План Стэплтона

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «План Степлтона»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья «Scooby-Doo» Hoax. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« У меня бы всё получилось… если бы не вы, проклятые дети, и не эта чёртова собака! »
— Очередной разоблаченный злодей // «Скуби-Ду»

Сверхъестественный ужас из старинных легенд держит в трепете всю округу. Все от страха дрожат, все от страха визжат и штанишки обильно пачкают.

Но тут приезжает сыщик (или просто убеждённый скептик). Он в сверхъестественные явления не верит, а посему исполнен решимости доказать, что никакие призраки и монстры тут ни при чём, а истинный виновник происходящего состоит из плоти и крови и имеет вполне материальные интересы.

И знаете что? Так оно и есть!

Преступник, задумавший план Стэплтона, может действовать двумя путями: сам изображать призрака-монстра или использовать с этой целью какое-либо животное либо хитроумное устройство. Главное, что природа всех сверхъестественных явлений — вовсе не сверхъестественная, а криминальная. Впрочем, иногда бывает, что некоторые из явлений так и остаются необъяснимыми, хотя роль злодея в остальных событиях — неоспорима.

Более обширный вариант тропа — Ложная мистика. Разница заключается в том, что ложная мистика — обо всех необычных явлениях, имеющих реалистическое объяснение (природное явление, розыгрыш и т. д.), тогда как план Стэплтона — исключительно о злодейском замысле. Например, повести «Всадник без головы» и «Собака Баскервилей» — обе ложная мистика, но план Стэплтона имеет место только во второй из них: Всадник появился хоть и по вине злодея, но в результате стечения обстоятельств, тогда как Собака была специально подготовлена и натаскана собственно Стэплтоном. Ещё один характерный пример — повесть Алана Фруина Джонса «Огни пришельцев»: «пришельцами» оказываются злодеи, которые в защитных костюмах незаконно сливали химикаты в море (что и объясняло таинственные фигуры в скафандрах и загадочные вспышки) — и тем не менее это не наш троп именно потому, что в планы злодеев эта иллюзия не входила. Проще говоря, план Стэплтона непременно подразумевает умышленное создание иллюзии сверхъестественного.

См. также История без мистики. Опять же, далеко не всегда тождественна плану Стэплтона, так как не всегда подразумевает злой умысел, а в конце вполне могут вмешаться и мистические силы. См. также Великий Гудвин о персонаже, выдающем себя за имеющего сверхъестественные силы, вне зависимости от умысла.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Белорусская сказка о бедном мужике, у которого подлый поп захотел отжать найденный клад. Для этого он зашился в козлиную шкуру, чтобы походить на чёрта, явился к мужику под окно посреди ночи и стал требовать отдать сокровище. Мужик-то испугался и клад отдал, только волею Божией шкура к попу приросла
    • В польском варианте этот план мутил не поп, а шляхтич-помещик, а мужик не испугался, потому что уже встретился с настоящим чёртом… который очень маскарадом возмутился и утащил пана на обучающую экскурсию.

Театр[править]

  • Опера Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха».
  • В. Шекспир, «Виндзорские проказницы» и опера Верди «Фальстаф». Герой переодевается призраком, а решившие его проучить горожане — эльфами и феями.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Борис Акунин обожает данный троп!
    • «Азазель» — Амалия Бежецкая устраивает Фандорину (который думает, будто случайно её застрелил) зомби-маскарад, чтобы заставить его признаться, куда он спрятал украденные у неё ценные документы.
    • Сборник «Нефритовые чётки».
      • «Скарпея Баскаковых»: нечистый на руку делец запускает на территорию поместья крупную экзотическую змею, чтобы выдать её за существо из местной легенды, погубить помещицу Баскакову и прибрать к рукам землю. Отсылает к вышеупомянутой «Собаке Баскервилей».
      • «Долина мечты»: злодеи изображают местное легендарное привидение, чтобы напугать поселенцев-мормонов и выжить их из долины. Отсылает к «Сонной лощине» (а также «Всаднику без головы» Майн Рида).
      • «Сигумо»: жена отставного дипломата Доронина, японка Обаяси-сан, замаскировала убийство мужа под действия чудовищного паука-сигумо, добавив к этому собственные показания, не убедившие, впрочем, материалиста Фандорина, который затеял расследование.
    • «Любовница смерти»: одной из жертв эпидемии самоубийств являлся под окно некий Зверь и выл «Умри-и-и! Умри-и-и!» На самом деле это было хитроумное устройство, которое издавало звуки, похожие на слово «умри», когда в него дул ветер.
    • «Пелагия и Чёрный Монах»: призраком Чёрного Монаха был вполне земной преступник Алексей Степанович Ленточкин, охотившийся за фрагментами радиоактивного метеорита и готовый идти по головам ради научного открытия.
      • До появления Ленточкина на озере за Чёрного Монаха выдавал себя физик Сергей Николаевич Лямпе, пытавшийся отвадить людей от Окольнего острова, на котором он обнаружил источник радиации — тот самый метеорит.
  • Повесть Егора Конева «Чёрная рука»: супружеская чета разоряла могилы, присваивала ценности, а тела прокручивала в мясорубке и кормила этим фаршем собак в своём приюте. При этом муж ходил на дело в маске вампира, чтобы сбить с толку возможных свидетелей.
  • Святослав Логинов, «Многорукий бог Далайна». «— За что тебя первый раз приговорили? — Не приговорили, а оштудили. Жа машку. Машку я шделал иж рыбей кожи. Ешли ее харвахом шырым натереть, так она шветитша в темноте. Штрашно! Ее надеть и ишшо на ходули штать. Ночью приду на поле, да как крикну шторожам: „Ужнаете меня?!“ Они и уполжают штаны чиштить».
  • Анна Данилова, «Волчья ягода» — сюжет вообще не отличается связностью, развиваясь параллельно кучей линий, но на их фоне особенно выделяется устроенный сестрой главной героини спектакль, чтобы заставить ту думать, будто она стала мстительным призраком. В ход идут актёры и голографические 3D-проекторы.
  • Кир Булычёв, «Драконозавр» — здесь Алиса прыгает по временным эпохам, пытаясь отыскать Магдалину и затерявшегося с ней во времени драконоподобного динозавра. Получив наводку на какого-то дракона в Италии эпохи Высокого Возрождения, Алиса отправляется туда и натыкается на молодого Леонардо да Винчи. Оказывается, он и создал дракона, чтобы отпугнуть своих врагов — механического, в котором сидел, управлял им и еще давил в кабине грибы-дождевики, чтобы из дракона шел «дым».
  • Н. Лесков, «Оскорбленная Нетэта» — здесь жрецы храма занимались сводничеством, объявляя женщинам, что их полюбил бог, и ночью они должны прийти в храм. Воле бога не могли противиться ни сами благочестивые прихожанки, ни их мужья.
  • Кирилл Еськов, «Америkа»: фирменный стиль одной из калифорнийских спецслужб — политические убийства в духе тропа. Цель чисто утилитарная: затруднить властям официальное расследование, чтобы не стать посмешищем для прессы.
  • Анна Коэн, «Пирог с крапивой и золой» — призраки, которых видят Кася и Магда. Само повествование построено так, что до самых последних глав создается впечатление, будто один из POVов — некое потустороннее существо, дух старого особняка, где живут девочки, именно поэтому оно все видит и все знает. В итоге оказывается, что все было подстроено одной из преподавательниц пансиона, которая намеренно сводила девочек с ума ради своих исследований в области психиатрии. А все видела она, потому что знала, где в старом поместье проходят потайные ходы и откуда можно подсматривать, что девочки делают в своих комнатах.
  • Валерий Роньшин мог бы сойти за кодификатор на постсоветском пространстве — в его детских детективах встречается и ложная мистика, и планы Стэплтона. Отличными примерами могут послужить «Схватка с Кощеем Бессмертным» и «Тайна танцующей коровы» из цикла про Эмму Мухину. В первой главных героев, братьев-близнецов, нечистый на руку офицер ФСБ сумел убедить в реальности магии и начал готовить к устранению его конкурента, которого и выдал за могущественного темного мага Кощея. Во второй действует целая апокалиптическая секта, поклоняющаяся ее же и возглавляющему сыну аж самого Сатаны, планирующая открыть врата в Ад где-то в Сибири. На деле же «Сатана Младший» всего лишь очень хитрый бандит, одуряющий своих сообщников наркотиками, чтобы они не заметили подвоха в его появлениях со спецэффектами, планирующий с их помощью вскрыть золотохранилище страны.

На других языках[править]

  • А. Дюма-отец, «Графиня де Монсоро». Шико устроил своему королю — бисексуальному развратнику, более того, принуждателю молодого господина де Сен-Люка к гомосексу — «беседу с самим Господом Богом», за которого говорил сам. И со спецэффектами! К сожалению, был разоблачён (а могло сработать — Анри-Содомит vilain Hérodes Генрих Третий был угрызаем муками совести, боязлив, легковерен и на свой лад набожен). В отечественной сериальной организации канонично показано.
    • В книге авторами идеи и исполнителями были сам Сен-Люк со своей молодой женой, а Шико, наоборот, их разоблачил.
    • В реальности тоже — этот эпизод Дюма не выдумал.
    • И что интересно, в экранизации тоже. Автор исходного комментария кое-что перепутал.
  • Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» — к тропу прибегает положительный герой. Рабыня Касси изображает призрака, чтобы расшатать психику гнусного хозяина Легри.
  • «Легенда об Уленшпигеле» Шарля Де Костера: рыбник долгое время успешно прикидывался волком-оборотнем. А «волчьи укусы» ему помогала имитировать железная вафельница, которой он и «загрызал» свои жертвы.
    • Дальше была героическая инверсия: Уленшпигель вывел на чистую воду тёмного судью, изобразив призрака погубленного им человека.
    • А еще раньше один альфонс соблазнял женщин под личиной демона.
  • Гастон Леру, «Призрак Оперы» — собственно Призрак, похитивший главную героиню Кристину и оказавшийся человеком по имени Эрик.
  • Артур Конан Дойл, «Собака Баскервилей» — одновременно тропнеймер и кодификатор.
  • А как же «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона? Бен Ганн имитировал голос капитана Флинта (не попугая) с таким знанием дела, что суеверные пираты чуть не перекинулись от ужаса перед зловещим предзнаменованием. Это позволило героям выиграть время.
  • В некотором роде под троп подпадает «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, хотя тут речь не столько о преступлении, сколько о не вполне честном финте для того, чтобы отвадить соперника. Притом, читателю не говорится достаточно ясно, что призрак был ненастоящий (хоть и даются намёки), остаётся воля для трактовки, и в некоторых адаптациях он всё же реален.
    • «Жених-призрак». Здесь «призрак» тоже улаживает свои любовные дела.
  • Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — одна из историй, рассказанных Швейком. «Несколько лет тому назад начальником станции Свитава был пан Вагнер. Вот был живодёр! Придирался к подчинённым и прижимал их где мог, но больше всего наседал на стрелочника Юнгвирта, пока несчастный с отчаяния не побежал топиться. Но перед тем как покончить с собою, Юнгвирт написал начальнику станции письмо о том, что будет пугать его по ночам. Ей-богу, не вру! Так и сделал. Сидит вот начальник станции ночью у телеграфного аппарата, как вдруг раздаётся звонок, и начальник станции принимает телеграмму: „Как поживаешь, сволочь? Юнгвирт“. Это продолжалось целую неделю, и начальник станции в ответ этому призраку разослал по всем направлениям следующую служебную депешу: „Прости меня, Юнгвирт!“ А ночью аппарат настукал ему такой ответ: „Повесься на семафоре у моста. Юнгвирт“. И начальник станции ему повиновался. Потом за это арестовали телеграфиста соседней станции. Видите, между небом и землёй происходят такие вещи, о которых мы и понятия не имеем!» Вот и пойми тут, то ли мистика, то ли преступление!
  • Г. К. Честертон, «Злой рок семьи Дарнуэй» — здесь ещё интереснее: преступник не просто использует в своих целях легенду о старинном проклятии, он сам же эту легенду и сфабриковал заблаговременно.
    • Аналогично — «Проклятая книга», но там все оказалось еще и розыгрышем.
    • «Лиловый парик» — а тут легенду о фамильном проклятии рода Эксмуров, выражавшемся в передаче по мужской линии кошмарного уродства, увидев которое любой человек сойдет с ума и умрет от потрясения, и вовсе использовало британское правительство, чтобы «возродить» прервавшийся род Эксмуров, за наследника которого выдали некогда отсудившего у престарелого герцога все имущество адвоката, скрывавшего отсутствие у него каких-либо уродств под вычурным париком.
  • Агата Кристи:
    • «Вилла „Конь Бледный“»: ведьмовская порча в итоге оказывается театрализованным представлением, а орудием убийства служил необычный яд.
    • «Убийство в Месопотамии» — зигзаг. Поначалу убийца, используя жуткую маску, внушал Луизе Лейднер, что её преследует привидение. Потом специально сделал так, чтобы миссис Лейднер сама поняла, что это маска, а всё происходящее — инсценировка, а затем, выйдя из себя, стала лёгкой мишенью для убийцы.
    • «Смерть приходит в конце» — ещё один зигзаг. Убийца не пытается придать своим преступлениям мистический вид. Однако дело происходит в Древнем Египте, и члены семьи, в доме которой происходят убийства, сами решают, что семью преследует злобный дух наложницы Нофрет, которая погибла самой первой.
    • Рассказ «Я приду за тобою, Мэри!»: племянник богачки, зная, что её имущество по завещанию отойдёт ему, решил приблизить момент получения наследства и напугать тетку до смерти, притворившись призраком её покойного мужа. Напугать-то напугал, но старая женщина от испуга уронила завещание в камин, где оно сгорело. Из-за этого вступило в силу другое завещание, написанное раньше, по которому молодому негодяю не доставалось ничего. Ай молодца, злодей!
  • Астрид Линдгрен, «Малыш и Карлсон» — собственно Карлсон, изображающий привидений.
  • Владимир Короткевич, «Дикая охота короля Стаха» — белорусский ответ Конан Дойлу. За призрачной «дикой охотой» на самом деле стояли совершенно реальные негодяи с гнусным помещиком во главе. А ещё один фамильный призрак, Малый Человек — дело рук негодяя-управляющего, который рядил под призрак своего слабоумного брата-карлика.
    • Кстати, с экранизацией получилась занятная история. Существуют две версии — кинотеатральная и двухсерийная телевизионная. В обеих, в отличие от книги, управляющий не использовал брата-карлика для запугивания, а просто прятал его в замке, чтобы его не обидели или не выгнали, и героям на глаза бедняга попадался случайно. То есть из плана Стэплтона эта линия превратилась в классический пример ложной мистики, а управляющий был значительно облагорожен по сравнению с повестью. Но при этом в телеверсии в дневнике управляющего говорится, что дождаться гибели молодой хозяйки и завладеть её имением он всё же хотел, а в киноверсии эти слова зачем-то вырезали, по сути сделав управляющего положительным и даже трагическим персонажем.
  • Серия «Три сыщика»: большинство паранормальных явлений, с которыми сталкиваются герои, либо оказываются делом рук человеческих, либо получают реалистическое обоснование (встречаются-таки и недообъяснённые). В одном случае на верную догадку Юпитера Джонса натолкнуло именно сходство ситуации с «Собакой Баскервилей».
  • Серж Брюссолло, роман «Замок отравителей». Зверь, отравлявший всё вокруг и вызвавший массовую гибель местного населения, оказался вполне человеческим убийцей, надевавшим медвежью шкуру.
  • Уильям Хоуп Ходжсон, цикл рассказов «Карнакки — охотник за привидениями». Половина дел, с которыми сталкивался Карнакки, имеет рациональное объяснение. Из этой половины часть явлений просто имеет под собой рациональную основу, а часть представляет собой именно злой умысел. Наиболее характерный пример — рассказ «Невидимый конь», выстроенный по лекалам «Собаки Баскервилей». А иногда встречаются и смешанные с реальной чертовщиной варианты (в том же «Коне», например).
  • Уильям Морроу, рассказ «Оригинальная месть» — доведённый дедовщиной и офицерским произволом до отчаяния солдатик совершает самоубийство… вернее, инсценирует его, чтобы в образе «призрака» запугать обидчика-офицера до смерти.
  • Андрэ Бьерке, повесть «Мертвецы выходят на берег»: пиратская нежить оказывается вполне живыми преступниками.
  • Многие повести Р. Л. Стайна:
    • «Лето кошмаров» Р. Л. Стайна: по лагерю рыщет таинственный хищный зверь Саблезуб, работники ведут себя странно, пропадают дети — и всё это оказывается инсценировкой ради испытания главного героя. Саблезуба, разумеется, не существует. С сильно прикрученным фитильком — речь не о преступлении.
    • «Фантом в зрительном зале»: злокозненный «призрак» оказывается всего лишь живущим под школой бездомным, который боится, что при постановке школьного спектакля его прибежище раскроют. Когда все уже облегчённо выдохнули… появляется настоящий призрак.
    • «Богатая девочка»: подруга и парень героини, не желая делиться найденными деньгами, инсценируют убийство парня, который потом является к героине в образе призрака и сводит её с ума. Идея явно вдохновлена классическим детективом Буало-Нарсежака «Та, которой не стало».
    • Его же (а точнее — одного из его негров) книга-игра «Безумные сказки острова Тики»: в одной из веток призрачные пираты-скелеты оказываются вполне живыми преступниками в костюмах, похищающими людей. В другой, впрочем, они оказываются-таки настоящими скелетами.
  • Роберт Маккаммон, «Голос ночной птицы» — злодеи, дабы в корыстных целях выставить невинную женщину ведьмой, внушали соседям сцены её сношений с демонами при помощи гипноза, после чего люди искренне свидетельствовали против неё в суде.
  • Аманда Квик, любовный роман «Опасность». Специалистку по привидениям Прюденс Мерривезер попросили о помощи: в доме миссис Ликок, женщины недавно овдовевшей, немолодой и со слабым сердцем, появился призрак. Краткое расследование показало, что, во-первых, до недавнего времени ни о каких привидениях слышно не было, а во-вторых, у вдовы нет детей, но есть три довольно жадных племянника. Когда следующей ночью «призрак», размалевав лицо и гремя цепями, зашёл в спальню, его вместо больной тетки поджидала не только возмущённая такой подлостью девушка, прихватившая с собой пистолет, но и её очень рассерженный жених, которого «сверхъестественное явление» отвлекло от куда более приятного занятия (с невестой-то под боком и в пустой спальне…).
  • Фредерик Браун, «Где тебя настигнет смерть?» — злодей убедил девушку со слабым сердцем, что её хотят убить зловещие марсиане, после чего вмонтировал в её ночник устройство, бьющее слабым разрядом тока. Получив удар током, бедняжка решила, что коварные пришельцы до неё добрались, и умерла от сердечного приступа.
  • Ричард Матесон, «Не просто вампир» — протагонист имитирует нападение вампира на свою жену, чтобы суеверные крестьяне приняли за вампира её любовника и убили его осиновым колом.
  • Терри Пратчетт, «Маскарад», переосмысление «Призрака Оперы». Дополнительные очки за то, что кроме лже-призрака есть еще и «настоящий» призрак. Причем оба «призрака» обычные люди, при том, что в сеттинге существуют настоящие призраки, а расследование ведут самые настоящие ведьмы!
  • Примерно половина сюжетов детских детективов Томаса Брецины. Вторая половина — ложная мистика.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Неуловимые мстители». А вдоль дороги — мёртвые с косами стоят, и тишина!
  • «Миллион в брачной корзине»: несчастного юного наследника, сообразно коварному плану его опекуна, преследует призрак якобы застреленного им дворецкого (на самом деле дворецкий лишь имитировал своё убийство, он-то в дальнейшем и отыгрывает «призрака»). Впрочем, фильм — комедия, и персонаж обаятельнейшего Александра Ширвиндта разрулил всё элегантно и остроумно.
  • «Дикая охота короля Стаха».
  • Советский триллер «Круг обречённых» по мотивам «Той, которой не стало» Буало-Нарсежака (см. также ниже Зарубежные фильмы).
  • «Полнолуние» 1993 года по сценарию Сергея Белошникова: «оборотнем» оказывается маньяк в костюме волка. В оригинальном романе и позднее снятом по нему сериале оборотень был настоящий, однако в бесславные 90-е на такие спецэффекты банально не хватило денег.
  • «Вий» 2014 года: всю чертовщину инсценировал коварный поп.
  • А в «Гоголе», вышедшем ещё позже, настоящей чертовщины хватает, но эпизод с красной свиткой оказывается как раз-таки планом Стэплтона.
  • «Кавказская пленница» по образцу «Операции „Ы“» первоначально должна была состоять из двух новелл — собственно «Кавказской пленницы» и второй, где Шурик ловил в горах снежного человека, кторым оказывалась троица Трус-Балбес-Бывалый, скрывавшаяся таким образом от закона после событий первой новеллы. Однако «Пленница» разрослась в итоге на целый фильм. Ходят слухи, что Гайдай все-таки хотел-таки снять продолжение по этому сюжету, но конфликт с Моргуновым поставил на дальнейшей его работе с троицей крест.
  • «Трембита». Антагонист сам придумал легенду о жестоком призраке, чтобы ему не мешали забрать клад.

Зарубежные фильмы[править]

  • Знаменитый немой фильм с Лоном Чейни «Лондон после полуночи» (в настоящее время утрачен) — вампиры оказываются инсценировкой гнусного полицейского инспектора.
  • «Кричащий череп» (1958) — зигзаг: муж запугивал новую жену, планируя довести ее или до сумасшествия или до самоубийства, или до такого состояния, что ее смерть спишут на самоубийство, разыгрывая грандиозный спектакль, будто ее преследует ревнивый призрак его прошлой жены. Но в кульминации призрак и в самом деле появился, чтобы покарать этого самого вдовца, некогда убившего свою первую жену и сумевшего выставить все несчастным случаем.
  • «Клоуны-убийцы из космоса» (1987) — герои сумели одурачить инопланетных клоунов-маньяков, выдав фургончик мороженщика с уродливой пластмассовой клоунской головой на крыше за большого властного клоуна Джо-Джо, громогласно (спасибо громкоговорителю) требующего подчиняться ему. И поначалу это сработало, но потом сверху спустился на ниточках истинный начальник космических вторженцев — гигантский клоун Клоунзилла, который быстренько уничтожил «конкурента», посмевшего посягнуть на его власть.
  • «Братство волка» — Жеводанский Зверь оказывается африканским львом в доспехах, которого специально растило и натаскивало на людей тайное общество.
  • «Братство волка-2: Возвращение оборотня» (в оригинале этот фильм называется «La bête du Gévaudan», то есть «Зверь из Жеводана», и никакого отношения ко всем известному кинохиту не имеет, являясь телевизионной экранизацией той же самой истории) — «Зверем» оказался местный аристократ-извращенец, по примеру уленшпигелевского рыбника инсценировавший нападения волка.
  • «Сонная Лощина» — игра с тропом и аверсия: на протяжении фильма все верят в проклятие и загробного всадника, и только главный герой подозревает план Стэплтона: уж очень все смерти кое-кому выгодны! Правильный ответ? Оба правы — есть и мистика, и план!
  • «Ножницы» — все необъяснимые события героине подстроил её психиатр, чтобы свалить на неё убийство любовника своей жены.
  • «Колодец и маятник» Роджера Кормана — неверная жена с любовником сговорились инсценировать её смерть, чтобы жена потом в образе призрака могла сводить супруга с ума. В итоге муж превратился в безумного маньяка, от которого злодеи первыми же и пострадали.
  • «Головокружение» Хичкока — героиня то ли одержима духом мёртвой женщины, то ли является её реинкарнацией? Всё это — часть сложного плана убийства.
  • «Психо-2» — вышедшего из психушки Нормана Бейтса злоумышленники пытаются убедить, что его покойная мамочка вернулась. А тут ещё и настоящая маньячка подключилась…
  • «Дьяволицы» Анри-Жоржа Клузо по мотивам детектива Буало-Нарсежака «Та, которой не стало», а также американский ремейк.
  • «Таинственный лес» — иллюзию мистики создают, чтобы жители деревни из неё не высовывались и не узнали вотэтоповорот Шьямалана: на самом деле они живут в общине ретрофилов в конце XX в.
  • «Капитан Клегг» — снова пиратская нежить, оказавшаяся переодетыми контрабандистами.
  • «Пятница, 13-е, часть 5»: «восставший из мёртвых» Джейсон оказался вполне живым маньяком-подражателем. Но начиная со следующей, шестой части, вернулся с того света уже настоящий Джейсон, в виде нежити… И заверте… Впереди ещё много сиквелов и спиноффов, причём именно с ним, настоящим.
  • «Дом ночных призраков» (1959). В ремейке преступники под призраков не косили, зато имелись настоящие призраки.
  • «Доктор Но» — у означенного доктора есть небольшая армия, которая охраняет его остров Крэб-Ки от посягательств. Но злодею этого показалось мало, и он пустил слух о живущем на острове драконе. Слабообразованные и суеверные местные жители очень боятся этой байки, и их не напрягает, что чудовище оставляет характерные следы гусениц. Как и предполагал Бонд, никаких драконов не существует. Роль сказочной рептилии играет разукрашенный и тюнингованный БТР с огнемётом, который патрулирует остров впотьмах, чтобы к нему не приглядывались внимательно. Мистики ноль, но это всё-таки не повод выходить против брони и огнемёта с двумя пистолетиками.
  • «Волк Заснеженной Лощины» (надм. «Оборотень») — как и в российском «Полнолунии» 1993 года, кровожадный оборотень оказывается маньяком в костюме.
  • «Нэнси Дрю и потайная лестница» — собственно, все призраки в доме старой леди — некий легкий галлюциноген в вентиляции плюс действия злоумышленника.
  • «Озеро Мунго» (2008) — утонувшая Элис Палмер начала навешать отчий дом в виде призрака, не показываясь напрямую, но то и дело появляясь на случайных фотографии и записях установленных в доме видеокамер. За большинством появлений «призрака» стоял её брат Мэтью, который использовал для этого переодевания, фотомонтаж и прижизненные видеозаписи с Элис, отражённые в зеркале. Цель у него была одновременно парадоксальной и благородной: Мать девушки не присутствовала на опознании тела, а потому не могла смириться с потерей и вбила себе в голову, что дочь может быть жива. Намёки на возможное возвращение Элис с того света дали повод для эксгумации её тела, которая окончательно закрыла вопрос о возможной ошибке. Впрочем, хоть большинство доказательств и было фальшивкой, без настоящих призраков дело тоже не обошлось.
  • «Повелитель страха» («Wisher») (2002) — таинственным извращенным исполнителем желаний Вишером оказывается влюбленный в главную героиню задрот, который, калеча и убивая людей по ее «желаниям» (реагируя на любое неосторожно оброненное слово возлюбленной), надеялся заслужить ответные чувства.
  • «Творец ангелов, или Кто боится Черного Человека?» («Wer hat Angst vorm schwarzen Mann?») (2009) — таинственным Черным Человеком, убившим нескольких детей крайне неочевидным способом (как оказалось в конце — с помощью смертельной инъекции хлорида калия, и которого все считали порождением лесных кошмаров, оказалась некогда изнасилованная тремя однокашниками на выпускном и подвергнутая после этого оставившему ее бесплодной подпольному аборту женщина. Она мстила своим насильникам, убивая их детей.

Телесериалы[править]

  • Российский «Вызов» весь об этом — в каждой арке детективная интрига крутится вокруг якобы мистических событий, но бывалый следователь Хромов и его молодые помощники в итоге всякий раз срывают маску с «потусторонних сил».
  • «Глухарь»: предприимчивый, молодой и красивый мошенник изображал из себя вампира, чтобы окучивать юных (а равно и более взрослых) дурёх, насмотревшихся «Сумерек».
  • «Кости»: 1 сезон, 19 серия. Убийца маскирует свои преступления под ритуалы вуду.
    • 2 сезон, 10 серия. Команда Бреннан расследует убийство, якобы совершённое мстительным призраком убитой ведьмы во время съёмки фильма о ней (отсылка к фильму «Ведьма из Блэр»). На самом деле убийство совершил один из членов съёмочной группы.
  • «Менталист» — неоднократно.
    • 1 сезон, 12 серия: убийца создал на месте преступления видимость проведённого магического ритуала, чтобы подставить девушку-оккультистку, не любившую убитого.
    • 1 сезон, 22 серия: в лагере для трудных подростков один подросток убивает другого, обставляя дело так, как будто убийство совершил призрак маньяка из подростковой страшилки.
    • 2 сезон, 5 серия: архитектор наполнил свой дом множеством устройств, дабы создать видимость того, что он населён привидениями, и разыгрывать таким образом людей. Это оказалось на руку убийце — после гибели архитектора все поверили, что того убило проклятие, лежащее на доме.
    • 5 сезон, 15 серия: здесь также речь идёт о доме, который считается проклятым.
  • «Касл» — также неоднократно:
    • 2 сезон, 19 серия: убийца выдаёт свои преступления за действие проклятия, лежавшего на мумии.
    • 4 сезон, 6 серия: убийца выдал дело своих рук за работу привидений из проклятого дома.
    • 4 сезон, 22 серия: преступник обставляет своё убийство как нападение зомби.
    • 5 сезон, 17 серия: убийца посылает своим жертвам якобы проклятые видеокассеты в духе «Звонка» и выдаёт убийства за действия демона с кассеты.
    • 5 сезон, 20 серия: обстановка на месте преступления говорит о том, что убийца — снежный человек.
    • 6 сезон, 15 серия: преступник выдаёт убийство за действия девочки с телекинезом.
    • 7 сезон, 3 серия: Касл решает, что убийца — невидимый злой дух, возможно сам Дьявол. Однако выясняется, что преступник использовал новейший маскировочный костюм, дающий невидимость.
  • «Сверхъестественное» — 9 сезон, 15 серия. Убийца выдаёт себя за Слендермена. Возможно и другие эпизоды, но автор правки помнит только этот.
  • «Мыслить, как преступник» — опять-таки, много примеров:
    • 2 сезон, 6 серия: убийца выдаёт свои преступления за действия духа, живущего в проклятом доме.
    • 5 сезон, 7 серия: убийца выдаёт себя за вампира.
    • 5 сезон, 19 серия: убийца убивает нелегальных иммигрантов из Мексики, выдавая себя за воплощение Санта Муэрте.
    • 9 сезон, 17 серия: лидер бездомных внушает одному из них, что тот общается с «Доктором» — духом, который управляет подземельями, где живут бездомные и, от его имени, требует совершать убийства.
    • 10 сезон, 7 серия: убийца выдаёт себя за персонажа городской легенды «Зеркального человека».
    • 13 сезон, 12 серия: страдающий ликантропией дантист сделал себе стальные челюсти и принялся нападать на людей в парке, изображая оборотня.
  • Российский сериал «По ту сторону волков»: «оборотнем» оказался безумец, орудовавший старинной рыцарской перчаткой со встроенными лезвиями.
    • Впрочем, финал не так однозначен… Подстреленный человеком из ВВС злодей открывает глаза, а потом его находят на месте, где главный герой серебряной пулей (после нескольких обычных) уложил волка, вместо этого самого волка — тут есть над чем призадуматься.
  • Дени-султан в сериале «Последний янычар» выдаёт себя за призрак старшей жены султана, матери юного шахзаде, чтобы свести его с ума и держать в подчинении (голос за стеной).
  • «Мурашки» по книгам Стайна — эпизод «Лето кошмаров». Экранизация одноименной повести Стайна (см. литература). «На самом деле это не летний лагерь, — сказал дядя Эл. — Это секретная правительственная лаборатория по подготовке кадров для заданий особой сложности».
  • «Господа-товарищи»: в истории «Оборотень» округа боится чудовищного волка, в которого, якобы, превратился ещё до Революции убитый крестьянами хозяин имения. Как выясняется, виной всему был волкособ, выведенный помещиком и после его смерти одичавший.
  • «Пси-фактор»: в одной из серий пожилую даму сводил с ума её собственный сын, с помощью различной техники убеждая, что призрак её горячо любимого мужа зовет её к себе. Дама обратилась в Агентство, и злодея раскрыли. Хотя есть намёк, что в конце призрак-таки появился.
  • В некоторых эпизодах «Баек из Склепа» злодеи используют этот метод. С закономерным для себя итогом.
  • Украинский сериал «Реальная мистика»: если не стэплтоноплан, то ложная мистика присутствует в каждой серии.
  • «Тайны отца Даулинга». В одной из серий юную девушку, чтобы получить наследство её умершего отца, дальние родственники пытаются довести до самоубийства с помощью хитрой голографической технологии, транслирующей в гостиную её дома изображение загримированного под призрак её отца актёра, который всячески убеждает её, что на том свету лучше, чем на этом. Бедняжка уже почти решилась на роковой шаг, когда на место липового призрака встал сам отец Даулинг и сумел убедить девушку, что её отец передумал и хочет, чтобы она прожила долгую жизнь.
  • Периодически пытается воплотить троп и сериал «Тайны следствия» — по мнению автора правки, неудачно. В серии с маской Чёрного бога, по сути, вся мистика, помимо, собственно, маски, заключается в загадочном дыме, который, как выясняется в итоге, появляется при помощи дым-машины. Зачем? Почему? Несколько позже, в другом сезоне, в поле зрения прокуратуры попадает ловкий мошенник Болотный, выдающий себя за чёрного мага, способного убивать людей на расстоянии при помощи демонических чар. Все следователи так упёрлись в загадочную фигуру чародея, что, похоже, никто даже не пробовал расследовать преступления обычными средствами. Ведь убивал жертв обычный человек, подельник лже-мага. Допустим, было бы сложно доказать связь этих людей, а также обосновать мотивацию. Но по крайней мере, поймать исполнителя было бы вполне реально. Один из первых примеров — серия, в которой жертву довели до самоубийства, а Швецову — пытались довести, организуя телефонные звонки загробным голосом «Тебя никто не любит! Ты должна умереть!», которые было невозможно ни отследить, ни даже доказать, что они вообще были. А потом оказалось, что сообщник злодея был связистом, мастерски умевшим подключаться к телефонной линии, откуда вздумается, а его нечеловеческий голос — побочный эффект рака горла.
  • «Легендарный Ди Жэньцзе»: заговорщики расправлялись со своими противниками, изображая нападение призрачного всадника. Огромный конь был последним представителем вымершей породы.
  • Первый сезон «Фарго» и кровавый душ. Впрочем, без стечения обстоятельств не обошлось.
  • «Пламенный Чанъань»: команда средневековых китайских сыщиков специализируется на поимке Стэплтонов местного разлива. Благо ассортимент нежити весьма богат и население в него охотно верит.
  • «Чудеса» (они же «Святой дозор») (2003) — 10 серия. Мистификацию с великой Гудвининей Дебби, якобы регенерирующей по воле Господа, что твой Росомаха, организовал местный мэр, дабы привлечь в свой ничем не примечательный городок толпы туристов, а с ними и их денежки. Однако ж, следует отметить, что в подавляющем большинстве других серий чудеса всё же настоящие, да и эта в итоге не обошлась без маленького чуда.
  • В одной из серий одного старого детского телесериала злодеи попытались согнать с места школьный летний лагерь в Великой Долине, запугав его воспитанников «призраком Великой Долины», под которого самым примитивным способом вырядился один из членов злодейской шайки, мальчишка по кличке Паук.

Мультфильмы[править]

  • «Леато и Феофан: партия в покер» — инверсия: герои-сыщики едут в старинное поместье расследовать преступление, в котором вроде бы нет никакой мистики, но в финале оказывается, что преступления-то никакого и не было, просто хозяину поместья (существу сверхъестественному) было очень скучно и хотелось привлечь к себе внимание.

Мультсериалы[править]

  • «Avatar: The Last Airbender»: геройский вариант: под духа Цветной Леди маскируется Катара. Впрочем, в конце серии недвусмысленно показывают, что Цветная Леди всё-таки существует, только в данном конкретном случае не действовала сама.
    • В другой серии герои попали в деревню, где заправляет старая прорицательница-шарлатанка, якобы предсказывающая будущее по знакам на небе. Герои узнают, что вулкан рядом с деревней вот-вот проснётся, и пытаются убедить в этом жителей. Те поднимают героев на смех, утверждая, что если бы деревне грозила опасность, прорицательница увидела бы нужные знаки, а она их не видела, так что никакой опасности нет. Чтобы убедить людей, Аанг и Катара при помощи своей магии (и Аппы) создают на в небе облако в виде черепа. Прорицательница, испугавшись, тут же велит жителям спасаться, и те покидают деревню.
  • «Скуби-Ду»: большинство дел оказываются «планами Стэплтона».
  • «Утиные истории» — в одной из серий судно с грузом Скруджа Макдака потопил огнедышащий морской змей, оказавшийся модифицированной с помощью механической головы с шеей и примитивной огнеметательной установки подводной лодкой ушлого капитана, всякий раз первым добирающегося до затонувших после встречи со змеем судов.
    • Друиды проворачивают классический план Стэплтона (даже с использованием аналога собаки Баскервилей) в родовом замке МакДаков, маскируя его под проклятый старый дом. На самом деле их волнует исключительно расположенное в катакомбах замка святилище, которое строители аннексировали рейдерским методом — когда Скрудж об этом узнаёт, на том вековая распря с друидами и заканчивается.
  • «M.A.S.K.» — в одной из серий Мэйхэм охотился за вроде как волшебным мечом Юлия Цезаря, и его подручные, Слай Рэкс и Ванесса Уорфилд с помощью дымовых бомб и лазерного бластера устроили реставраторам Колизея явление призрака Цезаря, а в конце серии уже команда М. А. С. К. А. разыграли Мэйхэма с помощью тех же бомб, сначала заставив его поверить, что меч и в самом деле волшебный, когда его заклятый враг вроде бы сгинул в облаках взрывов, а потом жестко обломав.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — здесь это обычно делают положительные персонажи и с благой целью.
    • 1 сезон, 11 серия. Главгероиня Наоми переоделась в на удивление убедительно выглядящую мумию, чтобы отпугнуть двух чёрных археологов, вознамерившихся разграбить древнюю гробницу. И у неё бы всё получилось, если бы не не эти назойливые детишки и их пёс! её одноклассник, зачем-то разболтавший злодеям правду.
    • 2 сезон, 8 серия. Чтобы спасти похищенного троллем Хораса, Эдди и Шелдон соорудили из подручных средств голову большого страшного огра с горящими глазами (фонарики), издающую жуткий рёв (рупор). В отличие от двух предыдущих их планов, этот сработал великолепно. Тролль поверил, испугался и сбежал, а чуть позже всем троим мальчикам тоже пришлось убегать, потому что пришёл настоящий огр.
  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Чудовища» (2 сезон, 26 серия). Элиза предполагает, что Лох-несское чудовище — это всего лишь замаскированная подлодка, которую в складчину построили местные жители, чтобы щекотать нервы туристам… и оказывается права и неправа одновременно. Местным такие уловки ни к чему, потому как Несси действительно существует и сама часто показывается людям на глаза. Но и замаскированные подлодки в озере Лох-Несс тоже есть — их использует злой генетик Антон Севариус, чтобы изловить Несси, не привлекая внимания санитаров местных жителей и туристов.
  • «Гравити Фолз» — сабжем занимались МакГакет (Живогрыз) и в каком-то смысле Гидеон, имитирующий способности телепата. Также Стэнфорд старательно разыгрывает перед туристами и жителями городка Человека-загадку, чтобы никто не узнал страшную правду.
  • «Розовая пантера», серия «Оборотень в пантерьей шкуре» — оборотень, из-за которого убервальдский городок нанял ловца бродячих собак в лице Пантеры, оказывается ряженым разбойником, который планировал запугать горожан настолько, чтобы по ночам никто из них не смел высунуть на улицу носа, и он смог спокойно забраться в городской банк.

Комиксы[править]

  • «Тинтин в Стране Советов» — злые советские коминтерновцы одну из своих террористических баз замаскировали под «притон нечистой силы». Очень топорно — с помощью кукол, пневматики, фонографа и ещё чего-то такого. Поначалу и вправду было жутковато… Но потом Тинтин (заподозрив подвох, когда услышал перебор пафоса в риторике, озвучиваемой «загробным голосом») раскрыл обман и вдоволь посмеялся.
    • А ещё прежде этих событий Тинтин и сам отыграл троп в гостинице, перерядившись привидением и до полусмерти перепугав — и обратив в бегство — суеверных чекистов (или задействованных ими «социально близких»(c) убийц?). И проорав им вслед замогильным голосом: «И ПРОКЛЯТИЕ НА ВАС!». Впоследствии не исключён и эффект ноцебо, эти «рыцари революции», ещё до конца не избавившиеся от религиозных предрассудков, могут ведь и нешуточно захворать на почве одного лишь своего богатого воображения…
      • Такой уж это выпуск комикса: глумливо-пародийно-безбашенно-клюквенный. Во втором выпуске — «Тинтин в Бельгийском Конго» — фитилёк прикручен (но «борцы с расизмом» всё равно в последующие десятилетия очень негодовали), а начиная с третьего Эрже старался делать комиксы в целом убедительно-реалистичными, а градус стёба тоже помаленьку снижал от выпуска к выпуску.
    • Однако в более позднем (но в первой своей редакции ещё довоенном) выпуске «Загадочный метеорит» вооружённый маньяк-верун захватил корабль, на котором должна была отплыть международная экспедиция, и стал кричать, что это он «от имени Господнего» и Господу, дескать, экспедиция неугодна. Ну, находчивому Тинтину пришлось взять матюгальник и возгласить на весь порт: «Сыне, к тебе говорит Господь твой. Всё в порядке, сия экспедиция угодна Мне, и повелеваю тебе препон ей не чинить!». «Повинуюсь, Господи!» — возопил Филиппулус, сложил оружие и… был увезён санитарами. (В англоязычной версии этот момент стыдливо и богобоязненно переосмыслен переводчиком — но во франкоязычном оригинале всё было именно так).

Видеоигры[править]

  • «Skyrim» — задание «Погребальные тайны». В деревушке Айварстед хозяин таверны пожалуется на призрака из ближайшего кургана, который распугивает путников и портит репутацию заведения. Ворвавшийся в подземелье Довакин обнаруживает там вполне живого, из плоти и крови эльфа Винделиуса Гатариана, который с помощью специального зелья придаёт себе облик призрака. Если прочитать его дневник, выяснится, что Винделиус постепенно сошёл с ума и из-за длительного пребывания в кургане или какой-то магии позднее начал считать себя драугром.
  • «Criminal Case» — пару раз встречается.
    • В первом сезоне, Grimsborough, в 27 деле убийца притворялся Озёрным Чудовищем из местной городской легенды.
    • В 28 деле персонаж игрока сталкивается с домом, в котором якобы водятся призраки. На самом деле убитый недосмотрел за собственным двухлетним сыном, а когда тот погиб, попытался свалить всё на призраков. Его жена, узнав об этом, заставила мужа поверить, что в доме действительно водятся привидения, а затем убила, сбросив на него люстру, и точно так же выдавала это за паранормальное явление.
    • Зигзаг во втором сезоне, Pacific Bay. В локации Уайт Пикс есть городская легенда о Ночном Ходоке (в официальном переводе Лунатик) — чудовище, якобы обитающем в местных лесах и убивающем там людей. Выясняется, что в основу легенды легла история искалеченного ветерана Гражданской войны. Его должны были чтить как героя, но вместо этого боялись изуродованного лица и считали чудовищем, в итоге ветеран ушёл жить в лес, и больше его не видели, зато с тех пор начали пропадать люди. Неизвестно, был ли он убийцей или нет, но в наши дни исчезновения людей возобновились, и вскоре становится понятно, что легенду использует как прикрытие настоящий серийный убийца. Которым в итоге оказывается Дункан Янг, брат одной из напарников персонажа игрока и бывший полицейский, оставшийся инвалидом-колясочником после того, как закрыл собой заложницу от пули, и тронувшийся умом, потому что после этого о нём забыли. Что интересно, именно он рассказал об участившихся исчезновениях и помогал персонажу игрока узнать предысторию того изначального Ночного Ходока, непонятно, зачем: то ли пытался запутать расследование, то ли, как и некоторые реальные маньяки, в глубине души хотел, чтобы его поймали.
  • «Assassin's Creed Unity» — при расследовании дела Красного призрака Тюильри можно сделать вывод, что жертва покончила с собой, увидев красного призрака, который появился благодаря хитроумной машине убийцы.
  • «Fallout 2» — обмазавшись фосфоресцирующей краской, полученной из пещерных грибов, жители пещеры вблизи города Модока отпугивают незваных гостей, залезших на их наземную ферму. Одного так напугали, что он удрал в другой город и спился.
  • «Clock Tower II: The Struggle Within» — зигзаг: проклятье настоящее, но вся творящаяся чертовщина имеет научное происхождение и специально устроена злодеем под видом этого проклятья.
  • «Hitman» (2016) — можно использовать паранойю Сильвио Карузо насчёт призрака его матери против него самого.
  • «Evil Genius 2: World Domination» (2021)
    • Среди множества махинаций, которые могут провернуть наши миньоны на мировой арене, есть и такая. Найти обычный сарай, убедить всех, что у нём водятся привидения, и брать деньги за вход.
    • В другой отвлекающей миссии можно убедить вражеских спецслужбистов, что их здание захватили призраки, установив динамики в стенах.
  • «Чёрная книга» (2021) — обычно нечисть в игре самая что ни на есть настоящая, однако пару раз встретится и троп: то крестьяне-луддиты попортят телеграфную линию, а свалят на бесов, то два незадачливых рэкетира под видом лешего пожертвования у прохожих вымогают.

Визуальные романы[править]

  • Uro no Shoujo — главный маньяк пытается обставить убийства как происки мстительного божества и на дело ходит строго в демонической маске жрицы (к которой с внутренней стороны на всякий пожарный прикреплена ампула с цианистым калием).

Прочее[править]

  • Пранк с Owlman’ом, поджидающим любопытных посетителей заброшек.

Реальная жизнь[править]

  • В старину контрабандисты нередко рядились призраками и ожившими мертвецами, дабы провезти товар мимо ошалевших от ужаса таможенников.
    • Учитывая, что в те времена пышным цветом цвели болезни, выкашивающие экипажи кораблей, таможня давала добро всегда. А в литературе появился каноничный образ корабля с трупаками, которые внезапно оживали и начинали выдавать люлей тем, у кого желание помародёрствовать перевешивало инстинкт самосохранения.
  • Более чем вероятно, что знаменитый Джек-Прыгун был на самом деле переодетым злоумышленником.
  • И он не одинок. Знаменитые «попрыгунчики», они же «живые покойники», рядились в белые саваны, обували специальные пружинные механизмы (вариант — ходули) и устраивали налёты в Петрограде и Москве.
  • Аналогичные теории существуют и в отношении Жеводанского Зверя. Так и нет ясности, к какому виду он принадлежал, и даже был это один зверь или несколько. Это мог быть огромный пёс или волкособ, натасканный хозяином на людей и «украшенный» в стиле собаки Баскервилей. Или же серийный убийца, облачившийся в звериную шкуру — есть мнение, что всех жертв убивал и насиловал местный землевладелец, и хищные животные тут вообще не при чём (именно эта версия используется в телефильме «Зверь из Жеводана», см. раздел «Кино»).
    • Эмм... А кого конкретно изнасиловал Жеводанский Зверь? Он вроде сразу ел. За что и прославился как людоед.
  • В немецком городе Ахене, где живёт автор правки, есть легенда о монстре по имени Бахкауф. Легенд, собственно, две, но в первой Бахкауф напал на короля Пипина Короткого и на том его история завершилась. А в 1605 году по Ахену прокатился слух, что монстр вернулся. Снова на добрых бюргеров, возвращающихся домой после пары кружек пива, начало нападать что-то страшное, лохматое и клыкастое. Оно прыгало на спину позднему гуляке, угрожающе рычало, и наверняка сожрало бы любого, у кого не хватило бы ума сорвать с пояса кошель и отшывырнуть его в сторону. Монстр кидался на звон монет, а его жертва могла тем временем сделать ноги. Ханс Пальмен, стражник ворот Святого Якоба, своими глазами видел это чудовище. Он клялся и божился, что у Бахкауфа была медвежья голова, хвост дракона и могучие лапы с острыми когтями. Ханс поклялся лично изловить зверюгу и рьяно взялся за дело. Он устраивал засады, он расставлял капканы, он обшарил весь Бюхель — холм, где чаще всего совершались нападения — но безрезультатно. Монстр всегда успевал удрать буквально за минуту до появления стражника. Вместе с кошельком, конечно же. Чудовищный террор продолжался до самой осени. Люди уже боялись из домов выходить, а трактирщики несли серьёзные убытки, когда Бахкауф совершил ошибку — он напал на кузнеца, который как раз возвращался из таверны Цепь, когда на его спину опустился тяжёлый груз. Здоровенный кузнец, однако, не струсил. Он ухитрился вырваться из цепких лап, но не побежал, а сам ухватил зверюгу поперёк хребта и сдавил что есть силы. Монстр сперва только рычал, но вскоре в нём прорезался натуральный человеческий голос, да такой, что полгорода сбежалось. Шкуру сняли, и под ней оказался крепко помятый Ханс Пальмен.
    Ворота обыскали и быстро нашли сундук, полный кошельков, колец и прочих ценностей, утащенных Бахкауфом. А потому, как гласят городские хроники, Item anno domini 1605 12. Novembris был Ханс Пальмен, бывший стражник ворот Святого Якоба, за воровство и ложный маскарад в облике чудовища взят под стражу и строго наказан: выпорот, заклеймён и навеки изгнан из города Ахена.
    • Ещё в Ахене рассказывают сказку о доме с полтергейстом, который повадился пугать жившую там старушку. Она бы и рада была переехать, но денег на новое жильё у неё не было, а за дом с дурной репутацией сосед давал просто смешную цену. Она уже почти согласилась, но тут из университета приехал её внук, засел в погребе, а наутро выволок оттуда избитого соседа, который прокопал ход из своего подвала и пугал бабку жуткими звуками, чтобы выкупить её дом по дешёвке.
  • Есть оренбургский аналог сей истории. При князе Волконском выдавался за не подлежащий сомнению факт, что в городе по ночам ходит оборотень «человек-свинья», нападает на одиноких пешеходов и сбивает с ног. Падая со страху, они, когда придут в сознание, не находят на себе ценных вещей. Казначей Алексей Михайлович Романовский как-то ночью возвращался с вечера от князя и на базаре встретился со свиньею; последняя, хрюкая, набежала на него и видимо желала сшибить его с ног, как и других, но он устоял и, заметив у свиньи руки, вступил с нею в борьбу, бил по ушам шпагою, без которой не ходил к начальству; при этом с головы свиньи упала искусно приделанная шапка, изображавшая свиное рыло. Романовский увидал, что свиньею наряжался солдат и по ночам грабил трусливых. На другой день отыскался этот солдат по полученным на ушах ранам, предан суду, и с того времени оборотней в городе не было.
  • Да и вообще, если вдуматься… Быть может, многие страшные сказки и легенды о монстрах и злых духах имеют под собой вполне реальную основу — такие вот планы Стэплтона.
  • Ку-клукс-клановцы при нападении на суеверных негров первое время выдавали себя за восставших из мёртвых бойцов Конфедерации.
  • План Стэплтона был успешно поставлен на вооружение директором ЦРУ Эдвардом Ландсдейлом против повстанческого движения «хукбалахап» на Филиппинах. Тщательное изучение фолклора выявило, что местные крестьяне (основная поддержка революционного движения) очень суеверны и опасаются различных сверхъестественных созданий, в т. ч. местной разновидности вампиров. По инициативе Ландсдейла, правительственные войска сначала распускали слухи о появлении вампиров в контролируемых повстанцами районах, затем по ночам похищали боевиков повстанцев, душили их и выпускали из тела кровь через «раны от клыков» на горле. Обескровленное тело оставлялось вблизи лагеря повстанцев. Парадоксально, но идея сработала успешно, настроив местное население против «привлекших вампира» повстанцев.
  • Хитрый и безжалостный диктатор Франсуа «Папа Док» Дювалье для страху выдавал себя за воплощение божества смерти, барона Самди, а своих карателей тонтон-макутов — за поднятых зомби. Надо сказать, мирное население эти отморозки запугивали и без всякой мистики…
  • В 1930-х жители Владивостока стали побаиваться ходить на Орлинную сопку со стороны Покровского кладбища. Дело в том, что там по вечерам стало появляться белое привидение, к тому же завывавшее на всю округу. Это продолжалось довольно долгое время, пока в дело не вмешалось ОГПУ. Оказалось, что в этом месте находилась китайская опиокурильня, держатели которой вечером вылезали на крыши в белых простынях и отпугивали нежеланных любознателей.