Господство на море
« | Владение морем решает дело | » |
— Альфред Мэхэн[1] |
Господство на море — стратегическая концепция, в основе которой лежит доминирование на морских просторах, как основополагающее условие победы. Под «господством» обычно понимают «исключительное право пользование для себя и возможность запрета для использования для противника». С учетом того, что 70 % поверхности Земли составляют водные просторы — концепция не лишена смысла.
Нередко доктрина господства на море соседствует с другой доктриной.
Альтернативой господству на море является концепция «Fleet in being», когда флот выступает в качестве сдерживающей силы одним фактом своего наличия.
Встречается и в космической фантастике, особенно в союзе с концепцией «космос - это океан».
Основа[править]
« | Тот, кто господствует на море, хозяин положения | » |
— Марк Туллий Цицерон |
С древних времен водные пути являются одним из самых быстрых и экономически выгодных методов транспортировки грузов, товаров, войск и пассажиров. Даже с появлением железных дорог и авиатранспорта важность морских путей не поменялась. Более тогго, до середины XX века морские пути были единственным способом обеспечить надежную связь и безопасность территорий любой колониальной Империи. Поэтому неудивительно, что контроль над морскими путями был важной чертой политики большинства государств на всем протяжении истории.
Тем не менее, стратегические концепции и труды на эту темы были достаточно разрозненными, пока в 1890 году, Альфред Мэхэн, офицер ВМФ США, вместе с британским военным историком Филипом Коломбом, не опубликовал свой эпохальный труд «Влияние морской силы на историю 1660—1783». В рамках данной книги, авторы творчески осмысляли опыт построения Испанской и Британской колониальных империй и сформулировали т. н. «Теорию Морской Силы».
Суть данной теории заключается в тезисе о том, что установление и обеспечение контроля над морскими просторами с помощью могучего флота является обязательным условием процветания любого крупного государства. А значит, создание и поддержание такового флота является жизненной необходимостью, как во внутренней, так и во внешней политике.
Основные положения «Теории Морской Силы»[править]
- «Море не барьер, а дорога» — любая попытка отсидеться за морем приводит к утрате стратегической инициативы. А значит, рано или поздно из-за моря прибывает вооруженный до зубов флот и начинает устанавливать свои порядки.
- «Владение морем решает дело» — не обеспечив контроль над морем, любая держава обречена на поражение в войне.
- «Морская сила — путь к владению морем» — контроль над морем достигается за счет мощного флота. Как военного, так и торгового.
- «Основа морской силы — на суше» — даже самый мощный флот должен чиниться, отдыхать, модернизироваться, восполнять потери. Другими словами, ему требуются оперативные базы в зонах «работы», а также судостроительная промышленность и налаженная система подготовки и содержания личного состава. Кроме того, некоторые территории, например проливы, каналы, мысы — важны сами по себе, так как контроль над ними обеспечивает контроль над окружающими морями.
- «Оборона своих берегов начинается у берегов противника» — передача инициативы в руки противника — есть путь к поражению. А врага лучше бить у него дома, лишая возможности для наращивания сил.
- «Важность „большой битвы“» — битва решается в генеральном сражении[2].
- «Второстепенный, нерешительный характер крейсерской войны» — охота на одиночных кораблях за торговыми и транспортными судами противника является второстепенной задачей[3].
Критика концепции[править]
Основным направлением критики является применимость концепции господства на море для преимущественно сухопутных конфликтов. Победы в Первой и Второй Мировой войнах были достигнуты за счет доминирования на суше и, отчасти, благодаря стратегическим бомбардировкам. Операции вроде высадки в Нормандии или Сицилии хоть и оказали серьёзное влияние на общий ход боевых действий, но также стали возможными благодаря ослаблению сухопутных группировок войск. Да, еще был Тихоокеанский ТВД, но здесь сам характер территорий накладывает свою специфику.
Другой важной проблемой является критика важности генерального сражения, ведь при наличии передышки и запаса прочности в промышленности и экономике, даже несколько крупных поражений не исключают возможности взять реванш. Даже Флот Её Величества мог позволить себе проиграть одно-два крупных сражения, после чего восстановиться менее чем за год, собрав удаленные флоты в кулак. Американцы же во время Второй Мировой выпускали корабли и самолеты быстрее, чем те же японцы успевали их топить.
Еще один серьёзный удар по концепции стало развитие ВВС и появление ядерного оружия. Есть ли смысл вкладывать миллиарды у.е. в могучие корабли, которые могут быть потоплены эскадрильями самолетов, вооруженных ракетами или торпедами, а то и вовсе бездушных дронов? И это, не говоря уже о возможности уничтожить страну-владельца массированным ядерным ударом.
Примеры[править]
Литература[править]
- Стюарт Слейд «Воины Зимы» — Союзники уничтожают флот Открытого Моря Третьего Рейха в генеральном сражении и начинают доминировать в Атлантике. Кроме того, господство на море здесь является лишь ширмой для прикрития операции «Великан» — Рейх должен забыть про большие высоты и уверится в том, что США придут с моря.
- Михаил Ланцов «Николай Хмурый». Второй том, посвященный русско-японской войне в новой конфигурации, доходчиво рассказывает, как венценосный попаданец завоевал весь Дальний Восток.
- Цикл «Иван Московский» — отдельная сюжетная линия посвящена развитию флота (создание парусников образца XIX—XX века на 500 лет раньше) и отправке торгово-военных экспедиций в будущую Америку. Впрочем доминирование здесь только побочная цель. Куда важнее первым открыть Америку и застолбить там новые земли для России.
- А вот в «Ярославе Умном» доминирование на Средиземноморье это важная часть плана. Ведь пока Ярослав и его варажские друзья не подомнут под себя весь Ближний Восток спокойной жизни Новому Риму не видать.
- Его же «Красный Маршал» — морская программа СССР хоть и сосредоточена вокруг флота прибрежной зоны, но свои задачи он выполняет на 5+.
- Глеб Дойников «Варяг-победитель» — по сути победу Русско-японской войне одержал именно флот. При этом подсвечено, что без ремонтных баз Владивостока и Транссиба с его логистическими возможностями[4] рейд «Варяга» во Владивостоке и закончился бы.
- Дэвид Вебер «Хонор Харрингтон» — раз космос - это океан, то применимо и здесь. Долго время в космосе доминировали флоты Хэвена и Соларианской Лиги. Причем последний придерживался концепции «fleet in being»[5]. Позже доминирование перешло к флотам Мантикоры и Грейсона.
- Уэйд Дж. Дадли «Гитлер и германский военно-морской флот» — эссе посвящено рассмотрению альтернативного варианта развития истории, предполагая, что Адольф Гитлер становится матросом, а позже и офицеров Германского флота. Основной ошибкой Третьего Рейха, помимо однобокой националистической[6] политики, стало невнимание к нуждам флота.
Кино[править]
- Пираты Карибского моря — начиная со второй части концепцию активно продвигает Ост-Индийская компания и её флот.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — контроль над космосом это основа существования Империума. В противном случае его раздерут на тучу звездных систем, как уже было во времена Эры Раздора.
- Warhammer Fantasy Battles — здесь мощнейшим флотом мира располагают высшие эльфы Ултуана. Именно благодаря ему, эльфы сохранили свои удаленные колонии в Индийском океании и держат торговые пути оттуда.
Видеоигры[править]
- Civilization — в зависимости от настроек карты господство на море может стать ключом к победе или просто облегчить жизнь (сандалить ядерными боеголовками все-таки проще с кораблей и подлодок). Но иногда флот оказывается на положении «пятой ноги» и исследуется только ради технологий.
- Colonization — здесь уверенное передвижение по морям — альфа и омега успеха. По прибрежным водам шныряют карперы, вражеские каравелы ведут разведку и создают колонии на вашей земле, торговые корабли и галеоны перевозят ресурсы и сокровища… В общем, без моря — никуда. Более того, потеря всех портов во время войны за независимость приводит к поражению.
- Command & Conquer: Red Alert — в первой части море это стихия Альянса, обладающего мощным флотом. Благодаря наличию линкоров, можно раскатать базу противника с другого конца карты.[7] Противодействовать СССР может только подлодками или авиацией.
- Во второй части число морских юнитов с каждой из сторон возросло и как следствие — морские баталии стали куда более жаркими.
- Warcraft — зигзагом. В сюжетных кампаниях будет минимум 2-3 миссии, где господство на море является обязательным условием победы. А вот в скирмише — от карты зависит. Но в целом флот — это пятое колесо.
- А вот по лору — все честно. Именно флот Кул-Тираса долгое время обеспечивал защиту Восточных Королевств. Но и на него нашлась управа.
Реальная жизнь[править]
- Флот Римской Республики. После Первой Пунической он стал доминирущей силой в регионе. Во время Второй Пунической могучий флот Рима лишил Ганнибала возможности получать подкрепления из метрополии, предопределив его поражение. А после установления Империи флот превартил Средизменое море в Римское.
- С другой стороны, главным противником Ганнибала был не столько флот Рима, сколько собственные правители, постоянно зажимавшие подкрепления.
- Венецианский флот, доминировавший на Средиземноморье в эпоху Ренессанса и успешно конкурировавший с флотом Османской Турции.
- По другую сторону баррикад — собственно флоты Османской Турции и её вассалов из Северной Африки. До начала XIX века жизнь любого прибрежного города или селения в Средиземноморье могла быть нарушена эскадрами арабских корсаров.
- Основная доктрина США и Великобритании, на протяжении всей истории. Оно и неудивительно. Оба государства представляют собой по факту острова и наилучший способ доставки войск к месту действия — море. А значит оно подлежит контролю.
- До Франко-прусской войны изрядным боевым флотом обладала Франция, бывшая главным конкурентом Великобритании на этом поприще. Увы, после неё, французский флот оказался на положении бедного родственника и остался на вторых ролях.
- Сейчас проблемы докатились и до бывших гегемонов. Пентагон уже расписался в невозможности выполнения «Программы 350»[8] в указанный срок. Что до Великобритании, то её флот представлет собой лишь бледную тень и неспособен даже гонять пиратов, без помощи союзников.
- Русско-японская война — из-за отсутствия нужных логистических мощностей в регионе основные поставки армии осуществлялись по морю. В результате, после поражений при Чемульпо и Цусиме, русским войскам пришлось капитулировать.
- Первая Мировая война — поражение[9] в Ютландском сражении вывело германский флот из игры и продолжило морскую блокаду Германии. Рейдерские операции с подводных лодок желаемого эффекта не принесли, как из-за малочисленности подлодок, так и из-за их технического несовершенства.
Контрпримеры[править]
- Наполеоновские войны — гибель франко-испанского флота поставила крест на скорой высадке Наполеона в Англии. При этом, даже без флота, Франция вполне себе обеспечивала континентальную блокаду Туманного Альбиона. Но без поражения в России, ничто не мешало Наполеону построить новый флот и попробовать взять реванш.
- Первая Мировая Война — доминирование на море и морская блокада Германии не сильно помогла Антанте. Главные события войны развивались на суше. При этом, в Пауль Леттов-Форбек в Германской Восточной Африке даже будучи полностью отрезан от подкреплений смог оттянуть на себя почти 50 тысяч британских солдат. А в 1918-м Стодневное наступление едва не склонило чашу весов в пользу Германии, несмотря на истощенную экономику и блокаду.
- Вторая Мировая Войн — судьба Европы решалась на суше. С одной стороны, доминирование британского флота не позволило захватить Британские острова, обеспечив задел для будущей Нормандской Операции. С другой стороны, и операция «Оверлорд» и операция «Хаски» стали возможными только из-за ослабления армий Третьего Рейха, измотанных боями на Восточном фронте и в Северной Африке.
- Война во Вьетнаме — мощнейший флот США не смог обеспечить условий для победы в войне. Во многом, из-за политических разногласий и текущей повестки. Но, как и в обеих мировых войнах, основные события развивались на суше.
- Война с сомалийскими пиратами — несмотря на тотальное доминирование флотов НАТО, пираты отступили, только после того, как арабские нефтяные и газовые шейхи и скинулись на создание Морской Полиции Пунтленда. Набранная из местных боевиков, с инструкторами из Blackwater и других ЧВК, Морская Полиция решила вопрос пиратов самыми радикальными методами.[10]
Примечания[править]
- ↑ Адмирал США, военный теоретик XIX века и один из отцов геополитики
- ↑ Теряет актуальность при развитой промышленности и наличии ресурсов, в том числе человеческих. Даже при поражении при Мидуэе, американский флот мог восполнить потери в течении полугода. Англичане, имея крупные флотилии и обширные колонии, в целом могли себе позволить проиграть генеральное сражение и вернуться через год с новым флотом. Другое дело, что Мэхэн был горячим поклонником адмирала Нельсона, да и все остальные теоретики вплоть до конца Первой Мировой принимали за образец Трафальгарскую баталию.
- ↑ Ровно до тех пор, пока рейдеров не становится так много, что ущерб от крейсерской войны становится не просто статистически заметным, а весьма ощутимым.
- ↑ Которые больше отдают телепортацией
- ↑ Какая разница, насколько устарели наши корабли, когда на один корабль врага бросается два десятка наших?!
- ↑ По мнению У.Дадли, Гитлеру не стоило ставить евреев и других граждан Германии вне закона, наоборот, стремясь сплотить все нации, превратив их в «немцев»
- ↑ При условии, что противник не будет мешать
- ↑ ВМФ США должен состоять из 350 кораблей всех видов. На данный момент их чуть больше 290.
- ↑ Фактически это поражение, несмотря на то, что германский флот выиграл «по очкам»
- ↑ Это далеко не первый раз, когда наемники, не связанные международными соглашениями, успешно решают проблемы с бандитами и партизанами на Черном Контитеннте.