И каждый описывал своё

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Некоторые фантастические создания не могут усидеть в одном облике. Некоторые даже превращают широкий арсенал обличий в свою главную фичу. Но персонаж нашей статьи выжимает педаль непостоянства в пол. Поставь его перед сотней свидетелей — и получишь сотню совершенно различных описаний. А если в этот момент попросить нашего героя представиться — не исключено заодно, что свидетели потом назовут и сотню разных имён.

Частный случай облика, недоступного пониманию — когда каждый из свидетелей описывает нечто своё. Таким свойством может обладать не только живое существо, но и предмет, и локация, и даже ситуация. Очень часто оказывается, что конкретный облик как-то зависит от наблюдателя — от его характера, склонностей, подсознательных ожиданий и личных качеств.

Смежные тропы без мистики: Врёт, как очевидец, Правда о слоне. Ещё одно близкое явление — Твист Шрёдингера.

Примеры[править]

Религия, мифология, фольклор[править]

  • История из фольклора Шетландских островов про загадочную бабайку, которую называют просто «Оно». Нет двух людей, которые бы видели её одинаково.
  • Может быть антропоморфной персонификацией чего-либо. В ирландском мифе Власть являлась уродливой старухой или прекрасной женщиной, в зависимости от отношения наблюдателя.

Литература[править]

  • «Мастер и Маргарита» — описания Воланда разнятся у разных людей, более того, у самого Булгакова в разных местах книги. А ви таки шо хотели?
  • «Покоритель Зари, или Плавание на край света» — на острове кошмаров, само собой, каждый встречает именно свои кошмары. Во тьме их не столько видно, сколько слышно, но каждый слышит своё — и немедля, кстати, распознаёт звук.
    • «Последняя битва» — гномы в хлеву/новой Нарнии.
  • «Удивительный волшебник из Страны Оз» / «Волшебник Изумрудного города» — с прикрученным фитильком: под представителя тропа очень старательно косит Оз / Гудвин, Великий и Ужасный.
  • «Лабиринт смерти» Филип К. Дик — Здание и Надпись, которые для каждого свои.
  • «Дом, в котором» — Изнанка Дома (параллельный мир, в который могут проникать ученики интерната), судя по всему, устроена именно так и отражает содержание внутреннего мира героев, во многом сформированное их любимыми книгами и фильмами (именно поэтому она так напоминает типичную американскую глубинку из триллеров девяностых годов). Подсвечено Слепым в его разговоре со Сфинксом в полной версии книги, где он прямым текстом говорит, что Изнанка «подлаживается» под своих обитателей.
    • Также жилище Хранителя Времени, загадочного старичка из сказки Табаки. Для кого-то его дом окружён садом, для кого-то стоит на берегу реки или в чистом поле, кто-то находит его в дупле дерева или в обычной квартире многоквартирного дома. А ещё, если он не хочет принимать посетителя, то посетитель найдёт его мёртвым, лежащим в коробке из-под стереосистемы. И оставаться в таком состоянии он может как угодно долго.
  • «Там» Анны Борисовой (псевдоним Бориса Акунина) — после гибели в теракте несколько героев попадают в разные взаимоисключающие версии загробного мира, в зависимости от того, во что они верили при жизни. Эзотерик-торсионщик оказывается инопланетянином и возвращается обратно в свой родной инопланетный мир, верующая католичка попадает в довольно жуткое Чистилище, буддист — в Колесо Сансары, а арабский террорист — в мусульманский рай.
  • «Гарри Поттер» — в зеркале Еиналеж каждый видит отражение собственных заветных желаний, любовный напиток Амортеция для каждого человека имеет тот запах, который ему больше всего нравится, а боггарты наоборот принимают обличье того, кого или чего человек больше всего боится. Боггарт — с фитильком, он меняет облик объективно, и при большом скоплении народу даже не может определиться с обликом — не знает, кого конкретно пугать.
    • А в широко известном фанфике по нему схожими свойствами обладают дементоры, чей облик напрямую отражает, насколько наблюдатель боится смерти.
  • «В финале Джон умрёт» — один из коронных приёмов здешних сверхъестественных тварей, тема раскрыта в первой и третьей книгах.
  • «Классификатор пришельцев» Петухова — твари обладающие высоким гипнопотенциалом, такие как «Гипнодонт чревовещающий» или «Биоандроид псевдореальный», имеют неопределимый облик, потому что в первые же секунды контакта показывают гипнопризрака вместо себя.
  • Макс Фрай — таково свойство Тёмной Стороны. Главный герой поначалу видел её в оттенках чёрного, решив, что она так названа оттого, что на ней темно. Плюс множество других, менее значительных примеров.
  • «Путешествие в Страну Снов» Дмитрия Дримова — это свойство во всей красе продемонстрировал профессор Зеро на странном уроке математики в начале книги. Стало ясно уже постфактум, когда ученики принялись обсуждать…
  • Кэтрин Фишер, трилогия «Оракул» — «Архон» — «Скарабей». Автор статьи читал её довольно дофига давно и не ручается за конкретный номер книги, но отчётливо помнит, что именно так был реализован концепт «у сторожевого пса три головы». В то время как один из путешественников видит щенка, взгляду двух других открываются более взрослые ипостаси…
  • «Сражение в Интернете». Когда главные герои отправились на переговоры с преступной группировкой, в целях маскировки Лёшка Шведов торопливо внушил им, что они видят свой главный страх, но не озаботился скоординировать внушаемый образ. В итоге пока шеф видел своё воплощённое представление о крутых конкурентах — великолепного мерзавца, роковую советницу и громилу — двое его подручных увидели один суровых байкеров, а другой — не менее суровых китайцев-каратистов. Повезло же им, что они потом не стали детально сличать впечатления…
  • Волкодав — изваяние Богини-Матери, в чертах лица которой каждый сразу же видел свою мать, откуда бы ни происходил и к какому бы народу ни принадлежал.
  • Владислав Крапивин, «Полосатый жираф Алик» — сотрудник (или сотрудница) потустороннего «справочного бюро», указавший (или, опять же, указавшая) героям путь обратно на Землю.
  • Дозоры — Тигр, антропоморфная персонификация Сумрака. Когда он вышел навстречу группе персонажей, каждый увидел его похожим на себя (Антон — молодым мужчиной, Светлана — молодой женщиной, а старый мудрый еврей — старым мудрым евреем)
  • ПЛиО — на Севере существует легенда про «то, что приходит ночью». Якобы, четверо новобранцев Ночного Дозора на протяжении четырёх ночей по очереди видели нечто ужасающее, но каждый описывал его по-своему. За год трое из них умерли, а четвертый сошел с ума. Сто лет спустя, когда «то, что приходит ночью» явилось снова, молодые новобранцы шли за ним, закованные в цепи.
  • Джаспер Ффорде, «Беги, Четверг, беги, или Жёсткий переплёт» — Большая Шишка, некая могущественная сущность, имеющая полную власть над Книгомирьем, для каждого персонажа выглядит по-разному. Четверг видела её в обличье немолодой женщины, а Шалтай-Болтай — в виде яйца.
  • Дональд Тайсон, «Безликий» — реконструировав лицо древней статуи, археологи столкнулись с жутковатым эффектом: каждый видел его, как своё собственное…
  • Елена Леонтьева, «Пять жизней на пути свободы» — когда во второй части властитель демонов нападает на паломника Махасену, сам Махасена видит его чёрным всадником на чёрном коне; сопровождавший Махасену протагонист — бешеным псом; а проводник каравана, мудрый старик Яси — пешим воином в древних медных доспехах (именно таким и был изначальный облик властителя демонов, когда он был человеком).

Телесериалы[править]

  • «Секретные материалы» (1993) — в эпизоде «Секретные копы» (7 сезон, 12 серия) герои сталкиваются с монстром, который каждому видится в обличии его худшего кошмара. Кто-то видит человека-осу, которым его пугали в детстве, кто-то Фредди Крюгера, кто-то оборотня, кто-то своего бывшего парня-наркомана, а кто-то и вовсе вспышку опасной инфекции. А вот зрителям эту сущность так и не показали, потому что эпизод стилизован под документальную съёмку, а неодушевлённая камера ничего не боится и как следствие, монстра не видит.
  • «Вавилон-5» — Ворлонцы без скафандров.

Мультфильмы[править]

  • «Большой секрет для маленькой компании» — кошка, собака и лошадь, заглянув в волшебный телескоп, каждый раз направленный в одно и то же место, увидели, соответственно, Большой Кошачий, Большой Собачий и Большой Лошадиный Секреты.

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — три шекспировские ведьмы являются разным людям (и гаргульям) в разных обличиях. Макбет видит их уродливыми старухами, Голиаф и компания — маленькими девочками, Демона — старыми гаргульями, а для зрителей они — красивые молодые девушки. И дело тут не в физическом изменении формы, в эпизоде «Каменный город. Часть 3» (2 сезон, 11 серия) они предстали одновременно перед Демоной и Макбетом. Первый видел трёх старух-людей, а вторая — старух-гаргулий.

Комиксы[править]

Видеоигры[править]

  • «Петька 5: Конец игры» — так устроены телескопы, которые попадаются Петьке и Василию Ивановичу по ходу игры: каждый видит в них свою мечту. Герои — светлое советское будущее с колхозами, тракторами и полётом Гагарина, белые — своё собственное светлое будущее… а местный украинец — сало и горилку.
  • Mass Effect — внешность асари — с прикрученным фитильком. Видят их все виды, в общем-то, одинаково, но люди западают на перси и попки, турианцы — на гребни, салариане — на грацию движений…

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Император Человечества (пока ходил среди людей) и некоторые примархи (Сангвиний и Магнус, например. И Альфарий) демонстрировали подобное. Этим объясняется то, что в разных романах и рассказах по Ереси Хоруса их внешность описывается по разному.

Интернет-проекты[править]

  • SCP — хватает таких аномалий. Один из классических примеров — ныне списанный в архив SCP-013 «Всё и Ничто», сфера, на поверхности которой люди видят божество исповедуемой религии (или картину расширяющейся вселенной, если наблюдатель — атеист).
  • Андивионский Научный Альянс ввёл для таких явлений ёмкий и удобный термин «меосенсорика».
  • Творчество Джонатана Вуйцика aka Bogleech — педаль в асфальт: по этому принципу работает вся мультивселенная, вернее, диапазон восприятия.

Реальная жизнь[править]

  • Некоторые считают, что она устроена именно так. В экстремальных прочтениях концепция qualia даёт именно такую картину мира.
    • Квантовый мир, собственно, так и устроен. По крайней мере, эксперименты на квантовом компьютере показали, что измерения одного и того же квантового явления у разных наблюдателей могут дать свои результаты, каждый из которых будет одинаково верен.
  • Факт наличия так называемого NDE или же околосмертных переживаний, испытываемых человеком, как следует из названия, в агональном или коматозном состоянии, сопровождающихся видением, со слов очевидцев, иных миров, божеств и умерших родственников, но сугубо индивидуальных для каждого человека и выстраивающихся в прямой зависимости от его жизненных приоритетов и идеалов. Сильно разнятся от очевидца к очевидцу также и описания потусторонних нечеловеческих существ, являющихся за ними в этот мир или встречающих их уже «там». Чаще всего, для атеиста или неглубоко верующего человека речь идёт о «просто ярком, но разумном свете», но известны случаи наблюдения твёрдо верующими персоналиями самых разнообразных божеств, вплоть до индуистского Ямы или, для сатаниста, чёрной возницы Койсте Бодхар.
    • Похожий эффект имеет ЛСД — если во времена охоты на ведьм отравившиеся спорыньей могли увидеть этих самых ведьм, демонов и прочую мистику, то, например, жители Пон-сен-Эспри (до сих пор не выяснено, чем же они отравились — той же спорыньей или все-таки ЛСД), жившие в период большого количества сообщений о летающих тарелках, наблюдали разнообразных инопланетян.
  • Существует забавный эффект при засыпании — человек резко вздрагивает всем телом, просыпается и вскоре спокойно засыпает обратно. Обычно на момент такой «встряски» ему снится, точнее, мерещится в полудрёме, что он откуда-то падает, спотыкается или во что-то врезается. А одному гитаристу в таком состоянии примерещилось, что он подключает свою аппаратуру, и внезапно его шарахнуло током.