Перехват ракет

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Перехвачены ракеты»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

По ракетам и антиракетам
Антиантиракеты неслись

»
— Юрий Визбор, «Лирическая-диалектическая»

Выходила на берег Катюша, стая умных и смертоносных снарядов понеслась к кораблю/самолету и… не долетела, потому что ей навстречу вылетела стая не менее умных ракет. А если кому-то не хватило противоракет — они перенацелились на ИК-ловушки и пакеты диполей[1]. Самых упорных встретили лазерные и скорострельные кинетические пушки ближней обороны. В качестве побочного эффекта имеем красивый фейерверк.

Троп буйным цветом цветет в американской литературе, где принято восхвалять большие пушки и зенитные ракеты, а противокорабельные считать летающими мишенями, обдуряемыми продувкой гальюна, сбиваемыми из рогаток и не способными пробить малейшую броню - ракета ведь поражает силой взрыва боевой части, удара от нее никакого... Ну, если только это не малозаметные LRASM, которыми кого угодно можно безнаказанно бомбить: во-первых, носители спокойно отстреляются вне зоны досягаемости противника, во-вторых, ему останется лишь беспомощно смотреть на приближающуюся жопу: видеть-то увидят, а принять на сопровождение - нет. В отечественной традиции, полагающейся на то, что мощные ПКР - наш ответ Чемберлену, ситуация обратна - ракеты несутся на огромной скорости, не дающей принять их на сопровождение и перехватить, сбить можно только прямым попаданием, желательно не одним, и то смотрите, чтобы 7 тонн обломков на скорости 3М не сделали из вашего корабля решето, даже если повезет, за счет бронебойной БЧ пробивают метры стали, а сила удара такова, что корпуса кораблей разламываются даже с массогабаритными муляжами БЧ. Справедливости ради - действительно тяжелые ПКР есть только у РФ. Справедливости ради во второй раз - пока что ни эффективность, ни неэффективность ПКР в серьезном морском сражении между равными противниками особо не доказана на практике.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Звёздные войны — в ассортименте.
    • В «Атаке клонов» Оби-Ван схитрил и сбросил перед носом самонаводящейся ракеты Джанго Фетта мусор со своего истребителя. Ракета с энтузиазмом сожрала ложную цель, и мандалорец до самой арены пребывал в уверенности, что больше джедая не увидит.
    • Тимоти Зан, «Траун. Измена» — взаимная перестрелка грисков и чиссов на первом этапе показала стопроцентную эффективность систем обороны обеих враждующих сторон — и чисские плазмосферы и ракеты грисков до целей даже не долетели. А «Химера» с успехом сбивала огнём из ионных пушек пусть не ракеты, но ионные заряды с других звёздных разрушителей, плюс турболазерами прошлась по запущенным своими же истребителями протонным торпедам: бой шёл «без смертей», и преждевременно подорванные торпеды только повредили вражеские цели.
    • Star Wars: Empire at War — имперские спецкорабль «Барьер» (в космосе) и зенитный шагоход АТ-АА (на земле) умеют включать поле, сбивающее ракеты и протонные торпеды с курса. Генератор такого поля можно строить и на МОПах. Аналогично умеет бомбардировщик Синдиката — канонерка «Скипрей» и его же герой Босск — их поле работает меньше, но действует и на ходу, а ещё прикрывает отряд туманом войны. Имперский же транспорт «Джаггернаут» и синдикатский корвет «Крестоносец» ракеты банально отстреливают на подлёте.

Литература[править]

  • Хонор Харрингтон — тут это дело любят не меньше, чем многотысячные ракетные залпы. Но чем дальше, тем больше эффективность ПРО зависит от желания левой пятки Вебера. Существуют три основных категории сабжа: лазеры, противоракеты (без начинки, просто сбивают ракеты гравиклином) и РЭБ. Морально устаревшие корабли Солнечной лиги всё ещё используют пулемёты в качестве противоракетной обороны. До лазеров ещё не дошли.
    • На самом деле нет, просто чем дальше в лес тем толще партизаны — от наполеоники в качестве основы тактики, военный историк по образованию Вебер переходит к куда более сложной тактике современных ракетных кораблей[2], понять которую без соответствующей базы значительно труднее. Тем не менее, работавший в молодости разработчиком тактических настольных варгеймов, MWW честно просчитывает все бои в своих книгах на матмоделях, просто подгоняет их ход под сюжетные надобности.
    • Пулемёты и автопушки можно встретить разве что на совсем антиквариате в захолустьях типа Силезии. Уже даже резервы Боевого Флота, несколько веков стоящие рядами на орбите вокруг Юпитера, всё-таки ан масс уже проапгрейжены до лазеров.
    • Надо понимать, что это всё — разные эшелоны ПРО. Самый дальний рубеж обороны — тяжёлые дроны РЭБ (типа мантикорских «Драконьих Зубов» и «Ослепителей», то есть ложных целей и глушилок соответственно), пытающиеся сбить атакующие ракеты с толку на подлёте, затем идут собственно противоракеты, а уже самый ближайший эшелон — лазерные кластеры на борту собственно корабля и бортовые антенны РЭБ, аналог современных «металлорезок» типа АК-630 и «Вулкана».
  • Н. Перумов, «Череп на рукаве»: основное оружие космического боя как у людей, так и у чужих — ракеты с термоядерными и им подобными боеголовками. Средства защиты соответствующие.
    • Причём если ракетное/противоракетное вооружение сторон в космическом бою оказывается примерно на одном уровне, то высадившиеся на планету войска человеческой империи внезапно осознают что от их артподготовок нет никакого толку, так как все ракеты/снаряды «с великолепным презрением» сбиваются ПВО/ПРО противника.
  • Р. Хайнлайн, «Звёздный десант» — подробно расписаны в том числе средства защиты десантных капсул от вражеского ПВО.
  • А. Казанцев «Фаэты» — ядерная война на Фаэне идет с активным (и успешным — если не ошибаюсь, речь шла о перехвате 90 % целей первой волны) использованием противоракет. Противоракетная оборона орбитальных станций «Фобо» и «Деймо» вообще оказалась стопроцентной.
  • Том Клэнси, «Красный шторм» — описана ракетная атака на американское авианосное соединение.
    • Его ученичок Марк Грени описывает атаку подлодки проекта 855 на американо-польское соединение в составе двух польских «Перри» и одного «Арли Берка». Поляков утопили, а «Берк» из трех «Ониксов» одну сбил шестью зенитными ракетами, одна вышла из строя, последнюю на последних метрах сбили из пушки, но удар обломков вывел эсминец из строя.
  • Джон Шеттлер, «Киров» — этого добра очень много, так как эпупея про море. Однако кто-то сказал автору, что для перехвата ракет нужно только одно — чтобы поражающий элемент просто был быстрее (корабли Второй Мировой в столкновения с современными ракеты сбивать не могут, у них снаряды медленнее, но успешно танкуют броней). В итоге британское авианосное соединение из 72 выпущенных по нему «Ониксов» сбивает всего лишь 69 (и это преподносится как невероятное головотяпство и позор британского флота), а одиночный японский эсминец — 12 «Москитов» и «Циркон». А потом у НАТО еще и лазерные зенитки появляются, а они, как известно, со скоростью света работают.
    • Автор утверждает, что был разработчиком варгеймов (привет Веберу) и пишет это по результатам моделирования в CMANO со всеми последними патчами. Впрочем, если там «Цирконы» на участке прорыва ПРО снижают скорость с 8М, на которой их невозможно сбить, до 3М, на которой их сбивают разве что не из рогаток… Кроме того, эта модель открыто распространяется только на ЗРК стран НАТО и их союзников, российские демонстрируют довольно реальную эффективность, зависящую от множества факторов.
  • «Космоолухи» — в идеале, конечно, в космическом бою сперва выпускаются ракеты, потом противоракеты, активируется защитная система… А в реальном бою… вы вообще представляете себе, сколько стоит одна боевая ракета? Шайке рудных браконьеров месяц пахать надо! Поэтому в ход идёт оружие попроще: лазеры, плазменные пушки, рейлганы и тд.
  • «Звёздный авианосец» — основным методом противоракетной обороны является «песок» — рой из крошечных металлических шариков. Иногда его используют, чтобы пробиться к вражеским кораблям (выпускай «песок» и лети у него в «хвосте»). Также можно сбивать ракеты вручную (вернее, прицелом и огнём управляет ИИ, пилот только выбирает цель и отдаёт ментальный приказ) рельсотроном или пучковым оружием.
  • «Ось времени» — корабли XXI века оборудованы противоракетно-зенитными турелями системы «Metal Storm», а также лазерами. Так эти сбивают не только любые ракеты и самолёты, а ещё и против заурядных артиллерийских снарядов помогают, правда боезапас быстро иссякает.
  • Меганезия, «Созвездие Эректуса» — ракетная атака фармацевтических компаний отражается морскими штурмовиками (уничтожающими корабль — источник пусков), дронами с лазерным вооружением, обычными перехватчиками, опять лазерными дронами, а последние три ракеты — ядерной противоракетой — «лучше взорвать свой ядерный заряд в стратосфере над ненаселённой частью океана, чем получить чужой прямо на макушку». Глава называется «Защита жителей любыми средствами без исключения».
  • Сергей Лукьяненко, «Планета, которой нет» — в эпизоде космической дуэли над Схедмоном ГГ подсвечивает, что из-за лазерных противоракетных систем на обоих кораблях ракетная перестрелка бесполезна… пока юнга-стрелок Данька не додумался подорвать мезонную ракету чуть раньше той дистанции, на которой её бы «сожгли» противники. Эффект был, но, к сожалению, на исход сражения не повлиял.
  • «Сфера Великорасы» — именно как средство противодействия защитным системам стороны используют твердотельные пушки монструозных калибров: снаряды слишком тупые, чтобы отвлекаться на «фантомы» и ловушки, и слишком прочные, чтобы их вывело из строя даже прямое попадание противоракеты или залп в упор из «Синдбада» или «Преграды» стальными или урановыми стержнями. И достаточно дешёвые, чтобы смириться с низким процентом попаданий.
  • Сергей Тармашев, «Древний. Катастрофа» — «небольшой инцидент» в котором Россия вообще не замешана но после этого замминистра обороны России говорит что противники запустили первую волну ракет и Россию тоже задевает. Первую волну в России перехватят. Вторую надеются перехватить почти всю. Четвертую однозначно не смогут перехватить. Кроме всего прочего, это означает что Россия должна запустить свои ракеты. Тоже самое касается остальных стран c МБР. Меньше чем через год - Россия занимает второе место в мире по населению, а первое - Австралия, на которую никто не тратил ракет а власти поняли что или они строят любой ценой и плевать на жертвы помещения с замкнутой СЖО и фильтрами чтобы спасти максимум населения или умираю от радиации и ядерной зимы.

Кино[править]

  • «Защитники» — «гениальный план» спецслужб закончился пшиком, потому что злодей уничтожил все ракеты взмахом руки. Пришлось героям вытаскивать рояль.
  • «Хоббит» Питера Джексона — гномьи «противострельные» баллисты aka вертушки. Это надо видеть.
  • «Люди Икс: Первый класс» — попытка американского и советского флотов уничтожить мутантов одновременным залпом привела к тому, что все снаряды и ракеты перехватил Магнето и направил их обратно по-адресу.
  • «Бросок Кобры» — во время атаки вражеского флаера на перевозящую супероружие колонну вертолеты сопровождения и один из бронетранспортеров пытаются сбить противника ракетами, но флаер уничтожает их пулеметным огнем. В кульминации Маккаллен запускает ракеты со всепожирающими нанитами по Пекину, Москве и Вашингтону. Одну из ракет на старте сбивает Снейкайз, а за двумя другими отправляется Рипкод на угнанном экспериментальном гиперзвуковом стратосферном самолете с голосовым управлением на кельтском языке. Одну из них он, используя угаданную Скарлет в последний момент голосовую команду сбивает, а другую оказывается вынужден перехватить, подставив под нее самолет.

Телесериалы[править]

  • Вавилон 5: одна из эксклюзивных технологий земного флота — способность перехватывать даже плазменные и корпускулярные болты.
  • Пространство — все уважающие себя корабли оборудованы пушками ПРО и умеют ими пользоваться.
  • Звездный путь — в сериалах роль ПРО выполняет дефлекторный щит. Пока он не сбит фазерным огнем — фотонные торпеды просто бесполезны, ибо через него не проходят. В фильмах перезапуска внезапно появились фазеры ПРО на звездолете до-кирковской эпохи. Впрочем, и в «Вояджере» была серия, где торпеду сбили фразером, правда сбивал Доктор (в командном режиме), да и стрелял по своей торпеде, чтобы взорвать её между двумя вражескими кораблями и обезвредить их взрывной волной. Согласно его данным, этот фокус придумал ромуланский капитан.
  • «Андромеда» — основной обороной одноимённого корабля служат лазеры ближнего действия и противоракеты. Обычно ими управляет экипаж из нескольких тысяч, однако по-большей части это приходится делать одной Андромеде.
  • «Сопротивление» — в конце первого сезона, Россия (не без вмешательства хакеров) запускает четыре баллистические ракеты по США. В начале второго сезона, две удаётся сбить противоракетами, одна пропадает с радаров, а последняя падает в глубинке и взрывается на поверхности, убив менее сотни людей (и это стратегическая ядерная бомба). Затем оказывается, что пропавшую ракету взломали те самые хакеты, превратив её в боевой спутник с 13-ю ядерными боеголовками. Теперь эти самые хакеры держат шантажируют весь мир, требуя содействия от всех держав.
  • «Подводная одиссея» — главная подлодка обладает торпедами-перехватчиками, которыми пользуется в любом бою.

Мультсериалы[править]

  • «Человек-Паук и его удивительные друзья», серия «Поиски Красного Черепа» — в конце серии Красный Череп собирается запустить три ракеты, к каждой из которых привязан одни из главных героев, по крупнейшим городам мира, чтобы начать Третью Мировую войну. Профессор-индеец освобождает Огненную Звезду, но злодей успевает запусть ракеты с Человеком-Пауком и Человеком-Льдом. Супергероиня успевает спасти друзей и разворачивает ракеты обратно на базу суперзлодея — Остров Черепа.

Комиксы[править]

  • «Вирус» — захвативший системы китайского научного судна инопланетный ИИ при помощи антенн спутниковой связи перехватывает управление над выпущенными по нему с китайского бомбардировщика ракетами, одну подрывая в воздухе, одну деактивируя (ее в итоге применят по назначению герои), а одну разворачивая по выпустившему ее самолету. Еще одна ракета все же достигает цели, но критических разрушений не причиняет.

Аниме[править]

  • Legend of the Galactic Heroes — от ракет тут достаточно эффективно защищают тепловые ловушки (радары глушатся генераторами гравитации, да и сами корабли покрыты радиопоглощающими материалами).
  • Seikai no Saga — тут это дело любят. Особенно адмиральша Споор. Как правило ПРО довольно эффективна.
    • На самом деле ракеты (в сеттинге употребляется название «мины») очень дороги, и позволить себе массовые ракетные (и противоракетные тоже) залпы, которые трудно подавить, обе стороны могут разве что во время генерального сражения, которых за всю историю было две с половиной штуки. При этом БК у флота обычно хватает максимум на пару залпов, поэтому куда чаще в сражении средних по масштабам сил выстреливается не больше десятка-двух мин, большинство которых успешно сбивается.
    • Например в бое «Готлота» с эскадрой штурмовиков ОЧ, крейсер успешно отразил все атаки девяти из десяти вражеских кораблей, и только на пару мин с последнего банально не успел среагировать из-за полученных в ходе боя повреждений.
    • Нужно различать бои в обычном пространстве и на плоскости. Там где предназначенные для обычного пространства «мины» являются чуть усложнёнными ракетами и могут запускаться с огромных расстояний десятками и сотнями тысяч их альтернативы для «боя на плосткости» вынуждены быть практически полноценными космическими кораблями, несущими на себе крайне массивные системы поддержки метрики и реакторы на антиматерии. Ни маленькими, ни дешевым их сделать просто не выйдет.
  • Gundam — любой уважающий себя мобильный доспех обязан уметь сбивать ракеты. Крупные корабли в UC больше полагаются на ловушки и мобильные доспехи эскорта, в SEEDe и 00 — имеют эффективные пушки ПРО.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — много и со вкусом. Чего только стоит сцена, когда Росиу хватает руками робота огромную ракету, переворачивает ее в воздухе и пускает обратно.
  • Code Geass — с прикрученным фитильком. От ракет корабли и особо «навороченные» найтмеры (например «Мираж» Лелуша или «Ланселот» Сузаку) защищены мощнейшим электромагнитным полем, а вот с иным противодействием ракетами все не так гладко. Полумеры вроде огня по ракетам из адронных пушек или просто огонь из найтмеровских огнестрелов малоэффективны и вероятность поражения цели снижают на процентов восемь-девять.
  • Uchuu senkan Yamato — «Ямато» снабжен большим количеством небольших скорострельных орудий, чтобы сбивать ракеты и торпеды.
  • Вселенная Muv-Luv — лазер-классы Беты способны сбивать всё что видят, в том числе и обеспечивая ПРО. Как итог помимо ближнего боя эффективны разве что массированные удары тяжёлой артиллерии, все снаряды которой сбить просто не успевают.

Видеоигры[править]

  • Древняя как говно мамонта игруха в разных модификациях и с разными названиями для игровых автоматов, консолей и ПК — суть в том, что с неба на город бесконечной чередой валятся ракеты, а игрок управляет системой ПРО, быстро щелкая по курсу ракет, дабы послать туда свои, которые взрывом сбивают и уничтожают вражеские. Пропущенные ракеты наносят урон городу, и если как следует зазеваться, получается геймовер. У игры много модификаций — разнокалиберные ракеты, лазеры, зенитные пушки и тому подобное, основная задача — ставить рекорд по очкам и побивать рекорд уже достигнутый.
  • Master of Orion — тут борьба с ракетами является ключевой проблемой космического боя в дебюте. До появления приличных компьютеров приходится полагаться на истребители (не слишком удобно ибо съев свою стаю ракет они летят куда придется), противоракеты (занимают место и не пригодны ни для чего другого) и систему РЭБ (в третьей части она действует на все вооружение). При появлении приличных компьютеров (у мршанцев и им подобных — уже в дебюте) наконец-то станут эффективными пушки точечной обороны (до этого они дают слишком большой процент промахов) которыми можно пострелять и по кораблям с истребителями. Кроме того, при наличии нормальных компьютеров можно стрелять по ракетам из «средних» пушек (но только вручную). А самое красивое это Lightning Field
  • Elite — Борьба с ракетами отдана на откуп систем РЭБ. Причем во второй части от военных ракет защиты нет в принципе, а вот в третьей имеется «распылитель диполей» который защищает от любых ракетных атак пока диполи не кончатся.
  • Wing Commander — сброс диполей
  • Звездные волки — можно либо поставить по системе отстрела ловушек на каждый истребитель (поколение системы должно соответствовать ракете) либо выделить один из истребителей звена под нужды ПРО (при этом он не сможет атаковать корабли противника, но будет защищать все свое звено и должен иметь систему соответствующего класса). На корабле-базе возможна установка только активной ПРО, но ее в звено, к сожалению, взять нельзя.
  • StarCraft — во второй части появился «Ворон» расставляющий модули ПРО (который сбивает не только ракеты, но и плевки муталисков с гидралисками).
  • Command & Conquer: Red Alert — со второй части стандартное ПВО эффективно перехватывает и ракеты СССР. Обоснуй: проигравший во Второй Мировой Советский Союз так и не смог «подтянуть» своё ракетное вооружение до надлежащего уровня.
  • Command & Conquer: Generals — Zero Hour — американцы сбивают ракеты лазерами своей дорогущей и хрупкой ПВО «Авенджер». Кроме того, американская авиация может сбрасывать диполи, а генерал Грейнджер впихнул лазеры и на свои самолёты.
    • А в оригинальной игре лазерной ПРО обладал американский танк «Паладин». Правда, получить его можно было только за генеральские очки и с ракетным залпом лазер справится не мог.
  • Groung control 2 — реализовано интересно, у каждой из двух доступных игровых рас юниты имеют альтернативный режим, так вот ракетные установки в альтернативном режиме становятся неподвижными и сбивают лазером подлетающие ракеты и бомбы (авиационные и артиллерийские), радиус действия выглядит как купол (как в других играх силовые поля изображаются), скорострельность лазера ограничена, и против массированной атаки одна-две установки не справятся, однако ПРО у главных антагонистов кампании (недоступных для игры) совершеннее против массированных атак, и проще выбить гарнизон прямой атакой, чем артподготовкой или авианалетом.
  • Deus Ex — одна из «черепно-мозговых» наноаугментаций ДжейСи Дентона умеет взрывать вражеские ракеты на подлёте (а с полной прокачкой — вообще в момент выстрела). Довольно полезно, учитывая, что ближе к концу игры основную массу врагов составляют элитные солдаты MJ12 с наручными ракетомётами.
  • DEFCON — ядерные ракетные шахты во втором режиме работают как системы ПРО, перехватывающие баллистические ракеты и ядерные ракеты, запущенные с бомбардировщиков.
  • Stellaris — можно исследовать системы ближней защиты для перехвата вражеских ракет и торпед.
  • Серия игр Galactic Civilzation — тут системы ближней защиты — стандартный исследуемый способ защиты от противника, сделавшего ставку на ракеты.
  • Wargame: Red Dragon — появившаяся в этой части морская война практически полностью состоит из дуэлей залпов противокорабельными ракетами и противоракетных систем, причем последние представлены как зенитными ракетами, так и скорострельными пушками типа американской Phalanx и советской АК-630. Педаль в пол — автоматические 130 мм артустановки АК-130, стоящие на советских эсминцах, тоже могут сбивать ПКР[3].
  • Act of War/Act of Agression — морские корабли атакуют друг-друга противокорабельными ракетами, и обороняются от них зенитными ракетами. В последней игре реализовано ПРО, перехватывающее удары вражеского супероружия (одним из вариантов которого являются старые добрые ядерные ракеты, так что под троп вполне попадает): Пэтриот у США (а также есть «Фаланкс», перехватывающий удары обычной артиллерии и ракет), С-300ВМ у SHIELD и некий футуристичный комплекс лазерной ПРО у Картеля.
    • А в кат-сцене Act of War: Direct Action наглядно демонстрируется работа противоракетных ловушек президентского вертолёта против ЗРК. Впрочем, Игорь Захаров оказался крутым сукиным сыном — когда ракета промазала, он самолично взял крупнокалиберную снайперскую винтовку и метким выстрелом разбил рулевой винт. По счастью, американский президент выжил (всё-таки Sykorsky S-61 — машина крепкая, да и пилотов не с улицы набрали), а там и помощь подоспела.
  • Космические рейнджеры — можно (и нужно) сбивать ракеты обычными пушками во второй части. Если быть точным, то по ракетам стрелять обычно мало толка — они быстрые, многочисленные и не очень больно бьют, а вот по куда более медлительным, редким и смертоносным торпедам имеет смысл бить, даже если в радиусе действия есть враг. Не дать в себя долбануть такой штуке — это того стоит.
  • Armored Warfare — зигзаг: если на технике средних (3-7) уровней ПТУРы реально мощное и опасное оружие, то позднее даже многие лёгкие бронемашины активно обрастают противокумулятивными решётками, «плитками» динамической защиты и системами ракетного противодействия (КОЭП и КАЗ). Правда, защита эта не абсолютна (только самые продвинутые КАЗ обладают круговым сектором защиты, а КОЭП ещё и работает с переменным успехом[4]), да и перезарядка систем не больно быстрая. Что ещё хуже — многие «птуровозки» до перезарядки могут выпустить две или даже целых четыре ракеты! Хотя и ситуация вида «Ракета БМП-3(М)/БМД-4 обломала зубы о „Штору“ Т-90(А)» более чем вероятна.
    • В 0.26 разработчики наконец-то разделили КОЭП и КАЗ — первые просто сбивают ракету с курса, вторые гарантировано перехватывают её, причём самые продвинутые системы способны сбить даже снаряды калибром свыше 100 мм! Однако за такую эффективность надо платить или долгой перезарядкой или весьма небольшим числом зарядов.
  • War Thunder — схожая ситуация. КАЗ пока не ввели, но КОЭП и динамическая защита могут спасти от ПТУР, а достаточно хладнокровный и удачливый игрок может успеть сбить ракету пулемётной очередью.
  • F-19/F-117 — снова зигзаг: тепловые ракеты типа SA-14 легко отвлекаются даже на простенькие и многочисленные тепловые ловушки, а вот тот же фокус с фольгой против ракет с радарным наведением сработает с мизерным шансом (шансы повышаются, если сбрасывать фольгу на резком повороте со снижением, в идеале — как раз в конце поворота, когда ЭПР резко падает). Для таких случаев есть полноценные обманки, но их можно пересчитать по пальцам одной руки — и в серьёзной заварушке они закончатся быстро.
  • LHX — а вот тут фольга и ловушки работают неплохо, вот только врагов с ракетами не в пример больше… а ещё, как и в реальной жизни, драгоценную систему противодействия может разбить даже банальный пехотинец с «калашом»!
  • DCS World — педаль в пол и до упора. Корабли сбивают ПКР сначала противоракетами, а потом и CIWS в ближней зоне. Наземное ПВО сбивает крылатые ракеты как нефиг делать, а иногда перехватывает даже выпущенные по его радарам ПРР. Самолеты оснащены ДО и ЛТЦ, неплохо помогающими от ракет противника (особенно если успеть развернуться соплами в сторону от ракеты с ИКГСН), РЭБ (имеет несколько иные задачи, но при включении при пуске ракет на дальней дистанции эффективно срывает захват вражеских радаров, гарантируя промах ракет с РГСН), СОЭП (на Су-25Т, для защиты задней полусферы). Истребители могут перехватывать крылатые ракеты стандартным вооружением.
  • Battlevoid: Harbinder и Battlevoid: Sector Siege: на всех типах кораблей и станций есть слоты под point defence. Достаточно раскачанные лазеры или гатлинги способны серьёзно проредить вражеский ракетный залп, а скоординированная работа нескольких кораблей (выстроенных в формацию «куча-мала») может сбить и нюку. Впрочем, ракета может неудачно подвернуться и под не предназначенный для неё выстрел главного калибра.
  • Star Conflict. Способность перехватывать ракеты — один из самых лучших модулей. При умении правильно пользоваться, конечно.
  • Sword of the Stars — малые турели могут быть оборудованы специальными зенитными орудиями. Слабые, но скорострельные. Меткость зависит от типа: баллистические мощнее, но мажут, тогда как лазерные слабее, но точнее. Зенитные фазеры являются лучшим методом борьбы с ракетами, сбивая их десятками на подлёте. Правда ещё есть излучатели молний, так их выстрелы могут прыгать от одной ракеты к другой. Противоракеты хорошо бьют дронов и торпеды, но по ракетам даже не бьют (во второй части бьют). Вообще-то, даже средне- и крупнокалиберное орудие может бить ракеты, но это требует прямого приказа игрока. А корабль с модулем «дикий хорёк» заманивает часть ракет к себе, а остальные возвращает отправителю (причём враг свои ракеты сбивать не будет). В более поздних играх, ракеты уже не столь эффективны, так что смысла бороться с ними тоже сильно нет.
  • Supreme Commander В поздней игре потеря стратегической системы ПРО — гарантированное поражение. От баллистической ракеты с ядерной боеголовкой не спасет даже лес генераторов защитного поля. Для защиты от более мелких «тактических» ракет (которые иногда тоже обладают ядерной начинкой) игре есть соответственно тактическая ПРО, как в виде стационарных «турелей» так и установленная на кораблях и сухопутных машинах. Самой интересной тактической ПРО оснащены кибранские роботы «Верные»: они не пытаются сбивать ракеты, а … просто разворачивают их обратно в сторону и отправителя! Да-да, в том числе и те тактические ракеты, которые несут ядерный боезаряд!
  • FTL: Faster Than Light — ракеты проникают через любые щиты (кроме золтанских). Единственный способ остановить их — использовать защитные дроны, сбивающие ракеты. Продвинутые защитные дроны также могут сбивать вражеские выстрелы… Что, на поверку, оказывается невероятно отстойным даром, потому что в ситуации, когда враг палит из всех стволов, улучшенный защитный дрон запросто может пропустить в корпус торпеду, чтобы «парировать» выстрел лазера, который и так бы размазался по щиту.
  • Sid Meier's Alpha Centauri — боевые спутники, запущенные на орбиту, обладают 50 % вероятностью сбить вражеское ОМП на подлёте. Это важно, так как здешние ОМП могут быть настолько мощными, чтобы стереть с лица Планеты полдесятка городов одним взрывом (если ракета с сингулярным реактором), оставив на месте огромный кратер.
  • Earth 2160 — у каждой стороны свой способ отражать ракеты. Евразийская Династия может производить танки с ловушками, отводящими ракеты в сторону, СЦШ может устанавливать противоракетные пушки на оборонительные сооружения, Лунная корпорация — на лёгкую технику, у морфидов сбивать ракеты умеет лёгкий крейсер.
  • Nexus: The Jupiter Incident — для защиты от ракет и истребителей каждый корабль оснащён автоматическим зенитно-лазерным комплексом. Чем лучше комплекс, тем быстрее он перехватит ракету/истребитель. Можно также запустить истребители и поставить их охранять корабль или даже всю флотилию. Эти даже более эффективны в перехвате.
  • GTA San Andreas — палубный истребитель с вертикальный взлётом «Гидра» (срисованный с Harrier) оснащается как ракетами, так и тепловыми ловушками для защиты от вражеских ракет.
  • Parasite Eve — Колос Евы снабжен энергетическим полем, которое отклоняет ракеты. Правда, против ракеты в упор он не выстоял.
  • Fallout: New Vegas — именно поэтому Мохавская пустошь является сравнительно незагаженным местом на фоне окрестностей Вашингтона и Бостона: ПРО Мистера Хауса сработало не идеально, но большую часть ракет всё же уничтожило.
  • Dead Space 3 — при определенной сноровке кинезис-модуль позволяет перехватывать выпущенные в Айзека ракеты и отправлять обратно.

Настольные игры[править]

  • Robotech (ООО «Технолог») — тяжёлые боевые машины Договора Торгового Протектората можно оснастить антиракетной системой (АРС). Срабатывает она в фазу стрельбы противника, если была объявлена ракетная атака, и при определённом результате броска кубика выпущенная ракета считается уничтоженной (при этом очки действия машины, оснащённой АРС не тратятся). Звёздная Империя Полярис АРС или её аналоги не использует.
  • Eclipse — в базовой игре ракеты оказались «имбанутыми». С аддоном игры часто крутятся вокруг трёх технологий: точечной защиты, аннигиляционной пушки и расщепителя антивещества. Две из этих технологий уникальные (по штуке на мешок), так что собрать смертельный «джекпот» непросто.

Музыка[править]

  • Алькор, «Ответ на „Рейд“» — отсюда взята цитата-тропнеймер.
  • Визбор, «А была она солнышка краше» — педаль в пол, «По ракетам и антиракетам // Антиантиракеты неслись»

Реальная жизнь[править]

  • Системы ПРО СССР/России (А-35/А-135/А-235, обеспечивающая прикрытие Москвы и окрестностей) и США (наземные ракеты-перехватчики на Аляске и в Калифорнии плюс ракеты морского базирования на кораблях, оборудованных системой «Иджис»). Насколько всё это хозяйство окажется эффективным в случае реального конфликта — одна из почётных дисциплин Специальной олимпиады на околовоенных форумах.
  • Тактическая ПРО — большинство современных дальнобойных ЗРК способны перехватывать (с определенной вероятностью успеха) баллистические ракеты малой/средней дальности. Израиль располагает системой местной ПРО, заточенной на отстрел неуправляемых ракет.
  • Большинство современных систем ПВО имеют возможность перехватывать крылатые ракеты и крупные ракеты «воздух-земля».
  • Комплексы активной защиты, способные, к примеру, сбить нацеленную на танк противотанковую ракету.
  • CIWS, или ПВО ближней зоны как разновидность ПВО заслуживает отдельного упоминания. Скорострельная (чем больше, тем лучше, при скоростях современных ракет в 2-3М последние километры до цели преодолеваются за секунды, вес секундного залпа критичен до невозможности) зенитная автоматическая артиллерия, создающая свинцовую завесу на последнем рубеже обороны. Встречается в основном на кораблях, благо водяное охлаждение холодной забортной водой позволяет калибром в 50+ мм стрелять как из пулемёта. В последние годы все больше попыток делается использовать их для защиты особо важных целей и на суше. Особенностью системы можно отметить то, что даже будучи сбитой, ракета имеет все шансы взять в ад компанию, повредив защищаемый корабль.
  • Системы СОЭП, РЭБ, дипольные отражатели и ложные тепловые цели. Физически ракету не уничтожают, но сбивают систему наведения ракет и препятствуют поражению цели.
  • Фейерверки с печальной регулярностью повторяются в Сирии, где ПРО и нормальные ракеты столкнулись в смертельной схватке с незначительным перевесом в сторону ПРО.
    • А поединок ПРО и ненормальных ракет вяло протекает в Израиле, куда время от времени запускают водопроводные трубы на карамельном топливе, начиненные толом и гвоздями под названием «кассамы». Тут формально побеждает ПРО «Железный Купол» (города он всё же защищает), но по очкам ведут кассамы — их слишком дофига падает на священную землю, а сбивать все — просто чудовищно дорого.
      • Именно поэтому систему доработали — по данным радара определяют курс и скорость ракеты, и сбивают только в том случае, если она может упасть где-то в населённом пункте.

Примечания[править]

  1. Птицы, когда их в воздухе пытается схватить когтями хищник, сбрасывают перья, что смахивает на сброс диполей.
  2. Достаточно упомянуть, что если уравнения, описывающие боестолкновения деревянных парусников — простые квадратные, то залповые уравнения Хьюза — уже дифференциальные.
  3. В реальности они тоже могут: снаряды с радиовзрывателем реагируют на ракету при промахе до 8 метров. Как-никак, универсальный калибр со скорострельностью до полутора выстрелов в секунду, приличным боезапасом и системой погребов, позволяющих выпустить его весь без участия матросов с тележками.
  4. Вероятность эффективного срабатывания зависит от разницы с уровнем цели — симулируется ситуация «старые КОЭП против новых ракет не катят».