началась с появления Нуменора, величайшей из человеческих держав. Третья Эпоха давала надежду на возвращение былой дружбы между людьми и эльфами с победой над Тьмой. Ну и даже Четвёртая Эпоха, несмотря на уход эльфов и магии из мира, совсем не обязательно должна быть плохой.
- Пример из далёкого будущего — Дагор Дагорат станет не только концом мира, но и началом второй Песни, которая будет куда более великая, чем первая.
- Сварог — этим заканчиваются оба вбоквелла: на Димерее начинается освоение всплывшего континента Граматар (который через 500+ лет обязательно снова затонет, циклы Тьмы никто не отменял), а в мире Короны наконец-то примиряются долго враждовавшие магия и наука.
- «Звёздные войны» — в этой вселенной объявления о начале новой эпохи обычно являются фальстартом. Разгромили ситхов Ревана и Малака? Как выяснилось, не всех. После Войны Клонов под аплодисменты провозглашается Империя, которая принесёт мир и порядок? Принесёт, но не надолго — уже через 24 года она развалится. Галактика празднует падение тирании? Рано радуетесь, война будет идти ещё полтора десятилетия. Наконец-то подписан мир, который завершит эту уже надоевшую всем войну? А в это время южжань-вонги уже готовят вторжение. Галактика объединилась и победила вонгов? Пора вспоминать старые внутренние конфликты! И т.д. Одним из немногих событий, после которых Галактика действительно надолго вздохнула спокойно и обрела долгожданный мир, была победа Республики в Новых войнах ситхов и последующая Руусанская реформа. Да и то, на минималках — прекрасной новой эрой поструусканский период выглядел лишь на фоне Тёмного века Республики и тысячелетия войны.
- В диснеевском каноне ситуация не лучше. После победы над Империей Новая Республика проводит столь идиотские реформы, что вскоре приходит в полный упадок и начинается подготовка к новой войне.
- Star Trek: Первый Контакт — экипаж Энтерпрайза помогает совершить первый космический полёт на Фениксе, первому человеческому космическому кораблю, оснащённому варп-двигателем. В результате инопланетный корабль обнаруживает его и решает устроить первый контакт. Когда из десантного челнока появляются вулканцы, зритель тут же понимает что время анархии и упадка на Земле закончилось, и скоро настанет время строить новый мир Федерации.
- Вавилон 5 — заканчивается этим четвёртый сезон. Как отмечает Лондо — «я был там, на заре Третьей Эпохи». До того молодые виды вроде людей или нарнов общались со старшими лишь как муравьи против всемогущих существ. Но удаётся выгнать древних и начать новую, Третью Эпоху, в которой молодые виды будут жить на собственных условиях, а не под диктатом других видов.
- Avatar: Legend of Korra — этим заканчивается второй сезон, когда Корра обнаруживает, что главный злодей был в чём-то прав, и решение аватара Вана по отделению духовного мира от мира людей не было там уж и хорошим. И не желая, чтобы аватар продолжал быть связью между двумя мирами, она открывает их друг другу.
- Total War — если одни игры повествуют о конце какой-то эпохи, то другие рассматривают противоположный вопрос — начало новой с грандиозных свершений.
- Total War: Shogun и Shogun 2 не только конец Сенгоку Дзидай, но и начало Периода Эдо — появление единого японского государств после веков взаимных войн.
- Total War: Charlemagne показывает временное окончание Тёмных Веков с появлением великого западно-европейского государства под правлением Карла Великого, которое признали как наследника Рима.
- Ну а Rome Total War и Rome 2 Total War — восхождение Римской Республики как главной силы в разделённом на многие десятки мелких государств Средиземноморье.
- Mass Effect. Мы видим человечество на новом витке развития. Люди активно колонизируют другие планеты, уже почти разгребли весь бардак на Земле и вовсю идут к полноценному членству в Совете Цитадели — основной галактической силе. До Жатвы остаётся ещё 3 года.
- Mass Effect 3. Именно это мы в различных вариациях наблюдаем во всех 4-х концовках:
- Все развитые цивилизации уничтожены, но им на смену приходят другие и отправляют жнецов к создателям.
- Жнецы побеждены, но флоты разумных рас медленно умирают без энергии, а все ретрансляторы уничтожены. Начало темной эпохи в галактике.
- Жнецы больше не представляют угрозы и теперь мирно сосуществуют с органиками.
- Больше нет ни органиков, ни синтетиков. Все они стали единой расой.
- Final Fantasy XV. В концовке отыгрывается буквально.
- Dawn of War II: Retribution — каноническая концовка (победа Космодесанта): экстерминатус субсектора Аврелия отменён, орден Кровавых Воронов избавился от еретиков (в том числе и самого магистра!) и наконец-то очистился от скверны. Покалеченный, но не сломленный Габриэль Ангелос становится новым магистром и начинает кропотливую работу по возрождению былой силы ордена.
- Heroes of Might and Magic IV — кампания оригинальной игры как раз про это, разные стороны (за вычетом разве что Эльфов) приходят в себя после катастрофической Расплаты (уничтожившей мир Энрот) и начинают строить новый мир уже в Аксеоте.
В жизни чистые хэппи-энды случаются редко. Обычно скоро только разрушение происходит, а созидание редко удаётся свести к определённому моменту. Но отдельные примеры можно подобрать.
- Мир после Второй мировой. Да, мир разрушен, миллионы погибли — но мир перестал разрушаться, а миллионы — погибать. Да, начинается Холодная война — зато больше не горячая. Для большей части Европы это рассвет новой эпохи без крупных войн и потрясений почти на полвека. К тому же десятилетие спустя это дополнилось рассветом космической эпохи.
- Эпоха великих географических открытий. Да, в последующие столетия белые люди принесут народом мира немало горя, многие нации погибнут, многие станут рабами, многие будут поколениями жить под пятой захватчиков. Но при этом Старый Свет, изнывающий от голода, холода и постоянных войн между соседями - действительно стал превращаться в мировой центр. Постепенно пусть и ломая через колено, но притягивая и переваривая тысячи культур и десятки тысяч народностей - Европа становилась могущественней и просвещённей, постепенно замазывая на карте белые пятна, и объединяя между собой части света. И вместе с ней, постепенно менялся и весь мир. Контраст между миром до того как корабли португальской, испанской и английской армад устремились по водам мировых океаном - и примерно лет через пятьдесят после, абсолютно разителен. По факту - для тогдашнего мироздания это был прорыв сродни если бы человечество открыло себе дорогу к звёздам (даром что космическая фантастика, во многом именно на этом мироощущении тех времён и построена). И это изменило технический прогресс, культуру, социальные отношения и культуру. Наступила эпоха империализма, промышленного производства, регулярных армий и в конце-концов начала объединения народных масс для борьбы за свои свободы и идеалы. Наступившая эпоха не стал сильно гуманней или проще для жизни чем была до этого. Началось резко закабаление крестьян и превращение их в городскую бесправную нищету. А общественная мораль выделывало знатные кульбиты, войны стали более масштабными и более терпимыми к потерям. Но то что человечество начало развиваться ударными темпами и стало жить КРАТНО лучше чем жило столетиями до этого - факт.
- Опять же - колонизация Нового Света, при всей жестокости, в конечном итоге подарило миллионам нищих и обездоленных свободу на совершенно новых землях, где людей не убивают за то что они крестятся по другому или за иудейское вероисповедание. Безусловно и там хватало своих тёмных страниц и лицемерия - но в сравнении с Европой, Америка действительно смотрелась выигрышней во всём. "Маяк свободы" это не преувеличение какое то там.
- Да и развитие России на восток, дорога до Байкала и дальше. Тоже можно смело сюда отнести. От Калмыкских степей и предгорий Кавказа и до самого Дальнего Востока. Топографически-климатически наши предки карты вытянули конечно озорные, но тем не менее людей на восток ломилось не сказать что сильно меньше чем за океан.
Сеттинг |
---|
Место действия |
Мир: Астрал • Вселенная за кадром • Вымышленная вселенная • Другой мир • Загадочная белая цивилизация • Земля • Зеркальная вселенная • Микромир • Миниатюрный мир • Мир загадок • Не совсем нормальный мир (Альтернативная реальность (Жуткая альтернативная реальность • Странная альтернативная реальность • Чужеродное место) • Искусственная реальность/Машина лотофагов • Это был только сон/Приглючения в Глюколяндии/Приключения в Комаляндии/Твист Амброза Бирса/Твист Найта Шьямалана • Это не наш мир!) • Мир без людей • Мир снов • Мир четвёртой стены • Мир-эксперимент • Не космос • Страна еды • Тот свет • Цивилизация • Чуждая геометрия • Экологическая катастрофа (Мёртвые земли • Мир-помойка/приглаженная помойка vs Страна сластён • Мордор • Осквернённое мироздание • Порча • Тёмная электроника)
Город: Вольный город • Город Бензоград и деревня Патроновка • Город-государство • Город для народа • Город-завод • Город-здание • Город каналов • Город между мирами • Город под куполом • Город-месторождение • Город-призрак • Городские трущобы • Дебри посреди города • Затерянный город в джунглях • Затерянный город в пустыне • Летающий город • Маленький городок • Мегаполис • Мерзкий Улей • Мистический лес • Нуар-Сити • Плавучий город • Подводный город • Подземный город • Последний город • Святой Город • Сияющий град • Столица • Тихий омут • Верхний и нижний город • Экуменополис
Деревня: Деревня со зловещим секретом • Забытая богом деревня • Хутор
Темница сырая: Азкабан • Алькатрас • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона
Школа: Академия зла • Школа волшебства • Школа обыкновенная • Школа с секретом • Школа ужасов
Жильё: Башня мага • Город-здание • Дворец-призрак • Дом-бестиарий • Дом на дереве • Дом с привидениями (Дом у озера • Проклятый старый дом • Нехорошая квартира) • Замок (Неприступная цитадель • Тёмный замок • Фэнтезийный замок) • Плацкартный вагон • Трейлер вместо дома
Общепит: Забегаловка «Жирная ложка» • Косплей-кафе • Мак-Сандерс-Кинг • Опасный трактир • Столовая «Бывший друг желудка» • Таверна «Кружка эля»
Места развлечений: Гадский цирк • Жуткие увеселения • Ржавый луна-парк • Страшный парк развлечений • Фрик-шоу • Цирк ужасов
Ужасные места: Адская гостиница • Аркхэм • Вампирский ночной клуб • Вентиляция • Город-призрак • Дворец-призрак • Деревня со зловещим секретом • Дом-бестиарий • Дом с привидениями • Дом у озера • Жуткий маяк • Заброшенная лаборатория • Заброшенный госпиталь • Заправка в глуши • Зловещая детская площадка • Зловещая роскошь • Зловещий колодец • Зловещий остров • Зловещее святилище • Интерьер из останков • Канализация • Кладбище • Летучий Голландец • Магазинчик, которого вчера здесь не было • Маленький городок • Мёртвая космическая станция • Мистический Юг • Нехорошая квартира • Обитель зла • Опасный трактир • Подъезды и подворотни • Пристанище «Вражье логово» • Проклятый старый дом • Страшный летний лагерь • Страшный парк развлечений • Ужасная вечеринка • Цирк ужасов • Школа ужасов
Другие локации: Архитектурная доминанта • Библиотека • Бродячая локация • Великая стена • Вулкан • Гадская больница • Грибной лес • Горячие источники • Живописные руины • Заброшенная фабрика • Знаковое место • Караван-сарай • Катакомбы • Круизный лайнер • Лабиринт • Лаборатория • Лепрозорий • Макгаффин-место • Мегаподземелье/Избыточно большое подземелье • Медвежий угол • Музей всякой всячины • Небесный океан • Обречённый корабль • Пересохший водоём • Планетарий • Пляж • Преступная корпорация • Приграничье/Фронтир • Пустота между мирами • Секретная база • Сидеть на крыше • Смертоносный спортзал • Территория перемирия • Тёмный лес/Чудесный лес • Торговый центр/Рынок рабов • Тропический рай • Фальшивый пейзаж |
---|
Время действия |
Додревняя тьма • Давным-давно • Пещерное человечество • Эпоха кровавых оргий/Древний Грим • Тёмные Века • Средневековье (Романтическое Средневековье vs Навозные века) • Плащи и шпаги • Именные годы • Ревущие двадцатые • Великая депрессия • Где-то в наше время (Ковидная эпоха) • Через недельку нашей эры • Наше время + 20 • Нескоро-нескоро • Далёкое будущее (Забытые звёзды • Эра гаснущих звёзд) • Эклектичное будущее
Вне времени: Доисторическая фауна в фентези • Замороженное время • Золотой век • Конец Эпохи vs Рассвет новой Эпохи • Легендарная реальность • Мир вне эпох • Мифическая эра • Начало конца • Полночь без пяти • Час Быка • Человечество на испытании • Эпоха тьмы … |
---|
Эстетика |
Прошлое: Стилистика декаданса/Стиль модерн • Art Deco • Пар и плазма • Белый заборчик • Контркультура шестидесятых • Китч восьмидесятых/Интернет-кафе, эротические триллеры и конец истории/Бесславные девяностые/Эстетика девяностых • …
Будущее: iВсё • Банальный космос • Блестящие башни и тоги • Высокотехнологичные шестиугольники • Города печатных плат, диодное освещение • Имперская космоопера • Кассетный футуризм • Металлические коробочки • Монументальная гигантомания • Ретрофутуризм vs Футур-ретро • Ржавое будущее • …
СФК: Люди = европейцы • Ряженые под Египет • Ряженые под индейцев • Ряженые под испанцев • Ряженые под Пруссию • Ряженые под Рейх • Ряженые под Рим • Ряженые под Россию • Ряженые под Японию
Панки: Атомпанк • Биопанк • Ветропанк • Дизельпанк • Киберпанк (Посткиберпанк) • Кейппанк • Клокпанк • Стимпанк • Соларпанк • Сплэттерпанк • …
Подражания стилю и приёмам: Булгакова • Достоевского • Кафки • Кинга • Линча • Лема • Тарантино • Тарковского • Толкина…
Другое: Герилья • Костёр в бочке • Кругом одни качки/Кругом одни красавцы • Люди везде • На динозавра с каменным топором • Народы моря/Романтика парусов • Пейзажное порно (Прекрасная зима) • Пейзажное гуро • Рай для гигантомана • Смертельный спорт (Бой насмерть • Гонки на выживание • Королевская битва • Кровавый спорт • Тактика космических рейнджеров) • Цифровое ретро • Чернуха • Эклектика … |
---|
Страны и континенты |
Не-государства Антарктида • Арктика • Атлантида • Граница проходит по Андуину • Декоративная локация • Затерянный мир • Оазис • Облачная страна • Остров (Зловещий остров) • Сказочный мир • Страна Чудес • Страна чудовищ • Тортуга • Эдем
Государства • Восточная сказка • Единая Европа • Китай захватит мир • Клюква-лэнды (Банановая республика • Булунги • Верхняя Вольта с ракетами • Древний Грим • Испексика • Коммилэнд • Курак • Руритания/Убервальд vs Франглиспания • Утай) • Полярные медведи и пингвины • Россия (Белая Россия • Красное будущее • Медведь снова зол • Россия — часть Запада) • США (Америка захватит мир • Дикий Запад • Довоенный Юг • Разъединённые Штаты Америки vs Расширенные Штаты Америки) • Япония (Бакумацу • Япония захватит мир) |
---|
Государственное устройство |
Альянс • Анархия ( — мать порядка • — это бардак) • Балканизация (Кто сколько унесёт суверенитета • Разъединённые Штаты Америки) • Вольный город (Город-государство) • Вампирократия/Некрократия • Демократия (Демократия — это хорошо • Демократия — это плохо) • Единый мировой порядок • Замок-государство • Иллюминократия • Капиталисты плохие • Кастовое сообщество (Иерархия улья) • Конституция • Королевство (Королевства — плохо, а республики — хорошо • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Королевства — хорошо, а республики — плохо • Крохотное королевство • Личная уния • Деятельный правитель) • Корпоратократия • Загнивающий Запад • Магократия\Парадокс магократии • Марионеточное государство • ООН — сверхдержава/Альтернативная ООН • Племя • Пиратское братство • Республика (Аристократическая республика • Олигархическая республика • Республиканская Империя • Тиранская Народно-Демократическая Республика) • Сволочи бывают разные... (Буржуазно-коричневая сволочь • Красно-буржуазная сволочь • Красно-коричневая сволочь • Серобуромалиновая сволочь • Толерантная сволочь) • Теократия • Триумвират • Федеративная монархия • Федерация
Империя: Абсолютистская Империя • Империя зла • Конституционная Империя • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Кочевая Империя • Потрескавшийся монолит • Республиканская Империя • Феодальная Империя • Цикл империй: Утро • Полдень • Вечер • Ночь (Осколок Империи)
Суперимперия захватит мир: Америка • Германия • Китай • Россия • Япония |
---|
Мирография |
Безводный океан • Дисбаланс полушарий • Карта • Колония (Забытая колония) • Космический океан • Мир тысячи островов • Море на западе, земля на востоке • Нет дорог, только направления • Пангея • Пара континентов • Символическая география • Три сверхдержавы… |
---|
Остановки на дорогах и тропах |
Великая река vs Весёлый ключ журчащий vs Речка-говнотечка • Горы Слёз • Дикое Поле • Замороженный Север • Место передышки (Город Приключенск • Деревня со зловещим секретом • Избушка каннибалов • Остров Удовольствий) • Мордор • Пустыня Смерти • Река Безумия • Чудесный лес (В березняке веселиться • Корабельная роща) vs Тёмный лес (Джунгли Помрачения • Жуткий ельник) • Ширские холмы • … |
---|
Погода и климат |
Аномальная погода • Благое солнце vs Зловещий рассвет • Осенняя хандра (Вечная осень) • Гроза • Война под дождём • Драматический ветер • Драматический гром • Зловещая луна vs Прекрасная луна • Конец осени • Крайне долгая зима • Многозначительный туман • Надвигающаяся буря • Низкая облачность, возможен кратковременный рок • Очистительный дождь (Потоп смывает зло) vs Унылый дождь • Прекрасная зима (Романтический снег) • Просвет в тучах • Роковой туман • Снег означает смерть • Солнечное затмение • … |
---|
Небесные тела |
Однообразные планеты: Вулканическая • Радиоактивная (Выжженная радиацией) • Ледяная • Мир смерти • Болотная • Водяная • Планета Луна • Планета Небо • Пустынная • Райская • Раскалённая • Токсичная • Экуменополис
Другое: Аграрный мир • Астероиды • Безводный океан • Двойная планета • Живая планета • Космическая станция • Космический океан • Космическое поселение • Мёртвая космическая станция • Планета динозавров • Планета с островком обитаемости • Планета-свалка • Планета-тюрьма • Шелезяка
Альтернативная космография: Плоская Земля • Полая планета • Светило вращается вокруг планеты
Конкретные миры: Боги Солнца и Луны • Венера • Луна • Марс • Фаэтон |
---|
Прочее |
Ангелы, демоны и кальмары/Ангелы, демоны и эльфы • Антисеттинг (Идиотский сеттинг) • Географический сеттинг vs Героецентричный сеттинг vs Идеецентричный сеттинг vs Мироцентричный сеттинг (Типа я Толкин) vs Семьецентричный сеттинг vs Фракциоцентричный сеттинг • Земля — поле боя • История по-голливудски • Маскарад (Влипнуть в маскарад vs Просочиться в маскарад) • Мозаика сверхспособностей • Мультивселенная • Неудобных точек зрения нет • Общая вселенная • Парадокс магократии • Планы бытия (Три мира) • Повседневность • Призрачный сеттинг • Стандартный фэнтези-сеттинг • Стандартная христианская мифология • Статичный сеттинг vs Развитие техники сквозь время • Хроноцентризм • Человеко-звериный сеттинг • Шкала технических уровней сеттинга |
---|
← |
Основы • Море |
---|