Владимир Сорокин: различия между версиями
(Новая страница: «{{Шок-контент}} <div style="float:right;clear:right"> {{Info/Person |person = Владимир Сорокин |image = Srkn.jpg |name = Владимир Сорокин |pseudonyms = нет |birthdate = 1955 |birthplace = пос. Быково, Подмосковье |death date = |deathplace = |profession = писатель, сценарист, драматург |creation years = с 1979 |styl...») |
|||
Строка 19: | Строка 19: | ||
}} | }} | ||
</div> | </div> | ||
'''Владимир Георгиевич Сорокин''' (р.1955, пос. Быково, Подмосковье) | '''Владимир Георгиевич Сорокин''' (р.1955, пос. Быково, Подмосковье) — российский писатель и сценарист, добившийся известности ещё в восьмидесятые, а затем настоящей славы — в девяностые и нулевые как один из ярчайших представителей [[постмодернизм]]а и концептуализма в русской литературе. Причём, слава эта — самая что ни на есть скандальная: достаточно сказать, что он был, пожалуй, первым после распада СССР литератором, против творчества которого собирали самые настоящие протестные акции (впрочем, собирало их провластное движение «Идущие вместе» и большой вопрос, насколько они были искренними). И было за что — товарищ Сорокин является тем ещё генератором шок-контента и разрыва шаблонов. Однако, если не полагаться на напев Рабиновича по телефону, а все-таки пересилить себя и прочитать хотя бы наиболее значимые произведения (те же «Ледяную трилогию», «День опричника», «Метель» и «Теллурию»), то вполне можно признать за ним немалый писательский талант. Что интересно — некоторые цитаты из произведений Сорокина таки «ушли в народ» — по крайней мере, в его контркультурную прослойку. | ||
== Значимые произведения == | == Значимые произведения == | ||
Строка 28: | Строка 28: | ||
Примерно за шестой главой епитимья растягивалась на годы. Многие предпочитали уйти из концента. Те, кто оставался, выходили изменившимися: присмиревшими и как будто пониже ростом. Это может показаться странным, поскольку требовалось вроде бы всего ничего: переписать указанные главы, выучить и ответить на вопросы по ним комиссии иерархов. Однако содержание Книги на протяжении столетий оттачивалось до полного, идиотического, вынимающего душу безумия: вопиюще очевидного в начале, затем, с каждой главой, всё более тонкого. Это был лабиринт без выхода, уравнение, которое после недель труда сводилось к 2 = 3. Первая глава состояла из страницы бессмысленных детских стишков с нарочито неточными рифмами. Четвёртая представляла собой несколько страниц знаков числа пи. Дальше, впрочем, в кодексе не было ничего случайного, поскольку чисто рандомные вещи запомнить не так сложно: достаточно освоить несколько приёмов, а все, одолевшие четвёртую главу, эти приёмы знали. Куда труднее зубрить и отвечать материал почти, но не совсем осмысленный; материал, в котором есть внутренняя логика, но только до некоего предела. Такие вещи время от времени возникают в матическом мире естественным путём: в конце концов, не каждому дано стать светителем. После того как авторов унизили и отбросили, их сочинения передавали инквизиции; если она находила текст достаточно чудовищным, то его, дополнительно ухудшив, включали в следующие, ещё более гадостные издания кодекса. Чтобы выйти на свободу, надо было освоить материал так, как, скажем, теорию групп для изучения квантовой механики. Ужас заключался в сознании, что ты прикладываешь столько усилий, чтобы отравить свой мозг интеллектуальным ядом. Вы и представить себе не можете, насколько это унизительно. Промучившись над пятой главой недели две, я вполне понимал, почему осилившие, например, девятую, остаются искалеченными на всю жизнь. | Примерно за шестой главой епитимья растягивалась на годы. Многие предпочитали уйти из концента. Те, кто оставался, выходили изменившимися: присмиревшими и как будто пониже ростом. Это может показаться странным, поскольку требовалось вроде бы всего ничего: переписать указанные главы, выучить и ответить на вопросы по ним комиссии иерархов. Однако содержание Книги на протяжении столетий оттачивалось до полного, идиотического, вынимающего душу безумия: вопиюще очевидного в начале, затем, с каждой главой, всё более тонкого. Это был лабиринт без выхода, уравнение, которое после недель труда сводилось к 2 = 3. Первая глава состояла из страницы бессмысленных детских стишков с нарочито неточными рифмами. Четвёртая представляла собой несколько страниц знаков числа пи. Дальше, впрочем, в кодексе не было ничего случайного, поскольку чисто рандомные вещи запомнить не так сложно: достаточно освоить несколько приёмов, а все, одолевшие четвёртую главу, эти приёмы знали. Куда труднее зубрить и отвечать материал почти, но не совсем осмысленный; материал, в котором есть внутренняя логика, но только до некоего предела. Такие вещи время от времени возникают в матическом мире естественным путём: в конце концов, не каждому дано стать светителем. После того как авторов унизили и отбросили, их сочинения передавали инквизиции; если она находила текст достаточно чудовищным, то его, дополнительно ухудшив, включали в следующие, ещё более гадостные издания кодекса. Чтобы выйти на свободу, надо было освоить материал так, как, скажем, теорию групп для изучения квантовой механики. Ужас заключался в сознании, что ты прикладываешь столько усилий, чтобы отравить свой мозг интеллектуальным ядом. Вы и представить себе не можете, насколько это унизительно. Промучившись над пятой главой недели две, я вполне понимал, почему осилившие, например, девятую, остаются искалеченными на всю жизнь. | ||
|Как [[Anathem|Нил Стивенсон]] угадал стиль Сорокина?}} | |Как [[Anathem|Нил Стивенсон]] угадал стиль Сорокина?}} | ||
* | * Норма — написан в 1979—1983, издана впервые в 1994 году. Та самая, [[Знают именно за это|про которую все знают]], что там [[Сладкий хлеб|это]] едят. | ||
* | * Очередь — написан в 1983 году, впервые опуликована в 1985 в Париже | ||
* Тридцатая любовь | * Тридцатая любовь Марины — написан в 1982—1984, впервые опубликован в 1995 | ||
* Сердца | * Сердца Четырёх — написан в 1991 и впервые опубликована в 1994 | ||
* Голубое | * Голубое сало — написан и опубликован в 1999, был основной мишенью нападок «Идущих вместе» | ||
* Ледяная трилогия («Путь Бро», «Лёд», «23000») | * Ледяная трилогия («Путь Бро», «Лёд», «23000») — концептуальная фантастическая трилогия, написана и издана в 2002—2005 годах. | ||
* | * Теллурия — издан в 2013 году | ||
* | * Манарага — издан в 2017 году | ||
* Доктор Гарин — издан в 2021 году | * Доктор Гарин — издан в 2021 году | ||
=== Повести и сборники рассказов === | === Повести и сборники рассказов === | ||
* | * 1979—1984 — «Первый субботник», впервые опубликован в 1992. | ||
* | * 2000 — «Пир». | ||
* | * 2002 — «Москва». | ||
* | * 2006 — «[[День опричника]]» (повесть-[[антиутопия]]). | ||
** | ** 2008 — [[сиквел]] «Сахарный Кремль» (сборник рассказов). | ||
* | * 2010 — «Метель» (повесть). | ||
* | * 2010 — «Моноклон». | ||
* | * 2017 — «Белый квадрат». | ||
=== Киносценарии и либретто === | === Киносценарии и либретто === | ||
* | * 1994 — Безумный Фриц (реж. Татьяна Диденко) | ||
* | * 2001 — Москва (реж. Александр Зельдович) | ||
* | * 2001 — Копейка (в соавторстве с постановщиком фильма Иваном Дыховичным) | ||
* | * 2004 — 4 (реж. Илья Хржановский) | ||
* | * 2005 — либретто к опере Леонида Десятникова «Дети Розенталя» | ||
* | * 2011 — Мишень (в соавторстве с постановщиком фильма Александром Зельдовичем) | ||
* | * 2019 — Дау (реж. Илья Хржановский), если, конечно, это можно назвать фильмом. Скорее, мультимедийным арт-проектом. | ||
== Тропы и штампы в творчестве == | == Тропы и штампы в творчестве == | ||
Постмодернизм, и этим все сказано. | Постмодернизм, и этим все сказано. | ||
* [[Антисюжет]] в принципе регулярен, но особенно выражен антисюжет в повести «Сердца четырех». Повесть качественно стилизована под конспирологический триллер с заговорами и спецслужбами, но при этом начисто лишена какого-либо вменяемого | * [[Антисюжет]] в принципе регулярен, но особенно выражен антисюжет в повести «Сердца четырех». Повесть качественно стилизована под конспирологический триллер с заговорами и спецслужбами, но при этом начисто лишена какого-либо вменяемого сюжета — смысл бурной деятельности персонажей совершенно непонятен, [[Ружьё не для стрельбы|многочисленные чеховские ружья не стреляют]], вроде бы важные персонажи исчезают, не оказав никакого влияния на события, и так далее. Не самое лучшее произведение Сорокина — все-таки нельзя построить объемное произведение целиком на антисюжете. | ||
** {{spoiler|Смерть четырёх главных персонажей в финале}} | ** {{spoiler|Смерть четырёх главных персонажей в финале}} — внутри(анти)сюжетный хэппи-энд. На протяжении всей книги персонажи бросают игральные кости ради некоей высшей цели… {{spoiler|А в финале сами они становятся выбрасываемыми игральными костями.}} | ||
** По мнению автора правки, «Очередь» намного вернее служит делу вывиха мозга. В «Сердцах четырёх» хотя бы понятно ''кто'' и ''что'' делает (до конца остаётся неизвестно, ''зачем''). В «Очереди» же очевидно, «зачем», | ** По мнению автора правки, «Очередь» намного вернее служит делу вывиха мозга. В «Сердцах четырёх» хотя бы понятно ''кто'' и ''что'' делает (до конца остаётся неизвестно, ''зачем''). В «Очереди» же очевидно, «зачем», но — ''кто все эти люди?'' | ||
* [[Антиутопия по Хаксли]] | * [[Антиутопия по Хаксли]] — «Теллурия». В будущем Россия, после кратковременного восстановления монархии с батогами, боярами и опричниками, всё-таки [[Кто сколько унесёт суверенитета|распалась на суверенные княжества, царства и республики]] — и такая же судьба постигла [[Балканизация|государства Европы]]. На первый взгляд, мир будущего воистину свободен, что подчёркивается внутримировыми рассуждениями нескольких персонажей. Маленькие государства разваленного мира «стали людям впору», более не грезят о сверхдержавии и «отдыхают» от своего бурного прошлого; легализованы любые удовольствия, не исключая наркоманию (богатейшее государство построссийского пространства — алтайская Республика Теллурия, поставляющая всему остальному миру наркотические гвозди из металла «теллура», при забивании в голову погружающего человека в воображаемый мир его мечты); высокие технологии обеспечивают процветание общества потребления; князья и графья охотятся в зимних лесах с борзыми, а богатые европейские гомосексуалы приезжают в Moskva ради секс-туризма с юными moskovit’ами… Однако достаточно лишь даже не копнуть глубже, а ковырнуть ногтём (на что, очевидно, способны далеко не все читатели) — и благостная «утопия» лопается, как пузырь: ибо социальных проблем в мире стало только больше. Осколки развалившихся государств грызутся в войнах — а с Востока катится на Европу кровавая волна исламского завоевания, против которого собирают «новые крестовые походы»; никуда не делись — но лишь прибавились нищета, коррупция, грязь и преступность; генномодифицированные существа с настоящим людским разумом ущемляются в правах, а то и держатся в настоящем рабстве ([[кентавры]] на конюшнях, [[Это ж надо было додуматься!|живые мыслящие фаллоимитаторы]] — в «гаремах» королев и княжон); девочки-школьницы продают себя богатым педофилам за десять рублей; социальное расслоение не только не побеждено, но вновь узаконено — опять вернулись баре с холопами и крепостными, а новые цари и короли радостно вернулись к средневековым зверствам… А в конечном итоге, как следует из рассказа «Ю», относящегося к тому же циклу «История будущего» — {{spoiler|всех «отдыхающих» государственных карликов [[Китай захватит мир|поглощает Китай]], и становится [[Суперимперия|единственной всемирной сверхдержавой]].}} | ||
* [[Говорить словесной окрошкой]] | * [[Говорить словесной окрошкой]] — Сорокин любит начать со связного повествования и постепенно превратить его в словесное месиво… Самая прелесть в постепенности… Все примеры перечислять неуместно, в качестве наиболее выразительного можно привести концовку романа «Тридцатая любовь Марины» (текст после перевоспитания Марины). | ||
* [[Гомосексуализм — это смешно]] | * [[Гомосексуализм — это смешно]] — ''червячок Хрущёва?'' | ||
* [[Гурман-порно]] | * [[Гурман-порно]] — когда у Владимира Георгиевича нет задачи показать читателю шок-контент, он склонен в него срываться. Есть у него и откровенно пародийное гурман-порно, вроде подробно и аппетитно описанных блюд, приготовленных из {{spoiler|компакт-дисков группы Prodigy и виниловых дисков Kraftwerk — признайтесь, не это вы ожидали увидеть под спойлером}}! | ||
* [[Деконструкция]]? Да чего угодно, от тургеневских пасторалей до советского [[производственный роман|производственного романа]]! | * [[Деконструкция]]? Да чего угодно, от тургеневских пасторалей до советского [[производственный роман|производственного романа]]! | ||
* [[Избыточный физиологизм]] | * [[Избыточный физиологизм]] — [[педаль в пол|педаль в выгребную яму]]: натурализм в фантастических масштабах, отринувший уже всякое правдоподобие. Например, Большой Театр полностью затоплен фекалиями, поэтому исполнители и зрители носят специальные скафандры. Однако, не везде. | ||
* [[Каннибализм]] | * [[Каннибализм]] — «Настя» тут особенно выделяется. | ||
* [[Китай захватит мир]] | * [[Китай захватит мир]] — во многих произведениях тема расширяющегося влияния Китая так или иначе затрагивается. | ||
* [[Копипаста]] | * [[Копипаста]] — бесчисленные переделки писем Мартину Алексеевичу, да и Бобруйск иногда вспоминают. | ||
** [[Крик в небеса]] | ** [[Крик в небеса]] — знаменитые письма Мартину Алексеевичу в «Норме». | ||
* [[Кто сколько унесет суверенитета]] | * [[Кто сколько унесет суверенитета]] — сеттинг Теллурии. | ||
* [[Литерал (приём комизма)|Литерал]] | * [[Литерал (приём комизма)|Литерал]] — в раннем сборнике «Стихи и песни» издевается таким образом над поэзией [[соцреализм|социалистического реализма]] (типа Степана Щипачёва): поэтическим образам придаётся буквальное значение в сорокинском стиле. Матрос подарил девушке сердце — у неё теперь на тумбочке сердце в банке, и что с ним делать? «На востоке поднял солнце портальный кран» — крановщики с матом поднимают солнце на тросах, и т. п. | ||
* [[Мир загадок]] | * [[Мир загадок]] — «Сердца четырёх»: сюжет крутится вокруг четырёх героев (мужчины, женщины, мальчика и старика), которые выполняют некую шпионскую миссию [[Бесславные девяностые|в реалиях России начала девяностых]]: раскладывают предметы на чём-то вроде игрового поля, упоминают цифры, цвета, музыкальные ноты, фамилии неизвестных людей — однако в чём суть, читателю так и не объяснят. | ||
* [[На тебе!]]: романы («Голубое сало», «Норма» и др.) | * [[На тебе!]]: романы («Голубое сало», «Норма» и др.) — сплошное и чрезвычайно грубое «на тебе!» в адрес самых разных людей — не только советских вождей, но и, например, Ахматовой, Бродского и других литературных классиков. От наездов Сорокина, в принципе, не застрахован никто. Даже Небо, даже Аллах. | ||
** По самому Сорокину в свою очередь проехался Михаил Успенский, выведя его в книге «Белый хрен в конопляном поле» в виде мерзкого шута Сорони. | ** По самому Сорокину в свою очередь проехался Михаил Успенский, выведя его в книге «Белый хрен в конопляном поле» в виде мерзкого шута Сорони. | ||
** '''Борис Штерн''' в рассказе «Второе июля четвёртого года» описал альтернативный мир, где Чехов прожил долго и дожил до [[Эпоха НЭПа|1920-х годов]], когда в этом мире появился похабный автор-модернист Владимир Сорокин (здесь обыгрывается духовное родство советских 1920-х и российских 1990-х). Рассуждая про этого автора, Чехов говорит, что литература похожа на стол, на котором можно делать всё что угодно, «…только одно нельзя | ** '''Борис Штерн''' в рассказе «Второе июля четвёртого года» описал альтернативный мир, где Чехов прожил долго и дожил до [[Эпоха НЭПа|1920-х годов]], когда в этом мире появился похабный автор-модернист Владимир Сорокин (здесь обыгрывается духовное родство советских 1920-х и российских 1990-х). Рассуждая про этого автора, Чехов говорит, что литература похожа на стол, на котором можно делать всё что угодно, «…только одно нельзя делать — срать на него [стол]! А Владимир Сорокин на него срёт!». {{свёрнуто|«Литература — это область человеческой деятельности, которую можно представить чем-то вроде большого старого надежного стола. На этом столе можно делать ВСЕ: обедать, читать, строгать, пилить, делать уроки, писать жалобы, кляузы и предложения, играть в карты, пировать во время чумы, вкручивать лампочку Ильича, за этим столом могут сидеть и царь, и сапожник, и нищий — он и монархичен, и демократичен, и аполитичен, и анархичен одновременно; этот стол вытерпит все: на нем можно танцевать голыми, под ним (и на нем) можно спать — если спать негде. По нему можно стучать кулаком. На нем даже можно заниматься любовью, если сильно приспичило. Если какой-то школяр вырежет на ножке стола неприличное слово, он поймет и простит этого мальчишку — скажет: „Нехорошо, мальчик!“ Он все стерпит. С ним нельзя делать только одного: на этот стол нельзя „…“. А Владимир Сорокин на него „…“. Какой из него писатель, да еще модернист? Обыкновенный „…“». (Чехов употребил слова «срать» и «говнюк». Как видим, Антон Павлович, когда было надо, не краснел и не стеснялся в выражениях, советские публикаторы эти слова стыдливо кавычат и многоточат).}} | ||
* [[Пурпурная проза]] | * [[Пурпурная проза]] — Сорокин, как это ни удивительно прозвучит, сильнее всего именно как стилист, способный хорошо и цветисто расписать самые физиологические подробности. А также сымитировать стиль множества литераторов, по крайней мере, русских (особенно ярко в «Голубом сале») | ||
** Видимо, | ** Видимо, последнее — подражание Джойсу? | ||
* [[Слепили из того, что было]]: «Норма» — компиляция множества ранних андеграундных рассказов разных лет, к которым он дописал [[обрамление]] и главы, посвящённые собственно «норме». Получилось произведение, которое больше, чем сумма своих составляющих. | * [[Слепили из того, что было]]: «Норма» — компиляция множества ранних андеграундных рассказов разных лет, к которым он дописал [[обрамление]] и главы, посвящённые собственно «норме». Получилось произведение, которое больше, чем сумма своих составляющих. | ||
* [[Технотрёп]]: {{q| | * [[Технотрёп]]: {{q| | ||
Строка 86: | Строка 86: | ||
– Легче, легче! – зашептал Штаубе, Ребров повернул гнек до конца, тельмец соскочил с колодки, вошел в челночную капсулу. Штаубе подал иглу. Ребров ввел ее в концевое отверстие, перевел рейку на 2. Челночная капсула опустилась на параклит. Ребров тут же повернул и вынул гнек.|Владимир Сорокин, «Сердца четырёх»}} | – Легче, легче! – зашептал Штаубе, Ребров повернул гнек до конца, тельмец соскочил с колодки, вошел в челночную капсулу. Штаубе подал иглу. Ребров ввел ее в концевое отверстие, перевел рейку на 2. Челночная капсула опустилась на параклит. Ребров тут же повернул и вынул гнек.|Владимир Сорокин, «Сердца четырёх»}} | ||
* [[Чернуха]] | * [[Чернуха]] — довольно много, но в поздних произведениях (той же «Метели») её намного меньше. | ||
* [[Эстетика девяностых]] | * [[Эстетика девяностых]] — стилистически и сюжетно активно обыгрывается в «Ледяной трилогии». | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 18:36, 1 апреля 2022
Владимир Сорокин |
---|
Псевдонимы: нет |
Дата рождения: 1955 |
Место рождения: пос. Быково, Подмосковье |
Дата смерти: |
Место смерти: |
Вид деятельности: писатель, сценарист, драматург |
Годы деятельности: с 1979 |
Направление или жанр: гротеск, сатира, контркультура |
Язык произведений: русский |
Дебют: «Норма» |
Владимир Георгиевич Сорокин (р.1955, пос. Быково, Подмосковье) — российский писатель и сценарист, добившийся известности ещё в восьмидесятые, а затем настоящей славы — в девяностые и нулевые как один из ярчайших представителей постмодернизма и концептуализма в русской литературе. Причём, слава эта — самая что ни на есть скандальная: достаточно сказать, что он был, пожалуй, первым после распада СССР литератором, против творчества которого собирали самые настоящие протестные акции (впрочем, собирало их провластное движение «Идущие вместе» и большой вопрос, насколько они были искренними). И было за что — товарищ Сорокин является тем ещё генератором шок-контента и разрыва шаблонов. Однако, если не полагаться на напев Рабиновича по телефону, а все-таки пересилить себя и прочитать хотя бы наиболее значимые произведения (те же «Ледяную трилогию», «День опричника», «Метель» и «Теллурию»), то вполне можно признать за ним немалый писательский талант. Что интересно — некоторые цитаты из произведений Сорокина таки «ушли в народ» — по крайней мере, в его контркультурную прослойку.
Значимые произведения
Романы
« |
В Книге смысла не было, что превращало её в самую ненавистную из епитимий. Она содержала двенадцать глав. Как в шкале землетрясений, их убойная сила росла экспоненциально, то есть шестая глава была в десять раз хуже пятой, и так далее. Первая глава была так, ознакомлением, для проштрафившихся детишек. С нею обычно справлялись за час. Вторая, как правило, означала по меньшей мере одну ночёвку в штрафной келье, хотя любой уважающий себя правонарушитель мог осилить её за день. На пятую уходило несколько недель. Приговор к шестой главе можно было обжаловать примасу и далее в инквизицию. Двенадцатая глава равнялась пожизненному осуждению на каторжные работы в одиночном заключении: за три тысячи шестьсот девяносто лет её превозмогли только трое инаков, и все они были не в себе. Примерно за шестой главой епитимья растягивалась на годы. Многие предпочитали уйти из концента. Те, кто оставался, выходили изменившимися: присмиревшими и как будто пониже ростом. Это может показаться странным, поскольку требовалось вроде бы всего ничего: переписать указанные главы, выучить и ответить на вопросы по ним комиссии иерархов. Однако содержание Книги на протяжении столетий оттачивалось до полного, идиотического, вынимающего душу безумия: вопиюще очевидного в начале, затем, с каждой главой, всё более тонкого. Это был лабиринт без выхода, уравнение, которое после недель труда сводилось к 2 = 3. Первая глава состояла из страницы бессмысленных детских стишков с нарочито неточными рифмами. Четвёртая представляла собой несколько страниц знаков числа пи. Дальше, впрочем, в кодексе не было ничего случайного, поскольку чисто рандомные вещи запомнить не так сложно: достаточно освоить несколько приёмов, а все, одолевшие четвёртую главу, эти приёмы знали. Куда труднее зубрить и отвечать материал почти, но не совсем осмысленный; материал, в котором есть внутренняя логика, но только до некоего предела. Такие вещи время от времени возникают в матическом мире естественным путём: в конце концов, не каждому дано стать светителем. После того как авторов унизили и отбросили, их сочинения передавали инквизиции; если она находила текст достаточно чудовищным, то его, дополнительно ухудшив, включали в следующие, ещё более гадостные издания кодекса. Чтобы выйти на свободу, надо было освоить материал так, как, скажем, теорию групп для изучения квантовой механики. Ужас заключался в сознании, что ты прикладываешь столько усилий, чтобы отравить свой мозг интеллектуальным ядом. Вы и представить себе не можете, насколько это унизительно. Промучившись над пятой главой недели две, я вполне понимал, почему осилившие, например, девятую, остаются искалеченными на всю жизнь. |
» |
— Как Нил Стивенсон угадал стиль Сорокина? |
- Норма — написан в 1979—1983, издана впервые в 1994 году. Та самая, про которую все знают, что там это едят.
- Очередь — написан в 1983 году, впервые опуликована в 1985 в Париже
- Тридцатая любовь Марины — написан в 1982—1984, впервые опубликован в 1995
- Сердца Четырёх — написан в 1991 и впервые опубликована в 1994
- Голубое сало — написан и опубликован в 1999, был основной мишенью нападок «Идущих вместе»
- Ледяная трилогия («Путь Бро», «Лёд», «23000») — концептуальная фантастическая трилогия, написана и издана в 2002—2005 годах.
- Теллурия — издан в 2013 году
- Манарага — издан в 2017 году
- Доктор Гарин — издан в 2021 году
Повести и сборники рассказов
- 1979—1984 — «Первый субботник», впервые опубликован в 1992.
- 2000 — «Пир».
- 2002 — «Москва».
- 2006 — «День опричника» (повесть-антиутопия).
- 2008 — сиквел «Сахарный Кремль» (сборник рассказов).
- 2010 — «Метель» (повесть).
- 2010 — «Моноклон».
- 2017 — «Белый квадрат».
Киносценарии и либретто
- 1994 — Безумный Фриц (реж. Татьяна Диденко)
- 2001 — Москва (реж. Александр Зельдович)
- 2001 — Копейка (в соавторстве с постановщиком фильма Иваном Дыховичным)
- 2004 — 4 (реж. Илья Хржановский)
- 2005 — либретто к опере Леонида Десятникова «Дети Розенталя»
- 2011 — Мишень (в соавторстве с постановщиком фильма Александром Зельдовичем)
- 2019 — Дау (реж. Илья Хржановский), если, конечно, это можно назвать фильмом. Скорее, мультимедийным арт-проектом.
Тропы и штампы в творчестве
Постмодернизм, и этим все сказано.
- Антисюжет в принципе регулярен, но особенно выражен антисюжет в повести «Сердца четырех». Повесть качественно стилизована под конспирологический триллер с заговорами и спецслужбами, но при этом начисто лишена какого-либо вменяемого сюжета — смысл бурной деятельности персонажей совершенно непонятен, многочисленные чеховские ружья не стреляют, вроде бы важные персонажи исчезают, не оказав никакого влияния на события, и так далее. Не самое лучшее произведение Сорокина — все-таки нельзя построить объемное произведение целиком на антисюжете.
- Смерть четырёх главных персонажей в финале — внутри(анти)сюжетный хэппи-энд. На протяжении всей книги персонажи бросают игральные кости ради некоей высшей цели… А в финале сами они становятся выбрасываемыми игральными костями.
- По мнению автора правки, «Очередь» намного вернее служит делу вывиха мозга. В «Сердцах четырёх» хотя бы понятно кто и что делает (до конца остаётся неизвестно, зачем). В «Очереди» же очевидно, «зачем», но — кто все эти люди?
- Антиутопия по Хаксли — «Теллурия». В будущем Россия, после кратковременного восстановления монархии с батогами, боярами и опричниками, всё-таки распалась на суверенные княжества, царства и республики — и такая же судьба постигла государства Европы. На первый взгляд, мир будущего воистину свободен, что подчёркивается внутримировыми рассуждениями нескольких персонажей. Маленькие государства разваленного мира «стали людям впору», более не грезят о сверхдержавии и «отдыхают» от своего бурного прошлого; легализованы любые удовольствия, не исключая наркоманию (богатейшее государство построссийского пространства — алтайская Республика Теллурия, поставляющая всему остальному миру наркотические гвозди из металла «теллура», при забивании в голову погружающего человека в воображаемый мир его мечты); высокие технологии обеспечивают процветание общества потребления; князья и графья охотятся в зимних лесах с борзыми, а богатые европейские гомосексуалы приезжают в Moskva ради секс-туризма с юными moskovit’ами… Однако достаточно лишь даже не копнуть глубже, а ковырнуть ногтём (на что, очевидно, способны далеко не все читатели) — и благостная «утопия» лопается, как пузырь: ибо социальных проблем в мире стало только больше. Осколки развалившихся государств грызутся в войнах — а с Востока катится на Европу кровавая волна исламского завоевания, против которого собирают «новые крестовые походы»; никуда не делись — но лишь прибавились нищета, коррупция, грязь и преступность; генномодифицированные существа с настоящим людским разумом ущемляются в правах, а то и держатся в настоящем рабстве (кентавры на конюшнях, живые мыслящие фаллоимитаторы — в «гаремах» королев и княжон); девочки-школьницы продают себя богатым педофилам за десять рублей; социальное расслоение не только не побеждено, но вновь узаконено — опять вернулись баре с холопами и крепостными, а новые цари и короли радостно вернулись к средневековым зверствам… А в конечном итоге, как следует из рассказа «Ю», относящегося к тому же циклу «История будущего» — всех «отдыхающих» государственных карликов поглощает Китай, и становится единственной всемирной сверхдержавой.
- Говорить словесной окрошкой — Сорокин любит начать со связного повествования и постепенно превратить его в словесное месиво… Самая прелесть в постепенности… Все примеры перечислять неуместно, в качестве наиболее выразительного можно привести концовку романа «Тридцатая любовь Марины» (текст после перевоспитания Марины).
- Гомосексуализм — это смешно — червячок Хрущёва?
- Гурман-порно — когда у Владимира Георгиевича нет задачи показать читателю шок-контент, он склонен в него срываться. Есть у него и откровенно пародийное гурман-порно, вроде подробно и аппетитно описанных блюд, приготовленных из компакт-дисков группы Prodigy и виниловых дисков Kraftwerk — признайтесь, не это вы ожидали увидеть под спойлером!
- Деконструкция? Да чего угодно, от тургеневских пасторалей до советского производственного романа!
- Избыточный физиологизм — педаль в выгребную яму: натурализм в фантастических масштабах, отринувший уже всякое правдоподобие. Например, Большой Театр полностью затоплен фекалиями, поэтому исполнители и зрители носят специальные скафандры. Однако, не везде.
- Каннибализм — «Настя» тут особенно выделяется.
- Китай захватит мир — во многих произведениях тема расширяющегося влияния Китая так или иначе затрагивается.
- Копипаста — бесчисленные переделки писем Мартину Алексеевичу, да и Бобруйск иногда вспоминают.
- Крик в небеса — знаменитые письма Мартину Алексеевичу в «Норме».
- Кто сколько унесет суверенитета — сеттинг Теллурии.
- Литерал — в раннем сборнике «Стихи и песни» издевается таким образом над поэзией социалистического реализма (типа Степана Щипачёва): поэтическим образам придаётся буквальное значение в сорокинском стиле. Матрос подарил девушке сердце — у неё теперь на тумбочке сердце в банке, и что с ним делать? «На востоке поднял солнце портальный кран» — крановщики с матом поднимают солнце на тросах, и т. п.
- Мир загадок — «Сердца четырёх»: сюжет крутится вокруг четырёх героев (мужчины, женщины, мальчика и старика), которые выполняют некую шпионскую миссию в реалиях России начала девяностых: раскладывают предметы на чём-то вроде игрового поля, упоминают цифры, цвета, музыкальные ноты, фамилии неизвестных людей — однако в чём суть, читателю так и не объяснят.
- На тебе!: романы («Голубое сало», «Норма» и др.) — сплошное и чрезвычайно грубое «на тебе!» в адрес самых разных людей — не только советских вождей, но и, например, Ахматовой, Бродского и других литературных классиков. От наездов Сорокина, в принципе, не застрахован никто. Даже Небо, даже Аллах.
- По самому Сорокину в свою очередь проехался Михаил Успенский, выведя его в книге «Белый хрен в конопляном поле» в виде мерзкого шута Сорони.
- Борис Штерн в рассказе «Второе июля четвёртого года» описал альтернативный мир, где Чехов прожил долго и дожил до 1920-х годов, когда в этом мире появился похабный автор-модернист Владимир Сорокин (здесь обыгрывается духовное родство советских 1920-х и российских 1990-х). Рассуждая про этого автора, Чехов говорит, что литература похожа на стол, на котором можно делать всё что угодно, «…только одно нельзя делать — срать на него [стол]! А Владимир Сорокин на него срёт!».
Свёрнуто |
---|
«Литература — это область человеческой деятельности, которую можно представить чем-то вроде большого старого надежного стола. На этом столе можно делать ВСЕ: обедать, читать, строгать, пилить, делать уроки, писать жалобы, кляузы и предложения, играть в карты, пировать во время чумы, вкручивать лампочку Ильича, за этим столом могут сидеть и царь, и сапожник, и нищий — он и монархичен, и демократичен, и аполитичен, и анархичен одновременно; этот стол вытерпит все: на нем можно танцевать голыми, под ним (и на нем) можно спать — если спать негде. По нему можно стучать кулаком. На нем даже можно заниматься любовью, если сильно приспичило. Если какой-то школяр вырежет на ножке стола неприличное слово, он поймет и простит этого мальчишку — скажет: „Нехорошо, мальчик!“ Он все стерпит. С ним нельзя делать только одного: на этот стол нельзя „…“. А Владимир Сорокин на него „…“. Какой из него писатель, да еще модернист? Обыкновенный „…“». (Чехов употребил слова «срать» и «говнюк». Как видим, Антон Павлович, когда было надо, не краснел и не стеснялся в выражениях, советские публикаторы эти слова стыдливо кавычат и многоточат). |
- Пурпурная проза — Сорокин, как это ни удивительно прозвучит, сильнее всего именно как стилист, способный хорошо и цветисто расписать самые физиологические подробности. А также сымитировать стиль множества литераторов, по крайней мере, русских (особенно ярко в «Голубом сале»)
- Видимо, последнее — подражание Джойсу?
- Слепили из того, что было: «Норма» — компиляция множества ранних андеграундных рассказов разных лет, к которым он дописал обрамление и главы, посвящённые собственно «норме». Получилось произведение, которое больше, чем сумма своих составляющих.
- Технотрёп:
« |
Ребров надел на стержень кольцо, вставил полукольцо, оттянул пружину. Затвор щелкнул и встал на место. Ребров вставил стержень в паз, закрепил рычагом, перевел рейку на 9, протянул руку. Штаубе подал ему гнек, Ребров вставил его в шлицевой замок и стал медленно поворачивать. – Легче, легче! – зашептал Штаубе, Ребров повернул гнек до конца, тельмец соскочил с колодки, вошел в челночную капсулу. Штаубе подал иглу. Ребров ввел ее в концевое отверстие, перевел рейку на 2. Челночная капсула опустилась на параклит. Ребров тут же повернул и вынул гнек. |
» |
— Владимир Сорокин, «Сердца четырёх» |
- Чернуха — довольно много, но в поздних произведениях (той же «Метели») её намного меньше.
- Эстетика девяностых — стилистически и сюжетно активно обыгрывается в «Ледяной трилогии».
Примечания
Эстетика девяностых | ||
---|---|---|
Персоналии | Валерий Роньшин • Виктор Пелевин • Владимир Сорокин • … | |
Юридические лица | Телекомпания ВИD • … | |
Книги | Generation «П» • Дом, в котором… • Жизнь насекомых • Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы • Мифогенная любовь каст • Московиада • Перверзия • Петрович и Патапум • Посмотри в глаза чудовищ • Приключения Печенюшкина • Центр Роста • … | |
Мультфильмы и мультсериалы | Незнайка на Луне • Новые Бременские • … | |
Видеоигры | Братья Пилоты • ГЭГ: Отвязное приключение • Петька и Василий Иванович • Страшилки: Шестое чувство • … |
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (отечественные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (зарубежные) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |