Плевать мы хотели на басню!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Пожалуйста, добавляйте сюда только примеры, когда люди любят произведение, несмотря на его содержание. «Автор был нехорошим человеком в жизни» — это не троп, а жизнь — не басня!
« ...Библия ценна и как художественное произведение — содержит много прекрасных стихов и прозы, а исторические книги Ветхого Завета весьма интересны как эпос: их можно читать как отличное тёмное фэнтези. А «Апокалипсис» способен утереть нос Лавкрафту! »
— Посмотрельник о том, почему мы можем игнорировать библейскую басню

Это произведение любят за многое, но его мораль… вещь не столь однозначная. Она может быть вполне хорошо прописанной, но будет просто неудобной или устаревшей. Она может быть нарочито приписана и попросту конъюнктурна. Но при всём этом — остальное множество деталей будет столь качественно и интересно, что произведению простят эту ненужную басню и прямо скажут «Да плевать мы хотели на его басню!».

И такое произведение будет популярно, у него будет крепкая фанбаза, но попытки приписать фанатам точку зрения авторов будет воспринята, зачастую, в штыки. Также может породить тропы Болеть за Империю, Мелькор был хорошим и Профессор был неправ. А если такие фанаты возьмутся делать адаптацию, то их лозунг превратится в «Нафиг идеологию!».

Близкое понятие — отделять творца от творения: когда плевать хотели на жизнь автора, а не на смысл, заложенный в произведение. Не путать с тропом «Это не басня!» — если в произведение не закладывал басню сам автор, но публика рассудила иначе. Инверсия тропа — когда плевать на басню хотели те, кто с ней согласен, но считает, что само произведение идею только позорит.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Собственно, пример из эпиграфа. Какой бы веры ни был читатель или слушатель, его в равной степени может восхитить с художественной точки зрения текст Писания. Или церковной службы, как было с послами князя Владимира.
  • Мифология, зачастую, удостаивается интереса именно с художественной, а не морально-этической точки зрения — сильно уж устарели эти нормы.
    • Младшая Эдда написана христианином Снорри Стурлусоном, и в неё включены стихи из Старшей Эдды. В богов, которых прославляют эти легенды и песни, Снорри не верил, а вот в то, что это важное наследие его предков — ещё как!
  • Артуриана, просто артуриана. Кто ещё помнит, что король Артур вообще-то валлиец, насмерть сражавшийся против англичан? (а это единственное, что из легенд о нём исторично!) Тех самых, которые сделали его и своим народным героем, потому что крутой король всем нравится. Хотя изначально легенды о крутом короле, который задавал проклятым сассанахам жару и может повторить, сочиняли бритты и валлийцы именно в пику англосаксонскому владычеству.

Литература[править]

  • В. В. Маяковский удостаивался внимания и уважения со стороны совершенно различных по политическим взглядам читателей — больно завораживали талантливые стихи, а на откровенно революционно-коммунистические взгляды можно глаза и закрыть. Но главное, для советской эпохи Маяковский стал создателем, как сейчас сказали бы, мемов. Его крылатые фразы въелись в массовую культуру. Поэтому даже те, кто с коммунизмом борются, нет-нет да процитируют на свой лад «левой, левой, левой», «будь я и негром преклонных годов», «ешь ананасы, рябчиков жуй», «я достаю из широких штанин», «одному — бублик, другому — дырку от бублика, это и есть демократическая республика», «Х жил, Х жив, Х будет жить»… А большинство таких крылатых фраз — именно из его политических стихов, потому что именно там он касался чего-то интересного.
  • Г. Ф. Лавкрафт — человека выдающегося таланта и… столь же выдающейся ксенофобии, что отражалось в творчестве — например, в известной повести «Морок над Иннсмутом», где описан ужас перед — буквально — людьми сомнительного происхождения, особенно же в рассказе «Кошмар в Ред-Хуке»). Тем не менее, по настоящее время лавкрафтианские ужасы пользуются популярностью, а взгляды автора закономерно игнорируются.
    • Кто там говорил, что надо отделять личность автора от его творчества? Всем бы хороша была изложенная выше точка зрения, да вот только белый человек в мире Мифосов — ничуть не меньшая, а то и большая сволочь, чем пугающие иностранцы. Грубо говоря, если расизм и есть, то он заключается в том, что у каких-нибудь туземцев на многие вещи просто «ума не хватит», а вот у вполне себе белых абсолютно мейнстримных американцев и европейцев в большинстве рассказов как раз хватило. Ладно-то аборигены Полинезии, что с них взять; но вот капитан Обед Марш, да и львиная доля населения Иннсмаута, которая за золото готова спать с хтоническим чудовищем… а описание сельского быта Новой Англии (с намёком на инцест и тому подобные стереотипчики) — это, должно быть, гимн превосходства белой расы? Не говоря уже о том, что зачастую лирического героя «обслуживают» мало того что по расистским меркам «свои», так ещё и родственники (!) разной степени дальности. Лавкрафт, скорее мизантропом был.
    • Ага, игнорируют — с премии имени Лавкрафта убрали бюст Лавкрафта, потому что он, видите-ли, расист.
  • Хроники Нарнии — некоторые, в частности автор правки, ценят эти книги как хорошее фэнтези, но одновременно косо смотрят на встроенную в них прохристианскую агитацию. Некоторые вообще этой агитации не поняли и не распознали.
  • Творчество Толкина точно так же ценят и имморталисты. А вот в луддизме упрекать Толкина некорректно, он ближе, скорее, к экологическому движению.
    • Да и судя по обилию фанфиков с идеей «Профессор был неправ» и «Мелькор был хорошим», немалому числу людей, категорически не согласных с басней, понравился сам мир. Как выразился Кирилл Еськов: «Театральные декорации показались мне много величественнее и интереснее той пьесы, что в них разыграна».
  • То же самое и с циклом «Гарри Поттер»: очень многим понравился сам волшебный мир, но категорически не понравились мораль и обращение автора с персонажами.
  • Для одних Ф. Ницше — спорный философ, для других же — мастер «поэзии в прозе».
  • А вот с Афанасием Фетом случилась инверсия: прогрессивно мыслящее общество (а тем более критики) ждало бичевания злободневной злободневности, а получило беззубую безглагольную лирику. Как подсветил Достоевский: «Не знаю наверно, как приняли бы свой „Меркурий“ лиссабонцы, но мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта, и вовсе не за то, что он написал стихотворение без глагола, а потому, что вместо трелей соловья накануне слышались под землей такие трели, а колыхание ручья появилось в ту минуту такого колыхания целого города, что у бедных лиссабонцев не только не осталось охоты наблюдать „В дымных тучках пурпур розы“ или „Отблеск янтаря“, но даже показался слишком оскорбительным и небратским поступок поэта, воспевающего такие забавные вещи в такую минуту их жизни».
  • Книги Дж. Оруэлла «1984» и «Скотный двор» написаны как критика «тоталитаризма в вакууме» в целом, и в частности как «На тебе!» в сторону Великобритании[1] и Советского Союза с советским же тоталитаризмом соответственно. Однако люди вне зависимости от политических взглядов иногда отсылаются к этим книгам, говоря о примерах наглой лжи, лицемерия и циничной пропаганды.
    • Цитаты Гитлера и Геббельса о наглой лжи тоже подходят под описание тропа.

Кино[править]

  • Многие люди, отрицательно относящиеся к коммунистической идеологии, любят старые советские фильмы, даже с явно идеологическим посылом.
  • «Звёздные войны» — как в самих фильмах, так и в значительной части произведений по франшизе чётко обозначено, что джедаи и республиканцы хорошие, а ситхи и имперцы плохие. Но многих привлекает в эту вселенную её хорошая проработанность и эстетика, а не моральные посылы, и среди фанатов ЗВ много тех, кто не считает «светлых» полностью хорошими или даже болеет за «тёмных».
  • Фильм «Рождение нации» (1915). Глубоко расистский, и не только по нынешним политкорректным, но даже по тогдашним временам. При этом — выдающееся произведение, которое изучают в киношколах.
  • Увидев «Броненосец Потёмкин», Геббельс очень высоко его оценил как пропаганду на уровне искусства (и тут же запретил).
    • Да и на Западе высоко ценят и Эйзенштейна (причём особенно пропагандистский «Броненосец», в то время как в России скорее вспомнят «Александра Невского» и «Ивана Грозного»), и Дзигу Ветрова, и, в отличие от Геббельса, не запрещают, а изучают, не обращая внимания на басню.
  • Творчество Лени Рифеншталь, конечно же. Кино, безусловно, пропагандистское и пронацистское, но настолько хорошо и качественно снято, что даже глубоко антифашистские авторы могли найти здесь интересные ходы и вдохновение.
    • Пересмотрите концовку первых «Звёздных войн». Джордж Лукас, даром что выпускник киношколы, скопировал там композицию торжественного митинга из «Триумфа воли» Рифеншталь. Да, повстанцы устроили праздник в духе нацистов, потому что плевать нам на басню, выглядит круто же!
  • Троп русские любят клюкву: в голливудских фильмах нашего брата вечно выставляют клюквенным злодеем или хотя бы клюквенным варваром. Это не особо мешает нашим киноманам смотреть и любить бондиану, «Рэмбо 3», «Рокки 4», «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа». А «Красную жару» вообще любят именно за это!
  • Инверсия тропа: от мультфильма «Дети против волшебников» в большинстве своём отвернулись даже верующие и патриоты. Они с басней, может, и согласились бы, но фильм так ужасен, что плевать на неё.
    • Не согласились бы. Те священники, что высказывались о картине негативно, подчеркивали крайне сомнительную для православных мораль (вроде некой «русской защиты», которой лишена «загнивающая Европа»).

Мультсериалы[править]

  • Рыжик и Ёжик — сей мультсериал является пропагандой военных сил КНДР для маленьких северо-корейских детишек. Однако когда данный мультсериал просочился за границу, он стал пользоваться популярностью у взрослых. Ведь оказывается-то мультсериал имеет интересный сюжет и слезогонную драму.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • «Ублюдок FFF ранга» — внутримировой пример. Всё попадание — не случайность, а намеренный «урок», после которого вернувшийся на землю герой должен обрести не только силу, но и особое мировоззрение; произведение, пройти которое нужно определённым образом. Вся история строится на том, что главный герой, формально выполняя те или иные задачи, начисто и намеренно игнорирует заложенную в приключение мораль — а «преподавательский состав» пытается заставить его всё-таки прогнуться под систему.

Видеоигры[править]

В целом — сама возможность играть за враждебную/злодейскую сторону и/или против родной страны (например, в стратегиях по реальной истории). Как правило, игроков это не смущает, а некоторым даже нравится взглянуть на ситуацию с другой стороны.

  • Модификация The New Order: Last Days of Europe для Hearts of Iron IV — многим фанатам, особенно из России, чужды некоторые посылы авторов, особенно о невозможности мести за злодеяния нацистов, из-за чего неоднократно вспыхивают конфликты между западной и русской частью комьюнити.
    • Строго говоря, там немного пограничный случай. Превращение глобальной стратегии с гигантскими фронтами, миллионными армиями и ядерной гонкой в сторителлинг с рефреном «война — это плохо, понятненько?», где танковые марши на ненавистного врага (не говоря уже о попытках применить ядерный арсенал) в итоге караются гейм овером? Понятненько-то, конечно, понятненько; вряд ли стратегоманов можно записать скопом в упоротые милитаристы… да вот только сама идея реализовать подобную, пусть и вполне одобряемую басню на движке стратегии, посвященной войне и непременным ядерным бомбардировкам в эндшпиле выглядит как-то странно.
  • The Last of Us II — игроки, равнодушные к «повестке», неоднократно вступали в конфликт с критиками на базе того, что та не играет ключевой роли, и игра прекрасна/ужасна не этим[2].
  • Life is Strange 2 — если не обращать внимания на идеологическую составляющую, сама история довольно интересна.
  • Игры по сценариям Тома Клэнси, особенно воплощающие троп «Медведь снова зол» (первая Ghost Recon) — плевать русские геймеры хотели на то, что играть приходится за бравых американцев, спасающих мир от российской угрозы.
    • Да почему же. Подобные игры для подобных людей — тот неловкий момент, когда очередной проигрыш заставляет радоваться, а не злиться.
  • Серия Command & Conquer: Red Alert — даже учитывая откровенную пародийность, игры про злой СССР получили популярность не только у аполитичных россиян, но и вполне искренних коммунистов — бравый пафос и советская сверхнаука перекрывают карикатурность генералов.
    • Да и сам «СССР» сделан гораздо более душевно, чем унылые союзники. Один только Crazy Ivan чего стоит, не говоря уже о кибер-паучках, заставляющих вражескую технику пуститься в пляс или кракенов с анимацией «я твой корабль палуба шатал, трубы дёргал, пушка отрывал». Ну и телепат Юрий, конечно же.
    • Туда же World in Conflict и Call of Duty: Modern Warfare. Опять эти evil russians? Да, но, черт возьми, насколько же они круты.
      • Проблема противоположных оценок: вообще-то evil russians в Modern Warfare очень многих игроков выбесили. Опрос в доказательство.
        • Тут важен момент с тем, о каком Modern Warfare идёт речь, если о трилогии — то её вполне любят, а вот перезапуск 2019 года вполне заслуженно ненавидим (опрос был именно про него).
    • Аверсия с Company of Heroes. Накала клюквы про Гулаги и рабы не выдержали даже аполитичные геймеры; из-за скандала продажи игры в стране свернули.
  • Frostpunk. Игра хорошая, а свою мораль про «нужно оставаться людьми» оставьте для менее апокалиптичных сетингов.
  • Prototype — вторая часть своей судьбой очень напоминает The Last of Us. Геймплейно она заметно интереснее предшественницы.[3] Часть фанатского коммьюнити простила ей за это сомнительные сценарные находки типа: «Старый герой Мерсер отныне плохой. Вот вам страшный негр — убейте им Мерсера!»
  • Celeste — ну и подумаешь, что главная героиня является трансгендером, которая на протяжении всей игры борется с тараканами в голове. Немалая часть игроков и вовсе считает, что сюжет тут мягко скажем так себе, для галочки. Зато игру полюбили в первую очередь за игровой процесс. Отличный хардкорный платформер, который понравился сообществу спидраннеров.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — в сеттинге нет «светлой стороны», но даже у самых отмороженных рас и фракций есть множество фанатов, ценящих их эстетику. Примечательно, что даже среди полков Имперской Гвардии, которые в целом состоят из относительно нормальных людей, наиболее популярен бесчеловечный, но крайне атмосферный Корпус Смерти Крига.

Музыка[править]

Отделение творца от творчества в музыке особенно распространено. Ведь музыка как таковая — искусство абстрактное, никакого посыла не несёт (разве что настроение), он в лучшем случае есть в текстах, а то и просто в заявлениях музыкантов (из-за чего иногда получается троп Евреи ненавидят Вагнера). Многие фанаты умудряются отделять ещё и песню от её смысла.

  • Явление распространено среди фанатов панк-рок групп — энергетика панка привлекает множество людей, а идеология — это лишь для разжигания этой энергии.
  • Можно любить блэк-металл — и не быть сатанистом.
  • Аналогично, можно любить NSBM и не быть неонацистом.
  • Том Арайя, вокалист Slayer, — христианин, при том, что тексты, которые ему пишет Керри Кинг, — атеистические и богоборческие. Но работа есть работа, а дружба есть дружба!
  • Своеобразное развитие тропа — использование произведения, где нет басни или басня другая, в качестве своей басни.
    • Амбивалентная песня: разные стороны конфликта используют одну и ту же мелодию для своих песен. С прикрученным фитильком, когда текст всё-таки переписывают.
    • На протестных митингах вечно крутят песню «Кино» «Хочу перемен» (которая по тексту — о заевшем однообразии, а не о политике), а то и «Я свободен» Кипелова (это вообще песня о разводе) или «Я не сдамся без бою» «Океана Ельзи» (песня о любви — ну тут хоть автор протест поддерживал). Во всех этих случаях бунтари помнят только припев и плевать хотели на басню в остальном тексте.
    • Работает и в обратную сторону: канал «Россия-24» использовал отрывок песни «Аквариума» про поезд в огне — «Эта земля была нашей… пора вернуть эту землю себе» в репортаже про Крым. Гребенщиков, обычно аполитичный, даже сам возмутился и напомнил, что басня вообще-то совсем про другое.
  • Скандал разразился лет 10 назад: церковный хор, вопреки желанию руководства, пожелал спеть песню Джона Леннона Imagine. Ну, знаете, ту, где «Представь, что рая нету, и ада тоже, над нами пустые небеса, представь, что нет никаких религий».
  • Никакой политики, никакой религии: ABBA — Happy New Year. Классическая песня про Новый год, которую ставят каждый раз как праздничную и в которой, ну знаете: «Вот мы с тобой чувствуем себя потерянными и печальными. Утро кажется таким серым»; «О да, люди глупцы, продолжают волочить глиняные ноги, не видя, что сбились с пути»; «Мне теперь кажется, что все мечты, что были у нас, мертвы». Но в припеве поётся «С новым годом», так что какая разница, правда?
  • Шотландские песни My Bonnie и Skye Boat — это вообще-то слабо замаскированные метафоры, и тоскуют там вовсе не по заморским красоткам, а по Красавчику Чарли, неудавшемуся претенденту на престол от Стюартов. Но поскольку басня подана не прямым текстом, эти песни вполне поют и англичане, даже верные нынешней ганноверской (виндзорской) династии.
  • Гимн СССР — более ста миллионов просмотров и комментарии «I m not even communist nor russian but this anthem is the best anthem ever created by far».

Разное[править]

  • Многие реконструкторы и просто интересующиеся историей могут проникаться эстетикой некоторых спорных политических режимов, при этом отрицая согласие с их позициями. Наибольшие любимцы: Третий Рейх, СССР, милитаристская Япония периода Сёва и Римская империя.
  • Явление «гей-икона» — это тот, кто нравится геям, а не тот, кто был геем или геев поддерживал. Святой Себастьян, например, которого изображают красавчиком, и который, узнав о таком поклонении его изображениям, наверняка предпочёл бы умереть снова. А ведь эти картины рисовали как образ христианского страдания, а не чтобы полюбоваться на связанного юношу…
    • В последнее время, однако, слово «гей-икона» (а также «квир-икона» и прочие синонимы) используется именно в значении «представитель ЛГБТ-сообщества, который много для него сделал/у всех на слуху/все сразу».
  • Так как в наше время быть расистом и сексистом очень не комильфо, особенно на Западе, часть публики больше не переваривает творчество прошлых веков, в котором встречаются расистские и сексистские взгляды. Но другая часть говорит: «Что с покойников взять, в их время это не осуждалось» — и наслаждается не только художественными произведениями, но и философскими трактатами.
    • На аверсии тропа строится Reductio ad Hitlerum. Кратко: так говорил Гитлер, а он был плохим, поэтому его точка зрения априори неверна. Лечится простым вопросом: если Гитлер сказал, что дважды два равно четыре — это неправда?
  • Знаменитый Принцип Оккамараза Бритва Оккама любит использоваться различными атеистами, материалистами, рационалистами и т. д. Вот только её создатель вывел данной суждение в качестве доказательства бытия Бога, то бишь зачем искать причину движения тел, течения времени, физические процессы, природные явления если всё можно свести к Богу.
  • В ту же степь — Чайник Рассела. Бертраном Расселом эта аналогия использовалась в качестве доказательства неверности аргумента, что «А докажите, что Бога нет». Сейчас используется людьми абсолютно любых взглядов в смысле «Бремя доказательства утверждения лежит на высказывающем его».

Примечания[править]

  1. Накаркал — камер в Лондоне сейчас больше, чем людей.
  2. Многие игравшие считали, что не так страшны меньшинства в качестве врагов, как политкорректная увесистая басня, требующая их понять-простить-и-отпустить. Без вариантов — даже без возможности выбора «плохой» концовки Геноцида. То есть злая баба зверски мочит нашего привычного героя Джоэла, а пришедшая ему на смену Элли это проглатывает. Может, не стоило спасать неблагодарную девицу в прошлой части? Глядишь, у «Цикад» получилась бы вакцина, и миру стало бы проще?
  3. Хотя этот компонент не менее спорный, чем сюжетный, особенно учитывая разнообразие и меньшую сложность, чем первая часть.