Истребитель — это круто

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Пусть осколков водопадом наш прольётся небосвод,
По-другому истребитель не завалит звездолёт…

»
— Алькор, «Ответ на Рейд», стихи Джарефа (что характерно, имелся в виду истребитель атмосферный)

Многокилометровый космический линкор с многотысячным экипажем? Просто мишень для отважных пилотов наших авиакрыльев! Пилоты которых в процессе наведения ракет и сброса бомб шутят о комплексах того, кто построил это дорогое и неповоротливое корыто.

Противотроп Истребители не нужны.

Пятиминутка реальности[править]

Истребитель — это действительно круто. До появления зенитных орудий с радиолокационным наведением и зенитных ракет с ним же он был просто единственным эффективным средством борьбы с авиацией — зенитки не страдали излишней меткостью, да и на все потенциальные цели их не хватало. Положение «короля воздуха» пошатнулось было с появлением радаров и ракет, но почти сразу появились и системы радиоэлектронного подавления.

Если крутизна воздушных истребителей особых сомнений обычно не вызывает, то вот космическим достается. Причем в основном незаслуженно — подробнее в соответствующей статье.

Пятиминутка культурологии[править]

Что дает произведению наличие крутого истребителя? Если это книга или фильм — способность бывшего сельского паренька (c тремя классами церковно-приходской школы) единолично повлиять на ход сражения или даже войны. Или возможность такого паренька вообще влиять на что-нибудь масштабное (на должности комендора лазерной пушки особо не погеройствуешь, а на капитанский мостик линкора абы кого не пустят). Кроме того, если срисовывать космический истребитель с современного, можно получить аналог фэнтезийных тактических ролей со специалистом РЭБ вместо клирика и ракетчиком вместо мага-дамагера.

Где встречается[править]

Поскольку крутизна атмосферных истребителей в своей родной стихии никем особенно не оспаривается и, соответственно, произведений про атмосферников не много, а очень много, просьба добавлять космооперные примеры.

Литература[править]

  • «Завтра война» — вся про это!
  • Воробьев, «Огненное небо» — там больше про крутые торпедоносцы, но крутые истребители тоже засветились.
  • Серия Сергея Садова про кристалл Альвандера — педаль в земное ядро. Человечество оказалось заперто около Солнца (барьером сверхцивилизации) и ему неизвестно о судьбе тех, кто остался за орбитой Марса уже 5 тысячелетий. Те, кто задумываются о возможном вторжении извне, рано или поздно вступают в вооруженные силы (наличие которых не афишируется). Из-за ограниченных ресурсов оборона огрызка Солнечной системы основана на истребителях и лёгких кораблях. Но этих сил достаточно, чтобы разгромить все флоты, которые были у землян во время последней войны, и дело не в супероружии — на истребителях поставлены гражданские буровые кристаллы (спецы, способные на разработку оружия для обороны, Земли раньше к военным на службу не поступали, а прямой заказ из-за неафишируемости было сделать затруднительно), а в том, что люди за 5 тысячелетий поменяли технологическую базу (кристаллы сильно облегчают пси-воздействия) и почти поголовно стали плюсами-псиониками (способными летать, жить по несколько веков, общаться на межпланетных расстояниях, заживлять раны и манипулировать материей, например, собрать разбитую чашку снова в целую), создали несколько разумных рас, в том числе биокомпьютеры, и сильно изменились психологически и социально. ГГ давит педаль еще глубже — он, используя свои наработки по своему основному проекту, создаёт истребитель, на котором легко побеждает эскадрилью лучших асов Земли за счет кристаллического превосходства. Кристаллы сильно облегчают жизнь, но слишком совершенный кристалл будет отвлекать больше внимания на прямой контроль его функций, а подход ГГ позволяет обойти данную проблемы, что позволило сделать шиты от комбинированных атак, легко пробивать защиту обычных истребителей, прыгать сквозь пространство (другой побочный продукт его основной работы). Причём это была сырая неоптимизированная схема и в старом корпусе истребителя. В новом корпусе эффективность стала выше. Затем он разработал заряд для торпед (в том числе и для установки на истребители), который искажает пространство в радиусе нескольких километров, превращая мишень в нечто очень странное. Ну и напоследок ГГ вмести с сестрой создал систему слияния сознаний, в которой каждый вступивший в слияние использует навыки так, как их используют самые опытные из находящихся в слиянии по выбранным навыкам, т. е. n кадетов + 1 ас в слиянии будут воевать как n+1 асов.
  • Франшиза Звёздные Войны, Расширенная Вселенная — серия романов X-Wing за авторством Стакпола и Оллстона — похождения Веджа Антиллеса и его подчинённых. Да, они невероятно круты. И да, они все летают на истребителях.
  • Цикл «Космический авианосец» — истребители здесь обязательны, да и вооружены до зубов: интеллектуальные ядерные ракеты, скорострельные рельсотроны и метатели пучков частиц. А сами, как и все корабли цикла, летают на гравитационной тяге, проецируя впереди небольшую чёрную дыру и падая в неё. Двигатель постоянно «гасит» виртуальную сингулярность и воссоздаёт её чуть дальше, чтобы истребитель в неё не попал сам. Таким образом истребитель может разогнаться до высокого процента скорости света всего за 10 минут. Зачастую на этих скоростях они и запускают свои ракеты по заранее определённым целям, которых не спасает никакая защита от ядерного удара на околосветной скорости. А земные истребители ещё и обладают нанооболочкой, позволяющей им менять конфигурацию в зависимости от режима: форма «сперматозоида» для форсажа (обтекаемость помогает избегать столкновения с пылинками), игловидная форма для боя и крылатая форма для атмосферных полётов.

Кино[править]

  • «Звездные войны» же! Но тут таки зигзаг — до самого «Изгоя Один» крутизна истребителей Далекой-далекой была спорной (в 1-м и 4-м эпизодах понадобилась Сила). Но теперь есть эпизод с атакой ионными торпедами на Стардестроер. В Расширенной Вселенной крутизна истребителей менялась от автора к автору.
    • Если джедай — и без личного истребителя Джедай и способен ощутимо навалять любому противнику в рукопашной, то тем сложнее имперским пилотам «TIE-fighter»-ов. По канону, спроектированная как раз как наследник джедайской «Экты» (это такой истребитель из 3-его эпизода, на нем Скайeокер заштурмовывает флагман Гривуса), «колесница» напрочь лишена всех второстепенных систем — от силовых щитов до системы жизнеобеспечения. Поэтому на поле боя этот «мотор с пушками» живет эффектно, но недолго. Самих же пилотов-истребителей Империя считает за расходный материал.
  • «Космос: Далёкие уголки» (англ. Space: Above and Beyond) — не очень успешный сериал про сражение человеческой цивилизации с расой Чигов. Истребители как характерной чертой оборудованы отстыковываемой кабиной, которая используется для посадки пилота в герметичном ангаре вне самолетных стоянок, а также как спасательная шлюпка, если истребитель немножко истребили. Ещё они отличаются от большинства тем, что их основное оружие не курсовое, а башенное. Два пулемёта (один на носу и один у хвоста) могут стрелять под разными углами, правда ещё есть ракеты, запускаемые по курсу.

Тесесериалы[править]

  • «Боевой крейсер „Галактика“».
  • «Вавилон-5» — тут как со «Звездными войнами». Выглядят круто, вроде как могут заклевать и линкор, но в кадре этого нет.

Аниме и манга[править]

Тут это дело любят, даром что многие мэтры застали Пёрл-Харбор.

  • Gundam. Тут крутизна мобильных доспехов и мобильной брони такова, что возникает вопрос «А зачем вообще боевые корабли с пушками?». Что характерно, в Винге их нет (в космосе).
  • Макросс — во всех сериях.
  • Legend of the Galactic Heroes. Аналогично Гандаму. Регулярно показывают, что звено истребителей, не напрягаясь, убивает как минимум крейсер (а Юлиан взорвал свой первый крейсер вообще сольно).
    • При этом истребители используются лишь время от времени, многие сражения вообще проходят без их участия. Впрочем, тактика космических боёв в данной вселенной — давняя боль фанатов.
  • Ковбой Бибоп — а чего вы хотели от «Санрайза»?
  • Sidonia no Kishi — тут, кроме истребителей-мехов, боевых юнитов у землян-беженцев просто нет.
    • Ну вообще как бы есть — Сидония, здоровенная лохань со здоровенными пушками. Правда в бой лишний раз её гонять негоже — её-то как раз в первую очередь защищать и надо. Позже ещё появляются малые корабли, способные везти несколько звеньев стражей и вооружённые более-менее внушительными калибрами. А если их сцепить вместе несколько штук, они на буксире орудие больше себя утащат. Ватсонианский обоснуй тут в том, что весь военно-промышленный комплекс умещается в самой Сидонии, потому номенклатура производимых образцов жёстко ограничена: пускают в серию новую модель — не успевают пополнять запас деталей к старым, усиливают конструкцию старых машин — приходится отложить производстко новой серии, начинают производство совершенно нового объекта — ремрота вынуждена проявлять чудеса изобретательности, а пилоты буквально трясутся, как бы не поцарапать машины. В итоге выходят из положения вводом в эксплуатацию новой модели (девятнашки) с повышенными показателями живучести, дабы детали дольше жили и реже требовали замены, при том делается это ценой приостановки производства деталей основных находящихся в эксплуатации моделей (семнашки и восемнашки) — тем временем чинят эксплуатируемые машины всем, что отыщется на складах. Когда основной состав эскадрилии оказывается пересажен на девятнашки, восемнашки осталяют только резервистам, а семнашки так по ходу вообще списывают и пускают в переплавку. Тогда наконец высвобождается ресурс для производства малых кораблей. Позже ещё откладывают двадцатку, чтобы укрепить конструкцию восемнашек, потому что двадцатка до одурения сложна в производстве из-за применяемых материалов, а при масштабном столкновении резерв на восемнашках никуда не денется и в бой вступит. Вот такая вот внезапная для космооперы матчасть.
  • Area 88 — сериал про крутых пилотов на реактивных истребителях. В гражданской войне, в северной Африке, ага.
  • Космический линкор «Ямато» — даже небольшая эскадрилья истребителей, находящаяся на борту «Ямато» серьёзно повышает боевую мощь этого и без того неслабого корабля.
  • Ниндзя-робот Тобикагэ — в аниме про мехов и истребителям нашлось место, в частности даже принцесса Румина очень недурной пилот

Видеоигры[править]

  • По сути, весь жанр аркадных flying/shooter’ов строится на данном тропе.
  • Remember Tomorrow/Polaris Sector — рулят истребители, настолько, что начинающие игроки, привыкшие к том что в играх этого жанра, как правило, «истребители — туфта!», рыдают и плачут от сотен истребителей сносящих крутые линкоры. Ещё один чэлендж — это спроектировать без рукожопия свой истребитель.
  • Космические рейнджеры — хоть рейнджеры, хоть военные, хоть пираты летают исключительно на малых одноместных кораблях. Правда, способных летать между системами самостоятельно.
  • Серия Звездные волки — всё про это (авторы явно вдохновлялись «Бибопом»). Присутствуют системы РЭБ, ПРО, ремонта (нанороботы) и возможность сделать из эскадрильи неистовый квартет.
    • В «Гражданской Войне» крутость истребителей несколько уменьшилась — база наконец стала способна не только впитывать дамаг, но и адекватно его причинять.
  • HomeWorld — особенно в первой части, где крупные корабли противника было выгодней захватывать, а не уничтожать.
  • «X-wing vs TIE-fighter» — автору статьи доводилось заштурмовывать ионными пушками крейсер каламари сольно.
  • Elite — если хотим воевать или возить выгодные грузы в опасные сектора, то истребителями придётся пользоваться, пока не накопим денег на Курьера. Который тоже истребитель, только большой и с двумя бортмеханиками (единственная пушка всё так же наводится поворотом корпуса, фронтальная проекция минимизирована для лазерных дуэлей).
  • Spore — злодейский вариант. Самые крутые ТТХ — у весьма лёгких кораблей гроксов, которые, ну, истребляют и иногда уничтожают. Игрок тоже может раскачаться так, что будет легко валить их целыми эскадрами, но у него кораблик более универсальный.
  • Freelancer — по ходу игры идет смена истребителей на все более крутые, и комплектация их по полной программе. Топовые корабли, доступные после сюжетки, да еще в максимальном обвесе, могут без труда валить линкоры в одиночку.
    • В серии Parkan практически инверсия в этом плане — почти всю игру гоняем на кланерских крейсерах, чтобы вернуть себе изначальный «бумеранг».
  • Игры серии X-Universe — инверсионный зигзаг: начинает игрок как раз на истребителях, но в этих играх полным-полно крупных кораблей, способных размазать по стенке даже самый тяжелый и мощный истребитель. Впрочем, свою нишу истребители всё равно занимают, что не дает им совсем скатиться: легкие истребители (М5) используются для разведки, прорыва без боя через враждебные сектора на высокой скорости и в некоторых миссиях, где нужна скорость, а тяжелые М3 и М3+ хорошо подходят для комплектации авианосцев. Впрочем, большинство игроков на поздних этапах игры всё равно предпочитает гордо рассекать космос на личных эсминцах и фрегатах.
  • Supreme Commander — истребители это круто потому что зенитки не наставишь везде и они не успеют посбивать толпу бомбардировщиков прежде чем те отбомбятся. Да, тут бомбы бросают честно с баллистикой и разворотом для нового захода. И истребители тоже летают честно, красиво крутясь в огромных догфайтах по триста штук с каждой стороны и нещадно залагивая игру. В то время как в подавляющем большинстве RTS все летающие юниты когда дело доходит до боя просто висят и стреляют.

Музыка[править]

  • Высоцкий, песня «Як-истребитель».