Партизаны 1941

Материал из Posmotrelisu
(перенаправлено с «Partisans 1941»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Довольный Федя.jpgМолодцы!
Это хорошая статья. Нам она нравится такой, какая она есть. Поэтому мы доверяем право сделать её ещё лучше только проверенным людям. Редактировать её могут все, но и администраторы проверяют эти правки с особенной тщательностью.
« Клянусь не выпускать из рук оружие, пока последний фашистский гад не будет изгнан с нашей земли. Мстить за смерть, насилие и издевательства жестоко, беспощадно и неустанно. И скорее погибнуть в бою с врагом, чем отдать себя и свой народ в рабство фашизма! Кровь за кровь! Смерть за смерть! »
— Реальная партизанская клятва, повторённая в игр главными героями.
Обложка игры

Partisans 1941 — игра, выпущенная отечественной студией Alter Games и изданная Daedalic Entertainment в 2019 году. Игра вдохновлена сериями стелс-тактик в реальном времени Commandos и Desperados, однако дополняет их механики менеджментом базы и снаряжения, а действие происходит не на Диком Западе и не на Западном фронте, а где-то недалеко от Ленинграда в 1941 году. Изначально содержала только сюжетную кампанию, но 2021 году получила дополнение «Снова в бой», добавившее отдельные, не связанные с основным сюжетом, сценарии.

Сюжет[править]

История игры вымышленная, и не повествует о боевом пути какого-то конкретного партизана-героя, а вместо этого вводит в повествование вымышленных персонажей в реалистичном сеттинге. Тем не менее, добрых немцев, злобных НКВД-шников и прочих веяний современности в «Партизанах» нет, и игра в целом довольно точно подходит к отображению исторических реалий того времени. Никаких анахронизмов в оружии, технике, предметах быта и речи персонажей замечено не было даже после двух полных прохождений.

История начинается осенью 1941 года в немецком пересыльном лагере в тылу группы армий «Север» (или на Северо-Западном фронте). Попавший в плен командир Красной Армии пытается организовать побег, но попадается, и после речи коменданта лагеря о неизбежности победы третьего рейха солдат уводит Зорина в сторону для расстрела, но винтовка даёт осечку, Зорин ломает немцу шею и сбегает. У дороги он замечает Санька, который тащит на себе раненого красноармейца Фетисова, и втроём они сбегают прочь от пересыльного лагеря в ближайшую деревню.

В деревне местный житель, Василий Гаврилович, помогает поставить Фетисова на ноги, но к дому, где прячется только что сформировавшийся отряд, приближаются двое полицаев. С помощью спрятанного под половицей револьвера Зорин отбивается от незваных гостей и снаряжает оружием своих напарников. Пробившись (или прокравшись) через деревню до гати и справившись с небольшим патрулём вермахта, отряд добирается до землянки охотника Трофима, в которой Зорин сразу узнаёт законсервированную базу для истребительного батальона, и несколько дней партизаны приводят свой новый дом в порядок.

Далее Зорин, ещё не уверенный, стоит ли пробиваться к своим, или лучше будет партизанить дальше, собирает отряд на новое задание — взорвать немецкий танк, присланный для ремонта в ближайшую мастерскую. Фетисов идёт добровольно, а вот Саньку приходится уговаривать командира, чтобы и его тоже взяли. В любом случае, на этом задании отряд разживается автоматическим оружием, успешно подрывает танк и проходит «боевое крещение». Миссия примечательна тем, что сразу же демонстрирует вариативность — подобраться к танку можно тремя путями. Первый — «засветиться» у главного входа, выманить охрану и перестрелять из-за укрытий. Второй — пройти через дыру в заборе в дальнем конце мастерской и тихонько прирезать часть охраны, после чего вступить в бой. Третий — пройти через другую дыру в заборе, поближе к танку, но с большим риском быть обнаруженными и крайне неудобной для перестрелки позицией, но зато сразу оказаться у цели миссии.

Вернувшись в лагерь и проведя там ещё некоторое время, Зорин узнаёт, что местных жителей отправляют на принудительные работы по заготовке провианта для немецкой армии и составляет план: местные жители приготовили яд, который можно подлить в готовящиеся к отправке припасы, а чтобы противник не утруждался проверками — замаскировать всю операцию под нападение на конвой. Четвёртая миссия — первая с обязательным стелсом — достать и вылить яд нужно так, чтобы никого из отряда не обнаружили, но зато потом можно совершенно спокойно прорываться с боем. Входов на склад с припасами тоже несколько, и, хотя пробраться туда через южную дверь проще, можно попытать счастья и избавиться от противников, охраняющих главный вход с севера. Насмотревшись на то, в каких условиях живут советские граждане на оккупированных территориях, Зорин решает остаться.

Спустя несколько дней полицаи устраивают облаву и ловят партизанский отряд — другой, не Зорина, и собираются повесить в селе Заборовка. Зорин срочно собирает отряд и утром пробирается в село. Эта миссия, как и предыдущая, требует от игрока скрытного прохождения, пока он не доберётся до площади, где уже возвели виселицу, а староста села произносит речь о преступлениях партизан. Как только отряд врывается на площадь и прерывает казнь, убив нескольких полицаев и офицера вермахта, староста сбегает, и к отряду присоединяется новая участница — Белозёрова. Другой партизан, которого собирались повесить — Кулагин, ранен и остаётся на попечении местных жителей. Прорвавшись (или прокравшись, опять же, несколькими маршрутами) к дому старосты и перебив охрану, они узнают, что зерно приказал собирать Бирмейер, комендант станции Богачёво, после чего расстреливают старосту за госизмену по законам военного времени и возвращаются на базу.

Поправившийся Кулагин сообщает, что до войны он был заведующим магазина и хорошо разбирается в снабжении, после чего на базе становятся доступны новые улучшения. Ещё через несколько дней Василий Гаврилович, ставший информатором отряда, приносит дурные вести — в районный центр прибыли каратели, чтобы истребить всех подпольщиков, а с ними отправить на тот свет множество жителей. Отряд отправляется в город, чтобы воспрепятствовать резне, и встречает подпольщицу и медсестру Валентину Мухамбетову (далее — Валю). Вместе с ней Зорин и двое спутников на выбор (Саньку, Фетисову или Белозёровой придётся остаться) ликвидируют расстрельные команды вермахта и СС, спасают пациентов и врачей в госпитале от сожжения заживо и зачищают блокпост. В этой миссии также есть тайник с очень хорошей винтовкой АВС-36, куда может забраться только Санёк, поэтому рекомендуется брать его с собой и не слишком верить совету о предпочтительном прохождении силой — враги вооружены не в пример лучше, чем в предыдущей миссии, часто встречаются снайперы и пулемётчики, которых гораздо проще тихо прирезать.

Через несколько дней Санёк замечает, как кто-то из советских лётчиков сбил бомбардировщик неподалёку, но, вместе с тем, ощущает нарастающую тревогу — дед Трофим, поселившийся на базе ещё до прихода партизан, должен был прийти со дня на день, но так и не вернулся. На следующий день после падения бомбардировщика Зорин, взяв Санька в проводники и ещё одного бойца отряда на выбор игрока для подстраховки, отправляется в лес, туда, где, предположительно, должен был находиться дед Трофим, и находят подорвавшуюся на мине колонну грузовиков и уйму разозлённых фашистов, которые прочёсывают лес с собаками. За деревьями прятаться нельзя, укрытий на локации мало, а снайперы встречаются в больших количествах, поэтому единственное нормальное прохождение миссии почти до самого финала — через стелс. Трофим оказывается загнан на небольшой островок посреди озера, без еды и патронов, но живой. Присоединившись к отряду, он помогает справиться с фашистами, обыскивающими бомбардировщик, и присоединяется к отряду, не возражая против того, что партизаны без спросу поселились на базе.

Спустя ещё несколько дней партизаны узнают от Василия Гавриловича, что немцы возят зерно на местную мельницу, но мельник втайне поддерживает советскую власть, и мог бы помочь со снабжением припасами. Прибыв на место, отряд находит множество солдат вермахта и полицаев, а также сапёров, устанавливающих мины в поле. Миссия рассчитана на прохождение с боем, поскольку, устранив всех противников и добравшись до мельницы, Зорин узнает, что мельник убит, а немцы организовали засаду, и теперь стягивают отряды к мельнице. У отряда не останется другого выбора, кроме как окопаться и держать оборону, либо заминировать подходы заранее, но, отбив атаку врага и покинув мельницу, партизаны благополучно возвращаются на базу, где узнают от информатора, что по приказу Бирмейера фашисты сожгли деревню и перебили множество мирных жителей, а выжившие крестьяне остались без крыши над головой. Терпеть такое отряд Зорина не намерен.

Выясняется, что Бирмейер засел на станции Богачёво, в окружении охраны, и просто так к нему не пробраться. Зорин решает напасть ночью, и по пути к логову коменданта встречает вора-рецидивиста Морозова, у которого с фашистами и с Бирмейером личные счёты. Проблема в том, что на станции встала на постой рота немецких солдат, так что будет лучше как-нибудь убрать их со станции. Можно отвлечь основные силы боем, заманить на мины или в засаду, а можно дать сигнал к отправлению поезда, чтобы солдаты, которые должны были ехать дальше, погнались за составом. Ещё по пути к Бирмейеру отряд Зорина вывел из строя радиостанцию противника и подорвал зенитные орудия. Рекомендуется взять на эту миссию Валю, её навыки для скрытного прохождения и расширенный инвентарь пригодятся, поскольку трофеев в Богачёво очень много, а перестреливаться ночью не слишком удобно. В любом случае, после устранения Бирмейера (что само по себе непросто, поскольку его дом очень хорошо охраняется) отряд возвращается на базу, приносит партизанскую клятву и (к неудовольствию Фетисова и Вали) принимает Морозова в свои ряды.

Отряд приносит партизанскую клятву. На переднем плане командир Зорин, на среднем, слева направо — Василий Гаврилович, Кулагин, Фетисов, Санёк, Белозёрова, дед Трофим, Валя, Морозов

После этого Зорин решает, что пришло время для хрестоматийной партизанской операции — подрыва железнодорожного моста. Единственная проблема — мост в округе всего один, каменный и под серьёзной охраной. Специально для такого мероприятия Кулагин изготавливает взрывчатку, которую необходимо установить на опорах, а затем пересечь мост и спрятать в кустах н другом берегу. Собственно, подрыв моста — это последняя миссия, где в большом количестве встречаются полицаи, и далеко не последняя, где в изобилии раскиданы мины (снова работа для Трофима, который ещё и расскажет, как этот мост построили). Карта состоит из небольшой деревеньки рядом с мостом, блокпоста и собственно моста. Хотя сама дорога линейна, здесь одинаково эффективными будут и перестрелки, и скрытное вырезание противников. Дождавшись, когда по мосту проедет эшелон, Зорин подрывает заряды и вместе с остальным отрядом возвращается на базу.

Диверсия отряда переполошила нацистов, и в район прибыл шеф полиции Зобель, который начал массовые аресты и пытки среди мирных жителей, а затем узнают от Василия Гавриловича, что кто-то подорвал конвой эсесовцев неподалёку от деревни Волково. Понимая, что фашисты в отместку сровняют деревню с землёй, Зорин, Белозёрова и Фетисов выдвигаются туда, и встречают батальонного комиссара Никитина. Выясняется, что это он подорвал конвой, чтобы выманить Зобеля. С его помощью отряд спасает мирных жителей, и комиссар выводит их в безопасное место, заодно получив наводку, где искать партизанскую базу, а Зорин, Фетисов и Белозёрова переправляются на другой берег, где отражают атаку прибывающих в Волково волн противников (специально для облегчения обороны в ближайшем сарае лежит ящик с пулемётом MG-42), н прибывший на место боя Зобель берёт в заложники нескольких мирных жителей и, угрожая убить их, предлагает Зорину сдаться. Командир партизан приказывает сложить оружие, и попадает в плен. Мирных жителей начальник полиции не отпускает.

На следующий день комиссар Никитин прибывает на партизанскую базу и сообщает, что Зорин попал в плен, и сейчас его держат в старой крепости, переоборудованной в тюрьму. С трудом убедив Морозова пойти с ним, дуэт из комиссара и вора ночью проникает в тюрьму, и это самая сложная миссия в игре. Её нужно пройти незаметно практически целиком, врагов много, и они хорошо вооружены. При этом есть два способа пролезть внутрь — или Морозов перелезет через забор, раздобудет ключ и откроет ворота рядом с допросной комнатой, где держат Зорина, или Никитин и Морозов проберутся мимо солдат вермахта вдоль старой крепостной стены и заберутся в основное здание через пролом в башне — тогда они окажутся ближе к камерам с Белозёровой и Фетисовым. К счастью для игрока, и Никитин, и Морозов превосходно действуют именно при скрытном прохождении. Прорвавшись в тюрьму, Никитин и Морозов освобождают Белозёрову и Фетисова, которые отделались побоями, а затем врываются в допросную комнату, где убивают Зобеля, спасают командира отряда и открывают камеры с мирными жителями. Правда, есть одна проблема — Зорин не может ходить, и кому-то придётся тащить его на себе. Никитин придумывает план побега — угнать немецкий броневик и протаранить им деревянные ворота тюрьмы. По пути отряд сжигает тюремные архивы, чтобы усложнить выслеживание беглецов, и благополучно сбегает в полном составе.

В последующем разговоре на базе Зорин рассказывает комиссару о подслушанном разговоре Бирмейера с какой-то немкой, где комендант Богачёво хвастался ТТХ некой «стройной Берты». Никитин сверяется со своей информацией и приходит к выводу, что это огромное дальнобойное орудие, которое фашисты перебрасывают под Ленинград, а развёртывание этой пушки серьёзно пошатнёт позиции защитников города и даже может привести к его падению. Необходимо остановить «Стройную берту» любой ценой, но для этого сначала надо узнать маршрут следования эшелона, на котором её будут перевозить. Для этого отряд предпринимает налёт на станцию связи и по пути спасает советского лётчика, сбитого неподалёку и приземлившегося с парашютом прямо на позиции эсесовцев. Вокруг узла связи вновь закопано множество мин, так что помощь Трофима или Никитина на этом задании будет очень кстати, а миссия снова предлагает вариативность прохождения и сразу несколько путей к цели.

Из документов отряд узнаёт, что «Стройная берта» прибудет на станцию «Красносельская», а через пару дней Василий Гаврилович сообщает о прибытии орудия. Зорин с двумя товарищами отправляются на задание ночью — поскольку силами самих партизан уничтожить это оружие невозможно, решено задействовать в этой операции авиацию, а задача партизан — расчистить дорогу бомбардировщикам и позаботиться о том, чтобы орудие не эвакуировали. Для этого необходимо скрытно поверить зенитные орудия, без взрывчатки, устранить локомотивную бригаду «Берты», а затем подать сигнал с местного узла связи и сбежать, пока зону удара не накрыла советская авиация. Первую часть плана необходимо выполнить скрытно, остальное — по желанию игрока, но стелс предпочтительнее, поскольку станция кишит эсесовцами. Совершив все необходимые приготовления, партизаны покидают станцию, а «Берту» уничтожает прямое попадание бомбы.

Однако праздновать было ещё рано — комендант Мелленберг, сменивший на посту Зобеля, начал масштабную облаву, совмещённую с карательной операцией, и всё местное население оказалось под угрозой уничтожения. Зорин придумывает дерзкий план — прорваться к Мелленбергу и ликвидировать его, чтобы спутать врагам карты и дать мирным жителям врем, чтобы спастись. Мелленберг засел в поместье, а с ним — комендант пересылочного лагеря и начальник станции Красносельской, все трое — под мощной охраной из эсесовцев и тяжело вооружённых бойцов Вермахта. Каких-либо предустановленных мин и тайников на этой карте нет, только отряд Зорина, уйма трофеев и толпа фашистов. Это последняя миссия кампании, и после смерти Мелленберга игра заканчивается. В финале политрук Никитин объявляет, что весь отряд будет представлен к наградам, и зачитывает фрагмент речи Сталина на параде 7 ноября 1941 года.

Что касается сценариев (или, как их тут назвали, вылазок), то они не несут практически никакой сюжетной информации, кроме нескольких редких реплик персонажей (например, на заброшенном укрепрайоне Морозов узнает место, где погибла понравившаяся ему девушка) и представляют собой чистый геймплей.

Персонажи[править]

Отряд Зорина[править]

  • Капитан Зорин Алексей Юрьевич — 29 лет, крестьянин, из села Верховино Калининской области. Ветеран Советско-финской войны, получил капитанское звание после того, как поднял оставшихся без командира бойцов в атаку, 22 июня командовал ротой, в составе которой попал в окружение. Говорит всегда кратко, сухо и по делу. Проходил курсы ножевого боя, и первая его способность связана именно с этой специальностью. Зорин может метнуть в противника ваншотящий нож с небольшого расстояния, и сделает это практически бесшумно — останется только звук падающего тела, из которого потом обязательно нужно будет вытащить финку. С прокачкой дальность броска увеличится, а ножей станет два. Второе умение — воодушевление, на релизе было чертовски мощным — оно повышало боевые характеристики всех партизан в округе и… заставляло всех немцев, услышавших призыв Зорина, идти и проверять источник шума, как при свисте Морозова. С патчами этот эксплойт закрыли — теперь, услышав вдохновенную речь партизанского командира, враги сразу поднимают тревогу. Специализируется на пистолетах и винтовках, но из особенных умений у него только чуть расширенный инвентарь и полностью доступная ветка навыков ближнего боя.
  • Фетисов Николай Александрович — 24 года, коренной ленинградец, родившийся в семье рабочего, спортсмен-многоборец и студент-лесгафтовец, старшина по званию. Боевой товарищ Зорина, записался на фронт добровольцем, вместе с капитаном попал в плен и бежал, но, в отличие от своего рассудительного командира, более безрассудный. Специализируется на автоматическом оружии — пулемётах и пистолетах-пулемётах. Может прокачать ближний бой до двух из трёх ступеней, но зато пистолеты-пулемёты и пулемёты знает лучше остальных, более того — только Фетисов умеет нормально обращаться с тяжёлым оружием. Его умения связаны именно с пистолетами-пулемётами. Длинная очередь — наносит колоссальный урон всем врагам в узком конусе, если они не в укрытии, но мгновенно демаскирует отряд; отлично подходит, чтобы начать бой. Второе умение — «подавление» — далеко не так полезно, оно просто заставляет врагов прятаться за укрытиями, что они и так делают с большим удовольствием. Из интересных пассивок — игнорирование лёгких травм, немного расширенный инвентарь и умение бросать гранаты с минимальной задержкой.
  • Кузьмин Александр Иванович (Санёк) — 14 лет, местный житель. После того, как фашисты жестоко расправились с его родителями, сбежал и долгое время скитался по лесу, пока его не приютил дед Трофим, ставший Саньку как родной. До войны учился в школе и был пионером, теперь жаждет отомстить за смерть родителей и изгнать нацистов с советской земли. Хотя поначалу его не воспринимают всерьёз, быстро демонстрирует, что он тоже хороший боец. Будучи худым нескладным подростком, ближнему бою не обучен, и не может в совершенстве освоить ни один вид оружия, но неплохо обращается с ружьями и винтовками, зато небоевыми умениями он не обделён. Первая его способность — «Маскировка» позволяет притвориться местным жителям, спокойно ходить по локации, не опасаясь обнаружения, и собирать предметы из контейнеров. Правда, на охраняемые объекты его никто не пустит. Вторая, связанная с маскировкой — это «Отвлечение разговором» — Санёк может подойти к полицаю под видом попрошайки и отвлечь на несколько секунд. Третье умение — «Рогатка», доступно только пока отряд не обнаружили и работает почти идентично броску ножа, но только на полицаев, и вместо мгновенного убийства только оглушает цель — потом врага нужно будет добить, пока не поднялся на ноги. Прокачанное отвлечение и «рогатка» работают и на солдат вермахта, но получить эти умения непросто. Пассивок тоже много — умение лазать через заборы и более эффективно лечить других персонажей, труднодоступная, но полезная способность закидывать гранатами почти без задержки и практически бесшумная ходьба. Резюмируя, очень опасен против полицаев и солдат Вермахта, но почти беспомощен против эсесовцев.
  • Белозёрова Ольга Михайловна — 27 лет, родилась в Новосибирске, окончила юрфак МГУ и работала следователем в московской милиции, мастер спорта по пулевой стрельбе. Стрелять её научил отец-полковник, втайне от матери, и после командировки отца на фронт записалась добровольцем, затем партизанила в том же районе, что и Зорин, но её отряд был схвачен во время облавы, а саму Ольгу чуть не повесили в Заборовке. Перед тем, как попасть в руки врагов, за считанные секунды застрелила троих полицаев, и только после этого её скрутили. Специализация Белозёровой — пистолеты, которыми она владеет в совершенстве, пистолеты пулемёты, которыми владеет чуть хуже, и, вопреки своей хрупкой девичьей фигуре, владеет ножевым боем не хуже Фетисова. Первое умение Белозёровой — это «веерный огонь». Белозёрова подбегает к четырём противникам, неважно, в укрытии ни стоят или нет, и как заправский ганслингер ваншотит до четырёх противников из пистолета. Минус в том, что этот манёвр сразу приводит к обнаружению отряда, но, чтобы быстр уйти из под огня, у этой девушки есть второе умение — «Перекат». Белозёрова совершает перекат в указанном направлении, мгновенно преодолевая небольшое расстояние и получая на время переката неуязвимость. Пассивки связаны со скоростью — быстрая перезарядка, быстрый бег и тихий шаг — всё это делает Белозёрову превосходным бойцом для обхода врагов с фланга. Быстрая, бесшумная, смертоносная в умелых руках и малоэффективная в неумелых. Хотя её задумывали как боевого персонажа, для скрытного прохождения тоже подходит.
  • Мухамбетова Валентина Алиевна (Валя) — 21 год, родилась в посёлке Ленинский Казахской ССР, сержант медслужбы. Училась в Алма-ате на педиатрическом отделении, но после 22 июня ушла на фронт вместе с одногруппницами, была направлена в медсанчасть медсестрой, и волею судеб оказалась среди подпольщиков в районном центре, неподалёку от базы Зорина. Помогала жителям города чем могла и потеряла друзей во время карательной акции нацистов, но потом сдружилась с Белозёровой. Валя владеет только одним видом оружия — винтовками, зато стреляет из них превосходно. Ближнему бою не обучена, зато у неё есть целых три умения. Первое — «Прицельный выстрел» — позволяет гарантированно ликвидировать любого врага на большом расстоянии, но долго заряжается и вынуждает стоять на месте до момента выстрела, из-за чего использовать «прицельный выстрел» в бою не рекомендуется — пока девушка целится, фрицы закидают её гранатами. Второе умение — «снотворное». Любая бутылка, поставленная Валей, после разбития мгновенно усыпляет противника. Хорошая способность, но не прощающая ошибок (если упавшего врага кто-то заметит, он немедленно поднимет тревогу), и вынуждающая тратить бутылки. Третье умение — «Хлороформ»; Валя может подбежать со спины к любому противнику и усыпить его хлороформом примерно на минуту, и за это время его можно спокойно добить. Из пассивок — способность быстро бегать хоть с самого начала и тихо — после определённой прокачки, заметное расширение инвентаря, а также более эффективное лечение.
  • Григорьев Трофим Матвеевич (дед Трофим) — 65 лет, местный житель. Суровый и нелюдимый охотник, ветеран Первой мировой войны, который недолюбливает советскую власть, но «германцев» не любит ещё больше. После отступления Красной армии занял заготовленную для партизан базу и использовал её, чтобы самостоятельно охотиться на оккупантов. Спас Санька, которого загнали на дерево волки, и после этого стал относиться к пареньку как к родному. К событиям игры доохотился до того, что подорвал на мине, сделанной из авиабомбы с разбившегося самолёта, автоколонну и угодил в ловушку озверевших от такого фашистов, из которой Трофима и спас отряд Зорина. Старик гораздо крепче остальных бойцов отряда, но при этом заметно медленнее передвигается и с трудом бегает. Может немного повоевать в ближнем бою, и в совершенстве владеет ружьями и пистолетами-пулемётами. Умений у него два. Первое — «Картечный выстрел», мгновенно убивает всех врагов вне укрытий в широком, но коротком конусе, в целом похож на умение Фетисова. Второе — «Провокация» — Трофим отвлекает на себя противников в большом радиусе, после чего те начинают стрелять по нему, игнорируя остальных партизан, и его полезность также сомнительная. Зато пассивные способности у него гораздо интереснее — значительное расширение инвентаря, увеличенная дальность броска гранат, способность обезвреживать и быстро устанавливать мины и, наконец, полная невосприимчивость к травмам.
  • Морозов Григорий Степанович — 34 года, из Могилёва. Родился в неблагополучной семье. Пьяница, вор-рецидивист, неоднократно судим, и на начало войны отбывал срок в местной тюрьме. Был направлен на рытьё траншей, где познакомился с симпатичной девушкой… а потом эта девушка погибла во время бомбардировки. После её гибели Морозов сбежал и решил мстить нацистам самостоятельно, для чего и залез в Богачёво, а по пути наткнулся на отряд Зорина. Ботает исключительно по фене, навыки заточены на скрытное прохождение. Хорошо стреляет из ружей, похуже — из пистолетов-пулемётов, и превосходно владеет ножевым боем. Первое его умение — «Свист» — враги в небольшом радиусе, услышав источник шума, идут проверять точку, где Морозов находился на момент применения способности. Чаще всего это куст, рядом с которым расположен ещё один, и в котором врага уже поджидает Зорин с метательным ножом. Эсесовцы и офицеры на свист реагируют неохотно, но солдат вермахта можно так выманить. На релизе радиус свиста был ещё больше, что превращало способность в имбу, но разработчики это быстро понерфили. Вторе умение Морозова — «Нож в ребро». Морозов подбегает к врагу и наносит ему смертельный удар ножом. Мгновенно, но, в отличие от скрытого убийства, если подбегающего Морозова заметят, противник перед смертью успеет крикнуть «Angriff!» и поднять на уши всё своё подразделение. Пассивки у Морозова тоже хорошие — увеличенный инвентарь, преодоление высоких заборов, а на высоких рангах — тихий шаг. Морозов хорош при скрытном прохождении и почти бесполезен в бою.
  • Никитин Дмитрий Борисович — 35 лет, из Свердловска. Родился в семье военного, числится среди сотрудников НКВД в звании старшего батальонного комиссара. Участвовал в конфликте на КВЖД, освоил восточные единоборства и долгое время охотился на Зобеля в немецком тылу. Его оружейные навыки не блещут — он отлично стреляет из пистолета и обращается с ножом, плюс неплохо стреляет из пистолетов-пулемётов, но последние ему вряд ли понадобятся, ведь это лучший персонаж для скрытного прохождения. Его первое умение — «Живой щит» имеет множество применений. Никитин мгновенно скручивает вражеского бойца и может ходить куда угодно, держа пистолет у виска противника, при этом ещё и отстреливаться… а может и не отстреливаться. Никитину ничто не мешает отвести скрученного противника куда угодно, а при повторном применении способности комиссар бесшумно перерезает пойманному врагу горло. Самая простая схема — «схватил врага, пока остальные отвлеклись, увёл в кусты, прирезал, повторять, пока не останется никого». Очень мощное умение, но второе, «Резня», ещё круче. Никитин быстро и бесшумно убивает ножом до трёх противников в указанной области. Там, где не помогает «живой щит», работает «резня», и очень эффективно работает. Пассивные способности у комиссара тоже отличные — разминирование, значительно увеличенный инвентарь и тихий шаг. В стелс-миссиях Никитин — машина смерти, которая носится по локации, уводя врагов из-под носа отвернувшихся на пару секунд товарищей, уничтожая группы противников за секунды и оставаясь неуловимым.
  • Василий Гаврилович — партизанский информатор, помог Фетисову встать на ноги после побега из пересыльного лагеря, в дальнейшем предоставляет Зорину всю необходимую информацию, при этом для остальных делает вид, что он якшается с полицаями.
  • Кулагин — партизан из отряда Белозёровой, до войны работал завмагом в местном селе и приторговывал из-под полы. Попался вместе с Ольгой и чуть не угодил в петлю по приказу старосты Заборовки, но его спас отряд Зорина. В дальнейшем сюжете достаёт и изгтваливает материалы и снаряжение для особых заданий вроде подрыва моста.

Оккупационные власти[править]

  • Комендант пересылочного лагеря — появляется только в первой и последней миссии. В первой произносит речь о непобедимости Германии и приказывает расстрелять Зорина, перед последней миссии отряд узнаёт, что комендант натаскивает собак на пленных, и в финале его ликвидация — одна из задач на миссии.
  • Староста Богачёво — староста села, перешедший на сторону фашистов. Присутствует на казни Белозёровой и зачитывает ещё одну речь о бессмысленности сопротивления третьему рейху, но теперь с акцентом на то, что действия оккупантов — меры безопасности. Попав к партизанам, пытается свалить всё на Бирмейера, но от расстрела по законам военного времени его это не спасает.
  • Бирмейер, также известный как «картофельный фюрер» — получил своё прозвище после того, как обвинил жителей деревни в утайке мешка с картошкой и направил туда карателей, которые оную деревню сожгли и перебили большую часть жителей. По пьяни проболтался об орудии «Шланке Берта» какой-то немке… и подслушавшему разговор капитану Зорину. Был убит отрядом Зорина во время ночного рейда на Богачёво.
  • Зобель — начальник полиции, беспринципный и жестокий садист-эсесовец. Часто использует мирных жителей в качестве заложников, на оккупированных территориях хватает всех подряд по малейшему подозрению в симпатии партизанам и лично пытает важных заключённых. Убит во время операции по спасению капитана Зорина.
  • Мелленберг — офицер старой закалки, начавший свою карьеру, видимо, ещё в Первую мировую войну, идейный нацист, толкающий ещё одну речь о бессмысленности сопротивления третьему рейху. Убит Зориным в финальной миссии.

Прочие[править]

В игре также встречаются мирные жители, которые иногда могут заговорить с партизанами и дать какой-нибудь полезный совет. Как правило, они безымянные, пропадают после миссии и серьёзной роли в сюжете не играют.

Геймплей[править]

« Крупная станция. Чтобы захватить её, понадобились бы силы нескольких батальонов. Или три партизана. »
— Капитан Зорин о станции Красносельской

В игре существуют два режима: собственно боевые задания и действия на карте региона с обустройством базы. Упор явно сделан на первое, но и стратегическая механика проработана. Но сначала об основном геймплее.

Плюсы — высокая реиграбельность и вариативность прохождения. Взять на бой можно только Зорина и двух-трёх других партизан, и прокачать всю команду до максимума не выйдет, даже если не пропускать ни одного задания на глобальной карте и завершать их все. Игра также активно использует возможности движка, редко чередует одинаковые задачи и всегда ставит перед игроком новые условия. Графика не передовая, но красивая, разработчики активно и умело используют приглушённые тона и цветокоррекцию. Стелс-механики превосходно отточены, боевые тоже хороши, пускай и завязаны на проценте попадания. Менеджмент базы прост, но добавляет разнообразия основному геймплею. Минусы — игра и на релизной версии, и в текущей, страдает от багов. Починили застревания и неадекватно работающие двери — но сломали механику морали, которая теперь всегда средняя. Плюс ещё различные мелочи с наложением объектов, например, когда труп, сброшенный слишком близко к забору, вдруг выдаёт реплику, но сейчас багов всё ранво гораздо меньше, чем на старте игры.

Народные мстители[править]

Экран инвентаря. Никитина потрепало, но зато вещмешок набит трофейным оружием

Игрок управляет отрядом из двух-пяти партизан (о них выше), каждый — со своими навыками и, инвентарём и характером на ограниченной локации, где действуют превосходящие силы противника. На каждой миссии есть задача, которую необходимо выполнить (чаще всего — присвоить что-нибудь ценное или ликвидировать кого-то важного), а затем — покинуть локацию. Убивать противников необязательно, но рекомендуется, поскольку это основной источник опыта и трофеев, да и трудно не проникнуться к нацистам ненавистью за время прохождения (если этой ненависти вдруг по какой-то причине не было на момент запуска игры).

Партизаны способны накапливать опыт и повышать уровень, открывая новые умения. Один уровень — 1 очко навыков. Все навыки разделены на четыре ранга, каждые три вложенных в актуальный ранг очка открывают следующий, до максимального, четвёртого. Иными словами — можно вкачать 6 навыков первого ранга, но повышения до третьего не будет. Умения 3 ранга откроются, развить 3 навыка на первом и три — на втором.

Помимо оружия, патронов, аптечек и гранат в распоряжении партизан также есть различные ловушки и уловки, которые значительно упрощают прохождение и позволяют манипулировать поведением врагов или же избавляться от них без боя:

  • Камни — нет, он не предназначен для тихого оглушения противника без шлема броском в затылок. Брошенный камень заставляет всех врагов (кроме эсесовцев) в определённом радиусе насторожиться и на несколько секунд развернуться к точке падения. Помогает контролировать, куда противник должен смотреть.
  • Бутылки — чаще всего из-под шнапса. Наполняется водой и ставится на землю. Заметивший её противник пойдёт забирать халявное бухло, а когда обнаружит, что там вода — разобьёт бутылку и вернётся на пост. Нужен не только и не столько для того, чтобы вражеский солдат покинул пост, пока партизаны проскользнут мимо, сколько в качествен приманки — обычно в ближайших кустах жадину уже ждёт Зорин с метательным ножом наготове, и обратно на пост фриц уже не возвращается.
  • Табак — нюхательный табак, который партизаны могут высыпать на себя, чтобы их некоторое время не могли учуять собаки.
  • Капканы — медвежий капкан занимает много места, не стакается, может убить только одного врага за раз, но… делает это абсолютно бесшумно. Комбинация из бутылки и капкана гарантированно убивает любого врага, который решит прикарманить себе халявный шнапс. Пригодится на миссиях, где нельзя допустить обнаружения отряда.
  • Мины и растяжки — бывают как обычными, так и кустарными (последние изготавливаются в мастерской на базе), и являются почти что самым эффективным оружием в игре. Применений у них море — поставить растяжку на маршруте движения патруля, заминировать укрытия, в которые сунется враг, перед перестрелкой, поставить мину в точке спавна подкреплений и так далее. Дед Трофим и политрук Никитин к тому же умеют обнаруживать и выкапывать вражеские мины, и делают это гораздо быстрее остальных.
  • Обезболивающее — во время перестрелки с определённым шансом персонаж может получить травму, сильно снижающую его боеспособность. Например, сотрясение мозга не позволяет применять умения, а травма руки — стрелять из оружия крупнее пистолета. Обезболивающее убирает эффекты всех травм до конца миссии, но затем их всё равно нужно будет лечить на базе.
  • Припасы — все предметы, отмеченные серым, и встречающиеся только в кампании, в конце миссии пополняют запасы еды или материалов. Обычно стакаются, но встречаются в таком количестве, что инвентарь на миссиях чаще всего забит сухарями, зеленью и гайками, чем всем остальным. В бою от них никакого толку.

К слову, оружие делится на шесть типов: ножи (только для ближнего боя), пистолеты (средняя точность, средняя дальность, средняя скорострельность, низкий урон), ружья (низкая дальность, низкая точность на больших дистанциях, низкая скорострельность из-за смешного боезапаса и огромный урон), винтовки (высокая дальность, высокая точность, низкая скорострельность, высокий урон), пистолеты-пулемёты (средняя точность, средняя дальность, высокая скорострельность, средний урон) и пулемёты (средняя точность, высокая дальность, высокая скорострельность, высокий урон, колоссальный расход боеприпасов) и может отличаться по качеству — изношенное, обычное и качественное. Список из всех доступных в игре стволов приводить не будем, скажем только, что их примерно два десятка, в том числе редкая в массовой культуре АВС-36.

В сюжетных миссиях некоторые предметы также отмечены красным — их можно забрать, но это будет считаться кражей у местных жителей, что понизит боевой дух отряда. Другой доступный способ взаимодействия с окружением — это организация «несчастных случаев», например, сбросить брёвна на патруль или снять автомобиль со стапелей, чтобы он придавил одного-двух врагов.

Раздавить фашистскую гадину[править]

Староста Заборовки под охраной полицаев

У каждого врага есть конус обзора (а у кого-то и полукруг), обозначающий его поле зрения. Если партизан попадёт в зону видимости противника, тот начнёт подозревать, что перед ним не просто гражданский, и, чем ближе будет стоять подозрительный субъект, тем быстрее противник вскинет оружие и поднимет тревогу. Если враг замечает партизана за подозрительной деятельностью (персонаж стреляет, тащит чьё-то тело, устанавливает или забирает мину, растяжку, капкан или бутылку или использует способности) — тревога поднимается немедленно. Помимо конуса видимости существует и радиус слышимости, в котором противник будет реагировать на любой подозрительный шум и с определённого момента побежит проверять, что стало источником звука, и только если найдёт что-то подозрительное — поднимет тревогу. Наконец, у собак есть область нюха — если партизан окажется в этом радиусе, пёс немедленно оповестит хозяев о чужаке, и те поднимут тревогу. В игре также есть ночные миссии, где, в зависимости от освещённости пространства, конус обзора может быть как полным (при свете), так и на четверть от базового значения (в темноте), а точность всех партизан и их противников снижена.

Сами противники геймплейно раскиданы по локации и приписаны к тому или иному подразделению. Если один боец в подразделении заметил что-то неладное и поднял тревогу — в боевой режим переходит всё остальное подразделение, но другие подразделения, если они не увидели и не услышали ничего подозрительного, стоят на постах и и патрулируют территорию как ни в чём ни бывало. Бывают четырёх типов:

  • Полицаи — вооружены старым трофейным оружием, в лучшем случае — ржавым ППШ, но чаще — ружьями, винтовками и пистолетами. Ведутся на любые уловки и боевыми навыками не блещут, конус обзора узкий и идёт недалеко. Шлемов не носят, из-за чего их может оглушить из засады даже пацан с рогаткой. Среди полицаев никогда не бывает офицеров. Самые слабые противники в игре, представляющие угрозу только на начальном этапе и в больших количествах (либо в ситуациях, когда начинают бой они, а не игрок).
  • Солдаты вермахта — бойцы регулярной армии, закалены в боях и очень опасны, особенно пулемётчики и снайперы. Впрочем, большинство из них вооружено винтовками Mauser 98K, и по части обнаружения партизан не слишком отличаются от полицаев, только невосприимчивы к некоторым уловкам, действующим на коллаборационистов. Автоматчики и пулемётчики, впрочем, куда опаснее — они и стреляют будь здоров, и гранатами швыряются, и конус обзора у них очень широкий. Отдельно выделяются снайперы — они видят за километр, но только строго перед собой, а вооружены качественными винтовками с повышенным уроном и шансом попадания. И совсем особняком от них находятся связисты — боевыми качествами они не блещут, но, стоит кому-то поднять тревогу, как они рапортуют о нападении в ближайшую воинскую часть, которая сразу же шлёт подкрепление.
  • Эсесовцы — идеологически и физически закалённые бойцы, элитные войска третьего рейха. Почти поголовно вооружены качественным автоматическим оружием вплоть до пулемётов, а большинство уловок не реагируют, видят и слышат в увеличенном даже по сравнению с бойцами вермахта диапазоне и крайне неохотно покидают свой пост вне боя. Если сражение партизан с эсесовцами начинают последние — это почти гарантированное поражение.
  • Офицеры — отдельно игрой не выделяются, но представляют особую опасность. Они не реагируют на большинство уловок вроде брошенных камней или бутылок, обладают огромным конусом обзора, часто вооружены качественными пистолетами или автоматами и, что самое неприятное — регулярно совершают обход, проверяя, все ли солдаты из их подразделения на посту, и немедленно поднимают тревогу, если кого-нибудь недосчитаются. Каждый раз, когда среди группы врагов встречается офицер — его необходимо устранять первым.
  • Собаки — немецкие овчарки, натасканные для нападений на людей. Стрелять не умеют, самостоятельно поднимать тревогу — тоже, но без хозяина никогда не ходят. Если обнаружат партизана, бегут к нему и пытаются загрызть. Погибают с одного выстрела, но в ближнем бою крайне опасны.

Функционирующей военной техники в игре нет, все встречающиеся при прохождении танки и автомобили стоят на своих местах без экипажа или в неисправном состоянии.

Перестрелки в игре довольно скоротечные и крайне редко длятся дольше тридцати секунд. Партизаны, однако, не сразу погибают при получении смертельного урона, а всего лишь получают тяжёлое ранение могут быть подняты на ноги любым другим бойцом отряда. Однако если любой тяжело раненый партизан получит урон из любого источника (например, рядом с ним разорвётся граната) — миссия будет провалена. Есть также несколько нелетальных стелсовых умений, которые заставляют противника потерять сознание на минуту и, если за это время врага никто не убьёт, он придёт в себя и поднимет тревогу.

Партизанская база[править]

Партизанская база.jpg

Строительство и развитие базы в игре простое, как пять копеек. В игре есть два ресурса — материалы и еда. Первое нужно для строительства и производства всего, что есть на базе, второго должно хватать, чтобы отряд не помер от голода. На базе можно вылечить полученные травмы, изготовить, аптечки, кустарные гранаты и мины, а также добыть еду целой кучей способов. Время от времени на карте появляются различные вспомогательные миссии, на которые можно отправить партизан, и наградой за выполнение которых всегда будет опыт, а также несколько каких-нибудь случайных предметов, порой — очень полезных. Управлять партизанами на этих миссиях нельзя, на сюжет они не влияют, а шанс успеха определяется рандомом. Плюс ещё в конкретные дни игрок может прослушать сюжетные диалоги между бойцами отряда. Успешное развитие базы повышает боевой дух отряда, что даёт определённые плюсы при прохождении основных миссий вроде повышения меткости и снижение времени перезарядки умений. Ещё на базе можно установить дополнительный обвес на оружие, сделав его несколько эффективнее.

Тропы[править]

  • А для меня это был вторник — встречается несколько раз. Для фашистов, готовящихся поджечь больницу с мирными жителями и детьми, такое привычно («Они всегда так орут»), а у Зобеля уже есть богатый опыт пыток и издевательств над своими пленниками. Да и на сам отряд Зорина противники реагируют как на очередных партизан, и только ближе к концу игры начинают упоминать именно этого конкретного командира.
  • А оружие отнимем у противника — самый надёжный способ разжиться новым снаряжением — отнять его у врага.
  • Армия из одного человека — с прикрученным фитильком, но три партизана вполне могут вырезать более сотни врагов.
  • Бесконечный боезапас — только у врагов, хотя они время от времени и перезаряжают оружие, но гранаты и патроны у них не заканчиваются. Игрок такой роскоши лишён.
  • Боевая пара — с прикрученным фитильком. Сильно прикрученным, но не по боевой части а по части пары. Фетисов и Белозёрова испытывают друг к другу некоторую симпатию, но дальше подтрунивания друг друга в разговорах это не доходит.
  • Ботать по фене — Морозов только так и выражается.
  • Ваншот — случается регулярно, первая же открытая способность — «бросок ножа» — гарантированно убивает врага, в которого попадёт. Ваншотить партизан любят немецкие снайперы, а гранаты и мины в зоне поражения мгновенно убивают всех, и своих, и чужих (вернее, тяжело ранит партизан, но малейший урон по тяжело раненому убивает его окончательно)
  • Винтовки — это круто — АВС-36 в бою ничуть не хуже пистолетов-пулемётов, и при этом гораздо менее прожорлива по части боеприпасов.
  • Вундервафля — немецкое суперорудие К5 «Шланке Берта», которое должно было обстреливать Ленинград. Длина ствола — 21 метр, калибр — 280 миллиметров, дальность стрельбы — 86 километров. И три партизана, чтобы подсветить орудие для советской авиации.
  • Голливудский глушитель… не встречается. Заслышав любой выстрел, фашисты и полицаи поднимают тревогу. Глушитель только уменьшает радиус обнаружения.
  • Дробовики — это круто — дед Трофим умеет заряжать ружья картечью, благодаря чему может заваншотить любое количество врагов, находящихся вне укрытия на небольшой области в форме узкого конуса. Правда, в руках других персонажей и в перестрелках ружья — мусор со смешным боезапасом и и крайне низкой эффективной дальностью стрельбы. Даже для обхода с фланга гораздо лучше подойдёт пистолет-пулемёт.
  • Знать, где упадёшь — мины — верховные главнокомандующие этого тропа. Запомнили, какие укрытия займут враги перед началом боя? Заминировать. Выучили маршрут патруля и нашли место, где их смерть никто не заметит? Заминировать. Из-за края карты лезет подкрепление, которое заспавнится в конкретной точке? Ну вы поняли. Благодаря этому «вылазка» на героическую оборону до конца легче всего проходится до 20-й волны, за которую выдают достижение… минированием точек спавна врагов.
  • И пусть весь мир подождёт — в миссии, где впервые появляется комиссар Никитин, на релизной версии можно было собрать закопанные в поле мины, не зачищая перекрёсток. Дело в том, что во время катсцены, после которой Никитин уводит жителей, он из-за бага подсвечивает все расставленные на карте мины, и после этого их может обезвредить и прикарманить любой другой персонаж из отряда. Затем, выманив или тихо прирезав большинство охранников, игрок мог оставить в живых солдата за стационарным пулемётом, заминировать все подходы к перекрёстку, откуда полезут враги, после чего снять последнего охранника и спокойно дождаться, когда все враги подорвутся на подходах (или почти все, ложен ведь кто-то собрать трофеи)
  • Какой ни есть, а он за нас — Григорий Морозов. Алкоголик, тунеядец, вор-рецидивист, запросто способный пойти и на «мокруху». Фетисов его справедливо недолюбливает, а когда Никитин пытается привлечь его к организации побега из тюрьмы, крайне неохотно соглашается работать совместно с комиссаром.
  • Квислинг — по сюжету необходимо завалить аж четырёх гауляйтеров — трусливого старосту деревни Заборовка, жадного и склонного напиваться Бирмейера, коменданта Богачёво, чокнутого садиста Зобеля и примерно такого же противного Мелленберга, обосновавшегося в бывшем дворянском поместье.
    • Собственно Квислинг здесь только староста, остальные — нормальные оккупанты.
  • Крутая коса — Белозёрова и Валя щеголяют косами, и обе весьма круты и полезны в бою. Белозёрова даже более полезна, Валя хороша скорее для поддержки и скрытного прохождения.
  • Круто и практично — пистолеты-пулемёты. Навыки, повышающие владение этим оружием, доступны большинству персонажей, оружие автоматическое и наносит хороший урон. Сюда же и ножевой бой — возможность почти бесшумно вырезать целый блокпост дорого стоит.
    • Способность Зорина «Метательный нож», «Длинная очередь» Фетисова, «Веерный огонь» Белозёровой, «Картечь» деда Трофима и все способности Никитина — каждая из них крута по-своему.
  • Круто, но жалко тратить — пулемёт. Это самое эффективное оружие в игре… и самое прожорливое на боеприпасы.
  • Крутой дедуля — дед Трофим. Хоть ему и 65, но он здоров как бык, а ещё великолепный охотник и сапёр. Если прижмёт, продемонстрирует «германцам», что пистолетами-пулемётами владеет не хуже Фетисова.
  • Крутой шкет — Санёк. Запросто пройдёт мимо полицаев под видом обычного паренька, обнесёт все их склады не хуже Морозова, а потом снимет их по одному из рогатки и прирежет в ближайших кустах.
  • Лирой Дженкинс — Фетисов. Не то чтобы рвётся в бой, игнорируя всё на свете, но больше остальных любит продвигаться к цели, устраивая перестрелки. Зорин его даже специально предупреждает на миссиях, требующих маскировки, чтобы ни единого выстрела без команды не делал.
  • Мини-босс — вполне типичный для жанра стелс-тактики. Некоторые офицеры, обозначенные немецким орлом над полоской здоровья, время от времени обходят всех патрульных и проверяют, все ли солдаты на месте. Если они кого-то недосчитаются, то немедленно поднимают тревогу. Почти всегда они круты в ближнем бою, но какими-то ещё боевыми навыками от остальных врагов не отличаются.
  • Мочить в сортире — игра позволяет спрятать труп противника в сельском туалете.
  • Не щадить детей — в городе эсесовцы намереваются сжечь больницу вместе со всеми находящимися в ней людьми, в том числе детьми. На мольбы главного врача отпустить хотя бы детей, реагируют фразой «ничего особенного, они всегда так орут». Вдобавок дети присутствуют среди гражданских, которых нацисты собираются расстрелять в той же миссии, и несколько детских тел можно разглядеть в куче трупов в той же локации.
  • Непростые головорезы — эсесовцы. Лучшая физическая форма, лучшее оружие и лучшая подготовка, почти все вооружены пистолетами-пулемётами и просто пулемётами. Каждый раз, когда они появляются на миссии, для устранения этих противников требуется особый подход.
  • Ограничение мародёрства — даже сломанное оружие падает не со всех противников, а выбить с бойца вермахта или СС ручной пулемёт, а со снайпера — качественную винтовку — задача не из лёгких. Проще всего новое оружие найти в специальных контейнерах. Скорее всего, игрок гораздо раньше отыщет MG в миссии с первым появлением Никитина.
  • Одноглазый крутой — батальонный комиссар Никитин. Подробности — ниже.
  • Однострочник Бонда и Заткни ганнибало — прорвавшись к Мелленбергу и услышав от него несколько фраз о бессмысленности сопротивления, Зорин бросает в фашистского генерала нож и буднично говорит: «Простите, комендант. Мы торопимся».
  • Осторожно, злая собака! — собаки являются очень опасными противниками и попортят игроку немало крови, несмотря на то, что в перестрелке их можно убить одним выстрелом.
  • Отвратительный толстяк — Бирмейер, также известный как «картофельный фюрер». Жирный, пьяный, злобный, сжёг деревню за то, что, по его мнению, жители утаили от него один мешок картошки. Единственный прок от него — по пьяни он выболтал кому-то про орудие «Шланке Берта» За убийство Бирмейера ножом в спину можно получить достижение.
  • Партизаны — Именно то, что написано на упаковке.
  • Политрук — батальонный комиссар Никитин. Одноглазый крутой и самый мощный персонаж для стелс-прохождений, оставляющий далеко позади даже вора Морозова с его имба-свистом. Владеет двумя способностями, первая — мгновенно и бесшумно скрутить фрица, а дальше либо быстро увести в кусты и пристрелить без шума и пыли, либо отстреливаться из пистолета, прикрываясь врагом как живым щитом. Вторая — тоже тихо и за секунду завалить нескольких плотно стоящих врагов ножом. Вдобавок умеет обезвреживать вражеские мины и быстро ставит собственные. Главный минус — если не обзавёлся «живым щитом», в открытом бою толку от него мало (как, кстати, и от Морозова). Хотя и владеет стрельбой из пистолета-пулемёта, всё равно почти всегда будет таскать с собой нож и пистолет, без которых его способности не работают.
  • Полицаи — самые слабые противники в игре, гранат не используют, автоматическое оружие — крайне редко, на них работают безотказно даже низкоуровневые способности партизан и самые простые уловки (вроде брошенных камней, бутылок самогона, рогатки или мальца лезущего с разговорами). Не пользуются уважением, ни среди местных жителей, ни среди немцев и уж тем более партизан (правда, по сюжету и отдельным событиям, часть из них удается перевербовать в кротов и связных).
  • Принуждение к стелсу — в четырёх миссиях кампании из пятнадцати необходимо сохранять полную незаметность до определённого момента; если враг поднимет тревогу, вылазка тут же и закончится. Особенно выделяется среди них «Своих не бросаем» со спасением командира Зорина из фашистской тюрьмы — врагов много, кустов мало, и в стелсе необходимо пройти почти всё задание.
  • Стеклянная пушка — собаки. Могут загрызть практически любого партизана, если у того в момент нападения в руках не окажется нож, но дохнут с одного выстрела из любого оружия. Единственная проблема — у собак самый низкий приоритет атаки, а бегают они очень быстро.
  • Тактическое использование дверей — в релизной версии двери были главными врагами партизан и реагировали на их приближение совершенно неадекватно. В текущей версии это исправлено.
  • Уныло, но практично — мины и растяжки. Ставишь на маршруте следования противника и просто ждёшь, когда он подорвётся. Никакой стрельбы, никаких изысков, зато срабатывает почти безотказно.
  • Хватит в меня тыкать! — если несколько раз выбирать партизана, он может выдать особую реплику. Зорин пригрозит, что по возвращении игрок будет чистить всё оружие на базе (учитывая арсенал, который хранится на складе ближе к концу игры — звучит и правда страшновато), Фетисов посоветует поприставать к фрицам, Санёк пообещает врезать в ухо, Белозёрова предупредит, что не заводит служебных романов, Валя пообещает нажаловаться Ольге, чтобы та поколотила игрока, Трофим грозит надрать игроку уши, Морозов отвечает коротким и ёмким «Заманал!», а Никитин устало говорит «Не отряд, а дурдом на выезде».
  • Хитрить невыгодно — точнее, невыгодно оставлять врагов в живых. Мало того, что это единственный источник опыта за вычетом заданий, так ещё и с вражеских солдат падают хорошие трофеи, которые (особенно при скрытном прохождении большинства миссий) позволят никогда не испытывать недостатка в патронах и аптечках. Так что лучше пылесосить локацию и не оставлять после себя ни одного живого оккупанта.
  • Хрупкий шустрик — Белозёрова. Каких-либо бонусов к живучести и урону нет, зато возможностей быстро перемещаться по полю боя — вагон.
  • Эксплойт — в основном, эксплойты тут связаны с минами и растяжками. Подробнее в разделе «Знать, где упадёшь».
  • Это личное — Морозов охотится на фашистов из мести за погибшую при немецкой бомбардировке девушку.