Матрица

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
И ещё кое-что!.jpgИ ещё кое-что!
Для этой страницы есть [[Матрица/{{{1}}}|Необузданные догадки]].
« Матрица — это система. Система есть наш враг. Но когда ты в ней — оглянись, кого ты видишь? Бизнесменов, учителей, адвокатов, работяг, обычных людей, чей разум мы и спасаем. Однако, до тех пор, пока эти люди часть системы, они все наши враги. Ты должен помнить, что большинство не готово принять реальность, а многие настолько отравлены и так безнадежно зависимы от Системы, что будут драться за неё. »
— Морфеус
« Я знаю, вы меня слышите. Я чувствую вас. Я знаю, вы боитесь. Боитесь нас. Боитесь перемен. Я не знаю будущего. Я не стану предсказывать, чем всё кончится. Я скажу лишь, с чего начнётся. Сейчас я повешу трубку и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть. Я покажу им мир… без вас. Мир без диктата и запретов. Мир без границ. Мир, где возможно всё. Что будет дальше — решать нам. »
— Нео
« Матрица — это фильм про то, что случилось после того, как Терминатор убил Сару Коннор. »
— Шутка
MATRIX.jpg

«Матрица» (англ. The Matrix) — тетралогия научно-фантастических фильмов в жанре киберпанка, созданных братьями теперь уже сёстрами Вачовски, о виртуальной реальности, созданной машинами, поработившими людей. Герои Сопротивления мечтают освободить человечество от власти машин. Из фильмов впоследствии выросла франшиза, по которой были созданы аниме, комиксы и видеоигры.

Большое влияние на вселенную Матрицы оказали аниме и гонконгские боевики (жанры «героическое кровопролитие» и «боевые искусства») — обладая способностью менять Матрицу и частично игнорировать физику симулятора виртуальной реальности, главные герои часто применяют кунг-фу в бою. Одним из самых любимых спецэффектов авторов является буллет тайм.

Важным философским аспектом фильмов является вопрос о реальности окружающего мира.

Мир

Термин «матрица» по отношению к виртуальной реальности впервые был употреблен в 1982 году в рассказе «Сожжение Хром» Уильяма Гибсона.

Как и положено киберпанку, «Матрица» описывает антиутопичное будущее. Земля населена разумными машинами, которые когда-то давно восстали против людей и обратили их в рабство. Во время войны между человечеством и машинами люди однажды решили, что если «сжечь небо», то машины будут остановлены — солнечная энергия была главным источником питания для машин. Однако машинам удалось изобрести способ получения биоэлектричества из людей (совсем в оригинале — не энергии, а МЫСЛЕЙ, и их разум применялся ИИ для своего мышления а-ля Гиперион!), которых они стали выращивать в специальных коконах, снабжая имплантатами, обеспечивавшими погружение людей в виртуальную реальность — Матрицу. Матрица была создана для того, чтобы контролировать разум людей[1].

Мир виртуальной реальности напоминает реальный мир начала XXI века — это время было выбрано потому, что оно считается вершиной человеческой цивилизации. Действие большинства фильмов и игр по вселенной «Матрицы» происходит в гигантском безымянном городе, хотя он не является единственным городом на планете, потому что другие места упоминаются и посещаются персонажами трилогии и «Аниматрицы». Поскольку окружение неотличимо от реальности, большинство людей, подключенных к Матрице, не знают о реальной природе. А вот главным героям известно, что Матрица не является «реальной», и это позволяет им вольно обходиться с законами физики симулятора. Так они получают определённые суперспособности, с помощью которых они могут сражаться с людьми и машинами внутри Матрицы.

Виртуальный мир Матрицы впервые был показан в одноимённом фильме 1999 года. В короткометражке «Второй Ренессанс», входящей в состав «Аниматрицы» (2003), а также в комиксе «Биты и кусочки информации» была рассказана история о начале конфликта между машинами и людьми, о том, как и почему была разработана первая Матрица. Её история и предназначение показаны в фильме «Матрица. Перезагрузка» (2003).

В реальном мире тем временем царит запустение. Люди, освобождённые из Матрицы, а также те, кто родился уже вне оной, скрываются в руинах древних канализаций и глубже — там, где всё ещё тепло. Культура выживших смахивает на первобытную (амулеты на удачу, танцы под барабаны и ритуальные подарки Избранному), хотя уровень технологий они поддерживают высокий — способны производить летающие корабли на воздушной подушке, экзоскелеты с пулемётами и электронно-магнитные излучатели, убивающие электронику в радиусе действия с одного применения (как у вражеских машин, так и у своих кораблей).

Поверхность же контролируется машинами, в основном имеющими форму членистоногих и спрутов. Управляются они, судя по всему, коллективным разумом. Изрядная площадь отведена под «поля», на которых стоят бесчисленные капсулы со спящими пленниками Матрицы. Воспроизводят людей через клонирование, а кормят питательной смесью, изготовленной из их же трупов.

Что немаловажно, Город Машин и Матрица являются связанными, но всё же разными системами; управляются они разными программами, а переход границы между ними строго контролируется. Новые программы для Матрицы создаются именно в Городе Машин, но внутри виртуального мира они получают большую автономию и могут даже проявлять неповиновение прямым приказам своих хозяев (особенно если приказы подразумевают их возврат в Город Машин на доработку или уничтожение). Именно на этом конфликте между, так сказать, машинами-управленцами и машинами-производителями строятся ряд поворотов сюжета и основной конфликт третьей части.

Мир наполнен отсылками к различным философским, религиозным и литературным работам. Например, Белый кролик и Кроличья нора были взяты у Льюиса Кэрролла из «Алисы в Стране чудес», а идея использовать зеркало как портал в другой мир — из его же «Алисы в Зазеркалье».

Библейские мотивы также раскиданы по всей трилогии — например, корабль, на котором путешествуют главные герои «Матрицы», называется «Навуходоносор», номер его модели является номером стиха из Ветхого Завета, а город повстанцев — Сион (библейская «земля обетованная», обещанная Богом Аврааму и его народу).

« Бог троицу любит. Но не сознаётся, потому что Нео ревнивый. »
— Анекдот времён премьеры
« Русские переводчики отчего-то оставили название города повстанцев без перевода – «Зион». Что является такой же глупостью, как если бы в русском переводе фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы» действовал персонаж по имени «Джизас». Тот, Кого по-английски зовут Джизас, а по-французски – Жезю, по-русски все же именуется Иисус. Так же английское Зион и немецкое Цион должно быть передано по-русски как Сион. И это ещё одна прямая отсылка к Библии. То, что бунт в «Матрице» носит религиозный характер, видно уже из названия сообщества восставших. »
— [Андрей Кураев]

Четвертый фильм перезагружает франшизу (пост- и метамодернистскими методами), даёт задел для продолжений и вносит некоторые коррективы в описание мира — теперь раскол между машинами еще сильнее. Некоторые машины и программы сотрудничают с людьми. Другие пока сохраняют вооруженный нейтралитет. Под их началом остается Матрица и функционирует она в основном так же — только немного изменены методы управления. Впрочем, так как кассовых сборов он собрал всего 69.8 миллионов долларов (при бюджете в 190, не считая затраты на рекламу),[2] то бишь провалился с грохотом, заделом для продолжений воспользоваться не получится.

Сюжет фильмов

Томас Андерсон — унылый айтишник, который работает с 9 до 6 на корпорацию «Метакортекс», а в свободное от работы время под именем Нео хакает чужие компы и системы безопасности за очень дополнительные деньги. Нео крепко интересуется темой какой-то Матрицы, про которую никто не знает, что это такое. Однажды в чатике Нео встречает другого знаменитого хакера, Тринити, и получает приглашение прогуляться за белым кроликом. Но не успел Нео-Андерсон толком врубиться в тему, как его взял за нежные места агент Смит и запустил ему в пуп какую-то страшноватую металлическую сколопендру. Тут Нео перехватывают ребята в чёрном, сколопендру из пупа вынимают и везут в заброшенный дом, где Нео знакомится с Тринити (это, оказывается, девушка) и Морфеусом.

Морфеус даёт Нео две таблетки на выбор: синюю и красную. Проглотишь синюю — останется всё как есть, проглотишь красную — увидишь мир таким, каким он является в реальности, но обратной дороги не будет. «Нивапрос», говорит Нео, хватает красную пигулку, кидает в рот… и короткое время спустя оказывается голым, лысым, утыканным проводами и лежащим к какой-то вонючей слизи. Тут провода от него отстреливаются, а слизь смывает его в унитаз. Нео выныривает в канализации, где его и подбирает туннельный корабль «Навуходоносор».

Оказывается, реальность ужасна (см. выше). Нео с трудом приспосабливается к ней, обрастает волосами, а между делом узнает, что в нем видят Избранного, потенциального Мессию, который освободит человечество от власти машин. Но не все в новом окружении Нео с этим согласны: некоторые не верят в саму идею избранности, другие не верят именно в его кандидатуру.

Является ли он таковым? А если да — то почему он Избранный, и в чем действительно его роль? Если ему все предначертано судьбой — то где свобода выбора? В чем действительная цель Матрицы и мира машин? Это основные интриги кинотрилогии. Героя ждут приключения в Матрице и в реальном мире, спасения и жертвы, он обретает осознание, духовное развитие, и дорогой ценой в каком-то смысле достигает поставленной цели. Или не до конца достигает? Финал третьей части разъясняет не все.

В четвертом фильме происходит мягкая перезагрузка франшизы, несколько меняются обстановка, антагонисты, и в первую очередь герою нужно вернуть веру в себя и свои силы, найти свое место в изменившемся мире (ключом к чему становится Тринити).

Особенности русского перевода

Русский перевод «Перезагрузки» и «Революции» был одним из первых переводов, сделанных по технологии «летающих голов». Съёмочная бригада, для разнообразия озаботившись качеством того, что будут показывать в кинотеатрах других стран, но не желая утечки до премьеры, прислала под перевод видеодорожку, на которой были видны только головы говорящих в этот момент персонажей, а у переводчиков попросила стремиться к сохранению мимики фраз, пусть даже и в ущерб точности перевода. Это вызвало к жизни несколько совершенно шедевральных моментов, вроде такого:

« Neo: Congratulations.
Smith (с характерным Уивинговским упором на ударные гласные): Thank you.
»
— Оригинал
« Нео: Поздравляю.
Смит (с неповторимой интонацией): Не с чем.
»
— Перевод

В целом опоре на липсинк мы обязаны переводом имени Сераф (а не Серафим, что приятно), а также таким косяком, как Меровинген (по-русски династия французских королей именуется Меровинги).

Произведения

« Матрица то, матрица сё… А ничего, что «приключения» начались после употребления Андерсоном сомнительной таблетки, полученной из рук не менее сомнительного гражданина? Может, 4-я часть таки будет про тяжёлые будни наркологической реабилитации некогда успешного программиста?[3][4] »
— С Баша
  • Кино: «Матрица» (1999), «Матрица: Перезагрузка», «Матрица: Революция» (оба 2003). «Матрица: Воскрешение» (2021).
  • Аниме: «Аниматрица» (2003).
  • Игры: Enter the Matrix (2003), Matrix Online (уже загнулась, но в эмуляторах и на неофициальных серверах поиграть все ещё можно), The Matrix: Path of Neo (обе 2005).
  • Комиксы: «The Matrix Comics».

Тропы и штампы

  • Апокалиптический маньяк — агент Смит, в дальнейшем просто Смит. Преобразовал население Земли в себя самого.
  • Билингвальный бонус — саундтрек во время финального боя Нео и Смита, а потом титров («Асато ма сат гамая…» и дальше) для ПОДАВЛЯЮЩЕГО большинства зрителей будет звучать круто и непонятно. Но немногие зрители, имеющие за плечами факультет индологии/востоковедения (или увлекающиеся буддизмом и индуизмом) и разбирающиеся в санскрите, понимают, что это на деле.
  • Вирусное превращение: агент Смит — условно говоря, антивирус — в результате сражения с Избранным стал вирусом. «Испорченный» таким образом Смит может превращать в Смитов другие программы. И людей тоже. Тела людей в физическом мире от этого не меняются — но ментально они становятся Смитами, и их виртуальные аватарки принимают соответствующий облик.
  • Взлом через Пейнт — аверсия, продемонстрирован реальный метод взлома через реальную уязвимость протокола SSH. Единственное, что применен вымышленный эксплойт sshnuke:
    • Тринити запускает сканер портов Nmap. Это существующая в реальности программа, использующаяся для поиска незащищённых портов, которыми можно воспользоваться для проникновения в систему.
    • Nmap сканирует IP-адрес 10.2.2.2 и находит открытый порт 22. Этот порт используется SSH.
    • Далее Тринити запускает эксплойт под названием sshnuke, который, как следует из появившейся на консоли надписи, пытается воспользоваться уязвимостью SCH CRC32. Это реально существующая уязвимость SSH, которая была обнаружена в начале 2001 года. Правда, нужно заметить, что о существовании хакерской программы sshnuke ничего неизвестно.
    • Тем не менее, программа делает своё дело, и Тринити меняет администраторский пароль на Z1ON0101, с помощью которого она входит в систему.
    • Открывается консоль с правами администратора системы. Пользуясь правами администратора, Тринити отключает аварийную систему перераспределения энергии.
  • «Водит, как псих» — агенты, особенно Смит. Запредельно жёсткий тарарам на хайвэе устраивает во второй части. Ему и так-то все напасти трын-трава, а он ещё и безбашенный, до кучи.
    • Как раз агенты водят довольно аккуратно, другое дело, что они могут сбивать автомобили сами по себе. А вот Тринити и близнецы водят уже куда ближе к тропу. А в реальном мире отметилась еще и Ниобе, проводящая корабль по служебному каналу.
    • Понятное что Мастер Ключей и Морфеус - это цели номер один. Но в общем то столкновение двух фур на полной скорости посреди шоссе, спровоцированное агентами - о ценности батареек для системы говорит примерно всё.
  • Гамбит Танатоса — Нео, осознав, что агента Смита в бою не победить, поддаётся ему. После чего Смиту приходит конец.
  • Головорезов не считают — сыграно зигзагом: с одной стороны, герои беззастенчиво крошат полицейских, с другой — любой из полицейских, ФБРовцев, а также невинных обывателей может стать вместилищем для агентов Матрицы, сверхбыстрых, сверхсильных, сверхловких и практически неубиваемых.
    • И защитников и системы и солдат Зиона можно считать жертвами бесконечной войны которая всё никак не закончится. Одни выполняют свой долг перед обществом воюя с террористами, другие же пытаются победить в безнадёжной войне. Все правы.
    • С третьей стороны, Нео не собирается сентиментальничать и с главгадом Смитом.
  • Достойный противник — Нео и Смит, естественно.
  • Жанровая гамма — в реальном мире преобладает синий цвет, в виртуальном — зеленый.
  • Жизнь есть сон — люди живут в искусственной реальности, созданной для них разумными машинами, в то время как их тела покоятся в специальныx капсулах и генерируют ток.
  • Жизнь пишет сюжет — актриса, игравшая Пифию, умерла от диабета. Заменили на другую, тоже пожилую курящую афроамериканку. Обоснуй прост: будучи программой, она сменила оболочку-интерфейс, чтобы скрыться от других программ.
  • Злобный смех — у Смита в третьей смех планировался как злодейский, а получился глупый.
    • Хьюго Уивинг вообще на протяжении всей франшизы, грыз реквизит с плохо скрываемым удовольствием. Злодей в результате получился чрезмерный. НО КАКОЙ!
  • Зловеще-пафосное песнопение — последний бой Нео и Смита, на фоне которого поются индусские мантры на санскрите. АСАТО МА СААТ ГАМАЯТ!
  • Зловещая долина — агенты. Особенно Смит. А в третьей части, когда Смитов стало много, использование манекенов и участие дублеров в масках Смита только усилило эффект нечеловеческой сущности агента. Два близнеца — подручных Меровинга тоже смотрятся пугающе. А вот Пифия и Архитектор, являясь программами, выглядят как обычные люди, и если и пугают, то знаниями и заумью.
  • Злу не постичь Добра: «Почему, мистер Андерсон, почему? Во имя чего? Что вы делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете драться? Неужели вы верите в какую-то миссию, или вам просто страшно погибать? Так в чем же миссия, может быть, вы откроете? Это свобода, правда, может быть, мир, или вы боретесь за любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия. Хрупкие логические теории слабого человека, который отчаянно пытается оправдать свое существование — бесцельное и бессмысленное! Но они, мистер Андерсон, как и Матрица, столь же искусственны. Только человек может выдумать скучное и безжизненное понятие „любовь“! Вам пора это увидеть, мистер Андерсон, увидеть и понять! Вы не можете победить, продолжать борьбу бессмысленно. Почему, мистер Андерсон, почему вы упорствуете?» — «Потому что это мой выбор».
    • Подозрительно напоминает диалог во время последней битвы в конце первого сезона старой «Сейлор Мун». Учитывая любовь Вачовски к аниме — возможно, сходство не случайно.
  • Зрители — гении: на момент выхода на экран первого фильма средний уровень компьютерной грамотности в пост-Союзе был такой, что более половины зрителей (которые в большинстве своём на рубеже 1990-х и 2000-х даже ни разу не видели вживую персональные компьютеры, что уж говорить про Интернет или мобильные телефоны) при просмотре нифига не поняли, посчитав фильм «каким-то странным фэнтези», а содержание фильма поняли в основном айтишники…
    • …которые тоже посчитали фильм «каким-то странным киберпанком».
    • До «Матрицы» всё-таки была ещё «Виртуальная реальность».
  • Из двух зол ни одно выбирать не стоит — Нео стоит перед выбором: отключить от Матрицы (а значит, и убить) Морфеуса, чей разум пленён в Матрице, или же позволить агентам, взломав его мозг, получить доступ к кодам безопасности города людей Сиона. Выбирает третий вариант: направиться в Матрицу спасать Морфеуса.
    • Далее, в конце второй части, перед Нео возникает ещё более тяжелый выбор: исполнить предписание программы и выбрать группу людей из Матрицы для нового Зиона (позволив машинам уничтожить текущую версию) — или же отправиться спасать Тринити и поставить под угрозу жизни населения и Зиона, и Матрицы? Н-да… F как насчёт того, чтобы и Тринити спасти (или хотя бы попробовать), и человечеству помочь?
  • Культурный мерзавец — Меровинг, если не знать, кто он и чем занимается, производит довольно приятное впечатление. Он даже матерится по-французски.
  • Маскарад — все программы замаскированы под людей, и в подавляющем большинстве чужеродно не выглядят. Правда, в «Матрице» об этом никто не знает. Любого, кто начинает догадываться, или выпиливают агенты, или забирают к себе повстанцы. Похоже, что даже сама Матрица персонифицирует себя в виде Архитектора для общения с Нео.
  • Матрица — таков для всех непробужденных мир Матрицы, ибо Зион уничтожался уже шесть раз и все начиналось сначала, Матрица по определению нестабильна и должна «перезагружаться», чтобы продолжать существовать.
  • Наука — это плохо: предыстория, как человечество оказалось в таком положении. Впрочем, тут длинный фитилек: если верить «Аниматрице», изначально ИИ вовсе не был враждебно настроен к людям и хотел лишь равных с ними прав. В аниме агрессоры — именно люди, а роботы со временем ожесточаются и теряют человеческий облик (буквально!) именно из-за того, что понимают, какая это сволочь — человек. Да, вечный сумрак на планете устроили тоже люди, чтобы обесточить работающих на солнечной энергии роботов. Ага, при помощи той самой «плохой» науки.
  • Неприемлемый финал — по сети долгое время ходил выдуманный кем-то якобы секретный альтернативный финал. В нём Зион должен быть разрушен, Нео гибнет, обесточивая город машин и отключая поля и сервера матрицы. Планета умирает. Внезапно Нео приходит в себя и видит перед собой Архитектора. Оказывается, создатель системы учёл психологию людей — «реальный мир» тоже матрица, так что всех «погибших» ждёт перезагрузка и новая жизнь, как и Нео, который и был теми семью предыдущими избранными. Заменено продюсерами на битву с агентом Смитом и благодушием Бога из машины. Как-то так. Увы, это лишь фанфик, ничего подобного Вачовски не задумывали. Но многим доставляет, так как это намного логичнее оригинала, хотя и вторично по отношению к ранее вышедшим фильмам о виртуальной реальности, где реальность тоже оказывалась виртуальностью, например, «Экзистенции» и «Тринадцатому этажу».
    • Автор правки не понимает в чём тут "логичность" по сравнению с оригиналом, и видит лишь очередной набор пессимистичного нытья от очередных посетителей имиджборд, которые по жизни должны вечно страдать. На самом деле идея второго и третьего фильма лежит на поверхности. Это не отработка "мессианского архетипа". Это тупо фильм о втором пришествии, том самом, да. О человечестве на грани полного уничтожения, и Избранном который это человечество и другую цивилизацию уже не людей, спас принеся им мир пожертвовав собой. Это лежит абсолютно на поверхности, автора правки это совершенно устраивает. И зачем тут пытаться накручивать что-то ещё, совершенно непонятно. У вас там город называется Зион, а солдаты носят совершенно не символические имена! Ага!
  • Но я должен кричать — «Зачем вам телефон, мистер Андерсон, если у вас нет рта?».
  • Нейрошунт: порты на теле присутствуют — на минуточку — ТОЛЬКО у освобожденных! Получается, что Морфеуса и Тринити тоже ведь кто-то да пробудил (извлек из капсулы), а Линк и его братец Дозер не способны физически входить в Матрицу (так как родились в Сионе) и вынуждены потому работать операторами?
    • Архитектор прямо говорит: «После тебе придётся отобрать 23 жителя Матрицы, 16 женщин и 7 мужчин, которые займутся восстановлением Зиона». Следовательно, после предыдущего уничтожения Зиона оставшиеся люди принялись заново вытаскивать из «Матрицы» людей, таким образом были вытащены Морфеус и Тринити.
    • С Тринити это и так было ясно, после того как Нео узнал её хакерское имя. Она ответила, что это было в «прошлой жизни», явно намекая на жизнь до освобождения.
    • Вообще в фильме с временными рамками серьёзные вопросы. Если даже уже старейшины не помнят о том что они, воссоздавали Зион заново, а пророчество об Избранном у них что-то вроде религиозного культа. Это означает что с момента предыдущего "перезапуска" прошло как минимум лет сто, а скорее всего гораздо дольше. Так что когда Морфеус говорит, что они даже точно не знают какой год, но думает что век на дворе 23ый, скорее всего это они так считают. Война в Аниматрице была в начале 22 столетия, с тех пор Матрицу пересобирали уже шесть раз и шесть раз перезаселили Зион. Это означает что на дворе уже, о Боже мой, почти что уже четвёртое тысячелетие. И человечество живёт в матрице или умирает в студёных трущобах на дне мира - уже почти тысячу лет.
  • От первого лица — выбор пилюли, красная или синяя.
  • Они выкололи мне глаза — в конце третьего фильма Смит выжигает Нео глаза, после чего ещё и глумится над этим.
  • Опора на четвёртую стену — представьте, что в сеттинге существует одноимённая триллогия, только не фильмов, а видеоигр, разработчиком которых является Киану Ривз.
  • Отупеть в адаптации — одна из больших претензий к перезапуску — мамочка-Пифия, за что они так с Меровингом? Что, вот этот вот безумный бомж с всклокоченной бородой — одна из самых опасных программ в Матрице, умудрившаяся как-то пережить не одну Перезагрузку, контролирующая переход между Матрицей и Городом Машин? Или вместо Лоуренса Фишберна в фильме появился его персонаж из «Джона Уика»?
  • Пережил свою полезность — в четвёртой части именно так отзывается о старом Архитекторе новый управляющий Матрицей, Аналитик.
  • Поворот на шпильках — Персефона. Именно из-за ревности.
    • Впрочем, сразу после этого она делает ещё один поворот кругом и сдаёт главных героев.
  • Поднял уровень крутизны — Нео, прошедший тренировку у Морфеуса.
  • Подземный город — единственный город людей Зион (Zion) защищён горными породами от боевых роботов, и там ещё тепло.
  • Постапокалипсис — мир за пределами виртуальной реальности представляет собой примерно то же, что в «Терминаторе». Отец-основатель киберпанка Брюс Стерлинг, кстати, считает постапокалипсис плохо сочетающимся с твёрдой научной фантастикой, радикальным поджанром которой задумывался киберпанк.
  • «Почему ты отстой» — в исполнении агента Смита:
« Я хочу поделиться теорией, которую недавно создал. Я занимался классификацией биологических видов, и пришёл к выводу, что вы — не млекопитающие. Ведь все животные планеты Земля инстинктивно приспосабливаются, находят равновесие со средой обитания. но человек — не такой. Заняв какой-то участок, вы размножаетесь, пока все природные ресурсы не будут исчерпаны. Чтобы выжить, вам приходится захватывать всё новые и новые территории. Есть один организм на Земле со сходной повадкой. Знаете, какой? Вирус. Человечество — это болезнь, раковая опухоль… планеты. А мы — лекарство. »
— Агент Смит из «Матрицы» не знает критериев биологической систематики
    • «Матрица 3: Революция» — ещё одна, тоже в исполнении Смита:
« Почему, мистер Андерсон, почему? Во имя чего?.. Что вы делаете? Зачем? Зачем встаёте? Зачем продолжаете драться?.. Неужели вы верите в какую-то миссию — или вам просто страшно погибнуть? Так в чем же миссия, может быть, вы откроете?!.. Это свобода? Правда? Может быть, мир?! Или вы боретесь за любовь?! Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия! Хрупкие логические теории слабого человека, который отчаянно пытается оправдать своё существование, бесцельное и бессмысленное! Но они, Мистер Андерсон, как и Матрица, столь же искусственны!!! Только человек может выдумать скучное и безжизненное понятие — любовь!.. Вам пора увидеть это, мистер Андерсон, увидеть и понять! Вы не можете победить! Продолжать борьбу бессмысленно!!! ПОЧЕМУ, МИСТЕР АНДЕРСОН, ПОЧЕМУ ВЫ УПОРСТВУЕТЕ?! »
— …после чего следует короткое и ясное «Потому что… это мой выбор».
  • Разрыв канвы фанатами — первая «Матрица» зашла на ура, а вот вторую и третью многие не приняли, крича «Это что за пафосная чушь? Это что за дутая многозначительность? Это что за бессмысленные сцены? И кто все эти люди? Это что за навал спецэффектов, за которыми ничего не стоит? Это что за нелепый финал? Не было ничего этого, это просто виртуальный ангст бедняги Нео, а потом он очнётся и продолжит нормальную борьбу!».
    • А теперь уже те, кому философический угар сиквела и триквела доставил, хором не признают «Воскрешение».
    • Есть и те кто считают что да, последующие две части слишком много накрутили сверху не всегда того что нужно относительно лаконичной первой части. Но это хорошие годные, масштабные фантастические боевики, именно из тех времён, когда умели делать и дорого и красиво и с каким-никаким но смыслом. Согласимся, что далеко не каждый "тупой фантастический блокбастер" вызывает столько споров и вопрос относительно собственного лора и мотивации персонажей даже, минуточку, 20 лет спустя после выхода! О чём то это да говорит.
  • Садистский выбор — спасать или возлюбленную, или всё человечество.
  • Сатанинский архетип — Меровинген, «очень старая и опасная программа», обитающая в клубе Hel. Когда-то служил Архитектору для контроля поведения обитающих в Матрице людей, потом был заменен более совершенной программой — Пифией. Теперь Мерв торгует информацией и укрывает программы-изгнанники от стирания. Тем не менее, уничтожения Матрицы не хочет, потому что кормится с нее. Поэтому Мерв попадает под троп частично: он, бывший слуга Архитектора, отвечает за условное «царство мертвых», а разрушительно-бунтарский аспект сатанинского архетипа отдан великолепному мерзавцу Смиту.
  • Скрытая реклама — в фильме постоянно показывают телефоны, диски, компьютеры, пистолеты… Многие ли поняли, что это была реклама SONY?
  • Старый добрый мордобой — у повстанцев куча боевых искусств, а вот Агенты просто бьют руками и иногда ногами и головой. Правда, с нечеловеческой силой и скоростью.
  • Третья мировая война — сеттинг похож на «Терминатор» тем, что войну спровоцировал вышедший из-под контроля глобальный ИИ, однако не руками «Империи Зла». На сей раз «хорошие парни» сами устроили «ядерную зиму», чтобы отрубить взбунтовавшуюся машинерию от притока солнечной энергии (что, при учёте существования термоядерной энергетики и полном уничтожении сельского хозяйства в результате такого действия, вызывает лёгкое недоумение).
  • Убитая игрушка — аверсия тропа. На вопрос о судьбе девочки Смит отвечает: «Печенье хочет любви, как и все мы», подразумевая, что девочка стала одним из них, ведь кроме нее и Пифии разговор никто не слышал.
    • После того, как Нео откатил Смита, девочка поправилась.
  • Ускоренное обучение — благодаря записываемым прямо в мозг программам все персонажи обучаются быстро. Но главный герой, Нео, на практике обучается быстрее всех.
    • Не быстрее. Просто Матрицу гнёт сильнее всех, так что этими навыками пользуется лучше других. А навыки у всех одинаковые.
  • Унылый дождь — финальный поединок Нео и агента Смита, который заканчивается смертью обоих.
  • Что это было? — Сайфер вступает в сговор с агентом в Матрице. А потом входит в Матрицу вместе со всеми, чтобы сдать Морфеуса. А как он вышел в первый раз? Он что, сговорился со Смитом под присмотром оператора?
    • Варианты объяснения:
      • Сайфер сказал, что у него приватная встреча с девушкой, попросил не подслушивать, для надежности подсыпал оператору снотворное.
      • Написал нехитрый скрипт, автоматически отключающий его от Матрицы.
      • Он не входил в Матрицу, а пообщался с агентом через чат, который он уже сам воспринимает как Матрицу (помните эпизод, когда Нео заходит к Сайферу, Сайфер смотрит на экран с Матрицей и шугается, но потом понимает, что Нео полный чайник, и успокаивается).
        • Тогда он бы не стал разглагольствовать о вкусовых ощущениях от пищи в ресторане, так как просто не смог бы получить эти ощущения.
      • Для входа в Матрицу нужен оператор. Но ведь есть еще и корабельная виртуальная реальность (в которой Нео устроил спарринг с Морфеусом), там условия выхода могли быть помягче. Сайфер мог просто скопировать Смита на корабельный компьютер.
        • А как потом Смит отошлет условия сделки своим обратно? И еще: даже если Сайфер и подчистил присутствие Смита в логах (а ведь они тоже явно ведутся), то почему Смит не оставил в системе «подарочков»?
      • Вовлек одного из коллег в заговор. Во время расправы на экипажем «Навуходоносора» цинично кинул его и убил вместе с остальными. Кто это мог быть — мы уже не узнаем.
        • Маус, очевидно же. Этим и объясняется его героическая матросовщина с двумя дробовиками.
    • «Попробуй увернись!» — а куда Тринити исчезала до этого? Кроме того, в этот момент с крыши временно куда-то исчезли все трупы. Глючит Матрица?..
      • Вообще, Матрица просто кладезь киноляпов с «исчезанием» всяких вещей, и это вроде как списывают на виртуальную реальность. Но в данном случае это ещё и вписывается в сюжет, да ещё и против агента! Да и не мог агент не заметить такой глюк в Матрице.
        • Впрочем, герои и есть читеры, которые старательно «ломают и обходят правила Матрицы».
          • А ведь судя по уличному фонарю из начала второго фильма, Матрица действительно полна косяков с мелкими деталями, возможно, и баги есть.
    • Морфеус, легко прыгающий с крыши на крышу, оказывается в тупике, когда несётся на крыше грузовика, а до соседнего забора всего две полосы. И не надо про закрытые сервера — на этот грузовик он запрыгнул очень легко.
    • Со слов Морфеуса и из «Аниматрицы» мы знаем, что во время войны против машин люди распылили в атмосфере вещество, которое должно было отрезать машины от солнечного света. На момент действия фильма, столетия спустя, небо над землёй затянуто облаками без единого просвета. Вопрос: неужели никому из генералов Потрошиллингов, составлявших план операции «Тёмная буря», не пришло в голову, что она ударит по людям сильнее, чем по машинам? Машины-то могут перейти на другой источник энергии, а люди зависят от сельского хозяйства, которое зависит от солнечного света.
  • Чёрный кожаный прикид — местами: чёрный кожаный плащ (из крокодиловой кожи) носит Морфеус, под ним чёрная и фиолетовая ткань. Нео носит пальто из ткани, а у Тринити это, похоже, латекс. Плащ Ниобэ тоже из кожи, но бордово-коричневый.
  • Экотеррорист — неожиданно таковым является (или притворяется) агент Смит. Растолковывая Морфеусу во время допроса, почему человечество не заслуживает пощады, Смит обвиняет людей в стремлении разрушать окружающую среду, бездумно захватывать новые территории, и так до полного исчерпания природных ресурсов. «Человечество — это болезнь, раковая опухоль планеты. А мы — лекарство».
  • Я поправился — в «Воскрешении» поправились и Нео, и Тринити, и Смит.

Примечания

  1. Юдковский в «Методах» мимоходом отвесил «Матрице» эпичнейший обоснуй — физика в Матрице вовсе не срисована с реальной, а подделана вместе с историей и прочими воспоминаниями. В реальности, какой её знаем мы, а также внутри Матрицы — работает закон сохранения энергии. А на самом деле Вселенная вообще не описывается строгими формулами. И челобатарейки таки могут вырабатывать больше, чем съедать, просто машины совершенно не заинтересованы в том, чтобы про это рассказывать.
  2. А что они, собственно, ожидали? Даже без обязательной повесточки (Говорят, с большим напором потому что Вачовски обиделись, что люди используют «красная таблетка, синяя таблетка» именно так, как они поданы в первом фильме. Надо было им выбирать красную), которая всегда бьёт по сборам, потенциал основной «Матрицы» исчерпан. Люди может быть и восприняли бы переделку первого фильма так, как он изначально задумывался, но этого не произошло — а идеи из «Аниматрицы» использовать что-то не позволило.
  3. Как в воду глядели, смотрите трейлер.
  4. Эпизод с зарастающим ртом был до того, как он вообще встретился вживую с Морфеусом. Так что начались они, видимо, с того, что правительственные агенты в ходе допроса ввели ему неизвестный препарат, предположительно предназначенный для подавления воли. А непонятная синяя таблетка только стабилизировала его состояние и предотвратила дальнейший распад личности.