Война интеллектов: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
м |
||
(не показано 5 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 5: | Строка 5: | ||
Нет, у них может быть по личному [[Дракон (персонаж)|дракону]] или по армии головорезов для всяких грязных дел, и вообще все персонажи в произведении, по сути, являются их пешками, но друг против друга они воюют не только и не столько армиями, сколько хитрыми ходами, гамбитами, психологическими играми и интригами. | Нет, у них может быть по личному [[Дракон (персонаж)|дракону]] или по армии головорезов для всяких грязных дел, и вообще все персонажи в произведении, по сути, являются их пешками, но друг против друга они воюют не только и не столько армиями, сколько хитрыми ходами, гамбитами, психологическими играми и интригами. | ||
Зачастую эти персонажи испытывают [[Враг мой|большое уважение]] друг к другу, являются [[Закадычные враги|закадычными врагами]] и даже могут объединиться против возникшей третьей силы. | Зачастую эти персонажи испытывают [[Враг мой|большое уважение]] друг к другу, являются [[Закадычные враги|закадычными врагами]] и даже могут [[враг моего врага|объединиться против возникшей третьей силы]]. | ||
Главной проблемой подобных тропов является то, что персонаж может оказаться не только умнее обычных людей, но и умнее автора. В итоге рано или поздно автор исчерпывает доступный ему набор хитрых планов и сюжетных поворотов и не может написать адекватный финал для этого противостояния. | Главной проблемой подобных тропов является то, что персонаж может оказаться не только умнее обычных людей, но и умнее автора. В итоге рано или поздно автор исчерпывает доступный ему набор хитрых планов и сюжетных поворотов и не может написать адекватный финал для этого противостояния. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* [[Sherlock Holmes|Шерлок Холмс]] и Мориарти — практически [[кодификатор]] противостояния разумов гениального детектива и не менее гениального преступника. Иронично, но закончилось оно, по сути, потасовкой. | * [[Sherlock Holmes|Шерлок Холмс]] и Мориарти — практически [[кодификатор]] противостояния разумов гениального детектива и не менее гениального преступника. Иронично, но закончилось оно, по сути, потасовкой. | ||
** Притом, что противостояние Холмса и Мориарти описано только в ОДНОМ рассказе (в | ** Притом, что противостояние Холмса и Мориарти описано только в ОДНОМ рассказе (в «Долине страха» Мориарти притянут за уши), и в этом рассказе никаких особо интеллектуальных действий не совершают ни Холмс, ни Мориарти. | ||
** Вообще в большинстве детективов преступник и сыщик ведут интеллектуальные сражения друг с другом. | ** Вообще в большинстве детективов преступник и сыщик ведут интеллектуальные сражения друг с другом. | ||
* Известный отечественной публике штандартенфюрер [[Штирлиц]], он же Максим Максимович Исаев, является признанным мастером сабжа; в конце концов, он — профессиональный разведчик-нелегал и почти в каждой книге Юлиана Семёнова пытается с переменным успехом сорвать какие-либо интриги разведки Третьего рейха. Полноценно троп отыгрывается в романе «Семнадцать мгновений весны» на примере противостояния Штирлица и группенфюрера СС Генриха Мюллера. Мюллер догадывается о том, что Штирлиц работает на сторону противника, и пытается его в этом уличить, но Исаев раз за разом создаёт себе алиби. Тем не менее, в романе «Приказано выжить» Мюллеру таки удается разоблачить Штирлица и использовать его в своей игре против советской разведки. {{Spoiler|На протяжении цикла романов «Экспансия» Штирлиц берет полноценный реванш, раскрыв созданную Мюллером организацию «ОДЕССА» и поймав группенфюрера на тихой ферме в Аргентине, где тот скрывался после войны.}} | * Известный отечественной публике штандартенфюрер [[Штирлиц]], он же Максим Максимович Исаев, является признанным мастером сабжа; в конце концов, он — профессиональный разведчик-нелегал и почти в каждой книге Юлиана Семёнова пытается с переменным успехом сорвать какие-либо интриги разведки Третьего рейха. Полноценно троп отыгрывается в романе «Семнадцать мгновений весны» на примере противостояния Штирлица и группенфюрера СС Генриха Мюллера. Мюллер догадывается о том, что Штирлиц работает на сторону противника, и пытается его в этом уличить, но Исаев раз за разом создаёт себе алиби. Тем не менее, в романе «Приказано выжить» Мюллеру таки удается разоблачить Штирлица и использовать его в своей игре против советской разведки. {{Spoiler|На протяжении цикла романов «Экспансия» Штирлиц берет полноценный реванш, раскрыв созданную Мюллером организацию «ОДЕССА» и поймав группенфюрера на тихой ферме в Аргентине, где тот скрывался после войны.}} | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
* Серия «Фантомас» Пьера Сувестра и Марселя Аллена — Фантомас и комиссар Жюв. В пародийной экранизации Андрэ Юнебеля, увы, комиссар растерял весь свой интеллект, поэтому настоящего поединка не получилось. | * Серия «Фантомас» Пьера Сувестра и Марселя Аллена — Фантомас и комиссар Жюв. В пародийной экранизации Андрэ Юнебеля, увы, комиссар растерял весь свой интеллект, поэтому настоящего поединка не получилось. | ||
* «[[Dune|Дюна]]» — Пауль Атрейдес и Владимир Харконнен. | * «[[Dune|Дюна]]» — Пауль Атрейдес и Владимир Харконнен. | ||
** В дописанном сыном Герберта продолжении — сначала Омниус и Оракул Времени, потом Омниус и {{spoiler|Эразм}}, и наконец Эразм и Дункан Айдахо. | |||
* «[[Stephen King/The Dark Tower|Тёмная башня]]» — менее эпичный пример, но тем не менее. Разумный поезд Блейн Моно загадывает загадки ка-тету и сам отвечает на вопросы. Победить машину в состязании невозможно, но ситуацию [[Трикстер|по-трикстерски]] спасает Эдди Дин, перегрузив ИИ абсурдистским юмором. | * «[[Stephen King/The Dark Tower|Тёмная башня]]» — менее эпичный пример, но тем не менее. Разумный поезд Блейн Моно загадывает загадки ка-тету и сам отвечает на вопросы. Победить машину в состязании невозможно, но ситуацию [[Трикстер|по-трикстерски]] спасает Эдди Дин, перегрузив ИИ абсурдистским юмором. | ||
* Уильям Голдман, «[[The Princess Bride|Принцесса-невеста]] | * Уильям Голдман, «[[The Princess Bride|Принцесса-невеста]]» — «А потом я смертельно перехитрил итальянца». | ||
* «[[Артемис Фаул]]» — тройной вариант: Артемис, Опал Кобой и Жеребкинс. Артемис Фаул в процессе конфликта с волшебным народом противостоит, по сути, изобретениям Жеребкинса. Опал Кобой и Жеребкинс, в основном, соревнуются в «чьё изобретение круче», хотя впоследствии дело дойдёт и до прямого противостояния. Ну а битва интеллектов Артемиса и Опал, по сути, — одна из главных сюжетных линий цикла. | * «[[Артемис Фаул]]» — тройной вариант: Артемис, Опал Кобой и Жеребкинс. Артемис Фаул в процессе конфликта с волшебным народом противостоит, по сути, изобретениям Жеребкинса. Опал Кобой и Жеребкинс, в основном, соревнуются в «чьё изобретение круче», хотя впоследствии дело дойдёт и до прямого противостояния. Ну а битва интеллектов Артемиса и Опал, по сути, — одна из главных сюжетных линий цикла. | ||
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — Дамблдор и Волдеморт. [[Субверсия]]: хитрый план строит только Дамблдор, Волдеморт пытается его одолеть и даже думает, что у него получилось — но он настолько предсказуем, что план срабатывает {{spoiler|даже после смерти Дамблдора}}. | * «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — Дамблдор и Волдеморт. [[Субверсия]]: хитрый план строит только Дамблдор, Волдеморт пытается его одолеть и даже думает, что у него получилось — но он настолько предсказуем, что план срабатывает {{spoiler|даже после смерти Дамблдора}}. | ||
** «[[Гарри Поттер и методы рационального мышления]]» — просто прочтите. | ** «[[Гарри Поттер и методы рационального мышления]]» — просто прочтите. | ||
* «[[ | * Джордж Мартин, цикл «[[Песнь Льда и Пламени]]» (с 1996) — название первой книги цикла, «Игра престолов», ставшее [[Игра престолов (телесериал)|общесериальным]], как бы намекает: на полях битвы режет глотки пушечное мясо, а в верхах Великие и не очень дома занимаются [[Игры престолов|сабжем]] в режиме нон-стоп. Особенно показательный пример тропа — скрытное противостояние великих махинаторов: любителя порядка Вариса и любителя хаоса Петира Бейлиша. | ||
* «[[Первый закон]]» — маг Байаз и пророк Кхалюл. Второго за все книги ещё ни разу не показали. Но противостояние продолжается. | * «[[Первый закон]]» — маг Байаз и пророк Кхалюл. Второго за все книги ещё ни разу не показали. Но противостояние продолжается. | ||
* «[[Дозоры]]» — Гесер и Завулон. По сути, все первые книги цикла представляют собой их шахматную партию. Далее градус этого несколько снижается. | * «[[Дозоры]]» — Гесер и Завулон. По сути, все первые книги цикла представляют собой их шахматную партию. Далее градус этого несколько снижается. | ||
Строка 38: | Строка 38: | ||
* П. Энтони, роман «Макроскоп» — в событиях романа имеются два таких дуэльных поединка (первый случился задолго до описываемых событий, в детском спец-интернате, где Шён побеждает неизвестную девочку в войне за право считаться самым умным в группе; второй — в самом финале книги между {{spoiler|Афрой и пробудившимся Шёном}}, и расписан в ней почти посекундно, впрочем, с точки зрения только одного из участников). | * П. Энтони, роман «Макроскоп» — в событиях романа имеются два таких дуэльных поединка (первый случился задолго до описываемых событий, в детском спец-интернате, где Шён побеждает неизвестную девочку в войне за право считаться самым умным в группе; второй — в самом финале книги между {{spoiler|Афрой и пробудившимся Шёном}}, и расписан в ней почти посекундно, впрочем, с точки зрения только одного из участников). | ||
* [[Метавселенная Рудазова]] | * [[Метавселенная Рудазова]] | ||
** [[крутой генерал|Бокаверде Хобокен]] и [[пустой доспех|Астрамарий Целебор Краш]]. Второй в сотню раз старше первого, имеет вчетверо больший полководческий стаж и… отчаянно завидует сопернику и мечтает уделать его как стратег стратега. | ** «[[Архимаг (серия книг)]]» — [[крутой генерал|Бокаверде Хобокен]] и [[пустой доспех|Астрамарий Целебор Краш]]. Второй в сотню раз старше первого, имеет вчетверо больший полководческий стаж и… отчаянно завидует сопернику и мечтает уделать его как стратег стратега. Дошло до того, что когда [[Lovecraft/Shub-Niggurath|Шаб-Ниггурат]] уже был готов упокоить Хобокена, Астрамарий того спас. | ||
** В более глобальном смысле — | *** В более глобальном смысле — [[Афродита сама всех полюбит|Прекраснейшая]] и [[Lovecraft/High Priest Not to Be Described|Носящий Жёлтую Маску]]. ЧСХ, после Рассвета они продолжили в том же духе — «но на этот раз я играю белыми». | ||
** А в парифатской Озирии для интеллектуальных битв есть даже аналоги гладиаторских арен — и публика всегда валит валом. | ** «[[Арифмоман (А. Рудазов)]]» — в парифатской Озирии для интеллектуальных битв есть даже аналоги гладиаторских арен — и публика всегда валит валом. Эйхгорн какое-то время зарабатывал тем, что побеждал там в турнирах по устному счёту. | ||
==== Сетевая литература ==== | ==== Сетевая литература ==== | ||
* | * [[Юрий Нестеренко]], «Лекарство от любви» — Изольда, Кай и Светлый Совет. Поскольку магия Изольды влюбляет в неё всякого, кто вообще способен любить, силой (и даже стандартными магическими средствами) её не победить. Но это не значит, что она в принципе неуязвима. Война за власть над миром становится войной не армий, а интеллектов. | ||
** Он же плюс Михаил Харитонов «[[Юбер аллес]]» — противостояние Власова и {{spoiler|Эберлинга}}. Да и вся работа разведчиков высокого уровня в книге, для перестрелок и драк есть совсем другие люди. | |||
* «[[Worm]]» — настоящее интеллектуальное побоище происходит во время сцены {{spoiler|«расстрела» Неформалов}}. | * «[[Worm]]» — настоящее интеллектуальное побоище происходит во время сцены {{spoiler|«расстрела» Неформалов}}. | ||
Строка 54: | Строка 54: | ||
* В продолжение предыдущего пункта — бесконечное число фильмов про гениального полицейского, противостоящего гениальному преступному боссу либо не менее гениальному серийному убийце-одиночке. Среди наиболее удачных примеров — «Семь», «Молчание ягнят» с продолжениями (здесь главный интеллектуал, конечно, Ганнибал Лектер), «Законопослушный гражданин». | * В продолжение предыдущего пункта — бесконечное число фильмов про гениального полицейского, противостоящего гениальному преступному боссу либо не менее гениальному серийному убийце-одиночке. Среди наиболее удачных примеров — «Семь», «Молчание ягнят» с продолжениями (здесь главный интеллектуал, конечно, Ганнибал Лектер), «Законопослушный гражданин». | ||
* «Заговорщики» (1997): подросток-гений противостоит преступнику-гению, который захватил частную школу и удерживает детей богатых родителей за выкуп. | * «Заговорщики» (1997): подросток-гений противостоит преступнику-гению, который захватил частную школу и удерживает детей богатых родителей за выкуп. | ||
* «Вне подозрений» (1995) | * «Вне подозрений» (1995) — американский психологический триллер. Запоминается эпичнейшим вотэтоповоротом: полицейский во время смены неожиданно возвращается домой и видит свою жену в постели со своим лучшим другом. Не выдав себя, полицейский уходит, и во время этой же смены получает ранение, которое парализует его. Рассказав жене и другу, что не хочет доживать остаток жизни в инвалидной коляске полицейский просит их убить его из милосердия. Чтобы их не обвинили в убийстве, друг и жена должны изобразить грабителей, ночью проникнувших в дом и убивших инвалида. Жена и друг-любовник соглашаются, ночью лезут в дом… и получают по пуле от бывшего полицейского. Который и парализованным-то всего лишь притворился, только для того, чтобы отомстить изменнице и предателю-другу. Вот после этого и разворачивается битва интеллектов между обвинителем, который чует что-то неладное в сказке «Жена и ее любовник хотели меня убить, я оборонялся» и лжепаралитиком, который лихорадочно пытается вычислить свои возможные проколы и нейтрализовать их. «Почему пуля вошла под таким углом, как будто вы стояли на ногах?» «Я бросил в него стеклянным шаром и он пригнулся» «Но на фотографиях дома видно, что шар стоит на высокой полке, вы не могли до него дотянуться!» {{spoiler| "У меня был ВТОРОЙ стеклянный шар. Вот он"}} | ||
* | * «Перелом» — инженер застреливает неверную жену, после чего позволяет её любовнику-полицейскому арестовать его. Молодой прокурор, которому уже готов тёпленькое место в престижной юридической фирме, берётся за дело, которое считает заведомо выигранным. Вот только улики одна за другой рушатся, и дело грозит не только обернуться крахом, но и разрушить карьеру прокурора. {{spoiler|Прокол допускает сам убийца — отключает коматозную жену от вентилятора. Вот только с точки зрения закона, в первый раз его судили за попытку убийства. Раз жена теперь мертва, значит его можно судить вторично, на этот раз за убийство (в США нельзя судить человека дважда за одно и то же преступление). А прокурор как раз обнаружил необходимые улики.}} | ||
* Автор правки определенно помнит пример фильма, в котором эпичные мастера боя сильны тем, что разыгрывают в уме схватку на несколько ходов вперед (как свои движения, так и ответные движения противника), а столкнувшись с равным, некоторое время стоят и моделируют боевую ситуацию, следя за противником. Некоторым образом это субверсия битвы интеллектов. Кажется, это было в китайском фильме «Меченосцы» (Wuxia) | * Автор правки определенно помнит пример фильма, в котором эпичные мастера боя сильны тем, что разыгрывают в уме схватку на несколько ходов вперед (как свои движения, так и ответные движения противника), а столкнувшись с равным, некоторое время стоят и моделируют боевую ситуацию, следя за противником. Некоторым образом это субверсия битвы интеллектов. Кажется, это было в китайском фильме «Меченосцы» (Wuxia) — но может быть, в «Крадущемся тигре, затаившемся драконе» — пусть меня поправят. | ||
** Точно было в | ** Точно было в «Шерлоке Холмсе» Гая Ричи. | ||
=== [[Телесериал]]ы === | === [[Телесериал]]ы === | ||
* «[[Коломбо]] | * «[[Коломбо]]» — поскольку личность преступника зрителю известна заранее, противостояние умов играет ещё большее значение, чем в классических детективах. | ||
* «[[The Mentalist|Менталист]]» — Патрик Джейн и Красный Джон. | * «[[The Mentalist|Менталист]]» — Патрик Джейн и Красный Джон. | ||
* «[[Twin Peaks|Твин Пикс]]» — Дейл Купер против Уиндома Эрла. | * «[[Twin Peaks|Твин Пикс]]» — Дейл Купер против Уиндома Эрла. | ||
Строка 67: | Строка 67: | ||
* Четвёртый сезон «[[Flash|Флэша]]»: впервые героям противостоит не бегун, а супергений, и Гарри (который гений, но без приставки «супер-») постоянно бесит то, что Дево их так ловко обводит вокруг пальца. | * Четвёртый сезон «[[Flash|Флэша]]»: впервые героям противостоит не бегун, а супергений, и Гарри (который гений, но без приставки «супер-») постоянно бесит то, что Дево их так ловко обводит вокруг пальца. | ||
** В пятом сезоне Норе тайком помогает Эобард Тоун (гений-бегун) из будущего, в то время как Гаррисон Шерлёк Уэллс (гений-детектив) пытается разузнать правду. Тем более что Тоун на тот момент выглядит как Уэллс. | ** В пятом сезоне Норе тайком помогает Эобард Тоун (гений-бегун) из будущего, в то время как Гаррисон Шерлёк Уэллс (гений-детектив) пытается разузнать правду. Тем более что Тоун на тот момент выглядит как Уэллс. | ||
* [[Billions]] | * [[Billions]] — миллиардер Роберт Аксельрод и окружной прокурор Чарльз Роудс. | ||
* «[[Бумажный дом]]» — Профессор (глава банды и внешний координатор) против инспектора Ракель Мурильо (главы расследования и переговорщицы). Во время второго | * «[[Бумажный дом]]» — Профессор (глава банды и внешний координатор) против инспектора Ракель Мурильо (главы расследования и переговорщицы). Во время второго ограбления — он же против инспектора Алисии Сьерры. А в конце — {{Spoiler|Профессор и [[Поворот на шпильках|Алисия]] против Татьяны и Рафаэля}}. | ||
* «Порус» — поскольку протоколы воспрещают персонажам выяснять отношения при помощи оружия, иногда получается сабж, даже привыкший действовать Пуру этим занимается! | |||
* «[[Prison Break]]» — беглый преступник Майкл Скофилд против федерального агента Александра Махоуна. {{Spoiler|А потом они [[Враг мой|становятся друзьями]] и дают прикурить уже [[Крутой генерал|генералу Кранцу]] и [[Преступная корпорация|Компании]] в целом}}. | |||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 85: | Строка 87: | ||
* «[[Ёрмунганд]]»: Коко Хэкматьяр — торговка оружием, и основные победы одерживает своими умом, харизмой и находчивостью. Продать кому надо что надо, обхитрив конкурентов; вовремя свалить оттуда, где контракты рискуют стать гирями на шее (и становятся такими для других торговцев); завести полезные связи; подкупить агентов ЦРУ… Ну а то, что приходится таскать с собой в качестве телохранителей [[Непростые головорезы|отряд бывших спецназовцев]] — уже побочная особенность профессии. | * «[[Ёрмунганд]]»: Коко Хэкматьяр — торговка оружием, и основные победы одерживает своими умом, харизмой и находчивостью. Продать кому надо что надо, обхитрив конкурентов; вовремя свалить оттуда, где контракты рискуют стать гирями на шее (и становятся такими для других торговцев); завести полезные связи; подкупить агентов ЦРУ… Ну а то, что приходится таскать с собой в качестве телохранителей [[Непростые головорезы|отряд бывших спецназовцев]] — уже побочная особенность профессии. | ||
* [[Bleach]] — не самый яркий пример, но: Айдзэн и Урахара. Противостояние, растянувшееся на сотню лет. | * [[Bleach]] — не самый яркий пример, но: Айдзэн и Урахара. Противостояние, растянувшееся на сотню лет. | ||
* «[[Black Lagoon|Чёрная лагуна]]»: главный герой Рок постепенно становится мастером войны интеллектов. В частности, ему удалось вырулить казалось бы безнадёжную ситуацию, искусно лавируя между спятившей мстительницей, отрядом американского спецназа, | * «[[Black Lagoon|Чёрная лагуна]]»: главный герой Рок постепенно становится мастером войны интеллектов. В частности, ему удалось вырулить казалось бы безнадёжную ситуацию, искусно лавируя между спятившей мстительницей, отрядом американского спецназа, ЦРУ, триадами, русской мафией и FARC. | ||
* «[[Liar Game]]» — вся об этом. | * «[[Liar Game]]» — вся об этом. | ||
* «[[One Outs]]». Лидеру бейсбольной команды «Ликаонс» Тоа Токучи приходится вступать в интеллектуальное противоборство не только с соперниками, чтобы найти слабые места в их стратегии, но и с [[Жадина-говядина|владельцем собственного клуба]], который спит и видит, как бы урезать Токучи положенный по договору гонорар. | * «[[One Outs]]». Лидеру бейсбольной команды «Ликаонс» Тоа Токучи приходится вступать в интеллектуальное противоборство не только с соперниками, чтобы найти слабые места в их стратегии, но и с [[Жадина-говядина|владельцем собственного клуба]], который спит и видит, как бы урезать Токучи положенный по договору гонорар. | ||
* [[Yu-Gi-Oh]] — уже ставшая мемом фраза «You just activated my trap card» описывает суть аниме. | * [[Yu-Gi-Oh]] — уже ставшая мемом фраза «You just activated my trap card» описывает суть аниме. | ||
* [[Kaguya-sama: Love is War]] | * [[Kaguya-sama: Love is War]] — едва ли не кодификатор в школьном ромкоме. Два гения непрестанно пытаются заставить другого признаться в любви, чтобы получить преимущество, при этом сами изо всех сил страшатся сделать это сами, чтобы не выставить себя слабым(-ой). В итоге спустя энное количество глав и событий таки начинают встречаться. | ||
* Isekai bishoujo juniku ojisan | * Isekai bishoujo juniku ojisan to… — точно так же и здесь. Дзингудзи и перерожденный в девушку Татибана точно знают, что богиня наложила проклятие, но на обоих ли и какое, не знают, а потому при взгляде друг на друга испытывают самые романтические чувства, но вместо признания, которое разрушило бы многолетнюю дружбу и выставило геем признавшегося, провоцируют друг друга, чтобы выяснить чувства другого и не попасть впросак самому. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 100: | Строка 102: | ||
* [[Heavy Rain]] — противостояние четверых персонажей маньяку, известному как Мастер Оригами. Если вычеркнуть главного героя, который особым умом не блещет, то противостояние маньяка с оставшейся троицей (детектив, журналистка, агент ФБР) вполне тянет на сабж. {{spoiler|Настоящий маньяк всё это время был частью троицы.}} | * [[Heavy Rain]] — противостояние четверых персонажей маньяку, известному как Мастер Оригами. Если вычеркнуть главного героя, который особым умом не блещет, то противостояние маньяка с оставшейся троицей (детектив, журналистка, агент ФБР) вполне тянет на сабж. {{spoiler|Настоящий маньяк всё это время был частью троицы.}} | ||
* [[Mortal Kombat]] — Рэйден против Шао-Кана и некоторых других злодеев. Хоть злодеи здесь и выглядят стереотипными тупыми качками и маньяками, мозгами они, мягко говоря, не обделены (особенно выделился дракон-король Онага с его хитрым планом, да и Кван Чи тоже не дурак). | * [[Mortal Kombat]] — Рэйден против Шао-Кана и некоторых других злодеев. Хоть злодеи здесь и выглядят стереотипными тупыми качками и маньяками, мозгами они, мягко говоря, не обделены (особенно выделился дракон-король Онага с его хитрым планом, да и Кван Чи тоже не дурак). | ||
* [[Pokemon]] | * [[Pokemon]] — в принципе так проходят бои. Пока покемоны сражаются, тренеры стоят в сторонке и отдают им команды, время от времени помогая им лечилками. | ||
* [[Touhou Project]] | * [[Touhou Project]] — вся Вторая Лунная Война была битвой интеллектов между Эйрин Ягокоро ([[Бездна времени|очень древней]] богиней мудрости, гения даже по меркам гениев) и Юкари Якумо ([[Мне на самом деле 700 лет|не очень, но всё же древним]] ёкаем, соображающим быстрее суперкомпьютера). То, что при таких габаритах итогом войны стала всего-навсего {{spoiler|кража сакэ}}, оставило многих фанатов в недоумении. {{spoiler|На самом деле, главной целью Юкари было именно что победить Эйрин в войне интеллектов, тем самым показав, что раз она теперь живёт в Генсокё на правах человека, то, как и все люди, должная бояться ёкаев. И своей цели она добилась.}} | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Шахматы]] же! | * [[Шахматы]] же! | ||
* Любая стратегическая игра, особенно [[ | * Любая стратегическая игра, особенно [[варгейм]]ы. | ||
* А также карточные игры вроде [[Magic: The Gathering]]. В MTG, к слову, подсвечено сюжетом: игроки берут на себя роль магов, которые во время дуэлей полагаются на тактику. | * А также карточные игры вроде [[Magic: The Gathering]]. В MTG, к слову, подсвечено сюжетом: игроки берут на себя роль магов, которые во время дуэлей полагаются на тактику. | ||
** Более того в MtG существует [https://gatherer.wizards.com/Pages/Card/Details.aspx?multiverseid=288878 внутренний пример] в виде карты, позволяющей выиграть за счёт одного только объёма библиотеки, отражающего объём знаний вашего мага. При том тут надо отметить, что большинство дек придерживается минимального количества в 60 карт из соображений максимально возможного шанса вытянуть нужную карту для каждой нужной карты. Увеличение деки более чем втрое соответствующим образом снизит вероятность в том числе и для этой карты, а ведь помимо библиотеки карты есть ещё в руке, на кладбище, в | ** Более того в MtG существует [https://gatherer.wizards.com/Pages/Card/Details.aspx?multiverseid=288878 внутренний пример] в виде карты, позволяющей выиграть за счёт одного только объёма библиотеки, отражающего объём знаний вашего мага. При том тут надо отметить, что большинство дек придерживается минимального количества в 60 карт из соображений максимально возможного шанса вытянуть нужную карту для каждой нужной карты. Увеличение деки более чем втрое соответствующим образом снизит вероятность в том числе и для этой карты, а ведь помимо библиотеки карты есть ещё в руке, на кладбище, в изгнании — так дека под эту карту может разрастись существенно больше двух сотен карт, ведь две сотни надо иметь к моменту, когда ты эту карту сыграешь, а не номинально до начала игры. Нет, собрать такую деку возможно, но мало кто решается. | ||
=== Реальная жизнь === | === Реальная жизнь === | ||
* Под данный троп попадают многие войны, особенно современные. Пока солдаты мочат друг друга в кровопролитной битве, генералы сидят у себя в штабах и придумывают план действий. | * Под данный троп попадают многие войны, особенно современные. Пока солдаты мочат друг друга в кровопролитной битве, генералы сидят у себя в штабах и придумывают план действий. | ||
* Холодная | * Холодная война — конфликт интересов двух мировых сверхдержав, который очень подходит под этот троп. | ||
* [[Снайперская дуэль]]. | * [[Снайперская дуэль]]. | ||
{{Nav/Combat}} | {{Nav/Combat}} | ||
{{Nav/Штампы}} | {{Nav/Штампы}} |
Текущая версия на 22:49, 8 декабря 2024
Эти двое — соперники и враги, они не раз сходятся в тяжёлом, опасном поединке.
Вот только поединок этот не физический, а умственный. Оба его участника могут и не контактировать друг с другом напрямую и даже находиться на приличном расстоянии друг от друга. Это — война интеллектов.
Нет, у них может быть по личному дракону или по армии головорезов для всяких грязных дел, и вообще все персонажи в произведении, по сути, являются их пешками, но друг против друга они воюют не только и не столько армиями, сколько хитрыми ходами, гамбитами, психологическими играми и интригами.
Зачастую эти персонажи испытывают большое уважение друг к другу, являются закадычными врагами и даже могут объединиться против возникшей третьей силы.
Главной проблемой подобных тропов является то, что персонаж может оказаться не только умнее обычных людей, но и умнее автора. В итоге рано или поздно автор исчерпывает доступный ему набор хитрых планов и сюжетных поворотов и не может написать адекватный финал для этого противостояния.
Примеры[править]
Литература[править]
- Шерлок Холмс и Мориарти — практически кодификатор противостояния разумов гениального детектива и не менее гениального преступника. Иронично, но закончилось оно, по сути, потасовкой.
- Притом, что противостояние Холмса и Мориарти описано только в ОДНОМ рассказе (в «Долине страха» Мориарти притянут за уши), и в этом рассказе никаких особо интеллектуальных действий не совершают ни Холмс, ни Мориарти.
- Вообще в большинстве детективов преступник и сыщик ведут интеллектуальные сражения друг с другом.
- Известный отечественной публике штандартенфюрер Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, является признанным мастером сабжа; в конце концов, он — профессиональный разведчик-нелегал и почти в каждой книге Юлиана Семёнова пытается с переменным успехом сорвать какие-либо интриги разведки Третьего рейха. Полноценно троп отыгрывается в романе «Семнадцать мгновений весны» на примере противостояния Штирлица и группенфюрера СС Генриха Мюллера. Мюллер догадывается о том, что Штирлиц работает на сторону противника, и пытается его в этом уличить, но Исаев раз за разом создаёт себе алиби. Тем не менее, в романе «Приказано выжить» Мюллеру таки удается разоблачить Штирлица и использовать его в своей игре против советской разведки. На протяжении цикла романов «Экспансия» Штирлиц берет полноценный реванш, раскрыв созданную Мюллером организацию «ОДЕССА» и поймав группенфюрера на тихой ферме в Аргентине, где тот скрывался после войны.
- Руководство Третьего рейха также активно проворачивает сабж: в двух упомянутых выше книгах показаны взаимные интриги главы аппарата НСДАП Мартина Бормана и рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, возглавляющего СС. Эту борьбу интриг Гиммлер проиграл вчистую, закончив жизнь самоубийством в последние дни войны, а Борману удается покинуть Германию в романе «Приказано выжить», захватив с собой партийное золото.
- «Троецарствие» — Чжугэ Лян и Чжоу Юй против Цао Цао, Чжоу Юй против Чжугэ Ляна, Чжугэ Лян против Сыма И.
- «Князь Пустоты» — Найюр урс Скиоата и Икурей Конфас. Найюр проиграл, но не потому, что был глупее, а потому, что идиоты-соплеменники ему не поверили.
- «Изгоняющий дьявола» Уильяма Питера Блетти: значительная часть конфликта представляет собой именно войну интеллектов между священниками и демоном. К сожалению, в знаменитой экранизации это было упущено.
- Серия «Фантомас» Пьера Сувестра и Марселя Аллена — Фантомас и комиссар Жюв. В пародийной экранизации Андрэ Юнебеля, увы, комиссар растерял весь свой интеллект, поэтому настоящего поединка не получилось.
- «Дюна» — Пауль Атрейдес и Владимир Харконнен.
- В дописанном сыном Герберта продолжении — сначала Омниус и Оракул Времени, потом Омниус и Эразм, и наконец Эразм и Дункан Айдахо.
- «Тёмная башня» — менее эпичный пример, но тем не менее. Разумный поезд Блейн Моно загадывает загадки ка-тету и сам отвечает на вопросы. Победить машину в состязании невозможно, но ситуацию по-трикстерски спасает Эдди Дин, перегрузив ИИ абсурдистским юмором.
- Уильям Голдман, «Принцесса-невеста» — «А потом я смертельно перехитрил итальянца».
- «Артемис Фаул» — тройной вариант: Артемис, Опал Кобой и Жеребкинс. Артемис Фаул в процессе конфликта с волшебным народом противостоит, по сути, изобретениям Жеребкинса. Опал Кобой и Жеребкинс, в основном, соревнуются в «чьё изобретение круче», хотя впоследствии дело дойдёт и до прямого противостояния. Ну а битва интеллектов Артемиса и Опал, по сути, — одна из главных сюжетных линий цикла.
- «Гарри Поттер» — Дамблдор и Волдеморт. Субверсия: хитрый план строит только Дамблдор, Волдеморт пытается его одолеть и даже думает, что у него получилось — но он настолько предсказуем, что план срабатывает даже после смерти Дамблдора.
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — просто прочтите.
- Джордж Мартин, цикл «Песнь Льда и Пламени» (с 1996) — название первой книги цикла, «Игра престолов», ставшее общесериальным, как бы намекает: на полях битвы режет глотки пушечное мясо, а в верхах Великие и не очень дома занимаются сабжем в режиме нон-стоп. Особенно показательный пример тропа — скрытное противостояние великих махинаторов: любителя порядка Вариса и любителя хаоса Петира Бейлиша.
- «Первый закон» — маг Байаз и пророк Кхалюл. Второго за все книги ещё ни разу не показали. Но противостояние продолжается.
- «Дозоры» — Гесер и Завулон. По сути, все первые книги цикла представляют собой их шахматную партию. Далее градус этого несколько снижается.
- «Тайный город» — противостояние Ярги и Сантьяги с «Днём Дракона».
- «Хроники странного королевства» — Шеллар и Скаррон.
- Шеллар и Чань. Чань, конечно, по роли в сюжете скорее злобный прихвостень, но в шпионских интригах посильнее Скаррона будет.
- «87-й участок» — Глухой против полицейских всего 87-го участка.
- Тед Чан, рассказ «Понимай» — в принципе всё об этом. Использование экспериментального гормона, развивающего интеллект, даёт необычные возможности получившим к нему доступ людям.
- П. Энтони, роман «Макроскоп» — в событиях романа имеются два таких дуэльных поединка (первый случился задолго до описываемых событий, в детском спец-интернате, где Шён побеждает неизвестную девочку в войне за право считаться самым умным в группе; второй — в самом финале книги между Афрой и пробудившимся Шёном, и расписан в ней почти посекундно, впрочем, с точки зрения только одного из участников).
- Метавселенная Рудазова
- «Архимаг» — Бокаверде Хобокен и Астрамарий Целебор Краш. Второй в сотню раз старше первого, имеет вчетверо больший полководческий стаж и… отчаянно завидует сопернику и мечтает уделать его как стратег стратега. Дошло до того, что когда Шаб-Ниггурат уже был готов упокоить Хобокена, Астрамарий того спас.
- В более глобальном смысле — Прекраснейшая и Носящий Жёлтую Маску. ЧСХ, после Рассвета они продолжили в том же духе — «но на этот раз я играю белыми».
- «Арифмоман» — в парифатской Озирии для интеллектуальных битв есть даже аналоги гладиаторских арен — и публика всегда валит валом. Эйхгорн какое-то время зарабатывал тем, что побеждал там в турнирах по устному счёту.
- «Архимаг» — Бокаверде Хобокен и Астрамарий Целебор Краш. Второй в сотню раз старше первого, имеет вчетверо больший полководческий стаж и… отчаянно завидует сопернику и мечтает уделать его как стратег стратега. Дошло до того, что когда Шаб-Ниггурат уже был готов упокоить Хобокена, Астрамарий того спас.
Сетевая литература[править]
- Юрий Нестеренко, «Лекарство от любви» — Изольда, Кай и Светлый Совет. Поскольку магия Изольды влюбляет в неё всякого, кто вообще способен любить, силой (и даже стандартными магическими средствами) её не победить. Но это не значит, что она в принципе неуязвима. Война за власть над миром становится войной не армий, а интеллектов.
- Он же плюс Михаил Харитонов «Юбер аллес» — противостояние Власова и Эберлинга. Да и вся работа разведчиков высокого уровня в книге, для перестрелок и драк есть совсем другие люди.
- «Worm» — настоящее интеллектуальное побоище происходит во время сцены «расстрела» Неформалов.
Кино[править]
- «Иллюзия обмана» — обе части полностью о ней, родимой.
- «Престиж»: начавшись с дружеского соперничества, противостояние двух фокусников со временем превращается в борьбу не на жизнь, а на смерть.
- С небольшой натяжкой сюда можно отнести «Отступников». Агент полиции, внедрённый в мафию, противостоит агенту мафии, внедрённому в полицию. Они не знают, кто именно куда внедрен, но знают о существовании друг друга и всеми силами ставят друг другу палки в колёса.
- В продолжение предыдущего пункта — бесконечное число фильмов про гениального полицейского, противостоящего гениальному преступному боссу либо не менее гениальному серийному убийце-одиночке. Среди наиболее удачных примеров — «Семь», «Молчание ягнят» с продолжениями (здесь главный интеллектуал, конечно, Ганнибал Лектер), «Законопослушный гражданин».
- «Заговорщики» (1997): подросток-гений противостоит преступнику-гению, который захватил частную школу и удерживает детей богатых родителей за выкуп.
- «Вне подозрений» (1995) — американский психологический триллер. Запоминается эпичнейшим вотэтоповоротом: полицейский во время смены неожиданно возвращается домой и видит свою жену в постели со своим лучшим другом. Не выдав себя, полицейский уходит, и во время этой же смены получает ранение, которое парализует его. Рассказав жене и другу, что не хочет доживать остаток жизни в инвалидной коляске полицейский просит их убить его из милосердия. Чтобы их не обвинили в убийстве, друг и жена должны изобразить грабителей, ночью проникнувших в дом и убивших инвалида. Жена и друг-любовник соглашаются, ночью лезут в дом… и получают по пуле от бывшего полицейского. Который и парализованным-то всего лишь притворился, только для того, чтобы отомстить изменнице и предателю-другу. Вот после этого и разворачивается битва интеллектов между обвинителем, который чует что-то неладное в сказке «Жена и ее любовник хотели меня убить, я оборонялся» и лжепаралитиком, который лихорадочно пытается вычислить свои возможные проколы и нейтрализовать их. «Почему пуля вошла под таким углом, как будто вы стояли на ногах?» «Я бросил в него стеклянным шаром и он пригнулся» «Но на фотографиях дома видно, что шар стоит на высокой полке, вы не могли до него дотянуться!» "У меня был ВТОРОЙ стеклянный шар. Вот он"
- «Перелом» — инженер застреливает неверную жену, после чего позволяет её любовнику-полицейскому арестовать его. Молодой прокурор, которому уже готов тёпленькое место в престижной юридической фирме, берётся за дело, которое считает заведомо выигранным. Вот только улики одна за другой рушатся, и дело грозит не только обернуться крахом, но и разрушить карьеру прокурора. Прокол допускает сам убийца — отключает коматозную жену от вентилятора. Вот только с точки зрения закона, в первый раз его судили за попытку убийства. Раз жена теперь мертва, значит его можно судить вторично, на этот раз за убийство (в США нельзя судить человека дважда за одно и то же преступление). А прокурор как раз обнаружил необходимые улики.
- Автор правки определенно помнит пример фильма, в котором эпичные мастера боя сильны тем, что разыгрывают в уме схватку на несколько ходов вперед (как свои движения, так и ответные движения противника), а столкнувшись с равным, некоторое время стоят и моделируют боевую ситуацию, следя за противником. Некоторым образом это субверсия битвы интеллектов. Кажется, это было в китайском фильме «Меченосцы» (Wuxia) — но может быть, в «Крадущемся тигре, затаившемся драконе» — пусть меня поправят.
- Точно было в «Шерлоке Холмсе» Гая Ричи.
Телесериалы[править]
- «Коломбо» — поскольку личность преступника зрителю известна заранее, противостояние умов играет ещё большее значение, чем в классических детективах.
- «Менталист» — Патрик Джейн и Красный Джон.
- «Твин Пикс» — Дейл Купер против Уиндома Эрла.
- «Великолепный век» — много такого. Хюррем-султан против Валиде-султан. Ибрагим-паша против Хюррем-султан. Хюррем-султан против сестёр Шах и Хатидже-султан. Хюррем-султан против Фатьмы-султан. Надо ли говорить, что Хюррем победила всех?
- Здесь же Сюмбюль-ага против Гюль-аги (шутка).
- Четвёртый сезон «Флэша»: впервые героям противостоит не бегун, а супергений, и Гарри (который гений, но без приставки «супер-») постоянно бесит то, что Дево их так ловко обводит вокруг пальца.
- В пятом сезоне Норе тайком помогает Эобард Тоун (гений-бегун) из будущего, в то время как Гаррисон Шерлёк Уэллс (гений-детектив) пытается разузнать правду. Тем более что Тоун на тот момент выглядит как Уэллс.
- Billions — миллиардер Роберт Аксельрод и окружной прокурор Чарльз Роудс.
- «Бумажный дом» — Профессор (глава банды и внешний координатор) против инспектора Ракель Мурильо (главы расследования и переговорщицы). Во время второго ограбления — он же против инспектора Алисии Сьерры. А в конце — Профессор и Алисия против Татьяны и Рафаэля.
- «Порус» — поскольку протоколы воспрещают персонажам выяснять отношения при помощи оружия, иногда получается сабж, даже привыкший действовать Пуру этим занимается!
- «Prison Break» — беглый преступник Майкл Скофилд против федерального агента Александра Махоуна. А потом они становятся друзьями и дают прикурить уже генералу Кранцу и Компании в целом.
Комиксы[править]
Аниме и манга[править]
- «Тетрадь смерти» — Лайт и Эл, одно из самых сильных воплощений тропа. К сожалению, после смерти L его наследники уже не могли быть столь достойными противниками, и чтобы Лайт в итоге проиграл им, Ягами пришлось искусственно оглупить.
- «Код Гиасс» — Лелуш и его брат Шнайзель. И да, они оба обожают шахматы.
- Ллойд и Ракшата.
- Противостояние Лелуша и Чарльза. Чарльз, конечно, уступает Шнайзелю, но Лелушу нервы потрепал.
- JoJo's Bizarre Adventure — полностью построена на битве интеллектов между противниками, а Джозеф Джостар — ходячее воплощение тропа. Еще выделяется игра Джотаро в покер с Д’арби. На кону были души друзей и своей уверенностью он смог довести противника до такой паники, что опытный картежник просто свалился со стула в обмороке. А оказалось , что расклад у Джотаро был слабее - но в свои карты он действительно даже не смотрел.
- «Обещанный Неверленд» — начиная со второй главы именно эти игры ведут дети с мамой и её подручными. А что ещё остаётся, если ты всего лишь ребёнок, которого вот-вот отправит на съедение огромная система?
- No Game No Life целиком посвящена битве умов между главными героями и богом Тетом.
- И фансервису!
- «Ёрмунганд»: Коко Хэкматьяр — торговка оружием, и основные победы одерживает своими умом, харизмой и находчивостью. Продать кому надо что надо, обхитрив конкурентов; вовремя свалить оттуда, где контракты рискуют стать гирями на шее (и становятся такими для других торговцев); завести полезные связи; подкупить агентов ЦРУ… Ну а то, что приходится таскать с собой в качестве телохранителей отряд бывших спецназовцев — уже побочная особенность профессии.
- Bleach — не самый яркий пример, но: Айдзэн и Урахара. Противостояние, растянувшееся на сотню лет.
- «Чёрная лагуна»: главный герой Рок постепенно становится мастером войны интеллектов. В частности, ему удалось вырулить казалось бы безнадёжную ситуацию, искусно лавируя между спятившей мстительницей, отрядом американского спецназа, ЦРУ, триадами, русской мафией и FARC.
- «Liar Game» — вся об этом.
- «One Outs». Лидеру бейсбольной команды «Ликаонс» Тоа Токучи приходится вступать в интеллектуальное противоборство не только с соперниками, чтобы найти слабые места в их стратегии, но и с владельцем собственного клуба, который спит и видит, как бы урезать Токучи положенный по договору гонорар.
- Yu-Gi-Oh — уже ставшая мемом фраза «You just activated my trap card» описывает суть аниме.
- Kaguya-sama: Love is War — едва ли не кодификатор в школьном ромкоме. Два гения непрестанно пытаются заставить другого признаться в любви, чтобы получить преимущество, при этом сами изо всех сил страшатся сделать это сами, чтобы не выставить себя слабым(-ой). В итоге спустя энное количество глав и событий таки начинают встречаться.
- Isekai bishoujo juniku ojisan to… — точно так же и здесь. Дзингудзи и перерожденный в девушку Татибана точно знают, что богиня наложила проклятие, но на обоих ли и какое, не знают, а потому при взгляде друг на друга испытывают самые романтические чувства, но вместо признания, которое разрушило бы многолетнюю дружбу и выставило геем признавшегося, провоцируют друг друга, чтобы выяснить чувства другого и не попасть впросак самому.
Видеоигры[править]
- Мультиплеер абсолютно любой стратегии (хоть RTS, хоть 4X, хоть пошаговой) — с прикрученным фитильком: игроки обычно не являются закадычными врагами, а автор в лице разработчиков и администрации сервера только следит, чтобы всё было честно.
- Fallout:
- Fallout 3, дополнение «Point lookout» — противостояние Локхарта и Кэлворта.
- Fallout: New Vegas, дополнение «Old World Blues» — противостояние Доктора Мёбиуса с остальными учёными.
- Fallout: New Vegas, дополнение «Dead Money» — противостояние Фреда Синклера и Дина Домино. Синклер умер ещё в XXI веке, но сделал это так, что Дин Домино уже два столетия не может победить его.
- Heavy Rain — противостояние четверых персонажей маньяку, известному как Мастер Оригами. Если вычеркнуть главного героя, который особым умом не блещет, то противостояние маньяка с оставшейся троицей (детектив, журналистка, агент ФБР) вполне тянет на сабж. Настоящий маньяк всё это время был частью троицы.
- Mortal Kombat — Рэйден против Шао-Кана и некоторых других злодеев. Хоть злодеи здесь и выглядят стереотипными тупыми качками и маньяками, мозгами они, мягко говоря, не обделены (особенно выделился дракон-король Онага с его хитрым планом, да и Кван Чи тоже не дурак).
- Pokémon — в принципе так проходят бои. Пока покемоны сражаются, тренеры стоят в сторонке и отдают им команды, время от времени помогая им лечилками.
- Touhou Project — вся Вторая Лунная Война была битвой интеллектов между Эйрин Ягокоро (очень древней богиней мудрости, гения даже по меркам гениев) и Юкари Якумо (не очень, но всё же древним ёкаем, соображающим быстрее суперкомпьютера). То, что при таких габаритах итогом войны стала всего-навсего кража сакэ, оставило многих фанатов в недоумении. На самом деле, главной целью Юкари было именно что победить Эйрин в войне интеллектов, тем самым показав, что раз она теперь живёт в Генсокё на правах человека, то, как и все люди, должная бояться ёкаев. И своей цели она добилась.
Настольные игры[править]
- Шахматы же!
- Любая стратегическая игра, особенно варгеймы.
- А также карточные игры вроде Magic: The Gathering. В MTG, к слову, подсвечено сюжетом: игроки берут на себя роль магов, которые во время дуэлей полагаются на тактику.
- Более того в MtG существует внутренний пример в виде карты, позволяющей выиграть за счёт одного только объёма библиотеки, отражающего объём знаний вашего мага. При том тут надо отметить, что большинство дек придерживается минимального количества в 60 карт из соображений максимально возможного шанса вытянуть нужную карту для каждой нужной карты. Увеличение деки более чем втрое соответствующим образом снизит вероятность в том числе и для этой карты, а ведь помимо библиотеки карты есть ещё в руке, на кладбище, в изгнании — так дека под эту карту может разрастись существенно больше двух сотен карт, ведь две сотни надо иметь к моменту, когда ты эту карту сыграешь, а не номинально до начала игры. Нет, собрать такую деку возможно, но мало кто решается.
Реальная жизнь[править]
- Под данный троп попадают многие войны, особенно современные. Пока солдаты мочат друг друга в кровопролитной битве, генералы сидят у себя в штабах и придумывают план действий.
- Холодная война — конфликт интересов двух мировых сверхдержав, который очень подходит под этот троп.
- Снайперская дуэль.