Спам (тактика)

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Спам в старкрафте от несравненного Карбота

Спам — это навязчивая реклама[1]. А геймеры также называют спамом тактику, основанную на постоянном повторении одних и тех же действий.

В стратегиях спам противоположен по сути шарам смерти и зашиванию и известен с древнейших Стратегия в реальном времени. Представляет собой непрерывное давление на оборону противника потоком юнитов, что в итоге вынуждает его собственно зашиться и отдать территорию спамеру, который получает ещё больше экономического преимущества и усиливает давление… Простейший спам выглядит как «построил — выделил — послал», в сущности это закидывание врага пушечным мясом. Но спамом также можно маневрировать, нападать в разных точках, искать слабые места. Собирать отряды из разных юнитов, одни из которых, например, будут сражаться в вражеской армией, другие быстро ломать здания, третьи — ПВО и тому подобное. Главное — не давать противнику расслабиться и реализовать свои планы. Однако, сам спамер тоже вынужден всё время контролировать все эти орды и его экономика тоже находится в напряжении из-за штампующихся юнитов. В результате может не хватить ресурсов на какой-нибудь важный апгрейд, а противник как раз в это время выйдет в технологию и начнёт рвать спам, который не сможет ему ничего сделать.

« Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь, что меня от3,14здит Black Star того, кто изучает один удар 10,000 раз »
— Брюс Ли

Или, скажем, перед нами файтинг или битемап, где у каждого бойца не меньше 10-15 приёмов — и вроде удары техничны, красивы и как бы пробалансированы на все случаи жизни… Но игрок пользуется только одним, от силы двумя, проходя игру на 80 % только им. Почему?

  • Отсутствие баланса между приёмами. Разработчик задумывал разнообразие, но приёмом Х (не обязательно даже спецударом, а простым прыжком или подсечкой) попросту удобнее играть: остальные приёмы либо делаются крайне неудобной комбинацией клавиш, либо излишне вычурны, что, например, может отправить игрока в пропасть.
  • Фальшивая сложность игры: все эти вычурные приёмы либо бьются «чтением мувлиста ИИ», либо читерностью ИИ, либо его чрезмерной защитой. Поэтому игрок вместо задуманного разработчиком разнообразия ищет простой способ, а именно — наиболее удобный для победы удар.

Нередко для этой тактики используется приём, обеспечивающий посредством спама станлок. Кроме того, спамить можно абилку с низким кулдауном, в Hack'n'Slash — аналогично комбо или удар. Впрочем, причина таких случаев спама может крыться во вполне обыкновенной и приемлемой по сравнению с пунктами выше необходимости заковырять насмерть отдельных особо жирных супостатов. Наконец, спамом называют любую необходимость быстрого и многократного нажимания кнопки, например, чтобы не погибнуть, или большую однотипную армию, в которую «наспамлено» юнитов.

Как избавиться[править]

Близзард. Просто Близзард. Нет, Великие Близзард, навсегда изменившие жанр и только их вторым старкрафтом он жив.

  • Ресурсы на карте конечны. В смысле, совсем. Теоретически это заставляет не так бездумно жертвовать юнитами.
  • Лимит на выделение затруднит контроль всего этого, но сия мера крайне непопулярна, потому что про-игроков не остановит, а менее опытным создаст проблемы.
  • Специализация юнитов, чтобы каждый работал в определенной ситуации и нельзя было тупо спамить чем-то одним.
  • Банально невозможность нормально создать мощности для строительства сразу 100500 юнитов из-за медленно собирающихся ресурсов, громоздких относительно карты зданий и прочего. В результате армии так или иначе копятся и непрерывного потока не выходит.
  • Дать юнитам возможность прокачиваться на врагах. Тогда спамер, пытаясь вскрыть вражескую оборону, только превратит его новобранцев в закалённых боями терминаторов.

Где встречается[править]

Стратегия[править]

  • Supreme Commander — часовая непрекращающаяся бойня на сотни и тысячи юнитов с каждой стороны здесь обычное дело. Впрочем, для игры, которая симулирует действительно глобальные бои не пары десятков солдат, а небольшой армии — это нормально. Вплоть до того, что спамом здесь зовётся любая наземная армия. Особо же выделяются несколько видов:
    • Спам фрегатов в качестве пушечного мяса для отвлечения огня от наносящих большую часть урона высокоуровневых кораблей.
    • Спам воздушных юнитов. Вообще они используются чаще всего как раз огромными собранными для одного всесокрушающего налёта толпами, но клепать подкрепления для поддержания численного превосходства нужно постоянно.
    • Спам ТУ 1 самоходной артиллерии серафим в поздней игре. Эти шайтан-машины могут перемещаться над водой и благодаря миномётной траектории своих выстрелов не испытывают проблем с попаданием в землю вместо врага (в отличие от турелей), к тому же очень дёшевы для лейтовой экономики и быстро строятся.
    • Со стратегическими ракетами игра обходится неожиданно реалистично: где есть возможность, практикуется строительство ракетных подлодок в количествах чтобы перегрузить ПРО в области цели (см. ниже про реальную жизнь). Стационарные шахты тоже можно, но до них врагу легче добраться.
  • Planetary Annihilation — то же, только ещё больше и эпичнее.
  • Внезапно, StarCraft II — можно встретить огромные толпы терранских пехотинцев, и иногда это даже работает. Ну и см. видео, где две армии роевиков бесконечно спамят призываемыми за хорошо живёшь саранчидами.
  • Также спам представлен в ККИ разного рода, например Берсерк или Magic The Gathering, где спам-колоды включают в себя дешёвых существ или существ\заклинания, которые позволяют найти\разыграть других существ, с целью «заполнить» стол.
    • В Hearthstone спамом занимались так называемые Джейд Друиды. Основу колоды составляло заклинание Нефритовый идол, которое за одну ману либо призывало Нефритового голема, либо замешивало в колоду три своих копии. Далее в ход шли Гоблины-аукционисты, которые позволяли брать карту за использование заклинания и таким образом давали вам оперативную поставку бесконечных големов, каждый следующий из которых сильнее предыдущего. Сходным образом работает Квест Охотник и вообще целый тип так называемых токен колод.
  • На спам запрограммирован ИИ в The Battle for Middle-Earth, а учитывая тот факт, что в этой игре прокачиваться могут абсолютно все юниты, при хоть немного налаженном производстве и прямых руках подобная тактика только бесит игрока, вынужденного раз за разом отстраивать фермы, разрушенные припёршимся с фланга троллем, которому почти полностью плевать на стрелы от башен, и заканчивается крайне плачевно даже для ботов максимального уровня.
  • Hearts of Iron IV — доктрина массированного штурма представляет собой спам худшей разновидности — огромными количествами плоховооруженной пехоты. Нормально не работает нигде, даже в Китае, особенно против войск с доктриной огневого превосходства (способной перемалывать пехоту в любых количествах). Плюс ко всему, спам пехотой способен как задолбать сам по себе, так и прокачать вражеского командира. Но, опять же, всё зависит от радиуса кривизны рук игрока[2].
  • Warhammer 40,000 настольный — так называемая демоноферма. Сборка на псайкерах, которые могут призывать на поле боя демонов сколько хочешь. При игре на победу — круто, но трудно. Также есть спам скарабеев некронскими могильными пауками.
  • А в самом первом Dawn of War настоящей имбой был спам балбесами орков. Как только появляется апгрейд, делающий их бесплатными, просто строите 3-5 казарм, ставите точку сбора на вражеской базе и поддерживаете очередь строительства.
    • Спам воинами некронов благодаря тому что они бесплатны изначально (но только стартовая пачка из трёх, пополнение стоит энергии). Также есть вариант привести армию пехоты под предводительством лорда со сферой воскрешения и слиться ей как можно кучнее посреди базы. Если мы закажем себе нового лорда, это оживит старого на месте его смерти, после чего он абилкой оживляет всю армию за бесплатно, и так пока враг не не сдуется.
    • И Имперская Гвардия. У неё вообще всего четыре пехотных юнита, из которых два можно иметь по одному за раз, а третий сам по себе работает только в обороне потому что его надо развёртывать вручную. В итоге армия представляет огроменную толпу обычных гвардейцев с гранатомётами, упакованную в не менее огромную толпу «Химер».
      • А в дополнении Retribution ко второй части спам гвардейцев приобрёл ужасающий размах благодаря возврату ресурсов за потерянные отряды: у всех остальных возвращается чуть меньше стоимости, а у гвардии — чуть больше.
  • Total War — в разных частях спам разный:
    • В Attila, но не исключено, что и в других тоже — спам кавалерией, засчёт манёвренности разбивающей отряды врага по одному
    • В Empire и Napoleon — спам артиллерией с парой отрядов конницы для прикрытия.
    • Warhammer — в связи с большим разнообразием больше видов спама:
      • Спам чудовищами — ультимативный десболл, который даже один может очень сильно помочь
      • Спам эльфийскими лучниками это как спам пушками из пункта выше, но при этом некоторые ещё и могут постоять за себя в ближнем бою.
      • Спам бесплатными скелетами у вампиров чтобы собрать вокруг этой толпы всех врагов и заспамить их магией.
      • Спам колесницами у ИИ в качестве багофичи. Искусственный полководец Сурта Эк с самого начала игры питал странную любовь к колесницам и что характерно, за счёт особого ботовского микроконтроля такие кавалерийские армии вполне работали. Позднее такие привычки намеренно ввели некоторым ИИ, в том числе с использованием этого списка.

Мордобой[править]

Файтинги[править]

  • Mortal Kombat (до 5 части) — тактика точного прыжка и некоторые приёмы бойцов. Из-за аркадной сложности игры большинство приёмов попросту бесполезны в режиме «против ИИ», особенно в МК2 и УМК3. Выстрелил фаерболом? Враг пригнулся или удачно перепрыгнул. Попытка сделать комбо? Враг успеет сделать его тебе или вообще перебросить. Бросок? Не пытайтесь даже на замороженном противнике. Полёты ногой вперёд? Враг ПЕРЕБРОСИТ вас.
    • В МК 3 таким ударом был ещё удар ногой с разворота, когда враг бежал на вас. В УМК и Трилогии исправили, равно как и тактику противодействия прыжкам изменили — но пробить было можно.
    • Подлавливание на апперкот в МК3 и Сеговском УМК3. Автор правки имел список файтеров, которые могли делать апперкот некоторым другим без боязни того, что враг успеет пригнуться и зарядить апперкот вам. Например Страйкер и Найтвульф против всех ниндзя и ниндзя-женщин или Лю Канг против Шанг Цунга.
    • Нуб Сайбот, Рейн, Сайракс и Саб-Зиро-Младший в порядке убывания их читерности. В Сеговской версии последний мог без вреда для себя морозить самого Шао Кана.
    • Кроссджамп за спину с ударом рукой и последующим комбо — решение многих проблем в МК9.
    • Серия подсечек. Учтите, за такое можно схлопотать в реале.
  • Стрит Файтер и Кинг оф Файтерс. Пальцы стёрты от прокрутки? Захваты грабберов дебильны в исполнении? Прыжок, подсечка и захват (предварительно поставьте на easy).
    • В Коф 96 Гиз Ховард может пройти многих тактикой «Отошёл-подошёл-сильный панч»
    • Можно выучить так называемые комманд-атаки, простые приёмы со слабым уроном без прокрутки джойстика. Например вперёд+сильный удар рукой или ногой у Гаруды в одном из СФ.
  • Теккен. Пригнитесь, начните вставать и в этот момент нажмите удар ногой. Враг напорется на него даже на высокой сложности. У Казуйи, Вонга и Джулии Чанг весь бой строится на вставании с приседа.

Битемапы[править]

  • Golden Axe — прыжок, просто прыжок с ударом.
    • В третьей части это вообще панацея от всех бед, кроме козлодемонов, которые крутятся.
    • Там же, в третьей, суперудар Пантеры. Им бьётся всё — и вражеский блок, и толпы врагов, и атаки противников с разбега, и даже то самое вращение козлодемонов. Урон тоже неслаб.
  • Streets of Rage — оружие в руках Макса, Адама и Блэйз. Если хоть раз взял в руки трубу, считай, уровень зачищен.
    • В третьей части и ремейке — прокаченные до третьей звезды удары с разбега. Прокатывают даже на боссах.
      • Секретный персонаж Эш исполняет один и тот же прием с разных кнопок, но им он рвет кого угодно.
  • Teenage Mutant Ninja Turtles 2 (На Денди, на аркаде считается первой) — если нажать 2 кнопки, черепашка подпрыгнет на месте и нанесёт мощный удар, от которого простой враг умирает сразу. Этот удар не тратил здоровье при применении.
    • В третьей части на НЕС можно было нажимать вниз+атака, чтобы перебрасывать врагов через себя — это тоже убивало сразу и не отнимало здоровье, в отличие от двухкнопочной суператаки. В этих черепашках не было классической битемапной комбосистемы, вместо которой был один стрёмный отталкивающий удар или хороший, но тоже не самый сильный прыжок, что и привело к использованию 80 % игры только этих специальных атак (остальные 20 % — тактика с боссами).
  • Gothic III. Теоретически, игра предлагает такую же разветвленную и динамичную боевую системы, как первые две части. На практике же самым действенным способом победы над любым противником, не умеющим стрелять — закликивание самым простым ударом.

Прочее[править]

  • Metal Gear Solid (в которой вообще много нестандартных решений): в сцене пытки, чтобы протагонист выдержал мучения, нужно яростно и необычно спамить кнопку — так, чтобы спамящий палец аж болезненно вибрировал. Иначе ИИ не констатирует «достаточно частых нажатий» и засчитает Твёрдому Змею смерть под пыткой. После нескольких неудачных попыток научиться можно — но потом болит рука (!).
  • General Chaos — тут придумана оригинальная система анти-спама: если в рукопашной схватке использовать только один удар (или сидеть в блоке), то противник в конце концов достанет пистолет и выстрелит в спамера (или выведет его из строя другим приемом).
  • Warframeпедаль в асфальт. Во-первых, холодным оружием можно бить нескольких врагов сразу, не надо целиться и можно пользоваться одновременно со стрелковым (не доставая отдельно), так что сей шутер балансирует на грани мутации в Hack'n'Slash, где оптимальным способом изведения врагов является спам ударов ближнего боя. Далее, по причине отсутствия кулдаунов как класса проще перечислить варфреймы, которые ни в одном из билдов не играют от спама какой-либо абилки: это Некрос после реворка, где «осквернение» поставили на автокаст, Локи и Ивара, ориентированные на стелс-прохождение, а также Титания, которую вообще никто особо не использует.
  • For Honor:
    • Некоторые классы вроде берсерка или арамуши имеют в распоряжении специальные комбо, которые можно спамить пока герой не выдохнется или враг не прервёт.
    • Другие построены вокруг коронного приёма и должны стараться создать ситуацию, где он будет уместен. Например, хольдар с его неблокируемым круговым ударом или жгущий выносливость йормунгард.
    • Наконец, встречаются просто имбовые или доставучие приёмы вроде тычка в ногу у гладиатора, равно как и бестолково спамящие тяжёлый удар нубы.

За пределами игр[править]

Кино[править]

  • Новый кулак ярости — Джеки Чан так победил дочь главного злодея.
  • В нишевых боевиках С-класса порой герои дерутся однообразно, чаще всего используя одинаковые удары для нокаута врага за врагом, например в боевиках Дона Уилсона и Джеффа Уинкота.

Реальная жизнь[править]

  • ИРЛ данную тактику успешно испытали на себе все участники дальневосточных конфликтов — сначала русские в Русско-Японской войне 1905 года, когда японцам представилась первая возможность осознать что спамить пехотой на пулемёты — лучший способ слить войска, затем японцы в японо-китайской войне (тут, правда, данная тактика использовалась обеими сторонами), затем… В общем, после того как советские войска раскатали Квантунскую армию, ущербность данного подхода стала очевидна для всего мира. Хотя откровенно, её не брезговали применять по всему земному шару — а что ещё делать, когда нормального оружия мало, а юнитов много? Вот и до сих пор, то палестинцы прокачивают АОИ, то Нусра прокачивает САА, то талибы качают афганскую армию. А где-то там, за горизонтом китайская и индийская армия смотрят друг на друга и не хотят воевать, потому что с таким количеством юнитов при одинаковой доктрине, мясорубка может длиться очень долго и без каких-либо результатов в обозримом будущем, а генералам хочется звезд, а солдатам хочется жить.
  • Ядерное сдерживание. В случае агрессии враг получит залп из тысяч ракет с десятками тысяч стратегических боеголовок и сотнями тысяч ложных целей, даже если ПРО собьёт большинство, то оставшегося должно хватить для нанесения неприемлемых потерь. После договоров об ограничении стратегических вооружений количество сократилось до 8 тысяч боеголовок, но идея сохранилась.
  • DDoS атака с целью завалить сервер.
  • Как ни странно, реальные единоборства в высоких весовых категориях. Некоторые бойцы стараются непрерывно бить куда-то в сторону головы противника в надежде нокаутировать его прежде, чем тот сумеет чем-то ответить.
  1. Совсем изначально — малосъедобная консерва, которую пытались впаривать покупателям, используя спам в современном понимании.
  2. радиус кривизны рук тут не при чём: Китай и СССР как две страны у которых данная доктрина установлена по умолчанию, на момент начала войны обвешаны дебаффами — у Чана Кайши армия ослаблена наполовину из-за коррупции и хреновой экономики, а у Сталина — из-за чисток. Разумеется, дебаффы можно снять, но до того момента надо как-то держаться и обеспечивать пополнения, то есть клепать максимально дешевое оружие в огромных количествах и забить практически на всё прочее. То есть наглухо зашиваемся и пытаемся выжить. За Китай — это несложно, главное держать оборону побережья и загодя настроить укрепрайонов. У Советов примерно аналогично с линией Сталина. Плюсы доктрины — выше организация пехоты и шанс ротации. Минусы — хреновые тактики, плюс дорогостоящая прокачка доктрин относительно них (у всех прочих полезные тактики появляются раньше). Ещё один существенный минус — огромные потери, ведущие к истощению мэнпауэра и проигрышу войны, если доктрину берёт минор. О прямых руках тут говорить не приходится.