Выходила на берег Катюша

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Macross Missile Massacre. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Разлетались головы и туши,
Дрожь колотит немцев за рекой,
Это вышла на берег Катюша,
Немчуре поет заупокой!
»
— Солдатская переделка известной песни
Во вселенной GUNDAM тоже любят залпы из «Катюш»

Смертоносная комбинация специального оснащения и специальной тактики — множество ракетных снарядов, выпускаемых одновременно, залпом. В реальной жизни этот принцип воплощают РСЗО — реактивные системы залпового огня, широкое использование которых началось с советской БМ-13 (известной как «Катюша») и германской «Nebelwerfer» (также называемой «Ванюша»). В космоопере «катюшные» ракеты в «катюшном» же количестве можно повесить на какой-нибудь корабль. Получится круто. Особенной любовью к такой тактике отличался сериал Macross.

В фэнтези эту же тактическую роль занимает маг с площадными эффектами. Так, в DotA это Leshrac the Tormented Soul и Krobelus the Death Prophet.

О мерах противодействия см. Перехвачены ракеты.


Где встречается[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Звёздные войны:
    • На вооружении КНС стоял танк-дроид типа «Огненный град» — натуральная РСЗО, взгромождённая на шасси, похожее на царь-танк. Как показала «Атака клонов», одиночными стрелять он тоже может — и одной ракеты достаточно, чтобы насмерть выжечь шагоход AT-TE.
    • Star Wars: Empire at War — у имперцев сабжи похожи на упитанных мокриц и стреляют какими-то энергетическими сгустками, у повстанцев — гусеничные и поражают именно что ракетами. К последним ещё и прилагаются дроиды-наводчики с радарами чудовищно медленного действия, на время разгоняющие гущу тумана войны (не только для арты, но и для ударов с орбиты: в этой игре приказать авиации или корабельной артиллерии стрелять по месту, где вы знаете, что враг есть, но где помимо него есть ещё и туман войны, нельзя). В разложенном состоянии местные «катюши» очень уязвимы и нуждаются в прикрытии, но выкашивают всё, что не летает. Даже исполинский АТ-АТ может не устоять.

Литература[править]

  • В цикле «Хонор Харрингтон», это является практически единственным эффективным методом космического боя благодаря РЭБ, зенитным лазерам и противоракетам. К слову, зачастую, одной ракеты (а они обычно являются лазерными с ядерной накачкой) хватает, чтобы уничтожить либо сильно повредить корабль. Позже появляются подвесные дредноуты, которые символизируют этот сабж парочкой сумасшедших залпов взамен длительной перестрелки. В Первой Битве за Мантикору, первоначальный залп обеих сторон состоял из около 675 000 ракет. В битве погибло около 2,5 млн человек.
  • История Галактики — ракетные носители способны запускать до сотни ракет разом, причём системы наводки корабля достаточно, чтобы взять на мушку до пятидесяти целей одновременно, хотя наибольшую эффективность имеют залпы по одной-двум целям. В одной книге внезапный залп носителя по двум фрегатам (по полсотни ракет каждому) полностью уничтожил оба в течение нескольких секунд, правда, последующая попытка уничтожить тяжёлый крейсер аналогичным способом лишь поцарапала краску на крейсере.
  • «Вторжение» М.Ахманова — битва у марсианской орбиты. Полдесятка крейсеров и фрегатов земного космофлота против исполинского звездолёта фаата. Сам корабль пришельцев вооружения не имеет, но способен запускать сотни боевых модулей, каждый из которых вооружён антипротонным орудием. А звездолёт при этом защищён силовым полем. Попытка земных кораблей уничтожить врага ядерным залпом, суммарный взрыв которых равен 140 гигатонн, ничего не дала. Пассажиров слегка тряхнуло, а силовое поле попросту отразило удар. Справедливости ради, земные корабли до этого «воевали» исключительно с астероидами и являлись скорее базовыми кораблями быстрого реагирования.
  • «Звёздный авианосец» — именно так воюют турущи. Их тактическая доктрина: выпустить в космос столько ракет (причём все ядерные и под управлением собственного ИИ), что врагу попросту некуда деваться. Земляне, правда, уже научились с этим бороться. Истребители способны выпускать «песок» (рой крошечных металлических шариков), чтобы уничтожать вражеские ракеты.

Аниме и манга[править]

  • Mahou Shoujo Madoka Magica: Хомура использует остановку времени, чтобы выстрелить по Вальпургиевой ночи из огромного количества РПГ одновременно, а чуть позже ещё и пригоняет на место битвы РСЗО. Особенно забавно, что Хомура именно выходила на берег, чтобы встретить Вальпургиеву ночь.
  • Neon Genesis Evangelion: почти любое вторжение ангела встречают многочисленными ракетными залпами, эффектными, но бесполезными против АТ-поля.
  • Hataraku Saibou — в рюкзаке B-клетки находится небольшая РСЗО, которая может выпустить целую бурю мощных ракет в особо критических ситуациях.
  • Macross/Robotech — кодификатор для западной публики: тут даже специальные разгрузжилеты с ракетными контейнерами на ОБЧР для того вешают.
  • Fate/Stay Night: свордспамы Арчеров представляют собой именно это. Особенно у Эмии: у него запускаемые в противника мечи ещё и взрываются.

Настольные игры[править]

  • BattleTech — подавляющее большинство ракет в этой вселенной запускаются только кучами.
  • Warhammer 40,000 — Империя Тау славится любовью к ракетным системам. Здесь и танк-ракетоносец, и два вида артиллерийских костюмов, каждый со своим вариантом ракетной установки, и устанавливающиеся практически на любую технику самонаводящиеся ракеты. В настолке в обычной партии зачастую можно увидеть 24 ракеты с трех моделек, а в Апокалипсисе так и вообще 24d6(!) выстрелов.
    • В Империуме Человечества РСЗО любят Адептус Астартес («Вихрь») и Адептус Сороритас («Экзорцист»). Последний имеет упоротый вариант «Приорис», выглядящий как самоходный орган и потому обладающий ещё и особой религиозной ценностью!
  • Warhammer Fantasy — у Империи на вооружении присутствует так называемая Батарея огненных ракет (Helstorm Rocket Battery), созданное инженерами Имперской школы под впечатлением от особо грандиозного праздничного фейерверка, устроенного делегацией из Катая. Очень грозное, но при этом непредсказуемое оружие, так как вести им прицельный огонь практически невозможно.
    • Так же умеют так себя вести стреломёты высших и тёмных эльфов, выпуская вместо одного тяжёлого бревна кучу мелких щепок. Урон послабже, чем от хельшторма, но точность почти ювелирная.

Видеоигры[править]

  • Некоторые читеры при помощи особых программ в какой-нибудь игре умудряются превратить гранатомёт в тяжёлый болтер. Стрельба из него — именно сабж, особенно если большой урон и радиус поражения одной ракеты.
    • В Quake 2 для этого не нужно было и читерить — на ближней дистанции гранатомёт превращается в весьма эффективное оружие, особенно если воспользоваться склонностью гранат рикошетировать от пола и стен, что позволяло запускать гранаты «блинчиком».
  • Серия Elite: Frontier. Выбирая корабль, обращайте особое внимание на то, сколько ракет на него можно навесить. Потому что хороший ракетный залп может стать спасением от стаи хищных пиратов!
  • Космические рейнджеры: во второй части можно обвесить корабль ракетомётами — это весьма эффективно, но дорого, потому что ракеты конечны и их надо докупать на планетах.
    • А ещё можно поставить трофейный торпедомёт, и получится ещё эффективнее и ещё дороже.
    • На самом деле больших трат нет, ибо стоимость ракет практически окупается отсутствием затрат на ремонт оборудования, ибо летишь ты далеко и по тебе тупо не попадают.
  • Duke Nukem 3D: devastator (кнопка 8). Два ствола, выстреливающие маленькие ракеты немалым темпом — самый лучший способ справиться с кучей монстров!
  • Unreal — гранатомёт, выпускающий шесть ракет одновременно.
  • «Total War: Warhammer» — у Империи есть обе вундервафли из раздела реальной жизни: многоствольные пушки и (да, средневековые) ракетные батареи. Органные орудия также имеются у гномов, а эльфийские болтомёты могут вместо одной большой стрелы пускать тучу обычных.
  • "Total War: Shogun 2 — есть в игре один смешной отряд, называется «Огненные ракеты». Суть в том, что четыре маленьких отряда по сорок человек способны уничтожить целый замок вместе с гарнизоном, а шесть или восемь отрядов превратят любое поле боя в загаженное дымом и взрывами нечто, убьют ФПС и, конечно же, отправят вражеских асигару и самураев навстречу Небу. Огненные ракеты настолько суровы, что способны расправится даже с пехотой времён Реставрации Мэйдзи. К сожалению, в компании «Закатать Самураев» ракеты недоступны, но в пользовательском сражении вы всегда можете насладится видом британских Красных Мундиров, разлетающихся во все стороны от выстрелов первобытной «Катюши», сделанной из ксо и бамбука.
  • Heroes of Might & Magic III и Heroes of Might & Magic V — заклинание «Метеоритный дождь». А в Heroes of Might & Magic III и Heroes of Might & Magic IV так организован знаменитый «Армагеддон» (огонь по своим и даже по самому кастеру, если он не имеет 100 % резиста к магии прилагается).
  • MechCommander 2 — мех Catapult именно про это. Хотя налепить кучу ракет дальнего и ближнего радиуса действия можно практически на любую машину — они компактные и не сильно нагревают мех. Другое дело, что боезапас ракетных установок отнюдь не бесконечен (если не активировать соответствующую опцию), а эффективность не очень велика.
    • То же самое во всей серии MechWarrior и первом MechCommanderе, причём далеко не только у «Катапульты» — во вселенной BattleTech ракетных мехов много и их любят именно за низкий нагрев в сочетании с высокой дальностью поражения (в норме — можно лупить «по засвету»). Особенно любят «лурмовозки» в известной гре от Пираний — MWO.
  • BattleTech 2018 года — в местных условиях наличие в лэнсе ракетного меха практически необходимо.
  • Crossout — в игре разные ракетницы, но под троп, вероятно, больше всего подходит «сверчёк M1». Устанавливая две или три штуки получается залп из 10-15 ракет, до нерфа был популярен в клановых войнах и ПВП.
  • Sword of the Stars — В двух вариациях, есть базовые самонаводящиеся ракеты, есть установки стреляющие на небольшую дистанцию большим количеством неуправляемых ракет, на дестроеры (самый маленький тип корабля) больше пары штук не влезет, но вот уже крейсера…
    • При этом, в игре существуют довольно неплохие противоракетные системы, от обычных лазеров до практически бесперебойных зенитных фазеров, молний, поражающих несколько ракет одновременно, и систем РЭБ, которые могут даже перенаправить часть ракет обратно как подарок «хозяину» (сам «хозяин» свои же ракеты сбивать не станет).
  • War Thunder — различные РСЗО тут имеют СССР, Германия и США. Встречаются в основном в донатном виде (за исключением легендарной «Катюши», доступной по акции), отчего проходят по ведомству «круто и дорого». А вот их применение скорее круто, но трудно — ибо бронебойных ракет нет, а фугасными ещё надо уметь стрелять в уязвимые места вроде тонкой крыши.
  • Armored Warfare — МТЛБ С-8 балансирует между «круто и практично» и «круто, но трудно». В пользу первого — 40 быстро выпускаемых ракет, которые в силу кумулятивно-осколочного действия не пробьют, так зацарапают. В пользу второго — чудовищно низкая точность на средне-дальней дистанции, чудовищно долгая перезарядка (в районе минуты), помноженные на никакую броню и боекомплект на два полных залпа (хотя расстрелять 80 ракет «в молоко» надо суметь даже в PvE!).
    • В ту же копилку — индонезийский Pindad (грубо говоря, «Град» на шасси АМХ-13). Ракет поменьше, они помощнее, но сугубо осколочно-фугасные. Впрочем, для добивания вполне годные, а ежели ещё и стрелять по тонкой броне, врагу мало не покажется!
    • С фитильком — Stryker ADATS, M113 Hellfire и «Корнет-ЭМ». Зарядов у них сильно меньше, но они и поубойнее. Первая несёт мощные, но не очень пробивные кумулятивно-осколочные ракеты + малокалиберные НУРСы; вторая и третья — просто дистиллированный ужас ПТРК, обрушивающие на врага залп очень опасных ПТУР.
  • S.W.I.N.E — а вот здесь ракетная артиллерия крута, но непрактична. А всё потому, что она проигрывает привычным ствольным САУ в дальнобойности, зато «жрёт» далеко не бездонные боеприпасы как не в себя.
  • Dune 2 — тоже круто, но непрактично. Присутствующие в игре ракетные танки хотя и наносят очень мощный урон, но в турбулентной и засоренной песком атмосфере Арракиса ракета уже на расстоянии пяти-шести квадратов летит не в цель, а Квизац Хедерах знает куда. Эффект Катюши на довольно большой площади создать все-таки можно, если собрать вместе несколько танков, но их при этом надо ещё и охранять — прочность у них крайне низкая. Одним словом, метод ведения войны довольно впечатляющий, но далеко не самый эффективный.
    • Батарея из 4-5 штук с прикрытием из пары лёгких танков при хорошем микро-контроле прекрасно справляется со сносом вражеской базы — танки нужны лишь чтобы удерживать вражескую технику на расстоянии оптимального огневого рубежа. А ещё это не в пример дешевле и не в пример маневреннее танков-тяжеловесов. А уж если ее еще и в космопорте «по почте» заказать…
  • Аллоды Онлайн — дредноуты КС-1 «Ксюша», которые протагонист сопровождает на обстрел укреплений Архитекторов. Сходство названия с тропнеймером не случайно.
  • Mercenaries 2: World in flames — РСЗО есть у китайцев.
  • X³ Terran Conflict и X³ Albion Prelude. В этих играх троп олицетворяют ракетные фрегаты. С помощью одних ракет и торпед можно перестрелять целый флот с безопасного расстояния, однако это влетит в копеечку (тяжёлые корабли будут отстреливать часть своими зенитными орудиями) и займёт немало времени.
  • Старая добрая Oni. Среди образцов оружия есть и стреляющее несколькими ракетами — но не очень метко. Только на дальней дистанции есть шанс, что попадут все, а с близкого расстояния поражают цель одна-две.
  • Crysis — ракетомёт «Swarmer» (или, как его перевели, «Шмель»), эдакая ручная РСЗО. Выглядит, как коробка, а содержит в себе 64 ракеты, да ещё и лазерную систему наведения.
  • В сетевой зарубе в первый Half-Life при командном применении гранатомётов можно было скосплеить катюшу. НО гранаты наводились на один целеуказатель, так что накрывалась не площадь, а подсвеченный ближайшим к цели игроком участок.
  • War Front: Turning Point: у СССР есть Катюша а немцев Вольфсангель
  • Supreme Commander — куда же тут без них?
    • Крейсера ОФЗ и Серафим в Forged Alliance стреляют тактическими ракетами с такой скоростью, что на каждый крейсер нужно две установки ПРО (но в оригинальной игре ОФЗшный крейсер пуляет полноценную тактичку, редко и очень больно). Того же, да побольше — ракетоносец «Ливень» Эон, отстреливающий очереди по 20 ракет ещё быстрее крейсеров.
    • В том же Forged Alliance ОФЗ получили мобильные тактические ракетницы третьего уровня, отстреливающие залпами по три. А в Forged Alliance Forever такую же механику получили и установки второго уровня в качестве исправления имбоватости кибранских аналогов с их скорострельностью и разделяющимися боеголовками.
    • ЗРК ОФЗ и Кибран отстреливают по шесть и восемь ракет залпом соответственно. Кибранские истребители на втором и третьем уровне тоже используют кучи ракет вместо двух мощных «пуль» у остальных.
    • И снова кибран, чей штурмовой бот, штурмовик воздушный и истребитель-бомбардировщик второго уровня поливают землю ракетами каждый по-своему неприятно: бот и истребитель отправляют залповые плюхи издалека, за что второй, в частности, любим снайперами, а штурмовик наоборот косит наземку непрерывным потоком.
  • Cyberpunk 2077 — «умные» дробовики стреляют роем миниатюрных самонаводящихся ракет, которые поражают сразу нескольких противников.

Музыка[править]

  • Катюша. Фронтовая версия.

Реальная жизнь[править]

  • В начале эпохи пороха существовали сходные по принципу орудия: «орган» в Европе (в русской терминологии — «сорока»[1]) и хвачха в Корее, правда, первое стреляло пулями, а второе — небольшими ракетами с острыми металлическими наконечниками. Как несложно догадаться, оба были исключительно противопехотными и жутко косыми.
  • Особо извращенный скилл применения РСЗО также показали советские войска: РСЗО ставилось на прямую наводку, после чего врагу показывалось небо с копеечку, что пехоте, что танкам, что укреплениям. То есть это примерно как из пулемёта зергов косить, но фугасными ракетами.
  • Существует армейская байка о том, как при первой поставке «катюш» солдаты попервоначалу не разобрались и зарядили ракеты вместе с ящиками, в которые те были упакованы. Это породило среди охреневших фашистов слухи о том, что русские бомбардируют их сараями.
    • Автору правки встречалась другая версия — иногда запуск ракет осуществлялся с ферм-направляющих, причем не двухуровневых, как на катюшах, а многоуровневых (эдакая этажерка). В случае зацепления ракеты за ферму вся конструкция улетала…куда-то.
      • Ракеты PC-82 и PC-132 поставлялись в обычных ящиках, поэтому ни о какой установки ящиков с ракетами на направляющие говорить нельзя. Но где-то с 1942 года русские скопировали немецкие тяжёлые ракеты калибром 280 и 320 мм. Вот те как раз и поставлялись в деревянных одиночных укупорках. И да, их, в первое время, пускали со специальных наземных станков, иногда ставя укупорки в два ряда. И да, это как там солдаты забывали снять плашку, от чего ракета взлетала вместе с укупоркой.
  • На Майдане протестующие использовали феерверки как травматическую артиллерию. Бонус — продается зимой на каждом углу.

Примечания[править]

  1. Не от птицы, а от числа 40, хотя обычно стволов было всё-таки поменьше.