Оркестровая бомбёжка: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 15 промежуточных версий 4 участников)
Строка 19: Строка 19:
==== Классические примеры ====
==== Классические примеры ====
* Рихард Вагнер, [[Педаль в асфальт|король тропа]], без которого подобная тенденция не пришла бы в кинематограф. Во всех операх щедро используется троп. Самая знаменитая —"[[Знают именно за это|Полет валькирий]]" из оперы «Валькирия». Как пример, еще увертюра к опере «Летучий Голландец», хор вассалов из второго действия «Гибели Богов», спуск в Нибельхайм из «Золота Рейна» (в оркестровку включен ансамбль из восемнадцати наковален) и т. д.
* Рихард Вагнер, [[Педаль в асфальт|король тропа]], без которого подобная тенденция не пришла бы в кинематограф. Во всех операх щедро используется троп. Самая знаменитая —"[[Знают именно за это|Полет валькирий]]" из оперы «Валькирия». Как пример, еще увертюра к опере «Летучий Голландец», хор вассалов из второго действия «Гибели Богов», спуск в Нибельхайм из «Золота Рейна» (в оркестровку включен ансамбль из восемнадцати наковален) и т. д.
* Чайковский, торжественная увертюра «1812 год» (видео). Наверное, единственный в истории пример, когда в партитуре в качестве музыкального инструмента прописаны ''пушки''. Неслучайно неуловимый мститель-[[тираноборец]] [[Крутая маска|в маске Гая Фокса]] [[V for Vendetta|по кличке Ви]] выбрал её саундтреком к подрыву Парламента! Ну а в США эта тема уже давно стала финальным аккордом в праздновании 4 июля! Невероятно, но факт. Использование пушек дает повод для шуток уже нескольким поколениям американских петросянов.
* Чайковский, торжественная увертюра «1812 год» (видео). Наверное, единственный в истории пример, когда в партитуре в качестве музыкального инструмента прописаны ''пушки''. Неслучайно неуловимый мститель-[[тираноборец]] [[Крутая маска|в маске Гая Фокса]] [[V for Vendetta|по кличке Ви]] выбрал её саундтреком к подрыву Парламента! Ну а в США эта тема уже давно стала финальным аккордом в праздновании 4 июля! Невероятно, но факт. Использование пушек дает повод для шуток уже нескольким поколениям американских петросянов.
* Мусоргский тоже не отстаёт со своими «богатырскими воротами».
* Мусоргский тоже не отстаёт со своими «богатырскими воротами».
* Седьмая симфония Шостаковича — завершающие вариации «темы нашествия».
* Седьмая симфония Шостаковича — завершающие вариации «темы нашествия».
Строка 26: Строка 26:
* «Land of Hope and Glory» Артура Кристофера Бенсона и Эдуарда Элгара. В сочетании с [[триумфальный хор|триумфальным хором]].
* «Land of Hope and Glory» Артура Кристофера Бенсона и Эдуарда Элгара. В сочетании с [[триумфальный хор|триумфальным хором]].
* Авангардистская симфония Арсения Авраамова «Симфония гудков» была вживую исполнена всего два раза. Почему? Да потому что партитура симфонии включает в себя: пистолетные и пушечные выстрелы, заводские гудки и шум станков, речевки и лозунги толпы, а местом исполнения являелся, на минуточку, ''весь город''.
* Авангардистская симфония Арсения Авраамова «Симфония гудков» была вживую исполнена всего два раза. Почему? Да потому что партитура симфонии включает в себя: пистолетные и пушечные выстрелы, заводские гудки и шум станков, речевки и лозунги толпы, а местом исполнения являелся, на минуточку, ''весь город''.
* Георгий Свиридов, сюита «[[yt:GcfK YH-MBo|Время, вперёд!]]», та самая, которая была записана как часть саундтрека к одноимённому фильму 1965 года о строительстве Магнитогорского комбината (в свою очередь, снятому по роману Валентина Катаева) и которая запомнилась в умах большинства как заставка программы «Время».
* Георгий Свиридов, сюита «[[yt:GcfK YH-MBo|Время, вперёд!]]», та самая, которая была записана как часть саундтрека к одноимённому фильму 1965 года о строительстве Магнитогорского комбината (в свою очередь, снятому по роману Валентина Катаева) и которая запомнилась в умах большинства как заставка программы «Время».
* Во многих орга́нах есть кнопка «Tutti», нажатие на которую включает все имеющиеся регистры.
* Во многих орга́нах есть кнопка «Tutti», нажатие на которую включает все имеющиеся регистры.
* Ансамбль ННА ГДР им. Эриха Вайнера — «[[yt:1mG3BvkT6YQ|Наша танковая дивизия]]». У автора правки вызывает дикое желание ломануться НАЛАМАНШ через Фульдский коридор, верхом на верном Т-72<ref>Хотя для «броска на Ла-Манш» вообще-то создали Т-80, но в Фольксармее он не поставлялся.</ref>.
* Ансамбль ННА ГДР им. Эриха Вайнера — «[[yt:1mG3BvkT6YQ|Наша танковая дивизия]]». У автора правки вызывает дикое желание ломануться НАЛАМАНШ через Фульдский коридор, верхом на верном Т-72<ref>Хотя для «броска на Ла-Манш» вообще-то создали Т-80, но в Фольксармее он не поставлялся.</ref>.
* В реквиемах многих композиторов — часть «Dies irae» («День гнева»). Но педаль в асфальт давит реквием Верди.
* В реквиемах многих композиторов — часть «Dies irae» («День гнева»). Но педаль в асфальт давит реквием Верди.
* «Неоконченная симфония» Шуберта — середина второй части. В целом вторая часть намного [[светлее и мягче]] тёмной и драматической первой, но среди нежных пасторальных, природных мотивов внезапно прорывается жуткое, надрывное тутти. Только слушатели слегка успокоились — и оркестровая бомбёжка повторяется чуть ближе к концу симфонии. Вокруг того, что здесь хотел сказать автор, сломано немало копий. Как минимум — что план героя симфонии по побегу от жестокой реальности в собственные мечты провалился.
* «Неоконченная симфония» Шуберта — середина второй части. В целом вторая часть намного [[светлее и мягче]] тёмной и драматической первой, но среди нежных пасторальных, природных мотивов внезапно прорывается жуткое, надрывное тутти. Только слушатели слегка успокоились — и оркестровая бомбёжка повторяется чуть ближе к концу симфонии. Вокруг того, что здесь хотел сказать автор, сломано немало копий. Как минимум — что план героя симфонии по побегу от жестокой реальности в собственные мечты провалился.
* Девятая симфония Дворжака aka «Из Нового Света», четвёртая часть (allegro con fuoco).
* Девятая симфония Дворжака aka «Из Нового Света», четвёртая часть (allegro con fuoco).  
* «O Fortuna» из «Carmina Burana» Орфа.
* «O Fortuna» из «Carmina Burana» Орфа, пополам с зловеще-пафосным песнопением.
* «[[yt:L0bcRCCg01I|Mars, Bringer of War]]» Густава Холста. Написана перед самым началом Первой Мировой войны… Именно отсюда растут ноги у батального саундтрека к «Звёздным войнам».
* «[[yt:L0bcRCCg01I|Mars, Bringer of War]]» Густава Холста. Написана перед самым началом Первой Мировой войны… Именно отсюда растут ноги у батального саундтрека к «Звёздным войнам».


==== Современные примеры ====
==== Современные примеры ====
* Жанр «trailer music» — помпезная музыка, которую специально пишут для последующей продажи в саундтреки. По большей части это компании, объединяющие композиторов и продающие их музыку, вроде Immediate Music, Future World Music, X-Ray Dog, Pfeifer Broz. Music, но особенно попадает под описанный троп [[Two Steps from Hell]] (одна из их композиций занесена в начале статьи). Но встречаются и независимые композиторы вроде Antti Martikainen и Tom Salta.
* Жанр «trailer music» — помпезная музыка, которую специально пишут для последующей продажи в саундтреки. По большей части это компании, объединяющие композиторов и продающие их музыку, вроде Immediate Music, Future World Music, X-Ray Dog, Pfeifer Broz. Music, но особенно попадает под описанный троп [[Two Steps from Hell]] (одна из их композиций занесена в начале статьи). Но встречаются и независимые композиторы вроде Antti Martikainen и Tom Salta.
* Жанр «симфоник-метал» основан на сочетании сабжа с [[Металл — это круто!|металлом]] и женским оперным вокалом. Часто сопровождается [[Тяжелый мифрил|текстами о мифологии или истории]]. Яркие примеры — группы [[yt:JYjIlHWBAVo|Nightwish]], [[yt:fVfesDr7eXQ|Therion]], [[yt:LH7WJeZIbyg|Leaves Eyes]] и [[yt:bX3dwi yuSA|Epica]].
* Жанр «симфоник-метал» основан на сочетании сабжа с [[Металл — это круто!|металлом]] и женским оперным вокалом. Часто сопровождается [[Тяжёлый митрил|текстами о мифологии или истории]]. Яркие примеры — группы [[yt:JYjIlHWBAVo|Nightwish]], [[yt:fVfesDr7eXQ|Therion]], [[yt:LH7WJeZIbyg|Leaves Eyes]] и [[yt:bX3dwi yuSA|Epica]].
** Сюда же смешанные жанры: симфоник-пауэр (например, [[yt:xjg5Lqf7yvU|Rhapsody]], [[yt:K0yYxOV-bRU|Kamelot]]) и симфоник-блэк (например, [[yt:dw T9pJ728U|Dimmu Borgir]], [[yt:yRwhK8X8jD8|Summoning]]). Да и просто в прогрессив-роке встречается: тот же [[Pink Floyd]] : «Atom Heart Mother», «The Trial» и т. д.
** Сюда же смешанные жанры: симфоник-пауэр (например, [[yt:xjg5Lqf7yvU|Rhapsody]], [[yt:K0yYxOV-bRU|Kamelot]]) и симфоник-блэк (например, [[yt:dw T9pJ728U|Dimmu Borgir]], [[yt:yRwhK8X8jD8|Summoning]]). Да и просто в прогрессив-роке встречается: тот же [[Pink Floyd]] : «Atom Heart Mother», «The Trial» и т. д.
** А ещё в этом жанре, как и во многих других, делают каверы, порождая [[yt:z0NiJGbpMGM|интересные сочитания]]


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 53: Строка 54:
* [https://youtu.be/O0xUCyaPR5w?t=4892 «Ленинградская симфония»] — почти буквально. На музыку Шостаковича накладываются звуки канонады и соответствующий видеоряд.
* [https://youtu.be/O0xUCyaPR5w?t=4892 «Ленинградская симфония»] — почти буквально. На музыку Шостаковича накладываются звуки канонады и соответствующий видеоряд.
* «[[Король-Лев]]» (ремейк 2019 года) — для начала послушаете вот [[yt:6AOsYrQ5RHg|это]], для сравнения. Это из оригинального мультфильма. Ну как, эпично? Муражки бегут по коже? А теперь послушаете вот [[yt:VmkSRC-i3AU|ЭТО]].
* «[[Король-Лев]]» (ремейк 2019 года) — для начала послушаете вот [[yt:6AOsYrQ5RHg|это]], для сравнения. Это из оригинального мультфильма. Ну как, эпично? Муражки бегут по коже? А теперь послушаете вот [[yt:VmkSRC-i3AU|ЭТО]].
* [[Pirates of the Caribbean]] - заглавная тема [[yt:dFBBKfw59kA|He's a Pirate]]


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 59: Строка 61:
* «[[Два капитана]]» — увертюра. Самая натуральная ковровая бомбардировка. Бороться и искать, найти и не сдаваться!
* «[[Два капитана]]» — увертюра. Самая натуральная ковровая бомбардировка. Бороться и искать, найти и не сдаваться!
* «[[His Dark Materials|Тёмные начала]]» от [[BBC One]] и [[HBO]] — заглавная тема. А что, на Бога же ополчаемся!
* «[[His Dark Materials|Тёмные начала]]» от [[BBC One]] и [[HBO]] — заглавная тема. А что, на Бога же ополчаемся!
=== [[Мультфильмы]] ===
* [[Как приручить дракона]] - [[yt:IpPIK4T068s|тема первого полёта на драконе]] и по совместительству стала одним из лейтмотивов франшизы.
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[Avatar: The Last Airbender]] - тема [[yt:k_P6Xjx9Tnk|"Последний Агни-Кай"]] давит педаль в трагизм. Но пафос на месте.
** [[yt:PLe3pznz9oM|А этот кавер]] давит педаль ещё дальше.


=== [[Телевидение]] ===
=== [[Телевидение]] ===
Строка 73: Строка 83:
* [[The Big O]] — [[yt:5aJIby5NJ48|Stoning]]
* [[The Big O]] — [[yt:5aJIby5NJ48|Stoning]]
* [[Tengen Toppa Gurren Lagann]] — [[yt:VT6LFOIofRE|Libera Me From Hell]]. Оперную музыку объединили с рэпом ''и это сработало''.
* [[Tengen Toppa Gurren Lagann]] — [[yt:VT6LFOIofRE|Libera Me From Hell]]. Оперную музыку объединили с рэпом ''и это сработало''.
* [[Violet Evergarden]] — «[[yt:8e3S1JSmLcw|The Songstress Aria]]», начальная песня в ОВА. Длится всего минуту, но вкупе с пафоснейшим женским вокалом и текстом на [[Заумь|выдуманном языке]] пробирает до костей.
* [[Violet Evergarden]] — «[[yt:WMN8MNJwQjQ|The Songstress Aria]]», начальная песня в ОВА. Длится всего минуту, но вкупе с пафоснейшим женским вокалом и текстом на [[Заумь|выдуманном языке]] пробирает до костей.
* [[Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri]]. Шестая серия первого сезона. Битва за Италику и «Полёт Валькирий».
* [[Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri]]. Шестая серия первого сезона. Битва за Италику и «Полёт Валькирий».
* Хоралы в [[Shoujo Kakumei Utena]].
* Хоралы в [[Shoujo Kakumei Utena]].
* Хироюки Савано умеет и практикует. Особенно выделяется саундтрек к аниме [[Атака Титанов]].
* Хироюки Савано умеет и практикует. Особенно выделяется саундтрек к аниме [[Атака Титанов]].
* [[Shingeki no Kyojin]] — прямо в опенинге. Музыка настолько запомнилась, что ее стали лепить везде подряд, что породило аж [http://lurkmore.to/Shingeki_no_Kyojin#.D0.A7.D0.B5.D0.BC_.D0.BD.D0.B0.D1.81.D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.BB два мема]
* [[Shingeki no Kyojin]] — прямо в опенинге. Музыка настолько запомнилась, что ее стали лепить везде подряд, что породило аж [http://lurkmore.to/Shingeki_no_Kyojin#.D0.A7.D0.B5.D0.BC_.D0.BD.D0.B0.D1.81.D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.BB два мема]
* Ребут [[NGE]] - Сиро Сагису [[yt:qBd1ewktFDA|умеет]] и [[yt:Q499GHnxK-8|могёт в такое]].


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 88: Строка 99:
* Серия [[Battlefield]] тоже любит это дело, хотя вот прямо оркестр играет не в каждой игре. Но [[yt:vg0Tmydj29M|лейтмотив ещё из той самой Battlefield 1942 (2002)]] сохраняют во всех «номерных» частях.
* Серия [[Battlefield]] тоже любит это дело, хотя вот прямо оркестр играет не в каждой игре. Но [[yt:vg0Tmydj29M|лейтмотив ещё из той самой Battlefield 1942 (2002)]] сохраняют во всех «номерных» частях.
* [[Mass Effect/Mass Effect 2|Mass Effect 2]] — как же можно забыть [[yt:ZCk4RiKH9H0|музыку]], под которую Шепард и Ко сбегают с базы Коллекционеров! Особенно когда её исполняет [[yt:hTeHJbs3BDc|Лондонский филармонический оркестр]]!
* [[Mass Effect/Mass Effect 2|Mass Effect 2]] — как же можно забыть [[yt:ZCk4RiKH9H0|музыку]], под которую Шепард и Ко сбегают с базы Коллекционеров! Особенно когда её исполняет [[yt:hTeHJbs3BDc|Лондонский филармонический оркестр]]!
* Серия [[Serious Sam]] любит обрушивать на игрока оркестровую бомбёжку в финальных уровнях. TFE: [[yt:r84OUm17RlU|The Great Pyramid]], TSE: [[yt:RQMCAdMadMY|The Grand Cathedral]], BFE: [[yt:KCC-o97HdYM|The Guardian of Time]].
* Серия [[Serious Sam]] любит обрушивать на игрока оркестровую бомбёжку в финальных уровнях. TFE: [[yt:r84OUm17RlU|The Great Pyramid]], TSE: [[yt:RQMCAdMadMY|The Grand Cathedral]], BFE: [[yt:KCC-o97HdYM|The Guardian of Time]], 4: [[yt:CEKsdx6QUU4|From Russia with Love]], Siberian Mayhem:[[yt:hL35FLgmEUE|Crime and Punishment]].
** В Serious Sam 4 Дамьян Мравунац решил удавил [[педаль в пол|педаль в земную кору]] из-за чего после определённого момента ВЕСЬ боевой саундтрек состоит из [[yt:5vQSPp-Qe28|такой музыки]], но надо сказать очень [[yt:1MIlARWpPec|разнообразной по стилю]]. Некоторые даже посчитали что пафоса получилось слишком много.
** В Сибирском беспределе таких треков за пределами финального уровня стало меньше, но они всё так [[yt:EUpM6GctOGw|же круты]].
** В общем можно сделать вывод что студия Croteam, Дамьян и фанаты игры любят этот троп.
* [[Asura's Wrath]]: Симфония № 9 Антонина Дворжака. Эпичнее просто уже некуда.
* [[Asura's Wrath]]: Симфония № 9 Антонина Дворжака. Эпичнее просто уже некуда.
** Ещё [[yt:99DEjXDrB1k|Asura Unleashed]].
** Ещё [[yt:99DEjXDrB1k|Asura Unleashed]].
Строка 115: Строка 129:
* [[Digital Combat Simulator]] — многие музыкальные треки [[аддон]]ов являются ярко выраженными представителями симфоник-металла. [[yt:BNJjRXqE8Jo|Главная тема Lock:On 3]] давит [[педаль в пол|педаль в предельный угол атаки]].
* [[Digital Combat Simulator]] — многие музыкальные треки [[аддон]]ов являются ярко выраженными представителями симфоник-металла. [[yt:BNJjRXqE8Jo|Главная тема Lock:On 3]] давит [[педаль в пол|педаль в предельный угол атаки]].
* [[StarCraft: Brood War]] — [[yt:UaI-351NtGs|Aria]]. Начинается достаточно спокойно, но с ходом действа превращается в это самое.
* [[StarCraft: Brood War]] — [[yt:UaI-351NtGs|Aria]]. Начинается достаточно спокойно, но с ходом действа превращается в это самое.
* [[Sins of a Solar Empire]] да большинства саундтреков. Особенно во время космобаталий.
* [[Sins of a Solar Empire]] — да большинства саундтреков. Особенно во время космобаталий.
* [[Dark Souls]] — битвы со многими боссами сопровождаются такими композициями, но автор правки считает самой эпичной [https://www.youtube.com/watch?v=EwFA2VdCGcY| саундтрек] Понтифика Салливана из третьей части, особенно во второй фазе боя, когда музыка идёт на усиление. Учитывая, что изначально именно Понтифик должен был быть финальным боссом игры (и всей серии) — получается ещё эпичнее. Просто представьте, что вы сражаетесь за будущее целого мира под ЭТО. Ненамного отстают саундтреки [https://www.youtube.com/watch?v=YsWLnMhyNnM| гиганта Йорма], [https://youtu.be/L6sFp6pG6_w| принцев-близнецов] и [https://youtu.be/nxXcuDAv7Ss| Вордта из Холодной Долины].
* [[Dark Souls]] — битвы со многими боссами сопровождаются такими композициями, но автор правки считает самой эпичной [https://www.youtube.com/watch?v=EwFA2VdCGcY| саундтрек] Понтифика Салливана из третьей части, особенно во второй фазе боя, когда музыка идёт на усиление. Учитывая, что изначально именно Понтифик должен был быть финальным боссом игры (и всей серии) — получается ещё эпичнее. Просто представьте, что вы сражаетесь за будущее целого мира под ЭТО. Ненамного отстают саундтреки [https://www.youtube.com/watch?v=YsWLnMhyNnM| гиганта Йорма], [https://youtu.be/L6sFp6pG6_w| принцев-близнецов] и [https://youtu.be/nxXcuDAv7Ss| Вордта из Холодной Долины].
* [[Demon's Souls]] — музыка из ремейка на PS5. Даже боссы, которые фактически [https://www.youtube.com/watch?v=4tJJfoA0Zdo не способны ударить вас самостоятельно] или которых [https://www.youtube.com/watch?v=iRU80I_TiEA легко зачизить], могут похвастаться эпическими темами, которым впору быть саундтреком судного дня. Любители оригинала в основном приняли смену звука [[Уже не торт|прохладно]]: исходный саундтрек от Сюнсукэ Киды наоборот был даже слишком минималистичным, зацикленным на репризах и внезапных вставках труб, в целом как будто не всегда уместным, но именно эти черты делали его запоминающимся.
* [[Demon's Souls]] — музыка из ремейка на PS5. Даже боссы, которые фактически [https://www.youtube.com/watch?v=4tJJfoA0Zdo не способны ударить вас самостоятельно] или которых [https://www.youtube.com/watch?v=iRU80I_TiEA легко зачизить], могут похвастаться эпическими темами, которым впору быть саундтреком судного дня. Любители оригинала в основном приняли смену звука [[Уже не торт|прохладно]]: исходный саундтрек от Сюнсукэ Киды наоборот был даже слишком минималистичным, зацикленным на репризах и внезапных вставках труб, в целом как будто не всегда уместным, но именно эти черты делали его запоминающимся.
* [[Salt and Sanctuary]] — [https://www.youtube.com/watch?v=tqMLukTUU3A музыкальные] [https://www.youtube.com/watch?v=0d5yR2gwz50 композиции] битв с боссами, на фоне которых заметно выделяется [https://www.youtube.com/watch?v=_qBI4SigWD4 тема битвы с финальным боссом.]
* [[Salt and Sanctuary]] — [https://www.youtube.com/watch?v=tqMLukTUU3A музыкальные] [https://www.youtube.com/watch?v=0d5yR2gwz50 композиции] битв с боссами, на фоне которых заметно выделяется [https://www.youtube.com/watch?v=_qBI4SigWD4 тема битвы с финальным боссом.]
* The Elder Scrolls V: [[Skyrim]] — в отличие от предыдущих игр серии, в бою здесь запускается полноценная оркестровая бомбёжка. Композиция «[[yt:XTUFdPJeukY|One They Fear]]», звучащая в боях с драконами и самыми мощными боссами. Однако тот самый {{Перевод|one they fear|единственный, кого они страшатся}} — это не босс, а [[протагонист]]. [[yt:hcFtjdpDOtA|Watch the Skies]] тоже эпичная и тоже звучит именно в таких ситуациях, но не настолько.
* [[The Elder Scrolls]] Online — абсолютно все музыкальные темы для битв с боссами. Вот, например, [[yt:2CgL6GRDwHU|вариант для Имперского Города]] и с [[yt:cIztil95kO8|островов Саммерсет]].
* Конечно же сюда относятся игры по [[Warhammer 40,000]]:
** [[Warhammer 40,000: Mechanicus]] - особенно выделяется [[yt:ZLsX9WUdYnU|вот эта композиция]]. Настолько, что добавляя её к любому хоть чуть-чуть подходящему видеоряду получается [[yt:UhY5HXRwgug|очень пафосно]].
** [[Warhammer 40,000: Darktide]] - Очень сильно выделяются [[yt:v-B-br1rAfo|тема корабля инквизиции]], [[yt:FLL6hcUeLIA|заглавная тема игры]], [[yt:4atZOwXdj9g|боевая тема]] и [[yt:ZnOREzwYYP0|музыка для одного из босс-файтов]]


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===

Текущая версия на 07:54, 27 января 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Orchestral Bombing. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Оркестр, хор, колокола, пушки — бомбёжка по полной программе!

(link)

Two Steps from Hell — Victory. Современный пример

(link)

Музыкальная тема Halo

*подняв дирижёрскую палочку* А теперь все вместе! Грандиозо, помпезо, апофеозо!

Пафосный хор! Струнные! Ударные! Духовые! Громче! Форте! Фортиссимо!

Именно пафосно сыгранная оркестровая музыка отлично подчёркивает наиболее эпичные моменты в произведении. Как показать величие сияющего города? Правильно, напишем пафосную музыку под хор, и заставляем камеру осмотреть все достопримечательности. Главгерой сражается с драконом? Окей, Джереми, напиши пафосную песню на драконьем языке! Стоило победить, как этот сердцеед уже целует возлюбленную и загораживает объектив нашей камеры… Совет да любовь, добавьте побольше романтичных клавишных! Студент из всех сил пытается сдать экзамен? Да, можно и сюда напихнуть сабж, только это уже будет бафос. Так уж получилось, что зрители воспринимают особо эпические моменты именно под оркестровую бомбёжку.

Оркестровая бомбёжка бывает разной. Это может быть героическая музыка под Триумфальный хор, или Зловеще-пафосное песнопение. Но объединяет их именно пафос! А если объединить оркестровую бомбёжку с металлической музыкой, то мы получим симфоник-метал!

Самый известный вариант сабжа — разумеется Полёт валькирий!

Примеры[править]

Музыка[править]

Классические примеры[править]

  • Рихард Вагнер, король тропа, без которого подобная тенденция не пришла бы в кинематограф. Во всех операх щедро используется троп. Самая знаменитая —"Полет валькирий" из оперы «Валькирия». Как пример, еще увертюра к опере «Летучий Голландец», хор вассалов из второго действия «Гибели Богов», спуск в Нибельхайм из «Золота Рейна» (в оркестровку включен ансамбль из восемнадцати наковален) и т. д.
  • Чайковский, торжественная увертюра «1812 год» (видео). Наверное, единственный в истории пример, когда в партитуре в качестве музыкального инструмента прописаны пушки. Неслучайно неуловимый мститель-тираноборец в маске Гая Фокса по кличке Ви выбрал её саундтреком к подрыву Парламента! Ну а в США эта тема уже давно стала финальным аккордом в праздновании 4 июля! Невероятно, но факт. Использование пушек дает повод для шуток уже нескольким поколениям американских петросянов.
  • Мусоргский тоже не отстаёт со своими «богатырскими воротами».
  • Седьмая симфония Шостаковича — завершающие вариации «темы нашествия».
  • Музыка для фильма «Александр Невский» от Прокофьева — от мрачной темы «Крестоносцы во Пскове» до вдохновляющей «Вставайте, люди русские».
  • Иоганн Штраус (отец), «Марш Радецкого». Забавно, что «специальностью» этого композитора были вальсы, и маршей он написал немного.
  • «Land of Hope and Glory» Артура Кристофера Бенсона и Эдуарда Элгара. В сочетании с триумфальным хором.
  • Авангардистская симфония Арсения Авраамова «Симфония гудков» была вживую исполнена всего два раза. Почему? Да потому что партитура симфонии включает в себя: пистолетные и пушечные выстрелы, заводские гудки и шум станков, речевки и лозунги толпы, а местом исполнения являелся, на минуточку, весь город.
  • Георгий Свиридов, сюита «Время, вперёд!», та самая, которая была записана как часть саундтрека к одноимённому фильму 1965 года о строительстве Магнитогорского комбината (в свою очередь, снятому по роману Валентина Катаева) и которая запомнилась в умах большинства как заставка программы «Время».
  • Во многих орга́нах есть кнопка «Tutti», нажатие на которую включает все имеющиеся регистры.
  • Ансамбль ННА ГДР им. Эриха Вайнера — «Наша танковая дивизия». У автора правки вызывает дикое желание ломануться НАЛАМАНШ через Фульдский коридор, верхом на верном Т-72[1].
  • В реквиемах многих композиторов — часть «Dies irae» («День гнева»). Но педаль в асфальт давит реквием Верди.
  • «Неоконченная симфония» Шуберта — середина второй части. В целом вторая часть намного светлее и мягче тёмной и драматической первой, но среди нежных пасторальных, природных мотивов внезапно прорывается жуткое, надрывное тутти. Только слушатели слегка успокоились — и оркестровая бомбёжка повторяется чуть ближе к концу симфонии. Вокруг того, что здесь хотел сказать автор, сломано немало копий. Как минимум — что план героя симфонии по побегу от жестокой реальности в собственные мечты провалился.
  • Девятая симфония Дворжака aka «Из Нового Света», четвёртая часть (allegro con fuoco).
  • «O Fortuna» из «Carmina Burana» Орфа, пополам с зловеще-пафосным песнопением.
  • «Mars, Bringer of War» Густава Холста. Написана перед самым началом Первой Мировой войны… Именно отсюда растут ноги у батального саундтрека к «Звёздным войнам».

Современные примеры[править]

  • Жанр «trailer music» — помпезная музыка, которую специально пишут для последующей продажи в саундтреки. По большей части это компании, объединяющие композиторов и продающие их музыку, вроде Immediate Music, Future World Music, X-Ray Dog, Pfeifer Broz. Music, но особенно попадает под описанный троп Two Steps from Hell (одна из их композиций занесена в начале статьи). Но встречаются и независимые композиторы вроде Antti Martikainen и Tom Salta.
  • Жанр «симфоник-метал» основан на сочетании сабжа с металлом и женским оперным вокалом. Часто сопровождается текстами о мифологии или истории. Яркие примеры — группы Nightwish, Therion, Leaves Eyes и Epica.
    • Сюда же смешанные жанры: симфоник-пауэр (например, Rhapsody, Kamelot) и симфоник-блэк (например, Dimmu Borgir, Summoning). Да и просто в прогрессив-роке встречается: тот же Pink Floyd : «Atom Heart Mother», «The Trial» и т. д.
    • А ещё в этом жанре, как и во многих других, делают каверы, порождая интересные сочитания

Кино[править]

  • «Космическая одиссея 2001» — без комментариев. В кинотеатре приходится даже иногда зажимать уши.
  • «Апокалипсис сегодня» — безусловным кодификатором является налёт на деревню под «Полёт валькирий». И да, это натуральная бомбёжка под оркестр.
  • Фильмы «Властелин колец» и «Хоббит» — поскольку Говард Шор сделал из саундтрека к фильму полноценную симфонию, само собой разумеется, оркестровой бомбёжки там навалом, особенно в экшн-сценах.
  • Главный голливудский мастер оркестровой бомбёжки — Ханс Циммер. Берите любой его саундтрек («Скала», «Пираты Карибского моря», «Гладиатор» и многие другие). Исключение составляют разве что «Inception» и «Interstellar».
  • Его японский аналог Сиро Сагису, написавший множество саундтреков к культовым аниме-сериалам и фильмам. Наиболее ярким получилось музыкальное оформление «Евангелиона».
  • Джеймс Хорнер — саундтрек к «Титанику», особенно The Sinking (под которую корабль, собственно говоря, стремительно тонет!).
  • Джон Уильямс, саундтрек к чему угодно, особенно к «Звёздным войнам».
  • «72 метра» — оркестровая стрельба корабельными ракетами по мишеням на учениях. Заканчивается тем, что одна из отработанных разгонных ступеней, упав на дно моря, обламывает цепь той злополучной мины, на которой позже подорвётся подводная лодка с главными героями.
  • «Мы из будущего» — творческий союз режиссёра Андрея Малюкова и композитора Ивана Бурляева создал великолепное батальное порно.
  • The Matrix: Neodammerung, тема финальной битвы. Пополам со зловеще-пафосным песнопением на санскрите.
  • «Ленинградская симфония» — почти буквально. На музыку Шостаковича накладываются звуки канонады и соответствующий видеоряд.
  • «Король-Лев» (ремейк 2019 года) — для начала послушаете вот это, для сравнения. Это из оригинального мультфильма. Ну как, эпично? Муражки бегут по коже? А теперь послушаете вот ЭТО.
  • Pirates of the Caribbean - заглавная тема He's a Pirate

Телесериалы[править]

  • Беар МакКрири — саундтреки к батальным сценам в «Звёздном крейсере „Галактика“».
  • Четырёхсерийный фильм «Грозовые ворота» — ещё один плод совместного творчества режиссёра Андрея Малюкова и композитора Ивана Бурляева. Много батальных сцен, каждая из которых сопровождается своим оркестровым артобстрелом. Особо стоит обратить внимание на мелодию «орлиное гнездо», которая звучит, когда передовой отряд террористов выходит прямо на засаду спецназовцев — противостояние «арабских напевов» и «нашей» музыки прекрасно передаёт характер боя даже без видеоряда.
  • «Два капитана» — увертюра. Самая натуральная ковровая бомбардировка. Бороться и искать, найти и не сдаваться!
  • «Тёмные начала» от BBC One и HBO — заглавная тема. А что, на Бога же ополчаемся!

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

Телевидение[править]

  • Два слова: «Угадай мелодию». В разных странах. А для постсоветского уха эталоном стала музыкальная тема Елены Дединской, используемая как у Валдиса Пельша в России, так и у Авета Барсегяна в Армении.

Аниме[править]

(link)

Полтора часа музыки от маэстро Савано.

Видеоигры[править]

Визуальные романы[править]

Примечания[править]

  1. Хотя для «броска на Ла-Манш» вообще-то создали Т-80, но в Фольксармее он не поставлялся.