Мудрый еврей: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Театр и литература: давно не перечитывал - помню только этих.)
Метка: отменено
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников)
Строка 20: Строка 20:
=== Религия, мифология, [[фольклор]] ===
=== Религия, мифология, [[фольклор]] ===
* Иисус же! И заодно [[Библия|библейские]] пророки.
* Иисус же! И заодно [[Библия|библейские]] пророки.
* Создатель [[Голем]]а Иегуда Лёв бен Бецалель. Скорее всего реальная личность, по крайней мере могила у него есть.
* Создатель [[Голем]]а Иегуда (Лёв<ref>Если кому интересно, Лёв — это стандартная ашкеназская уменьшительная форма имени Иегуда. За подробностями [[Необычное сокращение имени#Реальная жизнь|сюда]].</ref>) бен Бецалель. Скорее всего реальная личность, по крайней мере могила у него есть.
* Гершеле Острополер, ашкеназский аналог Ходжи Насреддина (пополам с [[еврей-насмешник]]).
* Гершеле Острополер, ашкеназский аналог Ходжи Насреддина (пополам с [[еврей-насмешник]]).
* Анекдоты, где раввин показан не таким жадным, как его паства. Например, о предложении принести каждому по бутылке водки и вылить их в общую посуду. Или про рецепт очень вкусного чая — «Не жалейте заварки!».
* Анекдоты, где раввин показан не таким жадным, как его паства. Например, о предложении принести каждому по бутылке водки и вылить их в общую посуду. Или про рецепт очень вкусного чая — «Не жалейте заварки!».
* И не таким зацикленным: «Ребе, можно ли еврею смотреть на раздетых женщин?» — «Можно» — «А на что же нельзя смотреть еврею?» — «Например, [[Капитан Очевидность|на электросварку]]».
* И не таким зацикленным: «Ребе, можно ли еврею смотреть на раздетых женщин?» — «Можно» — «А на что же нельзя смотреть еврею?» — «Например, [[Капитан Очевидность|на электросварку]]».
** Или совет бедняку: «Возьми в дом козу!». ''Ага-ага, не пытайся исправить своё положение, а сделай себе ещё хуже, верни как есть и кайфуй. И вообще — другим хуже, так что заткнись и славь Боженьку почаще.''
** Или совет бедняку: «Возьми в дом козу!», а потом, соответственно, «[[убери козу]]!». ''Ага-ага, не пытайся исправить своё положение, а сделай себе ещё хуже, верни как есть и кайфуй. И вообще — другим хуже, так что заткнись и славь Боженьку почаще.''
*** Анекдот-то анекдотом, но давайте рассмотрим смысл совета, раввинов-то ценят не только за тонкое чувство шютки юмора. Коза часто была единственным доступным для бедняка домашним скотом. На редкость неприхотливая, способная выжить в ''очень'' разных климатических условьях, способная прожить на '''абсолютном''' минимуме поножного корма, куда менее опасная чем те же свиньи и '''''намного''''' более полезная. От свиньи вы отличной шерсти и отличных (хоть не на каждого любителя но речь-то о бедных), молочных продуктов не дождётесь. ''Так''-уж много они не стоили. Для бедняка, на самом деле, это способ минимальными вложениями получить серьёзную и немедленную помощь в хозяйстве. Однако некоторое вложение требуется, всё-таки, так что совет рэббэ предполагает определённый риск, коза ведь и заболеть может, или волк сожрёт - и плакали денежки последние, сбережённые на самый крайний случай. И тут уж придётся идти в синагогу, просить рэббэ обратиться за сбором к общине, для нуждающего семейства, и тут-то и узнаешь насколько тебя любят друзья/соседи. Кое-что дадут, конечно, религия [https://www.jewishvirtuallibrary.org/charity-throughout-jewish-history обязывает].... а если война случилась а единственную кормилицу солдаты-наёмники сожрали [и много ещё чего учинили но не будем о '''слишком'''-уж грустом], то и всё, ползи на кладбище кто ещё выжил. Раввин даёт вполне разумный и практичный, но чреватый серьёзной опасностью совет...в чём, строго говоря, состоит немалая часть его ''очень'' многоликих и многогранных профессиональных обязанностей.
*** Анекдот-то анекдотом, но давайте рассмотрим смысл совета, раввинов-то ценят не только за тонкое чувство шютки юмора. Коза часто была единственным доступным для бедняка домашним скотом. На редкость неприхотливая, способная выжить в ''очень'' разных климатических условьях, способная прожить на '''абсолютном''' минимуме поножного корма, куда менее опасная чем те же свиньи и '''''намного''''' более полезная. От свиньи вы отличной шерсти и отличных (хоть не на каждого любителя но речь-то о бедных), молочных продуктов не дождётесь. ''Так'' уж много они не стоили. Для бедняка, на самом деле, это способ минимальными вложениями получить серьёзную и немедленную помощь в хозяйстве. Однако некоторое вложение требуется, всё-таки, так что совет рэббэ предполагает определённый риск, коза ведь и заболеть может, или волк сожрёт — и плакали денежки последние, сбережённые на самый крайний случай. И тут уж придётся идти в синагогу, просить рэббэ обратиться за сбором к общине, для нуждающего семейства, и тут-то и узнаешь насколько тебя любят друзья/соседи. Кое-что дадут, конечно, религия [https://www.jewishvirtuallibrary.org/charity-throughout-jewish-history обязывает]а если война случилась а единственную кормилицу солдаты-наёмники сожрали [и много ещё чего учинили но не будем о '''слишком''' уж грустом], то и всё, ползи на кладбище кто ещё выжил. Раввин даёт вполне разумный и практичный, но чреватый серьёзной опасностью совет… в чём, строго говоря, состоит немалая часть его ''очень'' многоликих и многогранных профессиональных обязанностей.
*** Никаких «другим хуже» там даже не подразумевалось. Просто накопившиеся в семье проблемы дошли до стадии реактивности: каждый из членов семьи «накручивает» не только себя, но и остальных. Подобная «шоковая терапия» вполне может помочь всем хотя бы на время остановиться. В конце концов, внезапно наступившие, но преодолимые трудности нередко способствуют сплочению семьи. А если это не помогло — то может, и держаться за такую семью не стоило?
** Или про спорящих соседей: «И ты прав».
** Или про спорящих соседей: «И ты прав».
* Забавный зигзаг в анекдоте про отбившегося от рук пацана: ребе не нашёл к нему подхода и посоветовал отвести к католическому священнику. Мальчик стал как шёлковый: {{spoiler|«Ой, мама, [[Комическое непонимание сути|когда я увидел на стене распятого еврея, я понял — эти шутить не будут!]]»}}
* Забавный зигзаг в анекдоте про отбившегося от рук пацана: ребе не нашёл к нему подхода и посоветовал отвести к католическому священнику. Мальчик стал как шёлковый: {{spoiler|«Ой, мама, [[Комическое непонимание сути|когда я увидел на стене распятого еврея, понял — эти шутить не будут!]]»}}
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
— Жил один мудрец по имени Хафец Хаим. Был он человеком немолодым, жена умерла, и он женился второй раз. И вот перед праздником построил он во дворе сукку (ритуальный шалаш). Построил там, где несколько десятков лет строил каждый Суккот. Но пришла молодая жена и сказала, что ей не нравится, как стоит шалаш, и строить надо с другого края двора. Хафец Хаим спорить не стал, разобрал шалаш (работа не из легких) и переставил, куда жена указала. Но когда та вышла из дома, она поняла, что прежнее место было лучше, о чем и сообщила мужу. Тот снова без выяснения отношений разобрал и переставил шалаш. С тех пор, как говорят, жена с Хафец Хаимом не спорила никогда.
— Жил один мудрец по имени Хафец Хаим. Был он человеком немолодым, жена умерла, и он женился второй раз. И вот перед праздником построил он во дворе сукку (ритуальный шалаш). Построил там, где несколько десятков лет строил каждый Суккот. Но пришла молодая жена и сказала, что ей не нравится, как стоит шалаш, и строить надо с другого края двора. Хафец Хаим спорить не стал, разобрал шалаш (работа не из легких) и переставил, куда жена указала. Но когда та вышла из дома, она поняла, что прежнее место было лучше, о чем и сообщила мужу. Тот снова без выяснения отношений разобрал и переставил шалаш. С тех пор, как говорят, жена с Хафец Хаимом не спорила никогда.
Строка 34: Строка 35:
=== [[Театр]] и [[литература]] ===
=== [[Театр]] и [[литература]] ===
* Немецкий писатель Г. Э. Г. Лессинг, пьеса «[[Именно то, что написано на упаковке|Натан мудрый]]».
* Немецкий писатель Г. Э. Г. Лессинг, пьеса «[[Именно то, что написано на упаковке|Натан мудрый]]».
* Ч. Диккенс, «Наш общий друг» — Райя. [[С прикрученным фитильком]], т. к. этот старый еврей больше выделяется добротой, честностью и справедливостью.
* Ч. Диккенс, «Наш общий друг» — Райя. [[С прикрученным фитильком]], так как этот старый еврей больше выделяется добротой, честностью и справедливостью.
** И не побоялся на старости лет жизнь с нуля начать.
** И не побоялся на старости лет жизнь с нуля начать.
* [[Густав Майринк]]:
* [[Густав Майринк]]:
Строка 49: Строка 50:
** «Петля и камень в зеленой траве» — [[Прекрасная еврейка|Ула]], ее дед и многие другие родственники. {{spoiler|И Соломон Михоэлс}}.
** «Петля и камень в зеленой траве» — [[Прекрасная еврейка|Ула]], ее дед и многие другие родственники. {{spoiler|И Соломон Михоэлс}}.
* «[[Пелагия и красный петух]]» — [[Эксцентричный мудрец|пророк Эммануил (Мануйла)]].
* «[[Пелагия и красный петух]]» — [[Эксцентричный мудрец|пророк Эммануил (Мануйла)]].
* [[Даниэль Клугер]], «Последний выход Шейлока» — раввин Аврум-Гирш Шейнерзон.
* А. Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха]]» — Шмулинсон периодически отыгрывает и этот троп тоже, хотя к обаятельному мошеннику он всё же ближе.
* А. Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха]]» — Шмулинсон периодически отыгрывает и этот троп тоже, хотя к обаятельному мошеннику он всё же ближе.
* «[[The Elenium and the Tamuli]]» — стирики, [[СФК]] евреев<ref>Однако отметим одно — но ''категорически'' важное — различие. Иудаизм — основатель единобожия (оставим в покое Эхнатона, нет доказательств что его попытка покинула пределы Египта — хотя Библейский Исход, как считается, произошёл при великом [https://i.redd.it/e2rwgh462qu51.jpg Рамзесе II], в той-же династии, но немного позже). А у стириков было неуточнённое число Старых Богов — пленённых, «примерно как Азаш», что приводит к своему собственному ужасу в холодильнике в конце второй трилогии — и ровно 1000 Новых. Единобожие, заодно яростно отрицающее многобожие и стремящееся его уничтожить — встречается только у Элленической Церкви и, с лишь первым элементом, у Киргаев.</ref>. [[Гордая и мудрая раса]], владеющая магией и, собственно, обучившая магии эленийцев. Особенно выделяется Сефрения — наставница главного героя Спархока, подпадающая заодно и под [[Прекрасная еврейка|другой троп]].
* «[[The Elenium and the Tamuli]]» — стирики, [[СФК]] евреев<ref>Однако отметим одно — но ''категорически'' важное — различие. Иудаизм — основатель единобожия (оставим в покое Эхнатона, нет доказательств что его попытка покинула пределы Египта — хотя Библейский Исход, как считается, произошёл при великом [https://i.redd.it/e2rwgh462qu51.jpg Рамзесе II], в той-же династии, но немного позже). А у стириков было неуточнённое число Старых Богов — пленённых, «примерно как Азаш», что приводит к своему собственному ужасу в холодильнике в конце второй трилогии — и ровно 1000 Новых. Единобожие, заодно яростно отрицающее многобожие и стремящееся его уничтожить — встречается только у Элленической Церкви и, с лишь первым элементом, у Киргаев.</ref>. [[Гордая и мудрая раса]], владеющая магией и, собственно, обучившая магии эленийцев. Особенно выделяется Сефрения — наставница главного героя Спархока, подпадающая заодно и под [[Прекрасная еврейка|другой троп]].
Строка 55: Строка 57:
* Георгий Голубенко, рассказ «Намётанный глаз» — старый [[Жемчужина у моря|одесский]] портной. «В общем, поверьте мне, через какое-то время вам еще придется придумывать себе недостатки. Потому что, если говорить откровенно, мы, мужчины, женскими достоинствами только любуемся. А любим мы вас… я даже не знаю за что. Может быть, как раз за недостатки. У моей Риммы, например, их было огромное количество. Наверное, поэтому я и сейчас люблю ее так же, как и в первый день знакомства, хотя ее уже десять лет как нету на этом свете. И знаете, это как раз главное, что я хотел вам сказать про вашего бывшего мужа. Если мужчина действительно любит женщину, его с ней не сможет разлучить даже такая серьезная неприятность, как смерть! Не то что какой-нибудь там полусумасшедший портной Перельмутер… А, Римма, я правильно говорю? [[Слезогонка|Слышите, молчит. Не возражает…]] Значит, я говорю правильно…»
* Георгий Голубенко, рассказ «Намётанный глаз» — старый [[Жемчужина у моря|одесский]] портной. «В общем, поверьте мне, через какое-то время вам еще придется придумывать себе недостатки. Потому что, если говорить откровенно, мы, мужчины, женскими достоинствами только любуемся. А любим мы вас… я даже не знаю за что. Может быть, как раз за недостатки. У моей Риммы, например, их было огромное количество. Наверное, поэтому я и сейчас люблю ее так же, как и в первый день знакомства, хотя ее уже десять лет как нету на этом свете. И знаете, это как раз главное, что я хотел вам сказать про вашего бывшего мужа. Если мужчина действительно любит женщину, его с ней не сможет разлучить даже такая серьезная неприятность, как смерть! Не то что какой-нибудь там полусумасшедший портной Перельмутер… А, Римма, я правильно говорю? [[Слезогонка|Слышите, молчит. Не возражает…]] Значит, я говорю правильно…»
* Вадим Давыдов, «Год Дракона»: один из персонажей — мудрый ребе, который [[Таки да!|часто вставляет в речь слова на идише]].
* Вадим Давыдов, «Год Дракона»: один из персонажей — мудрый ребе, который [[Таки да!|часто вставляет в речь слова на идише]].
* «[[Ирка Хортица]]» − Хаим Янкель, старый официант {{spoiler|и ламед-вовник − один из 36 тайных еврейских праведников-хранителей мира}}
* [[Александр Рудазов]], «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]]» — [[деконструкция]]. [[Архимаг]] Гедеон, конечно, весь из себя важный, отстранённый, с [[мудрая борода|мудрой бородой]], весь закутан в цицит и тфилин и вообще [[верховный маг]] Ханаана — но при этом типичный «рассеянный профессор»: прошёлся по лицу и так раненого Креола чисто потому, что не смотрел под ноги, а читал на ходу книгу.
* Ной Гордон "Лекарь. Ученик Авиценны" -  лекарь Бениамин Мерлин, поведавший Робу об Ибн-Сине и его медресе; караванщики во главе с Лонцано бен Эзра, с которыми герой путешествовал вплоть до  Исфахана; и, наконец, самый яркий - Мердин Аскари, наряду с персом Каримом Гаруном, ставший лучшим другом Роба Коула. {{spoiler|И не отвернувшийся от него, даже когда тот, женившись на шотландке Мэри, сознался в своём [[поцл|маскараде]], хотя ТАКОЙ залёт мог подвести под шариатский суд и Мердина с семьёй.}}


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 65: Строка 70:
=== Телесериалы ===
=== Телесериалы ===
* «[[Warehouse 13|Хранилище 13]]» — Артур Нильсон, как главный умник и специалист по всевозможным аномалиям.
* «[[Warehouse 13|Хранилище 13]]» — Артур Нильсон, как главный умник и специалист по всевозможным аномалиям.
* «[[Интерны]]» — Купитман Иван Натанович, хоть и хронический алкоголик, но при этом действительно выдающийся специалист, да и житейской мудрости ему не занимать: именно к нему зачастую ходят за советом все остальные герои.


=== [[Мультфильм]]ы и [[мультсериал]]ы ===
=== [[Мультфильм]]ы и [[мультсериал]]ы ===
Строка 80: Строка 86:


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Средневековый философ и врач Моисей [[w:Маймонид|Маймонид]] (Моше́ бен Маймо́н, Рамба́м). Его труды и по сей день считаются основой талмудической дисциплины. Как врач он утверждал, что к фармацевтике нужно подходить рационально и лекарство должно содержать компоненты которые действительно помогают, и уж точно лекарство не должно содержать ядов. Много веков спустя после его смерти в европейской медицине продолжали применять ртуть<ref>Ртуть, заметим, применялась против «звёздной болезни» с как минимум 16-го (см. «Автобиографию» Бенвенуто Челлини) аж до 20-го века (см. «Белую Гвардию» Булгакова), потому что она действительно помогала. Против сифилиса. А вот побочные эффекты, '''это''' знаете-ли батенька, совершенно иной разговор будет.</ref> и мышьяк<ref>Мышьяк и в наше время применяют: триоксид мышьяка с ограниченной токсичностью успешно применяется внутривенно для лечения острого промиелоцитарного лейкоза.</ref>, так как его труды были запрещены в Инквизицией за то, что он очень любил покритиковать христианство (сам он проживал в Египте).
* Средневековый философ и врач Моисей [[w:Маймонид|Маймонид]] (Моше́ бен Маймо́н, Рамба́м). Его труды и по сей день считаются основой талмудической дисциплины. Как врач он утверждал, что к фармацевтике нужно подходить рационально и лекарство должно содержать компоненты которые действительно помогают, и уж точно лекарство не должно содержать ядов. Много веков спустя после его смерти в европейской медицине продолжали применять ртуть<ref>Ртуть, заметим, применялась против «звёздной болезни» с как минимум 16-го (см. «Автобиографию» Бенвенуто Челлини) аж до 20-го века (см. «Белую Гвардию» Булгакова), потому что она действительно помогала. Против сифилиса. А вот побочные эффекты, '''это''' знаете-ли батенька, совершенно иной разговор будет.</ref> и мышьяк<ref>Мышьяк и в наше время применяют: триоксид мышьяка с ограниченной токсичностью успешно применяется внутривенно для лечения острого промиелоцитарного лейкоза.</ref>, так как его труды были запрещены в Инквизицией за то, что он очень любил покритиковать христианство (сам он проживал в Египте).
* [[w:Хасдай ибн Шапрут|Хасдай Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра ибн Шапрут]] — придворный врач и [[фаворит]] кордовского халифа Абд ар-Рахмана III. Фактически исполнял обязанности министра финансов и министра иностранных дел, не будучи визирем официально (чтобы стать визирем, нужно было принять ислам).
* [[w:Хасдай ибн Шапрут|Хасдай Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра ибн Шапрут]] — придворный врач и [[фаворит]] кордовского халифа Абд ар-Рахмана III. Фактически исполнял обязанности министра финансов и министра иностранных дел, не будучи визирем официально (чтобы стать визирем, нужно было принять ислам).
* [[w:Рашид ад-Дин|Рашид ад-Дин]] Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани — придворный врач в [[w:Государство Хулагуидов|государстве Хулагуидов]]<ref>Центром была завоёванная монголами Персия, в него также входили солидные куски Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока.</ref> при дворе [[w:Газан-хан|Газан-хана]]. Этот всё-таки принял ислам и стал визирем официально. Прославился тем что написал двухтомник «Джами ат-таварих», первый том которого был целиком посвящён истории Монгольской империи, а второй — всемирной истории.
* [[w:Рашид ад-Дин|Рашид ад-Дин]] Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани — придворный врач в [[w:Государство Хулагуидов|государстве Хулагуидов]]<ref>Центром была завоёванная монголами Персия, в него также входили солидные куски Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока.</ref> при дворе [[w:Газан-хан|Газан-хана]]. Этот всё-таки принял ислам и стал визирем официально. Прославился тем что написал двухтомник «Джами ат-таварих», первый том которого был целиком посвящён истории Монгольской империи, а второй — всемирной истории.
* Шмуэль Палаччи, [[пират]], [[ниндзя-пират-зомби-робот|раввин и мастер челночной дипломатии]]. Подружить голландцев с маврами — это таки надо было уметь<ref>То, что у мавров, голландцев и так-таки евреев имелся весьма специфицыстический враг, а именно некая весьма католическая глобальная империя, из красивого дворца Ескориал руководимая, ларчик начинает отворяться...</ref>.
* Шмуэль Палаччи, [[пират]], [[ниндзя-пират-зомби-робот|раввин и мастер челночной дипломатии]]. Подружить голландцев с маврами — это таки надо было уметь<ref>То, что у мавров, голландцев и так-таки евреев имелся весьма специфицыстический враг, а именно некая весьма католическая глобальная империя, из красивого дворца Ескориал руководимая, ларчик начинает отворяться…</ref>.
* В романе «[[Евгений Онегин]]» Татьяна обратилась к соннику Мартына Задеки [задэки]. Считалось, что составил эту гадательную и толковательную книгу иудей Мартин Цадик (Мартин Праведный).
* В романе «[[Евгений Онегин]]» Татьяна обратилась к соннику Мартына Задеки [задэки]. Считалось, что составил эту гадательную и толковательную книгу иудей Мартин Цадик (Мартин Праведный).
* Не совсем троп, но всё же: Фаина Раневская, близко дружившая с Анной Ахматовой, в шутку называла её «рабби» именно за мудрость.
* Не совсем троп, но всё же: Фаина Раневская, близко дружившая с Анной Ахматовой, в шутку называла её «рабби» именно за мудрость.
Строка 90: Строка 96:
** …И, кажется, немножко [[Еврей-насмешник|пародировал]] его.
** …И, кажется, немножко [[Еврей-насмешник|пародировал]] его.
* Станислав Ежи Лец — туда же.
* Станислав Ежи Лец — туда же.
* Аркадий Давидович своими афоризмами тянет на троп, а своей жизнью — на [[эксцентричный мудрец|эксцентричного мудреца]].
* Аркадий Давидович своими афоризмами тянет на троп, а своей жизнью — на [[эксцентричный мудрец|эксцентричного мудреца]].


== Примечания ==
== Примечания ==
<references/>
{{примечания}}


{{Nav/Евреи}}
{{Nav/Евреи}}

Версия 04:06, 2 мая 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Magical Jew. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Первый мудрый еврей говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на лоб) все плохо. Это был Соломон. Второй мудрый еврей говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на сердце) все плохо. Это был Христос. Третий мудрый еврей говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на карман) все плохо. Это был Маркс. Четвертый мудрый еврей говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая ниже пояса) все плохо. Это был Фрейд. А пятый мудрый еврей сказал, что у людей не все уж так плохо, потому что все относительно. Это был Эйнштейн.

»
— Отсюда вывод — сколько евреев, столько и мнений.
Нет, это не каннибализм. И кто посмеет утверждать, что «не торт»?!

Со времён Средневековья в западной культуре больше всего известны два типажа евреев. Первый — торгаш и пройдоха: либо резко отрицательный персонаж вроде ростовщика Шейлока из «Венецианского купца», либо обаятельный мошенник типа Остапа Бендера. Второй, о котором пойдёт речь в данной статье — прямо противоположный: это мудрец «не от мира сего», зачастую раввин или книжник. Особую популярность этот типаж приобрёл с распространением на Западе учения каббалы. (Есть и третий типаж, исключительно женский, который, впрочем, может и сочетаться с данным).

Более общий троп — мудрость Востока, хотя не будем забывать, что еврейская по происхождению религия — христианство — стала одним из краеугольных камней ЗАПАДНОЙ цивилизации. Кроме того, ашкеназы и бОльшая часть сефардов жили именно в Европе.

Примеры

Религия, мифология, фольклор

  • Иисус же! И заодно библейские пророки.
  • Создатель Голема Иегуда (Лёв[1]) бен Бецалель. Скорее всего реальная личность, по крайней мере могила у него есть.
  • Гершеле Острополер, ашкеназский аналог Ходжи Насреддина (пополам с еврей-насмешник).
  • Анекдоты, где раввин показан не таким жадным, как его паства. Например, о предложении принести каждому по бутылке водки и вылить их в общую посуду. Или про рецепт очень вкусного чая — «Не жалейте заварки!».
  • И не таким зацикленным: «Ребе, можно ли еврею смотреть на раздетых женщин?» — «Можно» — «А на что же нельзя смотреть еврею?» — «Например, на электросварку».
    • Или совет бедняку: «Возьми в дом козу!», а потом, соответственно, «убери козу!». Ага-ага, не пытайся исправить своё положение, а сделай себе ещё хуже, верни как есть и кайфуй. И вообще — другим хуже, так что заткнись и славь Боженьку почаще.
      • Анекдот-то анекдотом, но давайте рассмотрим смысл совета, раввинов-то ценят не только за тонкое чувство шютки юмора. Коза часто была единственным доступным для бедняка домашним скотом. На редкость неприхотливая, способная выжить в очень разных климатических условьях, способная прожить на абсолютном минимуме поножного корма, куда менее опасная чем те же свиньи и намного более полезная. От свиньи вы отличной шерсти и отличных (хоть не на каждого любителя но речь-то о бедных), молочных продуктов не дождётесь. Так уж много они не стоили. Для бедняка, на самом деле, это способ минимальными вложениями получить серьёзную и немедленную помощь в хозяйстве. Однако некоторое вложение требуется, всё-таки, так что совет рэббэ предполагает определённый риск, коза ведь и заболеть может, или волк сожрёт — и плакали денежки последние, сбережённые на самый крайний случай. И тут уж придётся идти в синагогу, просить рэббэ обратиться за сбором к общине, для нуждающего семейства, и тут-то и узнаешь насколько тебя любят друзья/соседи. Кое-что дадут, конечно, религия обязывает… а если война случилась а единственную кормилицу солдаты-наёмники сожрали [и много ещё чего учинили но не будем о слишком уж грустом], то и всё, ползи на кладбище кто ещё выжил. Раввин даёт вполне разумный и практичный, но чреватый серьёзной опасностью совет… в чём, строго говоря, состоит немалая часть его очень многоликих и многогранных профессиональных обязанностей.
      • Никаких «другим хуже» там даже не подразумевалось. Просто накопившиеся в семье проблемы дошли до стадии реактивности: каждый из членов семьи «накручивает» не только себя, но и остальных. Подобная «шоковая терапия» вполне может помочь всем хотя бы на время остановиться. В конце концов, внезапно наступившие, но преодолимые трудности нередко способствуют сплочению семьи. А если это не помогло — то может, и держаться за такую семью не стоило?
    • Или про спорящих соседей: «И ты прав».
  • Забавный зигзаг в анекдоте про отбившегося от рук пацана: ребе не нашёл к нему подхода и посоветовал отвести к католическому священнику. Мальчик стал как шёлковый: «Ой, мама, когда я увидел на стене распятого еврея, понял — эти шутить не будут!»
«

— Жил один мудрец по имени Хафец Хаим. Был он человеком немолодым, жена умерла, и он женился второй раз. И вот перед праздником построил он во дворе сукку (ритуальный шалаш). Построил там, где несколько десятков лет строил каждый Суккот. Но пришла молодая жена и сказала, что ей не нравится, как стоит шалаш, и строить надо с другого края двора. Хафец Хаим спорить не стал, разобрал шалаш (работа не из легких) и переставил, куда жена указала. Но когда та вышла из дома, она поняла, что прежнее место было лучше, о чем и сообщила мужу. Тот снова без выяснения отношений разобрал и переставил шалаш. С тех пор, как говорят, жена с Хафец Хаимом не спорила никогда. — Жена Хафеца Хаима была не намного меньшим мудрецом, чем сам Хаим. Она ПОНЯЛА[2].

»
— С Баша

Театр и литература

  • Немецкий писатель Г. Э. Г. Лессинг, пьеса «Натан мудрый».
  • Ч. Диккенс, «Наш общий друг» — Райя. С прикрученным фитильком, так как этот старый еврей больше выделяется добротой, честностью и справедливостью.
    • И не побоялся на старости лет жизнь с нуля начать.
  • Густав Майринк:
  • Лео Перуц, «Ночью под каменным мостом» — рабби Лоэв.
  • Уолтер Миллер, «Страсти по Лейбовицу» — Бенджамин, чудаковатый, но мудрый старик-отшельник. Намекается, что он не кто иной, как Агасфер, и живёт на Земле уже не первое тысячелетие.
  • Братья Стругацкие:
  • Братья Вайнеры:
    • «Эра милосердия» — Михаил Михайлович Бомзе.
    • Цикл о Стасе Тихонове — эксперт-криминалист Ной Маркович Халецкий. И отдельно в «Лекарстве против страха» — Азриель да Сильва, ученик Парацельса, а также инверсия — бестолковый, суетливый и только что облапошенный Соломон Иванович Понтяга («как хорошо, что „Экклезиаст“ взялся написать совсем другой Соломон»).
    • «Петля и камень в зеленой траве» — Ула, ее дед и многие другие родственники. И Соломон Михоэлс.
  • «Пелагия и красный петух» — пророк Эммануил (Мануйла).
  • Даниэль Клугер, «Последний выход Шейлока» — раввин Аврум-Гирш Шейнерзон.
  • А. Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — Шмулинсон периодически отыгрывает и этот троп тоже, хотя к обаятельному мошеннику он всё же ближе.
  • «The Elenium and the Tamuli» — стирики, СФК евреев[3]. Гордая и мудрая раса, владеющая магией и, собственно, обучившая магии эленийцев. Особенно выделяется Сефрения — наставница главного героя Спархока, подпадающая заодно и под другой троп.
  • «Досье Дрездена». Баттерс. И посмейте сказать что он не мудрый! А заодно ещё и крутой. Как выясняется по последним книгам саги, ещё и половой гигант.
  • «Дозоры» — Марк Эммануилович Жермензон.
  • Георгий Голубенко, рассказ «Намётанный глаз» — старый одесский портной. «В общем, поверьте мне, через какое-то время вам еще придется придумывать себе недостатки. Потому что, если говорить откровенно, мы, мужчины, женскими достоинствами только любуемся. А любим мы вас… я даже не знаю за что. Может быть, как раз за недостатки. У моей Риммы, например, их было огромное количество. Наверное, поэтому я и сейчас люблю ее так же, как и в первый день знакомства, хотя ее уже десять лет как нету на этом свете. И знаете, это как раз главное, что я хотел вам сказать про вашего бывшего мужа. Если мужчина действительно любит женщину, его с ней не сможет разлучить даже такая серьезная неприятность, как смерть! Не то что какой-нибудь там полусумасшедший портной Перельмутер… А, Римма, я правильно говорю? Слышите, молчит. Не возражает… Значит, я говорю правильно…»
  • Вадим Давыдов, «Год Дракона»: один из персонажей — мудрый ребе, который часто вставляет в речь слова на идише.
  • «Ирка Хортица» − Хаим Янкель, старый официант и ламед-вовник − один из 36 тайных еврейских праведников-хранителей мира
  • Александр Рудазов, «Архимаг» — деконструкция. Архимаг Гедеон, конечно, весь из себя важный, отстранённый, с мудрой бородой, весь закутан в цицит и тфилин и вообще верховный маг Ханаана — но при этом типичный «рассеянный профессор»: прошёлся по лицу и так раненого Креола чисто потому, что не смотрел под ноги, а читал на ходу книгу.
  • Ной Гордон "Лекарь. Ученик Авиценны" - лекарь Бениамин Мерлин, поведавший Робу об Ибн-Сине и его медресе; караванщики во главе с Лонцано бен Эзра, с которыми герой путешествовал вплоть до Исфахана; и, наконец, самый яркий - Мердин Аскари, наряду с персом Каримом Гаруном, ставший лучшим другом Роба Коула. И не отвернувшийся от него, даже когда тот, женившись на шотландке Мэри, сознался в своём маскараде, хотя ТАКОЙ залёт мог подвести под шариатский суд и Мердина с семьёй.

Кино

  • Экранизация «Голема» — Гиллель и Мириам, аналогично первоисточнику.
  • Зиновий Гердт сыграл бабелевского Арье-лейба в течение одного 1989 года аж в двух разных экранизациях: «Биндюжник и Король» и «Искусство жить в Одессе» (в обоих случаях — с элементами пародии на троп). Полное впечатление, что смотришь события из двух разных параллельных миров (ведь Беня Крик совсем разный, как и некоторые другие персонажи!), но с двумя идентичными внешне кванками Арье-лейба. Видно, оба постановщика — и Алеников и Юнгвальд-Хилькевич — попросту не могли представить себе в этой роли никакого другого актёра.
    • Да и вообще роли Гердта (который, по заявлению жены, евреев не играет) богаты подобными типажами: адвокат в «Воры в законе», Моисей Сталин в «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (это надо додуматься провести такой наглый гешефт с представителями НКВД!).
  • «День Независимости» — Дэвид Левинсон, который нашёл способ победить пришельцев. Его отец не слишком от него отстаёт — он, например, сразу предложил использовать упавший в Розуэлле НЛО. А когда президент поднял старика на смех, министр обороны скромно заметил, что мысль неплохая, стоит попробовать
    • Изначально Дэвид Левинсон именно что работал с техникой пришельцев в Зоне 51, где на основе их компов был создан «Макинтош», так вирус и написал. Из окончательной версии это выкинули, вирус написал он просто так, а папа не проболтался, а так удачно пошутил.

Телесериалы

  • «Хранилище 13» — Артур Нильсон, как главный умник и специалист по всевозможным аномалиям.
  • «Интерны» — Купитман Иван Натанович, хоть и хронический алкоголик, но при этом действительно выдающийся специалист, да и житейской мудрости ему не занимать: именно к нему зачастую ходят за советом все остальные герои.

Мультфильмы и мультсериалы

  • «Принц Египта» — сам Моисей до тропа не дорос, а вот его тесть Иофор — таки да, даром что мадианитянин.
  • «Castlevania (2017)» — Сказители (в других переводах Вещатели или Говорящие), ещё одна СФК. Народ кочевников-мудрецов с магическими способностями, отличающийся крайним пацифизмом и альтруизмом (всё время стремятся помогать людям несмотря на то, что люди их откровенно не любят и винят во всех смертных грехах). Особенно стоит отметить Старейшину Сказителей и его привлекательную внучку Сайфу, у которой в третьем сезоне начинается роман с главным героем.
  • «В стране Альхоков» — Менахем Гейзерман.

Комиксы

  • «Маус». Именно таким становится Владек под конец жизни.
  • Шазам — с прикрученным фитильком. Сам персонаж, конечно евреем не является, но его имя, SHAZAM — это акроним состоящий из начальных букв богов и полубогов, силами которых он обладает. Первая буква — это Соломон, дающий ему мудрость.

Видеоигры

  • Wolfenstein: The New Order — еврейское тайное общество Даат Ихуд (с иврита «Уединённое знание») практически полностью состояло из таких типажей. Члены это уединённого ордена мудрецов верили в то, что стать ближе к Б-гу можно не через молитвы и веру, а благодаря научному познанию мира. Благодаря этому уже в древние времена Даат Ихуд имела технологии лазеров, антигравитации, продвинутых экзоскелетов, источников безграничной энергии, основ генной инженерии и т. д.. Увы, во время Второй мировой о их достижениях узнали нацисты — и история повернула в совсем другом направлении.
  • Crusader Kings 2 — Ко двору игрока иногда приходят евреи с неплохо прокаченными навыками, получив место в совете успешно отрабатывают свой хлеб.

Реальная жизнь

  • Средневековый философ и врач Моисей Маймонид (Моше́ бен Маймо́н, Рамба́м). Его труды и по сей день считаются основой талмудической дисциплины. Как врач он утверждал, что к фармацевтике нужно подходить рационально и лекарство должно содержать компоненты которые действительно помогают, и уж точно лекарство не должно содержать ядов. Много веков спустя после его смерти в европейской медицине продолжали применять ртуть[4] и мышьяк[5], так как его труды были запрещены в Инквизицией за то, что он очень любил покритиковать христианство (сам он проживал в Египте).
  • Хасдай Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра ибн Шапрут — придворный врач и фаворит кордовского халифа Абд ар-Рахмана III. Фактически исполнял обязанности министра финансов и министра иностранных дел, не будучи визирем официально (чтобы стать визирем, нужно было принять ислам).
  • Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани — придворный врач в государстве Хулагуидов[6] при дворе Газан-хана. Этот всё-таки принял ислам и стал визирем официально. Прославился тем что написал двухтомник «Джами ат-таварих», первый том которого был целиком посвящён истории Монгольской империи, а второй — всемирной истории.
  • Шмуэль Палаччи, пират, раввин и мастер челночной дипломатии. Подружить голландцев с маврами — это таки надо было уметь[7].
  • В романе «Евгений Онегин» Татьяна обратилась к соннику Мартына Задеки [задэки]. Считалось, что составил эту гадательную и толковательную книгу иудей Мартин Цадик (Мартин Праведный).
  • Не совсем троп, но всё же: Фаина Раневская, близко дружившая с Анной Ахматовой, в шутку называла её «рабби» именно за мудрость.
  • Альберт Эйнштейн мог бы попасть. https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%AD%D0%B9%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD. Хотя кто знает, какие из приписанных ему фраз он не говорил?
  • Михаил Жванецкий отыгрывал этот троп. Успешно или нет — судить трудно.
  • Станислав Ежи Лец — туда же.
  • Аркадий Давидович своими афоризмами тянет на троп, а своей жизнью — на эксцентричного мудреца.

Примечания

  1. Если кому интересно, Лёв — это стандартная ашкеназская уменьшительная форма имени Иегуда. За подробностями сюда.
  2. Шалом Байит она поняла.
  3. Однако отметим одно — но категорически важное — различие. Иудаизм — основатель единобожия (оставим в покое Эхнатона, нет доказательств что его попытка покинула пределы Египта — хотя Библейский Исход, как считается, произошёл при великом Рамзесе II, в той-же династии, но немного позже). А у стириков было неуточнённое число Старых Богов — пленённых, «примерно как Азаш», что приводит к своему собственному ужасу в холодильнике в конце второй трилогии — и ровно 1000 Новых. Единобожие, заодно яростно отрицающее многобожие и стремящееся его уничтожить — встречается только у Элленической Церкви и, с лишь первым элементом, у Киргаев.
  4. Ртуть, заметим, применялась против «звёздной болезни» с как минимум 16-го (см. «Автобиографию» Бенвенуто Челлини) аж до 20-го века (см. «Белую Гвардию» Булгакова), потому что она действительно помогала. Против сифилиса. А вот побочные эффекты, это знаете-ли батенька, совершенно иной разговор будет.
  5. Мышьяк и в наше время применяют: триоксид мышьяка с ограниченной токсичностью успешно применяется внутривенно для лечения острого промиелоцитарного лейкоза.
  6. Центром была завоёванная монголами Персия, в него также входили солидные куски Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока.
  7. То, что у мавров, голландцев и так-таки евреев имелся весьма специфицыстический враг, а именно некая весьма католическая глобальная империя, из красивого дворца Ескориал руководимая, ларчик начинает отворяться…