Избыточный физиологизм

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Цена этому — дерьмо! »
— Пан Паливец в романе Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» как бы предвидит «Трудно быть богом» Германа

Завязка детектива: в закрытом помещении нашли гору трупов, вызывают полицию, старший детектив вальяжно обходит оцепление, заходит в искомое помещение и почти сразу вылетает из него. Ему плохо, он обильно потеет, у него расширены зрачки. Пошатываясь, отходит от двери и смачно блюет прямо в камеру. Минут пять подряд. Простите, мы же приходили в кино на детектив!

Суть[править]

Пуританское воспитание, чопорная мораль, оковы условности и самая страшная в мире советская цензура не приветствовали натуральное изображение в произведении некоторых физиологических моментов. Да что там, поцелуи запрещали! Но в принципе, к отрицательно воспринимаемым скорее относились такие физиологические процессы, как некрасиво или слишком реалистично изображённый секс (впрочем, с ним сложно), рвота, мочеиспускание и дефекация. Просто потому, что мы все это делаем с той или иной степенью регулярности и никакого удовольствия от наблюдения за таким процессом у кого-то еще не испытываем. Опять-таки, есть нюансы.

Секс-то скорее запрещали потому, что джентльмену было не комильфо выносить такое вот из спальни (ну или из борделя) — это же вредно для репутации (и очень полезно для распространителей сплетен)! Ну да бог с ним, с сексом. Мы тут о неприятной физиологии.

Понятно, что раз такое показывать не принято, то чтобы быть новатором, может хватить всего-лишь показать. И вот тут кроется корень зла! Помните перестроечное кино с сиськами в каждом первом фильме? Это показывать голую женскую грудь стало можно. И тогда на «Маленькую Веру» и «Интердевочку» ходили толпы. Но, положа руку на сердце — та самая сцена как-то изменила художественную ценность «Маленькой Веры»? Ну ок, а 100500 остальных фильмов того времени?

Итак: существует определенный шокирующий контент и существует желание его показать. При этом показ (на тот момент) шокирующего контента не означает художественного прорыва, но может добавить популярности. Спросите у «Андалузского пса», да. Тут мы собираем и тех, у кого получилось, и тех, кому не удалось.

См. также Мочить в сортире. Противотропом можно считать Принцессы не какают.

Получилось[править]

Кино[править]

  • «Апокалипсис сегодня» — разрубание коровы мачете и прочее мясо. Все сцены зашкаливающей жестокости преследуют одну цель: показать всю жестокость войны как она есть.
  • «Трюкач» — внутримировой пример и одновременно стёб над тропом: на съёмках одной из сцен снимаемого фильма о Первой мировой войне после налёта вражеского самолёта от солдат остаются натуралистичные изуродованные трупы и просто куски мяса, оторванные головы, конечности и т. д. Наблюдавшие за съёмками зеваки приходят в ужас, думая, что массовку распотрошило по-настоящему, однако вскоре выясняется, что статисты всего-навсего успели загримироваться под дымовой завесой (причём, неестественно быстро, за какие-то считанные секунды, вот это слаженная работа!)
  • «Иди и смотри» — ужас-ужас-ужас, но так оно и было. И даже понимаешь у холодильника, что отдельные моменты замазали — но главный герой по причине малолетства на такое не обратил внимания, а педалирование а) уперлось бы в ту же советскую цензуру, б) превратило бы фильм в окончательный артхаус без малейшего светлого пятна. Это уже потом понятно, что его там как бы и нет, но жизнь всё-таки продолжается. Для некоторых, далеко не для всех — что все-таки понятно сразу.
  • «Пришельцы» — с прикрученным фитильком. Во-первых, тошнота Годфруа и Жакуя от быстрой езды (а также во второй части вызванные пыткой регулярные «отливания» Жакара — дальнего потомка Жакуя) показаны только звуками, а не… э-м-м… визуально; во-вторых — вдобавок к реалистичности получается смешно.
  • Любой фильм Квентина Тарантино. Впрочем, трудно сказать, достигает ли натурализм стадии избыточности: Тарантино умело чередует натуралистические детали с такими приемами, как закадровый крик и закадровое гуро. Еще он разбавляет всё это некоторой мерой условности и черноюморного стёба, отчего получается уже не столько натурализм, сколько — по Бахтину — «карнавал».
  • «Семь» — закормленный насмерть огромный толстяк, олицетворяющий грех обжорства, лежащий лицом в спагетти и сидящий в своём дерьме, а также ведро блевотины под столом неплохо показывают жестокость и фанатизм антагониста… ну и мерзость обжорства, возведенного в абсолют, конечно.

Телесериалы[править]

  • Game of Thrones (TV). Не только показаны в отвратительных подробностях многие сцены, описанные Мартином, но шоураннеры ещё и додумали многое из того, на что Мартин только аккуратно намекал. Например, показан процесс промывания мозгов Теону Грейджою. И полным-полно демонстрации местной секс-индустрии, в том числе там, где у Мартина этого нет.

Веб-комиксы[править]

  • «Tales of the Blood Moon» от Gesperax — в выпусках «В самом сердце леса» и «Предложение, от которого невозможно отказаться» последствия падения в колючий куст показаны во всей красе с вытекающей из-под застрявших в телесах незадачливых вампирши и оборотнихи колючек кровью.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк: автор, Кентаро Миура, — не стеснялся рисовать пытки, расчлененку и прочее в огромных количествах, очень натуралистично и подробно.

Видеоигры[править]

Спорно[править]

Литература[править]

  • «Гаргантюа и Пантагрюэль» — автор не чурается никаких подробностей, и не везде это идёт роману на пользу. Например, описание Постника невозможно читать без медицинского справочника, а рецепт приворотного зелья Панурга — без отвращения.
  • Свифт, «Путешествия Гулливера» — во всех путешествиях, во все поля. Современники отметили.
  • Полуавтобиографическая трилогия Генри Миллера — «Тропик рака», «Тропик козерога» и «Чёрная весна». В США романы были разрешены аж в 1960-е, почти через тридцать лет после первой публикации. Скандальную известность им принесли в первую очередь сцены секса и вообще педалирование сексуальной тематики, но и описания прямым текстом, к примеру, последствий дефекации в тексте тоже есть.
  • Практически любое произведение Чака Паланика.
  • «Досье Дрездена» — с прикрученным фитильком. Сцена с горой трупов почти точь-в-точь есть в первой книге. Натурализм? Да. Избыточный? Возможно.
  • Владимир Сорокин — Педаль в асфальт: натурализм в фантастических масштабах, отринувший уже всякое правдоподобие. Например, Большой Театр полностью затоплен фекалиями, поэтому исполнители и зрители носят специальные скафандры.
  • Виктор Пелевин, «Девятый сон Веры Павловны» — в солипсизме уборщицы туалета фекалии рано или поздно проявятся.
  • Ксения Медведевич, «Ястреб халифа». Кажется, у автора была цель показать средневековый Ближний Восток без романтичного флёра «тысячи и одной ночи», но получился крен в другую сторону: подробно описанные насилие и пытки занимают большую часть книги.
    • Впрочем, по утверждению автора (детально изучившей историю Халифата), она еще очень и очень многое смягчила!
  • Брюс Стирлинг. «Схизматрица». Абеляр во время акклиматизации мается несварением и вытекающей из него диареей. Кицуне во время романа с Абеляром страдает из-за особенностей устройства своего иммунитета, лечит сыпь и прочие раздражения, а также прибегает ещё к ряду не самых приятных процедур, но чувства тем не менее перевешивают. Даже став Стеноматерью, она всё ещё продолжает относиться к нему довольно тепло, хотя уже и без страсти. Такие мелкие физиологические подробности в первую очередь показывают, что представшие перед нами персонажи — «живые люди», а не идеализированные абстракции (напомню, что роман 1985 г. выпуска, а тогда антигерои ещё не были мэйнстримом), однако в то же время в остальном сюжетная значимость этих подробностей не так уж велика.

Кино[править]

  • Большая часть артхауса как жанра. Спорно, очень спорно. Но если не называть конкретных произведений, то многие могут и согласиться, нес па?
  • Вышеупомянутый «Андалузский пес», где по сюжету героине крупным планом разрезают глазное яблоко. Спокойно! Ни одна актриса в процессе съёмок не пострадала, а глаз принадлежит на тот момент уже мёртвому ослу. Далее мы видим руку с дыркой, из которой выползают муравьи; оторванную кисть руки; мужчину, который тащит за собой два рояля с полуразложившимися мёртвыми ослами… Однако для авангардного кино 20-х фильм стал культовым.

Видеоигры[править]

  • Agony — от польской Madmind Studio. Скандальную известность этой, весьма посредственной в остальных отношениях, игре принёс именно троп. Демоны с грудями и зубастыми вагинами вместо лица, фаллические формы во всех мыслимых местах, не говоря уж о кубометрах жидкой и запёкшейся кровищи с расчленёнкой повсюду.
  • Dark Souls 3 — редкий пример из мира игр. В центральном зале Храма Глубин можно встретить двоих гигантов, стоящих на колене в огромной луже собственных нечистот. На то, что это именно они, недвусмысленно намекают навозные пироги, которые можно там поднять, а также то, что пол в других частях зала, где гигантов нет, чист. Также нечистотами и останками трупов завалено обиталище Олдрика Пожирателя Богов, чревоугодника и каннибала. Можно ли было обойтись без этих деталей? Вполне. Но они делают изображённые локации достоверными и запоминающимися. Обиталище Олдрика — уж точно.
  • Postal — ближе к другому тропу, но возможность мочиться на NPC и самого себя или сделать из кошки глушитель тоже присутствует.

Не вышло[править]

Театр[править]

  • «Дон Кихот» Марка Захарова. Ну зачем там сцена утреннего туалета Янковского во всех деталях, а?

Кино[править]

  • «Трудно быть богом» А. Германа. Главный герой фильма, без всякого преувеличения, — фекалии. Они повсюду: растекаются по земле, сыплются с неба, плавают в воде, размазаны по лицам персонажей. Фильм следовало бы назвать «Три часа в навозе». Ради разнообразия можно полюбоваться на грязь, харчки и сморчки (не грибы, а отделяемое из носа) вкупе с ослиным членом. Да, и ещё неприличный обруч на голове Руматы. В повести подобного не было: всё-таки смесь Средневековья с Возрождением и феодальной Японией.
  • «Чистилище» А. Невзорова. Поминутно сморкающийся длинными соплями танкист в исполнении С.Роста, боевик, мочащийся на убитых, ну и, конечно, «похороны» российских солдат с помощью Т-80БВ (в роли трупов — реальные свиные туши с мясокомбината).
  • Практически любое кино про лихие девяностые.
  • Посредственная какаха «Непосредственно Каха». Просто «Непосредственно Каха». Особенно полнометражка.

Телесериалы[править]

  • «Эш против зловещих мертвецов». В первом сезоне тропа нет — всё сбалансировано. Физиологизм, но не избыточный: в основном героев то и дело заливает кровищей. (В кинотрилогии-первоисточнике тропа тоже не было; там всё, в хорошем смысле, условно). Зато начиная со второй серии второго сезона — уже во все поля! Эш и в кишках трупов роется, находясь в прозекторской, и его затягивает в задний проход трупа (а далее и вовсе ВНУТРЬ трупа), и калом он после этого весь перемазан, и т. п. Затем на несколько серий перебор прекращается… ровно до того момента, когда бедняжку Келли окунают её милым суровым личиком прямо в больничную «утку», полную мочи! Фанаты «Зелёного слоника» и других подобных произведений порадуются, остальные — не факт.

Аниме и манга[править]

  • «Босоногий Гэн». Это благородная затея — показать, как ужасно атомное оружие; но надо же и матчасть знать… Вытекающие и висящие на зрительных нервах глаза людей после ядерного взрыва. В реальной жизни стекловидное тело при нагреве от светового излучения всего лишь свернется наподобие яичного белка; живой человек при воздействии яркого света/высокой температуры рефлекторно зажмуривается, и глаза у трупа человека, сожженного заживо, плотно закрыты.
    • Справедливости ради, глаза там у людей в основном вышибало обычным взрывом от обычных бомбардировок. это были, так сказать, «репетиции» близящихся ядерных испытаний. А вот бредущая толпа, попавшая под сам ядерный взрыв — это да… Хотя там глаза не столько выбитые, сколько вытекшие, плюс сползающая лохмотьями кожа — сильнейшие радиационные ожоги.
    • А почему это при контузии глаза от взрыва глазные яблоки не могут выпасть? Да и в любом случае главная неточность не в глазах, а в том, что люди, умершие непосредственно от взрыва, просто не успели бы среагировать так драматично, как в фильме.