Настольные игры: различия между версиями
Метка: ручная отмена |
м |
||
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|Итак, | {{Q|Итак, вы — [[маг|волшебник]]. Или вы [[гик]], притворяющийся волшебником, пока парень справа притворяется харизматичным и добрым к людям плюс мастером по убийству людей, парень слева притворяется шлюхой-лесбиянкой эльфийской принцессой, а парень на другом конце стола за ширмой реализует свои мечты о власти.| Being Batman: the Logic Ninja’s Guide to Wizards}} | ||
{{video|fiTEHqAeanw|width=240|[[The_Gamers|«Игроки»]], история о сути настольных ролевых игр}} | {{video|fiTEHqAeanw|width=240|[[The_Gamers|«Игроки»]], история о сути настольных ролевых игр}} | ||
Компьютерные и консольные [[CRPG|ролевые игры]] и стратегии, в которые играло большинство наших современников, фактически являются переосмыслением старых игр докомпьютерной эры. В '''настольные игры''' (или ''настолки'') играли с помощью книги правил, карандаша, бумаги и игральных костей, а также моделей и воображения. Такой вид игры популярен и сегодня. В мире бордгеймеров (от англ. ''board gamer'' | Компьютерные и консольные [[CRPG|ролевые игры]] и стратегии, в которые играло большинство наших современников, фактически являются переосмыслением старых игр докомпьютерной эры. В '''настольные игры''' (или ''настолки'') играли с помощью книги правил, карандаша, бумаги и игральных костей, а также моделей и воображения. Такой вид игры популярен и сегодня. В мире бордгеймеров (от англ. ''board gamer'' — игрок в настольные игры) имеется достаточно обширная классификация видов настолок. | ||
Однако основное разделение происходит на два огромных подвида, суть которых трудноуловима из-за сложностей перевода: | Однако основное разделение происходит на два огромных подвида, суть которых трудноуловима из-за сложностей перевода: | ||
# ''Tabletop Games'' ( | # ''Tabletop Games'' (дословно — игры на столешнице) | ||
# ''Board Games'' ( | # ''Board Games'' (дословно — игры на доске) | ||
Так уж получилось, что эти определения семантически схожи друг с другом. Но применимо к настолкам они имеют разные значения. '''Игры на доске''' помимо прочего подразумевают под собой наличие среди прочих атрибутов игральную доску ( | Так уж получилось, что эти определения семантически схожи друг с другом. Но применимо к настолкам они имеют разные значения. '''Игры на доске''' помимо прочего подразумевают под собой наличие среди прочих атрибутов игральную доску (пример — [[шахматы]]) или игровое поле. '''Игры на столешнице''' не подразумевают такого условия. Главное, чтобы это происходило на пространстве, ограниченном столом. | ||
К первому виду можно отнести настольные ролевые игры, варгеймы (военные игры, от англ. ''war game''), карточные игры (ККИ и ЖКИ), а так же другие игры, не имеющие игрового поля ( | К первому виду можно отнести настольные ролевые игры, варгеймы (военные игры, от англ. ''war game''), карточные игры (ККИ и ЖКИ), а так же другие игры, не имеющие игрового поля (например — [[:w:дженга|Дженга]]). | ||
== «Обычные» настольные игры == | == «Обычные» настольные игры == | ||
[[Файл:GoT board.jpg|240px|thumb|left|Поле из настольной «[[ | [[Файл:GoT board.jpg|240px|thumb|left|Поле из настольной «[[Игра престолов (телесериал)|Игры престолов]]».]] | ||
Типичная настольная | Типичная настольная игра — коробка примерно 30x30 сантиметров, в которой хранятся компоненты: поле, фишки, карточки и кости. Компоненты и их количество, само собой, разнятся от игры к игре. | ||
В основном, именно к данному типу настолок и относится разделение на [[Еврогейм|евро]] и [[америтреш]]. | В основном, именно к данному типу настолок и относится разделение на [[Еврогейм|евро]] и [[америтреш]]. | ||
Сейчас существуют настолки практически любых жанров, с большим разнообразием сеттингов и нацеленные на самые разные слои | Сейчас существуют настолки практически любых жанров, с большим разнообразием сеттингов и нацеленные на самые разные слои игроков — от новичков, обескураженно хлопающих глазами при виде «[[Манчкин (игра)|Манчкина]]» и «[[Каркассон|Каркассона]]», до прожжённых гиков, которые готовы сидеть за [[Twilight Imperium]] целыми сутками. | ||
[[Файл:Wargame.jpg|240px|thumb|right|Обычно так это и выглядит]] | [[Файл:Wargame.jpg|240px|thumb|right|Обычно так это и выглядит]] | ||
Строка 28: | Строка 28: | ||
Игры, которые как можно более достоверно и детально симулируют битвы и военные операции. Делятся на '''тактические''', где игроки управляют отдельными отрядами и частями, и '''стратегические''', в которых им поручается руководить фронтами и объединениями. | Игры, которые как можно более достоверно и детально симулируют битвы и военные операции. Делятся на '''тактические''', где игроки управляют отдельными отрядами и частями, и '''стратегические''', в которых им поручается руководить фронтами и объединениями. | ||
В варгейме уделяется очень много внимания | В варгейме уделяется очень много внимания деталям — преимущественно снабжению и тылу. На ход битвы может серьезно повлиять погода, усталость солдат, их боевой дух и еще многое другое, отчего игра в настоящий варгейм требует очень хорошей памяти. | ||
Большинство варгеймов посвящено историческим битвам и с разной степенью дотошности реконструируют именно их, хотя и бывают и | Большинство варгеймов посвящено историческим битвам и с разной степенью дотошности реконструируют именно их, хотя и бывают и исключения — к примеру, [[Battletech|Classic Battletech]] с не меньшей дотошностью конструирует битвы десятиметровых [[Мех|мехов]] в 31-ом столетии. | ||
== Варгеймы с миниатюрами == | == Варгеймы с миниатюрами == | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
{{Main|Варгейм с миниатюрами}} | {{Main|Варгейм с миниатюрами}} | ||
Другая разновидность | Другая разновидность варгеймов — с миниатюрами (также их называют «военно-тактическими»). Ни в коем случае не надо их путать с обычными варгеймами с гексами и фишками — стоит вам вслух сказать хотя бы намёк на то, что это одно и то же, и варгеймеры из первой категории вас заплюют. | ||
Игроки сражаются на поле боя, используя миниатюры в качестве обозначения войск, при этом игра опирается на строгие и чёткие правила (но с достаточно большой степенью допущений и без излишеств). Наиболее популярные | Игроки сражаются на поле боя, используя миниатюры в качестве обозначения войск, при этом игра опирается на строгие и чёткие правила (но с достаточно большой степенью допущений и без излишеств). Наиболее популярные сеттинги — исторические и фэнтезийные, самые успешные такие игры — [[фэнтези]]йный [[Warhammer Fantasy Battles]] и [[Космическая опера|космооперный]] [[Warhammer 40000]], завоевавшие сердца миллионов по всему миру. | ||
Сейчас таких игр гораздо больше, но в большинстве своем они склонны к формату [[Скирмиш|скирмиша]] | Сейчас таких игр гораздо больше, но в большинстве своем они склонны к формату [[Скирмиш|скирмиша]] — того же варгейма с миниатюрами, но в котором используется на несколько порядков меньше миниатюр (обычно около 5-15 штук вместо 30-70 и больше) — к примеру, «[[Malifaux|Малифо]]», [[Warmachine]] или [[Infinity_(wargame)|Infinity]]. | ||
Варгеймы с | Варгеймы с миниатюрами — это довольно серьёзное (и дорогое) хобби, которое состоит отнюдь не только из игры: помимо неё, в ней есть элементы моделирования и знания сеттинга (чаще называемого в этих кругах «бэком» или «лором»), которые приходится учитывать все разом: к примеру, будет большой ошибкой играть за орден Саламандр космодесанта из WH40k, красить их броню в синий цвет и при этом навешивать на танки окровавленные пики и цепи с черепами на крючьях. | ||
Первой военной игрой с упорядоченными и понятными правилами была ''Kriegsspiel'' (нем. «военная игра»), созданная в 1812 году лейтенантом Георгом Леопольдом фон Райзвицем; она использовалась для тренировочных сессий прусской армии <ref>Игры в солдатики с неупорядоченными и непонятными правилами существовали ещё и до того; их фанатом, к примеру, был российский император Пётр III, живший во второй половине XVIII века.</ref>. Поклонником этой игры был [[Herbert Wells|Герберт Уэллс]], написавший два произведения об игре в солдатики, впоследствии ставшие культовыми: «Напольные игры» (Floor Games, 1911) и «Маленькие войны» (англ. Little Wars, 1913). | Первой военной игрой с упорядоченными и понятными правилами была ''Kriegsspiel'' (нем. «военная игра»), созданная в 1812 году лейтенантом Георгом Леопольдом фон Райзвицем; она использовалась для тренировочных сессий прусской армии <ref>Игры в солдатики с неупорядоченными и непонятными правилами существовали ещё и до того; их фанатом, к примеру, был российский император Пётр III, живший во второй половине XVIII века.</ref>. Поклонником этой игры был [[Herbert Wells|Герберт Уэллс]], написавший два произведения об игре в солдатики, впоследствии ставшие культовыми: «Напольные игры» (Floor Games, 1911) и «Маленькие войны» (англ. Little Wars, 1913). | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
Игроки используют набор карт, иногда фиксированный ([[Seasons]], [[The New Era]], [[Blood Bowl: Team Manager]]), иногда расширяемый ([[Magic: The Gathering]], [[Android: Netrunner]], [[Legend of the Five Rings]]). Кроме них часто бывают жетоны и, изредка, планшеты и кости (чаще всего [[Нестандартные кости|нестандартные]]). | Игроки используют набор карт, иногда фиксированный ([[Seasons]], [[The New Era]], [[Blood Bowl: Team Manager]]), иногда расширяемый ([[Magic: The Gathering]], [[Android: Netrunner]], [[Legend of the Five Rings]]). Кроме них часто бывают жетоны и, изредка, планшеты и кости (чаще всего [[Нестандартные кости|нестандартные]]). | ||
В первом случае игроки имеют лишь те карты, что есть в коробке, и не имеют возможности создать колоду до начала игры (только в процессе, обычно в виде [[декбилдинг]]а или [[драфт]]а) | В первом случае игроки имеют лишь те карты, что есть в коробке, и не имеют возможности создать колоду до начала игры (только в процессе, обычно в виде [[декбилдинг]]а или [[драфт]]а) — они находятся в более-менее равных условиях, и серьёзно изменить это может только [[рандом]]. | ||
Во втором случае перед непосредственно игрой надо составить колоду. Придерживающиеся этой «школы» игры обычно называются ККИ (коллекционные карточные игры), но в последние годы стал гораздо популярнее формат ЖКИ (живые карточные игры). Отличие между ними заключается в том, что в ККИ [[Стартер|стартеры]] и [[бустер]]ы стоят недорого, однако карты в них случайные и чаще всего ненужные, в то время как ЖКИ расширяется наборами, чьё содержимое известно заранее. | Во втором случае перед непосредственно игрой надо составить колоду. Придерживающиеся этой «школы» игры обычно называются ККИ (коллекционные карточные игры), но в последние годы стал гораздо популярнее формат ЖКИ (живые карточные игры). Отличие между ними заключается в том, что в ККИ [[Стартер|стартеры]] и [[бустер]]ы стоят недорого, однако карты в них случайные и чаще всего ненужные, в то время как ЖКИ расширяется наборами, чьё содержимое известно заранее. | ||
Строка 62: | Строка 62: | ||
Многие ролевые игры были адаптированы в качестве компьютерных или консольных как для одиночной, так и для многопользовательской игры (Baldur’s Gate, Newerwinter Nights), где-то сохранив, а где-то упростив оригинальную механику. Кроме того, некоторые сеттинги компьютерных игр оказались использованы для создания успешных настольных ролевых игр, например, [[Warcraft]] и [[Dragon Age]]. | Многие ролевые игры были адаптированы в качестве компьютерных или консольных как для одиночной, так и для многопользовательской игры (Baldur’s Gate, Newerwinter Nights), где-то сохранив, а где-то упростив оригинальную механику. Кроме того, некоторые сеттинги компьютерных игр оказались использованы для создания успешных настольных ролевых игр, например, [[Warcraft]] и [[Dragon Age]]. | ||
== Кооперативные игры == | |||
Игры, в которых действия игроков направлены не на соперничество друг против друга, а на сотрудничество для преодолений препятствий, устраиваемых игрой, и для достижения цели, установленной правилами. Пример - [[Пандемия]]. | |||
== Полевые игры == | == Полевые игры == | ||
'''[[Полевая ролевая игра|Полевки]]''' | '''[[Полевая ролевая игра|Полевки]]''' — ролевые игры на природе, где [http://flibusta.net/b/155200/read хоббиты сражаются с эльфами с помощью бутафорских мечей], также можно считать наследниками настольных игр с сильно упрощённой механикой и элементом театрального действа. | ||
== [[Штабные игры]] == | == [[Штабные игры]] == | ||
«Прокачанный» вид обычных ролёвок. Игроки все так же выбирают и исполняют роли, но в качестве ролей они обычно выбирают политических деятелей, вместо [[Класс персонажа|классов]] | «Прокачанный» вид обычных ролёвок. Игроки все так же выбирают и исполняют роли, но в качестве ролей они обычно выбирают политических деятелей, вместо [[Класс персонажа|классов]] — министерские кресла, а количество игроков повышается с 3-6 до 10-40. Ведущих тоже, само собой, тоже обычно трое-четверо. Правда, по времени она длится обычно не более 12-ти часов. | ||
В отличие от всех перечисленных выше типов игр, у штабных нет типичных | В отличие от всех перечисленных выше типов игр, у штабных нет типичных правил — для каждой игры ведущие проводят несколько недель за написанием правил для каждой конкретной игры. | ||
Распространённая разновидность такой | Распространённая разновидность такой игры — «Модель ООН», в которую играют чуть менее чем на всех факультетах международных отношений или политологии в ВУЗах. | ||
В некотором смысле, штабные игры близки к варгеймам, поскольку в них тоже уделяется много внимания деталям и вещам, которые в остальных играх обычно изображают более | В некотором смысле, штабные игры близки к варгеймам, поскольку в них тоже уделяется много внимания деталям и вещам, которые в остальных играх обычно изображают более упрощённо — но здесь условностей ещё меньше. | ||
Как правило, штабные игры почти всегда выбирают в качестве сеттинга исторические события, и само собой учитывают реалии выбранного времени и места. | Как правило, штабные игры почти всегда выбирают в качестве сеттинга исторические события, и само собой учитывают реалии выбранного времени и места. |
Текущая версия на 21:26, 19 августа 2024
« | Итак, вы — волшебник. Или вы гик, притворяющийся волшебником, пока парень справа притворяется харизматичным и добрым к людям плюс мастером по убийству людей, парень слева притворяется шлюхой-лесбиянкой эльфийской принцессой, а парень на другом конце стола за ширмой реализует свои мечты о власти. | » |
— Being Batman: the Logic Ninja’s Guide to Wizards |
Компьютерные и консольные ролевые игры и стратегии, в которые играло большинство наших современников, фактически являются переосмыслением старых игр докомпьютерной эры. В настольные игры (или настолки) играли с помощью книги правил, карандаша, бумаги и игральных костей, а также моделей и воображения. Такой вид игры популярен и сегодня. В мире бордгеймеров (от англ. board gamer — игрок в настольные игры) имеется достаточно обширная классификация видов настолок.
Однако основное разделение происходит на два огромных подвида, суть которых трудноуловима из-за сложностей перевода:
- Tabletop Games (дословно — игры на столешнице)
- Board Games (дословно — игры на доске)
Так уж получилось, что эти определения семантически схожи друг с другом. Но применимо к настолкам они имеют разные значения. Игры на доске помимо прочего подразумевают под собой наличие среди прочих атрибутов игральную доску (пример — шахматы) или игровое поле. Игры на столешнице не подразумевают такого условия. Главное, чтобы это происходило на пространстве, ограниченном столом.
К первому виду можно отнести настольные ролевые игры, варгеймы (военные игры, от англ. war game), карточные игры (ККИ и ЖКИ), а так же другие игры, не имеющие игрового поля (например — Дженга).
«Обычные» настольные игры[править]

Типичная настольная игра — коробка примерно 30x30 сантиметров, в которой хранятся компоненты: поле, фишки, карточки и кости. Компоненты и их количество, само собой, разнятся от игры к игре.
В основном, именно к данному типу настолок и относится разделение на евро и америтреш.
Сейчас существуют настолки практически любых жанров, с большим разнообразием сеттингов и нацеленные на самые разные слои игроков — от новичков, обескураженно хлопающих глазами при виде «Манчкина» и «Каркассона», до прожжённых гиков, которые готовы сидеть за Twilight Imperium целыми сутками.
Варгеймы[править]
Игры, которые как можно более достоверно и детально симулируют битвы и военные операции. Делятся на тактические, где игроки управляют отдельными отрядами и частями, и стратегические, в которых им поручается руководить фронтами и объединениями.
В варгейме уделяется очень много внимания деталям — преимущественно снабжению и тылу. На ход битвы может серьезно повлиять погода, усталость солдат, их боевой дух и еще многое другое, отчего игра в настоящий варгейм требует очень хорошей памяти.
Большинство варгеймов посвящено историческим битвам и с разной степенью дотошности реконструируют именно их, хотя и бывают и исключения — к примеру, Classic Battletech с не меньшей дотошностью конструирует битвы десятиметровых мехов в 31-ом столетии.
Варгеймы с миниатюрами[править]

Другая разновидность варгеймов — с миниатюрами (также их называют «военно-тактическими»). Ни в коем случае не надо их путать с обычными варгеймами с гексами и фишками — стоит вам вслух сказать хотя бы намёк на то, что это одно и то же, и варгеймеры из первой категории вас заплюют.
Игроки сражаются на поле боя, используя миниатюры в качестве обозначения войск, при этом игра опирается на строгие и чёткие правила (но с достаточно большой степенью допущений и без излишеств). Наиболее популярные сеттинги — исторические и фэнтезийные, самые успешные такие игры — фэнтезийный Warhammer Fantasy Battles и космооперный Warhammer 40000, завоевавшие сердца миллионов по всему миру.
Сейчас таких игр гораздо больше, но в большинстве своем они склонны к формату скирмиша — того же варгейма с миниатюрами, но в котором используется на несколько порядков меньше миниатюр (обычно около 5-15 штук вместо 30-70 и больше) — к примеру, «Малифо», Warmachine или Infinity.
Варгеймы с миниатюрами — это довольно серьёзное (и дорогое) хобби, которое состоит отнюдь не только из игры: помимо неё, в ней есть элементы моделирования и знания сеттинга (чаще называемого в этих кругах «бэком» или «лором»), которые приходится учитывать все разом: к примеру, будет большой ошибкой играть за орден Саламандр космодесанта из WH40k, красить их броню в синий цвет и при этом навешивать на танки окровавленные пики и цепи с черепами на крючьях.
Первой военной игрой с упорядоченными и понятными правилами была Kriegsspiel (нем. «военная игра»), созданная в 1812 году лейтенантом Георгом Леопольдом фон Райзвицем; она использовалась для тренировочных сессий прусской армии [1]. Поклонником этой игры был Герберт Уэллс, написавший два произведения об игре в солдатики, впоследствии ставшие культовыми: «Напольные игры» (Floor Games, 1911) и «Маленькие войны» (англ. Little Wars, 1913).
Карточные игры[править]
Игроки используют набор карт, иногда фиксированный (Seasons, The New Era, Blood Bowl: Team Manager), иногда расширяемый (Magic: The Gathering, Android: Netrunner, Legend of the Five Rings). Кроме них часто бывают жетоны и, изредка, планшеты и кости (чаще всего нестандартные).
В первом случае игроки имеют лишь те карты, что есть в коробке, и не имеют возможности создать колоду до начала игры (только в процессе, обычно в виде декбилдинга или драфта) — они находятся в более-менее равных условиях, и серьёзно изменить это может только рандом.
Во втором случае перед непосредственно игрой надо составить колоду. Придерживающиеся этой «школы» игры обычно называются ККИ (коллекционные карточные игры), но в последние годы стал гораздо популярнее формат ЖКИ (живые карточные игры). Отличие между ними заключается в том, что в ККИ стартеры и бустеры стоят недорого, однако карты в них случайные и чаще всего ненужные, в то время как ЖКИ расширяется наборами, чьё содержимое известно заранее.
Существует также и чисто компьютерные карточные игры, не выпускавшиеся в виде реальных колод. Например, это Демиурги и Might and Magic: Duel of Champions.
Настольные ролевые игры[править]
Многие ролевые игры были адаптированы в качестве компьютерных или консольных как для одиночной, так и для многопользовательской игры (Baldur’s Gate, Newerwinter Nights), где-то сохранив, а где-то упростив оригинальную механику. Кроме того, некоторые сеттинги компьютерных игр оказались использованы для создания успешных настольных ролевых игр, например, Warcraft и Dragon Age.
Кооперативные игры[править]
Игры, в которых действия игроков направлены не на соперничество друг против друга, а на сотрудничество для преодолений препятствий, устраиваемых игрой, и для достижения цели, установленной правилами. Пример - Пандемия.
Полевые игры[править]
Полевки — ролевые игры на природе, где хоббиты сражаются с эльфами с помощью бутафорских мечей, также можно считать наследниками настольных игр с сильно упрощённой механикой и элементом театрального действа.
Штабные игры[править]
«Прокачанный» вид обычных ролёвок. Игроки все так же выбирают и исполняют роли, но в качестве ролей они обычно выбирают политических деятелей, вместо классов — министерские кресла, а количество игроков повышается с 3-6 до 10-40. Ведущих тоже, само собой, тоже обычно трое-четверо. Правда, по времени она длится обычно не более 12-ти часов.
В отличие от всех перечисленных выше типов игр, у штабных нет типичных правил — для каждой игры ведущие проводят несколько недель за написанием правил для каждой конкретной игры.
Распространённая разновидность такой игры — «Модель ООН», в которую играют чуть менее чем на всех факультетах международных отношений или политологии в ВУЗах.
В некотором смысле, штабные игры близки к варгеймам, поскольку в них тоже уделяется много внимания деталям и вещам, которые в остальных играх обычно изображают более упрощённо — но здесь условностей ещё меньше.
Как правило, штабные игры почти всегда выбирают в качестве сеттинга исторические события, и само собой учитывают реалии выбранного времени и места.
См. также[править]
Примечания[править]
- ↑ Игры в солдатики с неупорядоченными и непонятными правилами существовали ещё и до того; их фанатом, к примеру, был российский император Пётр III, живший во второй половине XVIII века.